Главная · Юридические · Нарушение правил благоустройства комментарий. Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение? В Самарской области за нарушение правил благоустройства будут штрафовать

Нарушение правил благоустройства комментарий. Какой размер штрафа грозит за административное правонарушение? В Самарской области за нарушение правил благоустройства будут штрафовать

Надежный пример поддержит в решении трудностей при печатании важного заявления. Это приблизит способ сберечь деньги на найме юриста. Прежде чем переделывать шаблон, естественно следует внимательно исследовать напечатенные в нем ссылки статей закона. С течением времени они могут потерять свежесть. Сэкономленные ресурсы для начальника желанны.

Государственная Дума РФ планирует рассмотреть законопроект, в котором предлагается все штрафные санкции, вынесенные за нарушения правил благоустройства территорий поселений, зачислять в бюджеты этих поселений.

Кроме того, новый законопроект предлагает установить определенную норму, в соответствии с которой суммы штрафных санкций, назначенных за нарушение правил благоустройства территорий поселений, будут подлежать зачислению в бюджеты этих поселений и городских округов по 100% нормативу.

Штрафы за нарушение правил по благоустройству будут перечислять в местные бюджеты?

Государственная дума на очередном пленарном заседании, которое прошло в минувшую пятницу, приняла в первом чтении законопроект, напрямую касающийся области благоустройства.

В случае, если закон будет принят в неизменном виде, то все штрафы, которые накладываются за несоблюдение существующих правил по благоустройству территории в городских округах и поселениях будут направляться исключительно в местные бюджеты. В настоящее же время все денежные штрафы за несоблюдение действующих правил благоустройства на территории городских округов и поселений перечисляются полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, что не является полностью справедливым.

В это же время закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит благоустройство территории городского округа или поселения к вопросам местного значения. Следовательно, и финансирование процесса благоустройства территории данных образований ложится на местный бюджет. В этом случае, по мнению представителей Законодательного собрания Забайкальского края, которое стало инициатором данного законопроекта, налицо несправедливость. Связана она с тем, что выплата штрафов идет не в местный бюджет, который должен финансировать восстановление уровня благоустройства на территории муниципального образования, а в бюджет субъекта Российской Федерации, откуда деньги далеко не сразу будут переходить на местный уровень.

Полностью поддержало данный законопроект и российское Правительство. В его отзыве было отмечено, что перечисление штрафов в местный бюджет позволит дополнительно стимулировать работу органов местных самоуправлений в сфере благоустройства, санитарного состояния территории. Кроме этого местные самоуправления будут крайне заинтересованы активизировать свою работу по привлечению нарушителей к ответственности, а также заинтересованы в увеличении собираемости подобных штрафов.

Вязьма Чат

Автор Тема: Штрафы за нарушение правил благоустройства (Прочитано 625 раз)

Открытое обращение к депутатам и главам администраций Смоленской области

Плохая система портит даже хорошего чиновника

В своё время это сказал лидер Китая Дэн Сяопин.

Переход губернатора А.В.Островского на "ручное управление" муниципальным (!) хозяйством, его лазанье по ярцевским, и иным помойкам, свидетельствует лишь о неумении настроить систему местного самоуправления как часы, понять элементарные нужды муниципалитетов.

Островский питается сомнительными идеями с руки некомпетентных чиновников, засевших в департаменте по местному самоуправлению. Предложение ликвидировать городские администрации под видом объединения и передать все полномочия районной администрации подтверждает данный факт. Мол, построим "вертикаль", сократим чиновников и будет хорошо. (Пример Ярцево показал, что лучше не стало). А то, что часть документов городской администрации пропала - это факт. Пропали и многие наработки. Например, пропали все наработки городской администрации по муниципальному земельному контролю.

Во всём мире чистота и благоустройство (Германия, Сингапур, США) - основаны на штрафах за нарушение правил благоустройства. Кинул окурок - 1000 долларов, кинул жвачку на асфальт - 3000 долларов. Причем штрафы идут в местный бюджет. За счёт тупоголовых граждан, за счёт штрафов с них наймут дворника и соскребут, уберут. И после первого штрафа, тупоголовый сразу поумнеет.

Что на Смоленщине? Административное законодательство - предмет совместного ведения РФ и субъектов. В частности, имеют право издавать областной закон об административной ответственности. У нас он есть, и есть штрафы за нарушение правил благоустройства. Но! Хотя благоустройство по закону о местном самоуправлении № 131-ФЗ относится к полномочиям местного самоуправления, хотя протоколы должны составлять местные административные комиссии, и они же рассматривают и дела об административных правонарушениях, суммы штрафов за нарушение правил благоустройства и по другим статьям этого закона поступают 100 % В ОБЛАСТНОЙ БЮДЖЕТ! Неужели губернатор А.В. Островский (ЛДПР) и депутаты Смоленской областной думы не понимают, что это порочная система?!

В результате, местным властям нет никакого резона убивать своё время, ссориться с людьми (особенно это актуально для малых сельских поселений) и ничего не иметь в местный бюджет. Видимо поэтому Ярцевская административная комиссия работает практически "в ноль". Сумма штрафов едва превышает затраты на содержание этой комиссии. Такой тихий саботаж.

Единственный аргумент областной администрации за такую систему - что деньги на содержание административных комиссий выделяет область. Продолжу цитировать Дэна Сяопина: «Не важно, какого цвета кошка, черная или белая. Если она умеет ловить мышей – это хорошая кошка». Так и тут. Неважно, из какого бюджета финансируют административные комиссии, важно, что они не ловят мышей. А губернатор из-за этого вынужден рыскать по помойкам, ибо не догадывается или не способен изменить порочную систему. Поэтому нужна инициатива снизу.

Призываю местных депутатов Ярцево, Ярцевского района, в том числе депутатов сельских поселений, депутатов областной думы Л.Л.Дюкова, О.Н.Васильеву, главу администрации Ярцевского района Ю.В.Панкова, как руководителя секции городов в совете муниципальных образований Смоленской области, выступить с обращениями об изменении соответствующих областных законов. Надо издать областной закон, о том, что все штрафы по "местной" тематике (соблюдение правил благоустройства; тишины; норм морали; самогоноварение и т.п.) поступают в бюджеты поселений и района (допустим 50/50). И тогда чиновники из 10 - 12 поселений в каждом районе (вместо губернатора) будут с большим воодушевлением контролировать порядок и выписывать штрафы. И местные бюджеты пополнятся, и порядка станет больше (каждый, кто получил штраф, наверное, перестанет мусорить, музыку ночью на полную включать, гадить, где попало).

И заметьте, без всяких реорганизаций. Простое и надёжное, как автомат Калашникова, предложение.

Пятничное заседание районной Думы получилось весьма насыщенным - за два часа депутаты рассмотрели 21 вопрос. Остановимся на основных моментах.

Сокращение финансирования ряда программ, но увеличение зарплат бюджетникам - вот один из основных трендов будущего бюджета. Свое бюджетное послание представил депутатам районной Думы глава администрации И.А. Ворончихин.

Нас ставят в жесткие условия, и это характерно не только для районного, но и областного, и федерального бюджетов, - отметил Игорь Анатольевич.

Одним из акцентов в работе над доходной частью он назвал борьбу за вывод зарплат «из тени».

Еще один момент - штрафы за нарушение правил благоустройства будут целиком поступать в местные бюджеты. «Сегодня в ряде администраций поселений мы видим формальный подход к теме благоустройства. Но мы намерены продолжить работу по обучению глав, будем проводить практические занятия. Примеры хорошей работы есть, взять хотя бы Мирнинское или Оричевское городские поселения. Нарушений масса везде, а мы не собираем штрафы - а это деньги, которые лежат под ногами. Правила благоустройства для глав - настольная книга. Будут дополнительные средства в бюджете - будет возможность работать по программам, делать что-то реальное», - отметил Игорь Анатольевич.

Бурная дискуссия развернулась вокруг Положения об участии Оричевского района в муниципально-частном партнерстве и Положения о регулировании инвестиционной деятельности.

Данные нормативные акты дублируют законодательные акты на уровне области, - отметил Игорь Анатольевич. - Направлены они на дальнейшее развитие нашего района, подключение к этому делу не только бюджета, но и предпринимательской среды. Мы минимизируем расходы бюджета, в то же время предприниматели получают возможность работы с муниципальным имуществом, неких налоговых послаблений. Понимаю, что со стороны предпринимателей, в том числе и депутатов, возникают вопросы. Мы первыми в области среди районов выносим эти акты на обсуждение. Принимая данные положения, мы демонстрируем областному правительству свою готовность работать по схемам муниципально-частного партнерства. У нас в Мирном бассейн не достроен, в Стрижах Дома культуры нет, по дорогам уйма работы.

Информация из Прокуратуры Оханского района Пермского края.

«Благоустройство. Ответственность за нарушение правил

пользования придомовой территорией»

Развитие общества невозможно без улучшения среды его обитания. Одним из элементов улучшения окружающей среды для населения является благоустройство территорий, приведение в надлежащее состояние как общих территорий, так и территорий жилой застройки, внутридворовых и иных территорий.

Решение данного вопроса отнесено в силу закона к компетенции органов местного самоуправления и является одной из их функций, реализация которой осуществляется посредством использования муниципального имущества и средств местных бюджетов.

Для регулирования данной группы отношений органами местного самоуправления разработаны и утверждены правила благоустройства муниципальных образований. Данный нормативный правовой акт содержит ряд требований, предъявляемых к объектам благоустройства, включающим в себя как объекты недвижимого имущества, так и земельные участки в границах муниципального образования.

Следует отметить, что согласно гражданскому и земельному законодательству бремя содержания земельных участков, в том числе бремя осуществления санитарной уборки, благоустройства территории земельных участков, несут собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков, если иное не предусмотрено договором аренды.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности или публично-правовому образованию (городскому, сельскому поселению).

Придомовая территория - это земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты, в том числе коллективные автостоянки, детские и спортивные площадки.

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).

Согласно ст. 6.7. Закона Пермского края N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" неисполнение или нарушение Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тысячи до 3 тысяч рублей; на должностных лиц - от 3 тысяч до 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 15 до 50 тысяч рублей; те же действия (бездействие), совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2,5 тысяч до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 50 тысяч до 200 тысяч рублей.

Чтобы населенные пункты всегда были чистыми и зелеными, очень важным является сознание и образ жизни жителей. Каждый населенный пункт - это его люди, то есть мы с вами. И лишь от нас зависит облик деревни, села, города, в котором мы живем. Как говорится в известной народной пословице: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». И если каждый человек будет соблюдать чистоту и наводит порядок не только у себя дома, но и во дворе, территории населенных пунктов станут гораздо чище.

Комиссия, которая работает при городской администрации, привлекла компанию к ответственности за нарушение местного законодательства в области благоустройства. Проиллюстрируем на примере из практики, в каком порядке нужно обжаловать подобные постановления и какие аргументы приводить.

Любое юридическое лицо могут привлечь к административной ответственности за нарушение местного закона о вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований соответствующего города или области и за несоблюдение правил благоустройства территории города. Протокол о привлечении вправе оформить комиссия, которая осуществляет деятельность на территории определенного района города и подчиняется администрации города.

Так, АО «Профсталь» комиссия привлекла к ответственности:

  • за нарушение части 1 статьи 2 «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области»;
  • за несоблюдение пункта 2 статьи 105 Правил благоустройства территории г. Иркутска (утв. ) - то есть за размещение отходов снега вне специально отведенных для этого местах по адресу нахождения нашего торгового центра.

Штраф составил 10 000 рублей.

В каком порядке обжалуют постановления об административной ответственности за нарушение правил благоустройства

Первый вопрос, который может возникнуть у юриста компании: в какой суд обжаловать постановление ? Общая юрисдикция или арбитраж? Постановление подлежит обжалованию в районном суде общей юрисдикции с учетом территориальной подсудности - по месту совершения правонарушения (п. 30. , ч. 1. ст. 29.5 , определение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 09.10.2017).

Второй вопрос: по какому кодексу происходит обжалование, КАС РФ или КоАП РФ? Ответ на данный вопрос вы можете найти в местном законе об административных комиссиях вашего города. Например, согласно пункту 4 статьи 3 «Об административных комиссиях в Иркутской области» обжалование постановлений, вынесенных административной комиссией, осуществляется в порядке, установленном КоАП РФ.

Третий вопрос: не пропущен ли срок для обжалования постановления? Срок для обжалования постановления по КоАП РФ составляет 10 суток со дня вручения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срок может быть восстановлен.

Какие аргументы помогли компании обжаловать спорное постановление

После того, как определись с процессуальными вопросами, можно посмотреть, на что сослаться, чтобы отменить постановление в суде. Рассмотрим, какие аргументы помогли оспорить постановление в отношении АО «Профсталь».

Нарушения, допущенные комиссией

Срок составления протокола (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Протокол должен быть составлен не позднее 1 месяца с даты обнаружения факта правонарушения, если не назначены дополнительные исследования.

Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (АО «Профсталь») не было извещено о времени и месте его рассмотрения (ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ).

Часто комиссии делают ошибку, направляя уведомление о времени и месте рассмотрения административного дела только законному представителю по доверенности, забывая отправить уведомление в адрес руководителя юридического лица. Суд считает это грубым процессуальным нарушением, из-за которого отменяет постановление.

Отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Всегда делайте официальный запрос с требованием предоставить документы по административному делу. Это фото или видео-фиксация свалки снега или мусора, протокол и т.д. Если комиссия откажет, это является основанием для отмены постановления в суде, так как без ознакомления с материалами дела вы не сможете защитить себя в полном объеме.

В протоколе не отражены пояснения представителя юридического лица. Не дана надлежащая и объективная правовая оценка представленным доказательствам. Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2 КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления.

Для начала нужно проверить, имеется ли в городе распоряжение администрации со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории вашего города. Если данного распоряжения администрация не издала, то состав административного правонарушения отсутствует: в городе нет официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега. Юридическое лицо не может быть наказано за такое правонарушение, если администрация не утвердила специально отведенные места для вывоза мусора и отходов снега.

Например, администрация города обязана издать распоряжение со схемой размещения и определения мест временного хранения отходов снега и специально отведенных для вывоза снег мест на территории г. Иркутска (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 3, 7, 10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 2, 8, 13, 14, 16 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 7, 16, 17, 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав г. Иркутска). Обязанность по определению специальных мест вывоза и временного хранения отходов снега, лежит на Администрации города и округов. До настоящего времени в г. Иркутске данные места не утверждены, событие административного правонарушения отсутствует (п. 26.1 КоАП РФ).

Чтобы узнать о наличии или отсутствии утвержденных мест, можно сделать официальны запрос в комитет по благоустройству города с требованием предоставить копию распоряжения или адрес официально утвержденных мест для вывоза мусора и отходов снега.

Состав комиссии не соответствует закону о создании комиссий на территории города. Например, в г. Иркутске в комиссию назначаются от 5 до 15 человек (ч. 1 ст. 5. закона № 145-оз). Протокол о привлечении АО «Профсталь» к ответственности составила комиссия, состоящая из 4 человек, т. е. с нарушением закона.

Если на территории вашего предприятия ведется видеозапись, используйте ее в качестве доказательства в суде. Например, мы доказали, что складирования снега не было, так как по камерам было видно, что снег убрали через 5 часов после его очисти со всей территории компании. Снег не складировался, а временно был собран в одном месте для дальнейшего вывоза.

Проверьте полномочия своей доверенности. Часто юрист забывает вписать в доверенность фразу про представительства и полномочия именно по делу об административном правонарушении. Это может являться основанием к обжалованию судебного решения не в вашу пользу, так как вы действовали без оформленных надлежащим образом полномочий.

Применение малозначительности и учет смягчающих обстоятельств по делу. Административная комиссия не доказала факт негативных последствий причиненных обществу, конкретному лицу или государству. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 постановления ВС РФ № 5). Сам по себе факт совершенного правонарушения не свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом положения статьи 2.9 КоАП РФ могут быть применены судом к любому совершенному правонарушению, запрета на применение этих норм к каким-либо составам правонарушений КоАП не содержит.

Не учтены смягчающие обстоятельства (п. 26.1, п. 28.2. КоАП РФ). Данные нарушения так же являются основанием отмены постановления. Смягчающими обстоятельствами являются:

  • совершение правонарушения впервые;
  • отсутствие причинения вреда и угрозы его причинения жизни и здоровью, обществу, государству, физ. лицам, животным, растениям;
  • иные обстоятельства.

При составлении протокола об административном правонарушении представитель юридического лица не присутствовал. Комиссия спустя несколько дней направила извещение о рассмотрении административного дела. Это считается грубым процессуальным нарушением (ст. 28.2. КоАП РФ).

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2021 г. - Закон Красноярского края от 19 октября 2017 г. N 4-972

1. Нарушение правил благоустройства, озеленения и содержания территорий и строений, а равно правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей .

Информация об изменениях:

Статья 5.1 дополнена пунктом 1.1 с 5 января 2019 г. - Закон Красноярского края от 20 декабря 2018 г. N 6-2383

1.1. Нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, выражающееся в повреждении расположенных в границах населенных пунктов деревьев, живых изгородей, кустарников, газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, любым способом, в том числе путем размещения на указанных территориях транспортных средств (также и разукомплектованных, неисправных), кроме дорожно-строительной и (или) коммунальной техники, связанной с эксплуатацией и уходом за указанными территориями, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 и пунктом 1.1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов, а также несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городах и других населенных пунктах —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Те же действия (бездействие), совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, —
влекут наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда и на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Комментарий к статье 144
1. Под благоустройством по смыслу данной статьи подразумевается поддержание зданий, сооружений, иных объектов недвижимости городов, населенных пунктов в состоянии, пригодном для проживания, эксплуатации или функционального использования.
Согласно Закону г. Москвы от 24 января 1996 г. N 1 "О штрафных санкциях за правонарушения в сфере благоустройства города" (в ред. законов г. Москвы от 10 июня 1996 г. N 18 и от 17 декабря 1997 г. N 56) под правонарушениями в сфере благоустройства города понимается несоблюдение норм и правил, установленных органами законодательной и исполнительной власти, по обеспечению чистоты и санитарного содержания территорий города, в том числе и внутренних производственных, их внешнего благоустройства, производства земляных, строительных и дорожных работ, ремонта и реконструкции, содержания зданий, сооружений, дорог, строительных площадок, средств наружного освещения, художественного оформления и рекламы, зеленых насаждений и других объектов городской инфраструктуры.
Законом предусмотрены 17 составов административных правонарушений, налагаемых на юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории города.
От благоустройства следует отличать обустройство, под которым понимаются меры комплексного использования объектов недвижимости (см. п. 2 ст. 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 г.

Статья 5.1. Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов

N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
2. В отличие от КоАП, ст. 5 Градостроительного кодекса РФ различает городские (города и поселки) и сельские поселения (села, станицы, деревни, хутора и др.).
В соответствии со ст. 20 Градостроительного кодекса РФ граждане и юридические лица при осуществлении градостроительной деятельности обязаны проводить работы по надлежащему содержанию зданий, строений, сооружений и иных объектов недвижимости на земельных участках и благоустройству земельных участков в соответствии с градостроительной и проектной документацией, градостроительными нормативами и правилами, экологическими, санитарными и иными специальными нормативами.
3. Правила благоустройства предусматривают создание и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека — состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека (см. ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения"). Обеспечение мер благоустройства предусмотрено санитарно — эпидемиологическими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений (см. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона "О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения").
4. Данное правонарушение квалифицируется в момент нарушения указанных правил.
5. Неисполнение (уклонение от исполнения) указанных правил лицензиатом при осуществлении подлежащих лицензированию видов строительной или градостроительной деятельности может рассматриваться в качестве нарушения лицензионных требований и условий, что влечет за собой применение санкций к лицензиату в виде приостановления действия, аннулирования лицензии независимо от привлечения нарушителя к мерам административной ответственности, определенным данной статьей.

Вернутся в раздел Комментарии к законам

Вопрос:

Совет муниципальных образований в порядке реализации права законодательной инициативы хочет внести проект закона субъекта РФ об административной ответственности за нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов. Какой должна быть формулировка нормы закона, предусматривающая ответственность?

Ответ:

Административное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что у субъектов РФ есть полномочия, в пределах, предоставленных федеральным законодательством. Согласно п. 1 ч.

Статья 11. Нарушение Правил благоустройства

1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Выборочный анализ законодательства субъектов РФ показывает, что в единичных субъектах РФ законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления без конкретизации состава административного правонарушения. Иными словами, административная ответственность наступает за неисполнение любого муниципального правового акта органов местного самоуправления, принятого ими в пределах их полномочий, за исключением определенных в законодательстве случаев (см. ст. 2.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях» от 19.12.2006 № 80-ЗРТ).

Следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание на важность соблюдения принципа определенности нормы. В частности, при установлении административной ответственности необходимо исходить из того, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение, должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 15-П).

Поэтому в Особенной части КоАП РФ административная ответственность устанавливается за вполне определенные действия или бездействие, а не за нарушение, неисполнение или несоблюдение положений федерального законодательства в общем; иными словами, не любое несоблюдение федерального законодательства влечет административную ответственность.

Неточность, неясность и неопределенность закона порождают возможность неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного его применения, что противоречит конституционным принципам равенства и справедливости, из которых вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования; в противном случае может иметь место противоречивая правоприменительная практика, что ослабляет гарантии государственной защиты прав, свобод и законных интересов граждан (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П и от 27 мая 2008 года № 8-П).

Следовательно, в законе, устанавливающем административную ответственность, должны быть точно, ясно и конкретно определены действия (бездействие), за совершение которых устанавливается административная ответственность.

Включение формулировок типа «Нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействия) не содержат деяния ответственность за совершение которых установлена настоящей главой и федеральным законом влечет…» может привести к принесению прокуратурой протеста — диспозиция допускает неопределенность толкования и не позволяет определить, какие именно действия (бездействия) отнесены к нарушениям, влекущим ответственность по данной статье, что в свою очередь, исключает бесспорное обозначение запрета, за нарушение которого влечет наступление административной ответственности, оставляя простор для неограниченного усмотрения и произвола должностных лиц при привлечении лиц к административной ответственности, что в силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» является коррупциогенным фактором.

Представляется корректным руководствоваться преобладающим в региональном законодательстве подходом к установлению административной ответственности за нарушение конкретных правил, утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами (см., напр.: Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.11.2014 № 43-РЗ «Об административной ответственности за отдельные виды правонарушений», Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области», Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях от 12.05.2008 № 244, Закон Кировской области от 04.12.2007 № 200-ЗО «Об административной ответственности в Кировской области», Кодекс Московской области об административных правонарушениях от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ, Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях», Закон Челябинской области от 27.05.2010 № 584-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области» и др.).

В законе субъекта РФ, устанавливающем административную ответственность, целесообразно дополнительно указывать, что «настоящим законом устанавливается административная ответственность по вопросам, не имеющим федерального значения, в том числе административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления».

В сфере благоустройства территорий, административная ответственность может быть предусмотрена, например, за нарушение утвержденных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий, устанавливающих требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, если это нарушение не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Какова ответственность по закону за нарушение правил благоустройства

Законом Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС "О внесении изменения в статью 27 закона Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" были внесены изменения.

Образования

Так, прежняя редакция статьи 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" несла название «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений» и имела следующее содержание: «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей».

В новой редакции статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" состоит из 10 пунктов.

Так, пункт 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за несвоевременную очистку территорий общего пользования от листвы, порубочных остатков деревьев, снега и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 2 статьи 27, мойка транспортных средств в местах общего пользования, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 27, нарушение правил содержания внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 4 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение правил организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений». Санкция за данное административное правонарушение предусмотрена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 5 статьи 27 предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей за размещение объявлений и иной информации, не являющейся рекламой, в местах, не предназначенных для этих целей, а также самовольное нанесение рисунков и надписей на объектах благоустройства.

Согласно пункту 6 статьи 27, размещение транспортных средств на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями, не связанное с нарушением правил стоянки и остановки транспортных средств, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Перемещение, снос, ненадлежащее содержание малых архитектурных форм, в том числе скамеек, урн, бордюров, ограждений, указателей, а также других элементов благоустройства, расположенных на территориях общего пользования, детских, игровых и спортивных площадках, в соответствии с пунктом 7 статьи 27, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 8 статьи 27 предусматривает административную ответственность за нарушение порядка организации стоков ливневых вод, если эти действия не влекут ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и содержит санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пункт 9 статьи 27 содержит следующую диспозицию: «Нарушение порядка проведения земляных работ». За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

И пункт 10 статьи 27 предусматривает административную ответственность за выпас сельскохозяйственных животных и домашней птицы вне специально отведенных для этих целей мест, установленных органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.26 и частью 1 статьи 1.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция представлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Таким образом, статья 27 Закона Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" понесла значительные изменения.

Согласно статье 2 Закона Алтайского края от 06.06.2018 N 30-ЗС, Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования. День официального опубликования данного Закона — 07.06.2018. Следовательно, вышеперечисленные изменения вступили в законную силу 18 июня 2018 года.