Главная · Транспорт · Административное право егэ обществознание. Административное право и административные правоотношения. Лишение родительских прав

Административное право егэ обществознание. Административное право и административные правоотношения. Лишение родительских прав

Слово «администрация» в переводе с латинского означает «управление, руководство». Поэтому административное право нередко называют управленческим правом. Оно представляет собой отрасль права, регулирующую общественные отношения в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и деятельностью органов исполнительной власти. (Перечислите их.)

Видами административно-правовых отношений являются внутриаппаратные отношения (например, между руководителями отделов аппарата управления и подчиненными ему работниками); отношения между соподчиненными органами государственного управления (Правительством РФ и министерствами); между несоподчиненными органами (двумя министерствами). Административное право регулирует также взаимоотношения исполнительных органов с органами местного самоуправления; государственными и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, предприятиями, учреждениями (скажем, взаимоотношения городского Департамента образования с частным лицеем). Виды административно-правовых отношений - это и взаимоотношения исполнительных органов с общественными организациями, например областной администрации с советом ветеранов; исполнительных органов с гражданами- Например, взаимоотношения Отдела внутренних дел и гражданина, призванного соблюдать правила паспортной системы, дорожного движения, противопожарной безопасности и пр.

Одна из особенностей административно-правовых отношений в том, что в них непременно участвует какой-либо исполнительный орган государственной власти (правительство, министерство и пр.) или должностное лицо. Другая особенность - исключение юридического равенства сторон. Иными словами, нормы административного права на одного из участников возлагают юридические обязанности (например, на водителя автотранспорта - соблюдать положенную скорость), а другому предоставляют права (инспектору ГИБДД - наблюдать за движением транспорта).

Добровольное выполнение гражданами юридически закрепленных обязанностей порождает правомерные действия. Например, обучение в школе, вузе и пр. предполагает систематическое посещение занятий, самоподготовку, сдачу экзаменов и пр. Неправомерные действия образуют административные правонарушения (проступки). Подчеркнем, что основным источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Согласно Кодексу административные проступки делятся на виды: в области охраны труда и здоровья (например, руководитель вредного производства не выдал работникам специальную защитную одежду); посягающие на государственную собственность (самовольное пользование водой из озера в промышленных целях); в области охраны природы, памятников истории и культуры (незаконная порубка елки для своей семьи); на транспорте, в сфере дорожного хозяйства и связи (безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и пр.); в области торговли и финансов (нарушение правил продажи спиртных напитков); посягающие на общественный порядок (нецензурная брань в общественном месте и пр.); посягающие на установленный порядок управления (неповиновение работнику милиции и др.).

За совершение административных проступков наступает административная ответственность в форме административных взысканий. К ним относятся: предупреждение, штраф, возмездное (с оплатой стоимости) изъятие предметов и орудий правонарушения, лишение специального права (права охоты, водительских прав), административный арест (кратковременное лишение свободы) до 15 суток, дисквалификация.

Административная ответственность наступает в полном объеме с 16 лет. Ее цель - воспитание лица в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку, предупреждение совершения им и другими лицами новых правонарушений.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.

а) предупреждение (выносится в письменной форме);

б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных наказаний:

1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) органы внутренних дел (милиция);

г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.


| |

    Убеждение (разъяснение, внушение, поощрение и т.д.).

    Принуждение (применение взысканий).

II. Административные методы административного права предполагают прямое или внеэкономическое воздействие со стороны управляющего субъекта на сознательное поведение управляемых.

    Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом.

    Распорядительные воздействия - приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль исполнения.

    Материальная ответственность и взыскания - выражается в обязанности работников возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях.

    Дисциплинарная ответственность и взыскания - применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

    Административная ответственность применяется в случаях совершения административных правонарушений.

III. Экономические методы административного права предусматривают косвенное воздействие на объект управления:

IV. Правовые методы административного права .

    Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в определенных условиях

    Запрет - возложение прямой юридической обязанности воздержаться от совершения тех или иных действий

    Дозволение - юридическое разрешение совершать определенные действия либо не совершать их по своему усмотрению.

Административное право включает в себя административно-правовые нормы . Это установленное государством правило регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Административные нормы носят императивный характер, т.е. требуют безусловного подчинения. Выделяют следующие виды административных норм :

    обязывающие;

    запрещающие;

Юридическая сила норм зависит от положения тех органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Соответственно, различают нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Реализация норм представляет собой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъектами. Различают четыре формы реализации норм :

    Исполнение - активные действия субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в норме.

    Соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий.

    Использование - субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предоставленным ему субъективным правом (например, правом обратиться с жалобой).

    Применение - принятие компетентным государственным органом или уполномоченным должностным лицом индивидуального юридически-властного решения на основе действующей нормы.

Нормы административного права регулируют административно-правовые отношения .

Особенности административно правовых отношений заключаются в следующем:

    обязанности и права сторон этих отношений связаны с государственным управлением;

    в этих отношениях одной из сторон выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо и т.д.);

    данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;

    в случае нарушения административно- правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;

    разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Участниками административно-правовых отношений могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и муниципальные служащие, общественные объединения, предприятия, учреждения, другие юридические лица, трудовые коллективы, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Кодифицированным нормативно-правовым актом, регулирующим административно-правовые отношения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) , который вступил в силу 01.07.2002 г.

Административное правонарушение

Административное правонарушение - это противоправное деяние невысокой степени опасности, предусмотренное законодательством об административных нарушениях.

Субъектом административного правонарушения является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные), несовершеннолетние и их родители, должностные лица, юридические лица (организации).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от ответственности и ограничиться устным замечанием.

Для человека, совершившего административное правонарушение, наступает административная ответственность . Это мера принуждения, осуществляемая государством к лицу, совершившему противоправное деяние, за которое предусмотрено применение мер административного воздействия. Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных наказаний и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности.

Административные взыскания не налагаются на лиц моложе 16 лет, работников правоохранительных органов, военнослужащих и депутатов.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией о делах несовершеннолетних и защите их прав, указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Военнослужащие и работники правоохранительных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарным уставом.

Депутаты не привлекаются к административной ответственности из-за существующего у них иммунитета.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, за исключением лиц, наделенных дипломатическим иммунитетом.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости из-за хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Согласно КоАП, существуют обстоятельства, смягчающие административную ответственность :

    1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

    2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

    3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

    4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

    5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах.

Кроме смягчающих, существуют также обстоятельства, отягчающие административную ответственность :

    1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

    2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения, лицо уже подвергалось административному наказанию;

    3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

    4) совершение административного правонарушения группой лиц;

    5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

    6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Данный перечень является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения, могут не признать какое-либо обстоятельство из этого перечня отягчающим.

Применение мер административной ответственности возможно только с соблюдением следующих основных принципов .

    Принцип равенства перед законом - лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

    Принцип презумпции невиновности - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законодательством; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Принцип законности - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законодательством.

    Принцип справедливости - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства или причинение человеку физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Принцип целесообразности - при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

    Принцип неотвратимости - предполагает неизбежность наступления административной ответственности за совершенное правонарушение.

Административное наказание

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Поскольку административные проступки имеют меньшую общественную опасность и вредность, чем преступления, административные наказания менее суровы, чем уголовные, кроме того, они не влекут судимости.

КоАП предусматривает следующие виды административных наказаний .

    Предупреждение - выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение считается административным наказанием, только если оно выносится в письменной форме. Применение предупреждения влечет для правонарушителя не только моральные, но и правовые последствия: при совершении повторного аналогичного правонарушения к нему будет применено более строгое административное наказание.

    Административный штраф является наиболее распространенным видом административного взыскания и предусматривается за большинство административных правонарушений. Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

    • минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (размер МРОТ в РФ с 1 июня 2011 г. будет составлять 4611 руб.);

      стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

      сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

    Сумма административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ, или превышать 25 МРОТ для граждан, 50 МРОТ для должностных лиц и 1 000 МРОТ для юридических лиц. Сумма штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

    Возмездное изъятие орудия или предмета правонарушения - их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей, например, изъятие боевого оружия.

    Конфискация орудия или предмета правонарушения (ружье браконьера, сеть). Конфискация назначается судьей. Не является конфискацией изъятие у лица, который незаконно владеет орудием или предметом административного правонарушения.

    Лишение специального права (охоты, управления транспортным средством). Устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее месяц и более 2 лет.

    Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

    Выдворение за пределы России (для иностранцев и лиц без гражданства) - принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в контролируемом самостоятельном выезде этих лиц из РФ.

    Дисквалификация - заключается в лишении физического права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом. Дисквалификация назначается судьей на срок от 6 месяцев до 3 лет.

    Административное приостановление деятельности - временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности.

    Такое наказание применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркологических средств, в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток. Судья, на основании ходатайства лица, подвергнувшегося этому административному наказанию, прекращает его исполнение, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для его назначения.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них. Если лицо совершило несколько аналогичных административных правонарушений, наказание назначается в пределах одной санкции.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее, чем по истечении 2 месяцев со дня его совершения. При длящемся административном правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения.

Согласно КоАП, дела об административных правонарушениях рассматриваются:

    1) судьями (мировыми судьями);

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (районными, городскими, районными в крупных городах);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Компетенция каждого органа в сфере рассмотрения дел об административных правонарушениях установлена законодательством.

Контрольные вопросы

    Что является предметом административного права?

    Назовите методы административного права.

    Что такое административная правовая норма?

    Какие виды административных правовых норм Вы знаете?

    Дайте определение административно-правовым отношениям.

    Что такое административное правонарушение?

    Дайте определение административной ответственности.

    Назовите принципы, на основании которых применяется административная ответственность.

    Какие виды административных наказаний Вы знаете?


Понятие уголовного права


Виды наказаний

  • а) штраф;

  • б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

  • в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

  • г) обязательные работы;

  • д) исправительные работы;

  • е) ограничение по военной службе;

  • з) ограничение свободы;

  • и) арест;

  • к) содержание в дисциплинарной воинской части;

  • л) лишение свободы на определенный срок;

  • м) пожизненное лишение свободы;

  • н) смертная казнь.


Преступление (правонарушение)


Уголовная ответственность: смягчающие вину обстоятельства (Ст.61. УК РФ)

  • Совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств.

  • Несовершеннолетие виновного.

  • Беременность.

  • Наличие малолетних (до 14 лет) детей у виновного.

  • Совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания.

  • Совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

  • Совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения.

  • Противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

  • Явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, изобличению и уголовному преследованию других соучастников преступления, розыску имущества, добытого в результате преступления.

  • Оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба


  • а) рецидив преступлений;

  • б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;

  • в) совершение преступления в составе группы лиц

  • г) особо активная роль в совершении преступления;

  • д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

  • е) совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

  • совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;

  • ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

  • з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;

  • и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего ;


Уголовная ответственность: отягчающие вину обстоятельства (С.63. УК РФ)

  • к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением психического принуждения;

  • л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;

  • м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;

  • н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти;

  • о) совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел.



Факторы влияющее на уголовное наказание


Задачи по уголовному праву

  • У.1. Четырнадцатилетний Саша Чугункин украл из магазина шоколадку стоимостью 20 рублей. Кто и к какой ответственности будет привлечен?

  • У.2. Шестнадцатилетний Вася Петров, проходя поздно вечером по улице увидел лежащего пьяного гражданина А., и с целью завладения имуществом снял с него пальто, шапку, ботинки, оставив А., на 30-градусном морозе. Потерпевший вскоре замерз. Определите форму вины и ее вид. Подлежит ли он ответственности за наступления смерти?

  • У.3. Гражданин Ворапаев обнаружил дневник своей 15-летней падчерицы, в котором она писала, что ненавидит своего отчима и желает его смерти, даже описала способ его убийства. Как можно оценить поведения девушки с точки зрения уголовного права?

  • У.4. Сотрудник милиции Табаков, возвращаясь с дежурства, встретил знакомую 18 летнюю девушку, которая попросила дать ему подержать оружие. Милиционер вынул обойму и дал девушки пистолет, не проверив патронник. Девушка в шутку приставила ствол к голове друга и нажала на спусковой крючок. Табаков погиб. Есть ли вина девушки?

  • У.5. У районного прокурора похитили дочь, потребовав, чтобы тот необоснованно прекратил уголовное дело. В противном случае девочку обещали убить. Прокурор выполнил требования похитителей. Подлежит ли прокурор ответственности?


Уголовный процесс


Административное право


Административное право

  • 1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

  • 2. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

  • 3. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

  • 4. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

  • 5. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.


Виды административных наказаний


Задачи по административному праву

  • А.1. Укажите за какие проступки может наступить административная ответственность

  • Безбилетный проезд 16 шестнадцатилетнего учащегося в общественном транспорте

  • Опоздание на работу водителя автобуса на час

  • Нарушения правил пожарной безопасности в негосударственном образовательном учреждении «Шанс»

  • Мелкое хулиганство

  • Неисполнение обязательств по кредитному договору

  • Переход дороги в неположенном месте

  • Публичное оскорбление лица, находящегося при исполнении своих обязанностей.

  • А.2. Группа студентов одного из вузов, отмечая успешное окончание летней сессии, жарили шашлык, и оставили после себя незатушенный костер. Директор лесхоза оштрафовал каждого из них за нарушения правил пожарной безопасности и сообщил в происшествии в институт. В сентябре ректор института объявил студентам за этот проступок выговор.


Трудовое право (Трудовой кодекс РФ)

  • Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

  • Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

  • Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;

  • трудоустройству данного работодателя;

  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

  • государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • в разрешению трудовых споров;

  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Принципы трудового права (Ст. 2 ТК РФ)

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

  • равенство прав и возможностей работников;

  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размеры оплаты труды

  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;


  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

  • идентификационный номер налогоплательщика сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;

  • место и дата заключения трудового договора.

  • место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;

  • конкретный вид поручаемой работнику работы.

  • дата начала работы,

  • а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия

  • условия оплаты труда

  • режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

  • другие условия в случаях предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.


Труд несовершеннолетних

    По общему правилу заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет Лица, достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, в случаях получения общего образования либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения

  • С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения

  • для работников в возрасте до 16 лет продолжительность рабочего времени - 24 часа в неделю,

  • а в возрасте от 16 до 18и лет - 35 часов в неделю.

  • Если же такой работник является учащимся образовательного учреждения:

  • - до 16 лет - до 12 часов в неделю;

  • - от 16 до 18 лет до 17,5 часов в неделю.

  • Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

  • - по общему правилу для работников в возрасте от 15 до 16 лет - 5 часов,

  • в возрасте от 16 до 18 лет - 7 часов;

  • - для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте

  • от 14 до 16 лет - 2,5 часа,

  • от 16 до 18 лет – 3,5 часов


Трудовое право –дисциплинарная и материальная ответственность


Источники гражданского права.


Предмет гражданского права


Предмет гражданского права.


Основные институты гражданского права


Элементы гражданских правоотношений


Юридические факты и гражданские правоотношения.


Элементы гражданского правоотношения



Юридические факты и гражданские правоотношения


Сделки


Функция нотариуса

  • Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

  • 1) удостоверяют сделки;

  • 2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

  • 3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

  • 4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

  • 5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;

  • 6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

  • 7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

  • 8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

  • 9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

  • 10) удостоверяют время предъявления документов;

  • 11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

  • 12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

  • 13) совершают исполнительные надписи;

  • 14) совершают протесты векселей;

  • 15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;

  • 16) принимают на хранение документы;

  • 17) совершают морские протесты;

  • 18) обеспечивают доказательства.


Недействительные сделки


Договор


Основные понятия наследственного права

  • Наследование - переход наследственной массы умершего (наследодателя) к другим лицам (наследникам).

  • Наследственная масса (наследство) - это совокупность принадлежавших наследодателю на день открытия наследства вещей, а также иных видов имущества, в том числе имущественных прав и обязанностей.

  • Выморочное имущество - это наименование наследственной массы в том случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию.. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

  • Время открытия наследства - день смерти наследодателя, а при объявлении его умершим - день вступления в силу решения суда или указанный в нем.

  • Местом открытия наследства признается, по общему правилу, последнее постоянное место жительства наследодателя. Если же такое место жительства неизвестно или находится за пределами РФ, местом открытия наследства в РФ признается место нахождения на территории РФ наследственного имущества.

  • Виды:

  • по закону - граждане , находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся живыми после его смерти, и Российская Федерация;

  • по завещанию - граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся живыми после его смерти; юридические лица, существующие на день открытия наследства; Российская Федерация ; субъекты Российской Федерации; муниципальные образования; иностранные государства; международные организации.

  • Недостойные наследники - граждане, утратившие право наследовать или отстраненные от наследования судом вследствие своего противоправного поведения по отношению к наследодателю.


Наследование по завещанию

  • Согласно действующему законодательству завещание может быть совершено при соблюдении определенных требований:

  • 1) только гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.

  • 2) завещание должно быть совершено лично . Совершение завещания через представителя не допускается.

  • 3) в завещании могут содержаться распоряжения только одного гражданина . Совершение завещания двумя или более гражданами не допускается.

  • (Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Важным моментом, является принцип свободы завещания)

  • 4) завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом . Удостоверение завещания другими лицами допускается в отдельных случаях :

  • (например: завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

  • 5) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов и т.д.)


Восемь очередей наследников :

  • Восемь очередей наследников :

  • 1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления .. Доля умершего супруга в этом имуществе равна половине всего нажитого имущества, входит в состав наследства и переходит к наследникам.

  • 2. Наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Дети полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя (племянники и племянницы наследодателя ) наследуют по праву представления .

  • 3. Наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя ). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления .

  • 4. Наследники четвертой очереди по закону являются прадедушки и прабабушки наследодателя;

  • 5. Наследники пятой очереди по закону являются дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки);

  • 6. Наследники шестой очереди по закону являются дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

  • 7. Наследники седьмой очереди по закону являются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

  • 8. Также выделяют так называемую плавающую очередь . Наследники данной очереди это несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя .


Обязательства вследствие причинения вреда


Гражданская ответственность родителей (опекунов, специальных учреждений)

  • за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечает тот, под опекой кого несовершеннолетний находился в момент причинения вреда, а именно:

  • за вред причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

  • если малолетний, нуждающийся в опеке, находился в соответствующем воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения или другом аналогичном учреждении, которое в силу закона является его опекуном, это учреждение обязано возместить вред, причиненный малолетним, если не докажет, что вред возник не по вине учреждения.

  • если малолетний причинил вред в то время, когда он находился под надзором образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор на основании договора, это учреждение или лицо отвечает за вред, если не докажет, что вред возник не по его вине в осуществлении надзора.


Гражданский процесс


Семейное право

  • Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,

  • регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными),

  • в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.


Семейное право


Виды семейных правоотношений


Принципы семейного права


Брачный договор


Брачный договор


Брачный договор

    Брачным договором не может быть предусмотрена обязанность одного супруга передавать в собственность другому все нажитое во время брака имущество или все получаемые доходы, поскольку это поставит одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Нельзя принять на себя обязательство, ограничивающее свободу завещания, поскольку это право предусмотрено законом и входит в содержание правоспособности гражданина.

  • Условия брачного договора, нарушающие требования (п.3 ст.42 СК), являются ничтожными. Если условия брачного договора ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, признание этих условий договора недействительными производится судом по иску заинтересованного лица.


Опекунство и попечительство

  • Статья 35. Опекуны и попечители

  • 1. Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства. Назначение опекуна или попечителя может быть обжаловано в суде заинтересованными лицами. 2. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав. 3. Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного. 4. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.


Лишение родительских прав


Обществознание

Лекция № 53.

Раздел 6.3 Отрасли российского права

Тема: Административное право.

Цель: изучить особенности административного права.

Задачи:

учебная : изучить понятие, источники и виды наказания административного права;

развивающая : развитие познавательных компетенций;

воспитательная: приобщение студентов к правовой культуре, и уважению закона.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, ноутбук и презентация.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

    Организационный момент. (3 минуты)

    Проверка домашнего задания (20 минут)

1. Особенности конституционного права.

2. Обязанности гражданина

План:

1. Понятие и источники административного права.

2. Административные правоотношения.

3. Административные наказания (50 мин).

Ход урока

№1. Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполни тельной власти и иные исполнительные органы.

Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями; между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйствен­ными и социально-культурными объединениями; между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических вла стных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления.

В административных правоотношениях одни приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и об­щественных органов.

Жалоба - это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы. Если жалоба в вышестоящие органы не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удов­летворении жалобы.

Конституции РФ

Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности»


Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации»


Постановления Правительства РФ


Адми нистративная ответственность – это применение к физическому или юридическому лицу, совершившее административное правонарушение, мер административного наказания. Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административ ных правонарушениях (КоАП РФ), введен в действие с 1 июля 2002 г. В Кодексе пять разделов:

раздел I - Общие положения;

раздел II - Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них);

раздел III -Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные 1 рассматривать дела об административных правонарушениях;

раздел IV - Производство по делам об административных правонарушениях;

раздел V - Исполнение постановлений по делам об административных правона­рушениях.


2. В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

    посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

    посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

    в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

    на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

    в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

    в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

    в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

    в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждый из административных проступков положено административное наказание.

№3. Административная ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.






Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация мо гут устанавливаться и применяться только в качестве ос новных административных наказаний. Остальные виды административных наказаний могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополни тельных наказаний.

Среди органов, которым подведомственны дела об административных правонарушениях, выделяются:

  • комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    органы внутренних дел;

    органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;

    налоговые органы;

    федеральные органы налоговой полиции;

    таможенные органы;

    военные комиссары;

    органы рыбоохраны

И многие другие органы и должностные лица.

Дело об административном правонарушении должно рассматриваться в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. Незаконные действия по привлечению к администра­тивной ответственности могут быть обжалованы в вышестоящие инстанции или прокурору.

Лицу, привлекаемому к ответственности, должно быть гарантировано осуществление его прав. В частности, нарушитель вправе знакомиться с материалами дела, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства. Для защиты своих интересов он может пригласить адвоката.

Постановление по делу об административном правонарушении выносится и объявляется немедленно после рассмотрения дела. По делу выносится одно из следующих постановлений: о наложении административного взыскания; о прекращении дела производством - при объявлении устного замечания, передаче материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, либо прокурору, органу предварительного следствия или дознания, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу.

В течение трех дней копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления. Постановление может быть опротестовано прокурором. Жалоба и протест на постановление рассматриваются правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления.

Закрепление

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Каковы источники административного права?

4. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонару­шения и какова его структура?

5. Какие виды административных правонарушений вам известны?

6. В чем состоит административная ответственность?

7. В чем суть административного наказания?

8. Какие виды административных наказаний предусмотрены КоАП РФ?

9. Какие административные наказания являются основными?

10. Каким органам подведомственны дела об административных правонарушениях?

Домашнее задание: подготовить следующие темы: Порча таксофонных аппаратов: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты. Чем опасны нарушения правил дорожного движения? Водитель и работник государственной инспекции по безопасности дорожного движения: трудный диалог. Штрафы как вид административного взыскания: проблемы и перспективы. (7 минуты).