Главная · Исковые заявления · Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Чем грозит разглашение сведений составляющих государственную тайну? Ответственность за разглашение государственной тайны рф

Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну. Чем грозит разглашение сведений составляющих государственную тайну? Ответственность за разглашение государственной тайны рф

Чем грозит разглашение государственной тайны?

Признанный гений военного искусства Александр Васильевич Суворов говорил: «Удивить - значит победить!».

Это высказывание великого полководца, в условиях современного развития общества, расширения информационного пространства, становиться как никогда актуальным.

Но задумывались ли вы, а что означает слово «удивить» применительно к вооруженным силам?

Военная история и наука утверждают, что это, прежде всего, означает скрыть от потенциального противника свои замыслы, планы, стратегию и тактику, имеющиеся в распоряжении силы и средства, новые образцы вооружения и военной техники, возможности которых неизвестны неприятелю. Именно в этой плоскости находятся истоки понимания обеспечения надежной сохранности военной тайны.

Российские законодатели, осознавая важность защиты Государственной тайны, приняли необходимые меры по ее охране. Именно с этой целью 21 июля 1993 года введен в действие Федеральный закон № 5Ч85-1 «О государственной тайне».

Позже, соответствующая норма введена в уголовное Законодательство, и в настоящее время три статьи особеннойЧасти уголовного кодекса России призваны обезопасить Государственную тайну от преступных посягательств.

На основе федеральных законов министерствами и ведомствами разработаны свои подзаконные акты (приказы, инструкции), регламентирующие обращение с секретными документальными материалами, изделиями и информацией,

соблюдение которых и обеспечивает надлежащую защиту Гостайны.

Казалось бы, что сохранности государственной тайны ничто не угрожает. Вместе с тем это не так! Опыт работы Управления ФСБ России по ЦВО свидетельствует, что количество нарушений обращения с ней в воинских частях округа не снижается.

Так, за период с 2010 года по настоящее время выявлено и локализовано более 556 нарушений требований нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, способных повлечь утрату и разглашение сведений, составляющих государственную тайну. За нарушения режима секретности привлечено к дисциплинарной ответственности 282 военнослужащих (в 2010 года - 11, 2011 года - 91, 2012 года - 90, в 1 полугодии 2013 года - 90). Обьявлены официальные предостережения ФСБ России недопустимости действий, создающих условия для совершения преступления, предусмотренного статьей 283 УК России, шести должностным лицам (2 из них - в 1 квартале 2013 года) . За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, к уголовной ответственности привлечены 3 офицера.

Например, военнослужащий одной из воинских частей Екатеринбургского гарнизона, в ходе своего виртуального общения на тематическом военном форуме в сети интернет, бравируя своей осведомленностью, разместил данные о результатах реформирования войск округа, которые по заключению специалистов службы защиты гостайны штаба округа относились к категории секретных сведений. Информация стала достоянием широкого круга лиц, в том числе и не имеющих допуска к гостайне. Закономерен результат таких действий - офицер осужден и уволен с военной службы. Примечательно, что обвинение требовало для него 4 года лишения свободы, но учитывая тот факт, что военнослужащий признал свою вину и заключил досудебное соглашение о разбирательстве дела в особом порядке, он был приговорен к 1,5 годам условно.

Другой случай нарушения нормативных правовых актов Минобороны России, регламентирующих организацию работы с секретными документальными материалами, произошел с военнослужащим одной из воинских частей Самарского гарнизона.

Офицер (начальник отдела) поручил исполнение части своих обязанностей военнослужащему по призыву, не учтя того факта, что сведения, с которыми работал солдат отнесены к Государственной тайне.

По факту разглашения Гостайны офицер осужден.

Еще один пример грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями произошел недавно в г. Екатеринбурге.

Военнослужащий, убывая в служебную заграничную командировку, скопировал на флешкарту электронные версии нормативных актов Минобороны России и штаба округа для, как он позже пояснил, «удобства работы».

При пересечении Государственной границы таможенниками электронный накопитель был изьят. Экспертиза показала, что содержащиеся на нем сведения составляют государственную тайну.

Данный факт грубейшего нарушения обращения с секретными сведениями дал основание командованию округа уволить офицера из рядов вооруженных сил.

К сожалению, выше перечисленные примеры лишь не большая часть фактов нарушений военнослужащими обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.

Тенденция в вопросах ее сохранности крайне негативна, чему в немалой степени способствует личная недисциплинированность, особенно военнослужащих из числа младшего офицерского состава.

Повсеместно встречаются случаи, когда военнослужащие по призыву, не имеющие допуск к Гостайне, используются для работы с ней (обрабатывают на средствах вычислительной техники данные, наносят обстановку на рабочие карты и т.п.).

Кому-то может показаться, что секретные сведения, обращающиеся в воинской части, для масштаба страны маловажны и их разглашение не нанесет ущерба. Хочется разочаровать. Последствия любых, даже незначительных разглашений, непредсказуемы.

Может так статься, что годы упорных тренировок на полигонах, усилия государства по созданию новых образцов вооружения, пот наших сограждан на предприятиях, производящих военную технику, пойдет насмарку только лишь потому, что в назначенный час нам никого не удаться удивить!

Источник: Управление ФСБ России по ЦВО

Источник: http://www.yugs.ru/novosti_2013/proisshestviya_v_yurge/chem_grozit_razglashenie_gosudarstvennoj_tajny

Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Уголовное право (особенная часть)»

На тему: «Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны»

Введение

Актуальность исследования. Все секретное и тайное всегда вызывает повышенный интерес общественности.

Стоит вокруг чего-то или кого-то создать хотя бы иллюзию секретности, как тут же этот объект становится предметом повышенного интереса и обсуждений – так происходит в обычной повседневной жизни, а что уже говорить о том, когда разговор заходит о секретности на уровне целой страны или организации.

На протяжении всей истории процессы добывания информации и ее защиты постоянно совершенствовались, а значение информационных ресурсов для интересов любого государства росло.

В современном мире информация играет важнейшую роль, что особенно очевидно сегодня, когда достижения в науке, технике, организации управления существенно влияют на военный, научный и экономический потенциал государства.

В системе правоотношений, возникающих при обороте информации, особое место занимает институт государственной тайны.

Актуальность исследования определяется в первую очередь тем, что преступления против внешней безопасности государства на протяжении всего периода его существования представляют серьезнейшую угрозу для суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности и обороноспособности. Серьезную угрозу безопасности государства представляет такое явление как разглашение государственной тайны.

Вопросы, связанные с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена. Россия тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и защиту своей безопасности.

Объектом влечения иностранных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о состоянии обороноспособности страны, ее внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале.

Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов иностранных государств, с целью ослабить контроль за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны.

Складывающаяся ситуация свидетельствует о необходимости усиления работы по защите государственной тайны.

За последние годы арестованы десятки шпионов, выявлено и пресечено более сотни попыток российских граждан, инициативно пытавшихся передать иностранцам секретную информацию. Все чаще органам госбезопасности приходится иметь дело с фигурой агента-бизнесмена, охотно предлагающего продать государственную тайну иностранному государству.

Разглашение или передача сведений, составляющих государственную тайну, по халатности или со злым умыслом, шпионаж в пользу иностранных государств, утрата документов закрытого характера, их опубликование в средствах массовой информации представляют серьезную угрозу государственной безопасности.

Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с разглашением государственной тайны.

В границах определенного объекта предмет исследования включает в себя нормы отечественного законодательства, регулирующие вопросы государственной тайны и ее разглашения.

Цель данной работы состоит в изучении такой проблемы международного характера как разглашение государственной тайны.

Для достижения результата были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности государственной тайны.

2. Дать уголовно-правовую характеристику разглашению государственной тайны.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.

1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1. Понятие государственной тайны и сведения, относящиеся к государственной тайне

Государственные секреты и охота за ними возникли на заре человеческого общества, когда появились первые государства.

Задача обеспечения безопасности государства предопределяет необходимость защиты его информационных ресурсов от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Этим определяется существование института государственной тайны, создающего возможность для государства проводить независимую информационную политику, защищать свои национальные интересы

Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной мере наличествует во всех развитых демократиях мира.

Развитие системы государственной тайны в любой стране, в том числе и в России, самым непосредственным образом связано с развитием разведки, совершенствованием ее форм и методов.

По мере выявления устремлений разведки к определенным видам информации становится очевидным, что именно ее необходимо защищать, что указывает на необходимость придания таким сведениям статуса государственной тайны.

«Лексическое значение слова «тайна» означает то, что не известно, не стало еще доступным познанию, нечто непонятное, неразгаданное и при этом также то, что скрывается от других, что известно не всем, секрет»1.

В российском законодательстве можно столкнуться с огромным количеством различных видов тайн, среди которых и государственная тайна.

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Российской Федерации и раскрывается как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»2. Таким образом, если сгруппировать области сведений (интересов государства), подпадающих под режим государственной тайны, то их будет четыре.

Тайной может стать определенная информация, которая может передаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации (РФ).

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, то есть совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются в установленном порядке, – определен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» (далее – Закона), которая содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, и расширительному толкованию не подлежит.

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму.

редакция Указа Президента РФ «О Перечне сведений, составляющих государственную тайну» № 90, существенно конкретизировавший Перечень групп сведений, составляющих государственную тайну, и состоящий из ста тринадцать позиций.

Чтобы отграничить сведения, составляющие государственную тайну, от иных сведений, применяются соответствующие процедуры – отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, представляющие собой введение для указанных сведений ограничений на их распространение и на доступ к их носителям (то есть к материальным объектам, в том числе физическим полям, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов).

В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 Закона). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляются в соответствии со следующими принципами: законности, обоснованности и своевременности.

Законность в данном случае есть правильное применение закона и иных нормативных правовых актов, а также соблюдение всеми должностными лицами, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями требований законодательства о государственной тайне и Конституции РФ.

При решении вопроса о соблюдении принципа законности отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания необходимо учитывать требования статьи 7 Закона, содержащей список сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены.

Обоснованность означает, что основания для отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания должны быть убедительными, подтвержденными серьезными доводами и фактами и основываться на необходимости обеспечения безопасности государства и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Такие доводы и факты могут быть получены при установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий (например, политических, военных, правоохранительных) этого акта, исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан.

Под своевременностью надо понимать, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание должно быть произведено незамедлительно, при получении сведений, разглашение которых может угрожать безопасности государства, либо соответствующие ограничения должны устанавливаться заблаговременно. Например, при проведении научных исследований, опытов в той или иной области науки, при наличии данных, что результаты, которые могут быть получены, подлежат отнесению к государственной тайне, возможные последствия научных изысканий могут быть заранее засекречены.

Засекречивание сведений, составляющих государственную тайну, производится с учетом степени секретности сведений, которая, в свою очередь, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанный сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений:

1) «Особой важности»;

2) «Совершенно секретно»;

3) «Секретно».

Как разделяются сведения по степеням секретности, представлено на рис. 1.

Рис. 1. Схема отнесения сведений к степеням секретности

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с Законом.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии,

образования, культуры, сельского хозяйства, о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Итак, государственная тайна является одним из существенных элементов в механизме властвования и выполняет не только утилитарную функцию защиты определенных категорий сведений от распространения, но и имеет политический оттенок, так как является непременным атрибутом реализации государственно-властных полномочий.

Государственная тайна существует во всех странах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

1.2. Защита государственной тайны

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Сведения, государственного значения, подлежат обязательной охране и недоступны для большинства граждан нашей страны и для иностранных государств и организаций. По вполне понятным причинам разглашение подобной информации может привести к ужасающим последствиям колеблющихся от значительного экономического ущерба до полномасштабной войны. Именно поэтому рассматриваемое в настоящей статье преступление и относится к категории тяжких преступлений, направленных против конституционных основ России, как суверенной страны.

Виды ответственности за разглашение государственной тайны.

Общие понятия

Основным объектом и предметом данной темы, а, следовательно, и самого преступления, является обеспечение защиты и сохранности сведений, составляющих . А это в свою очередь составляет одну из основ обеспечения безопасности любой суверенной страны.

Для того чтобы понимать, о какой именно информации пойдёт речь, следует обратиться к положениям Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» и Указу Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Положения данных нормативно-правовых актов объёмные и насчитывают не один десяток различных видов, разделённых по сфере использования и степени важности. Основные категории государственной тайны выглядят следующим образом:

  • Сведения в военной области;
  • Сведения в области экономики, науки и техники;
  • Сведения в области внешней политики и экономики;
  • Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.

Как видно из данного списка, все эти категории регулируют важнейшие составляющие обороноспособности страны и её экономической независимости и безопасности.


Уголовный Кодекс

Тяжесть ответственности и наказания за разглашение рассматриваемых сведений устанавливается с учётом положений статьи 283 Уголовного Кодекса РФ. Следует отметить, что данное преступление во многих аспектах схоже со шпионажем и , и при наличии признаков состава этих деяний в разглашение государственной тайны, квалификация будет исходить уже из положений статьи 275 или 276 УК РФ. А для того чтобы определить, в чём заключается принципиальная разница между этими преступлениями, следует обратиться к статье 283 УК РФ:

  1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -

наказывается арестом на срок от четырёх до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Итак, в приведённой части первой идёт прямое упоминания о вариантах получения доступа к государственной тайне, это служебная или трудовая деятельность или учёба.

Иные случаи, ссылка на которых прописана здесь же, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», а также другими нормативно-правовыми актами, имеющими более узкий локальной-правой характер.

Стоит отметить, что процедура получения допуска носит невероятно сложную форму, которая требует прохождения множества проверок и предоставления различных разрешающих приказов, постановлений и справок. В том числе, в зависимости от закрытости и важности информации, требуется подпись о неразглашении со стороны самого просителя допуска, а также со стороны его близких родственников.


Принимая во внимание вышеописанное, объект преступления специальный - это лицо, которое в обязательном порядке достигло шестнадцатилетнего возраста и получило оформленный в соответствии с действующим законодательством допуск. Субъектами могут стать и иные лица, которым государственная тайна не была доверена законным допуском, например, охранники или обслуживающий персонал, но в силу своей профессиональной деятельности имеющие возможность услышать или увидеть закрытые для них сведения. Ещё одним важным моментом состава рассматриваемого преступления является фактическое умышленное донесение государственной тайны до других лиц.

Например, предположим две ситуации:

Гражданка «А» по долгу службы получила доступ к особо важным сведениям, для последующей работы с ними. Получение данного доступа создало для «А» множество обязанностей по обращению и хранению информации государственного значения, соблюдение которых было обязательным. Но гражданка «А» пренебрегла своими обязанностями и скопировала часть сведений на свой личный компьютер, допуск к которому имелся ещё у троих людей.

Если рассматривать ситуацию через призму статьи 283 УК РФ, то гражданка «А» разгласила закрытые для других лиц сведения, но в силу того обстоятельства, что они не стали известны третьим лицам, квалификация содеянного как преступление отсутствует. Эта же ситуация, но с небольшими изменениями.

Скопированные гражданкой «А» сведения были умышленно продемонстрированы гражданину «Б», с целью повышения в его глазах своей значимости и демонстрации социального положения. После завершения «самоутверждения» копия была удалена.

Цели разглашения - это личные мотивы, не преследующие корысти. Но факт разглашения был зафиксирован, а также информация стала известна третьим лицам, что и позволяет квалифицировать содеянное гражданкой «А» по статье 283 УК РФ.


  1. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -

наказывается на срок от трёх до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Тяжкие последствия, являющиеся главным признаком части второй, могут носить различный характер, но определяются только с учётом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Во внимание берутся все возможные детали: должность виновного лица, важность разглашённых сведений, как и каким образом они были использованы, какой реальный ущерб был причинён, какие могут быть дальнейшие последствия. Если подобные тяжкие последствия были желанными и все предшествующие действия умышленно совершались с целью их достижения, то образуется квалификация по совокупности преступлений с учётом положений Уголовного Кодекса РФ.

Заключение

В заключение стоит ещё раз повторить о важности отграничения рассмотренного преступления со схожими деяниями в виде государственной измены и шпионажа. Главное отличие - это направленность действий. В измене и шпионаже - это понимание того факта, что полученные сведения и организациям, а в разглашении государственной тайны - целью является лишь донесение этой информации до третьих лиц, в том числе совершаемое в неумышленной форме.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 283 УК РФ

1. Объектом преступления являются отношения по надлежащей сохранности государственной тайны в целях обеспечения безопасности суверенного государства. О понятии государственной тайны см. комментарий к ст. 275.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну (см. ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне»). Перечень этих сведений определен Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011). В соответствии с Указом Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 «Вопросы межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (в ред. от 02.04.2012) Правительство РФ персонально назначает лиц в эту комиссию.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2010. N 47. Ст. 6033.

СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024; 2008. N 50. Ст. 5899; 2009. N 9. Ст. 1087. 2012. N 8. Ст. 988; N 15. Ст. 1732.

Под разглашением сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать противоправное предание огласке этих сведений, в результате чего они стали достоянием других лиц.

Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по комментируемой статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались (Определение ВС РФ N 31-001-65).
———————————
Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 74 — 75.

3. Ответственность за разглашение несет специальный субъект: только достигшее 16 лет лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

4. Предусмотренное в ч. 1 комментируемой статьи преступление совершается с любой формой вины. Отношение к тяжким последствиям, указанным в ч. 2 этой статьи, может быть только неосторожным.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо разграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характера адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

Например, учитывая, что С., зная руководящие документы, регулирующие вопросы охраны государственной тайны, понимал, что С-ов и Ш., которые не имели соответствующего допуска для работы с секретными документами, не должны были знакомиться с «Личным планом работы командира», имеющим гриф «секретно», но вопреки закону допустил факт его восприятия посторонними лицами, безразлично относясь к последствиям своих действий, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях С. косвенного умысла на разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе, без признаков государственной измены.
———————————
Определение Военной коллегии ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04.

5. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.).

Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

6. Деяние, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, является преступлением средней тяжести, а ч. 2 — тяжким преступлением.

1. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

2. Предметом преступления является государственная тайна.

3. Объективно данное преступление выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам, а именно: доверительный разговор, публичное выступление, переписка, показ документов, демонстрация чертежей, схем, изделий, ознакомление посторонних лиц со сведениями, изложенными в неучтенных тетрадях и блокнотах с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.

Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, умышленное оставление виновным документов, изделий, таблиц, схем и т.д. в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Данное преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.

4. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, сознает, что оглашаемые сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими).

Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми (например, ведение разговоров по закрытой тематике в общественном транспорте, которое допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами).

Неосторожность в форме легкомыслия будет иметь место в случаях, когда субъект сознает, что нарушает правила, установленные для охраны государственной тайны, но считает, что принятых им мер достаточно.

Например, сотрудник учреждения, работающий с документами, содержащими государственную тайну, уходя из кабинета, не убирает документы в сейф, а оставляет их на столе, считая, что в запертый на ключ кабинет никто не войдет. Однако другой сотрудник этого учреждения, не допущенный к сведениям, составляющим государственную тайну, и имеющий дубликат ключей от кабинета, заходит в него и фотографирует лежащие на столе документы.

В данном случае имеет место разглашение государственной тайны по неосторожности.

Неосторожность в форме небрежности будет в тех случаях, когда лицо не предвидит возможности разглашения государственной тайны, хотя по обстоятельствам должно было и могло предвидеть такие последствия.

Так, два сотрудника секретного учреждения разговаривают по внутреннему телефону и обсуждают сведения, составляющие государственную тайну. К телефонной линии подключилось постороннее лицо, которому стали известны сведения, составляющие государственную тайну.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему лицу осведомленность и «значимость» в решении практических вопросов.

5. Субъект данного преступления - специальный, т.е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

6. Тяжкими последствиями при разглашении государственной тайны в соответствии с ч. 2 данной статьи признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований, передислокация режимного объекта и т.п.

7. От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения нанести ущерб внешней безопасности России.

Полный текст ст. 283 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2020 год. Консультации юристов по статье 283 УК РФ.

1. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 275 и 276 настоящего Кодекса, -
наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 283 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной - основы конституционного строя и безопасности государства, дополнительный - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне и их защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации;
2) объективная сторона: действие или бездействие, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, попадают в распоряжение лиц, не имеющих на это правовых оснований. Разглашение в форме действия может быть осуществлено в виде устного сообщения лицам, не имеющим доступа к конкретным сведениям, ознакомления с документам или предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, публикации в СМИ и другим не санкционированным полномочным должностным лицом способом ознакомления конкретного лица (лиц) со сведениями, составляющими государственную тайну. Разглашение в форме бездействия может быть выражено в несоблюдении правил доступа в помещения, где ведутся работы со сведениями, составляющими государственную тайну, непринятии мер по сокрытию внешнего вида специальных изделий, перевозимых по территории предприятия или за его пределами, нарушении правил засекречивания сведений и присвоения грифа секретности документам и т.д.;
3) субъект: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, в отношении которого обеспечены правовые основания доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (оформлен установленным порядком допуск к государственной тайне и конкретные сведения доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления являются:
- наличие оформленного установленным порядком допуска к особой важности, совершенно секретным или секретным работам, документам и сведениям (1, 2 или 3-я форма допуска);
- наличие приказа о назначении на конкретную должность (зачисление в состав студентов) и иные;
- проведение инструктажа в подразделении по защите государственной тайны, ознакомление с нормами законодательства РФ об ответственности за его нарушение и взятие на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну;
- наличие письменного разрешения руководителя на ознакомление с конкретными материалами или сведениями.

Получение лицом, не имеющим вышеуказанных признаков, сведений, составляющих государственную тайну, может квалифицироваться по ст. 283.1 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Прямой умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что в результате его действий (бездействия) сведения станут доступны третьим лицам, и желает наступления этих последствий (например, субъект преступления рассказывает о секретном изобретении своего предприятия постороннему лицу). Косвенный умысел имеет место, если субъект преступления осознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, предвидит, что произойдет разглашение сведений в отношении третьих лиц, не желает, но сознательно допускает их ознакомление или относится к ним безразлично (например, субъект преступления поручает отнести секретный документ на подпись руководителю сотруднику, не имеющему санкционированного доступа к этому документу).

При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление разглашения, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, субъект преступления использует прозрачный конверт для пересылки секретной корреспонденции).

Преступление считается оконченным с момента ознакомления со сведениями, составляющими государственно тайну, хотя бы одного лица, в отношении которого не санкционирован доступ к этим сведениям. Причем, оконченный состав преступления имеет место в случае. когда указанное лицо находится в состоянии сознавать, что эта информация относится к государственной тайне.

К квалифицирующим признакам настоящего преступления относится то же деяние, но повлекшее по неосторожности тяжкие последствия. Тяжесть как признак отнесена специалистами в области уголовного права к числу оценочных. Организация разработки и представления в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, отнесена к полномочиям Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Тяжесть последствий совершенного преступления в каждом конкретном случае должна определяться с учетом всех обстоятельств дела: характера сведений, степени их секретности и значимости, круга лиц, которому сведения стали известны в результате разглашения и т.д. Экспертное заключение составляется органами государственной власти и организациями, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, чьи сведения подверглись разглашению. Если речь идет о сведениях, касающихся деятельности нескольких органов государственной власти и засекреченных ими в соответствии с ведомственными Перечнями сведений, подлежащих засекречиванию, то заключения будут представляться ими на рассмотрение в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ "О федеральной службе безопасности";
2) Закон РФ "О государственной тайне";
3) Указ Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне";
4) Указ Президента РФ от 06.10.2004 N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны";
5) распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 N 151-рп "О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне";
6) постановление Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне".

7) постановление Правительства РФ от 22.08.98 N 1003 "Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне";
8) постановление Правительства РФ от 02.08.97 N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям";
9) постановление Правительства РФ от 04.09.95 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".

3. Судебная практика:
1) обзор судебной практики ВС РФ от 15.07.98 "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам";
2) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15.01.2001 N 77-Г00-9;
3) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 29.10.2002 N 51-Г02-47;
4) кассационное определение ВК ВС РФ от 06.04.2004 N 3-011/04;
5) определение СК по гражданским делам ВС РФ от 13.04.2007 N 78-Г07-21.

Следует отметить, что судебная практика, в основном, связана с требованиями о восстановлении на работе и выплате компенсаций за время вынужденного прогула лиц, уволенных с работы (службы) связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лиц, оспаривающих правомерность своего увольнения по причине однократного грубого нарушения взятых на себя трудовым договором обязательств по защите государственной тайны - разглашения сведений, составляющих государственную тайну. В указанных судебных решениях объективную сторону состава преступления составляют выдача носителей сведений, составляющих государственную тайну, лицам, не имеющим права доступа к конкретным носителям, или ознакомление с секретными сведениями лиц, не имеющих правовых оснований доступа к ним. Квалификация состава преступления по настоящей статье в судебных решениях основывается на подтверждении степени секретности конкретных сведений, определении размера нанесенного ущерба и указании ссылки на статьи нормативных документов, которые нарушены при разглашении сведений, составляющих государственную тайну.

Консультации и комментарии юристов по ст 283 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 283 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.