Главная · Банковские документы · Городом федерального значения не является. Севастополь – город федерального подчинения. Финансы и бюджет

Городом федерального значения не является. Севастополь – город федерального подчинения. Финансы и бюджет

Город федерального значения - город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948-1954, затем вновь с 2014 года)[~ 1]. На них приходится менее 0,3% территории страны, но более 12% её населения и около четверти ВВП России. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан). Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.

История

Основная статья: Урбанизация в России

Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи - города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции - ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).

В 1931 году два крупных города СССР - Москва (16 июня) и Ленинград (3 декабря) - были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения . В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск, Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев и Горький, в 1945 году - Сталинград и Ростов-на-Дону, в 1947 году - Омск, в 1948 году - Сочи и Севастополь, в 1951 году - Красноярск. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР[⇨], а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения - Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[~ 2] подписали Федеративный договор. В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения . Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.

Байконур

Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ - по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года[~ 3].

История статуса и аналоги в СНГ

Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.

При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления, либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому В Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.

В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алма-Ата и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус в рамках её территории ранее.

Конституция УССР 1978 (в отличии от Конституции РСФСР) не содержала указания на то, что города республиканского подчинения не входят в состав областей. Таким образом, формальный статус таких городов не изменился с принятием в 1978 году новой конституции УССР, а город Севастополь продолжил иметь тот же статус, которым обладал на момент передачи Крымской области в состав УССР. 12 февраля 1991 город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области. Одновременно с этим была восстановлена Крымская АССР в границах Крымской области, таким образом Севастополь вошёл в состав Республики Крым (Крымской АССР), что было отражено в её конституции 1992 года. В 1996 году была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Севастополь не входил в состав АР Крым, упоминания о Севастополе были убраны из крымской конституции 1995 года, это же было окончательно зафиксировано в Конституции АР Крым 1998 года. Таким образом, в 1991 - 2014 годах Украина имела 2 города с особым статусом, имеющих мало общего со статусом российских городов федерального значения касательно осуществления законодательных функций и полномочий самоуправления. При этом Севастополь фактически напрямую управлялся кабинетом министров Украины.

В феврале-марте 2014 года было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения. Присоединение Крыма к РФ не получило признания со стороны Украины и большинства других стран-членов ООН.

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге - 111, в Севастополе - 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Города федерального значения

Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2016 год.



№ Флаг Субъект Федерации Площадь
(км²) Население Адм. центр 1 2 3 4
Город федерального значения Москва 2 561,5 ↗12 380 664
Город федерального значения
1 439,0 ↗5 281 579
Город федерального значения
864 ↗428 753
Итого 4 864,5 17 980 000

Финансы и бюджет

Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов (в Москве их доля в 2012-2014 годах колебалась в пределах 2-5% всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7%). К примеру, бюджет Москвы в 2008 годы был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14%, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры.

Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70% бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удается сразу освоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средний объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счет массовой иммиграции с Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.

Список субъектов РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации

Мы живем в самой большой стране в мире. А потому каждому нужно знать ее административное устройство. Россия – это федерация. А потому она состоит из равноправных частей. И список субъектов РФ будет представлен ниже в том порядке, в котором они указаны в Конституции Российской Федерации.


История

Наша страна - правопреемник Советского Союза. За немногими исключениями сохранились прежние названия городов и областей. Однако изменилось административое устройство. Появились субъекты с новыми статусами. У каждого из них есть свой административный центр. Столицы субъектов РФ, список котрых мы приведем, также будут указаны.

До 2014 года в состав России входили 83 субъекта РФ. Список и названия последних несколько раз изменялись. На сегодняшний день их уже восемьдесят пять. К нам присоединились республика Крым и город федерального значения Севастополь.


Эти субъекты РФ список 2014 года пополнили. Правда, суверенитет над ними Российской Федерации признан еще не всеми странами мира. А в 1993 году при принятии Конституции наша страна была поделена на восемьдесят девять субъектов. Затем началась так называемая ликвидация национальных автономий. Она продолжалась с 2003 по 2007 годы. За это время упразднены были шесть автономных огругов.

Общие положения

Итак, наша страна разделена на 85 субъектов – административно-территориальных единиц. Их названия, статус и права закреплены в статье 65 Конституции Российской Федерации. Субъекты могут принимать свои законы и другие нормативно-правовые акты, однако они не должны противоречить федеральным. Также административно-территориальным единицам разрешено иметь свои конституции и уставы. Последнее – в зависимости от правового статуса региона.


Свою конституцию может иметь только республика. Все остальные регионы принимают уставы. Вообще, в РФ несколько видов субъектов. Это уже упомянутые выше республики, их – двадцать две.

Кроме того, в состав нашей страны входит сорок шесть областей, девять краев, четыре автономных округа, три города федерального значения (Санкт-Петербург, Севастополь и Москва) и одна автономная область. Причем вне зависимости от статуса субъекта, все регионы равноправны и не могут по собственной инициативе выйти из состава Российской Федерации. Закон №6-ФКЗ разрешает вхождение в РФ новых территорий. При этом будут образовываться новые субъекты. Основанием для вхождения в Российскую Федерацию может служить волеизъявление проживающих на новых территориях народов. Кроме того, наша страна разделена еще и на восемь федеральных округов. Каждый из них объединяет несколько субъектов. Однако федеральный округ не имеет статуса административно-территориальной единицы.


Города федерального значения

В составе нашей страны есть три таких региона. Список субъектов РФ представлен ниже: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь.

Автономные области

На территории Российской Федерации есть только один регион с таким статусом. Это Еврейская автономная область. Ее столица – город Биробиджан.


Автономные округа

Список субъектов РФ, обладающих данным статусом: Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Их административные центры соответственно: г. Ханты-Мансийск, г. Нарьян-Мар, г. Анадырь, г. Салехард.

Республики

В состав Российской Федерации входят следующие субъекты РФ с таким статусом:

Название Федеральный округ Столица
Адыгея Южный Майкоп
Алтай Сибирский Горно-Атайск
Башкортостан Приволжский Уфа
Бурятия Сибирский Улан-Удэ
Дагестан Северо-Кавказский Махачкала
Ингушетия Северо-Кавказский Назрань
Кабардино-Балкария Северо-Кавказский Нальчик
Калмыкия Южный Элиста
Карелия Северо-Западный Петрозаводск
Коми Северо-Западный Сыктывкар
Марий Эл Приволжский Йошкар-Ола
Мордовия Приволжский Саранск
Саха (Якутия) Дальневосточный Якутск
Северная Осетия-Алания Северо-Кавказский Владикавказ
Татарстан Приволжский Казань
Тыва Сибирский Кызыл
Удмурдская Приволжский Ижевск
Хакасия Сибирский Абакан
Чувашская Приволжский Чебоксары
Крым Крымский Симферополь
Чеченская Северо-Кавказский Грозный
Карачаево-Черкесия Северо-Кавказский Черкесск

Края

В состав Российской Федерации входят регионы с подобным статусом, ниже
приводится список субъектов РФ.

Области

В состав России входят приведенные ниже субъекты РФ, обладающие таким статусом.

Название Федеральный округ Столица
Архангельская Северо-Западный Архангельск
Астраханская Южный Астрахань
Белгородская Центральный Белгород
Брянская Центральный Брянск
Владимирская Центральный Владимир
Волгоградская Южный Волгоград
Вологодская Северо-Западный Вологда
Воронежская Центральный Воронеж
Ивановская Центральный Иваново
Иркутская Сибирский Иркутск
Калининградская Северо-Западный Калининград
Калужская Центральный Калуга
Кемеровская Сибирский Кемерово
Кировская Приволжский Киров
Костромская Центральный Кострома
Курганская Уральский Курган
Курская Центральный Курск
Ленинградская Северо-Западный
Липецкая Центральный Липецк
Магаданская Дальневосточный Магадан
Московская Центральный
Мурманская Северо-Западный Мурманск
Нижегородская Приволжский Нижний Новгород
Новгородская Северо-Западный Великий Новгород
Новосибирская Сибирский Новосибирск
Омская Сибирский Омск
Оренбургская Приволжский Оренбург
Орловская Центральный Орел
Пензенская Приволжский Пенза
Псковская Северо-Западный Псков
Ростовская Южный Ростов
Рязанская Центральный Рязань
Самарская Приволжский Самара
Саратовская Приволжский Саратов
Сахалинская Дальневосточный Южно-Сахалинск
Свердловская Уральский Свердловск
Смоленская Центральный Смоленск
Тамбовская Центральный Тамбов
Тверская Центральный Тверь
Томская Сибирский Томск
Тульская Центральный Тула
Тюменская Уральский Тюмень
Ульяновская Приволжский Ульяновск
Челябинская Уральский Челябинск
Ярославская Центральный Ярославль
Амурская Дальневосточный Благовещенск

Итак, наша страна – это федерация. И все ее административно-территориальные единицы - субъекты РФ – равноправны. На сегодняшний день их насчитывается восемьдесят пять.

Российские города федерального значения это:

Российские города федерального значения
Политика - Портал:Политика
Россия

Эта статья - часть серии:
Политика и правительство
России

Государственный строй

Конституция России

  • Поправки

Президент России

  • Дмитрий Медведев
  • Администрация Президента

Правительство

  • Председатель Правительства
    • Владимир Путин
  • Министр иностранных дел
    • Сергей Лавров
  • Министр обороны
    • Анатолий Сердюков
  • Совет безопасности

Федеральное Собрание

  • Совет Федерации
    • Члены СФ
    • Председатель СФ
      • Сергей Миронов
  • Государственная Дума
    • Депутаты Госдумы
    • Спикер Госдумы
      • Борис Грызлов

Судебная система России

  • Конституционный суд
  • Верховный суд
  • Высший Арбитражный суд
  • Прокуратура России

Федеративное устройство

  • Республики
  • Области
  • Города федерального значения
  • Автономная область
  • Автономные округа

Политическая система

  • Политические партии
  • Референдумы:
    • 17 марта 1991
    • 25 апреля 1993
    • 12 декабря 1993
  • Парламентские выборы:
    • 1995 1999 2003 2007
  • Президентские выборы:
    • 1996 2000 2004 2008
  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Внешнеэкономическая политика
  • Международные организации

Другие страны · Портал Политика



Особенности организации местного самоуправления

Москва Санкт-Петербург
Еврейская

Города федерального значения Российской Федерации это:

Политика - Портал:Политика
Россия

Эта статья - часть серии:
Политика и правительство
России

Государственный строй

Конституция России

  • Поправки

Президент России

  • Дмитрий Медведев
  • Администрация Президента

Правительство

  • Председатель Правительства
    • Владимир Путин
  • Министр иностранных дел
    • Сергей Лавров
  • Министр обороны
    • Анатолий Сердюков
  • Совет безопасности

Федеральное Собрание

  • Совет Федерации
    • Члены СФ
    • Председатель СФ
      • Сергей Миронов
  • Государственная Дума
    • Депутаты Госдумы
    • Спикер Госдумы
      • Борис Грызлов

Судебная система России

  • Конституционный суд
  • Верховный суд
  • Высший Арбитражный суд
  • Прокуратура России

Федеративное устройство

  • Республики
  • Области
  • Города федерального значения
  • Автономная область
  • Автономные округа

Политическая система

  • Политические партии
  • Референдумы:
    • 17 марта 1991
    • 25 апреля 1993
    • 12 декабря 1993
  • Парламентские выборы:
    • 1995 1999 2003 2007
  • Президентские выборы:
    • 1996 2000 2004 2008
  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Внешнеэкономическая политика
  • Международные организации

Другие страны · Портал Политика

Российская Федерация состоит из 83 субъектов, 2 из которых являются городами федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Кроме того, на период аренды Россией комплекса «Байконур» город республиканского значения Республики Казахстан Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим го­роду федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации. Органы его исполнительной и законодательной власти не представлены в Совете Федерации РФ.



Москва (1) и Санкт-Петербург (2) на карте России

Особенности организации местного самоуправления

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.

Федеративное устройство России Республики Края Области Города федерального значения Автономная область Автономные округа

Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Москва Санкт-Петербург
Еврейская
Ненецкий1 Ханты-Мансийский - Югра2 Чукотский Ямало-Ненецкий2
1 Входит в состав Архангельской области 2 Входит в состав Тюменской области

Wikimedia Foundation. 2010.

в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт-Петербург (см. Субъект Российской Федерации).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

в РФ два города, имеющих статус субъекта Федерации - Москва и Санкт-Петербург. Эти города относятся к числу крупнейших по численности населения мегаполисов не только России, но и мира, а также представляют собой важнейшие центры культуры, науки, промышленности, торговли, финансов и т.д. На установление их особого статуса повлияли исторические традиции. С 14 в. вокруг Москвы происходило объединение русских земель. Санкт-Петербург строился в начале 18 в. как новая столица России, хотя и после его появления Москва сохранила за собой некоторые функции столичного города. После образования сов. государства столица была переведена из Петрограда (такое название город получил в 1914) в Москву в 1918, хотя Петроград (1924-1992 - Ленинград) всегда оставался на особом положении (вплоть до конца 1991 они именовались городами союзного подчинения). Статус субъектов Федерации Москвы и Санкт-Петербурга был закреплен фактом подписания представителями этих городов в марте 1992 Федеративного договора вместе с другими субъектами РФ. Наименование «город федерального значения» появилось в официальных документах в 1993, и Конституция РФ 1993 закрепила его за Москвой и Санкт-Петербургом. В соответствии с уставами Москвы и Санкт-Петербурга сформированы их органы государственной власти. В Москве законодательная власть принадлежит Московской городской Думе, в Санкт-Петербурге - Законодательному Собранию. Высшим должностным лицом в Москве является мэр, возглавляющий правительство и городскую администрацию, в Санкт-Петербурге - губернатор. Депутаты законодательных органов власти и высшее должностное лицо в обоих субъектах РФ избираются непосредственно горожанами- избирателями. А.С. Автономов

Города федерального значения России список 2018 год – обновленный реестр высших субъектов Российской Федерации по состоянию на этот год.

В иерархии российского управления можно легко запутаться, ибо она не подчиняется ни единому правилу здравого смысла.

Город федерального значения – это такой статус, при котором населенный пункт наделяется правами создания собственного законодательства, имеет свою систему бюджетного распределения, и вообще, это что-то вроде попытки создания "государства в государстве".

Список городов Федерального значения РФ в 2018 году следующий:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Последний был включен в список на основании никем не признанного путинского референдума, и тут же обозначен, как город, финансирование которого на 70% осуществляется из федерального бюджета. Москва и Санкт-Петербург в этом отношении самодостаточны, и даже являются центрами с рекордным профицитом.

Что дает этот статус?

Раньше он носил название "города республиканского подчинения". В СССР в это внедряли в основном стратегический смысл, а не бюджетный. Предполагалось, что в городе будет выстроена такая административная, продовольственная и военная инфраструктура, что он может выстоять в случае военного конфликта. Например, по Москве наносится ядерный удар, а северная столица вполне себе работает.

Сегодня город федерального значения – это по большей части способ передела власти. Еще до перестройки сформировались кланы чиновничьей элиты Москвы и Санкт-Петербурга, которые было трудно подогнать под жесткую вертикаль. Да и менталитет жителей, экономика, специфика развития этих двух городов все-таки отличаются. Для миграционной политики требуется большая гибкость, что и было проделано.

С Севастополем та же песня. После аннексии Крыма, главный город полуострова нуждался в особом управлении. Экономика там так же специфичная, плюс дележ выгодных участков возле моря, который должен осуществляться под видом местной народной власти. Возможность ввести индивидуальные режимы, законы, гибкость в изменении административной политики – все это дает федеральный статус.

Будут ли новые города федерального значения?

Обязательно. Дело в том, что ближайшее десятилетие ознаменуется очередным витком в переделе власти. Соответственно, этот раздел может быть осуществлен в обмен на полномочия. Например, в регионе побеждает оппозиционная партия, либо даже люди из клана власти, которые начинают выдвигать свои требования. В обмен на какие-то уступки они могут потребовать смену статуса. Для них это выгодно, ведь большая часть нынешних чиновников лоббирует интересы бизнеса (либо сами тайно владеют, записывают на родственников и так далее). Соответственно, получение статуса открывает для них огромные перспективы.

Вероятно, следующими кандидатами на статус города Федерального значения станут Калининград, Грозный, Краснодар, Ханты-Мансийск, Владивосток. Это им позволит заниматься, например, более гибко миграционной политикой, работать над формированием бюджета.

Список новых городов федерального значения будет постоянно обновляться по мере получения новых данных.

Контекст

18 марта президент РФ Владимир Путин уведомил Совет Федерации, Государственную Думу и правительство о предложениях Госсовета Республики Крым и Заксобрания города Севастополя о принятии их в состав Российской Федерации.

Накануне стало известно, в каком именно статусе власти этих субъектов видят себя в составе нашей страны. Особый интерес вызывает заявление и.о. главы Севастополя Дмитрия Белика: "Было бы правильным, если Севастополь оказался бы в составе РФ в качестве города федерального подчинения, как Санкт-Петербург или Москва".

Спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин по этому поводу сказал: "Проблемы я не вижу в этом никакой".

В настоящее время в состав РФ входят два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, на период аренды Россией космического комплекса город Байконур наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта РФ. Севастополь согласно всем нормам международного права может рассчитывать на получение аналогичного статуса уже сегодня.

Байконур

Особенностью такого эксклавного статуса города федерального подчинения являются двойственные правовые нормы. Например, в соответствии с договором России и Казахстана глава администрации города Байконур назначается совместным решением президентов двух стран по представлению российской стороны. На территории города действует российское законодательство, но также и казахстанское, применимое для граждан этой страны. Хотя Байконур находится за пределами Российской Федерации, на его территории работают российские структуры: российский военный суд; управление внутренних дел из состава МВД России; структуры миграционной и налоговой службы, органов образования, здравоохранения, пенсионный фонд, социальной защиты, нотариата и т.д. Даже автомобильные номера российские (94RUS).

© Юрий Данилевский

Ежегодная стоимость аренды, заключенной до 2050 года, города и космодрома Байконур составляет 115 млн.долларов. Эксплуатация космодрома обходится России примерно в 5 млрд рублей в год. Из федерального бюджета России в бюджет города Байконур ежегодно осуществляется поступление в размере более 1 млрд рублей.

Такие большие затраты при постепенном уменьшении доли численности российских граждан в населении Байконура дает основания руководству Роскосмоса неоднократно, на протяжении последнего десятилетия, предлагать вывести город Байконур из Договора аренды под управление казахстанской стороне. Возможно, подобная реорганизация будет осуществлена в ближайшие годы, тем более, что 10 декабря 2012 года глава Казкосмоса Талгат Мусабаев поднял вопрос о пересмотре «устаревшего» договора об аренде космодрома 1994 года.

XIX век

Впрочем, Севастополь заслуживает совсем иного подхода. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения - Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением.

С момента самого основания Севастополя в 1783 году суверенитет над городом осуществляла Российская Империя. В 1787 органы гражданского управления переместились в Симферополь тем самым Севастополь был отделен от местного областного подчинения Таврической области и фактически причислен к военно-морским портам общегосударственного значения, подчиненным непосредственно Санкт-Петербургу.

26 июля 1893 года для Севастополя был утвержден особый герб, структура и эмблемы которого были не городского, а общегосударственного значения: щит - красного, регального цвета, как и у Москвы, за щитом - два скрещенных золотых якоря, как у крупных портовых городов, например у Петербурга, а в качестве эмблемы - грифон, т.е. родовая гербовая эмблема дома Романовых.

В 1948 году Севастополю был придан особый статус, в том числе и в связи с необходимостью ускоренного восстановления города, практически полностью разрушенного во время Великой Отечественной войны.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года № 761/2, Севастополь де-юре был выведен из состава Крымской области, став городом республиканского подчинения РСФСР.

Статус города как военно-морской базы позволял осуществлять двухуровневое финансирование его жизнедеятельности — как из бюджета РСФСР, так и из бюджета СССР. Можно также сделать вывод о том, что таким образом существовало две территориальных единицы: Крым и Севастополь.

2 декабря 1992 года юридический отдел Верховного Совета РСФСР дал заключение, что Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года не был ни изменен, ни отменен.

24 октября 1996 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла постановление N 747-II ГД, где говорится, что на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 года Российская Федерация вправе осуществлять государственный суверенитет над Севастополем.

Соответственно, на момент принятия Закона Верховного Совета СССР 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав Украинской СССР с юридической точки зрения Севастополь не являлся частью Крыма и сохранял свой статус в качестве территориальной единицы РСФСР.

Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», одноименный Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года и Закон СССР от 26 апреля 1954 года по данному вопросу не содержат какого-либо упоминания о Севастополе.

Закон 1954 года не изменил установленного статуса Севастополя как города союзно-республиканского подчинения.

Кроме того, международное право требует, что подтверждается практикой Международного суда, оформление передачи государственного суверенитета на территорию в виде международного договора конкретно по этому вопросу. Венская конвенция о праве договоров определяет договор, как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом. Указ РСФСР и Постановление Президиума ВС СССР не отвечает требованиям, предъявленным международным правом к таким документам, поскольку это внутренний документ.

После 1954 года Севастополь стал финансироваться из украинского бюджета и был выделен отдельной строкой как город республиканского подчинения Украины. Таким образом, с 1954 по 1968 год Севастополь финансировался как из бюджета РСФСР, так из бюджета Украинской ССР.

25 апреля 1968 года Совет Министров РСФСР принял Постановление «О признании утратившим силу Постановления о финансировании города Севастополя».
Однако постановление Совета Министров РСФСР не может отменить Указ ПВС РСФСР от 29 октября 1948 г. Положение Конституции Украинской ССР в статье 77, которой Севастополь объявлен городом республиканского подчинения в составе Украинской ССР, не имеет юридической силы с момента принятия, т.к. принят Украинской ССР в одностороннем порядке, без принятия соответствующего решения конституционными органами власти РСФСР.

А главное, Постановление затрагивало лишь частный вопрос финансирования города, а не особенности его статуса. Таким образом, речь идет только об изменении финансирования Севастополя, а не об изменении статуса города. Статус определялся Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года, который не был отменен и продолжает действовать до настоящего времени.

В Конституции УССР 1978 года указывалось, что Севастополь является одним из двух, наряду с Киевом, городов республиканского подчинения УССР. Однако с правовой точки зрения это положение не имеет юридической силы, поскольку было принято Украинской ССР без решения органов власти РСФСР. В соответствии с положениями статьи 16 Конституции РСФСР 1937 года, которая действовала на тот момент, «территория РСФСР не может быть изменяема без согласия РСФСР».

Российская Федерация была преобразована таким образом, что бывшие административно-территориальные единицы - области и края смогли уравнять свой статус со статусом бывших автономных образований в составе Российской Федерации.

Сейчас в качестве субъектов Федерации в состав Российской Федерации входят, 9 краев (Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский), 46 областей и 2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями, которым в соответствии с Конституцией (ст. 5, 65) придан статус субъектов РФ.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов федерального значения; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, город федерального значения образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Если раньше прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику. Так, согласно Уставу Иркутской области, область имеет свои герб и флаг, утверждаемые Собранием области. Порядок использования официальной символики области определяется ее законом.

Края, области, города Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам РФ.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию РФ и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. По Государственному Уставу Краснодарского края лишение его статуса субъекта Российской Федерации или придание ему статуса иного субъекта РФ возможно только на основе Конституции РФ и Федеративного договора при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции Российской Федерации. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Края и области имеют свои административные центры.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Они подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и краев, областей и городов федерального значения и предметы, находящиеся в исключительном ведении последних.

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору, в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

В совместное ведение РФ и краев, областей и городов федерального значения входит широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.

Введение чрезвычайного положения на территории края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти РФ с уведомлением органов власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Согласно Конституции РФ, по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления своих предложений. Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти последних самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам РФ. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта РФ, как Москва, являющегося столицей России. 15 апреля 1993 г. был принят Закон РФ "О статусе столицы РФ".

Затраты Москвы, связанные с осуществлением ею функций столицы, полностью компенсируются за счет субвенций из республиканского бюджета РФ, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти, представительствами республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в РФ.

Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются его органами государственной власти для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти РФ, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством РФ. Эти земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти в федеральную собственность или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

Субъекты Российской Федерации, в частности края, области и города федерального значения имеют специфический конституционно-правовой статус, который отличает их от республик. Являясь субъектами РФ, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные акты. Располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.

Каждый край, область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов краев, области, города федерального значения, и также вправе иметь свою символику.