Главная · Исковые заявления · Гибдд справок не дают. Гибдд больше не выдает справки о дтп. как это работает, кто виноват и что делать? Можно ли снимать разговор с инспектором

Гибдд справок не дают. Гибдд больше не выдает справки о дтп. как это работает, кто виноват и что делать? Можно ли снимать разговор с инспектором

Сотрудники Госавтоинспекции начиная с 20 октября не выдают справки о ДТП участникам аварии. Вопрос в том, как теперь пострадавшая сторона сможет добиться от страховой компании выплат. Разбираемся в рубрике "Вопрос-ответ".

Почему ГИБДД не будет выдавать справки о ДТП?

На самом деле ГИБДД о грядущих переменах предупреждало заблаговременно и Центробанк, и Российский союз автостраховщиков (РСА). Отказаться от этого ведомство могло еще в 2014 году. Тогда было отменено постановление №263, которое ранее вменило сотрудникам Госавтоинспекции эту функцию.

В итоге выдача справок прекратилась с 20 октября, с того момента, как в силу вступил новый регламент. Возникает коллизия: постановление правительства не предусматривает справки о ДТП, а в правилах, утвержденных Центробанком, она есть.

Какие могут быть последствия для водителей?

Справка от ГИБДД включена в перечень обязательных документов, необходимых для получения выплаты в случае аварии. Страховые компании требуют их при обращении клиента за возмещением ущерба при урегулировании убытков как по ОСАГО, так и по КАСКО. Это закреплено в правилах страхования. Отсутствие хотя бы одного из документов дает основание страховщику отказать в выплате компенсации.

Напомним, справка о ДТП не требуется только при мелких авариях, в которых нет пострадавших и ущерб не превышает 50 тыс. руб., оформляемых европротоколом.

Есть опасения, что такие корректировки спровоцируют рост страхового мошенничества и обращений в суды, если страховая компания будет отказываться принимать документы без справки о ДТП. При этом с большой долей вероятности суд встанет на сторону автовладельца, считают эксперты.

Кому нужны эти суды? Почему не урегулировали этот вопрос?

Вопрос урегулирован следующим образом: инспекторы ГИБДД, оформляя аварию, будут вносить необходимую для страховщиков информацию в копию постановления по делу об административном правонарушении либо в копию протокола, которые выдаются пострадавшему сразу после аварии.

Сама ситуация тоже будет максимально расписана: сколько машин столкнулось, какие получили повреждения, данные владельцев и водителей, номера полисов ОСАГО. Водитель по-прежнему должен заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и предоставить в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

Если виновника аварии на месте установить не удалось, водителям потребуется посетить группу разбора. И после этого в полиции выдадут документы с указанием пострадавшей стороны.

Пока у клиентов вместо справки о ДТП подразделения урегулирования убытков будут принимать протокол и постановление. В противном случае заявителю придется обращаться в суд за возмещением ущерба, предупреждают в РСА, поскольку только там возможно "распределить ответственность за причинение вреда".

Еще один повод для беспокойства: госавтоинспекция больше не выдает справки о ДТП, но по правилам страхования это один из обязательных документов, который должен предоставить автовладелец для возмещения ущерба.

Ситуацию разъяснил Президент РСА Игорь Юргенс.

Корреспондент: Какие теперь документы нужно предоставлять в страховую, чтобы не отказали в выплатах?

Игорь Юргенс: Закон «Об ОСАГО» гласит: при дорожно-транспортном происшествии водитель является к страховщику с оформленным дорожно-транспортной службой документом. Раньше это была справка, сейчас, когда штат ГАИ сократили на 120 тыс. человек, стало некогда и не кому выезжать на место ДТП, инспекторы будут оформлять только постановление о правонарушении. (ДТП это правонарушение).

Корреспондент: Возьмем жизненный приме, ночь-дорога-авария-мороз, приехавший инспектор ГАИ пишет что-то ручкой от руки на коленке. И вот эти каракули станут основанием для выплат?

Игорь Юргенс: Если это грамотный инспектор, то он успеет все оформить за 15 минут. Есть еще дооформление на близлежащем посту или потом в группе разбора. Это может быть крайне неудобно для жителей отдаленных районов. Мы с этим согласны, но ничего сделать не можем. В ближайшее время инспекторы вообще перестанут выезжать на место ДТП. Будет все происходить приблизительно по такой схеме:вы сообщаете в ГАИ о том, что произошла авария-они спрашивают: вы согласны с обстоятельствами?

Если согласны — заполняете европротокол и дальше обращаетесь в свою страховую компанию, если не согласны-едите на ближайший пункт ГАИ, где будет происходить оформление.

Корреспондент: А где ближайшие пункты?

Игорь Юргенс: А это нам не известно.

Корреспондент: А все остальные справки вы могли бы электронно от ГИБДД получать?

Игорь Юргенс: В ближайшем будущем конечно планируется передача электронных документов между страховыми и ГИБДД. Рано или поздно, конечно, когда все гаджеты будут, когда вся страна будет покрыта интернетом, тогда ничего не надо. На телефон сфотографировал, по мобильному приложению отправил тут же в РСА. То все будущее. Мы к нему идем. Более того нам эра глонасс обещает, что чуть ли не с будущего года все машины будут оснащены этими коробочками, тогда ничего вообще не надо будет. Но пока их выпускается только 1,5 млн., а машин 50,5 млн.

Корреспондент: В итоге что нам водителям делать сейчас?

Игорь Юргенс: Безусловно требовать с инспекторов то, что они обязаны вам выдать: постановление и протокол. С этим ехать к страховщикам.

Корреспондент: А что мы можем требовать с инспектора, если он дал постановление и все?

Игорь Юргенс: Нет, постановление и протокол, как минимум. В протоколе он должен записать, по меньшей мере, какие машины столкнулись(марка, номер и тд), какие повреждения. Нам обещали на самом высоком уровне ДПС, что они будут вносить все то, что нам нужно.

ГИБДД, фактически, упразднил справки о ДТП — важный документ, который входит в список обязательных при получении страховых выплат хоть по КАСКО, хоть по ОСАГО. Это осложнит жизнь и автомобилистам, и страховым компаниям.

Что такое справка о ДТП

Справка о ДТП не была документом строгой отчетности, но она была удобна для страховщиков, поскольку заверяла почти всю значимую информацию о происшествии, включая, например, сведения о страховке второго участника. Ее форму устанавливал приказ МВД № 154 от 01.04.2011 . Выдавало справку отделение ГИБДД, где оформлялось происшествие, обычно через несколько дней после события.

Зачем отменили справку

Для чего понадобилось исключать справку из регламента ГИБДД, до конца не ясно. Впрочем, МВД уже не первый год пыталась снять с себя лишнюю бюрократию, а некоторые эксперты считали справку устаревшей. Одна из ее функций — подтвердить факт ДТП и зафиксированные на месте повреждения, что вроде бы страхует от мошенничества. На деле автоподставщики без труда подделывали справку или инсценировали ДТП, получая документ вполне официально.

МВД отменило справку в одностороннем порядке, и она осталась в числе обязательных документов по правилам ОСАГО (положение Банка России от 19.09.2014 № 431-П). Проще говоря, формально страховщик может отказаться рассматривать пакет документов без справки! Она не нужна лишь в одном случае — если авария оформляется по системе Европротокола (без ГИБДД).

Чем заменить справку

Единого мнения, как оформлять ДТП при таком подходе, пока нет. И ГИБДД, и страховое сообщество поспешили заверить, что проблем при оформлении страховых случаев не возникнет, а вся информация справки будет перенесена в приложения процессуальных документов: определения о возбуждении административного дела, протокола, постановления и т. п.

Оформляйте извещение о ДТП

Опрошенные нами страховщики посоветовали автомобилистам заполнять на месте аварии извещение о ДТП — документ, который обычно прилагается к полису ОСАГО. При столкновении двух машин он заполняется обеими сторонами конфликта, причем «перекрестно»: часть пунктов необходимо отметить в чужом извещении, заверив подписями. Если у вас нет извещения, скачать его можно на сайте «Российского союза автостраховщиков».

Заполнять извещение нужно максимально полно. Если у водителей есть разногласия насчет обстоятельств аварии, извещение заполняется все равно, но без подписи, которой подтверждается отсутствие разногласий. В этом случае ГИБДД вызывается в обязательном порядке и оформляются процессуальные документы, в которых отражаются следующие факты: дата происшествия, данные автомобилей (марка, модель, госномер, VIN), данные участников (ФИО, дата рождения, регистрация по месту жительства), данные полисов ОСАГО, а также информация о нарушениях ПДД тем или иным участником и о направлении их на медосвидетельствование (было или не было).

Нестандартные ситуации

Остается большое количество белых пятен, потому что сценарии ДТП и поведение участников очень разнообразны. Например, что делать, если виновная сторона отказывается подписывать извещение и как-либо содействовать оформлению аварии? Что делать тем, кто хочет получить выплату по КАСКО при аварии с одним участником (скажем, наезд на забор)? В каждом конкретном случае информацию из справки можно распределить по другим документам, но подходы у разных страховщиков тоже могут быть разными. Как минимум, отсутствие справки приведет к затягиванию и без того муторного процесса получения выплат.

Страховщики со своей стороны опасаются всплеска мошенничества, что вынудит запрашивать информацию о происшествии у органов полиции.

Для автомобилистов главной проблемой является отсутствие четких критериев, что все документы оформлены правильно и в достаточном количестве. Поэтому в случае ДТП обязательно позвоните своему страховщику и уточните, какие именно документы необходимы для получения выплаты.

В крайнем случае требуйте справку

Отсутствие у ГИБДД обязанности выдавать справку не означает запрета. Более того, новый административный регламент ГИБДД не отменил приказов, которые утверждают форму справки, а значит, в отдельных случаях можно попросить полицию все же выдать ее. Другое дело, что теперь сотрудники могут отказаться сделать это.

Опрошенные юристы сказали, что в случае отказа в страховой выплате из-за отсутствия справки можно смело идти в суд — с большой вероятностью он встанет на сторону клиента страховой. Другое дело, что все-таки данные из справки нужно предоставить страховой компании в том или ином виде как не крути.

Ситуация не является патовой хотя бы потому, что справка о ДТП была в большей степени информационным документом, который можно заменить альтернативными. Но, очевидно, на согласование новых порядков получения выплат у страховых уйдет некоторое время, что лишь добавляет хаоса и без того проблемной области.