Главная · Акты · Особенности административной юрисдикции план с8. Административная юрисдикция, основные черты. Особенности административной юрисдикции

Особенности административной юрисдикции план с8. Административная юрисдикция, основные черты. Особенности административной юрисдикции

5.11. Особенности административной юрисдикции.

Что такое административная юрисдикция? - круг дел, подлежащих ведению административных учреждений (в отличие от входящих в компетенцию суда или арбитражного суда).

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий.

Источник административного права: Конституция РФ + Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП).

Административное правонарушение - Административное правонарушение (проступок) – это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

1) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

2) противоправность – административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права.

Административные правонарушения не причиняют существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

3) административная наказуемость – совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

4) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъекты административного правонарушения:

1) граждане (с 16 лет);

2) должностные лица (руководители организаций и т.д.);

3) юридические лица.

Установлены разные размеры штрафов по одинаковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил.

Органы и должностные лица, правомочные рассматривать административные правонарушения.

1) районные (городские) суды, мировые судьи;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) органы МВД (милиция);

4) налоговые органы, органы налоговой полиции;

5) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда

6) органы и войска пограничной службы;

7) военные комиссары;

8) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Административная ответственность.

Административная ответственность – разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти;

5) особый порядок привлечения к административной ответственности, который отличается простотой и оперативностью;

6) меньшая суровость административных взысканий, чем уголовных наказаний.

Виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

6) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Все наказания, кроме предупреждения и штрафов, назначаются только судом.

Административное производство.

Меры обеспечения административного производства.

1) Доставление.

2) Административное задержание (кратковременное ограничение свободы).

Допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48 (нарушение границы, по делам, где может быть назначен арест, и др.).

3) Личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, документов.

Эти действия производятся при участии понятых. Личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

4) Арест товаров, транспортных средств.

Участники административного производства.

1) Орган, рассматривающий дело.

2) Нарушитель.

Права обвиняемого: знакомство с делом, приглашение адвоката, заявление ходатайства.

3) Потерпевший, которому действиями нарушителя причинён вред.

4) Свидетели, эксперты, понятые.

Прокурор участвует лишь в особо сложных или значимых делах.

Стадии административного производства.

1) Возбуждение дела.

2) Подготовка к разбирательству (рассмотрению дела).

3) Разбирательство (рассмотрение) дела.

4) Вынесение и оглашение решения (постановления).

5) Исполнение решения.

5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты .

Экологические отношения – это отношения по использованию, а также охране окружающей среды.

Структура экологического права.

Экологическое право = 1) природоохранительное право (регулирование отношений по поводу охраны экологических систем и комплексов, всей окружающей среды) + 2) природоресурсное право (рациональное использование отдельных природных ресурсов – Земли и её недр, вод, лесов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира).

Источники экологического права:

Конституция РФ (статьи 42, 58); Федеральный закон «Об охране окружающей среды», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Международные документы по вопросам экологии:

Декларация по окружающей среде и развитию (1992 – Конференция ООН в Рио-де-Жанейро).

Принципы экологического права:

1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

3) независимость контроля в области охраны окружающей среды;

4) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

5) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.

Экологические права граждан (ст. 42 Конституции РФ).

1. Право на благоприятную окружающую среду.

2. Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Достоверная информация о состоянии окружающей среды – сведения, которые отражают реальное, неискажённое состояние окружающей среды.

3. Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вред – любое умаление (ущемление, нарушение) материального или нематериального блага, в том числе жизни и здоровья.

Вред, причинённый здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (а также в результате хозяйственной и иной деятельности), подлежит возмещению в!!! полном объёме.

Способы защиты экологических прав:

1) создание общественных объединений;

2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями;

3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды;

4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде.

Экологические обязанности.

Конституция РФ (ст. 58):

«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Экологические правонарушения.

Экологическое правонарушение – общественно опасное вредное виновное деяние (действие=незаконная порубка леса или бездействие=невыполнение правил охраны недр), нарушающее нормы экологического законодательства об охране окружающей среды.

Разница между экологическим проступком и преступлением определяется степенью вреда, нанесённого окружающей среде и здоровью людей.

Эколого-правовая ответственность.

Закон «Об охране окружающей среды» (статья 75):

1) имущественная (гражданско-правовая ответственность) (ст. 15, 59 ГК РФ).

2) дисциплинарная (гл. 39 ТК РФ);

3) административная (ст. 8.38 КоАП РФ);

4) уголовная (26 ст. УК РФ) = за незаконную добычу рыбы – штрафы (от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо арест (от 4 до 6 лет).

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени).

1) личные (гражданские): право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, охрану своего достоинства, право на неприкосновенность частной жизни и жилища, свобода выбора национальности и языка общения, свобода совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), свобода передвижения и выбора местожительства.

2) политические: право на объединения, право на митинги и демонстрации, шествия, право на участие в управлении делами государства.

3) социальные: на отдых, на охрану материнства и детства, на жилище, на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание).

4) экономические: на труд, на собственность, на предпринимательство, право на забастовки, на заключение коллективных договоров, на свободное объединение в национальные или международные организации.

5) культурные: на образование: бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, на творчество, на пользование результатами научного прогресса, на доступ к культурным ценностям.

Конституция РФ:

личные (гражданские) права (статьи 19-28, 45-54);

политические (статьи 30-33);

экономические (статьи 34-37);

социальные (статьи 37, ч.3,5, 38-41);

культурные (статьи 43, 44).

3) по времени возникновения:

первое поколение: гражданские и политические права;

второе поколение: социальные и экономические права;

третье поколение: права народов (право народа на самоопределение вплоть до отделения и образования независимого государства, право на достойное существование и право на развитие народа).

Международные документы:

Фундаментом существующей системы прав и свобод человека является

Международный билль о правах человека (Хартия прав человека) =

2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) +

3) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966) +

4) факультативный Протокол к последнему пакту (1966) +

5) второй дополнительный Протокол, направленный на отмену смертной казни (1989).

Три системы защиты прав человека:

  1. Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН.

2.Система Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) = Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

3. Система Совета Европы (СЕ): Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Виды международных преступлений:

1) действия, направленные на развязывание или ведение агрессивной войны;

2) военные преступления (убийства и истязания мирного населения оккупированных территорий, заложников, военнопленных, бессмысленное разрушение населённых пунктов);

3) преступления против человечности.

Международный уголовный трибунал был создан в 1993 г. решением Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии.

Международное гуманитарное право – свод норм как договорного, так и обычного характера, которые предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием!!! вооружённых конфликтов – международных или внутренних, и ограничивают по гуманитарным соображениям право сторон в конфликте выбирать по своему усмотрению методы и средство ведения боевых действий, а также предоставляют защиту лицам и имуществу, которые пострадали или могут пострадать в результате конфликта.

Международное гуманитарное право является отраслью международного права, действующей в условиях войны.

Субъекты международного гуманитарного права:

1) государства;

2) Комбатанты – все организованные вооружённые силы, группы и подразделения, находящиеся под командованием лица, ответственного за поведение своих подчинённых. Комбатантам разрешено применять силу, брать противника в плен, убивать вооружённого противника.

3) Лица, находящиеся под защитой – раненые, больные, лица, потерпевшие кораблекрушение, как из состава вооружённых сил, так и гражданских, военнопленные, интернированные гражданские лица, гражданские лица на территории противника, гражданские лица на оккупированных территориях.

Источники международного гуманитарного права:

1) Женевские конвенции 1949 г.:

«Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (Конвенция I);

«Об улучшении участи раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море» (Конвенция II);

«Об обращении с военнопленными» (Конвенция III);

«О защите гражданского населения» (Конвенция IV).

2) Женевские конвенции 1948 г.: 1) против преступлений геноцида; 2) Конвенция о беженцах.

5. 15. Основные правила и принципы гражданского процесса.

Гражданское процессуальное право – отрасль права, регулирующая рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде, в том числе и порядок и последовательность процессуальных действий, права и обязанности участников процесса.

Источник гражданского процессуального права – Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Принципы гражданского процесса – основные, исходные положения гражданского судопроизводства.

1) Осуществление правосудия по гражданским делам только судом.

2) Равенство всех перед законом и судом.

3) Независимость суда.

4) Гласность судебного разбирательства.

5) Состязательность и равноправие сторон.

6) Обязательность судебных постановлений.

7) Право на обжалование.

Гражданский процесс – урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судебных органов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению гражданских дел в целях охраны прав, законных интересов граждан, организаций и в целом государственных и общественных интересов, а также по принудительному исполнению постановлений судов и других предусмотренных законом органов.

Участники гражданского процесса.

1) Лица, участвующие в деле.

Стороны в споре: истец, предъявляющий требования, и ответчик, к которому требования предъявляются.

Могут участвовать третьи лица (т.е. лица, имеющие собственный интерес в деле), прокурор.

Участвовать в процессе вправе только лица, обладающие процессуальной дееспособностью (для граждан наступает с 18 лет). Для юридических лиц дееспособность возникает с момента их регистрации.

2) Лица, способствующие (помогающие) делу: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты.

Средства установления истины.

Доказательства и доказывания – процессуальные средства для установления истины в суде.

Виды доказательств: объяснения сторон и третьих лиц, свидетельские показания, письменные доказательства (документы, корреспонденция), вещественные доказательства (предметы), аудио- и видеозаписи, заключение эксперта.

Процессуальные сроки.

Процессуальные сроки, т.е. сроки для выполнения процессуальных действий (2 месяца – общий срок для рассмотрения судом иска, 10 дней – для обжалования решения и т.д.).

Дела, рассматриваемые судом в гражданском процессе.

1) Исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

2) Дела, по которым судьи выдают судебные приказы, подлежащие немедленному исполнению без судебного разбирательства и вызова сторон (взыскание алиментов на несовершеннолетних детей).

3) Дела, возникающие из публичных правоотношений (об оспаривании решений, действий или бездействия органов власти и должностных лиц, о защите избирательных прав).

4) Дела особого производства (установление отцовства, смерти, усыновление, признание гражданина недееспособным).

5.14. Споры, порядок их рассмотрения.

Спор – разбирательство в установленном законом порядке уполномоченным органом дела, по поводу которого имеются разногласия между органами государственной власти и иными субъектами права.

Классификация юридических споров.

Споры можно классифицировать по сферам их возникновения (экономическая, социальная и иные сферы, внутренние и международные споры и др.), по предмету спора (о нарушенных правах, о компетенции и т.д.), по характеру сторон, по кругу участников, по видам используемых правовых норм.

Объединение их в две большие группы – публично-правовые и частно-правовые споры – позволяет проводить различение процедур, юрисдикции и т.п.

1) Конституционные споры.

2) Гражданско-правовые споры.

3) Административные споры.

4) Трудовые споры.

5) Экономические споры.

6) Земельные споры.

7) Наследственные споры.

8) Налоговые споры.

9) Семейные споры.

10) Экологические споры.

Стадии гражданского процесса.

1.Возбуждение производства по делу (проверка судьёй подсудности дела, дееспособности истца, соответствия искового заявления требованиям ГПК).

Исковое заявление – письменное обращение в суд с требованием защиты своего права путём разрешения спора в суде.

2. Подготовка дела к судебному разбирательству.

Судья уточняет требования истца и возражения ответчика, определяет и запрашивает недостающие документы. В сложных случаях проводят предварительное заседание с участием сторон, третьих лиц, экспертов и т.п.

3. Разбирательство дела.

1) Подготовительный этап.

Судья открывает заседание и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению (слушанию). Проверяется явка сторон и других вызванных лиц, личность явившихся. Судья разъясняет сторонам их права и обязанности. При наличии ходатайств рассматривает их.

2) Рассмотрение дела по существу: доклад судьи о сути спора; объяснения лиц, участвующих в деле; выступления истца и ответчика; ответы на вопросы суда и друг друга; допрос свидетелей; исследование документов.

3) Судебные прения: выступления истца, потом ответчика и других лиц участвующих в деле.

4) Объявление решения суда: судья зачитывает текст решения и разъясняет порядок и сроки его обжалования.

Принятое судом первой инстанции решение вступает в законную силу только через 10 дней (если за это время оно не будет обжаловано) или с момента разрешения жалобы, если оно не будет отменено.

4. Производство в суде второй инстанции.

Обжалование решений, !!! не вступивших в законную силу) производится в кассационном порядке: жалоба подаётся в кассационную инстанцию, каковой является судебная коллегия по гражданским делам вышестоящего суда.

Суд кассационной инстанции (в составе трёх судей) вправе:

1) оставить решение без изменения;

2) изменить или отменить решение и а) направить дело на новое рассмотрение, б) принять новое решение, в) прекратить производство по делу.

Вступившие в законную силу судебные решения и кассационные определения можно обжаловать в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

5. Производство в суде надзорной (третьей) инстанции.

Надзорные инстанции: судебная коллегия по гражданским делам и Президиум Верховного суда РФ.

Задачи и полномочия надзорной инстанции аналогичны кассационной. По результатам рассмотрения выносится постановление.

6. Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам проводится в том же суде, который рассматривал дело по первой инстанции, по заявлению заинтересованной стороны или прокурора.

7. Исполнительное производство – заключительная стадия гражданского процесса, в которой принудительно осуществляются права, подтвержденные решением суда.

Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды

являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности . Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности . Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности . Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности . Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности . Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту . Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан .
  • Ответственности . Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Важнейшим источником российского административного права наряду с Конституцией является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый в 2001 г.

Административное право регулирует такие отношения, одной из сторон которых является государственный орган, выступающий как носитель властных полномочий. Для возникновения правоотношений согласия другой стороны не требуется, ибо государственный орган является правообязывающей стороной, действующей в соответствии с законом.

Важнейшими понятиями административного права являются административное правонарушение и административная ответственность.

Административное правонарушение (проступок) - это противоправное, виновное деяние, посягающее на установленный порядок управления, права, свободы, собственность граждан, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения:

а) это деяние, совершенное в форме действия или бездействия;

б) противоправность - административный проступок посягает на общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Однако административные правонарушения не причиняют, как правило, существенного вреда здоровью и имуществу граждан;

в) административная наказуемость - совершение административного проступка неизбежно влечет применение мер административной ответственности;

г) виновность лица, совершившего административный проступок (в форме умысла или неосторожности).

Субъектами административных правонарушений могут быть физические и юридические лица, совершившие описанные в законе составы административных правонарушений. Физические лица должны быть вменяемыми и достигшими к моменту совершения проступка 16 лет.

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Особенности административной ответственности:

1) наступает за совершение административного правонарушения независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного правонарушения или нет;

2) устанавливается не только законодательными органами, но и органами исполнительной власти и местного самоуправления;

3) выражается в применении административных взысканий;

4) налагается как судами (судьями), так и органами (должностными лицами) исполнительной власти.

Мерой административной ответственности является административное наказание. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказании.

а) предупреждение (выносится в письменной форме);

б) административный штраф, который может выражаться в величине, кратной:

Минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) (не менее одной десятой MPOT и не более 25 МРОТ (для граждан), 50 МРОТ (для должностных лиц)» 1000 МРОТ(для юридических лиц);

Стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера стоимости предмета);

сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции (не более трехкратного размера суммы);

в) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Выполнение данного взыскания предполагает принудительное изъятие предмета у нарушителя, реализацию этого предмета последующей передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

г) конфискация (принудительное и безвозмездное изъятие в собственность государства) орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискуются предметы, являющиеся личной собственностью правонарушителя. Однако предметы контрабанды конфискуются независимо от того, в чьей собственности они находятся. При применении конфискации и возмездного изъятия имеется ограничение: не изымаются оружие и боеприпасы У лиц, для которых охота является основным источником существования;

д) лишение специального права на срок от одного месяца до 2 лет (например, права управления транспортными средствами);

е) административный арест сроком до 15 суток, назначаемый судом (судьей) за мелкое хулиганство, неповиновение требованиям работников милиции, неуважение к суду. Административный арест не может применяться к беременным, женщинам, имеющим детей до 14 лет, к несовершеннолетним, к инвалидам I и II группы;

ж) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ);

з) дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом) на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Возмездное изъятие и конфискация, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных наказаний, остальные меры административной ответственности отнесены административным законодательствам к основным наказаниям.

Общие правила наложения административных наказаний:

1. Административные наказания должны налагаться с соблюдением законодательства в пределах, установленных нормативными актами, и лишь к лицу, совершившему правонарушение. Необходимо учитывать характер проступка, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

2. Административное наказание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения проступка, а при длящемся правонарушении - не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения проступка.

3. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное наказание.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся:

а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи;

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) органы внутренних дел (милиция);

г) органы и учреждения уголовно?исполнительной системы;

д) налоговые органы, органы налоговой полиции;

е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета;

ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда;

з) органы и войска пограничной службы;

и) органы и должностные лица, осуществляющие административно?надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры);

к) военные комиссары;

л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Каждый из этих органов рассматривает только те дела, которые отнесены к его ведению, и может назначить административное наказание в пределах своей компетенции. Так, например, только судья может назначить наказание в виде административного ареста, возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, административного выдворения за пределы РФ и дисквалификации. Однако один и тот же вид административных правонарушений может быть подведомствен нескольким органам (например, наказание за мелкое хулиганство может назначить как судья, так и орган внутренних дел).

Для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях соответствующие государственные органы и должностные лица могут осуществлять административное задержание, личный досмотр, а также досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, медицинское освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства и запрещение его эксплуатации, арест товаров, привод физических лиц.

Все эти меры могут быть впоследствии обжалованы в вышестоящий орган, прокуратуру, суд.

Большая часть производств, составляющих структуру административного процесса, направлена на урегулирование правоотношений положительного характера, которые возникают в ходе исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Тем не менее нарушения требований правовых норм нуждаются в соответствующем реагировании со стороны государства. Это обстоятельство обусловливает существование особого рода правоохранительной деятельности, содержание которой составляют рассмотрение дел о правонарушении, других правовых споров и принятие по ним соответствующих решений. В процессе такой деятельности решается юридическое дело, осуществляется правовая защита нарушенных или оспариваемых интересов, выносится государственно-властное решение о применении соответствующей правовой санкции, восстановлении нарушенного права. Эта деятельность, которая носит название «юрисдикция», являйся характерной и для административного процесса. Поэтому часть производств в структуре административного процесса следует охарактеризовать как административно-юрисдикционные. К ним относятся: производство по жалобам граждан; дисциплинарное производство; производство по применению мер административного Рсдупреждения и пресечения; производство по делам об админи-стРативных правонарушениях. Административной юрисдикции присущи следующие черты. 1 Наличие правового спора (правонарушения). Рассмотрение и ие юридических дел, обусловленных положительными обсто- 215 Общая часть __________Раздел У. Административно-процессуальное право ятельствами, не охватываются юрисдикционной деятельностью Юрисдикция возникает лишь тогда, когда необходимо решить спор о праве, нарушении установленных правовых норм. Относительно административной юрисдикции такого рода споры возникают между сторонами общественных отношений, которые регулируются административно-правовыми нормами, приобретая характер административно-правовых споров. 2. Административно-юрисдикционная деятельность вследствие своей особой социальной остроты требует надлежащего процессуального регулирования. Установление и доказательство событий и фактов, их юридическая оценка осуществляются в рамках особой процессуальной формы, которая является важной, обязательной для юрисдикции. Следует отметить, что административная юрисдикция в значительной мере отличается от других видов юрисдикции. Она является менее детализированной и всеохватывающей процессуальной формой. Административно-процессуальная форма, как и другие виды юрисдикционной деятельности, предусматривает состязательность процедуры решения дела. Это означает, что стороны в споре или виновные в совершении правонарушения не являются пассивными наблюдателями рассмотрения дела юрисдикционным органом. Они наделены достаточно широким арсеналом процессуальных прав, который позволяет им активно защищать свои интересы, представлять доказательства, заявлять ходатайства, оспаривать предъявленные доказательства в совершении административного правонарушения. При этом административно-юрисдикционные органы, их должностные лица обязаны оказывать содействие в осуществлении этих процессуальных прав. 3. Обязательность принятия решения в виде юридического акта - еще один важный признак юрисдикционной деятельности. Будучи способом решения правовых конфликтов, юрисдикция предусматривает необходимость принятия окончательного решения - акта применения норм права к конкретному случаю. Юрисдикционный акт по конкретному административному делу означает по сути решение правового спора. Если же речь идет о правонарушении, в такого рода акте могут быть предусмотрены правовые санкции. Их применение является лишь одним из вариантов решения, которое принимается административно-юрисдикционным органом-Другими вариантами могут быть решение о прекращении производства по делу или применение мер воздействия к несовершеннолетним. 216 Глава Административно-процессуальная деятельность_______ 16 Как известно, производство по административному делу считается законченным, если принятое по нему решение выполнено в полном объеме. С этой точки зрения законодатель предусматривает соответствующую гарантию реальности решений, принятых административно-юрисдикционным органом. В частности, постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 298 КоАП). Административно-правовые споры рассматриваются на основе соответствующих нормативно-правовых актов, которые закрепляют порядок рассмотрения жалоб на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы граждан. Что же касается административных деликтов, то процессуальный порядок рассмотрения таких дел закреплен в Особенной части КоАП. Еще одной особенностью административной юрисдикции является разнообразие органов, которые ее осуществляют. Это обусловлено прежде всего возможностью инстанционного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, которые нарушают права граждан. Иначе говоря, любой высший по отношению к ним орган должен рассмотреть такое обращение и принять по нему соответствующее решение. С другой стороны, особенности правонарушений, которые совершаются в разных областях управления, обусловливают наличие значительного числа органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать и решать их по существу. В подавляющем большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено законодателем на органы, основной задачей которых наряду с выполнением юрисдикционных является осуществление исполнительно-распорядительных функций в Разных областях государственного управления. Вместе с тем административно-юрисдикционные функции осуществляются и органами, специально созданными для рассмотрения дел об административных правонарушениях, - административными комиссиями ПРИ исполкомах районных, городских, районных в городах советов. Особое место в системе административно-юрисдикционных ор-ганов занимают суды. При этом следует иметь в виду, что административное судопроизводство по делам об административных правона- 217 Общая часть __________Раздел V. Административно-процессуальное право рушениях выступает как разновидность обычного правосудия и его нельзя рассматривать как форму управленческой деятельности, поскольку суд не является органом управления. В противном случае игнорируется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Применяя меры административного взыскания за административные правонарушения, судья осуществляет не исполнительно-распорядительную деятельность, а функции правосудия. Рассмотрение административного деликта протекаете соответствующей процессуальной форме и базируется на закрепленных в законе принципах правосудия. Как правосудие по административным делам следует рассматривать и деятельность суда по решению жалоб граждан на неправомерные действия или бездеятельность органов и должностных лиц, которые нарушили права граждан. Учитывая изложенное, правосудие по административным делам следует рассматривать как институт административной юстиции. Для выяснения соотношения понятий «административная юрисдикция» и «административная юстиция» представляется необходимым четко определить, что все органы, которые рассматривают административно-правовые споры и дела об административных правонарушениях, является административно-юрисдикционными, но только суд, который осуществляет правосудие по административным делам, выступает органом административной юстиции. Итак, понятие административной юрисдикции более широкое, чем понятие административной юстиции. Последнее представляет собой высшую, наиболее развитую форму осуществления административ-но-юрисдикционной деятельности. Административно-юрисдикционная деятельность базируется на определенных принципах, которые позволяют отобразить специфику объединенных в ней черт исполнительно-распорядительной деятельности и правосудия по административным делам. Такими принципами являются: законность, профессионализм, зашита интересов государства и личности, объективная истина, состязательность, официальность, экономичность и др. Таким образом, административная юрисдикция заключается в рассмотрении административно-правовых споров, дел об административных правонарушениях в установленной законом административ~ но-процессуалъной форме специально уполномоченными на то органй" ми (должностными лицами), которые наделены правом рассмотри вать споры и накладывать административные взыскания. 218 Глава Административно-процессуальная деятельность ______ 16

Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности испол­нительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления. Комплекс общественных отношений, которые регулиру­ет административное право, достаточно разнообразен. Одна­ко все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулиро­ванные нормами административного права, приобретают ха­рактер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить со­держание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:

  • между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;
  • между несоподчиненными органами исполнитель­ной власти, например между двумя министерствами;
  • между органами исполнительной власти и находя­щимися в их организационной подчиненности государст­венными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и госу­дарственным образовательным учреждением;
  • между органами исполнительной власти и не нахо­дящимися в их организационной подчиненности государ­ственными предприятиями, учреждениями, организация­ми, например, по вопросам контроля и надзора;
  • органами исполнительной власти и органами мест­ного самоуправления;
  • органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;
  • органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, напри­мер, по вопросам регистрации;
  • органами исполнительной власти и гражданами.

В административно-правовых отношени­ях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают. В качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служа­щие, коммерческие и некоммерческие организации, граж­дане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены админист­ративной правоспособностью, т. е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характер… Так, например, у граждан она возникает с мо­мента рождения, а у органа исполнительной власти - с момента его образования. Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отноше­ния, они должны обладать административной дееспособно­стью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового ха­рактера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная - с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него мо­менты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.

Административно-правовой статус гражданина

Административно-правовой статус гражданина пред­ставляет собой совокупность его прав, свобод, обязанно­стей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, призна­вая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его администра­тивной правосубъектности, которая включает администра­тивную правоспособность и административную дееспособ­ность.

Как мы уже отмечали, под административной право­способностью гражданина понимается способность обла­дать правами и нести обязанности административно-право­вого характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособ­ность может быть временно ограничена. Например, за со­вершенное административное правонарушение в сфере до­рожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным сред­ством.

Административная дееспособность - это способ­ность своими действиями осуществлять, приобретать пра­ва и нести обязанности административно-правового ха­рактера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достиже­нии гражданином 18 лет. Частичное появление дееспо­собности в административном праве возможно с более ран­него возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. и гражданин в случае совер­шения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия. Права граждан как элементы административно-правового статуса:

  • В статье 31 Конституции РФ закреплено право граж­дан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает пись­менное уведомление о проведении публичного мероприя­тия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в ор­ган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприя­тия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организа­ции и проведения публичного мероприятия, а также уча­стия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность.
  • Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на сво­боду передвижения и свободу выбора места жительства . В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Основными документами, удо­стоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, ди­пломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт мо­ряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основа­ния возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведом­лен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтерна­тивную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные све­дения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, нало­женных на него судом. В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т. д. Выезд гражданина за пределы России с целью постоян­ного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо огра­ничений политических, гражданских, трудовых, жилищ­ных и иных прав.
  • Право граждан на объединение закреплено в ста­тье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться оп­ределенным ограничениям, которые устанавливаются Кон­ституцией РФ и федеральными законами. Учредителями, членами и участниками общественных объ­единений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законо­датель устанавливает определенные возрастные ограниче­ния для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объеди­нений - 14 лет, для детских общественных объедине­ний - 10 лет). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридиче­ских лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в тече­ние трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

В сфере исполнительной власти реализация граждана­ми своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерны­ми, так и неправомерными. Правомерные действия связа­ны не только с реализацией гражданами прав, но и выпол­нением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.

Важнейшей обязан­ностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстан­ции . Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправле­ния, учреждения, предприятия и их объединения, общест­венные объединения или должностные лица своими дейст­виями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно при­влекли к какой-либо ответственности. Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушаю­щие права и свободы гражданина, подается либо непосредст­венно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т. е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Пу­тем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. В действующем законодательстве закреплено право гра­ждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин вы­брал неправильный адресат жалобы, его обращение пересы­лается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением граждани­на, направившего обращение.

Административные правонарушения

Разновидностью юридической ответственности являет­ся административная ответственность, которая предусмот­рена Кодексом РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Ад­министративная ответственность проявляется в виде нака­заний за противоправные деяния, которые называются ад­министративными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение .

За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание , которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие ви­ды административных наказаний :

  • Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид на­казания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
  • Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной ми­нимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной ва­лютной операции, либо сумме неуплаченного администра­тивного штрафа. Если взять в качестве примера исчисле­ние по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
  • Возмездное изъятие орудия совершения или предме­та административного правонарушения состоит в прину­дительном их изъятии и последующей реализации с пере­дачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
  • Конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения заключается в безвоз­мездном обращении в федеральную собственность или соб­ственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
  • Лишение специального права , предоставленного фи­зическому лицу, устанавливается за грубое и систематиче­ское нарушение порядка пользования этим правом, напри­мер лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
  • Административный арест заключается в содержа­нии нарушителя в условиях изоляции от общества и уста­навливается на срок до 15 суток, а за нарушение требова­ний режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 су­ток (ст. 3.9 КоАП РФ).
  • Административное выдворение за пределы Россий­ской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контро­лируемое перемещение указанных граждан и лиц через Госу­дарственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируе­мом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
  • Дисквалификация заключается в лишении физиче­ского лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринима­тельскую деятельность по управлению юридическим ли­цом (ст. 3.11 КоАП РФ).
  • Административное приостановление деятельно­сти заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подраз­делений, производственных участков, а также эксплуата­ции агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осущест­вления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).

Все перечисленные виды наказаний являются основ­ными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфи­скация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.

Существует правило, что за одно административ­ное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. При назначении наказаний учитываются обстоятельст­ва, как смягчающие вину, так и обстоя­тельства, отягчающие вину. Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпы­вающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчаю­щих вину обстоятельств могут быть признаны и другие. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину. Лицо, которому назначено административное наказа­ние, считается подвергнутым данному наказанию в тече­ние одного года со дня окончания исполнения постановле­ния о назначении административного наказания.

Основными задачами производства по делам об админи­стративных правонарушениях являются всестороннее, пол­ное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так­же выявление причин и условий, способствовавших совер­шению административных правонарушений. Участниками производства по делам об администра­тивных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защит­ник и представитель, свидетель, понятой, специалист, экс­перт, переводчик, прокурор.