Главная · Письма · Правовые основы внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности Нормативно правовое регулирование договорных отношений в вэд

Правовые основы внешнеэкономической деятельности. Правовое регулирование предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности Нормативно правовое регулирование договорных отношений в вэд

Издание подготовлено на основе лекций, прочитанных автором на курсах МВА, с учетом последних изменений в законодательстве, а также арбитражной и судебной практики. Основное внимание уделено источникам правового регулирования внешнеэкономической деятельности, контрактам международной купли-продажи товаров и связанным с ними проблемам коммерческого представительства, лизинга, факторинга, перевозок, расчетов и разрешения споров. Материал учебника подробно структурирован, содержит задания для самостоятельной работы, которые помогут обучающимся овладеть приемами правового анализа практических ситуаций. Избранный автором стиль изложения делает это издание понятным и полезным как для студентов, аспирантов и преподавателей, так и для специалистов-практиков в сфере внешнеэкономической деятельности. Учебник предназначен для подготовки специалистов в области внешней торговли.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. Понятие внешнеэкономической деятельности дано в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».

    Внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

    Понятие внешнеэкономической деятельности - собирательное, однако зачастую для обозначения деятельности субъектов предпринимательского права на международных рынках используется более узкий термин - «внешнеторговая деятельность». Внешнеторговая деятельность - предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

    Нормативную правовую базу регулирования внешнеэкономической деятельности составляют многочисленные законы и подзаконные акты. Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» («Закон об основах государственного регулирования») Законом установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности. Определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере.

    Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

    ·
    защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

    ·
    равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

    ·
    единство таможенной территории РФ;

    ·
    взаимность в отношении другого государства (группы государств);

    ·
    обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

    ·
    выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    ·
    гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;


    ·
    обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    ·
    исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

    ·
    обеспечение обороны страны и безопасности государства;

    ·
    обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

    ·
    единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

    ·
    единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

    Далее следует назвать Таможенный кодекс РФ, являющийся основополагающим нормативным актом в области таможенного регулирования. В Таможенном кодексе РФ определен механизм государственного регулирования перемещения товаров, работ, услуг, капиталов через таможенную границу.

    Понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности декларанта и таможенного органа, методы определения таможенной стоимости товара, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот установлены Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» («Закон о таможенном тарифе»).

    Механизм применения защитных мер установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» («Закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»).

    Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Закон о валютном регулировании») установлены принципы валютной политики. В Законе раскрыты основные понятия валютных правоотношений: «валюта РФ», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и валютного контроля, их полномочия, установлены требования к совершению валютных операций, предусмотрен механизм валютного контроля.

    Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» («Закон об экспортном контроле») устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также определяет права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности.

    Необходимо также отметить, что существует целый ряд нормативных актов по отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. № 580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и приказ Минфина РФ от 16 сентября 2003 г. № 84н «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов».

    Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется также на основе международных договоров (например, Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.) и обычаями делового оборота. Наиболее часто применяемые обычаи международной торговли сгруппированы в сборнике Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс».

    Органами, осуществляющими государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, являются: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ и иные органы исполнительной власти. Полномочия Президента и Правительства РФ в области регулирования внешнеторговой деятельности закреплены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии с указанным Законом Президент России:

    1) осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой Российской Федерации;

    2) регулирует сотрудничество в военно-технической области;

    3) определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов;

    4) в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции;

    5) в случае если сочтет это необходимым, на основании ч. 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

    Правительство Российской Федерации:

    1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

    2) принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации;

    3) принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральными законами;

    4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами.

    На Министерство экономического развития и торговли РФ возложены функции по координации и регулированию внешнеэкономической деятельности, в том числе по защите интересов российских предпринимателей на мировых рынках. Государственный таможенный комитет РФ полномочен осуществлять регулирование в сфере перемещения товаров (работ, услуг) через таможенную границу Российской Федерации.

    Правового регулирования внешнеэкономической деятельности является властное влияние на общественные отношения в сфере осуществления внешнеэкономической деятельности с целью их упорядочения и приведения в соответствие с нормами права. Общественные отношения возникают между международными и национальными органами регулирования внешнеэкономической деятельности; между национальными органами регулирования внешнеэкономической деятельности; между национальными органами регулирования внешнеэкономической деятельности и субъектами внешнеэкономической деятельности; между субъектами внешнеэкономической деятельности.

    Задачами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются:

    Регламентация общественных отношений в целях защиты прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности;

    Создание единого правового пространства для осуществления субъектами своих прав и обязанностей;

    Укрепление сотрудничества субъектов внешнеэкономической деятельности - иностранных контрагентов, принадлежащих к различным экономическим, правовым, социальным и культурным систем.

    Сферы правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются все виды взаимосвязанных отношений, которые отличаются своей целеустремленностью, содержанием и формой. При определении сферы правового регулирования внешнеэкономической деятельности следует учитывать следующие моменты:

    С юридической стороны, эти отношения не являются однородными по своему характеру: среди них есть частные и общественные, внутренние и внешние;

    С точки зрения юридического равенства субъектов внешнеэкономической деятельности, правовые отношения могут состоять из гражданских, хозяйственных, административных, уголовных правовых отношений.

    Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономической деятельности является комплексным межотраслевым правовым образованием, требует применения соответствующих методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Различают следующие методы правового регулирования внешнеэкономической деятельности:

    Императивный метод,

    Диспозитивный метод.

    Императивный метод основан на властных предписаниях субъектов регулирования внешнеэкономической деятельности, устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей субъектов внешнеэкономической деятельности и санкции за нарушение этих обязанностей. Аспект императивности основывается на отношениях субъектов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, и субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. В таких отношениях стороны не равны: субъекты, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определяют свою властную волю и требуют от субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, соответствующего реагирования, соответствующей правовой поведения. В этом случае поведение субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, жестко регламентированной. Составляющими императивного метода являются тарифные и нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности, при применении которых используются соответствующие правовые средства, способы и типы правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

    К правовым средствам относят действия, направленные на формирование, издание, применение, изменение или отмену различных нормативно-правовых источников.

    К правовым способам относят основные и дополнительные способы регулирования внешнеэкономической деятельности. При этом основными способами правового регулирования внешнеэкономической деятельности признаны разрешения, запреты, обязательства. Разрешения - нормы правового регулирования, обеспечивающих свободное волеизъявление субъекта внешнеэкономической деятельности. Запреты - нормы правового регулирования, устанавливают меру поведения, возлагая на субъекта внешнеэкономической деятельности обязанность воздерживаться от совершения действий, противоречащих нормам права. Запреты имеют обязательный характер, находят закрепление в охранных нормах, обеспечиваются средствами юридической ответственности. Обязательства - норма правового регулирования, которая предусматривает юридическую обязанность совершать определенные действия в интересах субъектов внешнеэкономической деятельности. Обязательства является гарантией использования субъектных прав и реализуется в форме выполнения правовых норм.

    К дополнительным способов правового регулирования относят убеждение, поощрение, принуждение. Убеждение - комплекс разъяснительных, рекомендательных и поощрительных способов обеспечения правомерного поведения субъектов внешнеэкономической деятельности. Он реализуется путем применения разъяснительных мероприятий, предоставления необходимой правовой помощи, мер морального и психологического воздействия (проведение бесед, правового воспитания, агитация, побуждение и т.д.). Поощрение - способ мотивации надлежащего поведения путем применения материального и морального воздействия на субъектов внешнеэкономической деятельности. К таким мерам относят увеличение квот на осуществление внешнеэкономической деятельности, предоставление государственного заказа, государственных кредитов, субсидий и т. Способы убеждения и поощрения, тесно связаны, взаимодействуют и соотносятся между собой. Принуждение способ нравственного, материального и физического воздействия на волю и поведение субъекта внешнеэкономической деятельности. Он реализуется через приостановление или запрет осуществления внешнеэкономической деятельности, ограничение выдачи квот и лицензий и т.

    Типам правового регулирования внешнеэкономической деятельности относят сочетание общих юридических разрешений и общих юридических запретов в отношении субъектов, отношения между которыми регулируются правовыми нормами. Выделяют следующие типы правового регулирования внешнеэкономической деятельности: обще разрешительный, специальный разрешительный. Обще разрешительный тип правового регулирования - тип регулирования, которым предусматривается действие по принципу "разрешено все, что не запрещено законом". Он способствует развитию инициативности, самостоятельности в принятии решений субъектами внешнеэкономической деятельности. Специальный разрешительный тип правового регулирования - тип правового регулирования, по которому предполагается действие по принципу: "Запрещено все, что не разрешено законом". Он предусматривает использование запретов в рамках норм права, активно применяется в сфере нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и требует четкого упорядочения правовых отношений, последовательной реализации принципов законности.

    Диспозитивный метод основан на возможности выбора субъектами внешнеэкономической деятельности варианта поведения в рамках действующего законодательства. При реализации диспозитивного метода применяются внешнеэкономические договоры (контракты), заключаемые между субъектами внешнеэкономической деятельности, которые являются разными по правовым статусом.

    Императивный и диспозитивный методы правового регулирования внешнеэкономической деятельности базируются на применении соответствующих источников права.

    Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности есть конкретные формы решения общих обязательных правил поведения, установленных или санкционированных международными и национальными органами регулирования внешнеэкономической деятельности, по которым эти правила производят свой властный регулирующее воздействие на общественные отношения, возникающие в сфере внешнеэкономической деятельности.

    Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности классифицируют:

    По предмету отношений;

    По субъекту;

    По пространству;

    По степени опосредования;

    По видам норм;

    По видам источников и тому подобное.

    По предмету отношений в сфере внешнеэкономической деятельности различают источники права в сфере торгово-экономического сотрудничества, таможенного регулирования, валютного регулирования, регулирования международных перевозок; регулирование вопросов ответственности за неправомерные действия и т.

    По субъектам, принимающих участие в формировании источников права, различают.

    Источники права, формируются международными организациями;

    Источники права, формируются национальными органами власти.

    По пространством различают:

    Международные источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности;

    Национальные источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности.

    Международные источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности - источники, формируются международными организациями и применяются к правовым отношениям в транснациональном правовом пространстве. Они содержат унифицированные нормы регулирования правовых отношений в международном правовом пространстве.

    Национальные источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности - источники, применяемые к правовым отношениям в национальном правовом пространстве. Они содержат унифицированные нормы для регулирования правовых отношений во внешнеэкономической сфере в национальном правовом пространстве. Спецификой правового регулирования внешнеэкономической деятельности является одновременное использование источников международного и национального права.

    По степени опосредования различают:

    Источники права "самовыполняющееся";

    Источники права, потребует трансформации.

    "Самовыполняющееся" источники права - источники права, которые требуют только национальные нормы-отсылки. Источники права, потребует трансформации - источники, правовые которые требуют преобразования в нормы национального права. Большинство международных норм права применяют к правоотношениям в сфере внешнеэкономической деятельности вследствие & трансформации. Трансформация - применение норм международного права в национальном законодательстве. Способы осуществления трансформации предусматриваются национальным законодательством государств. Так, международные договоры вступают в силу для Украины после предоставления ею согласия на обязательность международного договора в порядке и сроки, определенные или законами Украины, или указами Президента Украины, или постановлениями Кабинета Министров Украины.

    По видам норм, содержащихся в них, источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности различают на:

    Источники права, содержащие материальные нормы;

    Источники права, содержащие коллизионные нормы;

    Источники права, содержащие смешанные нормы.

    Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности, содержащих материальные нормы, непосредственно регулирующие правовые отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Примером является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (1994), которая содержит материальные нормы по таможенной оценки, в отгрузит ной инспекции, технических барьеров для торговли, применения санитарных и фитосанитарных мер, процедуры импортного лицензирования, мер безопасности, субсидий и уравновешенных мероприятий, антидемпинговых норм, инвестиционных мероприятий, связанных с торговлей текстилем и одеждой, сельского хозяйства, правил происхождения, платежных балансов, случаев, по которым таможенные администрации имеют основания сомневаться в правдивости или точности задекларированной стоимости товаров, государственных торговых предприятий и тому подобное.

    Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности, содержащих коллизионные нормы, есть источники права, содержащие правовые нормы, регулирующие коллизии между иностранными правовыми системами, отсылая к материальным нормам той или иной иностранной правового государства. Следует заметить, что источников права в сфере внешнеэкономической деятельности, содержащие только коллизионные нормы, в чистом виде не существует.

    Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности, содержащих смешанные нормы, есть источники права, содержащие сочетание материальных и коллизионных норм в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Практически все источники права, регламентирующие осуществление внешнеэкономической деятельности, содержащие смешанные нормы: коллизионные нормы способствуют устранению пробелов, которые образуются при использовании материальных норм в этих источниках. Сочетание материальных и коллизионных норм в источниках права позволяет учитывать конкретные условия возникновения и реализации прав и обязанностей субъектов правовых отношений, возникающих в сфере внешнеэкономической деятельности.

    На практике имеют место источника права, различные статьи которых содержат или материальные, или коллизионные нормы; источники права, в статьях которых одновременно присутствуют два вида норм: материальная и коллизионная (смешанная норма).

    По видам источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности различают:

    Нормативно-правовые договоры;

    Нормативно-правовые акты;

    Правовые прецеденты;

    Правовые обычаи.

    Углубление рыночных реформ в нашей стране объективно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по расширению экспорта продукции высокой степени обработки.

    Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля.

    Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным. По оценке отдельных специалистов, по самым приблизительным подсчетам перечень действующих нормативных актов, именуемый таможенным законодательством, представлен следующими документами:

    • · четыре основополагающих закона - Таможенный кодекс, «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон о таможенном тарифе и Закон о службе в таможенных органах. Помимо них, таможенные вопросы излагаются еще в примерно 20 законах;
    • · около 50 указов Президента РФ;
    • · почти 300 постановлений и распоряжений Правительства РФ;
    • · свыше 3500 документов ГТК РФ, не принимая во внимание индивидуальные и внутриведомственные акты;
    • · правовые акты региональных таможенных управлений и таможен.

    Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.

    Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

    ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям.

    Если до принятия нового Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003 г.) были определены конкретные нормы осуществления валютных операций, находящиеся в компетенции ЦБ РФ, то с принятием указанного Закона ЦБ РФ, а также Правительство РФ и специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти получили право осуществлять все виды, валютных операций без ограничений.

    ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций.

    Ст. 3 Закона определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля внешнеэкономических связей. К их числу относятся:

    • · единство внешней и внутренней политики РФ;
    • · единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    • · приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
    • · равенство участников внешнеторговой деятельности и недопустимость их дискриминации;
    • · обеспечение государством защиты прав и экономических интересов участников внешнеторговой деятельности при осуществлении валютных операций;
    • · исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

    Последний принцип представляется наиболее важным: государство впервые допускает преобладание во внешнеэкономической сфере экономического содержания хозяйственной операции над ее формой.

    Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности распространяется на ее участников, состав которых представлен по законодательству РФ как резидентами, так и нерезидентами.

    Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов в виде физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

    Перечень резидентов - юридических лиц более широкий и включает:

    • 1. Юридические лица, созданные на территории РФ в соответствии с ее законодательством.
    • 2. Находящиеся за ее пределами филиалы, представительства и иные подразделения, указанные в п. 1.
    • 3. Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и другие ее официальные представительства, находящиеся за пределами территории РФ, включая представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
    • 4. Органы федерального уровня, субъектов и муниципальных образований РФ, которые выступают в отношениях, регулируемых валютным и иным законодательством РФ.

    Нерезидентами являются:

    • 1. Физические лица, не являющиеся резидентами.
    • 2. Юридические лица, находящиеся за пределами территории РФ и созданные в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства.
    • 3. Иностранные дипломатические представительства, консульские учреждения и постоянные представительства иностранных государств, аккредитованные в РФ, а также постоянные представительства их при межгосударственных или межправительственных организациях.
    • 4. Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории РФ.
    • 5. Филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов как указанные в п. 2, так и относящиеся к организациям, не являющимися юридическими лицами, созданные согласно законодательству иностранных государств с их местонахождением за пределами территории РФ.

    В законе впервые более четко определены компетенции Правительства РФ и ЦБ России в области валютного регулирования. Сняты требования о получении участниками внешнеэкономической деятельности индивидуальных разрешений. Отныне все они вправе осуществлять валютные операции без ограничений, кроме тех из них, которые:

    ѕ могут способствовать существенному сокращению золотовалютных резервов;

    ѕ препятствуют поддержанию устойчивости платежного баланса страны;

    ѕ способствуют резким колебаниям курса валюты Российской Федерации.

    Некоторые экономисты усматривают в установлении этих ограничений как отказ от либерализации внешнеэкономической деятельности, которая провозглашена новым валютным законодательством. Представляется, что такой вывод является необоснованным, поскольку государственные органы, и в первую очередь Банк России, должны защищать экономические интересы страны, осуществляя контрольные функции государства в рамках правового поля. Поэтому вполне логичным является в новом ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» наличие статей, разграничивающим полномочия Правительства РФ и Центрального банка РФ в части осуществления валютных операций движения капитала. Указаны статьи, определяющие содержание валютных операций между резидентами (ст. 9) и нерезидентами (ст. 10).

    В 1995 г. был в основном завершен первый этап создания Таможенного союза Республик Беларуси, Казахстана и России, унифицировано большинство законодательных и нормативных актов, регулирующих таможенное дело. Подписаны соглашения о единстве управления таможенными службами. В целях практического выполнения положений Экономического союза одобрен проект Соглашения о единых принципах осуществления валютного контроля. Введена в действие единая инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, Предстоит также разработать единую пассажирскую таможенную декларацию.

    Дальнейшее углубление экономического сотрудничества России с бывшими союзными республиками привело к необходимости пересмотра содержания и порядка заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД), а равно и таможенной декларации. Поэтому Советом руководителей таможенных служб государств-участников СНГ были утверждены единая форма и порядок применения таможенной декларации.

    В декабре 1993 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей.

    В соответствии со ст. 5 данного Соглашения стороны приняли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акции и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации.

    Развитию взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров. Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления.

    При поставке небольших партий товаров (стоимостью до 5000 долларов США) экспортер может декларировать страну происхождения товара непосредственно в одном из любых сопроводительных документов, например в счете-фактуре.

    Подтверждением подлинности сертификата о происхождении товара из данного государства являются:

    ь письменная декларация экспортера о том, что товар удовлетворяет соответствующему критерию происхождения;

    ь письменное удостоверение компетентного органа, выдавшего сертификат, подтверждающее подлинность представленных экспортером сведений.

    Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством.

    Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации.

    Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ.

    Серьезную обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что значительная часть валютной выручки, полученная коммерческими организациями, не возвращается в нашу страну, а остается на счетах в зарубежных банках. В мировой финансовой системе такое явление рассматривается как «бегство капитала». Этот термин означает массовую легальную распродажу финансовых обязательств какой-либо страны (акций, облигаций и пр.) иностранными инвесторами местным инвесторам или изъятие вкладов клиентами с их счетов в местных банках для перевода вырученных (изъятых) средств в более стабильную валюту с целью последующего использования в хозяйственном обороте за рубежом. Такие действия предпринимаются инвесторами, чтобы избежать высокого налогообложения в период нестабильной экономической ситуации.

    Для России отток капиталов наблюдается в форме утечки доходов -термина, сходного по содержанию с «бегством капитала», но по целям и задачам соответствующего не столько коммерческой целесообразности, сколько его сохранности и безопасности. Поэтому для такого капитала в большей степени характерна тенденция репатриации в страну при оздоровлении в ней хозяйственной деятельности.

    Разрабатывается перечень операций, содержание которых позволяет однозначно отнести их к сомнительным операциям. Установление признаков сомнительности совершаемых операций дает основание принимать необходимые меры по их приостановлению соответствующими органами и в первую очередь Банком России. Подобные меры не исключают проведения параллельных мероприятий по формированию пространства для дальнейшей либерализации валютного рынка.

    Основополагающими законодательными актами, регулирующими ВЭД, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ).

    Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли.

    Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля.

    Таможенный кодекс РФ содержит 6 разделов, 42 главы, объединяющих 439 статей. Названия разделов и статей раскрывают основные сферы ВЭД ее участников и сопоставимый объем регулирования их правоотношений.

    Действующий Таможенный кодекс РФ по сравнению с прежним в большей степени унифицирован с Киотской конвенцией и отвечает в значительной степени требованиям Всемирной торговой организации.

    На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня - от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, а также других органов - формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД.

    Особо следует отметить, что принятием постановления Правительства РФ от 27.08.2004 г. Министерство экономического развития и торговли РФ получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности.

    Следовательно, функции Федеральной таможенной службы РФ в данном направлении по существу упразднены.

    Теперь на Министерство экономического развития и торговли возложены функции по осуществлению:

    • Ш государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
    • Ш проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений на экспорт и импорт товаров;
    • Ш функций, касающихся выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования ВЭД и таможенного дела;
    • Ш координации и. контроля деятельности находящейся
      в его ведении Федеральной таможенной службы.

    Учет участников внешнеторговой деятельности в системе таможенного регулирования ведется в целях идентификации юридических лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в частив принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля.

    внешнеэкономический валютный регулирование

    1. Основные формы регулирования ВЭД.. 3

    2. Таможенно-правовое регулирование ВЭД.. 12

    3. Правовое регулирование внешней торговли. 15

    4. Правовое регулирование свободных экономических зон. 26

    Список используемой литературы.. 36

    1. Основные формы регулирования ВЭД

    Главным источником (формой) национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:

    – внешнеэкономические отношения РФ;

    – международные договоры РФ;

    – судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;

    – федеральное коллизионное право.

    Основными источниками гражданского права РФ являются:

    – кодексы и уставы:

    – Гражданский кодекс РФ, части первая и вторая;

    – Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г. в действующей части: интеллектуальная собственность, иностранное право, коллизионная норма;

    – Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. в действующей части, как и «Основы»;

    Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ);

    Законы РФ:

    Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

    Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

    Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями);

    Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

    Законы РФ «Об акционерных обществах» 1995 г. и «Об обществах с ограниченной ответственностью» 1998 г.

    Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора. Эта конституционная норма полностью воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

    Ниже приводится перечень действующих международных договоров с участием РФ, относящихся к внешнеэкономической деятельности:

    – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 г.);

    – Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;

    – Общие условия поставок товаров из СССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в СССР (ОУП СССР – КНР), 1990 г.;

    – Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР (ОУП СССР – КНДР), 1981 г.;

    – соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций (такие соглашения заключены Россией более чем с 45 странами);

    – соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные Россией более чем с 25 странами;

    – Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция, 1988 г.);

    – Конвенция, устанавливающая единообразный закон о переводном и простом векселе (Женевская конвенция, 1930 г.);

    – Парижская конвенция по охране промышленной собственности, 1883 г. (с дополнениями);

    – Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, 1891 г. (с дополнениями);

    – Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью – Йоркская конвенция, 1958 г.);

    – Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Женевская Конвенция, 1961 г.);

    – Гаагская конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. (об апостиле). Ее участниками являются 69 государств.

    В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих отношений положениям законодательства или договору, не применяются.

    Обычай очень часто используют во внешней торговле, особенно при отправках грузов через морские порты. Международная торговая палата подготовила и опубликовала для факультативного применения предпринимателями в контрактах следующие международные документы, основанные на использовании торговых обычаев:

    – Международные правила толкования торговых терминов – «Инкотермс-90». Публикация МТП, 1990 г., № 460;

    – Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (редакция 1993 г.). Публикация МТП № 500.

    В свое время Всесоюзная торговая палата подготовила и опубликовала своды обычаев морских портов СССР и среди них «Свод обычаев морского порта Находка» (зафиксированы ВТП в 1968 г.). Обычаи не обязательно должны быть опубликованы, однако их знание очень важно при отгрузках груза через иностранные порты, в которых по-иному, чем в Инкотермс-90, могут трактоваться обязанности продавца и покупателя по ряду базисных условий. Это касается, например, отгрузок на условиях ФОБ в бельгийском порту Антверпен.

    Применение торговых обычаев допускается в Конвенции ООН о договорах международной купли – продажи товаров.

    Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» также допускает применение третейскими судами торговых обычаев к сделке (ст. 28 п. 3).

    По общему мнению российских цивилистов, судебная практика в РФ не является источником права и решения вышестоящих судов по отношению к нижестоящим или равным не являются обязательными. Вместе с тем возникает вопрос, будут ли решения Высшего Арбитражного Суда РФ обязательными для всех арбитражных и третейских судов. Обратимся к авторитетному мнению заместителя Председателя Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщаковой. На страницах журнала «Законодательство» ей был задан следующий вопрос: «Существует мнение о том, что решения Высшего Арбитражного Суда РФ следует рассматривать как прецеденты. А некоторые третейские судьи считают, что это просто частные мнения, не обязательные для остальных судов. Что Вы думаете об этом?» Воспроизведем ее ответ полностью: «Мы с Вами живем в государстве, где нет прецедентного права. Это значит, что решение одного суда для других судов необязательно. (Конституционный Суд РФ – исключение, он не подчиняется этому правилу. Конституционный Суд вправе выявлять конституционный смысл правовых норм и толковать Конституцию, в этом и состоит его официальное полномочие, а его толкование конституционной нормы или другого закона для всех обязательно – это закреплено в Основном законе.) Итак, нигде – ни в одном законе – не сказано, что решение одного суда обязательно для другого. Более того, в Конституции закреплен принцип, согласно которому суд подчиняется только закону. Если суд будет подчиняться решению другого суда, то тем самым он отступит от принципа подчинения только закону. Но это совершенно не затрагивает вопроса о том, какое реальное значение имеют решения высших судов для других судов, входящих в соответствующую судебную систему, будь это арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Если Высший Арбитражный Суд принимает решение по какому-то делу, тем самым объясняя, как нужно применять определенный закон, все другие арбитражные суды должны понимать, что если они будут иначе применять этот закон, то это грозит отменой их решения Высшим Арбитражным Судом по жалобам заинтересованных сторон. И с этой точки зрения, условно говоря, можно признать, что решение высшего суда имеет значение некоего прецедента.

    В принципе же суд низшей инстанции приказу не подчиняется, он рассматривает дело так, как сам считает правильным. Этого требует принцип независимости суда, и это чрезвычайно важно. Конечно, вышестоящий суд в процессуальном порядке может такое решение пересмотреть. Если к нему поступили жалобы или протест со стороны прокурора, этот вышестоящий суд может принять другое решение по делу. Но если он отменяет решение нижестоящего суда и направляет дело на новое рассмотрение, он не может обязать нижестоящий суд прийти к какому-либо определенному выводу. И нижестоящий суд может опять вынести такое же решение.

    Получается некое противостояние, которое как потенциально возможное специально сохраняется в судебной системе именно для того, чтобы обеспечить независимость суда. И если вышестоящий суд видит ошибку в решении нижестоящего, у него есть только один способ ее исправить – самому разрешить дело. Конечно, в пределах, предусмотренных процессуальным законом.

    Так что называть решение вышестоящего суда прецедентом, думаю, не стоит. Ведь прецедент – это то, что связывает. В нашей системе решение вышестоящего суда не связывает, а дает определенную ориентировку, без которой не обойтись. Ведь необходимо добиваться единства судебной практики. Если же она таковой не будет, если смысл законов не будет пониматься единообразно, то не будет обеспечено равенство граждан ни перед законом, ни перед судом».

    Как видите, из ответа совершенно нельзя понять, являются ли решения ВАС РФ прецедентом: с одной стороны, являются, а с другой – нет, т.е. налицо полная неопределенность.

    Попробуем рассмотреть этот вопрос несколько с иной точки зрения, уделив внимание не решениям вышестоящего суда (ВАС РФ) по конкретному делу, а его позиции, выраженной в иных формах, как они определены в Федеральном конституционном законе 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации».