Главная · Договора · День транспортной полиции россии. Чем занимается транспортная полиция? Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России Транспортный полицейский

День транспортной полиции россии. Чем занимается транспортная полиция? Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России Транспортный полицейский

Транспортная полиция существует у нас давно, еще с тех пор, когда начали строить первые железные дороги. Со временем транспортная ситуация в государстве значительно изменилась, теперь работников этой сферы можно встретить в аэропортах, на судах, в различных средствах передвижения, которые мы используем постоянно. Сотрудники этого ведомства охраняют не только транспорт, но и нас, и перевозимые грузы. Есть у них и профессиональное торжество, которое отмечают восемнадцатого февраля.

История праздника

История основания данного ведомства традиционно связывается с появлением в стране железных дорог, которые еще в девятнадцатом веке охранялись жандармами. В послереволюционное время вопрос встал особенно остро. Задачи по охране транспорта были поручены милиции, от которой требовалось контролировать порядок не только между станциями, но и в населенных пунктах.

Количество пассажирских перевозок стремительно росло, потому в феврале 1919 года был издан декрет ВЦИК, подразумевавший создание особой комиссии, специализировавшейся на охране железнодорожного транспорта. Было сформировано специальное подразделение МВД, отвечавшее за безопасность людей, передвигающихся с помощью общественного транспорта.

С того момента транспортная полиция прошла долгий путь развития, теперь это высокоорганизованная система, где работают профессионалы, отмечающие в феврале свой праздник. Нужно подчеркнуть, что с самого начала своего существования это подразделение МВД имело в государстве особый статус - ведь его специалистам была доверена работа по обеспечению и охране правопорядка на водных, сухопутных и воздушных магистралях страны.

День транспортной полиции России традиционно отмечается каждый год. Это неофициальный профессиональный праздник структуры, которая имеет название – «Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России». Праздник практически неизвестен для тех, кто не служит в этой структуре. А между тем сотрудникам этой службы многие люди обязаны порядком на большинстве видов транспорта.

Когда проходит?

В этом году в день транспортной полиции России проводятся различные торжественные мероприятия. Организацией занимаются силовые управления в регионах. Каждый сотрудник этого полезного и важного ведомства обязательно получит поздравления от руководящих лиц МВД. За заслуги сотрудников удостаивают премиями, грамотами, ценными подарками.

Кто отмечает?

Праздник хоть и неофициальный, но отмечают его все без исключения сотрудники этого ведомства. Транспортная милиция – это сотрудники, которые берегут и защищают порядок на железнодорожном транспорте, на вокзалах и в метро, на морском и речном транспорте, в аэропортах. Эти люди работают на всех средствах передвижения, которыми жители РФ пользуются постоянно. Полицейские-транспортники обеспечивают безопасность людей и транспортируемых грузов, инфраструктуры и транспортных средств. В департамент входит более 20 различных отделений по всей стране.

История

Праздник появился вместе с появлением транспортной полиции. Это не новое ведомство – транспортная милиция появилась еще до революции. Так, в 1797 году Павлом 1 был издан указ о создании в царской России специального департамента водных коммуникаций. Затем в 1809 году Александр 1 реорганизует этот департамент и в результате служба работает не только на водных транспортных средствах, но и на сухопутных сообщениях. Далее в 1836 году император Николай 1 строит железнодорожный маршрут в Царское село. В это же время создали отдельную структуру – так называемую железнодорожную жандармерию. Основной задачей структуры было обеспечивать порядок на железных дорогах.

А дальше, в 1919 году начинается история советской полиции на транспорте. В СССР к этому времени уже массово строили железные дороги. Поэтому и возникла срочная необходимость в отдельной службе, которая бы могла охранять жд/транспорт и обеспечивать безопасность гражданских и военных перевозок.

18 февраля 1919 года ВЦИК издает декрет о создании нового подразделения МВД – это комиссия, которая будет заниматься транспортными вопросами. Через 10 лет на базе этой комиссии сформируют структуру с широчайшей сетью отделений по всему СССР. С начала 30х гг. на всех видах транспорта России работают сотрудники транспортной полиции.

Традиции

В этот день по традиции силами региональных управлений транспортной полиции организовываются самые разные торжества. Тем, кто проявил особые заслуги, вручают грамоты, памятные или ценные подарки, денежные премии, благодарности. В праздник поздравляют полицейских и музыкальные коллективы – проходят концерты. Нередко проводятся различные корпоративные мероприятия. Не забывают в департаменте и о ветеранах службы – традиционно их чествуют. Не забывают и о погибших товарищах.

Данный праздник – это хороший повод, чтобы поздравить и поблагодарить всех тех, кто отвечает за безопасность любых типов в России. И несмотря на то, что официально этого праздника не существуют, всех работающих в данном ведомстве поздравляют руководители МВД.

О профессии

Служба в транспортной полиции связана с различными опасностями, профессия скрывает массу трудностей. Работать приходится в условиях большого скопления людей – это характерных для любых транспортных структур. Дело в том, что именно такие места, как вокзалы, аэропорты привлекают криминалитет. В последние годы проблемы доставляют еще и террористы – противостоять им бывает очень сложно. Работа связана с риском, с внимательностью, с оружием, собаками. Это настоящая мужская профессия.

Транспортная полиция в процессе создания и развития прошла огромный путь и сейчас – это высокоорганизованная и полностью самодостаточная правоохранительная система. Специалисты эффективно и круглосуточно обеспечивают безопасность граждан.

Многие слышали или помнят, что в 70 году была попытка угона самолета. Бортпроводница, принеся в жертву собственную жизнь, смогла предотвратить угон. Тогда в милиции задумались о контроле за безопасностью в общественном транспорте.

Среднегодовое число нарушений в транспортной сфере составляет около 20% всех совершаемых преступлений в России.

В 71 году был подписан приказ, по которому в авиатранспорте должны работать следователи из следственных отделов МВД.

До праздника «‎День транспортной полиции России» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎День транспортной полиции России»

День подразделения транспортной полиции имеет неофициальный характер, и за пределами правоохранительных органов он мало кому известен.

Между тем, именно работникам этой сферы мы обязаны порядком в:

  • поездах;
  • на вокзалах;
  • на судах;
  • в аэропортах;
  • в электричках; и т.д.

То есть, на тех средствах передвижения, которыми мы пользуемся постоянно и без которых просто невозможен современный образ жизни. Сотрудники полиции охраняют и нас, и обеспечивают сохранность перевозимых грузов и самих транспортных средств, и транспортной инфраструктуры.

История

Большинство знатоков вопроса увязывают историю обсуждаемого праздника с созданием первой организованной транспортной структуры нашей страны – железными дорогами, которые появились в конце первой четверти XIX века. Изначально порядок там обеспечивали сотрудники Отдельного Корпуса Жандармов.

В послереволюционный период выполнение данной задачи легло на плечи рабоче-крестьянской милиции. И уже в 1919 году (именно – 18 февраля) была создана межведомственная комиссия, отвечавшая за охрану железных дорог. Окончательно же формирование транспортной полиции как мощной федеральной правоохранительной структуры произошло в президентский срок Дмитрия Медведева, после переформатирования милиции в полицию.

Традиции

Работа этого подразделения полиции трудна и зачастую опасна. Большие скопления людей, характерные для любой транспортной структуры, всегда привлекают множество представителей криминалитета, не отличающихся уважением к закону и людям. В последние годы к криминалу добавились и террористы. И противостоять им в подобных условиях крайне сложно. Поэтому поздравляя этих мужественных людей с их профессиональным праздником, хочется только еще выразить сожаление, что данная дата до сих пор не наделена официальным статусом.

Несмотря на это, 18 февраля всех сотрудников транспортной полиции обязательно поздравляет высшее руководство Министерства Внутренних Дел РФ. В подразделениях проводятся торжественные собрания, мероприятия культурного характера. Особо отличившихся в службе сотрудников награждают ценными подарками, грамотами, объявляют благодарности. В этот же день обычно присваивают и очередные звания. Многих тружеников дома ждут накрытые столы и поздравления родных.

18 февраля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации. Именно они обеспечивают порядок и раскрывают преступления на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, охраняют безопасность пассажиров и грузов, предотвращают террористические акты, ловят преступников, находящихся в федеральном и даже международном розыске. Поэтому грех не поздравить в этот день сотрудников транспортной полиции. Желая им всего самого наилучшего, успехов и в службе, и в жизни, совершим небольшой экскурс в российской транспортной полиции.

Охрана порядка на транспорте стала одной из важнейших задач российского государства в процессе развития транспортных коммуникаций. Хотя День транспортной полиции отмечается 18 февраля, поскольку именно этим числом датирован вышедший в 1919 г. декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог», в действительности история правоохранительных органов России на транспорте представляется куда более продолжительной. Формирование подразделений, отвечающих за охрану порядка на транспорте и безопасность пассажиров и грузов, происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий. Хотя завершенный вид институциональное оформление органов охраны порядка на транспорте приняло лишь в XIX веке, функции полицейской охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга и Москвы в 1718 и 1722 гг. соответственно.

Следует отметить, что до реформ Петра I, коснувшихся и организации служб правопорядка, обеспечение безопасности на транспорте (гужевом и водном) не выделялось в специальную компетенцию. Дальнейшему развитию системы охраны правопорядка на транспорте способствовал экономический рост страны в XVIII - начале XIX вв., сопровождавшийся увеличением и усложнением транспортных коммуникаций. Возрастала потребность в охране перевозимых грузов, защите транспорта от возможных нападений разбойников.

Железнодорожная жандармерия Российской империи

В 1809 г. императором Александром I был издан манифест «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями», в котором, в числе прочего, предусматривалось и создание системы полицейской охраны перевозок. Таким образом, более двухсот лет назад в стране были заложены нормативно-правовые основы деятельности транспортной полиции. Вслед за созданием правовой базы последовали и практические шаги. При Дирекции водных и сухопутных коммуникаций - новом ведомстве, отвечавшем за пути сообщения и включавшем в себя 10 транспортных округов, были созданы полицейские команды. В список их задач входили охрана грузов и обеспечение безопасности на водном и гужевом транспорте.

В 1810 г. управление полицейскими командами на транспорте было возложено на Министерство полиции, а в компетенцию подразделений были включены охрана специальных грузов, таможенный контроль, конвоирование заключенных, поиск и задержание беглых крепостных крестьян, контроль за безопасностью путей сообщения и их исправным состоянием, наблюдение за проживающими в Российской империи иностранными подданными.

Дальнейшее развитие системы охраны порядка на транспорте последовало за появлением в Российской империи железнодорожного сообщения. 22 марта 1836 г. был утвержден устав железной дороги, построенной между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В том же 1836 году в Российской империи был организован Отдельный корпус жандармов. В его компетенцию вошло и обеспечение безопасности на транспорте, в том числе - на железных дорогах Российской империи. Для решения этой задачи формировались жандармские эскадроны и команды, позже преобразованные в полицейские управления железных дорог. 27 апреля 1846 г. был сформирован временный Жандармский эскадрон, являвшийся сводным подразделением, комплектуемым за счет прикомандированных жандармов из Санкт-Петербургского и Московского жандармских дивизионов, Новгородской, Выборгской, Петрозаводской, Псковской, Тверской, Ярославской, Смоленской, Владимирской и Витебской жандармских команд. В задачи этого эскадрона входило обеспечение безопасности на железной дороге «Санкт-Петербург - Москва», в связи с чем он был подчинен главному начальнику железной дороги. В следующем 1847 году эскадрон был преобразован в Полицейское управление Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, начальником которого стал полковник барон Карл Тизенгаузен.

В 1861 г. было утверждено «Положение о Полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах», а в 1866 г. полицейские управления на железных дорогах были преобразованы в жандармские полицейские управления железных дорог. С 31 декабря 1866 г. железнодорожные жандармские полицейские управления были переподчинены от Министерства путей сообщения Отдельному корпусу жандармов. 16 марта 1867 г. были утверждены организационные основы деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог.

Почему охрана порядка на транспорте была отдана жандармам, а не обычной полиции? Протяженность многих железных дорог и их удаленность от населенных пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур. Поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, выполнявшей функции политической полиции, но также и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом, в том числе и на железных дорогах страны. При этом, помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей. Жандармские полицейские управления были созданы на Николаевской Санкт-Петербургско-Варшавской, Московско-Нижегородской, Московско-Рязанской, Московско-Ярославской, Рижско-Динабургской и Динабургско-Витебской, Венско-Бромбергской железных дорогах. Каждое полицейское управление отвечало за участок железной дороги протяженностью в две тысячи верст.

Как набирались и служили жандармы

Структура жандармского полицейского управления железной дороги выглядела следующим образом. Возглавлял управление начальник, обычно в звании полковника или подполковника. При нем состоял офицер - адъютант. Кроме того, в подчинении начальника управления находились начальники отделений и от 120 до 300 жандармских унтер-офицеров. Система комплектования была такой же, как и в других жандармских подразделениях. Нижние чины железнодорожной жандармерии комплектовались посредством набора сверхсрочников из кавалерийских частей российской армии. Поэтому практически все жандармы носили унтер-офицерские звания, а возраст нижних чинов колебался между тридцатью и пятьюдесятью годами. Что касается офицерского состава, то он также набирался из числа перешедших из гвардейских кавалерийских частей. От жандармских офицеров требовалось наличие образования и знания иностранных языков. Офицеры и унтер-офицеры жандармерии носили кавалерийские звания. То есть, вместо фельдфебелей в жандармерии были вахмистры, вместо подпоручиков - корнеты, вместо капитанов и штабс-капитанов - ротмистры и штабс-ротмистры.

В составе Отдельного корпуса жандармов железнодорожная жандармерия была наиболее многочисленным и, в то же время, эффективным подразделением. Она представляла собой своего рода элиту российской жандармерии, что объяснялось, с одной стороны, разнообразием возложенных на нее обязанностей, а с другой стороны - высокими требованиями по отношению к кандидатам на замещение унтер-офицерских и офицерских должностей. В железнодорожную жандармерию отбирали лучших офицеров, не замеченных в каких-либо аморальных поступках и способных по уровню образования и морально-психологическим характеристикам выполнять возложенные на жандармских офицеров обязанности. Отобранных кандидатов направляли на четырехмесячные курсы в Санкт-Петербург, где будущие начальники отделений жандармских полицейских управлений железных дорог изучали не только свои должностные обязанности и уголовное право, но и железнодорожное дело, основы железнодорожного производства, устав железных дорог.

Что касается нижних чинов железнодорожной жандармерии, то они также имели многочисленные обязанности, требовавшие всесторонних знаний не только в правоохранительной деятельности, но и в железнодорожном деле. В частности, унтер-офицеры были обязаны вести учет бывших каторжников, лично знать всех железнодорожных сотрудников, ямщиков и извозчиков вверенного участка, осуществлять контроль за покупкой билетов и проездом пассажиров. Жандармы проверяли исправность вагонных дверей, люков и запоров, сохранность перевозимого груза. Что касается практических навыков, то унтер-офицер железнодорожной жандармерии должен был знать основы телеграфирования, уметь разогреть паровоз, вывести его из депо, набрать воды, взять состав и вести поезд. Таким образом, станционный жандарм владел не только правоохранительной специальностью, но и профессией железнодорожника, хотя бы на самом общем уровне. Эти навыки стали особенно актуальными в период первой русской революции 1905-1907 гг., когда по всей стране вспыхивали забастовки, в том числе и железнодорожных служащих и рабочих, и от жандармов требовалось в случае необходимости заменить бастующего машиниста или помощника машиниста. При необходимости жандармы могли прибегать к помощи обер-кондукторов и кондукторов, путевых обходчиков и других железнодорожников, поскольку последние давали гражданскую присягу и в случае направления на помощь жандармскому полицейскому управлению железной дороги находились в прямом подчинении его начальника, выполняя по сути полицейские вспомогательные функции.

Следует отметить, что поступить на службу в железнодорожную жандармерию было достаточно непросто. Наблюдался значительный поток желающих, что объяснялось не только приличным жалованьем, но и многочисленными льготами, которые ждали и нижних чинов, и офицеров. В частности, чины жандармерии пользовались бесплатным проездом по всем линиям, обслуживаемым их управлением. Также право бесплатного проезда имели и члены семей чинов жандармерии. Чины обеспечивались казенными квартирами или денежными средствами на съем жилья, а медицинское обслуживание жандармов осуществлялось в лечебных учреждениях, где наблюдались железнодорожники.

Помимо охраны грузов, объектов железнодорожной инфраструктуры и общественного порядка, железнодорожная жандармерия занималась и агентурно-розыскной деятельностью. Первоначально жандармские полицейские управления железных дорог не вели агентурной и сыскной работы, однако ухудшение политической обстановки в стране, связанное с ростом и активизацией революционного движения, заставило руководство МВД Российской империи пересмотреть взгляды на должностной функционал железнодорожной жандармерии. Так, циркуляр Департамента полиции от 16 июня 1912 г. называл агентурную работу главнейшей обязанностью железнодорожной жандармерии. Поскольку железные дороги имели стратегическое для страны значение, власть была заинтересована в контроле над политическими настроениями и поведением работников железных дорог.

На крупных железнодорожных станциях и в больших железнодорожных мастерских жандармские управления должны были иметь агентов из числа политических активистов, а на маленьких станциях и в небольших мастерских могли ограничиваться и обычными агентами, не связанными с революционным движением. Агентурная сеть железнодорожной жандармерии подразделялась на постоянных агентов, негласных сотрудников и случайных агентов. Также имелось разделение на внутреннюю агентуру, работавшую непосредственно в составе политических партий и организаций; вспомогательную агентуру, не состоящую в партиях, но имеющую связи с активистами; разовую агентуру, которая могла за вознаграждение привлекаться для выполнения единичных задач. Финансирование агентурной сети осуществлялось из отдельных источников и ему также уделялось большое значение, поскольку руководство жандармерии прекрасно понимало важность наличия эффективно работающих агентов для обеспечения безопасности российского государства в непростое время.

С другой стороны, взяв на себя обязанности политической полиции, железнодорожная жандармерия длительное время отличалась низкой эффективностью в борьбе с общеуголовной преступностью на транспорте. Обычная полиция показывала куда более серьезные результаты, тогда как железнодорожные жандармы не могли похвастать количеством раскрытых преступлений или предотвращенных хищений грузов. Это объяснялось отсутствием специализированных подразделений, которые бы отвечали за сыскные мероприятия по предотвращению хищения грузов. С хищениями боролись жандармские патрули и сторожа, однако специальных сыщиков, работающих в штатской одежде, в жандармских полицейских управлениях железных дорог долгое время не было. Жандармам запрещалось переодеваться в гражданскую одежду, что не могло не отражаться на эффективности сыскной деятельности.

Речная полиция Российской империи

Параллельно с формированием подразделений железнодорожной жандармерии, российское правительство озаботилось и решением проблемы обеспечения безопасности на водных путях. 27 июня 1867 г. в составе полицейского управления Санкт-Петербурга была создана Речная полиция. В состав речной полиции входили управляющий, три помощника управляющего, нижние чины и команда матросов и морских унтер-офицеров, прикомандированных от Морского министерства.

Должность управляющего речной полицией занимал штаб-офицер , назначаемый градоначальником совместно с начальником главного морского штаба. Из числа бывших морских офицеров подбирались его помощники, а низшие чины разделялись на три разряда и повышались по службе в зависимости от выслуги лет. В 1885 г. была увеличена численность речной полиции за счет введения должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух должностей старших городовых и 10 должностей младших городовых. В компетенцию речной полиции входили также несение караульной службы в портах и на каналах, оказание помощи утопающим, тушение пожаров на воде. В 1894 г. с целью охраны правопорядка и безопасности в военных портах Российской империи была учреждена портовая полиция, в состав которой входили портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские.

К началу ХХ в. речная полиция Санкт-Петербурга включала по штату следующие должности: управляющий речной полицией - 1, помощник управляющего речной полицией - 4, инженер-механик - 1, корабельный инженер - 1, письмоводитель - 1, старший городовой - 20, младший городовой - 75, машинист - 1. Таким образом, за безопасность столичных рек и каналов отвечало 104 человека. Однако в период навигации численность личного состава речной полиции возрасталадо 304 человек. К управлению прикомандировывались 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых, 5 кочегаров и 5 матросов. В июле 1902 г. в состав речной полиции включили также 28 портовых стражников. Что касается судовых средств речной полиции Санкт-Петербурга, то они включали в себя два парохода «Санкт-Петербург» и «Бодрый», 8 катеров, 1 паровую шлюпку «Прилив», 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки. В отличие от других жандармских и полицейских подразделений, служащие речной полиции носили особую форму, расцветка и наличие якоря на эмблеме которой свидетельствовало об особой связи этого правоохранительного подразделения с военно-морским флотом Российской империи.

Послереволюционный период

Февральская революция 1917 г. сыграла роковую роль в судьбе российской железнодорожной жандармерии и речной полиции. 4 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение об упразднении правоохранительных институтов старой власти, включая Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Все офицеры и унтер-офицеры, служившие в железнодорожной жандармерии, отправлялись в подразделения действующей армии, многих ждало увольнение со службы без пенсионного содержания и причитавшихся ранее льгот и выплат. Так прекратила свое существование одна из наиболее действенных и многочисленных правоохранительных структур дореволюционной России.

Свои коррективы в вопросы обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на транспорте внесла Октябрьская революция. Новая власть практически с первых дней существования столкнулась с необходимостью обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. В январе 1918 г. Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог. 23 марта 1918 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог.18 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановления «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции».

В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции. Соответственно, при уездных исполкомах советов были созданы уездные отделы железнодорожной милиции. В составе железнодорожной милиции были созданы отделения уголовного розыска. Однако уже в декабре 1921 г. железнодорожная милиция была распущена. Только 26 июня 1937 г., учитывая специфику экономического развития СССР, было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. В сентябре 1938 г. железнодорожной милиции вернули линейный принцип организационной структуры. С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции были мобилизованы на фронт. Милиционеры в числе других советских граждан вставали на защиту городов и сел страны от гитлеровских оккупантов. Подвиги сотрудников транспортной милиции в эти героические годы имели место практически во всех регионах страны, столкнувшихся с гитлеровской агрессией.

Сегодня сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации продолжают нести службу во всех регионах страны. Полицейские первыми встречают на вокзалах и станциях российских городов и сел пассажиров железнодорожного транспорта, дежурят в аэропортах, обеспечивают порядок на речных вокзалах, реках и водоемах. Многие сотрудники транспортной полиции принимали участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации. О непростой службе сотрудников одного из его региональных управлений, каждодневно находящихся на передовом краю борьбы с преступностью, со временем будет рассказано в отдельном материале.

Использованы фотоматериалы сайтов:
1. http://regiment.ru/
2. http://www.vedomstva-uniforma.ru

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Начало железнодорожному транспорту положил Указ императора Николая 1 от 15 апреля 1836 года «О строительстве железной дороги Петербург – Царское село» и к середине 19 века началось бурное сооружение железных дорог, связанное с привлечением значительного людского резерва, как для строительства, так и для эксплуатации. Тяжелые условия работы и жизненные трудности обострили криминальную активность рабочих. На станциях, в пути следования поездов, в полосах отвода совершались преступления против личности, кражи, а также имели место хищения денежных и иных средств, выделяемых государством на строительство железных дорог.

Возникла проблема обеспечения общественного порядка, защиты интересов организаторов производства и рабочих, а затем и общественной безопасности при эксплуатации железных дорог. Императором Николаем 1 было принято решение о привлечении специального Корпуса жандармов к обеспечению порядка на железных дорогах. С учетом того, что линейный характер строительства не позволял привлекать местную полицию к обеспечению правопорядка, был введен особый полицейский надзор в виде жандармских команд и эскадронов, подчинявшихся Министерству путей сообщения.

По сути дела, в те времена железнодорожная полиция являлась ведомственным силовым органом МПС и находилась в служебной и денежной зависимости от местного железнодорожного начальства, что, в свою очередь, являлось препятствием в отстаивании интересов государства. Зачастую, виновные в совершении хищений и денежных средств являлись руководители строительства и служащие железной дороги.

И тогда шеф жандармов генерал-адъютант граф Шувалов обратился лично к императору с рапортом об изменении правового статуса жандармской железнодорожной полиции. 16 марта 1867 года Высочайшим повелением были утверждены структура и штаты жандармских полицейских управлений железных дорог и был создан жандармский институт обеспечения правопорядка на железнодорожном транспорте.

Однако, значительно ранее, Сенатским указом от 11 августа 1732 года, полиции было поручено выполнять обязанности по борьбе с наводнениями и наблюдением за содержанием мостов в надлежащей исправности.

Впервые правовой статус прообраза современных органов внутренних дел на транспорте был установлен 20 ноября 1809 года Высочайшим Манифестом «Об управлении водяными и сухопутными сообщениями». Создано новое учреждение, в штат которого «…для полицейского надзора как по водным, так и по сухопутным сообщениям» включалась полицейская команда.

По мере строительства и развития торговли, в Санкт-Петербурге возникла необходимость в создании особого специального полицейского органа «для наблюдения за столичными водами». На рассмотрение в министерства был направлен проект с предложениями по устройству речной полиции и 27 июня 1867 года он был утвержден царем. Эта дата может считаться датой образования речной полиции.

После Октябрьского переворота 18 февраля 1919 года ВЦИК принял декрет «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны». Именно эта дата в последствии, стала считаться Днем основания милиции на транспорте. Шел активный поиск форм и методов работы. Практиковались и патрульная служба на вокзалах, и постовая служба по охране отдельных объектов, и сквозное сопровождение пассажирских поездов нарядами милиции. Создавались “Летучие отряды” мобильные подразделения, выезжавшие для наведения порядка и раскрытия преступлений на отдаленных станциях и разъездах.

В конце 60-х, начале 70-х годов во всем мире широкое распространение получили случаи воздушного бандитизма (в последствии названного терроризмом) – нападение вооруженных преступников на пассажиров и членов экипажа с целью захвата и угона самолета, а также попытки проноса взрывных устройств на воздушное судно.

В целях предупреждения воздушного бандитизма, обеспечения безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов гражданской авиации Совет Министров СССР своим распоряжением от 3 ноября 1970 года возложил на органы внутренних дел обязанности по сопровождению самолетов, выполняющих рейсы на внутрисоюзных линиях, и в 1971 году разрешил МВД СССР содержать для этой цели, за счет средств Министерства гражданской авиации, 2200 сотрудников.

Однако, как показала практика, сопровождение самолетов имело свои минусы. Оружие в полете могло применяться в исключительных случаях, выстрелами из огнестрельного оружия создавалась возможность разгерметизации воздушного судна. Необходимо было искать более эффективные методы работы по обеспечению безопасности полетов. Наиболее эффективным средством пресечения фактов проникновения на борт воздушного судна лиц, с целью его захвата или угона, а также незаконного провоза пассажирами опасных грузов, предметов и веществ, стал предполетный досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа.

В 1978 году был введен сплошной досмотр пассажиров, их ручной клади и багажа, а в необходимых случаях и личный досмотр, как на внутренних, так и на международных авиалиниях.

В 1997 году Министерством внутренних дел Российской Федерации принято решение об упразднении подразделений службы досмотра органов внутренних дел на воздушном транспорте и передаче имеющейся штатной численности в другие службы транспортной милиции.

Однако, после совершения террористических актов на воздушных судах в августе 2004 года, в состав досмотровых групп вновь введены сотрудники милиции, принимающие участие в производстве предполетного послеполетного досмотра. Кроме того, ими осуществляются оформления изъятых у авиапассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке.

В наше время значительное внимание в деятельности органов внутренних дел на транс¬порте уделяется организации и проведению мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной транспортировки оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также перекрытие каналов транспортировки наркотиков на объектах желез¬нодорожного, воздушного и водного транспорта.

Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте МВД России органи¬зовано проведение мероприятий по предупреждению безнадзорности, беспризорно¬сти и правонарушений несовершеннолетних на объектах транспорта, по выявлению и устройству в специализированные детские уч¬реждения безнадзорных подростков, находящихся в социально опасном положении. На местах систему органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) представляют более 500 линейных органов внутренних дел, работу которых координируют 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ).

В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте сегодня находятся: 17 железных дорог, протяженностью 85 тыс. км; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 203 аэропорта, в т.ч. 69 - международных; 16 управлений государственного авиационного надзора; 10 морских и 25 речных пароходств; 14 бассейновых управлений государственного надзора; 62 морских и 119 речных портов; судоходная часть рек протяженностью 102 тыс. км; сеть гидротехнических сооружений.

Обеспечение правопорядка на транспорте требует от сотрудников высочайшего профессионализма знания не только своей специальности, но особенностей функционирования многих транспортных служб, умения мгновенно ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке и незамедлительно действовать, зачастую один на один с преступником, рискуя жизнью.

Находясь в движущемся транспорте рассчитывать на быструю помощь товарищей не всегда приходится. Тут, как нигде, нужны большая мобильность, предусмотрительность, оперативная смекалка самоотверженность и мужество.

По материалам Пресс-службы ДОПТ МВД России