Главная · Бухгалтерские документы · При изучении своего предмета правоведение использует. Предмет и метод курса "правоведение". Общество в результате преобразований, происходящих в его среде, порождает такое общественное явление, как государство

При изучении своего предмета правоведение использует. Предмет и метод курса "правоведение". Общество в результате преобразований, происходящих в его среде, порождает такое общественное явление, как государство

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по правоведению. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Правоведение». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении правоведения, подготовке к сдаче курсовых экзаменов. Книга предназначена для студентов высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля.

1. Понятие, предмет и метод правоведения

Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся по неюридическим специальностям, оно охватывает все важнейшие отрасли права, дает студентам необходимый минимум знаний. Правоведение – это наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли права, изучаемые правоведением :

1) конституционное право;

2) гражданское право;

3) наследственное право;

4) семейное право;

5) трудовое право;

6) земельное право;

7) налоговое право;

8) административное право;

9) гражданское процессуальное право; 10)арбитражно-процессуальное право; 11)уголовное право; 12)экологическое право; 13)международное право; 14)адвокатура и нотариат.

Предмет любой науки – это то, что она изучает, это та сторона действительности, на исследование которой данная наука нацелена. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав. Так, предмет теории государства и права охватывает :

1) наиболее общие закономерности зарождения, развития, функционирования и современного состояния государства и права;

2) основные, ключевые проблемы государства и права;

3) систему основных (базовых) понятий юриспруденции.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, которые подразделяются на отраслевые и комплексные и т. д. Именно система всех предметов наук, изучаемых правоведением, и составляет его предмет.

Метод науки – совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения подразделяются на :

1) всеобщие;

2) общенаучные;

3) частнонаучные.

Всеобщие методы – общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления, как диалектика и метафизика. При диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека.

Общенаучные методы – это способы познания, которые используются целым рядом наук, в т. ч. и правоведением.

К их числу относятся :

1) метод анализа – условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

2) метод синтеза – изучение явлений путем их объединения и рассмотрения как единого целого;

3) логический метод – изучение явления с помощью формальной логики;

4) исторический метод – изучение явления в историческом аспекте;

5) функциональный метод – исследование функций различных явлений, механизмов;

6) системный метод – изучение явлений как единой системы, выявление и изучение их связей в системе.

Частно-научные методы – это такие методы, которые заимствованы правоведением из других наук.

Среди таких методов можно назвать следующие :

1) статистический;

2) конкретно-социологический;

3) моделирование;

4) сравнительно-правовой.

Субъективное право и юридическая обязанность – это системные элементы правоотношения, которые придают конкретному общественному отношению характерные особенности. Степень свободы участников правоотношения, степень удовлетворения его интересов устанавливаются предписаниями правовой нормы. Юридические права и обязанности являются равнозначными элементами правоотношения , даже при том, что содержание их различно.

Объем и границы субъективных прав и обязанностей в целом определяются нормами права. В правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам, правообязанные и управомоченные субъекты строят свое поведение в границах, обозначенных правом. Свобода поведения каждого из них находится в указанных границах.

Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом.

Право субъекта называется субъективным потому, что лишь от воли самого субъекта зависит, как им распорядиться. Хотя эта возможность не является произвольной. Это правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения возможность.

Существуют три разновидности субъективного права:

В возможности положительного поведения владельца субъективного права для удовлетворения его интересов;

В возможности управомоченного потребовать установленного поведения от обязанных лиц для удовлетворения его законных интересов;

В возможности управомоченного попросить защиты у компетентных государственных органов в случае нарушения его прав. Речь прежде всего идет о принудительной реализации права участника правоотношения.

Юридическая обязанность субъекта , в отличие от субъективного права, заключается в необходимости согласовывать свое поведение с представленными к нему требованиями.

Юридически обязанное лицо , вероятно, действует не таким образом, как его побуждают собственные интересы, хотя оно должно считаться с предписаниями правовых норм, которые отражают и охраняют интересы других лиц. Право и обязанность в правоотношении являются важнейшими и необходимыми условиями нормального человеческого общения. В их правильном соотношении, при взаимосвязи и взаимозависимости различных интересов проявляется реальный облик правового общества и правового государства.

Юридическая обязанность является предусмотренной законодательством и гарантируемой государством необходимостью установленного поведения участника правовых отношений в интересах управомоченного субъекта. Если содержание субъективного права формирует мера разрешенного поведения, то содержание его обязанности – мера должного поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывают меру должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного лица.

Две разновидности юридической обязанности выражаются:

В необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений;

Необходимости воздержанности от поступков, запрещенных нормами права.

Реализация субъективных юридических прав и обязанностей предполагает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, реализацию заложенной в них меры должного и дозволенного поведения в действующих общественных отношениях.

Вопрос № 5.

Формы правления

Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо , занимающее этот пост в порядке престолонаследия.

Абсолютная монархия – это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

Ограниченная (конституционная) – это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом.

В странах Республиканской формой правления главой государства является президент, избираемый в определенном порядке.

В Парламентарных республиках (президент – глава государства, правительство ответственно только перед парламентом);

В Президентской форме правления глава государства (президент) обладает весьма обширными полномочиями. В качестве главы исполнительной власти он формирует и осуществляет руководство правительством, которое ответственно перед ним, а не парламентом.

Вопрос № 6.

Формы государственного устройства

Формы государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношений между собой.

Унитарные государства – это единые государства, состоящие лишь из административно – территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.)

Простое унитарное государство – в составе не автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно – территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно – территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство – имеет в составе одно или несколько автономных образований.

Федеративные государства – это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, земель, республик).

Территориальная федерация (административная) – федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика);

Национальная федерация – федеративное государство, составные части которого разделены по социально – лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия);

Национально – территориальная федерация (смешанная) – федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).

Конфедерация – временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств.

Вопрос № 7.

Формы политического режима

Политический режим – это политическое управление, т.е. совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Демократический режим.

Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.

Тоталитарный режим.

Тоталитаризм – означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества.

Анархия.

Анархию можно определить, как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на ее осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн).

Вопрос № 8.

Функции государства

Основная функция государства - обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство выполняет ряд задач:

Решение экономических и социальных проблем;

Обеспечение целостности государства;

Управление хозяйством и обществом;

Оборона собственной территории.

По мере развития общественных отношений появилась возможность более цивилизованного поведения государства.

Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов . Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

Классификация функций государства

Функции государства классифицируются:

По сфере общественной жизни: на внутренние и внешние ,

По продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),

Внутренние функции государства:

Правовая функция - обеспечение правопорядка , установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

- Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

- Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики .

- Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства:

- Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества , защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства .

Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений , деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Вопрос № 9.

Функции права

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения .

Общесоциальные функции права:

Двойственная природа права как социального и юридического регулятора предопределяет деление функций на общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные функции выражают роль права как социального регулятора при регламентации отношений в различных сферах общественной деятельности. Они непосредственно отражают значимость права для общества в целом:

1. экономическая функция - выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей. Действующее право закрепляет отношения собственности, стимулирует инициативу и предприимчивость хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить, что право не только непосредственно регулирует, наиболее целесообразно организует систему отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, но и охраняет их, гарантируя от всяческих проявлений произвола и нарушений угрозой наступления неблагоприятных последствий;

2. политическая функция - состоит в правовом регулировании отношений между классами, нациями, политическими партиями, органами местного самоуправления и т. д. по поводу формирования и осуществления государственной власти. С помощью права устанавливается и охраняется от посягательств политический строй, закрепляются институты представительной и непосредственной демократии, обеспечивается полновластие народа и подконтрольность государственной власти.

3. культурно-историческая функция - выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом (права человека, демократию, социальную справедливость и т. д.);

4. воспитательная функция - выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм;

5. функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).

Специально-юридические функции права

Если общесоциальные функции направлены вовне, отражают влияние права на иные сферы общественной жизни, специально-юридические функции показывают, какие средства и регулятивные приемы используются при этом , какая юридическая материя позволяет наиболее эффективно решить поставленные обществом задачи.

1. Регулятивная функция - направление правового воздействия, нацеленное на организацию социально значимых позитивных отношений с помощью юридических приемов и средств, в соответствии с объективными потребностями общественного развития, а также особенностями внутригосударственной и международной обстановки.

Это основная функция права. Ведь назначение права в том и состоит, чтобы регулировать наиболее важные отношения, координировать и направлять поведение их участников для достижения социально полезного результата.

2. Охранительная функция заключается в охране положительных и вытеснении негативных, вредных для общества явлений, в их предупреждении, пресечении и восстановите ни и нарушенных прав.

Понятие методология используется в науке в двух основных значениях: 1) методология как наука о методах научного познания; 2) методология как совокупность методов научного познания. Любая наука в целях познания своего предмета использует определенные методы. Чем многообразнее и совершеннее эти методы, тем шире возможности науки.

Метод науки – это совокупность приемов, способов научного познания, с помощью которых исследуется предмет науки. Если предмет науки показывает, что изучает данная наука, то метод – как изучает наука свой предмет.

Виды методов правоведения:

I. Всеобщие методы (философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее общие представления о природе, обществе, мышлении):

1) метафизический метод (государство и право рассматриваются как вечные и неизменные социальные институты, глубоко не связанные друг с другом и с другими социальными явлениями);

2) диалектический метод (государство и право рассматриваются как явления исторические, взаимосвязанные, развивающиеся):

а) метод идеалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связывается с разумом, сознанием):

– объективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с объективным разумом);

– субъективный идеализм (возникновение и развитие государства и права связано с сознанием и волей людей);

б) метод материалистической диалектики (возникновение и развитие государства и права связаны с объективными закономерностями развития общества).

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания. К числу категорий диалектики относятся: содержание и форма, общее и особенное, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление и др. Законы и категории диалектики проявляют себя в государственно-правовой действительности.

Требования метода материалистической диалектики при изучении государства и права: 1) они должны изучаться в их взаимосвязи, в развитии, конкретно-исторически; 2) во взаимосвязи с экономикой, политикой, культурой и другими общественными явлениями; 3) в тесной связи с общественной практикой.

Всеобщие методы имеют важное методологическое значение, так как они представляют собой мировоззренческий стержень исследования. Однако использования только всеобщих методов в государственно-правовых исследованиях недостаточно, так как они не могут дать ответа на конкретные вопросы юридической науки. Они указывают лишь самые общие подходы к разрешению научных проблем. Поэтому объективно возникает необходимость в применении более конкретных методов исследования.

II. Общенаучные методы (приемы, способы научного мышления, которые не охватывают всего научного познания, а используются на отдельных его этапах; они применяются всеми науками):

1) логический (основан на использовании законов и правил формальной логики, а также разнообразных логических операций (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, абстрагирование, моделирование));

2) исторический (основан на исследовании истории возникновения и основных этапов развития изучаемого объекта);

3) структурно-функциональный (основан на исследовании внутренней структуры и функций изучаемого объекта);

4) системный (основан на исследовании взаимосвязей изучаемого объекта с другими объектами как элементами системы).

5) метод комплексного исследования; предполагает двоякий подход: а) с предметной стороны (комплексный подход означает исследование не только основной проблемы, но и других взаимосвязанных с ней проблем); б) с методологической (комплексный подход означает решение научной задачи с позиций не одной, а нескольких наук).

III. Частнонаучные/специальные методы (разработаны различными науками и используются юридической наукой в государственно-правовых исследованиях):

1) статистический – основан на сборе, обработке и анализе информации, характеризующей количественные изменения изучаемого объекта;

2) социологический – основан на использовании социологических приемов: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализа материалов правоприменительной практики;

3) социально-психологический – основан на исследовании социально-психологических характеристик личности, социальных групп, общества в целом;

4) математический – основан на использовании математических методов и моделей в государственно-правовых исследованиях;

5) кибернетический – основан на использовании системы понятий, категорий и технических средств кибернетики.

IV. Частноправовые методы (разработаны юридической наукой на основе общенаучных и частнонаучных методов):

1) формально-юридический (нормативно-догматический) метод – основан на изучении права в «чистом виде», т.е. вне его связи с другими социальными явлениями (разновидностью этого метода является метод толкования норм права, выражающийся в уяснении содержания норм права);

2) метод сравнительного государствоведения и правоведения – состоит в исследовании того или иного объекта путем его сравнения с аналогичным объектом в других странах;

3) метод государственно-правового эксперимента – основан на апробации тех или иных государственно-правовых нововведений в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и возможности дальнейшего использования в более широких масштабах;

4) метод государственно-правового прогнозировани я – основан на построении научных прогнозов развития государства и права, государственно-правовых явлений.

Таким образом, правоведение использует в государственно-правовых исследованиях совокупность всеобщих, общенаучных, частнонаучных и частноправовых методов.

Факторы, определяющие выбор методов исследования:

1. Предмет исследования, характер изучаемой проблемы.

2. Научно-теоретическая позиция исследователя и уровень его профессионализма.

3. Социальный заказ, задачи исследования (социальный заказ не должен предрешать выводы исследования).

Методология правоведения не остается неизменной. Она постоянно обогащается. Развитие науки приводит к совершенствованию имеющихся и появлению новых методов исследования.

«Правоведение»

В рамках данного курса рассматривается право, система общеобязательных для всего общества правил поведения, что является основным условием развития и становления государства.

Правоведение-дисциплина, изучаемая в вузах неюридического профиля, которая необходима для получения общетеоретических знаний в области юриспруденции, а также для получения практических навыков и умений осуществления публично-правовой деятельности, направленной на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Знание основ права специалистами неюридического профиля, позволяет ему, верно и правильно, ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях. Понимание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

Главной целью первых занятий по данной дисциплине является формирование у студентов представления о правоведении. Необходимо разобрать значение этого термина, проанализировать междисциплинарные связи данной дисциплины с различными отраслями юриспруденции, выделить основной круг изучаемых вопросов.

При подготовке к последующим занятиям студентам рекомендуется ознакомиться с литературой по той или иной теме и получить чёткое представление об основных объектах и содержании комплексных исследований. Для более глубокого освоения материала целесообразно предложить несколько практических вариантов заданий с целью изучения на конкретных примерах.

Рассматривать вопросы, вынесенные на семинарское занятие, рекомендуется одновременно с анализом практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. В ходе семинарских занятий студентам следует ознакомиться и с примерами, где фигурируют несколько объектов анализа.

Студентам может быть предложено письменное задание по анализу конкретного исследования, а также домашнее задание по проведению небольшого исследования. Завершить свой анализ рекомендуется раскрытием ключевых проблем в сфере правосознания и юридического образования. Вопрос о продолжении правовой реформы в России следует рассматривать в свете интенсивно развёртывающихся в настоящее время постмодернизационных процессов.



В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их.

Такое понимание отвечает идеям демократического правового государства, ибо воспитание правосознания законопослушного гражданина основано на раскрытии не столько принудительного потенциала права (от этого в нашей жизни пока не уйти), сколько на его характеристике как одного из важнейших эталонов цивилизованных отношений между людьми.

Контенты лекционных занятий

Тема 1. Понятие, предмет, метод и задачи курса «Правоведение»

Согласно Конституции РФ мы все живём в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности.

Правоведение-наука, изучающая государство и право как взаимосвязанные явления, систему основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права.

Основные отрасли российского права:

1. Конституционное право;

2. Административное право;

3. Финансовое право;

4. Земельное право;

5. Гражданское право;

6. Трудовое право;

7. Семейное право;

8. Уголовное право;

9. Гражданское процессуальное право;

10. Уголовно-процессуальное право;

11. Экологическое право;

12. Международное право.

Предмет науки важно отличать от её объекта, под которым понимается определённая часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки-всё то, что она теоретически осваивает в определённом объекте. Предмет правоведения состоит из множества предметов наук юриспруденции, входящих в его состав.

Предмет правоведения:

1. Право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2. Государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3. Соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4. Система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Метод науки-совокупность приёмов и способов, с помощью которых изучается предмет науки.

Методы правоведения:

1. Всеобщие-общефилософские подходы, связанные с такими наиболее универсальными принципами мышления как диалектика и метафизика (при диалектическом методе государство и право, отрасли и институты права существуют, существовали и будут существовать как вечные и неизменные образования независимо от воли человека);

2. Общенаучные-способы познания, которые используются целым рядом наук, в том числе и правоведением;

а) анализ-условное разделение сложного явления на части и исследование его по частям;

б) синтез-изучение явлений путём их объединения и рассмотрения как единого целого;

в) логический-изучение явления с помощью формальной логики;

г) исторический-изучение явления в историческом аспекте;

д) функциональный-исследование функций различных явлений;

е) системный-изучение явлений как единой системы.

3. Частнонаучные–методы, заимствованные правоведением из других наук;

а) статистический;

б) социологический;

в) сравнительно-правовой;

г) моделирование.

Знание основ права специалистами неюридического профиля позволяет верно и правильно ориентироваться как в общей политике государства и принципах правового регулирования, так и в отдельных конкретных ситуациях.

Знание нормативных правовых актов способствует росту политической и трудовой активности гражданина, поднимается его правовая культура, уважение гражданина закона.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Провозглашена ответственность государства за реализацию политических, экономических, социальных и иных возможностей личности, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Тема: Методы обучения предмета «правоведение»: проблемное обучение, анализ правовых казусов

Тема урока: «Виды юридических лиц в Гражданском праве»

Вид урока: комбинированный

Методы: проблемное обучение, анализ правовых казусов

Форма: лекционно - семинарское занятие, с элементами практических заданий

Средства: норма права, схема, задачи, тест

Образовательные:

    обеспечить усвоение знаний учащихся основных теоретических положений общей части Гражданского Права РФ, по средствам самостоятельного изучения, и подготовки докладов, а так же закрепление полученных теоретических знаний через практическое их применение при решении задач по данной теме.

Познавательные:

    Продолжить развивать умения извлекать, перерабатывать, анализировать информацию из разных видов источников при ответе на вопросы учителя, тестовых заданий, а так же умение применять полученные знания при решение задач.

Коммуникативные:

    Продолжить формирование умений правильно и четко излагать свои мысли при ответе на вопросы преподавателя и одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения при решение задач. Умение выделять причинно- следственные связи в условии задачи. Умение строить причинно- следственные конструкции при решении конкретных задач.

    Продолжить формирование умения слушать друг друга при ответе на теоретические и практические задания.

Ход урока:

Урок проходит в три этапа:

    Разбор теоретического материала «Виды юридических лиц», используя нормы права и схему.

    Разбор и закрепления полученных знаний на примере решения задач.

    Закрепление знаний при решении теста

Методический прием

Работа учителя

Работа учеников

Орг. Момент

Приветствие. Настрой на урок.

Готовятся к уроку. Успокаиваются

Актуализация знаний

    Какую тему на прошлом уроке мы с вами начали изучать?

    Какие виды субъектов Гражданского права вы знаете?

    В чем из особы правовой статус?

    Гражданское право, и его субъекты

    Физические, юридические лица, государство.

    Перечисляют признаки ФЛ, признаки ЮЛ, признаки государства как субъекта гражданского права.

Логический переход

Сегодня мы с вами более подробно остановимся на правовом статусе юридических лиц.

Тема, тетрадь

« Юридические лица. Виды»

« Юридические лица. Виды»

Работа с текстом и схемой

Прочитайте стать. 50 ГК РФ и внимательно посмотрите на схему. Подумайте в чем соотношение схемы и статьи ГК?

Читают. Ответ: схема- это упрощенный вариант представления всех видов ЮЛ в Гражданском праве.

Логический переход

(проблемная ситуация)

Получается, что законодатель закрепил особый правовой статус у всех видов ЮЛ. Возникает вопрос, а если они полноправные участники правоотношений, то зачем выделять столько видов ЮЛ?

Ответ: Потому, что разные права и обязанности у участников ЮЛ.

Промежуточный итог

Получается, что все организации о которых мы с вами поговорили, создаются для получения прибыли. Являются договорными. Можно сказать что их правовой статус таков: это коммерческие, корпоративные ЮЛ.

Таблица, размышление

Посмотрите на некоммерческие организации и их название. Дайте им правовую характеристику?

Промежуточный итог

Таким образом можно сделать вывод что, все это организации создаются для более результативного ведения деятельности, но их цель деятельности не заключается в получении прибыли.

Работа в тетради

Изобразите себе эту схему

Рисуют схему

Закрепление материала


    1) получении прибыли

    Унитарное предприятие это:


    1) получения прибыли



Итог, вывод

Попробуйте самостоятельно сформулировать, что нового на уроке мы с вами сегодня узнали?

Домашнее задание:

Параграф 40-41 подготовка к тесту.

Раздаточный материал:

ГК РФ Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

9) автономных некоммерческих организаций;

10) религиозных организаций;

11) публично-правовых компаний;

12) адвокатских палат;

13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);

14) государственных корпораций.

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ

КОММЕРЧЕСКИЕ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

КОРПОРАТИВНЫЕ

УНИТАРНЫЕ

Коммерческие

    Государственное

    Муниципальное

Коммерческое (Коммерческая организация, без права собственности)

Хозяйственные товарищества

    Учреждения: государственные, муниципальные, частные

    Автономные

    Религиозные организации

Некоммерческие

Общества

    Акционерное общество

Крестьянское (фермерское)

Производственные кооперативы

Некоммерческие

    Потребительские кооперативы

    Общественные организации (общественные движения)

    Ассоциации и союзы

    Товарищество собственников недвижимости

    Казачьих обществ

    Общины коренных и малочисленных народов РФ

    Адвокатские палаты

    Адвокатские образования, являющиеся ЮЛ

Задачи:

    «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов, а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

    «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

    «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Задачи:

    «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов, а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

    «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

    «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Задачи:

    «Гражданин К, является вкладчиком Полного Товарищества Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин К, имеет 1 голос в коллективном органе управления, несет солидарную и субсидиарную ответственность, при решении вопросов орган управления принимает решения путем голосования. Его друг Гражданин Е., Товарищества на вере Сельского Хозяйства г. Рязань, гражданин Е, не имеет голоса при решении важных вопросов, а управление товариществом принадлежит только одному человеку, который действует на основе официальной доверенности. Гражданин Е несет солидарную ответственность в товариществе. Вопрос: в чем разница правового положения гражданина К и Е?».

    «Участник фермерского хозяйства. Подал в суд иск об отчуждении части земли для продажи, суд отказал ему, ссылаясь на то, что вся земли, и имущественный на ней строительный комплекс принадлежит не гражданину, а образованному фермерскому хозяйству, т.е. юридическому лицу, и без согласия остальных участников ЮЛ, отчуждать землю суд не вправе » Вопрос: Прав ли суд в решении этого дела? Какие вывод о правовом статусе крестьянско- фермерского хозяйства мы может сделать?

    «Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Тест:

    Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли 2) совместного ведения хозяйства 3) общественно- полезной деятельности

    Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре 2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

    Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли 2) для реализации общественно полезных целей

    Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Тест:

    Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

    Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

    Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

    Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Тест:

    Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

    Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

    Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

    Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Тест:

    Коммерческие организации создаются для:
    1) получении прибыли
    2) совместного ведения хозяйства
    3) общественно- полезной деятельности

    Унитарное предприятие это:
    1) предприятие основанное на договоре
    2) предприятие основанное на передаче прав управления, без права распоряжения собственности

    Казачьи общества создаются для
    1) получения прибыли
    2) для реализации общественно полезных целей

    Участники полного товарищества:
    1) несут солидарную и субсидиарную ответственность по свои обязательствам
    2) имеют коллективный орган управления
    3) действуют только по представительству (разрешению)

Тема: Методы обучения в преподавании предмета «правоведение»

Современный урок правоведения, включает в себя различные методики обучения, средства и методы.

В силу того, что данный предмет вводиться в школе в старших классах, учителю необходимо обладать и применять методики преподавания, которые используются в профессиональных учебных заведениях. Задача педагога, уметь данные методики применять на классо- урочной системе обучения. Так же при обучении предмету, педагогу необходимо ставить образовательные цели, которые прописаны в ФГОС нового поколения.

Представленный ниже урок, это разработка использования методик преподавания правоведения в в высших учебных заведениях, адаптированные к классо- урочной системе, и упрощенные по содержанию, которое (содержание) соответствует школьной программе.

Школьная программа по правоведению, не простая по содержанию, так как педагог, который преподает этот предмет, как правило учитель истории. Но особенность этого предмета заключается в том, что при анализе материала используется не исторический, а юридический подход. Который по своему содержанию очень отличается от исторического подхода.

Оптимальные формы, средства и методы которые учитель использует на уроке правоведение, зависит от темы урока и содержания. Учителю необходимо в течении 45 минут успеть: изучить новый материала, объяснить, закрепить и проверить как ребята усвоили новую тему. Как правило 45 минут очень мало для этого.

Метод который лучше всего использовать при изучении теоретической части новой темы: лекционо- семинарское занятие. Оно подразумевает в себе, рассказ учителя и обсуждение главных вопросов с учащимися, но когда объем материала очень большой, учитель может применить и дополнительный средства для достижения цели. На примере данного урока это: норма Гражданского Кодекса и схема. Задание звучит следующим образом: ребятам необходимо прочитать норму права и сравнить ее содержанием схемы. При этом подумать как между собой связана норма и схема? На примере этого урока- это виды юридических лиц. Основная норма права- это ст. 50 ГК РФ, которая дает только перечисление, видов юридических лиц, не дает их правовую характеристику, а схема- это уже систематезированная информация о видах юридических лиц которые прописаны в норме. При этом при понимании видов юридических лиц, проще смотреть на схему и классификации которые в ней приведены. Это позволяет изучить новый материал, использовать источник, систематизировать знания с помощью схемы. подготовка данного этапа урока занимает у учителя не мало времени, но при это на уроке много времени не занимает, и позволяет объяснить материал ребятам так, что бы они при формировании новых знаний использовали различные источники знаний. Это позволяет сформировать следующие компетенции у учеников: Правовые: умение работать с источником права, умение анализировать. УУД- работать правильно с текстом, выделять главное, объяснять схему, анализировать полученный материал и т.д.

Следующая методика, которая применяется на данном уроке, это "анализа правовых казусов". Данная методика, используется для того что бы ребята, могли при создании проблемной ситуации, найти правильный ответ и его аргументировать. В соответствии с поставленными целями на уроке, задача учителя- дать правовую характеристику каждому виду юридического лица. Что бы, вы себе примерно представляли объем материала (это около 300 статей ГК РФ, в которых прописаны, понятия каждого вида юридического лица, условия организации и регистрации в РОСРЕЕСТР-е, количество участников, правила образования, учредительные документы, организационная деятельность, формы управления юридическим лицом, права и обязанности участников, а так же правила ликвидации юридического лица). Из данного примера видно, что объем материала, который должны пройти ученики за один урок, не входит во временные рамки урока. По этому, ч предлагаю использовать именно этот метод (еще данный метод называют "проблемное обучение"). Суть данного метода, заключается в том, что ребятам предлагаются задачи правого характера. В содержании этой задачи, будет проблемная ситуация, и ребятам и учителю совместно данную проблему нужно решить в соответствии с нормами права. После решения задачи, открываются новые знания.

Я выбрала самые важные вопросы в Гражданском праве, которые касаются темы: "Юридические лица"

Пример:
«Акционерное общество «Алмаз» , свой уставной капитал представил не в виде акций, а виде долей в соответствии с суммами, которые внесли участники, при регистрации своей деятельности в налоговой инспекции участникам предложили зарегистрировать свое объединение как ООО, мотивируя тем, что уставной капитал в акционерном обществе должен быть поделен на акции». Вопрос: правомерно ли деятельность инспекции?

Этапы анализа казуса.
1. Факты. Что произошло? (Отказ от регистрации юридического лица) Какое происшествие лежит в основе данного дела? (не соответствует разделение уставного капитала и правовая форма организации) Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? (вкладчики) Какие факты являются важными? (правовая форма юридического лица и установочный капитал)Какие не особенно важны? (город, место регестрации). Не достает ли каких-либо важных фактов? (все необходимы факты для решения задачи присутствуют). Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением? (Факт- не соответствие правовой характеристике юридического лица, Оценка- аргумент, налоговой инспекции об отказе регистрации)

2. Законодательство. Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и норм права подлежат применению в этом деле (касающиеся этого случая)? (Гражданский кодекс)

3. Юридическая (или иная проблема). Как сформулирован юридический вопрос, который должен решить юрист или суд. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы (Проблема- правомерно ли, действия инспекции? - в вопросе не только юридическая проблема, но и экономическая- так как юридическое лицо данного типа создается для получения прибыли, а без регистрации организации действовать она не может, следовательно и получать выгоду тоже. Общественные- отношение между административными органами управления, которые действуют правомерно, в соответствии с законом и добросовестно относятся к реализации норм права для достижения общественной справедливости, или данные действия инспекции не правомерны, а цель на пример получении "взятки")

4. Аргументы. Какие юридические, политические и иные аргумент может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве? (исходя из нормы права в ГК, весь капитал Акционерного общество делиться на акции, а в ООО- на части)

5. Решение. Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения? (Решение: действия правомерны в соответствии с нормами ГК)

Данная методика, занимает много времени при составлении именно задач правового характера, но результат, который может получить учитель на уроке всегда высок, так как применяется дополнительные средства и формы обучения (проблемные задачи), при решении задач учитель на данном уроке, не только формирует навык применения теоретических знаний по правоведению, так же он может в процессе решения вместе с ребятами дать правовую характеристику виду юридического лица, при этом учитель не рассказывает это в лекции, а это видно из содержании задачи, это позволяет задействовать меньше времени на уроке, а ученики активно работают, при этом учитель выступает как "координатор" деятельности.

Последний этап это закрепление: Закрепление проходит в форме тестирования, так как старшая школа ориентирована на сдачу ЕГЭ, а он проводиться именно в форме теста, то использование теста, позволяет не только проверить остаточными знания учеников после изучения темы, но и формировать общую компетенцию- решение тестов.

Подробное описание применяемых методик на уроке правоведение.

Государственные образовательные стандарты – один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения.
Досновной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности. В старших классах курс строится с ориентацией на расширяющийся спектр социальных связей и отношений, самостоятельность и ответственность в решении жизненных проблем. В связи с этим основой содержания обществоведческого образования в старших классах становится духовная (нравственно-этические, смысложизненные компоненты) и гражданская культура (отношения гражданина с государством и институтами гражданского общества). Кроме того, обществознание в старших классах призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании – правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое. Под правовым образованием понимается процесс передачи учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, служащих цели усвоения ими позитивного социального опыта, и развития базовых социальных компетентностей. Это есть комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, стержнем которой является правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, реализуемые как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, правовой организации школьной среды.
Правовое образование в школе – это система целенаправленных обучающих действий, организованных на идеи права, формирование личности на основе современных правовых ценностей.

К настоящему времени в области правового обучения (процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой деятельности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности).

Функции правового обучения.
Философско-культурологическая.
Образовательно-правовая.
Психолого-развивающая.
Воспитательно-формирующая, коррекционная.

Методическая работа преподавателя включает в себя: разработку (переработку) учебных программ, тематических планов
изучения учебных дисциплин и другой учебно-методической документации; подготовку к чтению лекций и проведение других видов занятий,
разработку (переработку) лекций, содержания и планов других видов занятий, атакже планов семинаров,
разработку и подготовку к изданию учебно-методических материалов для проведения занятий (описаний лабораторных работ, заданий для контрольных работ и т.п.);
разработку дидактических и раздаточных материалов (обучающих и контролирующих программ, сценариев), учебно-наглядных пособий (плакатов, схем, стендов, макетов, электронных презентаций и т.п.); участие в научно-методических конференциях, сборах, совещаниях,
семинарах, межкафедральных заседаниях и заседаниях кафедр, предметно-
методических комиссий, открытых и пробных занятиях;
разработку и анализ мероприятий по оценке и результатам учёбы;
участие в работе коллектива преподавателей по данному предмету (руководство группой преподавателей);

Как мы уже отметили, содержанием образования являются правовые знания, умения, навыки, отношения, а также мировоззренческие, нравственные, эстетические идеи, которыми должен овладеть учащийся в процессе правового обучения.

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами занятия, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Признаки современного урока права

1. Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и ученика должна быть осуществлена с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
3. Наличие цели (изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.д.) и многоплановых познавательных, развивающих, воспитательных задач.
4. Деятельностный подход в обучении («чем меньше говорите Вы, а больше говорят Ваши ученики, тем больше Ваша эффективность как учителя»).
5. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
6. Оптимизация содержания обучения.
7. Единство формирования знаний, умений, навыков учащихся.
8. Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
9. Оперативная обратная связь.
10.Высокий, но посильный темп урока.
11.Эмоциональный подъём на уроке.
12.Наличие научной организации труда учителя и ученика.
13.Наличие благоприятного психологического микроклимата.

Типология урока

Классический тип: вводный урок; тренировочный урок; контрольный урок; урок закрепления умений и навыков; урок самостоятельной работы; урок с ТСО; практическая или лабораторная работа; комбинированный или смешанный урок; повторительно-обобщающий урок и т.д.
Нетрадиционный тип: правовой турнир; правовой диспут; дебаты; зачёт; спектакль; конференция; деловая или ролевая игра; урок взаимообучения; аукцион правовых знаний; урок путешествие; судебное разбирательство и т.д.

Лекция (лат. lectio – чтение) – устное изложение предмета преподавателем в вузе, а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Лекция как вид учебных занятий ценилась всегда. Лекция должна дать самое современное представление об изучаемой теме. Никакие учебники и учебные пособия не в состоянии отразить так решение поставленного вопроса т.к. даже только что появившаяся книга отстаёт от жизни на 2 – 4 года, особенно это связано учебными юридическими курсами. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентировке в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам юридической науки.

Лекция – это наиболее экономичная по времени форма передачи учебной информации. Она во многом приближается к рассказу, вместе с тем отличается большей информативно-познавательной ёмкостью, большей сложностью логи- ческих построений, образов доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Аккумулируя в себе возможность развёрнутого и организованного в доступную форму систематического изложения сущности той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания. Логическим центром её является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходными, отправным моментом.

Основная цель лекции – формирование знаний по предмету. Она учит логике мышления, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности. Её недостаток – слабая обратная связь.

В лекции, как в форме и методе обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно-воспитательном процессе: обучающую, развивающую, воспитательную, организующую.

Академическая («базисная») лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные зна-ния юридической теории и практики.

Методика: вовлечение учащихся в тему лекции, создание проблемных ситуаций и их разрешение в диалоговом, дискуссионном режиме, широкое использование наглядного и иллюстративного материала, демонстрация прикладной направленности и значимости для учащихся, эмоциональность, образность, увлечённость, эмоциональность учителя во время изложения материала, яркая демонстрация его заинтересованности в изучении учащимися данной темы.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, разновидностью лек-ции, логикой её построения, возможностью использования наглядных и технических средств обучения.

Для того чтобы лекция носила творческий характер в её основу должна быть положена глубокая научно-исследовательская работа. Чтение лекций всегда требует основательного знакомства с широким кругом проблем отрасли права. В процессе чтения лекций следует отмечать ошибки, недостатки, устаревшие места и дискуссионные положения. Изучение частных положений, практики применения отдельных норм, институтов целесообразней проводить в рамках семинара, практических занятий, контрольных, письменных работ и в иных формах, обеспечивающих активную и творческую работу, прежде всего самих студентов. Поэтому, в процессе обучения юридической дисциплине необходимо больше ориентироваться на практические и семинарские занятия.

Семинар (лат. seminarium – рассадник) – форма учебных занятий в профессиональном образовании. Это одна из наиболее действенных, эффективных форм в общей системе организации преподавания всех юридических дисциплин. На семинарах не столько проверяют знания, сколько расширяют, совершенствуют их.

Семинары стимулируют регулярное изучение источников права и другой юридической литературы, усиливают внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные во время лекций и изучения нормативно- правовых документов, литературы; расширяют круг этих знаний в процессе самостоятельной подготовки к семинару, а также в результате выступлений других студентов и преподавателя на занятии; позволяют проверять правильность полученных знаний, вычленить наиболее важное, существенное в них; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают неясности, которые могли возникнуть в ходе лекций или при чтении юридической литературы; прививают навыки самостоятельного мышления и устного выступления, оттачивают мысль; помогают свободно оперировать правовыми категориями.

Кроме того, семинары служат одним из важнейших каналов обратной связи между преподавателем и студентами, что в конечном итоге также содействует повышению эффективности учебного процесса.

Семинары по форме разнообразны.
Примерная классификация видов семинарских занятий.
1) семинары, взаимосвязанные с лекционным курсом, являющиеся его органическим дополнением или продолжением;
2) семинары, независимые от лекционного курса, являющиеся одной из форм проведения спецкурсов;
3) практические семинары, практикумы. Цель их проведения – отработка конкретных навыков.

В практике преподавания юридических дисциплин сложился ряд видов семинаров. Основные из них таковы:
развернутая беседа на основе плана семинара; устные доклады отдельных студентов с последующим обсуждением их; обсуждение письменных рефератов, заранее написанных отдельными студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара; теоретическая конференция, дебаты, симпозиум, коллоквиум; письменная контрольная работа; устный опрос студентов по вопросам плана семинара; комментированное чтение сложных источников права, а также решение юридических задач и упражнений; деловые игры.

Метод обучения – совокупность приёмов, система взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, устойчиво ведущая к достижению цели. Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач обучения. Методы обучения являются частью методов педагогического процесса. По признаку последовательности действий методы подразделяются на приёмы. Метод от приёма отличается тем, что при помощи метода, возможно, решить учебную задачу, а при помощи приёма нет. В реальном учебном процессе методы и приёмы обучения постоянно изменяются и, по мнению некоторых авторов, могут даже переходить друг в друга, совершать взаимопереходы в конкретных педагогических ситуациях. Методы и методические приёмы обучения правовым дисциплинам

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объёму информацию, поставить перед учащимися проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства обучающихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания правового материала. Меняется лишь характер рассказа, его объём, продолжительность.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения правового материала. Использование метода объяснения требует: 1. Точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса. 2. Последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств. 3. Использования сравнения, сопоставления, аналогии. 4. Привлечения ярких примеров. 5. Безукоризненной логики изложения.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором преподаватель путём постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу. Вопросы должны быть краткими, чёткими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, схем и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией кинофильмов и презентаций и др. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий: а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент занятия; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации иллюстраций; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием правового материала; ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы правового обучения основаны на практической деятельности учащихся. К ним относят упражнения, решения правовых задач, работа с источниками правовой информации. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Технология «анализа правовых казусов» Казус – случай, происшествие; встреча, необычайность; замечательный судебный случай. В юридической терминологии «казус» – это любая конкретная ситуация, ставшая предметом исследования юриста. Как правило, на стол к юристу попадают проблемы, требующие своего решения при помощи применения норм права. Поэтому анализ казуса – это метод, который помогает студентам использовать правовые нормы по отношению к реальным жизненным ситуациям. Учащиеся учатся формулировать вопросы по фактам дела, выявлять важные для данной ситуации элементы, анализировать и обобщать их и выносить решения. При использовании этого метода (как и многих других активных и интерактивных методов) учащиеся включают все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения (таксономия Б. Блума).
Этапы анализа казуса.
1. Факты. Что произошло? Какое происшествие лежит в основе данного дела? Где и когда это произошло? Кто участник этого дела и кто представляет заинтересованные стороны? Какие факты являются важными? Какие не особенно важны? Не достает ли каких-либо важных фактов? Что в описании дела является фактом, а что – оценкой факта или чьим-то мнением?

2. Законодательство. Какие законы, другие нормативные акты и источники права, а также конкретные статьи законов и норм права подлежат применению в этом деле (касающиеся этого случая)?

3. Юридическая (или иная проблема). Как сформулирован юридический вопрос, который должен решить юрист или суд. Кроме того, можно определить, какие нравственные, политические, экономические и другие общественные проблемы

4. Аргументы. Какие юридические, политические и иные аргумент может представить каждая сторона, основываясь на фактах дела и на действующем законодательстве?

5. Решение. Какое решение было или должно быть вынесено по данному вопросу? Какие есть основания (факты, законы) для вынесения такого решения?

Средства обучения – предметы, которые в процессе преподавания и обучения передают научную информацию или её представляют, а также оказывают вос- питательно-эстетическое воздействие на учащихся. Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса, который вместе с содержанием составляет информационную среду и является компонентом дидакической системы.

Источники и литература:

Морозова С.А. Методика преподавания права в школе [Текст] / С. А. Морозова. – М.: Новый учебник, 2004. – 224 с.

Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву [Текст] / Е. А. Певцова: Учебник для студ. высших учебных заведений. – М.: Владос, 2003. – 400 с.

Дополнительная литература:

Акимова Т.И. Правовая пропаганда как способ формирования позитивных элементов правового сознания, определяющих показатель лояльности правосознания [Текст] / Т. И. Акимова. – М.: Владос, 2000. – 78 с.

Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовой ценности [Текст] / А.Н. Бабенко // Государство и право. 2005. № 2. С. 102-105.

Балюк В.А. Правовое воспитание учащихся [Текст]: Учеб. пособ. / В. А. Балюк. – Новосибирск: НГПИ, 1986. – 100 с.

Барихновская Е.Г. Система правового образования в школе [Текст]: концепция, учебные программы / Е. Г. Барихновская, Л. В. Мась, Н. И. Элиасберг, А. Я. Юдовская. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 126 с.

Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – М.:. Новый учебник, 2002. – 192 с.

Никитин А.Ф. Концепция и программа курса «Гражданское образование» [Текст] / А. Ф. Никитин. – М.: Московская школа прав человека, 1996. – 25 с.

Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся [Текст] / А.Ф. Никитин. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.

Никитин А.Ф. Политика и право. [Текст]: Пособие для учителей / А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.