Главная · Юридические · Компетенция государственных органов уполномоченных законом. VI. Компетенция уполномоченных. Закон московской области

Компетенция государственных органов уполномоченных законом. VI. Компетенция уполномоченных. Закон московской области

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА - совокупность его прав и обязанностей. Компетенция различных государственных органов существенно отличается: одни руководят промышленностью, другие - обороной и безопасностью страны и т.д. Компетенция органов государственной власти и управления закрепляется в специальных законах и положениях. Например, прокуроров закреплена в Законе о прокуратуре РФ. Компетенция высших органов власти и управления закреплена и Конституции РФ 1993 г. В зависимости от характера и объема их компетенции органы Российской Федерации подразделяются на следующие основные виды: 1. Органы государственной власти - Президент и Федеральное Собрание. 2. Органы государственного управления - Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, ведомства, администрация государственных предприятий и учреждений. Их называют исполнительно-распорядительными органами, так как они осуществляют распорядительную деятельность во вверенной им сфере. 3. Органы надзора и контроля включают в себя Конституционный РФ, Генерального прокурора РФ, которые осуществляют и контроль за соблюдением Конституции, общефедеральных законов, фактическим исполнением решений государства. 4.

Органы охраны правопорядка () - суд, органы внутренних дел. Это органы, которые стоят на страже законности, предупреждают и пресекают правонарушения, привлекают к ответственности лиц, нарушающих законодательство- К числу правоохранительных органов относят т.ж. прокуратуру, которая соединяет функцию надзора за соблюдением законов и других нормативных актов с борьбой за . Она возбуждает уголовные дела и занимается расследованием некоторых категорий преступлений. 5. Органы зашиты государства: армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и защищают наше от нападений извне, разоблачают и пресекают подрывную деятельность иностранных разведслужб, ведут борьбу с терроризмом, бандитизмом и международной наркомафией.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА" в других словарях:

    - (см. КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Компетенция - определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объём полномочий и пределы деятельности должностного лица или государственного органа. Строго говоря, компетенция… … Элементарные начала общей теории права

    - (от лат. competo добиваюсь; соответствую, подхожу) юридически установленные полномочия, права и обязанности властного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов или органов местного самоуправления.… … Политология. Словарь.

    Круг полномочий, право принятия решений государственного органа, должностного лица, оговариваемое законами, нормативными актами, положениями, инструкциями. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    И; ж. Юрид. 1. Область вопросов, в которых кто л. хорошо осведомлён. Инженерные вопросы строительства не его к. 2. чья. Круг полномочий какого л. учреждения, лица или круг дел, вопросов, подлежащих чьему л. ведению. К. суда. Решение этого вопроса … Энциклопедический словарь

    Компетенция - это определяемый Конституцией или законом объем полномочий государственного органа или должностного лица, за рамки которого они не могут выходить в своей деятельности. По отношению к государству это круг прав и обязанностей в определенных сферах… … Большой юридический словарь

    Компетенция - определенная и закрепленная законом или иным нормативным актом совокупность полномочий должностного лица или государственного органа. Установление компетенции имеет целью четкую организацию и специализацию деятельности различных органов… … Теория государства и права в схемах и определениях

    КОМПЕТЕНЦИЯ - совокупность прав и обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, закрепленная нормативными правовыми актами. (С. А.) … Энциклопедический словарь конституционного права

    Компетенция - (от лат. competentia принадлежность по праву) 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицо обладает познаниями, опытом. К. задает круг предназначений,… … Исследовательская деятельность. Словарь

    КОМПЕТЕНЦИЯ - (от лат. competentia принадлежность по праву) 1) круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа; 2) круг вопросов, в которых данное должностное лицсг обладает познаниями, опытом … Профессиональное образование. Словарь

Компетенция органов как важнейший элемент их правового статуса:

    • Понятие компетенции
    • Факторы, влияющие на компетенцию
    • Обязанности
    • Права

Понятие компетенции

Цель – значение или задача, цель конкретизируется в задачах, задачи выполняются на практике посредством функций, для осуществления функций создается система (структура), структура определяет компетенцию.

Компетенция – совокупность обязанностей и прав, вытекающих из задач.

Обязанности – это мера должного поведения

Право – это мера возможного поведения

Компетенция – это важнейший элемент правового положения гос. органа.

Правовое положение гос. органа – совокупность взаимных прав и обязанностей, юридически значимых характеристик, определяющих место и роль это органа в системе механизма государства.

Исходной базой для определения правового положения гос. органа является правосубъектность. Содержание правосубъектности входит в состав существующих правоотношений.

Правовое положение <=> Правовой статус <=> Правосубъектность

В статусе выделяются следующие элементы:

  1. Цель (назначение)
    Конечное намерение достичь чего – либо; идеальный результат деятельности; глобальная задача.
  2. Задача
    То, что требует исполнения решения
  3. Функции
    Работа, производимая органами; направление деятельности
  4. Компетенция
    Это сугубо юридическая категория, важнейший элемент гос. органа, полномочия, права гос. органа.
  5. Принципы организации и деятельности
    Это правовая категория, это правило, которое не терпит исключений
  6. Виды контроля и надзора
  7. Формы и методы координации и взаимодействия
  8. Система и структура

Факторы, влияющие на компетенцию

Факторы, влияющие на компетенцию – это совокупность причин и условий, определяющих направления движения к какой – либо цели.
Виды:

  • Внутренние и внешние:
    • политические
    • экономические
    • социальные
  • Субъективные и объективные

Предмет ведения гос. органа – сфера деятельности органа (цели, задачи, функции)

Обязанности и права ФСБ РФ

Обязанности:

В сфере КРД и РД:
1. выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
2. добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно - технического и оборонного потенциала;
3. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, Войсках гражданской обороны Российской Федерации, иных воинских формированиях и в их органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах налоговой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;
4. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
5. обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6. проводить во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;
7. осуществлять в пределах своих полномочий и во взаимодействии с Пограничными войсками Российской Федерации меры по обеспечению охраны Государственной границы Российской Федерации;
8. обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;
9. участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно - политических, религиозных и иных массовых мероприятий;

1. информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
2. участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;
3. осуществлять регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств; выявлять на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях;
4. участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;
5. поддерживать мобилизационную готовность органов федеральной службы безопасности;
6. осуществлять подготовку кадров для органов федеральной службы безопасности, их переподготовку и повышение их квалификации.

В уголовно – правовой сфере:

1. выявлять, предупреждать и пресекать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
2. выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;
3. разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

Права

В сфере КРД и РД:

1. устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, проводящие разведывательную и иную деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, а также в преступные группы;
3. осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;
4. направлять официальных представителей органов федеральной службы безопасности в иностранные государства по согласованию со специальными службами или с правоохранительными органами этих государств в целях повышения эффективности борьбы с преступлениями международного характера;
5. осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения специальных служб и организаций иностранных государств, преступных групп и отдельных лиц с использованием технических средств к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;

В сфере административной деятельности:

1. осуществлять шифровальные работы в органах федеральной службы безопасности, а также контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (за исключением учреждений Российской Федерации, находящихся за ее пределами);
2. использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации;
3. использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением транспортных средств, которые законодательством Российской Федерации освобождены от такого использования), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности в установленном законом порядке возмещают им расходы либо причиненный ущерб; (в ред. Федерального закона от 30.12.1999 N 226-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
4. беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, дознание и предварительное следствие по которому отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Обо всех таких случаях вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы федеральной службы безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
5. проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления;
6. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных объектов, закрытых административно - территориальных образований и иных охраняемых объектов, а также проверять у этих лиц документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие их вещей и документов;
7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;
8. получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен специальный порядок получения информации;
9. создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности, и обеспечения деятельности указанных органов;
10. создавать подразделения специального назначения для выполнения обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности;
11. проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
12. разрешать сотрудникам органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;
13. использовать в целях зашифровки личности сотрудников органов федеральной службы безопасности, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств документы других министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций;
14. проводить научные исследования проблем безопасности Российской Федерации;
15. оказывать содействие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны;
16. осуществлять на компенсационной или безвозмездной основе подготовку кадров для специальных служб иностранных государств, служб безопасности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, если это не противоречит принципам деятельности органов федеральной службы безопасности.

В сфере уголовно – процессуальной сфере:

1. осуществлять оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;
2. осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности; иметь и использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации следственные изоляторы;

Функции как виды управляющего воздействия взаимоувязаны с компетенцией государственного органа.

Компетенция – круг полномочий какого-либо органа, лица; круг вопросов, в котором данный орган, лицо обладает познаниями, опытом, имеет право и способность решать.

Компетенция государственного органа представляет собой установленный на основе конституции и законов государства состав предметов ведения, по которым он имеет полномочные обязанности принимать и издавать нормативно-правовые акты либо совершать юридически значимые действия в совместном производстве с другими госорганами.

Проблема компетенции исполнительного органа включает следующие вопросы:

1. Определение предметов ведения , тех общественно значимых задач, решение которых возложено на орган, должностное лицо. Право их решать – это обязанность, ответственность органа (лица) перед государством.

2. Определение полномочий – совокупности прав и ответственности за действия (и бездействие) исполнительных органов, должностных лиц.

3. Определение меры должного поведения , т.е. радиуса юридически необходимого и возможного действия госслужащих. Компетенция неизбежно предусматривает право деятельности по усмотрению, т.е. решать самостоятельно, когда и как использовать то или иное право.

Властные структуры используют различные способы определения и изменения компетенции подведомственных органов.

1. Установление компетенции – нормативное закрепление предметов ведения, прав и обязанностей.

2. Централизация – осуществление функций только центральными органами, сосредоточение у них права принимать решения.

3. Децентрализация – передача части функций и права принимать решения по определенному кругу вопросов нижестоящим исполнительным органам и местным органам власти, т.е. другим центрам принятия решений.

5. Делегирование – согласованная взаимная передача полномочий органам разных уровней.

6. Субсидиарность – взаимодополняемая деятельность разных звеньев власти и управления.

На практике нужно умело применять эти способы, причем в таком их сочетании, которое не нарушает гармонии управления. Хорошая юридическая регламентация компетенции, полномочий органов исполнительной власти – непременное условие и начало их успешного функционирования.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Тема 1. Предмет курса Система государственного и муниципального управления Цели и задачи изучения темы

Цели и задачи изучения темы.. Формирование представления о содержании курса Система государственного и.. Вопросы для повторения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет системы государственного и муниципального управления как учебной дисциплины
В обществе все естественное – объективно, необходимо: производство и распределение материальных благ, здоровье людей и их нравственное благополучие, социальная помощь нуждающимся и поддержка больны

Понятие и виды социального управления
Управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнеде

Особенности государственного и муниципального управления
Государственное управление – разновидность социального управления, но его природу и специфику определяют присущие только данному виду управления свойства. 1. Субъект целенаправленных, орга

История науки о государственном управлении
Несмотря на осознание роли государства в жизни общества еще в античную эпоху (Аристотель, Платон, Цицерон, Конфуций), возникновение теории государственного управления обычно связывают с научным нап

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет
Государство есть необходимый способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое общество имеет общие (публичные) дела, общий интерес и потребности в самосохранении, обеспечен

Формы политико-административного устройства государства
Понятие политико-территориального устройства государства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и разли

Понятие и типы политических режимов
Политический режим представляет собой форму государствоосуществления; это характеристика способов, методов, средств осуществления государственной власти, ее реального распределения и взаимод

Функции государства
Функции государства – представляют собой основные направления его деятельности по решению главных задач. В научной литературе предложено много классификаций функций государства.

Система как общефилософское понятие
Под системой понимается совокупность элементов (компонентов, подсистем), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Теория систем, системный анал

Понятие и специфика системы государственного управления
В государственном управлении задействованы множество государственных органов и общественных структур, большое число должностных лиц и иных служащих, миллионы людей, используются разнообразные и дор

Структура системы государственного управления
Рис. 3.1.Сущностные элементы системы государственного управления

Понятие и признаки государственного аппарата
Государственный аппарат – основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реал

Понятие и принципы муниципальной службы. Правовые основы муниципальной службы в РФ
Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контрак

Понятие бюрократии
Бюрократия – это система управления, основанная на формальных правилах; особая группа людей, профессионально занимающихся управленческой деятельностью, регулирующейся формальными правилами

Бюрократизм в государственном и муниципальном управлении
Негативные проявления бюрократии ведут к появлению бюрократизма, то есть явления, отражающего субъективно деформированный характер мышления и деятельности государственного аппарата и госслуж

Направления преодоления бюрократизма в государственном и муниципальном управлении
Основными направлениями преодоления бюрократизма в государственном и муниципальном управлении являются: - регламентация деятельности государственных органов и чиновников; - обеспе


Государственный аппарат – это основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализа

Функции государственного управления. Государственные и муниципальные услуги
Функция любого социального института (явления) есть способ адаптации в обществе, налаживание соответствия между ним и определенной потребностью общества. Это объективно необходимая деятельно

Регламентация функций государственных органов
Одним из направлений проведения административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах была определена оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов по


Каждый госорган реализует систему функций, осуществляет несколько видов управляющего воздействия. Каждый из этих видов относительно самостоятельный, специфический, но все они взаимосвязаны и только

Конституционные основы государственного и муниципального управления в России
Российская Федерация утверждается как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское с республиканской формой правления государство (ст. 1, 14 Конституции РФ). Носителем сув

Судебная система России. Прокуратура РФ
В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам отно

Понятие и особенности федерализма
Формирование современной российской государственности базируется на принципах федерализма. Выделяют три существенных признака федерализма. 1. Наличие двух уровней государс

Особенности федеративного устройства России
Россия на современном этапе развития характеризуется формально симметричной, дуалистически ориентированной и централизованной федеративной формой государственного устройства. В состав феде

Тенденции и проблемы развития федеративной формы государственного управления в России
Существуют реальные проблемы, с которыми сталкиваются государственные органы в своей деятельности – неуправляемость регионами и дезинтеграция, препятствующие эффективному государственному управлени

Местное самоуправление. Понятие и функции
Местное самоуправление согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении составляет одну из основ любого демократического строя. Согласно статье 2 Хартии принцип местного самоуправления должен б

Территориальная основа местного самоуправления
Согласно положениям нового закона местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федера

Организационные основы местного самоуправления
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к органам местного самоуправления относятся: - представительные органы

Система муниципальных правовых актов
Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными закона

Участие населения в осуществлении местного самоуправления
Можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении: - местный референдум; - опрос граждан, плебисцит; - местные выборы (речь идет об осуществлении

Экономические основы местного самоуправления
Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, иметь право самостоятельного управления и распоряжения ими. На осно

Взаимодействие государственного управления с местным самоуправлением
Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением и обладает всеми признаками власти (прежде всего главным


Муниципальное управление возникло в результате относительного обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связано с появлением специфического вида управленч

Устав Белгородской области
Действующий Устав Белгородской области Принят Белгородской областной Думой 24 декабря 2003 года. В соответствии с Уставом, Белгородская область является субъектом Российской Федерации. Бел

Губернатор Белгородской области
Губернатор является высшим должностным лицом Белгородской области. Губернатор Белгородской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Белгородской облас

Белгородская областная Дума
Белгородская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти Белгородской области. Белгородская областная Дума избирается сроком на пять лет, сост

Правительство Белгородской области и органы исполнительной власти Белгородской области
Правительство Белгородской области является высшим органом исполнительной власти Белгородской области. Правительство Белгородской области является коллегиальным органом исполнительной власти. Все р

Суды Белгородской области
Уставный суд Белгородской области состоит из пяти судей. Судьи Уставного суда Белгородской области назначаются на должность Белгородской областной Думой по представлению Губернатора.

Государственное регулирование экономики
Вопрос о необходимости и пределах государственно-управленческих воздействий на экономику имеет принципиальное значение. В современной практике промышленно развитых стран господствующее положение за

Государственное управление социальной и культурной сферами
Конституция Российской Федерации провозглашает ее социально-ориентированным государством, призванным обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. Она гарантирует основные социа

Государственное управление административно-политической сферой
Административно-политическая сфера представляет собой комплексную сферу государственного управления, охватывающую оборону, безопасность, внутренние дела, юстицию, иностранные дела, которая обеспечи

Правовое обеспечение государственного управления
Право – не только воля господствующего класса, не просто закон, утвержденный высшей государственной властью, а определенный компонент сознания, поведения, деятельности и отношений людей – мо

Информационное обеспечение государственного управления
Информация – важнейшее средство организации и регулирования частной и общественной жизнедеятельности, одна из форм закрепления и распространения имеющихся и приобретаемых знаний, действенный

Кадровый потенциал государственного управления
Государство связано с обществом и поэтому практически все его граждане в той или иной мере сопричастны государственному управлению. Категория людей, которая специально подготовлена и профессиональн

Цели и задачи изучения темы
Уяснение причин реформирования системы государственного управления в Российской Федерации, целей и задач административной реформы, системы мероприятий по проведению административной реформы, а такж

Понятие и характеристики гражданского общества
Термин «гражданское общество» все чаще употребляется с началом процесса демократизации в России, хотя не прекращаются и дискуссии по поводу его содержания. Несмотря на очевидность основопола

Особенности государственного и муниципального управления в условиях гражданского общества
Концентрированное выражение «сущность государства» находит в проводимой им политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых государством, и средств, используемых при этом. Смыс

Рассмотрение проекта закона Московской области во втором чтении:
Постановление Московской областной Думы от 10.07.2014 № 34/96-П (принять за основу проект закона).
Проект закона, принятый за основу.

Рассмотрение проекта закона Московской области в третьем чтении:

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области

Статья 1

Настоящим Законом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются отдельными государственными полномочиями Московской области (далее - государственные полномочия).

Статья 2

1. Органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по:
1) организации и проведению публичных слушаний:
а) по проектам генеральных планов городских поселений;
б) по проектам правил землепользования и застройки городских поселений;
в) по проектам планировки территории и проектам межевания территории городского поселения;
г) по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;
д) по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского поселения;
2) принятию решения об утверждении генерального плана городского поселения или о направлении его на доработку;
3) принятию решения об утверждении правил землепользования и застройки городского поселения или о направлении проекта указанных правил на доработку;
4) выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района;
5) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, расположенного на территории муниципального района;
6) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
7) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, на территории муниципального района, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
2. Органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по:
1) выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, на территории городского округа;
2) принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования;
3) распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности;
4) переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и случаев перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
3. Реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 3

1. Органы местного самоуправления вправе:
принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий, в том числе административные регламенты;
получать от уполномоченных органов методическую и консультационную помощь по вопросам осуществления государственных полномочий;
дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий.
2. Органы местного самоуправления обязаны:
представлять уполномоченным органам документы и необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
обеспечивать эффективное использование субвенций, предоставленных из бюджета Московской области для осуществления государственных полномочий;
направлять в уполномоченные органы отчеты об использовании субвенций по формам и в сроки, установленные Правительством Московской области;
назначать руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в сфере градостроительства и в области земельно-имущественных отношений, по согласованию с уполномоченными органами, а также согласовывать с уполномоченными органами структуру соответствующих структурных подразделений администрации муниципального образования;
рассматривать представления уполномоченного органа в отношении руководителей структурных подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих деятельность в области земельно-имущественных отношений;
при реализации полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, представлять на согласование в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом.

Статья 4

1. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления государственных полномочий.
2. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, вправе:
издавать нормативные и иные правовые акты по вопросу распоряжения земельными участками и изменения (установления) вида разрешенного использования земельных участков, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления;
давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
3. Уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны:
оказывать методическую и консультационную помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий;
осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий.

Статья 5

1. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, указанными в статье 2 настоящего Закона, сроком на пять лет, за исключением полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, предусмотренными пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, сроком на один год.
2. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается законом Московской области в случае неисполнения, ненадлежащего осуществления или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления.
3. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, в соответствии с которым Московская область утрачивает соответствующие государственные полномочия либо возможность наделения ими органов местного самоуправления.
4. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу закона Московской области, в соответствии с которым осуществляется перераспределение полномочий между органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления, и указанные в статье 2 настоящего Закона полномочия перераспределяются органам местного самоуправления.

Статья 6

1. Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном Правительством Московской области.
2. Уполномоченные органы в рамках проведения государственного контроля за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий вправе:
проводить проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий и использованию выделенных для этих целей финансовых средств;
в случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления государственных полномочий давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке;
запрашивать и получать в двухнедельный срок необходимые документы и другую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий;
организовывать и проводить в установленном порядке проверки деятельности органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками;
осуществлять контроль за надлежащим распоряжением земельными участками, а также за поступлением средств от их продажи и использования;
запрашивать у органов местного самоуправления сведения, информацию по вопросу распоряжения земельными участками;
принимать меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Московской области при распоряжении земельными участками, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения к ответственности соответствующих лиц;
осуществлять контрольные полномочия в отношении органов местного самоуправления, установленные Правительством Московской области при распоряжении земельными участками;
направлять органам местного самоуправления требования по устранению выявленных нарушений при осуществлении полномочий в области земельно-имущественных отношений.

Статья 7

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в статье 2 настоящего Закона, в пределах выделенных бюджетам муниципальных образований на эти цели финансовых средств.

Статья 8

1. Финансирование государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области из бюджета Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
2. Размер субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий определяется по формуле:

Rsi = (Rпрог.з/пл + Rпрог.м/з) x Чр + М м/з, где:

Rsi - размер субвенции на обеспечение государственных полномочий для i-го муниципального образования;
Rпрог.з/пл - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда на одного работника;
Rпрог.м/з - прогнозируемые на очередной финансовый год расходы на материальные затраты на одного работника;
Чр - численность работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий, рассчитанная в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Московской области;
М м/з - материальные затраты, необходимые на осуществление государственных полномочий.

Объем материальных затрат определяется из расчета тридцати процентов нормативного годового фонда оплаты труда и начислений на оплату труда работников, обеспечивающих исполнение государственных полномочий.
3. Размер субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, утверждается законом Московской области о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.
4. Субвенции, предоставляемые бюджетам муниципальных районов и городских округов Московской области для осуществления государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статья 9

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Губернатор
Московской области А.Ю. Воробьёв
« 24 » июля 2014 года
№ 107/2014-ОЗ