Главная · Характеристики · Брачносемейные отношения в международном частном праве. Коллизионные нормы об отношениях (имущественных, личных неимущественных) супругов Закон страны постоянного проживания ребенка

Брачносемейные отношения в международном частном праве. Коллизионные нормы об отношениях (имущественных, личных неимущественных) супругов Закон страны постоянного проживания ребенка

Права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. При отсутствии совместного места жительства родителей и детей права и обязанности родителей и детей определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. По требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Комментарий к Ст. 163 СК РФ

1. На территории РФ до вступления в силу СК РФ вопросы отношений между родителями и детьми, рожденными в смешанных браках, не были решены на законодательном уровне. На практике суды в большинстве случаев применяли отечественное законодательство. С принятием СК РФ эти отношения в рамках комментируемой статьи получили правовую регламентацию, в основе которой лежит сочетание принципов определения законодательства государства, подлежащего применению, на основе территориального признака проживания семьи и признака гражданства ребенка.

2. Первый основной принцип предполагает, что права и обязанности родителей и детей, в том числе обязанность родителей по содержанию детей, должны определяться законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. Таким образом, отношения родителей и детей, проживающих в России, независимо от их гражданства подчинены российскому праву.

Соответственно, права и обязанности родителей, в том числе связанные с воспитанием ребенка, защитой его прав и интересов, требованием возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, общением с ребенком, участием в его воспитании, включая случаи, когда он проживает с другим родителем, решением вопросов получения ребенком образования, случаи и порядок ограничения или лишения родительских прав, так же как и личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей, определяются в соответствии с гл. 11 и 12 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 54 — 79 СК). При этом при разрешении вопросов, связанных с исполнением родителями либо одним из родителей обязанностей по содержанию ребенка, включая обязанности по уплате алиментов, с учетом п. 1 ст. 60 СК РФ применению подлежат также ст. ст. 80 — 86, 99 — 105 СК РФ (см. комментарий к указанным статьям).

С одной стороны, данный принцип позволяет применить к правоотношениям родителей и детей законодательство именно того государства, тесная связь с которым обусловлена прежде всего их совместным проживанием в нем, и тем самым избежать конфликта публичного порядка, установленного в этом государстве, с принципами установления прав и обязанностей родителей и детей, например государства, гражданами которого они являются (в некоторых странах до сих пор признается главенство мужа в семье, в том числе в части его прав на детей).

С другой стороны, при взыскании алиментов данный принцип позволяет в равной степени учесть интересы и плательщика, и получателя алиментов, поскольку решение вопросов, связанных с установлением размеров алиментов, обычно обусловлено уровнем жизни населения в конкретном государстве и соответствующей оценкой материального положения указанных лиц, в том числе с учетом действующей системы государственного социального обеспечения, определения видов заработка или иного дохода, из которых производится удержание алиментов.
———————————
К примеру, в США назначение государственных пособий для престарелых малообеспеченных граждан является основанием для обращения к детям за выплатой содержания (см.: Семейное право Российской Федерации и иностранных государств: основные институты / Под ред. В.В. Залесского. С. 249).

3. Следует обратить внимание на то, что в соответствии с комментируемой статьей территориальный признак определения законодательства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, непосредственным образом обусловлен фактором наличия у родителей и детей совместного места жительства в одном государстве. Соответственно, может возникнуть вопрос: что имеется в виду в комментируемой статье под совместным местом жительства: как родители, так и дети должны проживать в одном государстве и иметь одно совместное место жительства в этом государстве (т.е. совместно проживать) или достаточно того, что как родители, так и дети просто должны проживать в одном государстве (т.е. их совместное проживание в этом государстве уже не имеет правового значения)?

Комплексный анализ отдельных положений СК РФ, в частности п. 4 ст. 38, п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 55, п. 2 ст. 59, п. 4 ст. 60, п. 1 ст. 62, п. 3 ст. 65, абз. 5 ст. 130, п. 2 ст. 133, свидетельствует, что законодатель в качестве правовой категории, обозначающей проживание супругов и детей в одном месте жительства, выбрал такое понятие, как «совместное проживание» (в качестве противопоставляемой правовой категории — «раздельное проживание»), а не «совместное место жительства». Поэтому представляется, что для применения законодательства конкретного государства в соответствии с комментируемой статьей достаточно, чтобы родители и дети проживали в этом государстве (т.е. не обязательно в одном месте жительства).

4. Второй принцип определения законодательства, подлежащего применению, основан на признаке гражданства ребенка. В частности, в соответствии с комментируемой статьей если родители и дети проживают в разных государствах (т.е. не имеют совместного места жительства в одном государстве), то их права и обязанности определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок. Поэтому если ребенок является гражданином РФ, то независимо от того, проживает ли он на территории РФ или на территории иностранного государства, должно подлежать применению, например при разрешении в российском суде спора, связанного с правами и обязанностями родителей и данного ребенка, законодательство РФ. Если же ребенок является гражданином иностранного государства — законодательство данного государства.

Так, если мать ребенка — российского гражданина проживает вместе с ребенком в России, а отец — за границей, то порядок взыскания на ребенка алиментов с отца и размер таких алиментов будут определяться российским судом в соответствии с СК РФ. Если мать ребенка — иностранного гражданина, проживающая отдельно от ребенка за границей, обратится в российский суд с требованием о возврате ребенка от проживающего в России отца, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения, то российский суд при рассмотрении данного требования должен будет применить законодательство иностранного государства, гражданином которого является ребенок.

5. Не исключена ситуация, когда применение основанного на признаке гражданства ребенка второго принципа определения законодательства государства, подлежащего применению к правам и обязанностям родителей и детей, может существенно нарушить интересы ребенка.

В частности, ребенок может проживать в государстве, в котором намного более высокий уровень жизни населения, чем в государстве, гражданином которого он является. Соответственно, в случае установления размера алиментов с применением законодательства государства его гражданства, которое может исходить из совершенно иного уровня оценки необходимого материального обеспечения, ребенок может оказаться в ситуации, когда установленный размер средств на его содержание не будет соответствовать уровню жизни населения в государстве, в котором он проживает. Поэтому комментируемая статья для случая отсутствия совместного проживания родителей и детей в одном государстве предусматривает возможность иного разрешения коллизионного вопроса: по требованию истца к алиментным обязательствам и к другим отношениям между родителями и детьми судом может быть применено законодательство государства, на территории которого постоянно проживает ребенок.

Следует обратить внимание на то, что поскольку законодательство государства места постоянного проживания ребенка в соответствии с комментируемой статьей судом может быть применено только при наличии требования об этом со стороны истца, то при отсутствии такого требования суд не вправе отступать от основной коллизионной нормы данной статьи. При этом комментируемая статья непосредственно упоминает именно истца, в связи с чем ответчик не обладает правом такого требования.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что комментируемая статья предусматривает не обязанность суда применить по требованию истца законодательство государства места постоянного проживания ребенка, а только возможность применения такого законодательства. Суд самостоятельно, исходя из всех обстоятельств дела и на основании предъявленного истцом требования, оценивает целесообразность для ребенка применения законодательства государства — места его постоянного проживания или законодательства государства, гражданином которого он является.

6. Следует иметь в виду, что разрешение коллизионных вопросов, связанных с правами и обязанностями родителей и детей, в некоторых международных договорах РФ несколько отличается от норм комментируемой статьи. К примеру, в соответствии со ст. 32 Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам правоотношения родителей и детей определяются по законодательству государства — участника данной Конвенции, на территории которого постоянно проживают дети.

Коллизионное регулирование правового положения детей основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке"). В национальном законодательстве установлено: "Правоотношения между родителем и ребенком регулируются правом страны гражданства ребенка, когда такое право является тем же самым, что и право одного из родителей, или когда оно является тем же самым, что и право одного родителя, если другой родитель отсутствует. В иных случаях регулирование осуществляется по праву места обычного пребывания ребенка" (ст. 32 Закона о МЧП Японии).

Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми - установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. "Семейные правоотношения между родителями и детьми, особенно в отношении фамилии, опекунства, законного представительства, содержания и управления имуществом - кроме содержания родителей - регулируются личным законом ребенка" (§ 45.1.4 Указа о МЧП Венгрии).

Кроме личного закона детей и родителей применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда. Последний является вспомогательной привязкой и применяется при условии, что он наиболее благоприятен для ребенка: "К отношениям между родителями и детьми применимо право государства, гражданами которого они являются. Если родители и дети имеют различное гражданство, применимо право государства, на территории которого они имеют место жительства. Если родители и дети имеют различное гражданство и не имеют места жительства в одном и том же государстве, применяется право страны, гражданином которой является ребенок" (ст. 46 Закона о МЧП Македонии).

Если в момент рождения ребенок является законнорожденным согласно праву страны гражданства либо мужа, либо жены, он считается законнорожденным (ст. 28 Закона о МЧП Японии). При разном гражданстве супругов применяется закон общего места жительства родителей, а в его отсутствие - закон места рождения ребенка. Современный законодатель стремится установить право, наиболее благоприятное для признания ребенка законнорожденным: "Если супружеские отношения прекратились до рождения ребенка, ребенок признается законнорожденным, если это соответствует праву гражданства ребенка в момент рождения, или праву гражданства его матери, или мужа его матери в момент прекращения супружеских отношений" (§51 Закона о МЧП Тайваня).

Однако в Таиланде законнорожденность ребенка определяется законом гражданства мужа матери на момент рождения ребенка. Тот же самый закон регулирует иск об оспаривании законнорожденности ребенка (§ 29 Закона о МЧП).

Вопросы происхождения ребенка являются предпосылкой для разрешения проблемы взаимоотношений между родителями и детьми; эти вопросы, как правило, имеют самостоятельную коллизионную привязку. По вопросам происхождения ребенка современный законодатель, как правило, устанавливает цепочку коллизионных норм, нацеленную на отыскание наиболее благоприятного для ребенка права: "Происхождение регламентируется правом государства, чье гражданство ребенок приобрел к моменту рождения. Если это более благоприятный вариант для ребенка, то применяется: 1) право государства, чьим гражданином является ребенок или в котором у него есть обычное местопребывание к моменту установления происхождения; 2) право, которое применимо к личным отношениям между родителями к моменту рождения ребенка. Отсылка к праву третьего государства принимается, когда это право допускает устанавливание происхождения ребенка. Подтверждение отцовства действительно, если оно отвечает отечественному праву лица, которое осуществило его, или отечественному праву ребенка к моменту подтверждения отцовства, или праву государства, в котором находится обычное местопребывание ребенка к моменту подтверждения отцовства" (ст. 83 Кодекса МЧП Болгарии).

Происхождение ребенка, рожденного вне брака, определяется на основе альтернативных коллизионных привязок: закона гражданства ребенка, права его места жительства, закона гражданства его матери, закона места заключения брака. Во всех случаях "судье надлежит применить закон, наиболее благоприятный для установления происхождения ребенка, из следующих: закон гражданства ответчика или закон его места жительства, закон гражданства ребенка или закон его места жительства" (ст. 52 Кодекса МЧП Туниса).

Происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где возникли предпосылки этого спора. Во всех случаях происхождение ребенка может оспариваться в соответствии с правом страны, где ребенок имеет обычное место нахождения (ст. 51 Закона о МЧП Грузии). В Эстонии к оспариванию происхождения применяется право местожительства ребенка в момент рождения либо право его местожительства во время оспаривания (ст. 62 Закона о МЧП).

Детальное коллизионное регулирование института признания внебрачного ребенка установлено в итальянском законодательстве: "Условия признания внебрачного ребенка определяются национальным законом ребенка на момент рождения, или, если это является более благоприятным, национальным законом субъекта, осуществляющего признание, в момент осуществления признания. Способность родителя осуществить признание определяется его национальным законом. Форма признания определяется правом государства, в котором осуществляется признание, или правом государства, которое регулирует существо данного правоотношения" (ст. 35 Закона о МЧП).

  • - по праву государства, гражданкой которого является мать. Отношения между отцом и ребенком, рожденным вне брака,

определяются в соответствии со следующей очередностью:

  • - по праву государства последнего общего гражданства родителей;
  • - по праву государства их последнего общего обычного места пребывания;
  • - по праву государства, гражданином которого является отец.

Отношения между матерью и отцом ребенка, который был рожден вне брака, определяются в соответствии со следующей очередностью:

  • - по праву государства последнего в течение беременности общего гражданства родителей;
  • - по праву государства последнего в течение их брака общего обычного места пребывания;
  • - по праву их общего простого места пребывания (ст. 19-21 ГК Греции).

Узаконение ребенка, рожденного вне брака, путем последующего брака его родителей регулируется статутом общих последствий брака. В случае разного гражданства родителей альтернативной привязкой является закон гражданства одного из них. Если узаконение производится в какой-либо иной форме (а не путем последующего брака), то компетентен закон гражданства того лица, чей ребенок подлежит узаконению: "Условия узаконения внебрачного ребенка путем последующего брака определяются согласно личному закону родителей. При отличающихся личных законах родителей является определяющим тот личный закон, который более благоприятен для узаконения ребенка. Условия узаконения внебрачного ребенка путем объявления о его брачном происхождении определяются согласно личному закону отца; если ходатайство об объявлении о брачном происхождении ребенка заявлено лишь после смерти отца, то согласно личному закону отца на момент его смерти. Если согласно личному закону ребенка является необходимым согласие ребенка или третьего лица, с которым ребенок состоит в семейно-правовой связи, то в данном отношении является определяющим также это право. Последствия брачного происхождения и узаконения ребенка определяются согласно праву того государства, в котором он имеет свое обычное местопребывание" (ст. 23-25 Закона о МЧП Лихтенштейна).

Во всех случаях приоритет отдается закону, разрешающему узаконение: "Установление происхождения регулируется законом гражданства ребенка в момент его рождения... если происхождение не может быть установлено этим законом - то в соответствии с законом места постоянного проживания ребенка. Если происхождение не может быть определено по этим законам, то оно устанавливается в соответствии с законом гражданства матери или отца в момент рождения ребенка и, если оно не может быть установлено в соответствии с этими законами, то применяется закон места совместного постоянного проживания матери и отца в момент рождения ребенка, а если оно также не может быть определено по этому закону, то применяется закон места рождения ребенка" (ст. 16 Кодекса МЧП Турции).

По вопросу алиментных обязательств в пользу детей основным коллизионным критерием является закон обычного места жительства ребенка, который определяет право на алименты, их размер и круг обязанных лиц (Австрия, Франция). На Украине алиментные отношения родителей и детей определяются личным законом ребенка или правом, которое имеет тесную связь с соответствующими отношениями и если оно является более благоприятным для ребенка (ст. 66 Закона о МЧП). В Польше право, применимое к вопросам взаимного содержания детей и родителей, определяется на основании Регламента Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств" (ст. 63 Закона о МЧП).

По вопросу уплаты алиментов допускается заключение "соглашения в отношении алиментов". Это соглашение предполагает возможность автономии воли, но выбор сторон ограничен правом государства, гражданами которого они являлись во время выбора или на территории которого один из них в это время имел постоянное место жительства. При отсутствии выбора применяется право государства, на территории которого кредитор имел свое постоянное место жительства при заключении соглашения. Эти же коллизионные привязки (плюс требования права государства, места заключения соглашения) определяют действительность соглашения по форме (ст. 75 Кодекса МЧП Бельгии).

Установление совокупности альтернативных коллизионных привязок и целой "цепочки" коллизионных норм, применяемых при разрешении вопросов правового статуса детей, производится в интересах детей и направлено на достижение их максимальной защиты. Большая часть этих вопросов урегулирована в международном праве. На универсальном уровне приняты:

  • - Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
  • - Гаагские конвенции:
  • o о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей (1956);
  • o о компетенции и применимом праве в отношении несовершеннолетних (1961);
  • o о гражданских аспектах международного похищения детей (1980);
  • o о юрисдикции, применимом праве, признании, принудительном исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мер по защите детей (1996);
  • o о международном взыскании алиментов на детей и других форм семейного содержания (2007).

На региональном (европейском) уровне действуют:

  • - Страсбургские конвенции:
    • o о правовом статусе внебрачных детей (1975);
    • o об осуществлении прав детей (1996);
    • o о контактах в отношении детей (2003);
  • - рекомендация Комитета министров ЕС "В отношении детей против жестокого обращения" (1979);
  • - резолюция Комитета министров ЕС "О гражданстве детей, родившихся в браке" (1977);
  • - постановление Совета ЕС о юрисдикции и признании, и исполнении судебных решений по супружеским вопросам и вопросам родительской ответственности обоих супругов за детей (2000);
  • - Регламент Совета ЕС № 4/2009 от 18 декабря 2008 г. "О юрисдикции, применимом праве, признании и приведении в исполнение решений и о сотрудничестве по вопросам, касающимся алиментных обязательств".

В российском праве коллизионное регулирование отношений между супругами по поводу происхождения или воспитания детей установлено в ст. 162 и 163 СК РФ. Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства (материнства), определено в ст. 162. Основная коллизионная привязка - закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами России обращаться в ее дипломатические и консульские представительства по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163. Основная коллизионная привязка - закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

Выяснение мнения ребенка. Согласно ст. 12 Конвенции о правах ребенка ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, должно быть обеспечено право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Например, определением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска по делу по иску П. к X. было утверждено мировое соглашение между родителями несовершеннолетних детей, которым место жительства тринадцатилетней дочери определено с матерью, а место жительства семилетнего сына - с отцом. При этом мнение несовершеннолетней девочки по данному вопросу судом не выяснялось.

Аналогичные случаи имели место, в частности, в районных (городских) судах Оренбургской, Волгоградской, Нижегородской областей.

В некоторых случаях, когда мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, выявлялось органом опеки и попечительства и на данное обстоятельство имелось указание в заключении названного органа, в материалах дела в то же время отсутствовали сведения о том, кем конкретно из представителей органа опеки и попечительства, когда и при каких обстоятельствах это мнение ребенка было выяснено.

Такая ситуация имела место при разрешении спора Гурьевским районным судом Калининградской области по иску К. (отца ребенка) к X. (матери ребенка) об определении места жительства несовершеннолетнего (1996 года рождения). Судом было принято решение об удовлетворении иска и определении места жительства несовершеннолетнего ребенка вместе с отцом с учетом признания иска ответчиком и заключения органа опеки и попечительства, согласно которому, исходя из результатов обследования жилищных условий сторон, а также мнения самого несовершеннолетнего, изъявившего желание проживать с отцом, определение места жительства ребенка с отцом будет соответствовать его интересам. Вместе с тем согласно справке Калининградского областного суда по материалам обобщения судебной практики ни из актов обследования условий жизни, ни из актов посещения ребенка не следует, что представителем органа опеки и попечительства выяснялось мнение ребенка. Каких-либо пояснений по данным обстоятельствам в протоколе судебного заседания также не содержится, в связи с чем, как указал Калининградский областной суд, обоснованность заключения органа опеки и попечительства со ссылкой на мнение ребенка, по существу, ничем не подтверждена. Таким образом, есть основания полагать, что имело место нарушение требований ст. 57 СК РФ.

При учете мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, судами выяснялось, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли ребенок свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает. С учетом установленных обстоятельств мнение ребенка не всегда являлось определяющим при принятии решения судом.

Так, Новочеркасским городским судом Ростовской области при рассмотрении спора об определении места жительства ребенка было выяснено мнение несовершеннолетней (1998 года рождения), которая пояснила, что хотела бы проживать с матерью. Между тем место жительства несовершеннолетней судом определено с отцом. Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что мнение несовершеннолетней противоречит ее интересам, так как желание проживать с матерью обусловлено отсутствием контроля за ней со стороны матери, поскольку предоставленная матерью свобода в поведении дочери фактически граничит с полной безнадзорностью ребенка, что может в дальнейшем привести к ее асоциальному поведению, случаи которого уже имели место: во время проживания с матерью установлены факты краж сотовых телефонов, совершенных несовершеннолетней в школе. Суд также установил, что матерью не созданы надлежащие условия для проживания ребенка: девочка не имеет спального места, у нее нет места приготовления уроков. Вынося указанное решение, суд также принял во внимание подростковый возраст девочки и счел крайне важным, чтобы несовершеннолетняя получала заботу и должный контроль, который ей не может обеспечить мать в силу своей занятости на работе и сложившейся в семье ситуации.

Анализ судебной практики и материалов по ее обобщению показывает, что мнение ребенка по спорам, связанным с воспитанием детей, выясняется судами во многих случаях опосредованно, т.е. через заключение органа опеки и попечительства, что не согласуется с нормами ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства.

Кроме того, опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств (в частности, сведений о фактах, полученных из объяснений сторон).

Необходимо обратить внимание судов также на следующие обстоятельства.

Исходя из приведенных положений норм международного права и ст. 57 СК РФ, в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" разъясняется, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием ребенка, судом будет признано необходимым опросить ребенка в судебном заседании в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу, то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.

В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу о вызове и опросе в судебном заседании ребенка изложена иначе. В ней с учетом положений Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ по-другому расставлены акценты в отношении обстоятельств, которыми суду следует руководствоваться при решении данного вопроса. Прежде всего судье следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. И лишь затем, и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.

Аналогичным образом следует решать вопрос о необходимости вызова ребенка в судебное заседание при рассмотрении судами всех споров, связанных с воспитанием детей.

Резолютивная часть решения суда. Обобщение судебной практики показало, что в тех случаях, когда ребенок на время рассмотрения дела проживал с одним из родителей, а решением суда его место жительства определено с другим родителем, суды, как правило, в резолютивной части решения не указывали на обязанность родителя, с которым ребенок проживает, передать его другому родителю.

В основном такая обязанность возлагалась, если одновременно с требованием об определении места жительства заявлялось и требование о передаче ребенка.

Исходя из анализа судебной практики, у судов отсутствует единообразие в том, что конкретно должно быть указано по данному вопросу в резолютивной части решения. Так, в частности, в тех случаях, когда такое требование заявлялось, суды, как правило, обязывали родителя, с которым ребенок проживал на время разрешения спора, передать ребенка на воспитание другому родителю, с которым определено место жительства ребенка. Между тем встречались и иные формулировки, в частности "обязать родителя передать ребенка другому родителю", "обязать родителя вернуть ребенка другому родителю".

При этом ряд судов полагают, что если требование о передаче ребенка не заявляется, то суд не вправе выйти за пределы исковых требований и решить этот вопрос по своей инициативе. Такой позиции, в частности, придерживается Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области и обосновывает ее тем, что суд при вынесении решения должен руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, устанавливающей принятие судом решения по заявленным истцом требованиям. Данная норма предусматривает возможность суда выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом, однако применительно к определению места жительства ребенка, как полагает Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского, суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, поскольку такой случай не предусмотрен федеральным законом.

Аналогичное мнение по указанному вопросу высказано и рядом других судов Свердловской области.

Некоторые суды (в частности, Псковский, Архангельский, Пензенский и Брянский областные суды) полагают, что в данной ситуации в резолютивной части решения суда следует указывать на обязанность родителя, с которым ребенок фактически проживает, передать его другому родителю на воспитание (Псковский областной суд считает, что надо указывать "передать ребенка другому родителю"). Это обосновывается необходимостью исключения всяких сомнений и неясностей при исполнении судебного решения.

При решении данного вопроса следует руководствоваться следующим.

Исходя из принципа равенства родительских прав и обязанностей, раздельно проживающие родители в равной мере могут претендовать на общение с ребенком, на участие в его воспитании (ст.ст. 61 , СК РФ). Определение места жительства ребенка с одним из родителей может весьма существенно повлиять на объем осуществления родительских прав тем из родителей, с которым остался проживать ребенок. Следовательно, поскольку решением суда определяется место жительства ребенка с учетом, прежде всего, того, кто из них имеет возможность создать лучшие условия для воспитания и развития ребенка, то в решении следует указывать и на обязанность родителя передать ребенка тому родителю, с которым определено место жительства ребенка.

Кроме того, указание в резолютивной части решения на обязанность передачи ребенка другому родителю будет направлено на своевременную защиту прав несовершеннолетних детей и позволит избежать неясности в исполнении решения суда, поскольку согласно информации, полученной из ряда судов, отсутствие такого указания впоследствии приводит к обращению судебных приставов-исполнителей в суд с заявлениями о разъяснении судебного решения.

Так, в частности, Верховный Суд Республики Бурятия в справке по материалам обобщения судебной практики отметил, что отсутствие в резолютивной части решения Северобайкальского городского суда по делу по иску X. к А. об определении места жительства ребенка указания на обязанность одного родителя передать ребенка другому родителю повлекло обращение в суд судебного пристава-исполнителя с заявлением о разъяснении решения. Суд, разъясняя решение, обязал отца передать ребенка матери, с которой было определено его место жительства по решению суда.

Предметом регулирования в МЧП являются личные и имущественные отношения супругов в браках, осложненных иностранным элементом.

Особенностью регулирования такого рода отношений в МЧП является практически полное отсутствие единых материально-правовых норм (например, в разных странах разные основания для рассторжения брака, некоторые страны закрепляют главенство мужа в семье и т.д.). В связи с этим, коллизионный метод для регулирования отношений супругов применяется чаще.

Национальные коллизионные нормы в области отношений супругов содержатся в семейных,а также гражданских кодексах государств.

Коллизионные нормы впо данному вопросу содержатся в международных конвенциях (Гаагские конвенции 1902-1906гг, Конвенция о взыскании за границей алиментов, Конвенция о признании разводов 1970г, Конвенция о заключении и признании действительности браков 1978г.).

Однако, РФ в большинстве Конвенций не участвует, поэтому для нашей страны особое значение имеют договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам (они также как и Конвенции содержат в себе коллизионные нормы).

Личные неимущественные и имущественные правоотношения супругов. в соответствии с СК правоотношения супругов определяются законодательством государства, на территории которого они имеют совместное место жительства. если совместное место жительства отсутствует, то применяется право государства, на территории которого они имели последнее совместно место жительства. Однако, если супруги вообще не имели совместного места жительства будет применяться закон суда.

В случае несовпадения места жительства супругов на момент рассмотрения спора право их первого совместного места жительства может быть значительно оторвано от рассматриваемых отношений. именно в связи с этим некоторые государства применяют право общего гражданства супругов или право гражданства одно из супругов для восполнения пробелов.

В соотв. со ст. 161 СК РФ при заключении брачного договора или оглашения об уплате алиментов супруги, не имеющие общего гражданства или совместного места жительства могут избрать применимое право к их соглашению, но в любом случае такое соглашение должно быть заключено письменной форме для того что бы российский суд принял его во внимание.

Установление отцовства и материнства

ст 162 СК РФ данные вопросы определяются законодательством того государства, гражданство которого имеет ребенок по рождению при этом порядок отцовства или материнства на территории России определяется на законодательством РФ.

Привязка к праву гражданства ребенка в первую очередь направлена на обеспечение защиты прав ребенка. однако по вопросам установления отцовства многие страны закрепляют привязку личного закона лица чье отцовство устанавливается. Связанно это с тем, что свои отцовские обязанности данное лицо будет исполнять только в том случае, если го государство будет признавать такое отцовство и законодательство данного государства обеспечит выполнение таких обязанностей, определенными процессуальными мерами.

Применительно к обязанностям родителей и детей применимым является право того государства, на территории которого они имеют совместно место жительства. при отсутствии совместного места жительства СК устанавливает привязку к гражданству ребенка. Применительно к алиментным обязательствам может быть применено законодательство того государства, на территории которого ребенок постоянно проживает.

ст. 164 СК устанавливает, что алиментные обязательства совершеннолетних детей в пользу родителей, а также алиментные обязательства других членов семьи определяются законодательством государства на территории которого они имуют совместное место жительства, а при его отсутствии право гражданства того лица, которое имеет право на получение алиментов.

28. Особенности правового статуса детей в трансграничных семьях. Личные и имущественные отношения родителей и детей: материально-правовое и коллизионное регулирование

Коллизионное регулирование правового положения детей в трансграничных семьях основано на применении закона гражданства ребенка. Гражданство детей устанавливается по гражданству родителей, по соглашению между ними (если родители имеют разное гражданство), по принципу почвы (Резолюция Комитета министров ЕС «О гражданстве детей, родившихся в браке»). Основные проблемы правоотношений между родителями и детьми – это установление и оспаривание отцовства (материнства), лишение родительских прав, алиментные обязанности родителей и детей, охрана прав ребенка, институт родительской власти. Регламентация этих отношений производится, в первую очередь, на основе личного закона детей и родителей (права страны гражданства или домицилия). Применяются также закон страны постоянного проживания ребенка, закон компетентного учреждения и закон суда.

Эти вопросы урегулированы в международном праве : в Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г.; Рекомендации Комитета министров ЕС «В отношении детей против жестокого обращения»; Гаагской конвенции о компетенции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.

Право, применимое к вопросам установления и оспаривания отцовства и материнства, определено в ст. 162 СК. – это закон гражданства ребенка по рождению. Установление (оспаривание) отцовства (материнства) на территории РФ предполагает применение российского права. Законодатель закрепил право российских граждан за пределами Российской Федерации обращаться в дипломатические и консульские представительства РФ по поводу решения данных вопросов.

Права и обязанности родителей и детей регулирует ст. 163 СК. Основная коллизионная привязка – это закон совместного места жительства родителей и детей. При отсутствии совместного места жительства применяется закон гражданства ребенка. Алиментные обязательства и иные отношения предполагают субсидиарное применение закона места постоянного проживания ребенка. Алиментные обязательства совершеннолетних детей и иных членов семьи определяются по закону совместного места жительства (ст. 164 СК). При отсутствии совместного места жительства применяется право государства, гражданином которого является лицо, претендующее на получение алиментов.

29. Международный гражданский процесс: понятие, правила определения подсудности. Соглашения о подсудности: понятие, виды, применимое право

Предметом международного гражданского процесса как института МЧП являются отношения, возникающие в связи с рассмотрением гос-ми судами дел с участием иностр лиц, в частности: 1) процессуальное положение иностранных граждан, организаций, а также иностр гос-в и междунар организаций в гражданском и арбитражном судопроизводстве; 2) международная подсудность по гражданским и торговым делам; 3) исполнение иноср судебных решений и иностр судебных поручений.

Междунар гражд процесс относят к сфере МЧП по традиции, поскольку процессуальное право – это публичное право, а суды при разрешении дел даже с участием иностр лиц применяют только свое процессуальное право.

Три основных определения подсудности:

1) Подсудность по месту жительства (нахождения) ответчика (германская система): иски к иностранцам, проживающим в данном гос-ве, надлежит предъявлять в суды данного гос-ва, а если ответчик находится за рубежом, то иск следует предъявлять в суд соответствующего иностр гос-ва. Иски к юр лицам предъявляются по месту нахождения административного центра (правления) юр лица. Такого принципа определения междунар подсудности придерживаются большинство стран континентальной Европы, в том числе Россия. Российские суды общей юрисдикции рассматривают дела с участием иностр лиц, если организация-ответчик находится на территории РФ или гражданин ответчик имеет место жительства в РФ (ст. 402 ГПК)

2) Подсудность по признаку гражданства сторон спора (латинская система): иски компетентен рассматривать суд такого гос-ва, гражданином которого является ответчик. (Франция, Италия)

3) Подсудность по признаку фактического присутствия ответчика, когда принимается во внимание фактическая возможность вручения ответчику повестки о вызове в суд. (США, Великобритания, другие страны Британского Содружества).

Правила о междунар подсудности носят односторонний характер, возможны ситуации, когда правовая система одного гос-ва отсылает рассмотрение спора к суду другого гос-ва, а этот последний отказывается от рассмотрения спора в силу отсутствия компетенции по своему национальному законодательству. Иными словами, если в закон-ве одного гос-ва записано, что споры надлежит рассматривать по месту жительства ответчика, то это не означает, что суды иностр гос-ва (если этот ответчик проживает за рубежом) должны непременно принимать данное дело к своему производству.

Когда на разрешение одного и того же спора претендуют судебные учреждения двух и более гос-в – так называемая конкуренция юрисдикции. Для разрешения конкуренции юрисдикции существует международный обычай: компетентен суд того гос-ва, который впервые принял к производству исковое заявление.

Для того чтобы избежать ситуации отказа в принятии иска или ситуации конкуренции юрисдикции, гос-ва заключают международные договоры. (Брюссельская конвенция, Женевская конвенция)

Рассматривая дела с участием иностр лиц, суды России сталкиваются с необходимостью получения сведений об иностр лице, уведомления его о процессе, вручения документов, принятия мер по обеспечению иска за счет имущества, находящегося за рубежом. Для осуществления указанных действий российские суды направляют за рубеж судебные поручения, адресованные иностранному суду или властям. Порядок направления производится на основе международных договоров, пример Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (два порядка исполнения иностр судебных поручений – дипломатический и непосредственные сношения).

Международная подсудность по законодательству РФ установлена в гл. 44 ГПК и гл. 32 АПК. Компетенция российских судов общей юрисдикции включает в себя и рассмотрение гражданских дел с иностранным элементом. Основное правило для установления подсудности – это территориальная подсудность по месту жительства ответчика (п. 2 ст. 402 ГПК). В законодательстве закреплен перечень случаев возникновения специальной подсудности дел с иностранным участием российским судам (п. 3 ст. 403 ГПК). Возможен и выбор подсудности по желанию истца. Российский законодатель определил также перечень дел с участием иностранных лиц, подсудных исключительно российским судам (ст. 403 ГПК). В российском МГП признается договорная подсудность (ст. 404 ГПК). Однако из общего принципа признания права сторон на выбор подсудности есть исключения (п. 2 ст. 404 ГПК). Специальные правила о подсудности установлены по делам о расторжении брака (ст. 16 CК).

Правила о международной подсудности ст. 247 АПК устанавливают общее правило – российские арбитражные суды компетентны рассматривать споры с иностранным участием, если ответчик находится или имеет место жительства на территории РФ. Дополнительные критерии подсудности дел российскому арбитражу: нахождение филиала или представительства иностранного юридического лица либо имущества ответчика на территории РФ; исполнение обязательства должно иметь место на территории РФ; деликтное обязательство связано с территорией РФ и др. Исключительная компетенция арбитражных судов РФ по делам с иностранным участием закреплена в ст. 248 АПК. Признается договорная арбитражная подсудность (в форме пророгации). Допускаются иностранные соглашения о компетенции российских арбитражных судов – соглашения о компетенции (ст. 249 АПК). Для соглашений о компетенции требуется обязательная письменная форма (п. 2 ст. 249 АПК).

Соглашения о международной подсудности принято подразделять на пророгационные и дерогационные соглашения .

Пророгационные соглашения определяют государственный суд какого государства будет рассматривать спор между сторонами.

Дерогационные соглашения исключают возможность передачи спора государственному суду конкретного государства.

Возможность заключения пророгационного соглашения прямо оговорена действующими процессуальными кодексами, а так же постановлением пленума ВАС от 11 июня 99г. При этом упоминания о дерогационных соглашениях не встречается.

Однако формально можно утверждать, что к ним предъявляются одинаковые требования.

Форма обязательно письменная (в том числе путем составления отдельного документа).

Любое соглашение о международной подсудности должно быть достаточно четким, чтобы его можно было исполнить. В частности должно быть указано конкретное государство, в суд которого стороны решили обратиться в случае возникновения спора.

Одновременно с заключением соглашения о международной подсудности сторонам рекомендуется заключать соглашение о внутригосударственной подсудности

При его отсутствии компетенция конкретного суда будет определяться по правилам процессуального законодательства.

Каждый ребенок имеет право на совместное проживание с родителями, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. Местом жительства детей до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, является место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 54 , п. 3 ст. 65 СК РФ; п. 2 ст. 20 ГК РФ).

Несовершеннолетние подопечные проживают совместно со своими опекунами и попечителями. При этом допускается раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного (п. 2 ст. 36 ГК РФ).

Место жительства эмансипированного несовершеннолетнего

Несовершеннолетним ребенок является до исполнения ему 18 лет. Однако есть случаи, когда несовершеннолетний становится полностью дееспособным и ранее 18 лет. Так, если несовершеннолетний ребенок достиг возраста 16 лет и работает по трудовому договору, контракту или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью, то он может быть объявлен полностью дееспособным. Это называется эмансипацией (ст. 27 ГК РФ).

Есть два варианта эмансипации несовершеннолетнего — через орган опеки и попечительства либо в судебном порядке.

Если оба законных представителя ребенка согласны на то, чтобы ребенок был объявлен дееспособным, орган опеки и попечительства по заявлению ребенка с согласия законных представителей выносит решение об этом. Для этого нужно представить:

  • заявление о проведении эмансипации;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего;
  • документы, подтверждающие трудовую или предпринимательскую деятельность ребенка;
  • письменное согласие законных представителей;
  • паспорта законных представителей несовершеннолетнего.

Если у несовершеннолетнего нет согласия родителей или одного из родителей, усыновителей или попечителя, то 16-летний гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об объявлении его полностью дееспособным (ч. 1 ст. 287 ГПК РФ).

Заявление подается в суд по месту жительства и рассматривается с участием заявителя, родителей или одного из родителей, усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора (ст. 288 ГПК РФ).

При удовлетворении судом заявленной просьбы несовершеннолетний объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации (ч. 2 ст. 289 ГПК РФ).

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме (ч. 1 ст. 209 , ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Справка. Окончательная форма решения суда

Принятие решения суда в окончательной форме предусматривает изготовление вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей решения (ч. 1 ст. 198 ГПК РФ).

Резолютивная часть решения объявляется судом в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела (ч. 1 ст. 199 ГПК РФ).

Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела. При этом в мотивировочной части решения суда должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (ч. 4 ст. 198 , ч. 2 ст. 199 ГПК РФ).

В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу после рассмотрения судом жалобы, если обжалуемое решение не было отменено. Если решение суда первой инстанции было отменено или изменено и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ).

Эмансипированный 16-летний гражданин вправе определять место жительства на свое усмотрение.

Кроме эмансипации несовершеннолетний может также стать полностью дееспособным и в случае, если он вступил в брак до наступления совершеннолетия (п. 2 ст. 21 ГК РФ).

Место жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании родителей

Родители могут оформить соглашение и указать в нем, с кем остается ребенок после расторжения брака в случае раздельного проживания родителей.

Если родители не могут договориться, то каждый из них вправе обратиться в суд и установить место жительства несовершеннолетнего ребенка с одним из них (п. 3 ст. 65 СК РФ).

В суде место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65 , ст. 57 СК РФ).

При определении места жительства суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития. Учитывается род деятельности и режим работы родителей, их материальное и семейное положение, а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10). Нужно иметь в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя.

Место жительства детей, которые остались без попечения родителей

Несовершеннолетние могут остаться без попечения родителей в случаях, если родители:

  • умерли;
  • лишены родительских прав;
  • ограничены в родительских правах;
  • признаны недееспособными;
  • больны;
  • длительно отсутствуют;
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
  • создают действиями или бездействием условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующие их нормальному воспитанию и развитию;
  • в других случаях отказывают в родительском попечении.

Защита интересов таких детей возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Детей, оставшихся без попечения родителей, передают в семью на воспитание — усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Когда такой возможности нет, временно, на период до устройства на воспитание в семью, детей передают в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ). Такие дети проживают со своими законными представителями либо в детских учреждениях.

Следует также учитывать, что допускается временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях:

  • получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг;
  • обеспечения ему временного проживания в течение периода, когда законные представители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка.

В этом случае права и обязанности законных представителей в отношении этого ребенка не прекращаются (п. 2 ст. 155.1 СК РФ).

Временное помещение детей в организацию для детей-сирот осуществляется по заявлению их законных представителей, а также с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста.

Для временного помещения ребенка в организацию для детей-сирот законный представитель обращается в орган опеки и попечительства по месту жительства или пребывания ребенка в целях заключения соглашения о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (п. п. 12 , Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 N 481).