Главная · Торговые документы · Конституционно-правовые гарантии личной безопасности. Конституционно-правовое обеспечение права человека на безопасность в российской федерации Конституционно правовые гарантии обеспечения безопасности личности

Конституционно-правовые гарантии личной безопасности. Конституционно-правовое обеспечение права человека на безопасность в российской федерации Конституционно правовые гарантии обеспечения безопасности личности

(Чапчиков С. Ю.) («Конституционное и муниципальное право», 2009, N 17)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

С. Ю. ЧАПЧИКОВ

Чапчиков С. Ю., докторант кафедры правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО(У) МИД России, кандидат юридических наук.

В статье анализируется правовая база обеспечения национальной безопасности государства, в основе которой лежит конституционно-правовое регулирование безопасности личности, общества и государства на основе сочетания публичных и личных интересов. Оценка состояния законодательства в сфере национальной безопасности свидетельствует об отсутствии по основополагающим направлениям федеральных законов и регулировании в том числе наиболее важных отношений безопасности так называемыми актами второго уровня. Это выдвигает задачу формулирования концептуальных основ национальной безопасности в соответствии основополагающими положениями Конституции РФ, имея в виду, что сама категория национальной безопасности имеет конституционную природу. Практически все институты конституционного права оказывают прямое влияние на обеспечение системы национальной безопасности. В свою очередь, они должны получить последовательную конкретизацию и развитие в отраслевом, а также специальном законодательстве, имеющем своим предметом правового регулирования национальную безопасность общества и государства.

The article analyses legal basis for ensuring national security of the state which has in its background the constitutional-law regulation of security of a person, society and the state on the basis of combination of public and personal interests. Evaluation of the state of legislation in the sphere of national security proves the lack of fundamental federal laws and regulations including the acts of the so called the second level. This fact puts forward the task of formulation of conceptual fundamentals of national security in accordance with basic provisions of the Constitution of the RF taking into account that the category of national security itself has a constitutional nature. Practically all the institutions of the constitutional law directly influence the ensuring the system of national security. In their turn they should receive consequent concretization and development in the branch and special legislation the subject of which is legal regulation of national security of society and the state <*>. ——————————— <*> Chapchikov S. Yu. Constitutional guarantees of ensuring security of the society and the state.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>, отмечается, что развитие современного мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий, возникновением новых вызовов и угроз. ——————————— <1> См.: СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Ценности и модели развития (в том числе конституционного) стали предметом глобальной конкуренции. В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Все это увеличивает значение разработки конституционно-правовых проблем обеспечения безопасности общества и государства, равно как и исследование самой по себе категории «безопасность» во всей многогранности ее экономического, политического, правового содержания, имея в виду различные формы и уровни ее проявления (личность, общество, государство, межгосударственные объединения, мировое сообщество). Правовые аспекты проблемы безопасности стали объектом научного исследования относительно недавно <2>. Это в полной мере касается и законодательства в области безопасности. Временем активного развития правовой основы обеспечения национальной безопасности стали 90-е годы XX в. В 1992 г. принят Закон Российской Федерации «О безопасности» — основа формирования правовой базы системы обеспечения национальной безопасности в стране, создан Совет Безопасности Российской Федерации с четко обозначенными функциями, разработана и официально принята Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. ——————————— <2> См. об этом, напр.: Галузин А. Ф. Правовая безопасность и ее принципы. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. С. 5 — 10 и др.; Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А. В. Опалева. М., 2004.

В настоящее время в нашей стране активно формируется прочная правовая база для обеспечения национальной безопасности страны, приняты нормативные правовые акты, регулирующие отношения в различных сферах национальной безопасности. Прежде всего это Законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов в современных условиях, а также Законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией доходов, полученных незаконным путем. Ратифицированы многие международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности, Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; в рамках СНГ — Устав Организации Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом статусе Договора о коллективной безопасности, Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и единого экономического пространства. Однако специфика состояния системы правовых актов в сфере национальной безопасности заключается в том, что по основополагающим направлениям отсутствуют федеральные законы, а наиболее актуальные отношения регулируются так называемыми актами второго уровня: Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктриной, Доктриной информационной безопасности, Морской доктриной Российской Федерации, Концепцией внешней политики, Основами пограничной политики, Основами политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 г. и другими документами. Все это выдвигает на первый план задачу формулирования концептуальной основы национальной безопасности, которой должна стать Конституция РФ. 1. Конституция — нормативно-правовая основа обеспечения безопасности общества и государства. Сущность конституции призвана отражать основополагающие качественные характеристики общества, государства и личности в их соотношении и взаимосвязях. Конституция может рассматриваться как нормативно-правовая основа для разрешения социальных противоречий в обществе и государстве и достижения на этой основе безопасности личности, общества и государства. Другими словами, сущностная характеристика конституции проявляется в том, что она (конституция) является юридически узаконенным балансом интересов всех социальных групп общества, мерой достигнутого в обществе и государстве баланса между властью и свободой <3>. Лишь на этой основе становится возможным достижение реальной, конституционно гарантированной безопасности личности, общества и государства. В юридическом плане конституция выступает в этом случае как политико-правовая основа снятия, преодоления социальных противоречий, выражающих несовпадающие (а порой и противоположные) интересы основных политических сил общества и составляющих в своей совокупности фактическую конституцию общества. Конституция как основной закон государства призвана отражать на правовом уровне соответствующие противоречия и по мере возможности способствовать их разрешению с помощью специфического, юридико-правового конституционного инструментария воздействия на различные сферы общественных отношений. ——————————— <3> См.: Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М.: Юстицинформ, 2005. С. 17 — 20.

Кроме того, конституция имеет решающее значение в системе правовых средств сбалансированного обеспечения безопасности личности, общества и государства, а сама безопасность как определенный режим статусного состояния соответствующих субъектов приобретает конституционные характеристики, становится конституционной безопасностью <4>. Практически все институты конституционного права оказывают прямое влияние на обеспечение системы национальной безопасности. Это находит свое подтверждение практически во всех функциях конституции — учредительной, организаторской, внешнеполитической, идеологической и, конечно, юридической <5>. ——————————— <4> См.: Бондарь Н. С. Конституционная безопасность личности, общества, государства: постановка проблемы в свете конституционного правосудия // Правовая реформа, судебная реформа и конституционная экономика: Сборник статей. М.: Издание г-на Тихомирова М. Ю., 2004. С. 42 — 43. <5> См.: Авакьян С. А. Конституционное право России. Том 1. Второе издание: Учебный курс. М.: Юристъ, 2007. С. 138 — 144.

Конституция России отражает различные характеристики состояния безопасности участников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве. Это прежде всего состояние правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. 20 — 23), информационную безопасность (ст. 24, 29), экономическую безопасность (ст. 34, 35), финансовую безопасность (ст. 75), экологическую безопасность (ст. 58) и т. п. В Конституции отражаются также различные стороны безопасности государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, п. «м» ст. 71), общества (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9). Однако наиболее широкая, в данном случае интегральная основа юридической и соответственно конституционной безопасности воплощается в категории национальной безопасности. Под национальной безопасностью Российской Федерации предложено понимать «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». В этом случае такое сложное, многогранное явление, как национальная безопасность, ограничивается, к сожалению, сферой исключительно публичных отношений, в рамках которых обеспечивается безопасность народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Между тем конституционный режим национальной безопасности не может не включать, в частности, интересы личности, ее права и свободы. В демократическом обществе свобода личности, достоинство граждан государства, защита их прав и законных интересов независимо от каких-либо обстоятельств и условий есть вопрос национального достоинства личности и общества и безопасности всего государства. 2. Конституционное значение категории национальной безопасности. В основе уяснения нормативно-правового и прежде всего конституционного содержания категории национальной безопасности лежит понятие национальных интересов. Национальные интересы представляют собой своего рода интегральную основу выражения и достижения баланса между высшими интересами личности, общества и государства. Как это вытекает из Стратегии национальной безопасности, национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Именно поэтому основополагающие специальные акты, касающиеся национальной безопасности Российской Федерации, основывают оценку интересов личности, общества и государства в своей основе на конституционных критериях. При этом следует учитывать, что: а) интересы личности состоят прежде всего в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности; б) интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства; в) интересы государства заключены в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка. Национальные интересы являются, в свою очередь, основой конституционной модели национальной безопасности России, которая позволяет выйти на более широкие подходы к пониманию данной категории, не ограничивая ее безопасностью народа-суверена. В понятийный аппарат национальной безопасности как отрасли политологического знания входят такие категории, как «жизненно важный интерес», «угроза», «опасность», «национальные ценности», «интересы и цели», «политика обеспечения национальной безопасности», «внешняя и внутренняя безопасность», «сферы и виды безопасности», «стратегия обеспечения безопасности в той или иной сфере обеспечения национальной безопасности» и др. Обобщенная схема разрешения проблем обеспечения безопасности государства, личности, общества обычно представляется в виде трех базовых элементов: национальные интересы — угроза — защита. Тогда алгоритм действий по обеспечению безопасности социума можно представить следующим образом: определение национальных интересов — выявление угроз социуму — определение опасностей обществу — защита социума посредством реальной деятельности — обеспечение безопасности социума. При этом любая стратегия безопасности разрабатывается исходя из национальных интересов и ценностей. К числу коренных, основополагающих национальных интересов относятся: территориальная целостность народа, его государственное самоопределение и политическое самоуправление; достойное место в мировом сообществе; процветание страны и населения на основе обеспечения прав личности и благополучия всех составляющих его социальных групп <6>. ——————————— <6> См.: Дзлиев М. И., Романович А. Л., Урсул А. Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М.: Издательство МГУК; Издательский дом «Друг», 2001. С. 59 — 60.

Для оценки защищенности соответствующих ценностей на уровне не только личности, но также общества и государства в целом важное значение имеет институт прав и свобод человека и гражданина. 3. Права человека в соотношении с интересами национальной безопасности. В основе анализа прав человека и гражданина как фактора конституционной безопасности России лежит уяснение самой природы данного института, его места и роли в системе ценностей современных демократических правовых государств. Определяя смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ), права человека могут рассматриваться в качестве действенного институционно-правового средства достижения национальных интересов. Поэтому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции). От того, как соблюдаются и гарантируются права человека, зависит в конечном счете общественная стабильность и степень реализации национальных интересов России как совокупности интересов личности, общества и государства. При этом права человека и состояние их защищенности являются наиболее объективным отражением достигнутого уровня зрелости не только политической демократии, но и экономических свобод, рыночной экономики и социальной политики государства. В этом плане права человека как бы присутствуют во всех основных институтах конституционной организации общества и государства, что находит свое подтверждение в решениях Конституционного Суда РФ: при проверке практически любого закона и иного нормативного правового акта (из сферы рыночного или социального законодательства, уголовного или административного права и т. п.) в качестве важного критерия оценки конституционности их положений в той или иной мере всегда присутствуют права и свободы человека и гражданина. Всеобъемлющий, всепроникающий характер прав человека как фактора конституционной защищенности социальной среды, безопасности ее субъектов предопределяется единством системы прав и свобод, включающей в качестве равноценных и в одинаковой мере обладающих качеством непосредственно действующих личные (гражданские), политические, социально-экономические права человека и гражданина. В этом плане права человека — институт, средство достижения гражданского мира и согласия в обществе. Выражая общедемократические интересы граждан, данный институт создает своего рода согласие (консенсус) между всеми социальными общностями и слоями (стратами) общества относительно характера их взаимодействия, их отношения к политической власти, притязаний на тот или иной объем благ, на которые могут рассчитывать каждый в отдельности человек (гражданин) и отдельные социальные группы. Например, посредством в первую очередь института прав человека и гражданина обеспечивается правовой баланс несовпадающих интересов таких крупнейших социальных групп рыночного общества, как предприниматели, наемные работники, нетрудоспособные, социально незащищенные граждане. Таким образом, обеспечивая согласование интересов личности, общества и государства посредством поиска баланса между свободой и властью, права человека становятся важным фактором конституционной безопасности РФ. Одновременно Стратегия национальной безопасности РФ, решая вопросы приоритетов в соотношении интересов личности, общества и государства, определенно постулирует более значимую роль государства в достижении целей национальной безопасности России, чем это виделось ранее, ориентирует на решение задач построения сильного демократического правового государства. Конституционная безопасность личности — неотъемлемая составляющая правового государства и верховенства закона, а права личности — это одновременно и средство достижения интересов общества и государства. Именно поэтому права человека и гражданина составляют основу конституционной безопасности России. Конституционная безопасность личности и есть тот самый баланс между публичными и частными интересами, международными (универсальными) и национальными (специфическими) ценностями, для достижения которого Конституцией РФ предусмотрены самые различные механизмы разрешения общественных противоречий. Конституционная безопасность — это не чисто политическое и правовое явление. Важной ее составляющей является экономическое содержание, так как без развитой экономики, без материального благосостояния граждан нет безопасного общества и государства. В конституционной безопасности также важна ее социально-культурная составляющая. Исторические, культурные традиции нашего народа оставляют глубокий отпечаток на всех реформах, которые проводятся в постсоветский период. Только учет национальных российских особенностей может позволить в полной мере гарантировать права человека как основу конституционной безопасности России. Современная концепция прав человека и ее воплощение в системе российского законодательства должны быть нормативно-правовыми хранителями многовековой духовной культуры России, что является условием и надежной гарантией достижения баланса интересов личности, общества и государства и обеспечения на этой основе конституционной безопасности Российской Федерации. Безопасность личности, общества и государства обеспечивается с помощью различных способов конституционно-судебного контроля в рамках полномочий Конституционного Суда, определенных ст. 125 Конституции. Это, во-первых, толкование норм Конституции РФ, с помощью чего обеспечивается как государственно-правовая (конституционная) оценка соответствующих сфер социальной действительности, так и развитие содержания самих конституционных норм без изменения текста соответствующих конституционных статей и одновременно — обоснование отраслевого законодательства, конкретизирующего данные конституционные нормы и институты. В этом случае речь идет о постепенном преобразовании Конституции под влиянием общественного развития. Конституция меняется без изменения ее текста, а Конституционный Суд, толкуя Конституцию при разрешении конкретных споров или давая ей официальное обязательное толкование, лишь констатирует такие изменения. Такого рода преобразовательная функция конституционного правосудия была подмечена еще Н. И. Лазаревским, который отмечал, что «судебный контроль изменяет самый характер Конституции». Тем самым с помощью средств конституционного контроля обеспечивается своего рода сочетание стабильности и динамизма Конституции, а на этой основе существенно повышается нормативно-правовой потенциал Основного Закона по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защите конституционно значимых частных и публичных ценностей. Конституционная безопасность и есть реальная основа баланса между публичными и частными интересами. Для достижения такого баланса Конституцией предусмотрены самые различные механизмы и институционные средства разрешения общественных противоречий и конфликтов, гарантирования состояния защищенности. Среди них можно выделить две основные разновидности: а) универсальные институты, которые могут быть использованы для разрешения любых социальных противоречий, конфликтов и, таким образом, имеющие всеобъемлющее значение с точки зрения гарантирования конституционной безопасности в обществе и государстве; б) специальные институты, имеющие конкретно-целевое назначение для разрешения социальных противоречий и конфликтов. К специальным относятся, например, институты президентского вето (ст. 107), недоверия Правительству (ст. 117) или институты экономической конкуренции (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), петиций (ст. 33), индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37), судебного обжалования решений и действий органов государственной и муниципальной власти, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46) и т. д. К универсальным институтам разрешения социальных противоречий и обеспечения конституционной безопасности относятся, например, институты разделения властей — по горизонтали (ст. 10) и вертикали (ст. 11, 12), политического и идеологического многообразия, многопартийности (ст. 13), экономического плюрализма, множественности форм собственности (ст. 8), федерализма (ст. 5), целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 4), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), которые самим своим нормативно-правовым содержанием сориентированы на многовекторное регулятивное воздействие и соответственно на выявление и достижение баланса различных интересов и несовпадающих конституционных ценностей. Особым универсальным институтом гарантирования конституционной безопасности является судебно-конституционный контроль, представленный деятельностью Конституционного Суда РФ, а также конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В решениях Конституционного Суда получают практическую реализацию подходы, связанные с поиском и обеспечением баланса публичных и частных интересов в связи с анализом оспариваемых нормативных правовых актов, относящихся к различным отраслям законодательства и ко всем сферам государственной и общественной жизни — рыночной экономике и социальной защите граждан, политической системе и многопартийности, федерализму, местному самоуправлению и соотношению децентрализации с единством государственной власти и т. д. Одновременно именно в решениях Конституционного Суда получили обоснование важные принципы обеспечения безопасности личности, общества и государства, среди которых — принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности при ограничении субъективных прав, принцип недопустимости злоупотребления правом и, в особой мере, принцип юридической безопасности <7>. ——————————— <7> См.: Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М.: Юристъ, 2002. С. 72 — 88.

Таким образом, Конституция составляет прочную нормативно-правовую основу обеспечения конституционной безопасности личности, общества, государства. Процесс глубоких исторических преобразований, сопровождавший Россию на всем протяжении выработки и принятия Конституции 1993 г., выдвигает на передний план исследование Конституции как документа, впитавшего в себя всю гамму социальных отношений и противоречий в условиях политических и экономических преобразований и призванного конституционно-правовыми средствами способствовать разрешению соответствующих противоречий на качественно новых направлениях социально-экономического и политического развития российского общества и государства.

——————————————————————

МУРАДЯН ЭММА РОБЕРТОВНА

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Специальность 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право

автореферат

на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Челябинск 2011

Работа выполнена на кафедре теории государства и права и конституционного права ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования . Вот уже второй десяток лет Россия находится в условиях интенсивных социально-экономических и политико-правовых реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических сил, усилилась социальная дифференциация общества, трансформировались представления о роли и месте личности, общества и государства в новом меняющемся мире.


Наиболее значимыми и приоритетными направлениями внутри - и внешнеполитической деятельности Российской Федерации на современном этапе является безопасность личности, общества и государства. Анализ именно этой проблемы обусловлен рядом факторов. Во-первых, решение этих задач обеспечит дальнейшее прогрессивное развитие и обновление России, достижение масштабных целей национального развития, которые лежат в основе общероссийской национальной идеи. Во-вторых, задачи по обеспечению безопасности личности, общества и государства носят всеобъемлющий характер и требуют для своего решения проведения комплекса мероприятий в различных сферах. От успешного решения этих задач зависит само существование России как суверенного демократического, правового федеративного государства. В-третьих, 28 декабря 2010 года принят Федеральный закон «О безопасности», в основу концепции которого легла триада обеспечения безопасности: личности, общества, государства. Закон уточняет принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности, закрепляет основные цели международного сотрудничества в данной области, расширяет функции Президента РФ в сфере безопасности. Сегодня Россия предпринимает меры по развитию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации наряду в соответствии с названным Законом и со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 01.01.01 года № 000 и послужившей основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности.

Наконец, события последних десятилетий, показывают, что XXI век ставит перед международным сообществом и государствами немало проблем на этом основополагающем направлении, особенно исходя из характера новых вызовов и угроз безопасности личности, общества, государства.

Сказанное приводит к выводу, что в условиях перехода Российского государства к принципиально новой парадигме обеспечения безопасности в целом, конституционно-правовая разработка концепции взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности приобретает новое звучание и содержание в связи с существенно изменившимися внутренними и внешними условиями развития российского общества.

Значимость и актуальность проблемы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности определяется также и тем, что эта сфера в наибольшей степени испытывает сложность и противоречивость процессов, происходящих в государстве и обществе, но, одновременно, является и условием, и целью успешного реформирования России.

В Конституции РФ термин «безопасность» употребляется в широком смысле и отражает различные характеристики состояния безопасности участников (субъектов) конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве. Однако, системного закрепления основ безопасности личности, общества и государства в форме относительно обособленной части нормативного текста Конституция Российской Федерации не дает и закрепляет отдельные составляющие безопасности личности, общества, государства, а также требования соблюдения безопасности как критерии ограничения прав и свобод человека и гражданина. Но, закрепляя первостепенные качественные характеристики личности, общества, государства в их соотношении и взаимосвязях, Конституция РФ выступает основополагающей нормативно-правовой основой для достижения безопасности личности, общества и государства.


Представляется, что создание действенной и эффективной системы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности, основанной на четкой и непротиворечивой конституционно-правовой концепции, адекватной происходящим в России процессам укрепления российской государственности, участия в поддержании мировой стабильности, охраны прав и свобод человека и гражданина, является весьма важной и актуальной задачей правовой политики российского государства.

Разработке эффективного механизма взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности должно предшествовать проведение научных исследований в рамках концептуального подхода, позволяющего адекватно отражать культурно-исторические особенности и долгосрочные, преемственные тенденции развития Российского государства с учетом специфики современных глобальных международных и региональных процессов, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования, его актуальность и круг рассматриваемых вопросов.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы безопасности являются предметом многочисленных теоретических и прикладных исследований, охватывающих различные стороны и аспекты данной проблемы.

Исследованию вопросов национальной безопасности, посвятили свои работы такие ученые-правоведы, как, , А. A. Тер-Акопов, (Конюхова), .

Наибольшее внимание ученых привлекают вопросы, связанные с безопасностью особого объекта защиты – человека. Необходимость выделения безопасности личности в самостоятельное научное направление обосновывают -Акопов, . В силу общности понятийного аппарата и места в системе общественных отношений безопасность личности находится в неразрывной связи с конституционно-правовым статусом человека и гражданина, защитой его прав и свобод. Этой проблеме посвятили свои труды многие конституционалисты и теоретики права: , Л. Д, Воеводин, (Конюхова), и др.

Что касается безопасности общества, работы ученых посвящены как правило проблемам обеспечения общественной безопасности административно-правовыми средствами. В административно-правовой литературе проблемы общественной безопасности рассматривались в работах, . Однако, как показало наше исследование, вопросы безопасности общества не исчерпываются только общественной безопасностью и являются обширнее по сущности и содержанию, затрагивая, в первую очередь, конституционно-правовой аспект регулирования.

Проблематика такого направления исследования как взаимодействие личности и государства в сфере обеспечения безопасности до сих пор остается практически неразработанной, в ранее проведенных исследованиях затрагивались лишь некоторые аспекты, связанные с изучением отдельных составляющих государственной безопасности, рассматривались угрозы безопасности, раскрывалось содержание конкретных мер обеспечения государственной безопасности. Данным вопросам посвятили свои работы, .

Агапов А.Н.

Конституционно-правовые гарантии личной безопасности

В статье рассмотрены вопросы формирования конституционно-правовых гарантий личной безопасности в российском праве.

Ключевые слова: конституционное право, личная безопасность, гарантии личной безопасности.

Agapov A.N.

Constitutionally-legal guarantees of a personal security

In article formation questions constitutionally-legal guarantees of a personal security in the Russian right are considered.

Keywords: constitutional law, personal security, guarantees of a personal security.

Личная безопасность обеспечивается многими нормами из различных отраслей права, но особое место в данном обеспечении занимают нормы конституционного права.

Нормы конституционного права отличаются от других норм своей особой юридической природой, поскольку они имеют присущий только им предмет правового регулирования, которым являются конституционные отношения, то есть свойственные данному обществу система экономичес-

ких, политических, социальных, духовных и организационных отношений, выражающих сущность и основные черты общественного строя. Характер предмета регулирования конституционных норм обусловливает сущность их выражения в Основном законе, а это, в свою очередь, определяет такую их особенность, как высшая юридическая сила по сравнению со всеми иными правовыми нормами.

Особенность конституционных норм заключается в их наиболее высокой стабильности по сравнению с другими нормами права. Это вытекает из того, что конституционные нормы закрепляют наиболее характерные черты, свойственные данному этапу развития общества. Они действуют до тех пор, пока сохраняются эти характерные черты, тогда как иные нормы права могут регулировать более детальные, мобильные отношения.

Особенности конституционных норм в целом относятся к конституционно-правовым нормам, закрепляющим права человека и гражданина, образующие право на личную безопасность. К ним относятся:

1. Право человека на жизнь (ст. 20 Конститу-ции РФ);

2. Право на свободу от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21 Конститу-ции РФ);

3. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Статья 20 Конституции РФ провозглашает право человека на жизнь. Жизнь человека – высшая социальная ценность, охраняемая законом. Право на жизнь является естественным и неотъемлемым, возникает с момента рождения человека и продолжается до его смерти.

Конституционная норма, закрепляющая право каждого человека на жизнь, выступает нормой, гарантирующей беспрепятственное пользование жизнью. В свою очередь, она обеспечивается рядом других конституционных гарантий. Такими гарантиями выступают: право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), запрет пыток, насилия и добровольное согласие на проведение медицинских, научных и иных опытов (ст. 21), право собираться мирно, без оружия (ст. 31), социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности (ст. 39), право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, развитие системы здравоохранения (ст. 41) и др. К сожалению, многие из этих гарантий имеют декларативное значение.

Право на жизнь защищено и отраслевым законодательством. Уголовный кодекс РФ содержит ряд норм, охраняющих жизнь человека. Установлена уголовная ответственность за убийство (ст. 105–109), доведение до самоубийства (ст. 110), оставление в опасности (ст. 125), неоказание помощи больному (ст. 124) и др.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ не допускается ставить в опасность жизнь и здоровье человека при проведении следственного эксперимента, освидетельствования, получении образцов для сравнительного исследования, экспертизы и других процессуальных действий.

Лишить жизни можно не только неправомерным путем. Законным способом лишения жизни является смертная казнь – уголовное наказание, применяемое не иначе как на основании приговора суда. Смертная казнь – исключительная мера наказания.

Нужно подчеркнуть, что в Конституции РФ (ст. 20 ч. 2) норма специально оговаривает условия применения смертной казни и тем самым служит специальной конституционной гарантией права на жизнь.

Смертная казнь – лишение человека жизни в качестве наказания – выступает всего лишь в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников, что вытекает из ее природы, и является объективным свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественное мнение.

В Российской Федерации смертная казнь как вид наказания запрещена.

Другим основанием правомерного лишения жизни является лишение жизни при необходимой обороне, задержании преступника и крайней необходимости.

Жизнь человека также охраняется рядом запретов на применение огнестрельного оружия, физической силы и спецсредств. Так, например, международный документ – Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН, 1979 год) считает, что применение огнестрельного оружия должно быть «крайней мерой», применяемой лишь в случаях, когда правонарушитель оказывает вооруженное сопротивление или иным образом ставит под угрозу жизнь других, притом иные меры недостаточны для его задержания (ст. 3).

Принятые в России законы «О внутренних вой-сках Министерства внутренних дел РФ» (1992 год), «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» (1993 год), «О государственной охране» (1996 год), «О полиции» (2011) и другие также установили конкретные случаи законного применения физической силы, специальных средств и оружия.

Таким образом, ст. 20 Конституции РФ закрепляет право каждого на жизнь, предусматривает обязанность государства прилагать усилия, направленные на предотвращение условий, которые могут привести к утрате жизни, на пресечение преступных посягательств на жизнь, и наказание за действия, влекущие за собой смерть людей.

Субъективное право граждан на свободу от пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания направлено на охрану здоровья. Именно в результате пытки, насилия, другого жестокого обращения или наказания можно причинить существенный вред здоровью человека. Осуществление указанных действий причиняет вред не только физическому здоровью, оно также унижает человеческое достоинство. Следует отметить, что как посягательство на личную безопасность унижение достоинства можно рассматривать только в том случае, если оно ведет к психическому расстройству, то есть причиняет вред психическому здо-ровью.

Данное субъективное право пришло в нашу Конституцию из Международных пактов (ст. 5 Всеобщей Декларации прав человека; ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 3 Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод и др.). Российская Конституция признала данное право человека и гражданина, закрепив его в ч. 2. ст. 21: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Российская Федерация связана обязательствами, вытекающими из Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 9 декабря 1975 год), Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (ООН, 10 декабря 1984 год), Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 34/169 от 17 декабря 1979 год) и других международных актов.

Конституционная норма, закрепляющая право человека на защиту от пыток и другого антигуманного обращения или наказания, гарантирует беспрепятственное пользование таким благом, как здоровье. В свою очередь, она обеспечивается рядом других юридических норм. К таковым относятся нормы, предусматривающие соблюдение обязанности уважительного отношения к здоровью человека и гражданина органами государственной

власти, должностными лицами и другими субъектами права.

Итак, закрепленное в ст. 21 Конституции РФ конституционное право предполагает обязанность государства охранять здоровье граждан от противоправных посягательств любых лиц, осуществляемых в форме пытки, насилия, другого жестокого обращения или наказания.

Право неприкосновенности личности впервые юридически было закреплено в 1215 году в Великой Хартии вольностей. Наиболее четко оно было сформулировано в эпоху буржуазных революций. Так, право неприкосновенности личности находит закрепление в Британском Хабеас Корпус Акте (1679 г.), во Французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (п. 2, 7), в Билле о правах США 1791 г. (поправки 4 и 5).

Право неприкосновенности личности – важнейшее демократическое право, получившее правовое признание не только на уровне конституций отдельных государств, но и в международных актах.

В частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г. закрепляют право каждого человека на свободу и, соответственно, личную неприкосновенность.

В настоящее время, на наш взгляд, трудно найти государство, конституция которого не говорила бы в той или иной форме о праве неприкосновенности личности.

Соответственно, конституционное право на свободу и личную неприкосновенность обеспечивает возможность человека беспрепятственно передвигаться в физическом пространстве. Это право на свободу телодвижений, или физическую свободу. К данному выводу нас приводит анализ ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, которая закрепляет процедуру заключения под стражу и тем самым выступает юридической гарантией этого права. Заключение под стражу резко ограничивает возможность передвигаться в пространстве, т. е. физическую свободу, а не какую-либо другую. Право на свободу и личную неприкосновенность предназначено для того, чтобы защитить человека от противозаконных арестов, задержаний и иных лишений физической свободы, осуществляемых государственными должностными лицами в связи с уголовным преследованием, уголовным судопроизводством, исполнением уголовного наказания, применением административно-принудительных мер; при этом это право защищает гражданина от попыток ограничения его физической свободы, предпринимаемых субъектами, не являющимися должностными лицами, т. е. просто другими гражданами.

Полагаем, что формулировка «право на свободу и личную неприкосновенность» неудачна, поскольку словосочетание «личная неприкосновенность» не несет смысловой нагрузки. Оно просто дублирует понятие свободы, а если подходить шире, то не только свободы. Неприкосновенность личности означает, что неприкосновенны ее жизнь, здоровье, физическая свобода, честь, достоинство, имущество и т. д., то есть никто не может противоправно посягать на указанные блага. Если провести сравнительный анализ конституционных прав, то выяснится, что неприкосновенность чести и достоинства, личной жизни, жилища, имущества защищается отдельными правами. Неприкосновенность жизни защищается правом на жизнь; неприкосновенность здоровья защищается правом на свободу от пыток, насилия, другого жестокого обращения или наказания; неприкосновенность физической свободы – правом на свободу.

Соответственно, право на свободу и личную неприкосновенность, закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ, предполагает обязанность государства обеспечивать гражданину возможность беспрепятственно пользоваться своей физической свободой и защищать ее от противоправных ограничений со стороны кого бы то ни было.

Итак, выше рассмотрены только три основных конституционных права, образующих право личной безопасности, и, несмотря на это, можно утверждать, что Конституция РФ в целом направлена на обеспечение нормального существования человека. Ведь и экономика, и политика, и культура, и идеология, и личная свобода служат, в конечном счете, одной цели – воспроизводству жизни и нормальных условий существования человека. Поэтому Конституцию, закрепляющую основы общественного строя и политики, правового положения граждан, организации и деятельности государства, можно назвать нормативным актом, содержащим одно универсальное право человека и гражданина – право на нормальное существование личности.

Поскольку Конституция РФ является ядром российского права, то конституционные нормы,

закрепляющие права на жизнь, здоровье и физическую свободу, являются ядром института личной безопасности граждан. Их функциональное назначение заключается в гарантировании реализации отраслевых норм института личной безопасности граждан.

Каждая правовая норма должна быть действенной, эффективной, а для этого должны существовать гарантии ее реализации, соответственно, любая правовая норма может рассматриваться в качестве объекта гарантирования; в то же время она может рассматриваться в качестве гарантии других правовых норм, исходя из ее роли в системе права.

Законодательная практика утвердительно ответила на теоретическое предположение о том, что есть нормы, имеющие своим функциональным назначением обеспечение реализации других норм.

Гарантирующие нормы – это нормы Конституции, назначение которых состоит в обеспечении предписаний других норм. По своей сущности эти нормы являются установлениями общего характера, указывающими государству, его органам, общественным организациям и гражданам определенный вариант поведения, направленного на обеспечение реальных условий для осуществления тех прав, которые записаны в охраняемой ими

Статьи 20, 21, 22 Конституции РФ являются гарантирующими нормами. Их назначение состоит в обеспечении предписаний отраслевых норм, регулирующих сферу личной безопасности граждан. По существу они являются установлениями общего характера, которые указывают государству, его органам, общественным организациям и гражданам определенный вариант поведения, направленного на обеспечение условий беспрепятственного пользования правами на жизнь, здоровье и физическую свободу.

Особенность данных конституционных правовых норм заключается в их универсальности, поскольку их реализация выступает необходимой предпосылкой для осуществления всех остальных субъективных прав граждан, ведь чтобы воспользоваться каким-либо субъективным правом, прежде всего, нужно быть живым, здоровым и физически свободным.

Делая вывод, можно сказать, что, являясь ядром института личной безопасности граждан, конституционные нормы, закрепляющие универсальные права человека и гражданина на жизнь, здоровье и физическую свободу, выступают конституционно-правовыми гарантиями личной безопасности граждан. Они обеспечивают условия реализации не только отраслевых прав, входящих в институт личной безопасности граждан, но и остальных субъективных прав, так как для их осуществления, в первую очередь, необходимо быть живым, здоровым и физически свободным.

Пристатейный библиографический список

  1. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2004.
  2. Гориславский К. Гарантии права человека на защиту жизни и здоровья // Право Украины. – 2001. – № 12.
  3. Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. – М.: Экономика, 2003.
  4. Малько А.В. Смертная казнь: Современные проблемы // Правоведение. – 1998. – № 1.
  5. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. – Саратов: Изд. Саратовского университета, 1972.
  6. Основин В.С. Особенности конституционных норм // Сов. государство и право. – 1979. – № 4.
  7. Рудинский Ф.М. Жизнь и здоровье советского человека как объект конституционной охраны // Сов. государство и право. – 1979. – № 1.
  8. Тер-Акопов А.А. О правовых аспектах психической активности и психической безопасности человека // Государство и право. – 1993. – № 4.
  9. Хрестоматия по истории государства и права. – М., 2008.

10. Чхиквадзе В.М. О некоторых международных аспектах проблемы прав человека // Сов. государство и право. – 1987. – № 7.

11. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации: По материалам «круглого стола» // Государство и право. – 2000. – № 11.

Статья публикуется по результатам конкурса работ, представленных на международную научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения».

Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. – М.: Экономика, 2003. – С. 224.

Чхиквадзе В.М. О некоторых международных аспектах проблемы прав человека // Сов. государство и право. – 1987. – № 7. – С. 92.

Малько А.В. Смертная казнь: Современные проблемы // Правоведение. – 1998. – № 1. – С. 106–116.

Тер-Акопов А.А. О правовых аспектах психической активности и психической безопасности человека // Государство и право. – 1993. – № 4. – С. 89.

Там же. – С. 92.

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс, 2013.

Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1972. – С. 156.

Хрестоматия по истории государства и права. – М., 2008. – С. 267.

Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2004. – С. 63.

Гориславский К. Гарантии права человека на защиту жизни и здоровья // Право Украины. – 2001. – № 12. – С. 35–39.

Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации: По материалам «круглого стола» // Государство и право. – 2000. – № 11. – С. 95.

Там же. – С.107.

Рудинский Ф.М. Жизнь и здоровье советского человека как объект конституционной охраны // Сов. государство и право. – 1979. – № 1. – С. 9.

Основин В.С. Особенности конституционных норм // Сов. государство и право. – 1979. – № 4. – С. 17–18.

Мы установим как двери, приобретенные Вами в нашей компании, так и купленные в других фирмах. Установка дверей проводится исключительно высококлассными. специалистами. Установка дверей вся подробная информация на сайте http://wood-doors.narod.ru

Обеспечение безопасности России охватывает все сферы жизнедеятельности личности, функционирования общества и государства, прежде всего политико-правовую, социально-экономическую и духовную, и направлено на защиту национальных интересов страны.

Основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ (гл. 1): федеративное устройство, республиканская форма правления, народный и государственный суверенитет, территориальная целостность; принципы разделения властей, верховенство Конституции РФ, признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправия и равной защиты всех форм собственности, свободы экономической деятельности, идеологического и политического многообразия.

Правовые основы обеспечения конституционной безопасности России связаны с внутриполитической сферой ее национальных интересов и заключены в: а) сохранении и поддержании стабильности конституционного строя, институтов государственной власти; б) обеспечении суверенитета и национальной целостности страны, единства правового пространства, законности и правопорядка; в) нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма и этносепаратизма и их последствий (социальных, межэтнических, религиозных конфликтов, терроризма).

Следовательно, понятие «конституционная безопасность России» как состояние защищенности основ конституционного строя от различных угроз охватывает все стороны жизни личности , семьи, общества и государства. Отсюда для определения конституционной безопасности России системообразующим элементом являются основы конституционного строя как признак суверенного государства, которые включают следующие принципы : целостность и неприкосновенность территории России, единство и верховенство федеральной государственной власти, приоритет Конституции РФ и федеральных законов, контроль за соответствием им других нормативных правовых актов, федеративная форма государственного устройства, равноправие субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации.

Данные принципы конституционного строя выступают и в качестве объектов конституционной безопасности государства. В зависимости от степени угрозы их разделяют на реальные (способные нанести вред конституционному строю) и потенциальные (формирующиеся предпосылки нанесения такого вреда).

Негативное влияние на общество и государство, правовой статус человека и гражданина могут оказывать различные субъекты конституционно-правовых отношений, действия (или бездействие) которых ведут к нарушениям либо игнорированию норм международного права и международных договоров России, конституционного законодательства России и тем самым к нарушению конституционной законности. Конституционный Суд РФ сталкивается с нарушениями верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ и федерального законодательства органами государственной власти субъектов Федерации , принимающими нормативные правовые акты, не соответствующие (противоречащие) Основному закону страны.

В то же время реальную угрозу конституционной безопасности России представляют действия, направленные на ослабление суверенитета и нарушение территориальной целостности страны. Сепаратистские тенденции некоторых субъектов Федерации вызывают политическую нестабильность, нарушают единство экономического пространства России. Конституционный кризис в Чеченской Республике способствовал созданию на ее территории незаконных вооруженных формирований (НВФ), провозглашению Ичкерии (Чечни) суверенным государством. Однако Конституция РФ не предусматривает права субъекта Федерации на выход из состава России (выход Чечни из состава России невозможен). В последние годы обстановка на Северном Кавказе стабилизируется (например, в 2003 г. в Чеченской Республике прошел референдум по Конституции Республики, состоялись выборы Президента).

Потенциальную угрозу конституционной безопасности представляют нарушения принципа разделения властей, обострение борьбы за власть между различными политическими группировками, рассогласование функционирования органов государственной власти. В связи с этим усиление вертикали исполнительной власти (например, создание федеральных округов, введение института полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах) упрочило ее взаимодействие с региональной властью. Периодически предпринимаются меры по повышению эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствованию контроля исполнения их решений 1 .

Среди других угроз конституционной безопасности выделяются :

  • отсутствие системы, противоречивость и пробелы в законодательстве (включая конституционное), а также механизма реализации принятых нормативных правовых актов и ответственности за их неисполнение;
  • неразработанность норм о политико-юридической ответственности органов государственной власти , должностных лиц субъектов Федерации за несоблюдение Конституции РФ и федеральных законов;
  • неконтролируемый экономический кризис, дезинтеграция экономического пространства России, углубление самостоятельности хозяйственной деятельности регионов;
  • неконтролируемая деятельность ряда общественных объединений, создание политических партий и других общественных объединений, преследующих сепаратистские, антиконституционные цели;
  • рост организованной преступности, включая ее проникновение в органы власти, транснациональные формы, легализацию теневых капиталов, криминализацию сферы управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми сетями, нелегальную миграцию, преступность среди несовершеннолетних;
  • политико-национальный, религиозный экстремизм и терроризм;
  • наркотизация и алкоголизация части населения России.

Подчеркнем, что продолжительное время проблемы преступности

рассматривались на теоретико-прикладном уровне применительно к безопасности человека, защите личности от преступных посягательств. Современная преступность приобрела принципиально новые качества, представляя угрозу для граждан (групп граждан), основ конституционного строя, гражданского общества, государства. Коррупция, сращивание криминальных слоев с государственным аппаратом, транснациональная преступность и нелегальная миграция, терроризм, наркобизнес составляют наибольшую угрозу конституционному строю России.

Для обеспечения конституционной безопасности необходимо принятие действенных мер противодействия преступности во всех ее проявлениях, наличие эффективно функционирующей системы законодательства. В связи с этим важнейшими задачами государства следует считать: а) обеспечение соответствия положений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней основам конституционного строя России, а также действенного механизма их реализации и контроля исполнения; б) стабилизацию российской государственности посредством принятия нормативных правовых актов, направленных на создание благоприятных условий для соблюдения органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ и федеральных законов; в) совершенствование конституционных основ федеративных отношений; г) оптимизацию федеративных отношений путем укрепления вертикали государственной власти, установление мер федерального вмешательства в дела субъектов Федерации, обусловленного природой федерализма.

К основным формам федерального вмешательства как чрезвычайного механизма воздействия федеральных органов государственной власти на ситуацию в субъекте Федерации в случае ее отклонения от общегосударственного конституционного правопорядка, направленного на его восстановление, на основе обобщения ряда обоснованных выводов 1 мы отнесли:

  • а) контроль деятельности субъектов Федерации;
  • б) введение режима чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации (в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя);
  • в) вооруженное вмешательство в дела субъектов Федерации как особое средство обеспечения конституционной безопасности. В законодательстве России отсутствуют нормы, регулирующие такое вмешательство, это обстоятельство играет негативную роль, что подтверждается событиями в некоторых субъектах Федерации (например, в Чеченской Республике).

Не будет преувеличением утверждать, что в России не завершено создание системы защиты основ конституционного строя 1 . Некоторые вопросы в этой области законодательно не урегулированы. Назрела необходимость в разработке концепции конституционной безопасности страны.

  • Батюшенков В.А. Конституционная ответственность в сфере обеспечения национальной безопасности России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
  • Басиев М.С. Институт федерального вмешательства как чрезвычайный механизм обеспечения конституционного правопорядка на территории федеративногогосударства: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007;Козлов П.А. Региональная политика современной России: институционализацияформ федерального вмешательства: Дис. ... канд. полит, наук. М., 2004; и др.
  • В случае возникновения на территории субъекта Федерации угрозы конституционной безопасности России может вводиться чрезвычайное положение (начиная с действий Президента РФ, перераспределения полномочий федеральных ирегиональных органов государственной власти до приостановления осуществления органами власти субъекта Федерации их полномочий, введения прямогопрезидентского правления). По нормам международного права действия органовгосударственной власти, принимающих на себя управление территорией в рамках режима чрезвычайного положения, должны соответствовать степени опасности кризисной ситуации, не должны сопровождаться дискриминацией по признакам расы, национальности и др. (В.С.).
  • А.И. АРДАШЕВ

    Современная философия российского права предполагает выдвижение на первый план категории права человека на безопасность. В определенной мере это обусловленная рядом причин дань нашей эпохе, с другой стороны, это трансформированное право человека на жизнь. Вопрос состоит в том, насколько можно считать его естественным неотъемлемым конституционным правом человека и гражданина, существует ли оно самостоятельно; если да, то как закреплено в правовых документах, или отсутствие такой нормы оправданно.

    В 1991 году Россия приняла Декларацию прав и свобод человека и гражданина, в основе которой лежат нормы Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, фактически совершив поворот к естественно-правовой концепции прав человека, в свою очередь получившей дальнейшее закрепление в Конституции РФ 1993 года.
    Так, ч. 2 ст. 17 Конституции РФ признает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», ст. 18 провозглашает «права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими», ч. 1 ст. 20 утверждает, что «каждый имеет право на жизнь», и т. д.
    С учетом специфики исторического периода и политического момента, когда разрабатывалась и принималась Конституция нашего государства, то тут, то там звучат предложения по переработке Основного закона «переходного периода». В противовес этому остается мнение, что по своей сути главный документ государства сделан добротно, и прав А. Гамильтон, утверждая, что «Конституции должны состоять только из общих положений по той причине, что они должны быть обязательно неизменными, потому что не могут предусмотреть возможного изменения порядка вещей».
    В целом понятием «права человека» оперирует достаточное количество международных правовых актов и договоров. Среди них Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года. Сравнительный анализ положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года и конвенций о правах человека показывает, что они во многом идентичны, закрепляют аналогичные права, а расхождения в названиях являются лишь терминологическими.
    При рассмотрении правового статуса личности в него включаются не только основные (конституционные) права, но и весь комплекс прав, вытекающих из других внутригосударственных узаконений, а также из тех международных правовых документов, которые получили государственное признание и одобрение. Новым и существенным обстоятельством современной истории представляется влияние международных правовых норм о правах человека на изменение и расширение правового статуса личности в современном правовом общении. Происходит это вследствие того, что международное право становится все более универсальным, а его нормы и принципы - обязательными для все большего числа государств-участников международно-правового общения.
    В любом случае исходными посылками служат нормы Конституции РФ, в соответствии с которыми человек, его права и свободы - высшая социальная ценность; признание, соблюдение и защита прав человека - прямая обязанность государства; права и свободы являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
    Учитывая, что для современной России проблема безопасности человека является ключевой, Концепция национальной безопасности Российской Федерации закрепляет интересы личности в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
    Справедливо мнение В.И. Котика о том, что, «когда речь идет о человеке, имеется в виду защищенность его жизни и здоровья, прав и свобод, имущества, чести и достоинства, и безопасность общества составляет прямое продолжение безопасности человека. Безопасность же государства составляет необходимый элемент и одно из условий безопасности общества. Только на основании безопасности человека можно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства».
    Т.Б. Тюрина считает, что «стремление к без-опасности является постоянной потребностью как общества в целом, так и его общностей и каждой отдельной личности»3.
    Безопасность, будучи потребностью человека, в то же время представляет собой и благо, т. е. положительную ценность, явление, отвечающее интересам, целям и устремлениям людей. В связи с этим А.К. Тихонов отмечает, что «безопасность представляет собой оценочную категорию, которая удовлетворяет человеческую потребность и является существенным благом для личностей и их социальных групп».
    Это дает основание рассматривать безопасность как одно из нематериальных благ, являющихся объектами гражданских прав. Статья 150 ГК РФ дает открытый перечень нематериальных благ, к которым относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, деловая репутация, честь и доброе имя, право свободного передвижения и др. Их важнейшими чертами являются: неотчуждаемость и непередаваемость, принадлежность гражданину от рождения или в силу закона и отсутствие имущественного содержания; они не могут быть предметом гражданского оборота. В случае нарушения нематериальных прав их восстановление не может быть осуществлено в полном объеме, вследствие отсутствия их денежной оценки. Защита нематериальных благ происходит с использованием превентивных мер, публично-правовых санкций, применяемых к нарушителям, и возмещением ущерба в полной мере или частично.
    Обратим внимание, что на сегодняшний день на национальном и международном уровнях признается неделимость и взаимозависимость всех прав человека. Причем, по мнению Р.А. Мюллерсона, абсолютного раздела между гражданскими и политическими правами не существует. Гражданские права - это те права и свободы, которые принадлежат человеку как члену гражданского общества: право на жизнь, свободу от пыток, право на свободу и личную неприкосновенность и т. д. Политические права - это, как правило, права только граждан данного государства, связанные с участием в политической жизни государства.
    Т.И. Илларионова и В.А. Канашевский усмотрели существенные расхождения в определении категории «гражданские права» в узкоспециальном значении по гражданскому законодательству Российской Федерации и меж-дународному праву, несмотря на идентичное оперирование категориями «права человека и гражданина», «права граждан», «гражданские права». Глава 2 Конституции РФ называется «Права и свободы человека и гражданина», при этом Конституция не говорит о различиях между правами (свободами) человека и правами (свободами) гражданина. О правах граждан говорится в некоторых законах Российской Федерации, например, в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в Законе РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
    По этому поводу Ю.Д. Ильин пишет: «Объем прав, определяющих статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина. Конституция РФ разграничивает основные права и свободы на права и свободы человека и права и свободы гражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация прав человека и гражданина в августе 1789 года. Смысл подобного разграничения вытекает из различия гражданского общества и государства».
    Далее, ссылаясь на мнение Е.А. Лукашевой, Ю.Д. Ильин указывает на существование в этом и основы безопасности личности: «Такой подход позволяет преодолеть одностороннее рассмотрение человека в его взаимоотношениях только с государством, он как бы расширяет сферу самоопределения человека; в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономии и независимости от другого незаконного вмешательства».
    Важнейшие права человека государство должно обеспечивать безусловно. Такая концепция, основанная на базе естественного права, служит исходной позицией для законодательного регулирования.
    Права человека охватывают сферу отношений индивида с государством. Гражданин рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в реальном воплощении своих прав.
    Если же права человека в Российской Федерации все же были нарушены и их не удалось восстановить на национальном уровне, то любой гражданин России имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека.
    Бесспорно, конституционные ценности играют решающую роль в правовом обеспечении безопасности человека. Они как бы интегрируют законотворческую и правоприменительную практику, тем самым воплощая в жизнь основные права и свободы человека, и, что особенно важно, позволяют определить стратегию и идеологию правовой защиты.
    В свою очередь, заложенные в основе действующей Конституции РФ общечеловеческие ценности должны оказывать влияние на построение всей системы отраслевого законодательства, регулирующего жизнь общества, с тем чтобы государственная власть в соответствии со своим уровнем обеспечивала безопасность человеческой личности.
    Так как безопасность является нематериальным благом и ценностью, то она порождает соответствующее право, составляющее одно из естественных прав человека. Признание Конституцией РФ безопасности государства как самостоятельной конституционно-правовой категории, в свою очередь, подтверждает необходимость ее обеспечения.
    Конституционное закрепление гарантий государства в обеспечении неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод личности возлагает на все без исключения государственные институты обязанность создавать правовые механизмы устранения любых нарушений прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).
    Конституционные права и свободы личности являются непосредственно действующими, они определяют смысл и содержание законов, деятельность по их исполнению. Поэтому крайне важным для российской государственности является создание и правовое закрепление системного механизма обеспечения безопасности человека, под которым следует понимать совокупность социальных, правовых и организационных способов, методов и средств.
    В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством именно государству принадлежит главенствующая роль в обеспечении всех уровней безопасности: личной, общественной и государственной. Государство призвано обеспечивать эффективность защиты интересов, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от состояния нормативно-правовой базы, регулирующей общественные отношения в сфере безопасности.
    Безопасность выступает как цель и результат практически любой деятельности и является непременным условием ее осуществления. Разработанное понятие безопасности, лежащее в основе различных ее видов, заключается в
    таком состоянии явлений, процессов, деятельности, когда не угрожает (отсутствует) опасность, а необходимым условием для существования такого состояния служит превентивность мер по ее обеспечению.
    Для безопасности как явления характерно, с одной стороны, отсутствие опасности и угрозы причинения вреда, с другой - защищенность от них, нахождение вне пределов опасности. Поэтому безопасность представляет собой еще и оценочную категорию, суждение о такой положительной ценностной характеристике объекта, которая является существенным благом для личности.
    По мнению П.В. Дихтиевского, «право на безопасность не может рассматриваться только как обособленное личное право. По существу, это право выступает необходимым условием или специальной гарантией реализации всех других прав и свобод, а также обязанностей граждан».
    Разбирая юридический статус личности, Л.Д. Воеводин выделяет право личности на безопасность как самостоятельную группу прав и свобод в сфере личной безопасности. Сюда же он относит и право на жизнь, на неприкосновенность личности, защиту чести и достоинства.
    В ряду дефиниций рассматриваемого правового института особое место, на наш взгляд, занимает позиция А.К. Тихонова: он отмечает, что право на безопасность не является исключительно личным правом, а представляет собой «сквозное» право-гарантию, обеспечивающую все остальные конституционные гарантии основных прав и свобод.
    Право на безопасность личности предполагает обязанность государства защищать жизнь и здоровье, честь и достоинство, физическую свободу любого гражданина. Это отмечено в ч. 1 ст. 45, статьях 20-22, 27-29 Конституции РФ. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации предполагает обеспечение защиты прав граждан в административном и судебном порядке, а механизм по обеспечению отработан Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Административный порядок защиты прав граждан - это право гражданина обратиться с жалобой на действия государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица к вышестоящему должностному лицу или в другую осуществляющую надзор за соблюдением прав граждан организацию.
    В данном контексте нельзя не сказать и о том, что свою безопасность человек может и должен защищать и сам. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Данная норма создает конституционную основу для самостоятельного обеспечения человеком собственной безопасности при отсутствии ситуационной или юридической возможности государственной защиты прав и свобод.
    Единый правовой комплекс с правом на личную безопасность образует субъективное право человека и гражданина на честь и достоинство, формируя индивидуальность личности. Во-первых, эти понятия непосредственным образом связаны с жизнедеятельностью человека и неразрывны с его личностью, являются ценностными категориями, характеризующими личность, и относятся к ее благам. Во-вторых, эти права могут рассматриваться в двух аспектах: внешнем, не связанном в своем возникновении, развитии и существовании с какой-либо отдельно взятой личностью, и внутреннем, связанном с пониманием и осмыслением этих категорий конкретным человеком. В-третьих, посягательство на личную безопасность в большинстве случаев является покушением на честь и достоинство и наоборот.
    Как известно, Конституция существует независимо от подчиненных ей законов, реальное воздействие конституционных гарантий намного шире и интенсивнее непосредственного юридического воздействия. Основные принципы Конституции самостоятельно регулируют широкие сферы жизни. Там, где законодатель не вводит достаточно детальные нормативные положения, ограничиваясь корректной интерпретацией Основного закона, можно пытаться разрешить проблему пробела в законодательстве.
    Судебная система напрямую не может применять конституционные принципы, но косвенно, при толковании неясных положений, в основном в сфере частного права, особенно там, где необходимо заполнить очевидный пробел в законе (статьи 33, 34 Конституции РФ), это возможно.
    Соответствующие конституционные нормы по мере внедрения в сознание людей новых демократических ценностей, устоев и правил, каждодневно привносимых практикой конституционного строительства, стали важной политической составляющей при принятии политических решений по вопросам государственной и общественной жизни.
    Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина обладают общими для всех юридических гарантий признаками:
    · закреплены в правовых актах;
    · обеспечиваются нормотворческой и правоприменительной деятельностью государственных органов;
    · имеют регламентированный в праве способ применения.
    Особенностью конституционных гарантий, выделяющей их из других видов правовых гарантий, является то, что наиболее существенные из них закреплены в Конституции РФ. Эти гарантии имеют в основном общий характер и опираются в большей части на специальные нормы, закрепленные в законодательных актах других отраслей права. Необходимо, чтобы гарантии были универсальными и охватывали своим воздействием все сферы реализации прав и свобод человека и гражданина.
    Конституционные гарантии прав и свобод классифицируют на следующие виды гарантий-принципов: обеспечительные, стимулирующие, охранительные, защиты.
    Таким образом, введение принципа безопасности как одного из полноправных принципов-гарантий в Конституцию РФ существенно изменило бы позицию законодателя в создании качественно новых законов, отвечающих всем необходимым в демократичном обществе условиям обеспечения безопасности каждого человека, его потребностям и интересам. Конституционные гарантии-принципы обращены прежде всего к законодателю, а затем уже к правоприменителю, поскольку для деятельности последнего нужен конкретный механизм, где содержались бы условия, порядок осуществления, виды юридически значимых действий.
    Можно констатировать, что концепция безопасности человека в Основном законе закрепления не нашла. Федеральное законодательство, призванное конкретизировать нормы Конституции РФ, на практике также до сих пор не явило в свет ничего, что бы как-то увязывало основные конституционные принципы и принцип безопасного существования и развития человека и гражданина. К сожалению, универсальность конституционных норм, гарантирующих права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, заставляет выискивать «контекстность» такого права, как право на безопасность.
    Конечно, безопасность личности как правовое понятие представляет собой сложное системное образование. Безопасность человека, с одной стороны, является частью, составным элементом данной системы, с другой стороны, сама включает в себя обеспечение различных
    видов безопасности личности, таких как экологическая, информационная, политическая, экономическая, социальная и др.
    Таким образом, несмотря на то что право на безопасность в современной России не признано неотъемлемым и неотчуждаемым правом человека и гражданина, оно «контекстно» все же присутствует в Конституции РФ. Государство конституционно закрепляет за собой право и обязанность выступать гарантом обеспечения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. То есть право на безопасность, несомненно, является сквозным, пронизывая правовые и конституционные гарантии.
    И.Н. Сенякин классифицирует безопасность человека в зависимости от содержания правовых отраслей, регулирующих и охраняющих соответствующие сферы общественных отношений и, следовательно, обеспечивающих в них безопасность жизнедеятельности человека. Такая классификация позволяет в каждой правовой отрасли выделить те нормы, которые обеспечивают именно безопасность человека, систематизировать и развивать их в интересах более эффективного противодействия возникающим угрозам.
    Понятие безопасности как обязательной составляющей любой деятельности и как обязательного условия практически всех основных прав и свобод (права на жизнь, на труд в безопасных условиях, на благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни), органично сочетающееся с действующими положениями Основного закона, дает Е.С. Калина.
    По ее мнению, если не реализовано право на безопасность, то ставится под вопрос реализация всех основных прав человека, независимо от их природы и содержания. Учитывая значение и ценность безопасности как одного из важнейших нематериальных благ, необходимых для всей жизнедеятельности человека, представляется не только правомерным, но и обязательным признать право на безопасность в качестве одного из основных прав человека и гражданина.
    Поскольку, как уже отмечалось, государству принадлежит основная роль в обеспечении всех уровней безопасности (в том числе личной), путь к юридическому обеспечению безопасности личности начинается с законодательного оформления конституционного строя, сущности государства, его приверженности демократическим политико-правовым принципам, важнейшим из которых является приоритет личности во взаимоотношениях с государством.
    Несомненно, гарантии безопасности человека определяются уровнем развития демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод. Конституция РФ в ч. 1 ст. 19 подчеркивает равенство всех перед законом и судом, запрещает применение нормативно-правовых актов, не опубликованных для всеобщего сведения официальным образом и затрагивающих права и свободы человека и гражданина (ч. 3 ст. 15), закрепляет соблюдение и защиту прав и свобод человека как обязанность государства (ст. 2), провозглашает гарантированность государственной защиты прав и свобод (ч. 1 ст. 45).
    Институт ответственности государства перед своими гражданами получил закрепление и в статьях Конституции РФ, обеспечивающих охрану законом не только прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (ст. 52), но и вообще право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).
    К.А. Экштайн делает вывод, что Основной закон предоставляет не только права для защиты гражданина от государства и закрепляет базовые структуры для всей правовой системы, но и дает поручение законодателю создать такую систему норм частного права, чтобы они соответствовали конституционным принципам, а также помогает судебной системе, заполняющей пробелы в законодательстве при ориентировании на положения Конституции РФ.
    Не претендуя на изменение Конституции РФ и не предлагая для применения новые редакции ее статей, согласимся с мнением Д.А. Никитина о том, «что право на безопасность должно отражать природу и содержание безопасности личности как комплексного социально-правового явления».
    Отметим тот факт, что в отраслевом законодательстве многие положения Конституции РФ, утверждающие права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на безопасность, все же получили дальнейшее развитие.
    Анализ норм законодательства в уголовно-правовой сфере дает возможность оценить степень приоритетности именно вопросов по обеспечению безопасности личности. В перечень наиболее распространенных способов непосредственного обеспечения безопасности личности входят: выявление фактов посягательств на личность, предупреждение и пресечение посягательств, средства восстановления нарушенных прав, меры юридической ответственности, процессуальные формы охраны и т. д.
    Исследуя вопрос безопасности личности в мирных условиях и в период действия особых правовых режимов, Ю.Д. Ильин отмечает, что безопасность личности - это ее (личности) правовой статус как совокупность прав и свобод, определенных в основных актах правовой системы государства, и что эти права и свободы не могут быть произвольно отняты. Их наличие гарантирует безопасность человека, который должен ощущать, что его существование не находится под угрозой. Речь идет не только и не столько об угрозе физического уничтожения человека, а скорее о правовых условиях его повседневной жизни, которые способствуют либо развитию личности, либо ее деградации.
    Завершая краткое исследование проблемы обеспечения права человека на безопасность личности, акцентируем внимание на следующих моментах.
    Существует безусловная связь и взаимозависимость между безопасностью личности и безопасностью государства. Безопасное состояние общества и государства является необходимым условием реализации всех прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
    Ввиду того что безопасность сама является благом, в современной России в данном контексте можно говорить о ней как о конституционной ценности, и особенно в этом нуждается безопасность человека в Российской Федерации.
    Признание Конституцией РФ безопасности государства как самостоятельной конституционно-правовой категории (ст. 55), таким образом, косвенно свидетельствует и о признании особой ценности безопасности личности, что, в свою очередь, подтверждает необходимость ее обеспечения.
    Право на безопасность не является исключительно личным правом, а представляется «сквозным» правом-гарантией, как бы пронизывающим все остальные конституционные гарантии основных прав и свобод. Защищая безопасность человека и гражданина, оно создает условия для реализации всех иных прав.
    Гарантии обеспечения права человека на личную безопасность представляют собой не что иное, как создание и правовое закрепление системного механизма обеспечения безопасности человека, под которым следует понимать совокупность социальных, правовых и организационных способов, методов и средств реализации правового статуса личности.
    Гарантии безопасности человека в российском государстве прежде всего должны определяться уровнем развития демократического института ответственности государства перед своими гражданами за нарушение их прав и свобод.

    Библиография
    1 Борохов Э. Энциклопедия афоризмов (Мысль в слове). - М., 1999. С. 247.
    2 См.: Илларионова Т.И., Канашевский В.А. Категория «гражданские права» в международных договорах о защите прав человека и законодательстве Российской Федерации // Гос-во и право. 2004. № 9. С. 40.
    3 См.: Бадирян Г.М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Гос-во и право. 2006. № 8. С. 59.
    4 По содержанию раздела II Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24).
    5 Котик В.И. Психология и безопасность. - Таллин, 1989. С. 204.
    6 Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном российском государстве (вопросы теории и практики). - Саратов, 2005. С. 51.
    7 Тихонов А.К. Сущность категории личной безопасности и ее соотношение с категориями чести и достоинства // Правоведение. 1998. № 1. С. 127.
    8 См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. - М., 1991. С. 53.
    9 См.: Илларионова Т.И., Канашевский В.А. Указ. ст. С. 41.
    10 Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире - М., 2007. С. 58.
    11 Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. - М., 2004. С. 97.
    12 Это стало возможным с момента вступления в силу (01.11.1998) Дополнительного протокола № 11 к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод. Причем в последние годы количество жалоб в Страсбург значительно увеличилось. По данным секретариата Европейского суда, ежемесячно из России поступает около 1,5 тыс. жалоб, что составляет примерно 15% общего числа поступающих в Суд обращений.
    13 По содержанию ст. 18 Конституции РФ.
    14 Дихтиевский П.В. Проблемы определения личной безопасности в системе объектов административно-правовой защиты // Гос-во и право. 2004. № 9. 2004. С. 37.
    15 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. - М., 1997. С. 190-192.
    16 См.: Тихонов А.К. Указ. ст. С. 127.
    17 См.: Малиновская В.М. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - М., 2005. С. 48.
    18 Институт самозащиты оформился достаточно давно, но, несмотря на это, в научных кругах до сих пор отсутствует единое мнение в определении его содержания, целей и задач.
    19 См.: Дихтиевский П.В. Указ. ст. С. 37.
    20 См.: Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Гос-во и право. 2005. № 7. С. 82.
    21 См.: Уваров А.А. Указ. ст. С. 82.
    22 См.: Сенякин И.Н. Правовая безопасность личности как элемент правовой политики российского государства. - М., 2000. С. 32.
    23 См.: Калина Е.С. Право на безопасность и гарантии его реализации в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации // Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденция развития. - М., 2005. С. 139-140.
    24 См. там же. С. 42, 45.
    25 См.: Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование): Дис. … д-ра юрид. наук. - М., 1999. С. 91.
    26 См.: Экштайн К.А. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции: Учеб. пособие для вузов. - М., 2004. С. 33-34.
    27 Никитин Д.А. Конституционно-правовые основы безопасности личности в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. - Самара, 2005.
    28 См.: Ильин Ю.Д. Указ. соч. С. 67.