Главная · Кассовые документы · Одм безопасность дорожного движения. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. Одной из важнейших задач дорожного хозяйства является обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог

Одм безопасность дорожного движения. Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах. Одной из важнейших задач дорожного хозяйства является обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог

Распоряжение Федерального дорожного агентства от 12 января 2011 г. N 13-р
"Об издании и применении ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах"

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по устранению и профилактике возникновения участков концентрации дорожно-транспортных происшествий при эксплуатации автомобильных дорог:

1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 01.10.2010 ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (далее - ОДМ 218.4.005-2010).

2. Управлению эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (И.Г. Астахов) с участием Управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.4.005-2010 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на врио заместителя руководителя С.Ю. Потапова.

Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.005-2010
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ"
(рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 12 января 2011 г. N 13-р)

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" разработан в соответствии с заданием Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

"Рекомендации" определяют и разъясняют принципы обеспечения безопасности движения путем совершенствования дорожных условий, методы оценки безопасности движения и назначения мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, рекомендации по их планированию и согласованию.

"Рекомендации" рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения.

Раздел 2. Нормативные ссылки

1. ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

2. ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог.

4. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Госстрой СССР, 1986 (1997 г.). - 51 с.

5. СНиП 2.05.03.-84*. Мосты и трубы. - Минстрой России, 1996.

6. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

7. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

8. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

9. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

10. ГОСТ Р 50970-96. Технические средства организации движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

11. ГОСТ Р 509971-96. Технические средства организации движения. Светоотражатели дорожные. Общие технологические требования. Правила применения.

12. ОДН 218.012-99. Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах.

13. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

14. Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России. - МПС России, 1997.

15. ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

16. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений поверхностей оснований и покрытий.

17. ОДН 218.0.006-2002. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения.

18. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (утверждены Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике N ВК 477 от 21.06.1999 г.)

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методологическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1. Аварийность - показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненных или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

3.2. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.3. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

3.4. Дорожные условия - совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.

3.5. Режим движения - комплексная характеристика движения транспортного потока, включающая скорости движения, интервалы между движущимися транспортными средствами, количество маневров (перестроений, обгонов).

3.6. Условия движения - реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство в данный момент (дорожные условия, режим движения, состояние окружающей среды).

3.7. Планировочные решения - технические разработки в проектах плана, продольного и поперечного профилей дороги, направленные на повышение её транспортно-эксплуатационных качеств, в том числе, на повышение безопасности движения (например, улучшение планировки пересечения посредством устройства переходно-скоростных полос, увеличения радиусов съездов и т.п.).

3.8. Инженерное оборудование - комплекс дорожных сооружений и технических средств организации движения, относящиеся к элементам обустройства и обстановки дороги.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. М етод ы оценки безопасности движения на автомобильных дорогах

Общие положения

Одной из важнейших задач дорожного хозяйства является обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог.

При эксплуатации автомобильных дорог, а также при разработке проектов реконструкции существующих или проектов строительства новых дорог необходимо выявлять участки, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности движения, и предусматривать мероприятия по повышению безопасности движения.

Оценка безопасности движения по дороге.

Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

1) на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью и устойчивостью движения. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны наезды на впередиидущие транспортные средства и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

2) у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечиваемым другими элементами (скользкое покрытие на кривой большого радиуса, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, скользкие обочины и т.д.). Здесь чаще всего происходит опрокидывание транспортных средств или их съезд с дороги;

3) где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (заниженное земляное полотно там, где часты туманы, гололед, на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов или около промышленных предприятий и т.д.);

4) где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

5) где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

6) слияния или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

7) проходящие через малые населенные пункты или расположенные против пунктов обслуживания, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

8) где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (длинные прямые участки в степи);

9) участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

10) участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения.

2. Планирование мероприятий по повышению безопасности дорожного дв и жения на существующих дорогах

Устранение участков концентрации ДТП на автомобильных дорогах является составной частью федеральных, региональных и местных программ повышения, безопасности дорожного движения, разрабатываемых на основе Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направленных на комплексное решение проблемы сокращения количества дорожно-транспортных происшествий. Указанные программы имеют, как правило, межведомственный характер.

Федеральные государственные программы безопасности дорожного движения, содержащие проекты по снижению уровня аварийности на участках концентрации ДТП, разрабатывают в соответствии с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

В системе дорожного хозяйства планирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП осуществляется в порядке, предусмотренном действующими нормативно-техническими и нормативно-правовыми документами, регламентирующими разработку, согласование и утверждение:

Программами дорожных работ по совершенствованию и развитию дорожной сети;

Инвестициями в автомобильные дороги;

Проектной документацией;

Планами работ по реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В зависимости от капитальности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на участках концентрации ДТП и, соответственно, возможных сроков их реализации, а также исходя из установленного порядка разработки, согласования и утверждения программ дорожных работ следует различать следующие виды их планирования:

Краткосрочное (оперативное);

Годовое;

Долгосрочное и среднесрочное (программное).

Краткосрочное (оперативное) планирование мероприятий по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП осуществляется при назначении работ по содержанию дорожной сети на участках, элементах дорог и дорожных сооружений, транспортно-эксплуатационные показатели которых не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 и «Временного руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог». Планирование работ и ликвидация таких дефектов транспортно-эксплуатационного состояния дорог должны выполняться по мере их обнаружения в установленные сроки в соответствии с технологиями дорожных работ, принятыми в «Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог» (ВСН 24-88). На период выполнения работ по ликвидации выявленных дефектов на соответствующих участках дорог в предусмотренном порядке должны быть введены временные ограничения движения транспортных средств, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Приоритетность реализации мероприятий по повышению безопасности движения при краткосрочном (оперативном) планировании дорожных работ, направленных на доведение транспортно-эксплуатационного состояния дорожной сети до допускаемого уровня содержания, должна определяться степенью опасности участков концентрации ДТП, на которых выявлены дефекты, влияющие на условия безопасности движения, а также степенью опасности самих этих дефектов.

Годовое планирование мероприятий по обеспечению безопасности движения на участках концентрации ДТП осуществляется при составлении годовых программ дорожных работ на федеральных и территориальных дорогах.

3. Планирование мероприятий по повышению безопасности движения при пр о ектировании и реконструкции дорог

При планировании мероприятий по повышению безопасности движения при реконструкции дорог следует учитывать следующие основные факторы: основные цели реконструкции, протяженность существующей дороги, ее технические параметры и транспортно-эксплуатационные качества, меняющиеся по длине дороги, количество и распределение по длине дороги опасных участков, требования к техническим параметрам дороги после ее реконструкции, сроки реконструкции, обеспеченность финансированием, возможности строительных организаций.

В подходе к планированию мероприятий необходимо учитывать существенные различия между полной реконструкцией дороги, при которой решается целый комплекс задач - повышение пропускной способности дороги, увеличение скоростей движения, ликвидация опасных участков, охрана окружающей среды, и выборочной реконструкцией отдельных участков и мест на дороге для повышения безопасности движения и выравнивания скоростей движения автомобилей.

Полная реконструкция

При полной реконструкции автомобильных дорог в качестве основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения и транспортно-эксплуатационных качеств, применяют: уширение проезжей части и земляного полотна, исправление трассы дороги в плане и продольном профиле, строительство обходов населенных пунктов, изменение планировки пересечений в одном уровне, строительство пересечений в разных уровнях, оборудование дороги автобусными остановками, стоянками автомобилей, площадками отдыха и др.

Конкретный набор мероприятий определяют в процессе проектирования путем технико-экономического сравнения вариантов проектных решений и выбора оптимального из них, рекомендуемого к реализации.

Полная реконструкция дороги производится путем одновременного выполнения всех предусмотренных в проекте мероприятий на участках значительного протяжения.

Протяженность таких участков, очередность и стадийность их реконструкции должны назначаться с учетом требований обеспечения безопасности движения и создания минимальных помех движению автомобильного транспорта в процессе выполнения строительных работ.

В целях уменьшения помех дорожному движению реконструкция должна проводиться не сразу на всей дороге, а отдельными участками. Следует стремиться к максимально возможному сокращению продолжительности проведения работ на каждом из участков, что может быть достигнуто путем ограничения протяженности участка и максимальной концентрации на нем сил и средств строительной организации.

Выборочная реконструкция

Выборочная реконструкция автомобильных дорог выполняется в условиях недостаточного финансирования, когда отсутствует возможность исправления или перестройки всех участков, отличающихся повышенной аварийностью и низкими транспортно-эксплуатационными качествами. При этом мероприятия выполняются не на всем протяжении дороги, а на отдельных участках.

Основными критериями для выбора участков, подлежащих выборочной реконструкции, являются:

Уровень фактической аварийности, определяемый в соответствии с рекомендациями раздела 1.2 ВСН 25-86;

Значения итогового коэффициента аварийности (см. раздел 1.4 ВСН 25-86);

Значения коэффициента безопасности (см. раздел 1.3 ВСН 25-86);

Значения коэффициента загрузки дороги движением (см. прил. 4 ВСН 25-86).

Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о ДТП

Для выявления опасных участков на основе данных о ДТП рекомендуется следующий порядок работ:

1. Проведение предварительных исследований, в состав которых входят: нанесение на схему автомобильной дороги ДТП, зафиксированных ГИБДД; выделение на этой схеме участков, отличающихся повышенной аварийностью, с использованием критериев, изложенных в пп. 1.2.3.

2. Проведение детальных исследований на выявленных участках с повышенной аварийностью. Целью является выяснение основных причин ДТП на каждом из участков и разработка мероприятий по их предотвращению.

Детальные исследования включают в себя:

- составление крупномасштабной схемы участка, на который с помощью условных обозначений наносят все ДТП. Анализ полученной диаграммы позволяет выделить однотипные ДТП и определить их причины;

Сбор информации о дорожных условиях и организации движения на исследуемом участке (ширина проезжей части, обочин, разделительных полос, ровность и коэффициент сцепления покрытия, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане, видимость, крутизна откосов насыпи, планировочные решения пересечений, наличие и характеристика застройки, дорожная разметка, знаки, ограждения);

- исследование движения: подсчет интенсивности движения, измерение скоростей автомобилей, их траекторий, фиксирование конфликтных ситуаций;

- разработку мероприятий по повышению безопасности движения.

Метод коэффициентов безопасности

Коэффициентами безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок (начальная скорость движения).

Для определения коэффициентов безопасности при построении теоретического графика скоростей движения по дороге в обычную методику расчета скоростей вносят изменения, направленные на учет опасных ситуаций:

Участки по опасности для движения оценивают исходя из значений коэффициента безопасности. В проектах новых дорог недопустимы участки с коэффициентами безопасности, меньшими 0,8. В проектах реконструкции и капитального ремонта допустимые значения коэффициента безопасности принимаются по табл. 1.

Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует его использованию для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются, а расчет для одиночного автомобиля направлен на повышение безопасности.

Таблица 1

Степень опасности участка дороги

Коэффициент безопасности при отрицательных ускорениях, м/с 2

Начальная скорость движения 60 - 80 км/ч

Неопасный

Очень опасный

Начальная скорость движения 85 - 100 км/ч

Неопасный

Очень опасный

Начальная скорость движения 105 - 120 км/ч

Неопасный

Очень опасный

Метод коэффициентов аварийности

Метод коэффициентов аварийности основан на определении итогового коэффициента аварийности К ав:

(1.6)

где К i - частные коэффициенты аварийности, основанные на результатах анализа статистических данных о ДТП и характеризующие влияние на безопасность движения параметров дорог и улиц в плане, поперечном и продольном профилях, элементов обустройства, интенсивности движения, состояния покрытия;

n - число частных коэффициентов аварийности, учитываемых при оценке безопасности движения на дорогах или городских улицах различной категории.

4. Оценка безопасности движения по автомобильным дорогам в неблагопр и ятных погодно-климатических условиях

Общие положения

В неблагоприятных погодно-климатических условиях, которые наиболее часто наблюдаются в осенне-весенний и зимний периоды года, заметно проявляются любые недостатки дорог, влияющие на безопасность движения. Кроме того, что участки дорог, опасные для движения в благоприятных условиях погоды, становятся более опасными, появляются новые опасные участки.

Для разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность в любое время года, необходимо выполнять оценку безопасности движения на дорогах в неблагоприятные периоды года. Указанная сценка должна выполняться на стадии разработки проектов строительства новых дорог, реконструкции и ремонта существующих дорог, а также при оценке транспортно-эксплуатационного состояния эксплуатируемых дорог.

Соответствие проектных решений и состояния существующих дорог требованиям обеспечения безопасного и удобного движения в неблагоприятных климатических условиях оценивают путем определения сезонных коэффициентов безопасности и аварийности для летнего, осенне-весеннего (переходных) и зимнего периодов года. Кроме того, для оценки безопасности движения на существующих дорогах используют линейный график относительных коэффициентов аварийности (коэффициентов происшествий), определяемых для каждого характерного периода года.

Оценка безопасности движения по сезонным графикам коэффициента безопасности

Степень соответствия запроектированной или существующей дороги требованиям безопасности движения автомобилей в неблагоприятные периоды года может быть оценена по величине сезонного коэффициента безопасности, который характеризует плавность изменения максимальной скорости движения при переходе автомобиля с одного участка на другой в характерных для данного периода года погодных условиях и состояние дороги.

Значения максимально возможных скоростей движения V max на каждом участке дороги для любого периода года вычисляются с помощью методов, которые использовали и при определении коэффициента безопасности для обычных условий. Однако в формулы расчета максимальной скорости вводят значения параметров и характеристик состояния дороги и погодных условий, соответствующих каждому периоду года.

Для существующих дорог максимальная скорость может быть определена на основе наблюдений за режимами движения как скорость свободного движения легковых автомобилей 85%-ной обеспеченности или как скорость транспортного потока 95%-пой обеспеченности в характерных условиях движения.

Каждому периоду года соответствует характерное состояние поверхности дороги, принимаемое за расчетное.

А. В зимний период:

1) слой рыхлого снега на поверхности покрытия и обочин имеется только во время снегопада и метелей, в перерывах между проходами снегоочистительных машин;

2) проезжая часть чистая от снега, уплотненный снег и лед на прикромочных полосах, рыхлый снег на обочинах;

3) слой плотного снежного наката на проезжей части, слой рыхлого снега на обочинах;

4) гололед на покрытии;

5) покрытие влажное, тонкий слой рыхлого мокрого снега или слой снега и льда, растворенного хлоридами.

Состояния 1, 2, 4 и 5 принимают расчетными для дорог I, II, III категорий, состояния 2 и 3 - для дорог III и IV категорий.

Расчетная толщина слоя рыхлого снега на покрытии принимается по многолетним данным дорожно-эксплуатационной службы в зависимости от защищенности дороги от снежных заносов и оснащенности дорожной службы машинами для зимнего содержания, но не менее 10 мм.

Б. В осенне-весенний переходные периоды:

1. вся поверхность дороги мокрая, чистая;

2. проезжая часть мокрая, чистая; прикромочные полосы загрязнены;

3. проезжая часть мокрая, загрязненная.

Состояние 1 принимают расчетным для дорог I и II категорий с обочинами, укрепленными на всю ширину каменными материалами с применением минеральных или органических вяжущих, состояние 2 - для дорог, имеющих укрепленные краевые полосы или обочины, укрепленные щебеночными и гравийными материалами без вяжущих веществ, состояние 3 - для дорог без укрепленных краевых полос и обочин.

В. В летний период: сухое чистое покрытие, сухие твердые обочины.

Каждому расчетному состоянию покрытия соответствует определенный коэффициент сопротивления качению и коэффициент сцепления (табл. 1.11 и 1.12), изменяющиеся в зависимости от скорости:

f v = f 20 + K f (v - 20), (1.9)

ц v = ц 20 - в ц (v - 20), (1.10)

где f 20 и ц 20 - коэффициент сопротивления качению и коэффициент сцепления при скорости 20 км/ч;

K f и в ц - коэффициенты изменения сопротивления качению и сцепления в зависимости от скорости. При скорости до 60 км/ч значение K f = 0; при больших скоростях K f = 0,00025 для легкового автомобиля;

v - скорость, для которой определяются значения f v или ц v , км/ч.

Максимальную скорость на прямых участках дороги определяют по динамическим характеристикам расчетного легкового автомобиля (типа ВАЗ) и проверяют возможность ее достижения по соотношению сил сцепления и сопротивления качению.

Максимально возможная скорость движения на подъеме и горизонтальном участке по сцеплению колеса с дорогой с учетом сопротивления качению при расчетном состоянии покрытия составляет:

(1.11)

где m - коэффициент сцепного веса для легкового автомобиля, принимаемый равным 0,5;

i - продольный уклон в долях единицы.

Максимально допустимую скорость на спуске и участках с ограниченной видимостью в плане и профиле определяют из условия торможения перед внезапно возникшим препятствием на поверхности дороги исходя из расстояния видимости и коэффициента сцепления, соответствующего расчетному состоянию покрытия.

Максимальную скорость при различной ширине проезжей части, краевых укрепительных полос и укрепленных обочин в зависимости от их состояния можно определить из схемы расчета требуемой ширины укрепленной поверхности дороги. При этом на дорогах, не имеющих укрепленных обочин, ширина укрепленной поверхности в неблагоприятные периоды года определяется с учетом ее уменьшения за счет загрязнения прикромочных полос, образования на них снежного наката, льда и т.д.:

В 1ф = (В + 2у о)?К у, (1.12)

безопасность дорожный транспорт движение

где В и у о - проектная ширина проезжей части и краевых укрепительных полос, м;

К у - коэффициент, учитывающий влияние вида укрепления на уменьшение ширины основной укрепленной поверхности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ, оценка и обоснование мероприятий по совершенствованию организации и повышению безопасности движения на сети дорог местного значения Харьковского района на примере автодороги Харьков-Липцы-Борисовка с выявление участков и мест концентрации ДТП.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2011

    Повышение безопасности дорожного движения как важное условие укрепления национальной безопасности страны: зарубежный опыт, состояние БДД в России. Анализ системы управления обеспечения БДД на территории образования "Нижнекамский муниципальный район".

    дипломная работа , добавлен 29.12.2010

    Психологические факторы, действующие в системе безопасности дорожного движения, их обоснование. Психология персонала органов надзора за дорожным движением как основной аспект обеспечения безопасности. Психология начинающего водителя и участников движения.

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Краткая характеристика предприятия, функции служб и отделов. Страхование и безопасность дорожного движения, разработка и цели программы по повышению данного показателя, предложения по плану мероприятий. Экономический анализ и обоснование программы.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2014

    Причины роста числа дорожно-транспортных происшествий. Значение в трудной дорожной ситуации уровня психологической подготовки людей. Автошкола - главное звено системы "человек - автомобиль - дорога", ее роль в обеспечении безопасности дорожного движения.

    статья , добавлен 27.03.2015

    Основные мероприятия решения проблемы безопасности дорожного движения исходя из схемы "водитель – транспортное средство – дорога – окружающая среда". Цели и задачи, решаемые технической службой по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2014

    История создания первых велосипедов. Статистика аварий с велосипедистами в России. Деятельность по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма согласно Федеральной программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.".

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Анализ дорожно-транспортных происшествий в поселке Ремонтное. Геометрические параметры и состояние покрытия проезжей части исследуемого участка. Обеспечение удобства и безопасности движения пешеходов. Нанесение разметки и установка дорожных знаков.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2012

    Разновидности ущерба от дорожно-транспортных происшествий. Травматизм уличный, правила предупреждения. Активные и пассивные меры обеспечения безопасности. Влияние конструкции дороги на вероятность аварии и тяжесть последствий. Правила дорожного движения.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2011

    Особенности движения по скользкой дороге, экстренное торможение на гололеде. Правила поведения при заносе автомобиля. Условия возникновения явления аквапланирования. Движение по загородной дороге, ее возможные скрытые дефекты. Советы для дальних поездок.

  • 1.5. Оценка безопасности движения по автомобильным дорогам в неблагоприятных погодно-климатических условиях
  • 1,0 И 1,5 с соответственно; 2, 4 - то же, для автомобилей с задним расположением двигателя
  • 1.6. Метод конфликтных ситуаций
  • 2. Планирование мероприятий по повышению безопасности дорожного движения
  • 2.1. Планирование мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на существующих дорогах
  • 2.2. Планирование мероприятий по повышению безопасности движения при проектировании и реконструкции дорог
  • 3. Требования к поперечному профилю
  • 3.1. Количество полос движения
  • 3.2. Ширина полосы движения
  • 3.3. Полоса отвода
  • 3.4. Земляное полотно
  • 3.5. Разделительная полоса
  • 3.6. Конструкция элементов поверхностного водоотвода
  • 3.7. Краевые полосы, бордюры
  • 3.8. Стояночные полосы
  • 4. Кривые в плане
  • 4.1. Основные положения
  • 4.2. Устройство виражей
  • 4.3. Переходные кривые и уширение проезжей части
  • 4.4. Дополнительные мероприятия по повышению безопасности движения на кривых в плане
  • 5. Участки подъемов и спусков
  • 6. Требования к состоянию дорожных покрытий
  • 6.1. Требования к сцепным качествам дорожного покрытия
  • 6.2. Методы и приборы, служащие для оценки сцепных качеств дорожного покрытия
  • 7. Мероприятия по обеспечению безопасности движения на участках с ограниченной видимостью
  • 7.1. Зрительное ориентирование водителей
  • 7.2. Обеспечение видимости дороги
  • 8. Пересечения и примыкания в одном уровне
  • 8.1. Общие принципы планировки пересечений и примыкания в одном уровне
  • 8.2. Элементы пересечений в одном уровне
  • 8.3. Улучшение расположения и планировки пересечений
  • 8.4. Канализированные пересечения
  • 8.5. Кольцевые пересечения
  • 9. Транспортные развязки в разных уровнях
  • 9.1. Оценка безопасности движения
  • 9.2. Переходно-скоростные полосы
  • 9.3. Требования к выбору типа и размещению транспортных развязок
  • 9.4. Требования к элементам развязок и методы улучшения их планировки
  • 10. Мероприятия по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах
  • 10.1. Методы оценки безопасности движения на железнодорожных переездах
  • 10.2. Организация движения по железнодорожным переездам
  • 11. Обеспечение безопасности движения в населенных пунктах
  • 11.1. Общие положения
  • 11.2. Дополнительные полосы для местного движения, тротуары и пешеходные дорожки, ограждения
  • 11.3. Велосипедные дорожки
  • 11.4. Пешеходные переходы через дорогу
  • 11.5. Автомобильные стоянки у дороги в населенных пунктах
  • 11.6. Автобусные остановки
  • 11.7. "Успокоение движения" в населенных пунктах
  • 12. Обеспечение безопасности движения на мостах и путепроводах
  • 13. Обеспечение безопасности движения на автомобильных магистралях*
  • 13.1. Назначение числа полос основной проезжей части и их ширины
  • 13.2. Разделительные полосы на реконструируемых дорогах
  • 13.3. Раздельное трассирование
  • 13.4. Остановочные полосы
  • 13.5. Оценка скоростей движения транспортного потока на автомагистралях
  • 14. Повышение безопасности движения в неблагоприятных погодно-климатических условиях
  • 15. Освещение автомобильных дорог
  • Значения частных коэффициентов аварийности для дорог II-V категорий в равнинной и холмистой местности
  • Оценка безопасности движения на пересечениях в одном уровне
  • Пропускная способность автомобильной дороги
  • Уровень загрузки дороги движением
  • Мероприятия по повышению безопасности движения на автомобильных дорогах
  • Скорость движения транспортного потока на дорогах II-V категорий
  • Оценка шероховатости и колейности дорожных покрытий
  • Методика определения местоположения участков концентрации дтп
  • Выявление участков концентрации дтп
  • Примеры выявления участков концентрации дтп методом последовательных приближений при интенсивности движения более 3000 авт./сут
  • Примеры выявления участков концентрации дтп на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт./сут в условиях неполноты исходных данных о местоположении дтп
  • Примеры участков концентрации дтп на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт./сут
  • Примеры выявления участков концентрации дтп без учета интенсивности движения
  • Расчет суточной и часовой интенсивности движения в течение года
  • Отраслевой дорожный методический документ рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах

    Рекомендации разработаны взамен "Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" (ВСН 25-86). В них учтен опыт их использования в период 1986-2001 гг., а также результаты выполненных в последние годы научных исследований, учитывающих существенные изменения в составе транспортных потоков, рост интенсивности и скоростей движения.

    В Рекомендациях излагаются принципы обеспечения безопасности движения на автомобильных дорогах, методы выявления опасных участков дорог, мероприятия по повышению безопасности движения в различных дорожных условиях.

    Рекомендации предназначены для инженерно-технических работников дорожного хозяйства и могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению безопасности движения на существующих дорогах, а также проектной документации при реконструкции и строительстве дорог.

    В их составлении принимали участие сотрудники МАДИ (ГТУ) доктора техн. наук А.П.Васильев, Е.М.Лобанов и В.В.Сильянов, кандидаты техн. наук О.А.Дивочкин, В.П.Залуга, Ю.В.Кузнецов, П.И.Поспелов, В.И.Пуркин, А.П.Шевяков, инженеры Д.И.Зайцев, Г.А.Менделев, А.А.Шевяков, кандидаты техн. наук И.Ф.Живописцев (РосдорНИИ), В.В.Чванов, (Росавтодор), М.М.Девятов и инженер М.В.Катасонов (ИТС ВолгГАСА).

    УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Минтранса России N ОС-557-р от 24.06.2002 г.

    1. Методы оценки безопасности движения на автомобильных дорогах

    1.1. Общие положения

    1.1.1. Одной из важнейших задач дорожного хозяйства является обеспечение безопасности движения и высоких транспортных качеств автомобильных дорог.

    1.1.2. При эксплуатации автомобильных дорог, а также при разработке проектов реконструкции существующих или проектов строительства новых дорог необходимо выявлять участки, не соответствующие требованиям обеспечения безопасности движения, и предусматривать мероприятия по повышению безопасности движения.

    1.1.3. Оценка безопасности движения по дороге.

    Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

    1) на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью и устойчивостью движения. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны наезды на впередиидущие транспортные средства и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

    2) у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечиваемым другими элементами (скользкое покрытие на кривой большого радиуса, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, скользкие обочины и т.д.). Здесь чаще всего происходит опрокидывание транспортных средств или их съезд с дороги;

    3) где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (заниженное земляное полотно там, где часты туманы, гололед, на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов или около промышленных предприятий и т.д.);

    4) где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

    5) где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

    6) слияния или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

    7) проходящие через малые населенные пункты или расположенные против пунктов обслуживания, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

    8) где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (длинные прямые участки в степи);

    9) участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

    10) участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения.

    1.1.4. Для выявления опасных участков, в пределах которых необходимо в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности; метод конфликтных ситуаций.

    Возможность применения того или иного метода зависит от стадии разработки мероприятий (обоснование мероприятий для существующей дороги, проектирование реконструкции или нового строительства), а также от наличия и полноты данных о ДТП на существующей дороге.

    Методы выявления опасных участков на основе данных о ДТП следует применять для оценки безопасности движения на существующих дорогах при наличии достаточно полной и достоверной информации о ДТП за период не менее 3-5 лет. При отсутствии таких данных, а также для оценки проектных решений при проектировании новых и реконструкции существующих дорог должны использоваться метод коэффициентов аварийности, основанный на анализе и обобщении данных статистики ДТП, методы коэффициентов безопасности и конфликтных ситуаций, основанные на анализе графиков изменения скоростей движения по дороге.

    1.1.5. Для получения сопоставимых данных при анализе дорожных условий пользуются системой показателей - коэффициентами относительной аварийности или коэффициентами происшествий.

    Для длинных и однородных по геометрическим элементам участков коэффициент происшествий определяется по формуле

    ãäå - количество происшествий в год;

    Среднегодовая суточная интенсивность движения в обоих направлениях, принимаемая по данным учета движения, авт./сут;

    Длина участка дороги, км.

    Для коротких участков, резко отличающихся от смежных (мосты, перекрестки), коэффициент определяют по формуле

    Коэффициенты, определяемые по этим формулам, используются для обработки статистических данных об аварийности отдельных участков. Для получения надежной оценки необходимо располагать данными не менее чем за 3-5 лет.

    1432.00

    Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

    Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

    Способы доставки

    • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
    • Курьерская доставка (7 дней)
    • Самовывоз из московского офиса
    • Почта РФ

    Документ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения

    Раздел 1. Область применения

    Раздел 4. Общие положения

    4.2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности движения

    4.3. Характерные участки дорог повышенной аварийности

    5.3. Выявление опасных участков дорог на основе анализа данных о ДТП

    5.4. Учет неблагоприятных погодно-климатических условий

    Раздел 6. Оценка безопасности движения на отдельных участках дорог

    6.1. Пересечения автомобильных дорог в одном уровне

    6.2. Железнодорожные переезды

    6.3. Транспортные развязки в разных уровнях

    Раздел 7. Планирование мероприятий по повышению безопасности движения

    7.1. Планирование мероприятий на участках концентрации ДТП

    7.2. Планирование мероприятий при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте дорог

    7.3. Создание служб организации движения

    8.1. Поперечный профиль

    8.2. Кривые в плане

    8.3. Участки подъемов и спусков

    Раздел 9. Методы повышения безопасности движения в различных дорожных условиях

    9.1. Участки с ограниченной видимостью

    9.2. Пересечения в одном уровне

    9.3. Транспортные развязки в разных уровнях

    9.4. Организация движения на железнодорожных переездах

    9.5. Населенные пункты

    9.6. Мосты и путепроводы

    9.7. Автомобильные магистрали

    9.8. Транспортно-эксплуатационные качества покрытий проезжей части

    9.9. Повышение безопасности движения и в неблагоприятных погодно-климатических условиях

    9.10. Участки дорог в местах обитания диких животных

    Раздел 10. Инженерное оборудование дорог

    10.1. Дорожные знаки

    10.2. Дорожная разметка

    10.3. Дорожные ограждения, противоослепляющие экраны и направляющие устройства

    10.6. Автобусные остановки

    10.7. Дорожные зеркала

    Ключевые слова

    Нормативные ссылки

    • СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги
    • СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы
    • ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения . Заменен на ГОСТ Р 50597-2017 .
    • ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
    • ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
    • ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования . Заменен на ГОСТ Р 51256-2011 .
    • ОДН 218.012-99 Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах
    • ОДН 218.0.006-2002 Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог
    • ГОСТ Р 50970-96 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения . Заменен на ГОСТ Р 50970-2011 .
    • ГОСТ Р 50971-96 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила приемки . Заменен на ГОСТ Р 50971-2011 .
    • ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
    • ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
    • ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
    • ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
    • ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования


    стр. 1



    стр. 2



    стр. 3



    стр. 4



    стр. 5



    стр. 6



    стр. 7



    стр. 8



    стр. 9



    стр. 10



    стр. 11



    стр. 12



    стр. 13



    стр. 14



    стр. 15



    стр. 16



    стр. 17



    стр. 18



    стр. 19



    стр. 20



    стр. 21



    стр. 22



    стр. 23



    стр. 24



    стр. 25



    стр. 26



    стр. 27



    стр. 28



    стр. 29



    стр. 30

    ОДМ 218.4.005-2010 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

    Москва 2011

    ОДМ 218.4.005-2010

    Предисловие

    1. РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), ФГУП “РосдорНИИ” с участием ИТС ВолгГАСА.

    2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

    3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 12.01.2011 № 13-р.

    ОДМ 218.4.005-2010

    обычную методику расчета скоростей вносят изменения, направленные на учет опасных ситуаций:

    а) для реконструируемых дорог не принимают во внимание общие ограничения скорости движения Правилами дорожного движения и местные ограничения скорости (в населенных пунктах, на переездах железных дорог, на пересечениях с другими дорогами, на кривых малых радиусов, в зонах действия дорожных знаков и др.);

    б) в случае резкого различия условий движения по дороге в разных направлениях (например, на затяжных подъемах горных дорог) график коэффициентов безопасности можно строить только для того направления, в котором может быть развита наибольшая скорость;

    в) не учитывают участки постепенного снижения скорости, необходимые для безопасного въезда на кривые малых радиусов, на пересечения, узкие мосты, т. е. берут соотношение скорости, обеспечиваемой данным участком, и максимально возможной скорости в конце предшествующего участка.

    Таблица5.1

    Степень опасности участка дороги

    Коэффициент безопасности при отрицательных ускорениях, м/с 2

    0,5. ..1,5 f 1,5...2,5

    Начальная скорость движения 60... 80 км/ч

    Неопасный

    Очень опасный

    Начальная скорость движения 85... 100 км/ч

    Неопасный

    Очень опасный

    Начальная скорость движения 105... 140 км/ч

    Неопасный

    Очень опасный

    5.1.3. При построении графика коэффициентов безопасности (рис. 2.1) в конце каждого участка определяют максимальную скорость, которую можно развить без учета условий движения на последующих участках, для расчета рекомендуется использовать стандартные программы для ЭВМ.

    5.1.4. Участки по опасности для движения оценивают исходя из значений коэффициента безопасности. В проектах новых дорог

    ОДМ 218.4.005-2010

    недопустимы участки с коэффициентами безопасности, меньшими 0,8. В проектах реконструкции и капитального ремонта допустимые значения коэффициента безопасности принимаются по табл. 5.]. Начальные скорости и ускорения определяются наблюдениями на дороге или с помощью ходовых лабораторий.

    Скорость движения 80 одиночного 60 автомобиля,

    Коэффициент ов безопасности

    Ширина проезжей части, м

    Ширина обочин, м

    Расстояние видимости, м

    в профиле

    14-100 _________ 200 +1

    Пересечения, ж/д переезды, видимость на пересечениях

    Продольный уклон, %о

    Прямые и кривые

    План дороги

    1 "р CZ223 Г7ТП

    1 / д. Карабаново

    Километры

    Рис. 5.1. Линейный график скоростей движения одиночных автомобилей и график коэффициентов безопасности

    ОДМ 218.4.005-2010

    5.1.5. Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует его использованию для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются, а расчет для одиночного автомобиля направлен на повышение безопасности.

    5.2. Метод коэффициентов аварийности

    5.2.1. Метод коэффициентов аварийности основан на определении итогового коэффициента аварийности

    где К - частные коэффициенты аварийности, основанные на результатах анализа статистических данных о ДТП и характеризующие влияние на безопасность движения параметров дорог и улиц в плане, поперечном и продольном профилях, элементов обустройства, интенсивности движения, состояния покрытия;

    п - число частных коэффициентов аварийности, учитываемых при оценке безопасности движения на дорогах или городских улицах различной категории.

    5.2.2. Значения частных коэффициентов аварийности для дорог и улиц разных категорий приведены в прил. 1.

    Разработанные частные коэффициенты аварийности не охватывают всего разнообразия дорожных условий и по мере накопления данных анализа ДТП могут уточняться. Рекомендации по совершенствованию элементов дорог, влияние которых на безопасность движения не отражено соответствующими частными коэффициентами аварийности, назначаются согласно требованиям соответствующих норм.

    5.2.3. Дорожным организациям, осуществляющим учет и анализ ДТП, при выявлении опасных участков дороги рекомендуется учитывать местные условия, например, частоту расположения кривых, наличие вблизи дороги аллейных насаждений, водотоков, неогражденных крутых склонов и т. д.

    5.2.4. Итоговые коэффици енты аварийности устанавливают путем перемножения частных коэффициентов.

    5.2.5. По значениям итоговых коэффициентов аварийности строят линейный график (рис. 5.2). На него наносят план и профиль дороги, выделив все элементы, от которых зависит безопасность движения

    ОДМ 218.4.005-2010

    (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты, пересекаемые дороги и др.). На графике фиксируют по отдельным участкам среднюю интенсивность движения по данным учета дорожных организаций или специальных изыскательских партий, а для проектируемых дорог - перспективную интенсивность движения. Условными знаками обозначают места зарегистрированных в последние годы ДТП. Дорожно-эксплуатационные организации должны пополнять графики данными о ДТП. Над планом и профилем выделяют графы для каждого из учитываемых показателей, характеризуемых определенными коэффициентами аварийности.

    5.2.6. При построении графика коэффициентов аварийности необходимо учитывать, что влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, где возникают ощутимые помехи для движения (табл. П-1.6,П-1.8, П-1.9).

    5.2.7. В проектах реконструкции дорог II-IV категории и нового строительства рекомендуется перепроектировать участки, для которых итоговый коэффициент аварийности более 15... 20.

    5.2.8. Для ремонтируемых участков дорог тех же категорий (в условиях равнинного или холмистого рельефа) предусматривают перестройку участков с коэффициентами аварийности более 25.. .40.

    5.2.9. На горных дорогах с позиции безопасности движения допустимыми можно считать участки со значениями итогового коэффициента аварийности менее 35 и более 350. Однако следует иметь в виду, что при его значениях более 350 скорости движения и пропускная способность дороги значительно снижаются.

    5.2.10. Допустимые значения итоговых коэффициентов аварийности для вновь строящихся дорог I категории* не более 10,0, для эксплуатируемых- 12,0.

    5.2.11. В городских условиях при реконструкции улиц и новом строительстве не допускаются участки, итоговый коэффициент аварийности которых превышает 25.

    5.2.12. Если возможность быстрого улучшения всей дороги ограничена, особенно при стадийной реконструкции, при установлении очередности перестройки опасных участков, необходимо дополнительно учитывать тяжесть ДТП. При построении графиков итоговые коэффициенты аварийности следует умножить на дополнительные коэффициенты тяжести (стоимостные коэффициенты, учитывающие возможные потери народного хозяйства от ДТП):

    ^Согласно ГОСТ Р 52398-2005 в ОДМ к I категории отнесены дороги категории IA, 1Б, Ш.

    ОДМ 2X8.4.005-2010


    Эпюра итоговых 40 коэффициентов 30 аварийности 20 10

    № участка

    Частные коэффициенты аварийности

    Интенсивность движения

    Ширина проезжей части

    Ширина обочин

    Продольный уклон

    Радиусы кривых в плане

    Видимость

    Ширина мостов

    Длина прямых участков

    Тип пересечения

    Интенсивность на пересечении

    Видимость на пересечении

    Число полос движения

    Застройка

    Длина населенного пункта

    Подходы к населенным пунктам

    Характеристика покрытия

    Интенсивность движения, авт/сут

    Ширина проеэжей части, м

    Ширина обочин, м

    Расстояние видимости, м

    Пересечения, ж/д переезды, видимость на пересечения»

    50 м ~р 300 ант/сут

    Продольный уклон, %о

    R=300 м ________,

    с и кривые

    Мосты и путепроводы

    X Г-6-2Х1.5 L=150 м

    ¥£////& II Д ■- Пашня ^ д. Выселки *. И ^ ;

    ■V» II Пашня

    Километры


    Рис. 5.2. Пример графика итогового коэффициента аварийности

    м т =п т <;




    ■^т^итог»



    где ш. - коэффициенты тяжести (табл. 5.2).



    Таблица 5.2

    Учитываемые факторы

    Средние значения коэффициента тяжести пд

    Ширина проезжей части дорог, м:

    15 и более для дорог с разделительной полосой

    Ширина обочин, м:

    Продольный уклон дорог, %о\

    Радиусы кривых в плане, м:

    Сочетание кривых в плане и профиле

    Видимость в плане и профиле, м:

    Мосты и путепроводы

    Нерегулируемые пересечения в одном уровне

    Пересечения на разных уровнях

    Населенные пункты

    Число полос движения:

    Наличие деревьев, опор путепроводов и т. д. на обочинах и разделительной полосе

    Отсутствие ограждений в необходимых местах

    Железнодорожные переезды

    Поправку к итоговым коэффициентам аварийности вводят только при значениях К >15.

    5.2.13. Стоимостные коэффициенты вычислены на основании данных о средних потерях от одного ДТП при различных дорожных условиях.

    12

    ОДМ 218.4.005-2010

    Для городских улиц и дорог значения коэффициента тяжести гп приведены в табл. 5.3.

    Таблица 5.3

    Учитываемые факторы

    Ширина проезжей части улиц, м:

    Продольный уклон, %о:

    Радиусы кривых в плане, м:

    Мосты и путепроводы

    Нерегулируемые перекрестки

    Регулируемые перекрестки

    Пешеходные переходы

    Остановки общественного транспорта

    5.3. Методы выявления участков концентрации дорожно-транспортных происшествий

    5.3.1. Статистические модели распознавания участков дорожной сети с повышенным риском возникновения ДТП являются неотъемлемой частью общей системы выделения ресурсов на повышение безопасности дорожного движения. Способы, позволяющие эффективно выявлять и своевременно устранять опасные участки дорог, приводят к экономии значительных средств за счет адресного планирования й реализации мероприятий по снижению аварийности, связанной с дорожными условиями.

    Модернизация мест с особо высоким количеством ДТП за счет их. ремонта и реконструкции позволяет достичь существенного снижения аварийности по сравнению с исходным уровнем при высокой экономической эффективности и достаточно быстрой окупаемости затрат.

    Участки дорог, на которых относительные показатели аварийности за определенный период времени превышают установленный критический уровень, принято классифицировать как участки концентрации ДТП.

    5.3.2. Анализ распределения ДТП по протяжению дорог необходимо проводить ежегодно для выявления участков концентрации

    ОДМ 218.4.005-2010

    происшествий, изучения причин их возникновения на определенных участках и назначения мероприятий по совершенствованию дорожных условий.

    5.3.3. Для планирования дорожных работ с учетом требований безопасности движения, разработки и реализации мероприятий и программ по безопасности движения, имеющих цель снижение аварийности на участках концентрации ДТП, рекомендуется использовать “Методические рекомендации по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий” (утверждены Росавтодором 30.03.2000 г.), в которых к местам концентрации ДТП отнесены участки с уровнем аварийности, превышающим установленные критические значения. Областью применения метода являются дороги общего пользования федерального и регионального значения при наличии достоверной информации о ДТП с пострадавшими за период не менее 3 -х лет и данных по интенсивности движения.

    5.3.4. При среднегодовой суточной интенсивности движения свыше 3000 авт/сут к участкам концентрации ДТП относят любые участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за рассматриваемый период не менее значений, приведенных в табл. 5.3.1, а коэффициент относительной аварийности - не менее значений, приведенных в табл. 5.3.2.

    Т аб лица5.3.1

    Интенсивность движения, авт./сут

    Более 20000

    Местоположение участков концентрации ДТП устанавливают в соответствии с рекомендациями прил. 5, П-5.1.

    ОДМ 218.4.005-2010

    Таблица 53.2

    Тип автомобильных дорог

    Минимальное значение коэффициента относительной аварийности на участках концентрации ДТП, число ДТП на 1 млн. авт-км

    вне пределов населенного пункта

    в пределах населенного пункта

    Многополосные с разделитель-ной полосой

    Многополосные без раздели-тельной полосы с интенсив ностью движения, авт/сут

    Двухполосные с интенсивностью

    движения, авт/сут

    53.5. При необходимости выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения свыше 3000 авт/сут в условиях отсутствия полных данных о местоположении ДТП (отсутствует метровая привязка) допускается применять упрощенный метод, являющийся частным случаем метода последовательных приближений (см. прил. 5).

    5.3.6. Для выявления участков концентрации ДТП на дорогах с интенсивностью движения менее 3000 авт/сут используются критические показатели аварийности, представленные в табл. 5.3.3.

    К участкам концентрации ДТП относятся участки дорог, на которых фактическая плотность ДТП (среднее число ДТП в год на 1 км) не менее значений, указанных в табл. 5.3.3, при данной среднегодовой суточной интенсивности движения (см. прил. 5).

    15

    Таблица 5.3.3

    Интенсивность движения, авт/сут

    Минимальная плотность ДТП на участках их концентрации, шт. в год/1 км

    вне населенных пунктов

    в пределах населенных пунктов

    5.3.7. При отсутствии сведений о фактической интенсивности движения (например, на автомобильных дорогах регионального значения) на период до их получения временно допускается применять метод выявления участков концентрации ДТП, основанный на использовании следующей исходной информации:

    Сведения об адресах ДТП (достаточна точность привязки к указателям километров на дороге), повлекших гибель или ранения людей, совершенных за расчетный период;

    Данные о фактических расстояниях между километровыми столбами на рассматриваемых дорогах.

    В этом случае к участкам концентрации ДТП относят участки дорог, на которых абсолютное число ДТП за расчетный период не менее значений, указанных в табл. 5.3.4, при данной фактической плотности ДТП (см. прил. 5).

    16

    ОДМ 218.4.005-2010

    Раздел I. Область применения..........................................................1

    Раздел 3. Термины и определения.....................................................2

    Раздел 4, Общие положения..............................................................3

    4.1. Показатели степени аварийности...................................3

    4.2. Основные мероприятия по обеспечению

    безопасности движения..........................................................4

    4.3. Характерные участки дорог повышенной

    аварийности.............................................................................5

    Раздел 5. Методы оценки безопасности движения..........................6

    5Л. Метод коэффициентов безопасности.............................6

    5.2. Метод коэффициентов аварийности...............................9

    5.3. Выявление опасных участков дорог на основе

    анализа данных о ДТП............................................................13

    5.4. Учет неблагоприятных погодно-климатических

    условий.....................................................................................18

    Раздел 6. Оценка безопасности движения

    на отдельных участках дорог.............................................................29

    6.1. Пересечения автомобильных дорог в одном уровне.... 29

    6.2. Железнодорожные переезды...........................................34

    6.3. Транспортные развязки в разных уровнях.....................39

    Раздел 7. Планирование мероприятий

    по повышению безопасности движения...........................................42

    7.1. Планирование мероприятий на участках

    концентрации ДТП..................................................................42

    7.2. Планирование мероприятий при проектировании строительства, реконструкции

    и капитального ремонта дорог...............................................45

    7.3. Создание служб организации движения........................49

    геометрических параметров дорог...................................................50

    8.1. Поперечный профиль.......................................................50

    8.2. Кривые в плане.................................................................56

    8.3. Участки подъемов и спусков............................................61

    Раздел 9, Методы повышения безопасности движения

    в различных дорожных условиях.......................................................63

    9.1. Участки с ограниченной видимостью.............................63

    9.2. Пересечения в одном уровне............................................66

    9.3. Транспортные развязки в разных уровнях......................94

    9.4. Организация движения на железно

    дорожных переездах.................................................................103

    9.5. Населенные пункты...........................................................110

    9.6. Мосты и путепроводы.......................................................120

    9.7. Автомобильные магистрали.............................................123

    ОДМ 218.4.005-2010

    Таблица 5.3.4

    Плотность ДТП, шт. в год/1 км

    Минимальное количество ДТП за три года на участках их концентрации при длине участка, м

    5.3.8. Для прогнозирования характера изменения аварийности и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности движения участки концентрации ДТП подразделяют на три типа в зависимости от стабильности наблюдаемого уровня аварийности;

    Прогрессирующие участки концентрации ДТП, на которых за последний год имеется существенный (статистически значимый) рост числа ДТП по сравнению со средним наблюдавшимся уровнем аварийности;

    Стабильные участки концентрации ДТП, на которых распределение числа совершенных ДТП по годам свидетельствует о постоянстве наблюдаемого уровня аварийности;

    Регрессирующие ("‘затухающие”) участки концентрации ДТП, на которых статистически значимое уменьшение числа совершенных ДТП свидетельствует о снижении наблюдавшегося уровня аварийности.

    Количественные критерии отнесения участков концентрации ДТП к указанным типам приведены в табл. 5.3.5.

    ОДМ 218.4.005-2010

    9.8. Транспортно-эксплуатационные качества

    покрытия проезжей части........................................................128

    9.9. Повышение безопасности движения в

    неблагоприятных погодно-климатических условиях............141

    9.10. Участки дорог в местах обитания диких животных.... 143

    Раздел 10. Инженерное оборудование дорог....................................146

    10.1. Дорожные знаки..............................................................146

    10.2. Дорожная разметка..........................................................149

    10.3. Дорожные ограждения, противоослепляющие

    экраны и направляющие устройства......................................150

    10.4. Освещение........................................................................158

    шумозащитных сооружений....................................................161

    10.6. Автобусные остановки....................................................180

    10.7. Дорожные зеркала...........................................................182

    Ключевые слова............................................. 185

    Приложение 1. Значения частных коэффициентов

    аварийности для дорог различных категорий...................................186

    Приложение 2. Скорость движения

    транспортного потока..........................................................................194

    Приложение 3. Методика оценки скорости движения транспортного потока на автомагистралях

    с четырьмя полосами проезжей части...............................................197

    Приложение 4. Оценка шероховатости покрытия............................200

    Приложение 5. Методика определения место

    положения участков концентрации ДТП...........................................206

    Приложение 6. Выявление участков

    концентрации ДТП..............................................................................209

    Приложение 7. Расчет суточной и часовой

    интенсивности движения....................................................................224

    Приложение 8. Пример расчета расположения и

    высоты светильников наружного освещения................ 227

    Приложение 9. Методы и приборы для оценки

    сцепных качеств покрытия.................................................................231

    Приложение 10. Оценка экономической эффективности

    и мероприятий по повышению безопасности движения.................236

    Приложение 11. Перечень основных технических документов нормативного и рекомендательного характера, регламентирующих требования к обеспечению

    безопасности движения на автомобильных дорогах........................251

    Приложение 12. Оценка безопасности движения на основе

    компьютерной имитации конфликтных ситуаций............................254

    Приложение 13. Виды переходных кривых......................................258

    Приложение 14. Пример значений частных коэффициентов аварийности по результатам анализа автоматизированного

    банка данных АБДД «Дорога»...........................................................259

    Приложение 15. Список участников разработки ОДМ....................264

    ОДМ 218.4.005-2010 Раздел 1. Область применения

    Отраслевой дорожный методический документ “Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах” разработан в соответствии с заданием Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

    “Рекомендации” определяют и разъясняет принципы обеспечения безопасности движения путем совершенствования дорожных условий, методы оценки безопасности движения и назначения мероприятий по повышению транспортно-эксплутационных качеств автомобильных дорог, рекомендации по их планированию и согласованию.

    ОДМ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения.

    1. ГОСТ Р 52398-2005 . Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

    2. ГОСТ Р 52399-2005 . Геометрические элементы автомобильных

    4. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. - Госстрой СССР, 1986 (1997 г).-51 с.

    5. СНиП2.05.03.-84*. Мосты и грубы. - Минстрой России, 1996.

    6. ГОСТ Р 50597-93 . Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

    7. ГОСТ Р 51256-99 . Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

    8. ГОСТ Р 52289-2004 . Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

    9. ГОСТ Р 52290-2004 . Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

    10. ГОСТ Р 50970-96 . Технические средства организации движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

    ОДМ 218.4.005-2010

    11. ГОСТР 509971-96 . Технические средства организации движения. Светоотражатели дорожные. Общие технологические требования. Правила применения.

    12. ОДН 218.012-99. Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах.

    13. ГОСТ Р 52766-2007 . Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

    14. Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.-МПС России, 1997.

    15. ГОСТ 30413-96 . Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

    16. ГОСТ 30412-96 . Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений поверхностей оснований и покрытий.

    17. ОДН. 218.0.006-2002. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения.

    Раздел 3. Термины и определения

    В настоящем методологическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

    3.1. Аварийность - показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненных или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

    3.2. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

    3.3. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

    3.4. Дорожные условия - совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.

    3.5. Режим движения - комплексная характеристика движения транспортного потока, включающая скорости движения, интервалы между движущимися транспортными средствами, количество маневров (перестроений, обгонов).

    3.6. Условия движения - реальная обстановка на дороге, в которой

    ОДМ 218.4.005-2010

    находится, транспортное средство в данный момент (дорожные условия, режим движения, состояние окружающей среды),

    3.7. Планировочные решения - технические разработки в проектах плана, продольного и поперечного профилей дороги, направленные на повышение её транспортно-эксплутационных качеств, в том числе, на повышение безопасности движения (например, улучшение планировки пересечения посредством устройства переходно-скоростных полос, увеличения радиусов съездов и т.п.).

    3.8. Инженерное оборудование - комплекс дорожных сооружений и технических средств организации движения, относящиеся к элементам обустройства и обстановки дороги.

    Раздел 4. Общие положения

    4.1. Показатели степени аварийности

    Для оценки степени аварийности на отдельных дорогах или дорожной сети в целом пользуются системой показателей, основанных на анализе количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий с учетом пробега автомобилей, состояния автомобильного парка и других факторов.

    4.1.1. Коэффициент относительной аварийности показывает число дорожно-транспортных происшествий по отношению к пробег у автомобилей или к числу проездов автомобилей. В первом случае коэффициент характеризует степень аварийности на длинных и однородных по геометрическим элементам участках дорог;

    U =-, ДТП на 1 млн. авт-км;

    во втором случае - на коротких участках (пересечения и примыкания, небольшие мосты, путепроводы и т.п.):

    U = - } ДТП на 1 млн. авт-проездов,

    где Z - количество происшествий за период времени Т;

    Т - период времени, сут.;

    N - среднегодовая интенсивность движения (средняя за период времени Т), авт/сут;

    L - длина участка дороги, Для получения надежных значений

    ОДМ 218.4.005-2010

    коэффициентов относительной аварийности следует располагать данными о ДТП за период времени, равный 3-5 годам. Для удобства пользования коэффициент относительной аварийности может измеряться числом ДТП на 10 или 100 млн. авт-км (авт- проездов).

    4.1.2. Показатель относительной тяжести характеризует число погибших в расчете на 100 млн. авт-км (авт-проездов), определяется так же, как коэффициент относительной аварийности с заменой числа ДТП на число погибших в них.

    4.1.3 Тяжесть происшествий может быть оценена показателем числа погибших или раненых, приходящихся на одно (для удобства пользования на 10 или 100) ДТП.

    4.1.4. Для общей оценки аварийности на улично-дорожной сети отдельных регионов или страны в целом может использоваться показатель, характеризующий годовое число происшествий в расчете на 10 тыс. зарегистрированных на данной территории автомобилей.

    4.4.3. В целях сопоставления показателей аварийности на дорогах с показателями, принятыми в системе здравоохранения (смертность от болезней, несчастных случаев в быту и других подобных причин), может определяться индекс “риск смертности” - число погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год в расчете на 100 тыс. населения.

    4.2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения

    Обеспечение безопасности движения и высоких транспортно-экспдутационных качеств автомобильных дорог является одной из главнейших направлений деятельности служб дорожного хозяйства.

    В комплексе мероприятий, объединяющих различные методы и способы улучшения условий движения на дорогах, основными являются:

    Планировочные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения посредством совершенствования геометрических параметров плана, продольного и поперечного профиля дороги и её элементов;

    Совершенствование методов расчета и выбора параметров дорог, повышающих безопасность движения;

    Оборудование дорог техническими средствами организации движения, обустройство дорог;

    Повышение транспортно-эксплутационных качеств дорожных покрытий;

    Организационные мероприятия, направленные на создание в службах эксплуатации дорог специальных подразделений для решения вопросов обеспечения безопасности движения.

    ОДМ 218.4.005-2010

    4.3, Характерные участки дорог повышенной аварийности

    4.3Л. При анализе причин дорожно-транспортных происшествий в качестве основных рассматривают техническое состояние автомобиля, состояние и действия водителя, дорожные условия, воздействие погодноклиматических факторов. Дорожные условия могут проявляться как основные, так и косвенные причины, способствующие возникновению ДТП.

    4.3.2. Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

    1) на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны столкновения автомобилей и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

    2) у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечивающим другими элементами (скользкое покрытие, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, неукрепленные обочины и т.д.), здесь чаще всего происходят опрокидывания или съезды автомобилей с дороги;

    3) где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (низкие насыпи на участках, где часты туманы; на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов; около промышленных предприятий, с производством, влияющим на состояние атмосферы; на путепроводах и мостах, на проезжей части которых возможны неожиданное образование гололеда ит.д.);

    4) где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

    5) где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

    6) слияния, разделения или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

    7) проходящие через малые населенные пункты или расположенные в зоне объектов сервиса, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

    ОДМ 218.4.005-2010

    8) где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (например длинные прямые участки в степи);

    9) участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

    10) участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения;

    11) участки без стационарного освещения в темное время суток, например, транспортные развязки, а также участки кривых в плане, где возможно ослепление водителей светом фар встречных автомобилей.

    Раздел 5. Методы оценки безопасности движения

    Для выявления опасных участков, в пределах которых следует в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности.

    Возможность применения того или иного метода зависит от стадии разработки мероприятий (обоснование мероприятий для существующей дороги, проектирование реконструкции или нового строительства), а также от наличия и полноты данных о ДТП на существующей дороге.

    Методы выявления опасных участков на основе данных о ДТП применяют для оценки безопасности движения на существующих дорогах при наличии достаточно полной и достоверной информации о ДТП за период не менее 3-5 лет. При отсутствии таких данных, а также для оценки проектных решений при проектировании новых и реконструкции существующих дорог используется метод коэффициентов аварийности, основанный на анализе и обобщении данных статистики ДТП, и метод коэффициентов безопасности, основанный на анализе графиков изменения скоростей движения по дороге. Эти методы позволяют оценить влияние на безопасность движения геометрических элементов дороги, состояния покрытия, интенсивность движения.

    5.1. Метод коэффициентов безопасности

    5.1.1. Коэффициентами безопасности называют отношение максимальной скорости движения на участке к максимальной скорости въезда автомобилей на этот участок (начальная скорость движения).

    5.1.2. Для определения коэффициентов безопасности при построении теоретического графика скоростей движения по дороге в