Главная · Разное · Минюст россии опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи Адвокатское партнерство в соответствии с концепцией

Минюст россии опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи Адвокатское партнерство в соответствии с концепцией

Проект закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ", не успев родиться, вызвал скандал в адвокатском сообществе.

На только что прошедшем исполкоме крупнейшего объединения профессиональных защитников - Гильдии российских адвокатов - законопроект был подвергнут, по выражению одного из участников, полной обструкции как лоббистский, противоречащий закону об адвокатской деятельности и направленный на ликвидацию традиционной российской адвокатуры.

Пролить свет на причины такой реакции мы попросили президента Гильдии российских адвокатов Гасана Мирзоева, который, будучи депутатом Госдумы, активно участвовал в подготовке и принятии ныне действующего адвокатского закона.

Российская газета: Гасан Борисович, что за новшество предлагают авторы законопроекта и почему хорошая, казалось бы, цель - оказание квалифицированной юридической помощи нашим согражданам - встречает бурные протесты?

Гасан Мирзоев: Возражения вызывает не сама идея, а то, как ее хотят реализовать. Авторы документа предлагают наделить статусом адвоката всех юристов, которые отработали не менее двух лет на постоянной профессиональной основе в коммерческих и бизнес-структурах. Причем в обход существующих процедур, даже без сдачи квалификационного экзамена. На такой разовый "вход без пропуска" отводится шесть месяцев, после чего статья закона утрачивает силу.

РГ: Адвокатского полку прибудет - разве это плохо?

Мирзоев: Мы не против того, чтобы ряды адвокатов выросли. Вопрос в другом. Сейчас в составе адвокатских палат по стране трудятся чуть больше 60 тысяч профессиональных защитников. Прежде чем получить статус адвоката, они поработали помощниками у опытных профессионалов, в адвокатских бюро и коллегиях, прошли профотбор, получили хорошие рекомендации, сдали строгие квалификационные экзамены, принесли присягу и лишь затем стали членами адвокатских палат. Представьте себе, что будет, когда в это сообщество вольются сотни тысяч новых членов "с двухлетним стажем работы в качестве индивидуальных предпринимателей". В одной лишь Москве, где сегодня около 8 тысяч адвокатов, "примут" еще 150 тысяч "новобранцев".

Проект предусматривает также допуск "к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории РФ" иностранных граждан. Сколько еще добавится профессионалов с Украины, из Молдавии, Узбекистана, других стран ближнего и дальнего зарубежья, сказать трудно. Еще труднее предсказать, как все это "нашествие" отразится на качестве защиты прав и законных интересов доверителей.

Мирзоев: По их мнению, положение дел в оказании юридической помощи не во всем соответствует нашей Конституции. Правовые услуги порой оказывают люди, не отвечающие высоким профессиональным и моральным качествам. Поэтому предлагается исключить из этой сферы деятельности частнопрактикующих юристов и сотрудников юрфирм, не имеющих статуса адвоката. Но при этом наделить таким статусом практически всех, кто пожелает. Думаю, что это преждевременно.

РГ: Не секрет, что проблема качества действительно есть, причем она касается в том числе и самих адвокатов. Может быть, более строгий подход пойдет на пользу делу?

Мирзоев: Внешне все так и выглядит. В проекте приведен перечень лиц, кто сможет оказывать помощь: адвокаты, нотариусы, патентные поверенные. Но - с оговоркой: "если иное не предусмотрено федеральным законом". Однако Арбитражный и Гражданский процессуальные кодексы, Кодекс об административных правонарушениях допускают к участию в производстве в качестве защитника или представителя граждан и организаций и адвоката, и "иное лицо". УПК разрешает участвовать в уголовном процессе наряду с адвокатом близкому родственнику потерпевшего или иному человеку, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Так что эти вопросы фактически уже урегулированы, в том числе и деятельность адвокатов, нотариусов и патентных поверенных. Что же тогда регулирует новый законопроект? Похоже, что его положения носят исключительно декларативный характер и являются лишь еще одной попыткой внести очередные изменения в закон об адвокатуре.

РГ: На исполкоме Гильдии российских адвокатов, где присутствовало более двухсот человек из всех регионов страны, законопроект встретил активные возражения. Об этом говорил, например, вице-президент Федеральной палаты адвокатов, глава адвокатской палаты Московской области Алексей Галоганов. Помимо самих разработчиков, оценивал ли еще кто-нибудь их предложения?

Мирзоев: Нам известно, что отрицательные отзывы уже дали начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева, советник президента Вениамин Яковлев, а также Конституционный суд. У рядовых адвокатов остается лишь чувство недоумения и обиды: почему нашу судьбу кто-то опять пытается решать келейно, в тайне от адвокатской общественности, без всеобщего обсуждения? Об этом, в частности, и говорил Алексей Галоганов, посетовав, что его даже не пригласили на комиссию, где обсуждался законопроект. Если столь значимый документ вдруг выскакивает внезапно, словно черт из табакерки, это порождает у людей сомнения.

РГ: Если в ваши ряды вольются сотни тысяч новых адвокатов, это будет уже другое сообщество. Потребуются новые оргмероприятия, съезд, выборы президента и других руководящих адвокатских органов. Может быть, в этом и состоит главная суть?

Мирзоев: Имеется и более прозаическое объяснение - налоги, например. Сейчас многие юристы платят их как предприниматели, а став адвокатами, перейдут в иную категорию и хорошо сэкономят. Но дело не в этом. Еще раз подчеркну: ни я, ни мои коллеги не против расширения адвокатского сообщества. Но прием новых членов должен вестись исключительно на основе точного исполнения Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", в рамках принятых в сообществе процедур. Порядок для всех должен быть единым.

РГ: Жизнь идет, во многие законы вносятся изменения. И ваш, кстати, тоже не исключение.

Мирзоев: К сожалению, от того первоначального проекта прогрессивного, демократичного закона, который был внесен от имени президента, принят и подписан Владимиром Путиным, мало что осталось - последующие поправки его заметно выхолостили. А теперь вот вносится проект уже целого закона. Более того, как стало известно, готовится еще один законопроект о государственной юридической помощи малоимущим, который неминуемо потребует изменений и в законе об адвокатуре. На мой взгляд, нельзя все время находиться в стадии реформ. Надо когда-то остановиться и поработать, анализируя практику и результаты этой работы. А самое главное, советоваться с самими адвокатами, выносить новые идеи и предложения на общее обсуждение.

Вчера, 24 октября 2017 года на официальном сайте Минюста России размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработка которого велась в течение многих лет. Как отмечает Министерстве юстиции РФ, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, при обсуждении. Концепция предусматривает, что с 2023 года. оказанием юридической помощи на возмездной основе смогут заниматься только действующие адвокаты и адвокатские образования.

Цель конвенции регулирования рынка профессиональной юридической помощи 2017 года

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (ч. III), ст. 2158), приоритетами и целями государственной политики в сфере юстиции в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов и приговоров. Целью государственной программы является развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.

Подпрограммой 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций» (далее – подпрограмма 1) государственной программы предусмотрено решение следующих задач: упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе оказываемой бесплатно, и регулирование рынка оказания квалифицированной юридической помощи (далее – рынок); обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи адвокатами, в том числе бесплатно.

В числе мер правового регулирования, необходимых для достижения целей подпрограммы 1, определено совершенствование нормативной правовой базы, в том числе путем принятия федерального закона, направленного на регулирование профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, которым будут внесены необходимые изменения в Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ

«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Также потребуется внесение изменений в процессуальное законодательство, законодательство о государственных и муниципальных закупках и ряд других законодательных актов.

Что принималось во внимание при разработке

При подготовке Концепции проанализировано актуальное состояние национального рынка юридических услуг; изучен зарубежный опыт правового регулирования данной сферы в различных юрисдикциях; идентифицированы проблемы, возникающие в связи с предоставлением юридических услуг (как у потребителей, так и у консультантов); проведен ретроспективный анализ законодательства, регулирующего данную сферу деятельности; определен комплекс мер по реформированию рынка в целях преодоления его негативных характеристик для повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности по реформированию национального рынка юридических услуг.

При подготовке Концепции в Министерстве юстиции Российской Федерации проведен ряд встреч с представителями профессионального юридического сообщества: российскими юридическими компаниями, филиалами, представительствами и дочерними компаниями международных юридических фирм, профильными средствами массовой информации, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации. Замечания, предложения и комментарии, высказанные в ходе встреч, в целом учтены при разработке Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. При ее подготовке принят во внимание зарубежный опыт в сфере регулирования предоставления юридических услуг.

Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет проходить в несколько этапов, причем таким образом, чтобы была обеспечена «непрерывность оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

Первый этап рассчитан на 2018 год. В течение года должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации, а также возможность участия в государственных закупках.

Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

Второй этап развития Концепции намечен на 2019 год, предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты.

Необходимость принятия Концепции

Принятие Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи обусловлено необходимостью повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, и разрешения проблем, препятствующих эффективной реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к правосудию.

Указанным документом планируется проведение трехэтапной реформы рынка юридических услуг. Реформа пройдет в рамках государственной программы РФ "Юстиция", утвержденной .

Так, на первом этапе (в следующем году) предполагается:

  • предоставить адвокатам возможность выбора существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), но создание новых форм, не указанных в , при этом не планируется;
  • предоставить адвокатам право работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • предоставить возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации;
  • обеспечить возможность участия адвокатских образований в госзакупках;
  • ввести правило, что оказание юридической помощи иностранными адвокатами или юристами возможно только при условии их регистрации в специальном реестре и только по вопросам права данного иностранного государства;
  • установить запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

На втором этапе, в 2019 году, планируется разработать НПА, обеспечивающие временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру. В рамках упрощенного порядка будет осуществляться проверка знаний в форме теста только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. А кроме того – могут быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами при вступлении в адвокатуру. Для адвокатских образований, оказывающих помощь благотворительным и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, планируется предусмотреть дополнительные преференции. К примеру, это может стать обязательным условием при размещении заказов на оказание юридических услуг для госнужд.

А на третьем этапе, с 2020 по 2022 годы, будет осуществляться прием в адвокатуру в упрощенном порядке, а уже с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях смогут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, законные представители, руководители организаций и НКО, и другие участники государственной системы бесплатной юридической помощи.

С этой же даты платную юридическую помощь смогут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. При этом коммерческим организациям, оказывавшим юридические услуги и планирующим продолжить их оказание в дальнейшем, до 1 января 2023 года нужно будет привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами и получить статус адвокатского образования.

Как поясняет Минюст России, проект концепции не является окончательным и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения.

Какие пять условий непременно должны быть внесены в соглашение между адвокатом и доверителем? Ответ – в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный бесплатный доступ на 3 дня!

Добавим, что члены адвокатского сообщества ранее отмечали, что , так как бывшие юрисконсульты не смогут заниматься практикой в адвокатуре в привычной им форме. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, опытным юрисконсультам для получения пятилетнего стажа работы адвокатом ( , ) придется работать в течение этого срока в каком-либо адвокатском образовании. И в связи с этим они могут оказаться в невыгодном положении, так как будет оцениваться их деятельность в новом статусе, а не прошлый опыт.

В то же время в Госдуме находится Павла Крашенинникова , устанавливающий, что с 1 июля следующего года представителями по гражданским и административным делам в судах и делам в арбитражных судах смогут выступать только российские граждане, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Уважаемые коллеги!

29.11.2017 г. с 15.00 до 18.00 приглашаем вас принять участие в заседании Дискуссионного клуба, которое пройдет в Адвокатской палате Московской области по адресу: Госпитальный вал д. 8/1, стр.2.

Формат встречи – «Дебаты» , тема: «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи – 1-й раунд» .

Встреча организована при совместной поддержке СМАМО и Совета молодых адвокатов г. Москвы.

Дебаты планируется провести с 2-х разных позиций: Юристы и Адвокаты . С каждой стороны будут участвовать по 5 оппонентов. Это позволит обсудить Концепцию с разных точек зрения и выявить «узкие» места.
В рамках дискуссии командам оппонентов будет предложено защитить свои точки зрения по вопросу: нуждается ли современный рынок юридических услуг в реформировании (За и Против) .

Спикеры могут разделять или не разделять позицию, за которую они выступают. Цель дискуссии – выявление полярных точек зрения при максимально широкой и доказательной аргументации каждой стороны.
После завершения выступления последним спикером залу предлагается проголосовать по двум вопросам:
1) какая точка зрения ближе?
2) какая команда была убедительнее в своих выступлениях?

Условия участия: участие в мероприятии бесплатное, предварительная регистрации обязательна (до 20:00 28.11.2017 г.) -

Желающие принять участие в качестве Спикеров – указывайте это дополнительно.
Для адвокатов АПМО участие засчитывается в качестве часов повышения квалификации.

Мероприятие проводится при поддержке: Адвокатской палаты Московской области, АБ «МТП» , МКА «Вердиктъ»

Возможные вопросы для обсуждения:
1) Два основных сценария: введение института саморегулирования части рынка, для которой правила предоставления юридических услуг не установлены, или объединение всех участников рынка на площадке модернизированной адвокатуры – За и Против.
2) Какие плюсы и минусы даст реформа для Адвокатов и несистемных юристов?
3) Должны ли все юристы быть включены в реестры Адвокатских палат, или же нужно создавать новый реестр юристов, или должен ли быть Единый реестр юристов?
4) Кто должен вести данный реестр: Минюст или сами профессиональные сообщества?
5) Должна ли быть установлена градация юристов по специализации и сложности дел?
6) Не повлечет ли проведение реформы по структурированию рынка юридической помощи дискриминацию прав граждан на юридическую помощь и право на судебную защиту?
7) Не приведет ли реализация концепции к ограничению свобод адвокатов или это структурирование профессии, связанное с усложнением общественных отношений?
8) Должны ли требования к профессии быть едиными для адвокатов, прокуроров и судей? Является ли концепция шагом к объединению профессии и расширением прав адвокатов на доступ к осуществлению правосудия?
9) Должны ли быть установлены единые тарифы на оказание юридической помощи?
10) Кто будет принимать экзамены на вхождение в профессию: Минюст или Адвокатские палаты? Кто будет устанавливать стандарты в профессии?
11) Должны ли отличаться дисциплинарные и этические нормы адвокатов от соответствующих норм юристов или они должны быть едины для всей профессии?
12) Может ли быть осуществлена стандартизация процедур допуска в профессиональное сообщество, поддержания квалификации юристов без создания Единого реестра юристов?
13) Может ли адвокат работать по найму в Коллегии адвокатов? Не повлияет ли это на качество защиты интересов Клиента?
14) Должно ли регулирование профессии распространяться на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций? Если нет, то почему?
15) Могут ли юристы быть ИП? Должен ли НДФЛ быть снижен для адвокатов до 6% или он должен быть повышен для юристов до 13%? Какой налог должны платить юристы? Должен ли начисляться НДС на юридическую помощь?
16) Юристы будут оказывать юридическую помощь или юридические услуги? Должна ли деятельность юристов подпадать под действие закона «О защите прав потребителей»?
17) Требуется ли расширение организационных форм для встраивания адвокатуры в общественные процессы, связанные с рыночной экономикой, правом на владение компанией и развитием новых организационных форм и с какой целью?

До встречи на дебатах!