Главная · Юридическое · Процедуру обязательного подтверждения соответствия устанавливает федеральный закон

Процедуру обязательного подтверждения соответствия устанавливает федеральный закон

Второй формой подтверждения соответствия является обязательное подтверждение соответствия. В статье 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон 184-ФЗ) устанавливаются общие требования к обязательному подтверждению соответствия, эти требования касаются обоих форм и декларирования соответствия и обязательной сертификации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона №184-ФЗ, оно проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требований технического регламента.

Статья называет объектами, подлежащими обязательной сертификации, только продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации. Что означает данное указание закона? Скорее всего имеется в виду, что подтверждение соответствия должно проводится до поступления товаров на рынок силами изготовителя товаров. На последующих стадиях продвижения товара подтверждение соответствия будет производиться в форме государственного контроля и надзора уполномоченными на это органами. Также из положений статьи 23 Закона №184-ФЗ можно сделать вывод, что продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, должна предназначаться для дальнейшего продвижения и обращения на рынке.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом. При установлении их обязательно учитывается такой фактор, как степень риска недостижения целей технического регламента.

Существует две формы обязательного подтверждения соответствия:

· декларирование соответствия;

· обязательная сертификация.

Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической силой независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

Методика определения стоимости проведения работ по обязательной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Эта методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или места) ее происхождения, а также лиц, которые являются ее заявителями.

Необходимо заметить, что в настоящее время система технического регулирования в Российской Федерации находится в состоянии длящейся реформы, и многие документы регулирующие вопросы обязательной сертификации утратили силу, а технические регламенты так и не приняты.

Знаку обращения на рынке посвящена статья 27 закона №184-ФЗ. Характеризуя данную правовую норму нужно заметить, что в Законе №184-ФЗ знаку обращения на рынке отводится значимая роль. Раньше подобной функциональной принадлежностью обладал знак соответствия, который был предусмотрен Законом о сертификации.

Знаком обращения на рынке маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом №184-ФЗ. Изображение знака обращения на рынке утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года №696. Этим же постановлением утверждено и описание знака обращения на рынке. В соответствии с данным Постановлением:

«Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено».

Обратите внимание!

Знак обращения на рынке не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется самостоятельно заявителем, способ нанесения маркировки не установлен, пунктом 2 статьи 27 Закона №184-ФЗ этот знак наносится любым удобным для заявителя способом. Все расходы по маркировке несет заявитель.

Не может быть маркирована знаком обращения на рынке продукция, чье соответствие требованиям технических регламентов не было подтверждено в установленном законом порядке. При нарушении этого правила наступает ответственность по статье 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей».

Более подробно вопросы ответственности за нарушение в области подтверждения соответствия будут рассмотрены в разделе этой книги.

Статьей 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Необходимо заметить, что данной статьей регламентированы права заявителя независимо от формы обязательного подтверждения соответствия, то есть они распространяются и на декларирование соответствия и на обязательную сертификацию.

Пункт 1 статьи 28 закона №184-ФЗ посвящен основным правам заявителя. Согласно этому пункту заявитель имеет право:

· выбрать самостоятельно формы и схему подтверждения соответствия, которая предусмотрена для соответствующих видов продукции определенными техническими регламентами;

Анализируя данное положение закона можно сделать вывод, что для одной и той же продукции могут применяться различные формы обязательного подтверждения соответствия. В случае, если техническим регламентом предусмотрено несколько схем соответствия для данного вида продукции, заявитель вправе выбрать для себя одну из схем:

· обратиться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого позволяет ему осуществлять сертификацию продукции, которую желает сертифицировать заявитель;

· обжаловать в орган по аккредитации неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. В соотвтествии с данным пунктом заявитель обязан:

«обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Некоторые обязанности перешли в новый закон из действовавшего ранее Закона о сертификации, это следующие обязанности:

· обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

· выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

· предъявлять органам государственного контроля и заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Список обязанностей значительно расширен, и появление остальных (новых обязанностей) можно назвать одним из достаточно значимых достижений для системы технического регулирования. Для большей эффективности правоприменения целесообразно было бы еще внести в КоАП РФ и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) статьи, устанавливающие ответственность за нарушение данных обязанностей.

Со вступлением в силу Закона №184-ФЗ значительные изменения претерпели условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Новые условия соответствуют общей концепции закона, соответствуют введенным им изменениям. В частности, условия построены на том, что из правомочий федеральных органов исполнительной власти исключены права на решение соответствующих вопросов.

Так как в соответствии со статьей 23 Закона №184-ФЗ объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая к обращению на территории Российской Федерации. Что значит продукция выпускаемая в обращение? Это продукция готовая, продукция, которая реализуется изготовителем находящимся на территории Российской Федерации, либо же продукция ввозимая на территорию Российской Федерации, которая выпускается в таможенном режиме выпуска для свободного обращения согласно правилам Таможенного кодекса Российской Федерации.

Итак, установленные Законом №184-ФЗ условия ввоза распространяются на продукцию, ввоз и оборот которой разрешен, и которая предназначена для использования, продажи в соответствии с ее прямым назначением. Например, не будет распространяться данный порядок на продукцию, находящуюся транзитом на территории Российской Федерации, или продукцию, поступающую для дипломатических представительств, находящихся на территории Российской Федерации.

Именно на продукцию, соответствующую перечисленным характеристикам, распространяются положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 29 закона №184-ФЗ, и при помещении продукции под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации. В таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются:

· декларация о соответствии или,

· сертификат соответствия,

· документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона №184-ФЗ.

Вопрос о признании результатов соответствия будет более подробно рассмотрен автором в разделе 3. данной книги.

Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

Еще одно условие, установленное законодательством Российской Федерации: продукция должна быть внесена в списки, составленные на основании технических регламентов и утвержденные Правительством Российской Федерации с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Эти списки составляются для целей таможенного оформления. Так, ранее действовал Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Приказом Государственного таможенного комитета России от 23 мая 1994 года №217. Затем этот Порядок был отменен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 8 декабря 2003 года №1401 «Об упорядочении нормативной правовой базы ГТК России». А новый документ, регулирующий порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, так и не принят. В пункте 3 статьи 29 Закона №184-ФЗ сказано, что порядок ввоза продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, которая определяется в описанных выше списках, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 29 закона №184-ФЗ продукция, определяемая составляемыми Правительством Российской Федерации списками, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления декларации о соответствии, сертификата соответствия и иных предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Закона №184-ФЗ документов о соответствии.

Продукция, представленная на рынке Российской Федерации, не вся производится и выпускается на ее территории. А система технического регулирования, существующая в нашей стране, предусматривает подтверждение соответствия только для продукции, выпущенной в обращение в Российской Федерации. Именно это регулирует статья 30 Закона №184-ФЗ, в которой говорится о признании результатов подтверждения соответствия.

Российская Федерация заключила с рядом стран международные договоры, в соответствии с которыми полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны на территории Российской Федерации. В таком случае продукция выпускается на территорию Российской Федерации без дополнительных повторных исследований. Порядок признания зарубежных документов о соответствии предусмотрен в заключенных договорах. В настоящее время такие договоры заключены с Грузией, Эстонией и другими странами.

Можно сделать вывод, что при поставке на территорию Российской Федерации иностранной продукции, которая в соответствии с законодательством России подлежит обязательному подтверждению соответствия в условиях договоров о поставке должно быть предусмотрено обязательство поставщика предоставить сертификат или иных необходимые документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям, так как от их наличия может зависеть вопрос о получении разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил сертификации продукции и услуг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Сертификация продукции и услуг. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Цели и принципы подтверждения соответствия

Оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора.

В последнее десятилетие в практике поставок продукции важную роль стали играть документы, подтверждающие соответствие поставляемой продукции требованиям, установленным в стандартах и других нормативных документах. Эти подтверждающие документы являются результатом процедуры, в которой участвуют три стороны. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона). Третья сторона - лицо или орган, признаваемая независимой от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе. Участвующие стороны представляют, как правило, интересы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторона).

Форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

В соответствии с положениями закона "О техническом регулировании" подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействие приобретателей в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
  • обеспечения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия.

Подтверждения соответствия осуществляется на основе принципов:

  • доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  • недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, к которым не установлены требования ТР;
  • установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем ТР;
  • уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат потребителя;
  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  • недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

Формы подтверждения соответствия

Закон "О техническом регулировании " предусматривает два вида подтверждения соответствия продукции:

Обязательное;

Добровольное.

Добровольная сертификация

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Сертификация соответствия - форма, осуществляемая органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договора. При сертификации подтверждение осуществляется третьей стороной - органом по сертификации. После проведения сертификации орган по сертификации выдает документ, удостоверяющий соответствие объекта заданно добровольно требованиям - сертификат соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия международным и национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами установлены требования.

Орган по сертификации выполняет следующие процедуры:

1. осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;

2. выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;

3. предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака предусмотрено действующей системой добровольной сертификации;

4. приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии сертификации требованиям добровольной сертификации или национальному стандарту (рис. 6).

В соответствии с законом "О техническом регулировании" система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателям. Лица, создавшие систему добровольной сертификации, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация. Правила выполнения предусмотренных работ и порядок их оплаты определяют участники данной системы добровольной сертификации.

Таблица 2

Примеры систем добровольной сертификации

Рис.15. Знаки соответствия системам добровольной сертификации

Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентам, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в двух формах:

Обязательной сертификации;

Принятия декларации о соответствии.

Обязательная сертификация - является формой государственного контроля за безопасность продукции, в результате которой выдается документ: сертификат соответствия. Еще обязательную сертификацию называют "сертификация в законодательно регулируемой сфере".

Пока не вступили в силу технические регламенты в соответствии со ст.7 закона "О защите прав потребителей" перечни товаров, подлежащих обязательному соответствию, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатываются и вводится в действие постановлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Номенклатура продукции и услуг, в отношении которых предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно закона "О защите прав потребителей при обязательной сертификации товаров должна подтверждаться их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение вреда имуществу потребителя. Согласно закона "Об энергосбережении", энергопотребляющая продукция подлежит обязательной сертификации также по показателям энергоэффективности.

Организация проведения работ по обязательной сертификации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполни- тельной власти в области сертификации "Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии". В настоящее время эта система реорганизуется.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате которой выдается документ: декларация о соответствии.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу.

Реформа в сфере технического регулирования предусматривает постепенный переход от жесткой формы подтверждения соответствия (обязательной сертификации) к более либеральным - декларирование о соответствия и добровольным формам. Сейчас в России декларируют не более 30%от всей продукции, обращающейся на рынке, включая и импортную. Планируется, что при завершении реформирования 10% продукции, поступающей на отечественный рынок, будут обязательно сертифицироваться, 60% декларироваться, а 30% - поступать на рынок без обязательного подтверждения соответствия.

Что же такое декларирование и в чем отличие этой процедуры от обязательной сертификации?

Главное - это перераспределение ответственности. Декларация - документ, которым сам изготовитель (продавец) удостоверяет, что изготавливаемая (поставляемая) им продукция соответствует обязательным, установленным для этой продукции требованиям. Это вполне отвечает и общепринятой мировой практике - ответственность за качество продукции несет тот, кто ее производит. Исключение составляют отрасли и направления, в которых преобладают интересы общества в целом: оборона, социальная сфера. Здесь гарантом безопасности и качества будет выступать, как и раньше государство. В отличие от процедуры обязательной сертификации, при которой соответствие продукции устанавливается третьей независимой стороной - органом по сертификации. Причем декларации о соответствии принимает только первая я сторона (изготовитель, продавец продукции). Собрав все необходимые доказательства соответствия продукции, он принимает декларацию, как обязательство соответствия выпускаемой (продаваемой) продукции нормированным требованиям.

Обязательная сертификация была введена у нас в начале 90х годов, в период становления рыночных отношений, как средство, позволяющее отслеживать некачественную и опасную продукцию, поступавшую тогда на рынок в больших количествах, в том числе из-за рубежа. Сейчас ситуация несколько иная. Нельзя пока назвать рынком вполне цивилизованным, но уже действуют рыночные механизмы. На этом этапе важно соблюдение баланса между риском общества от применения некачественной продукции и затратами бизнеса на подтверждение соответствия установленным требованиям. Обязательная сертификация будет применяться со временем только в исключительных случаях, а во всех остальных случаях будет применяться декларирование.

Кто может принимать декларацию?

Принимать декларацию могут только российские изготовители (продавцы), зарегистрированные в качестве юридических лиц В РФ, представляющие интересы иностранных изготовителей, т.е. принимающий декларацию должен обязательно подпадать под юрисдикцию РФ. Связано это с тем, что ответственность за обнаруженное несоответствие несет исключительно тот, кто принял декларацию. В соответствии с законом "О техническом регулировании" продавец может принимать декларацию только на основании прямого договора с производителем продукции на представление его интересов. Получается, что продавец, получивший товар через несколько рук права принимать декларацию не имеет. Изготовитель может принять декларацию на серийно выпускаемую продукцию или на конкретную партию продукции, продавец же только на имеющуюся у него партию продукции конкретного объема.

Каким образом изготовитель (продавец) подтверждает соответствие своей продукции всем необходимым требованиям?

Разумеется, декларация о соответствии принимается изготовителем не на пустом месте, а на основании целой формируемой самим изготовителем системы доказательств, базирующейся на комплекте документов.

Протоколы приемочных, приемосдаточных испытаний, проведенных в собственной испытательной лаборатории изготовителя, либо протоколы испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;

Сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;

Другие документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими Федеральными законами (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и т.д.);

Сертификаты на систему качества или на производство и др.

Необходимо отметить, что продавец, в отличие от изготовителя, как правило, не располагающей собственной испытательной базой и опытом проведения испытаний может принимать декларацию о соответствии только при наличии протоколов испытаний, проведенных третьей стороной. В соответствии с порядком декларация о соответствии может быть принята в отношении конкретной продукции или группы однородной продукции, на которую установлены единые требования, подлежащие подтверждению. Принимается декларация на срок, установленный самим изготовителем (продавцом), исходя из ожидаемой продолжительности выпуска данной продукции или реализации партии продукции. Срок действия сертификата не может превышать более 3х лет.

Принятая изготовителем (продавцом) декларация о соответствии подлежит обязательной регистрации в аккредитованном на данную услугу органе по сертификации. Регистрация - этап, необходимый в условиях российского рынка, она дает возможность "отслеживать" производителя (продавца), принявшего декларацию. Кроме того, регистрация - это процедура в результате которой орган по сертификации фактически придает юридическую силу принимаемой производителем декларации наравне с сертификатом соответствия при обязательной сертификации. Механизм регистрации описан в законе.

Каким образом можно отличить была ли продукция декларирована или сертифицирована?

Согласно закона "О техническом регулировании" при подтверждении соответствия посредством декларации для маркировки продукции применяется тот же знак соответствия, что и для продукции прошедшей процедуру обязательной сертификации только без указания органа по сертификации, а именно знаком обращения на рынке.

Знак обращения - знак, предназначенный для маркирования продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено (рис.16).

Рис. 16 Знак обращения на рынке

Приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое в соответствии с требованиями технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. При этом для ее применения рекомендуется использовать один из следующих критериев:

Высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка, когда необходимо дополнительно учитывать сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка. Примером этого может быть введение обязательной сертификации лекарственных средств;

Принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась России и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции (Для такой продукции в технических регламентах на основе процедур сертификации, установленных международными документами должны быть предусмотрены соответствующие схемы подтверждения соответствия в форме сертификации. Например, система сертификации механических транспортных средств на соответствие правил ЕЭК ООН. В этом случае применение обязательной сертификации, подпадающей под соглашение, позволит сохранить возможность взаимного признания результатов подтверждения соответствия без повторной сертификации, предусмотренной этим соглашением);

Третий критерий определяется случаями, когда заявитель не имеет возможности принять декларацию о соответствии не нарушая норм Закона и технического регламента. Это прежде всего относится к импортируемой продукции, когда у зарубежного изготовителя нет полномочного представителя на территории РФ или когда первая сторона (в основном продавец) не имеет собственных доказательств соответствия, предусмотренных техническим регламентом.


1. Сертификат соответствия – официальный документ, выданный по определенным правилам системы по проведению процедуры сертификации, обеспечивающий подтверждение сертифицированной продукции на соответствие установленным нормативным требованиям.

2. Декларация о соответствии – документ, в котором непосредственно изготовителем, продавцом или исполнителем удостоверяется, что предлагаемая им продукция или услуга полностью соответствует требуемым нормам и правилам.

3. Знак соответствия – знак, зарегистрированный в строго установленном порядке, определенном в данной системе сертификации и подтверждающим полное соответствие маркированной знаком продукции установленным нормативным требованиям.

1.Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

2.Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

3.Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Обязательной сертификации;

4.Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002г №184-ФЗ

В соответствии с законодательством РФ сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация– подтверждение уполномоченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям,установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции.Обязательные требования нормативных документов(стандартов,СанПиН и др.)регламентируются законом «О стандартизации».К ним относятся:безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителей,безопасность для окружающей среды, техническая и информационная совместимость,единство маркировки,единство методов контроля.Обязательной сертификации подлежат большинство непродовольственных товаров. Степень их потенциальной опасности широко колеблется– от товаров с высокой потенциальной опасностью(транспортные средства,электротовары,газовая аппаратура,оружие) до товаров с умеренной опасностью(мебель, ткани,меха).

Обязательную сертификацию проходят порошкообразные синтетические моющие и пеномоющие средства, требования по безопасности к которым установлены в ГОСТах. Вне сферы обязательной сертификации находятся ювелирные,художественные,галантерейные товары, большинство строительных товаров (исключение составляют фанера, древесно-стружечные плиты, балконные двери и окна).В перечень продукции,подлежащей обязательной сертификации,не вошли многие товары бытовой химии, поскольку они выпускаются по ОСТ или ТУ.Для большинства товаров и услуг небольшую значимость имеют безопасность их для потребителя и единство маркировки.

К типичным показателям безопасности непродовольственных товаров относятся показатели:

химической безопасности (для игрушек, посуды, древесно-стружечных плит),

электрической безопасности (для электро- и радиотоваров),

взрывобезопасности (нефтепродукты, газовая аппаратура и газ),

пожарной безопасности (электротовары, радиотовары, игрушки, мебель и пр.),

радиационной безопасности (керамической посуды, телеаппаратура),

механической безопасности (транспортные средства, игрушки, некоторые хозяйственные товары – ножи, ручные шинковки).

Специфичными для непродовольственных товаров являются такие обязательные требования как взаимозаменяемость и совместимость(для сложно-технических товаров), требования эргономики(мебель, одежда,обувь, игрушки и пр.), функциональная пригодность(товары текстильной и легкой промышленности,отдельные товары бытовой химии), требования охраны окружающей среды (синтетические моющие средства,удобрения,элементы питания,люминесцентные лампы).

Обязательная сертификация осуществляется в специально создаваемых системах обязательной сертификации.Результатом обязательной сертификации соответствия служит сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия может также проводиться посредством оформления изготовителем(продавцом,исполнителем)декларации о соответствии.

Декларация о соответствии является документом,в котором изготовитель(продавец,исполнитель)удостоверяет,что поставляемая(продаваемая)им продукция соответствует установленным требованиям,предусмотренным для обязательной сертификации продукции.Декларация о соответствии,принятая в установленном порядке, регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Декларация о соответствии оформляется субъектами хозяйственной деятельности на основании документов,подтверждающих соответствие установленным требованиям.

Такими документами могут быть:

протоколы приемных, приемно-сдаточных и других контрольных испытаний, проведенных компетентными испытательными лабораториями изготовителя (продавца, исполнителя) или сторонними лабораториями;

сертификаты соответствия на сырье, материалы, комплектующие изделия;

санитарно-эпидемиологические заключения, ветеринарные свидетельства;

сертификат пожарной безопасности;

сертификат на систему качества или производства;

другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установленным требованиям.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц в целях подтверждения соответствия продукции(услуг) требованиям стандартов,технических условий, рецептур и других документов.Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации,выбирает сам заявитель.Заявителем может быть изготовитель,поставщик,продавец, потребитель продукции.

Объектами добровольной сертификации являются системы качества производства,а также продукция,работы и услуги,не подлежащие в соответствии с законодательными актами РФ обязательной сертификации.Проведение добровольной сертификации ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей как надежность,эстетичность,экономичность и др. При этом добровольная сертификация не заменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета реализации продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

Добровольная сертификация проводится на договорных условиях между заявителем и органом сертификации в системах добровольной сертификации.Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации.В отличие от обязательной сертификации,добровольная сертификация касается тех видов продукции(процессов,услуг), которые не включены в обязательную номенклатуру и определяются заявителем.Вместе с тем продукция,прошедшая обязательную сертификацию,может проверяться в рамках добровольной сертификации на соответствие требованиям,дополняющим обязательные.

Таблица1: Отличительные признаки обязательной и добровольной сертификации.

Признаки Вид сертификации
Обязательная Добровольная
1. Основные цели проведения Обеспечение безопасности и экологичности товаров (работ, услуг) Обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги). Реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)
2. Основание для проведения Законодательные акты РФ По инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях между заявителем и ОС
3. Объекты Перечни товаров (услуг), подлежащих обязательной сертификации, утвержденные Правительством РФ Любые объекты
4. Содержание процедур Оценка соответствия обязательным требованиям, предусмотренным законом, вводящим обязательную сертификацию Оценка соответствия любым требованиям заявителя. Для объектов, подлежащих обязательной сертификации – оценка соответствия требованиям, дополняющим обязательные
5. Нормативная база Государственные стандарты, Санитарные правила и нормы, и другие документы, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) Стандарты различных категорий, ТУ и другая техническая документация, предложенная заявителем

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Схемы осуществления декларирования соответствия:

1.) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

2.) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательствзаявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Доказательные материалы – техническая документация, результаты собственных исследований и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Информация, содержащаяся в декларации

2. наименование и местонахождение изготовителя

3. информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;

4. наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;

5. указание на схему декларирования соответствия

6. заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;

7. сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

8. срок действия декларации о соответствии Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию

Регистрация декларации: оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.

Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждаетсясертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Информация, содержащаяся в сертификате соответствия:

1. наименование и местонахождение заявителя

2. наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;

3. наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

4. наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;

5. информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; 6. срок действия сертификата соответствия Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию Деятельность органа по сертификации:

Ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

Информирует соответствующие органы государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

Приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия

Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведетединый реестр выданных сертификатов соответствия.

Порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия, порядок предоставления содержащихся в едином реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений устанавливаются Правительством РФ. Порядок передачи сведений о выданных сертификатахсоответствия в единый реестр выданных сертификатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Исследования и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятсяаккредитованными испытательными лабораториями.

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.(ФЗ- "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184)

Основные цели стандартизации:

1. повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

2. повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3. обеспечение научно – технического прогресса;

4. рост конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

5. рациональное использования ресурсов;

6. техническая и информационная совместимость;

7. сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономике – статистических данных;

8. взаимозаменяемость продукции Ключевые принципы стандартизации

Добровольное использование стандартов;

Максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

Недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам Перечень документов в области стандартизации

используемых на территории РФ: национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; общероссийские классификаторы технике – экономической и социальной информации; стандарты организаций.

Объект стандартизации – продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.
Продукция – результат деятельности, удовлетворяющий потребителя.
Услуга – результат деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.
Процесс – деятельность, преобразующая входящие элементы в выходящие.
Объекты стандартизации:
а) продукция (товары народного применения, средства производства):

1) сырьё и природное топливо;
2) материалы и продукты;
3) готовые изделия;
4) отдельные аспекты однородных групп продукции:
-термины, обозначения;
-параметры и размеры;
-технические требования;
-методы контроля;
-правила приёмки;
-правила маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
б) услуги (бытовые, производственные):
1) материальные;
2) нематериальные (социально-культурные);
3) отдельные аспекты однородных групп услуг:
-термины;
-технические требования;
-методы оценки;
-классификация предприятий;
-требования к персоналу;
в) процессы (работы):
1) процессы, происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла продукции;
2) процессы, связанные с нематериальным производством;
3) управленческие процессы;
4) измерительные процессы;
5) процессы учёта и переработки информации;
6) процессы защитного действия (людей, животных, растений, природы).

Продукцию или услугу, для которой разрабатываются и устанавливаются стандарты, называют объектом (предметом) стандартизации.

Субъектами стандартизации являются: Центральный орган исполнительный власти в сфере стандартизации, совет по стандартизации, технические комитеты по стандартизации либо другие субъекты, занимающиеся стандартизацией.

Стандартизация может осуществляться на региональном, национальном или международном уровнях.

Если в роли субъекта стандартизации может выступать соответствующий орган любой страны, то стандартизация является международной.

Если субъектом стандартизации являются соответствующие органы государств одного географического, экономического либо политического региона мира, то это региональная стандартизация.

Стандартизация является национальной, если она осуществляется в рамках одного государства соответствующими органами.

Метод стандартизации – это приём или совокупность приёмов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

1. Упорядочение объектов стандартизации;

2. Параметрическая стандартизация;

3. Унификация продукции;

4. Агрегатирование;

5. Комплексная стандартизация;

6. Опережающая стандартизация.

1. Упорядочение объектов стандартизации является универсальным методом стандартизации товаров, работ и услуг. Данный метод систематизирует разнообразие продукции. Результатом применения этого метода являются перечни изделий, описания типовых конструкций, образцы форм различной документации. Упорядочение включает в себя систематизацию, симплификацию, селекцию, типизацию и оптимизацию.

Систематизация объектов стандартизации представляет собой последовательное, научно обоснованное классифицирование и ранжирование конкретных объектов стандартизации. Примерами систематизации являются различные виды общероссийских классификаторов.

Селекция объектов стандартизации – это отбор целесообразных для дальнейшего производства и применения объектов стандартизации.

Симплификация – деятельность, выявляющая объекты стандартизации, которые нецелесообразно применять для производства. Симплификация ограничивает перечень применяемых в производстве изделий до оптимального, удовлетворяющего потребности количества.

Типизация объектов стандартизации – это разработка и утверждение типовых объектов или образцов. Типизируют конструкции, технологические нормы и правила документации. Типизация проводится с целью выделения общего признака для совокупности однородных объектов.

Оптимизация объектов стандартизации – деятельность, определяющая оптимальные главные параметры и значения остальных показателей, необходимых для данного уровня качества. В результате оптимизации должна достигаться оптимальная степень упорядочения и эффективности по выбранному критерию.

2. Параметрическая стандартизация – стандартизация, направленная на фиксирование оптимальных численных значений параметров, определяющихся строгой математической закономерностью.

Под параметром продукции подразумевается количественная характеристика свойств продукции. Параметры бывают главные и основные.

Основные параметры характеризуют технологические и эксплуатационные свойства продукции и процессов.

Главные параметры не изменяют своего значения при усовершенствованиях технологии, изменениях в применяемых материалах. Этот тип параметров лучше всего определяет свойства изделий и процессов. Главных параметров может быть несколько.

У каждого определенного типа продукции есть свой набор параметров, который называется параметрическим рядом. Примером параметрического ряда может быть размерный ряд.

Параметрическая стандартизация, т. е. стандартизация параметрических рядов, представляет собой определение численных значений и номенклатуры параметров ряда.

При стандартизации параметрического ряда необходимо учитывать интересы как потребителей, так и производителей. Если установить, например, слишком большую частоту ряда, потребители будут полностью удовлетворены, а производители будут страдать от очень больших затрат на производство.

3. Унификация продукции – рациональное сокращение до оптимального уровня числа типов объектов одного функционального назначения. Унификация включает в себя: классификацию и ранжирование, селекцию и симплификацию, типизацию и оптимизацию объектов стандартизации.

Унификация осуществляется по следующим направлениям:

1) определение параметрических и размерных рядов для продукции, машин, деталей и приборов;

2) создание типов (образцов) изделий для последующей унификации совокупностей однородной продукции;

3) унификация технологических процессов;

4) сведение к оптимальному минимуму номенклатуры используемых изделий и материалов.

По области проведения унификация делится на межотраслевую, отраслевую и заводскую. По принципам осуществления – на внутривидовую и межвидовую. Показателем уровня унификации является уровень унификации продукции. Он отражает содержание в продукции унифицированных составляющих.

Одним из показателей унификации является коэффициент применяемости:

где n 0 – количество оригинальных деталей, n – суммарное число деталей.

Данный коэффициент может применяться к одному изделию или к совокупности изделий, а также для унифицированного ряда.

4. Агрегатирование. Данный метод заключается в конструировании машин и приборов из определенного числа унифицированных деталей, связанных между собой функционально и геометрически.

При использовании данного метода вся конструкция прибора или машины рассматривается как совокупность независимых комплектующих (агрегатов), каждому из которых отводится определенная функция в общем механизме. Целью агрегатирования является увеличение мощности предприятий без лишних затрат на разработку каждой машины или прибора в отдельности.

5. Комплексная стандартизация. При данном методе стандартизации целенаправленно и планомерно утверждается и используется комплекс взаимосвязанных требований к объекту стандартизации и его составляющим для получения оптимального решения проблемы. Если объектом комплексной стандартизации является продукция, то требования утверждаются и применяются к ее качеству, качеству используемого сырья и материалов, эксплуатации и хранению. Основными целями разработки комплексной стандартизации являются:

1) высокий уровень научно-технических требований стандартов;

2) учет требований производства и рынков в стандартах;

3) обеспечение взаимосвязи требований, норм и правил, содержащихся в стандартах;

4) утверждение порядка мероприятий по выполнению программ данного метода стандартизации.

6. Опережающая стандартизация заключается в установлении прогрессивных по отношению к достигнутому уровню требований, которые, согласно прогнозам, будут оптимальными в последующее время.

Опережающая стандартизация позволяет устранить препятствия на пути технического прогресса, которые могут возникать из-за статичности и быстрого морального устаревания стандартов.

Главными задачами стандартизации являются:

1) обеспечение соответствия товаров и услуг нормам и правилам безопасности для жизни и здоровья потребителя, собственности физических, юридических лиц, государственной собственности, экологии, окружающей среды, в частности, безопасности животных и растений;

2) обеспечение безопасности объектов, для которых существует возможность возникновения различного рода чрезвычайных ситуаций;

3) содействие научно-техническому прогрессу;

4) обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг;

5) экономичное использование всех видов ресурсов;

6) совместимость и взаимозаменяемость продукции;

7) единая система измерений.

Результатом стандартизации является, в первую очередь, нормативный документ.

Нормативный документ – документ, в котором утверждаются общие нормы, правила и характеристики для продукции, работ или услуг.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

    удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

    содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

    создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов :

    доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

    недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

    установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

    уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

    недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

    защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

    недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Формы подтверждения соответствия . Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации .

В современной международной терминологии ИСО (словарь ИСО/МЭК 17000) под сертификацией понимается: действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В этом определении подчеркивается:

1. Действия по сертификации осуществляет независимая от производителя и потребителя третья сторона.

2. Оценка соответствия производится данным образом, т.е. существуют система, правила, процедуры и управление деятельностью по сертификации.

3. Сертификация распространяется не только на продукцию, но и на процессы, в том числе на процессы управления качеством на предприятии, а также на персонал.

В законе «О техническом регулировании» дано следующее определение сертификации:

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. В области обязательной сертификации осуществляется государственный надзор и контроль.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации, и содержит сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется либо на основании только собственных доказательств (техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы), либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя (ст.46, п.4).

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

В обязательной сфере сертификация и декларирование в совокупности с государственным надзором должны обеспечить защиту потребительского рынка от опасной продукции. Более предпочтительным в перспективе считается механизм декларирования, поскольку он снимает административное давление с производителя, повышает его ответственность, снижает затраты заявителя (в несколько раз) и, одновременно, делает более эффективным государственный контроль.

В добровольной сфере сертификация должна обеспечить подтверждение заявленных показателей качества продукции или услуги. Добровольная сертификация может осуществляться по инициативе заявителя для установления соответствия продукции, процесса или услуги национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров.

Объекты сертификации. В соответствии со ст. 23, п. 1 ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Продукцию или услугу, в отношении которой сертификация обязательна, ранее устанавливали законы РФ («Об обеспечении единства измерений», «Об атомной энергии», «Об оружии» и др.), а в последующем будут устанавливать технические регламенты, принятые федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

Согласно ст. 21, п. 1 «добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров». Любые объекты, в отношении которых национальными стандартами, стандартами организаций, сводами правил, системами добровольной сертификации и условиями договоров установлены требования, могут являться объектами добровольной сертификации. В системе добровольной сертификации должны быть установлены: перечень (номенклатура) объектов, подлежащих сертификации, и их характеристики (с указанием документов, где они приведены), на соответствие которым осуществляется сертификация.

До дня вступления в силу соответствующих ТР:

Правительство РФ (и ФОИВ) вправе вносить изменения в правовые акты (и НД ФОИВ), применяемые до дня вступления в силу ТР.

Правительство РФ ежегодно утверждает единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Обязательная оценка соответствия (подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор)), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляются согласно принятым до дня вступления в силу закона №65-ФЗ правовым актам РФ и НД ФОИВ.

При ввозе на территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов. Предоставление декларации о соответствии или сертификата соответствия не требуется, если таможенным режимом не предусмотрена возможность отчуждения продукции на таможенной территории Российской Федерации. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Работы и услуги не подлежат государственному контролю и надзору . Такой подход является следствием сближения Российских правил сертификации с международными. Дело в различии трактовок понятия «стандарт» в законе «О техническом регулировании» и в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. Согласно Соглашению стандарты применяются только в отношении товаров, а не услуг (работ). Международную торговлю услугами регулирует другое соглашение – Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). ГАТС в отношении услуг не применяет термины «технический регламент» и «стандарт», а применяет термин «меры», под которыми понимаются законы и подзаконные акты, принятые государством, но отнюдь не добровольные соглашения на уровне юридических лиц по регулированию торговли услугами. Под «услугой» понимается любой вид услуг (включая «работы») в любом секторе экономики, за исключением услуг, предоставляемых органами власти при осуществлении ими властных полномочий.

В связи с указанным Ростехрегулирование в своем Информационном письме от 11 июля 2003 года № ВК-110-28/2522 «О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р» сообщил, что со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, и что обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции.

В то же время, обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг была введена в России на основании законов: «О защите прав потребителей», «Об атомной энергии», «О безопасности дорожного движения», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и др.

Различают формы подтверждения соответствия в законодательно регулируемой сфере (обязательные требования, касающиеся безопасности продукции, маркировка знаком обращения на рынке) и в законодательно не регулируемой сфере (добровольные требования, маркировка знаком соответствия НД). В международной практике знаки соответствия в законодательно регулируемой сфере обычно указываются как certificateofconfidence, а в законодательно не регулируемой –certificateofconformity.

Знаки соответствия, применяемые в системе ГОСТ Р, показаны на рисунке.

Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия – формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов.

На основе ФЗ форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной.

При этом ФЗ № 184 в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называет две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию.

Таким образом, на основе ФЗ № 184 предусмотрено три формы подтверждения соответствия:

  • обязательная сертификация;
  • декларирование соответствия (обязательное);
  • добровольная сертификация.

Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:

  • обязательный сертификат соответствия;
  • декларация соответствия (обязательная);
  • добровольный сертификат соответствия.

Созданы две формы подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) были в Европейском союзе. Здесь существует подход, основанный на определении степени потенциальной опасности товара. В соответствии с этим используется соответствующая форма сертификации: для наиболее опасных групп товаров следует обязательная оценка соответствия в аккредитованных сертификационных органах; для менее опасной продукции может применяться декларирование производителем (представителем производителя) или продавцом безопасности продукции.

Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, орган сертификации лишь регистрирует документ, ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.

В отличие от российского законодательства декларирование в Европе – это добровольная форма подтверждения соответствия. Там не существует установленного документа и твердого порядка регистрации их. В качестве декларации может выступать паспорт изделия, например.

В России законодательно установлена необходимость введения декларирования в качестве основной формы оценки соответствия, вместо обязательной сертификации. На это направляет Указ Президента РФ № 797 от 15 мая2008 г, который определяет, что для осуществления в России предпринимательской деятельности, необходимы неотложные меры по ликвидации административных ограничений.

Другие федеральные законы и сертификация

ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел две формы оценки соответствия продукции, которые явились аналогом обязательной сертификации и просуществовали в РФ длительное время (до 1 июля2010 г., когда вступило в действие законодательство Таможенного Союза — ТС). Это документы: Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Они по сути являлись формами оценки соответствия, но не были указаны в ФЗ № 184, как формы подтверждения соответствия.

Решение Комиссии ТС (КТС) № 299 от 28.05.2010 г. ввело в действие две новых формы оценки соответствия, назвав их добровольными: Экспертное заключение Роспотребнадзора (которое заменило Свидетельство о государственной регистрации РФ и СЭЗ) и Свидетельство государственной регистрации ТС. Хотя их называют добровольными формами оценки соответствия, но эти документы должны быть представлены при возникновении ситуации на границе, которая требует санитарного надзора за перемещаемым грузом (без них груз не будет допущен в РФ), а также при первом выходе на рынок России продукции, которая указана в Перечне товаров, утвержденных решением КТС № 299.

Хотя ФЗ № 184, определяет, что обязательные формы подтверждения соответствия могут применяться лишь относительно установления исполнения обязательных требований Технических регламентов, а обязательная сертификация устанавливается лишь ФЗ № 184. Но до настоящего времени в РФ существуют обязательные формы оценки соответствия в других (кроме системы сертификации ГОСТ Р) обязательных системах оценки соответствия, которых в РФ – 16.

Они были созданы в соответствии с ФЗ № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и действуют по правилам ими установленным. Каждая обязательная система содержит свой перечень продукции, которая требует обязательного подтверждения соответствия.

Система пожарной сертификации МЧС была приведена в соответствие с ФЗ № 184 путем принятия Технического регламента «О пожарных требованиях» (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.), который вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Обязательная сертификация, как форма оценки соответствия

Обязательная сертификация относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. В ходе процедуры сертификации выдается документ — сертификат соответствия. Иначе обязательную сертификацию определяют как «сертификацию в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии с ФЗ № 184 такая форма подтверждения соответствия, как обязательная сертификация относится лишь в исполнению обязательных требований Технических регламентов.

Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.

Но на переходный период, до вступления в действие ТР, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Правительству РФ (на основе ФЗ «О защите прав потребителей»).

Т.е. в этом случае ФЗ «О защите прав потребителей» вводит форму подтверждения соответствия, а также обязательные требования. В соответствии с данным законом обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, должна применяться для удостоверения безопасности продукции для здоровья и жизни потребителей, предотвращения вреда имуществу потребителя и окружающей среде. В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении» обязательной сертификации по характеристикам энергоэффективности подлежит продукция, потребляющая энергию.

Декларирование в России, как обязательная форма оценка соответствия

Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов. Исключение – переходный период. В это время форма оценки соответствия с оформлением декларации производится на основе той же законодательной базы, что и обязательная сертификация.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии с точки зрения ФЗ № 184 имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в РФ, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.

Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на российском рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано российским законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.

Добровольная сертификация, как форма оценки соответствия

Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая, технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в ФЗ № 184:

  • процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
  • продукция;
  • работы и услуги;
  • системы менеджмента предприятий и организаций;
  • персонал и другие.

Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака, как правило, присутствует надпись «добровольная сертификация».

Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т.е. формы подтверждения соответствия), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.