Главная · Доверенности · Картина "сельский крестный ход на пасху" - пример религиозного невежества интеллигенции. «Сельский крестный ход на Пасхе»: Как за эту картину Перова чуть не отправили в ссылку

Картина "сельский крестный ход на пасху" - пример религиозного невежества интеллигенции. «Сельский крестный ход на Пасхе»: Как за эту картину Перова чуть не отправили в ссылку

Всем известна картина Перова "Сельский крестный ход на Пасху", написанная в 1861 году. На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие - священник нарезался в дугу, да еще в прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.

Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход - совсем не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы (церковь виднеется на заднем плане); крестный ход поворачивает по часовой стрелке (крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки). Дело происходит на закате (а не в полночь). Что же тогда мы видим?

Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты (на начало 20 века - приблизительно каждый шестой) получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума. Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт (священники, диаконы и псаломщики) имел два источника дохода - требы и доход от церковной земли.

Три требы - крещение, венчание, отпевание - составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов (церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан), и им волей–неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2–3 тысячи человек (400–500 домохозяйств), и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба - за нее священник мог получить 3–10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости (и еще наесться и напиться), крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.

Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму - все надежды на получение жалованья они возлагали на государство (надежды не сбылись).

У сельской церкви был обычно земельный участок - в среднем 50 десятин (55 га), приходившийся, в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники (в особенности имевшие формальное образование) по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду (хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее).

Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина (диакон - на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком). Но это и было причиной жестокой фрустрации - в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием (а священник являлся таковым лицом) зарабатывал как минимум в 3–4 раза больше человека физического труда. Кроме злосчастного сельского батюшки.

Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода (ориентировочно, их было 200–300–400 в 3–6 селениях), заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений - теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как–бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме.

К сожалению, социального консенсуса вокруг славления/подарков не создалось. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую–то малоценную дрянь. Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали - и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года (другого повода для подарков не существовало). Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно - все дома прихода надо было обойти за Пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40–60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро - на дом отводилось по 5–10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином (или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс).

В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи. На огороде еще не созрели первые овощи. И тут–то к крестьянину и являются церковники, нагло требующие денег за абсолютно ненужные пять минут нестройного пения. Неудивительно, что сама собой в голову приходит мысль подсунуть в темных сенях в мешок священнику ворону, выдавая ее за курицу.

Таким образом, на картине изображено совершенно не то, что кажется современному зрителю.

На наш невнимательный взгляд художник нарисовал священника, который хамским образом нарезался, вместо того чтобы чинно шествовать и благолепно петь. На самом же деле картина (что типично для Перова) бичует неуместный, криво сложившийся и плохо работающий социальный институт.

Процессия волочится по грязным дворам с утра до вечера, шестой день, переезжая от деревни к деревне. Всем горько, стыдно, неудобно, все вымотались, поют нестройно. Крестьяне тоже не рады. При вымогательстве подарков происходят низкие сцены. Да, священник пьян - но он обошел уже 50 домов, и в каждом его заставили выпить, а он ведь хотел, чтобы ему дали денег. Зачем это всё происходит? Неужели нельзя организовать дело поудачнее? Неужели нельзя как–то согласовать интересы духовенства и прихожан к взаимному удовлетворению? Зачем религиозную процессию превратили в позорище? Ответа не будет. Это Россия, страна несовершенных институтов.

P.S. Как дополнительная версия, процессия изображена в наиболее пикантный момент - она добралась до деревенского кабака (кабак и живущий при нем кабатчик - это тоже домохозяйство, подлежащее посещению). Может быть, именно поэтому крыльцо выходит прямо на деревенскую улицу, а не во двор, что типично для обычного крестьянского дома. Этим же можно объяснить и пьяных на крыльце и под крыльцом. Предполагается, что кабатчик угостил священника тем, чего у него больше всего - вот поп и дошел до столь жалкого состояния.

Пасха 2018, пасхальный крестный ход, когда бывает, что надо знать о ночном пасхальном богослужении

Пасха Христова , главный праздник Русской православной церкви, в 2018 году приходится на 8 апреля. Традиционно пасхальное богослужение бывает ночным и включает в себя ПАСХАЛЬНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД.

Крестный ход на Пасху начинается ночью, в 24 часа, в воспоминание того, что святые жены-мироносицы шли ко гробу Спасителя "еще сущи тме" , то есть когда было темно.

Народ собирается в храме заранее, так как перед этим служится полунощница, которая начинается вечером в субботу, примерно в 23 часа. Верующие готовят свечи и лампады – закрытые подсвечники, что бы на улице ветер не гасил пламя свечей.

Ко времени завершения полунощницы молящиеся выстраиваются прямо в храме для несения хоругвей и икон. Впереди встает несущий фонарь со свечой. За ним располагается прихожанин или церковнослужитель, несущий крест. За ними на две стороны встают прихожане храма с хоругвями с ликами Иисуса Христа и Богородицы, но их бывает и больше. Чаще всего хоругвеносцы – крепкие мужчины, так как несение хоругвей, особенно если они большие, дело не простое.

За хоругвеносцами встает прихожанин с праздничной иконой Воскресения Христова, далее располагаются в две колонны прихожане с другими иконами, нередко их несут женщины и подростки. Вся эта группа выстраивается в храме, лицом к выходу, еще до окончания полунощницы.

Крестный ход на Пасху 2018, когда начинается, особенности

И вот все подготовились, на какой-то момент в храме устанавливается полная тишина. Когда подходит время, к стоящим присоединяются священнослужители и певчие, Крестный ход начинает движение. Священник идет с тройным подсвечником на котором расположены пасхальные свечи, не редко трех цветов - желтая, красная и зеленая. Алтарники несут большую свечу и Евангелие, диакон совершает каждение. В руках у прихожан зажженные свечи, часто красного цвета. Когда процессия выходит их храма, его двери закрываются.

После выхода, Крестный ход начинает обход храма слева направо. В это время раздается Благовест – звонарь ударяет в один колокол. Все идущие тихо поют вместе с певчими: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Крестный ход обходит вокруг храма, причем, если это монастырь или храмовый комплекс, то обход совершается по самому большому кругу, объединяя постройки в единое. Подойдя к дверям храма, из которого перед этим все вышли, священник, крестообразно кадит кадилом и восклицает: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице… В ответ раздается «Аминь» и первый раз поется пасхальный Тропарь. В это время колокола начинают праздничный звон. Далее с пением Пасхальных стихир народ входит в храм и начинается богослужение.

Крестный ход на Пасху 2018, когда начинается, особенности

Пасхальные Крестные ходы с чтением Евангелия и окроплением молящихся на Светлой седмице совершаются ежедневно, после литургии. До Вознесения Крестные ходы бывают один раз в неделю – после воскресного утреннего богослужения.

Приближается светлая Пасха – главный праздник для всех православных христиан. К этому дню верующие готовятся заранее: накануне в течение семи недель они соблюдают строгий пост, чаще проводят время в молитвах и стараются совершать больше добрых дел.

Накануне праздника, начиная со Страстной субботы, люди освящают в храмах пасхальную снедь – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и др.

Верующие, которые готовятся ко всенощной, которая проходит в ночь со Страстной субботы на воскресенье, интересуются, как проходит этот обряд, во сколько будет крестный ход на Пасху, в котором принимают участие не только священнослужители, но и прихожане.

Некоторые люди задают и другие вопросы: Когда проходит крестный ход на Пасху? Кто может принимать в нем участие? В какое время начинается крестный ход на Пасху? Что при этом происходит? Сколько длится пасхальный крестный ход? Мы ответим на эти и другие вопросы.

Прежде всего стоит сказать о том, что это праздничное шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви (укрепленные на древках полотнища с изображением Христа или святых).

Во времена первых христиан совершался только крестный ход на Пасху, позднее этот обряд стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Что касается церковной истории Руси, то она началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне.

Кроме Пасхи, устраиваются крестные ходы на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также подобные шествия организуются в честь каких-либо значимых церковных или государственных событий.

Иногда крестный ход проводится священнослужителями в чрезвычайных случаях, к примеру, во время природных катаклизмов, бедствий или во время войны.

Так, в старину верующие обходили с иконами поля в периоды засухи и неурожая, а также посещали различные населенные пункты во время эпидемий различных заболеваний. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой христианами во время подобных шествий.

Во сколько начинается крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. В это время в храм могут прийти все желающие. Люди, которые хотят попасть внутрь и находиться в церкви в течение всей службы, приходят сюда заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы.

В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон. Затем в ночь с субботы на воскресенье проходит крестный ход. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа.

Сколько продолжается крестный ход на Пасху? В числе обрядов, соблюдаемых православной церковью, бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Некоторые шествия данного типа могут длиться до двух месяцев и более. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Во сколько он начинается? Это действие, которое является частью праздничной службы, начинается ближе к полуночи – под несмолкаемый звон колоколов. Длительность шествия ограничивается временным диапазоном с 00.00 до 01.00 часов.

Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Согласно сложившейся традиции, когда проходит пасхальный крестный ход, впереди процесии несут фонарь, за ним – запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения и другие реликвии.

Завершает шествие предстоятель храма, который держит трисвечник и крест. Несомые хоругвеносцами церковные знамена символизируют победу, одержанную над смертью и диаволом. За духовенством следуют прихожане со свечами в руках, которые пришли на службу.

Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все время, пока идет крестный ход на Пасху, верующие пребывают в состоянии торжественной приподнятости и радостного ожидания.

Процессия обходит храм трижды, каждый раз останавливаясь у его дверей, символизирующих камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Первые два раза двери остаются закрытыми, а на третий раз они открываются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Колокола затихают, и священник первым возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник исполняет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Люди вторят: «Христос воскресе из мертвых…» О наступлении великой минуты светлого праздника – Воскресения Христова – возвещает торжественный звон колоколов.

Процессия торжественно входит в храм через открытые двери. Это действо символизирует путь жен-мироносиц, вошедших в Иерусалим, чтобы сообщить апостолам благую весть о воскрешении Христа. После этого крестный ход заканчивается. Это зрелищное и массовое мероприятие позволяет всем присутствующим по-настоящему прочувствовать дух праздника.

Затем начинается Светлая заутреня, во время которой звучат восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Великий пост, который продолжался семь недель, заканчивается с момента символического открытия дверей храма.

После праздничной литургии и причастия, около 3-4 часов утра в воскресенье, верующие могут разговеться. Служба завершается благословением прихожан батюшкой и освящением всех принесенных для праздничного стола пасхальных блюд. Желающие могут также причаститься.

Затем всю пасхальную неделю в православных храмах проходят особые торжественные литургии. В течение Светлой седмицы, которую также называют Звонильной неделей, все желающие могут подняться на колокольни и попробовать себя в звонарном искусстве.

Пьяная процессия с хоругвями и священник с дьячком вышли из избы, где их только что на славу угостили после богослужения. Священник едва держится на ногах: чтобы спуститься с крыльца и не упасть при всем честном народе, он оперся рукой о столб. Обрюзгшее Лицо, помутневшие глаза, спутанные волосы на голове развенчивают святость духовного пастыря, «упившегося вином до положения риз».

Возле него три «падших грешника»: дьячок, растянувшийся на крыльце и беспомощно пытающийся подняться, и два мужика-мирянина: один залез под крыльцо мертвецки пьяным, а второму молодая крестьянка поливает голову холодной водой. Какая трагикомическая сцена, сколько в ней едкой сатиры.

«Богоносы» (так называли в деревне крестьян, согласившихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) тянут «кто в лес, кто по дрова» церковное песнопение («Христос воскресе из мертвых...»). Придурковатая молодая крестьянка с иконой в руках поет во все горло; видимо, она тоже приложилась к хмельному зелью.

Рядом с ней еле бредет дряхлый старик с понурой головой, в рваном армяке и лаптях. Он тоже изрядно выпил и даже не замечает, что икона перевернулась ликом к земле.

Впереди этих темных забитых людей идут три «справных», то есть зажиточных мужика в шубах и армяках. У одного в руках фонарь с зажженной свечой, у второго - развевающаяся по ветру хоругвь, у третьего - дароносица.

И так целую неделю «богоносы» ходили по деревням своего прихода, из избы в избу, разговляясь вместе с церковниками куличами и яйцами, пирогами и водкой или в крайнем случае брагой. Львиная доля пасхальных угощений с денежными приношениями отдавалась попу (его возчик принимает от хозяина избы это подаяние «в пользу господа бога»).

Погода ветреная, холодная. Все небо затянуто свинцовыми облаками. Одинокие деревья стоят голыми, только грачиные гнезда и скворечники «украшают» их. На земле лужи и грязь. Все это пасхальное шествие спускается в глубокий овраг, где виднеются почерневшие избы и церквушка.

Колористическое решение картины правдиво и выразительно. Яркие пятна то голубого цвета (на ризе и эпитрахили священника), то красного (сарафан хозяйки, изображенной на крыльце, юбка у женщины с иконой, дароносица в руках богоноса, кисти кушака и фонарь) останавливают на себе внимание. Зритель постепенно вникает в содержание картины, задумывается над ее значением.

Перов изобразил конкретный факт, но факт, типичный для тогдашней России. Смелая критика духовенства и темных сторон жизни крестьянства потрясла многих современников Перова, увидевших в картине протест художника против всего самодержавно-крепостнического строя.

«Сельский крестный ход на пасхе» был показан впервые на выставке Общества поощрения художников. Картину предложили немедленно изъять из экспозиции, но, к счастью, ее успел купить П. М. Третьяков, и «безнравственная» картина, разоблачающая ханжество и лицемерие духовенства, сохранилась.