Главная · Кадровые документы · Работа со сведениями, составляющими государственную тайну: начисление и выплата надбавки за допуск к государственной тайне. Надбавка за секретность На какой оклад начисляется надбавка за гостайну

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну: начисление и выплата надбавки за допуск к государственной тайне. Надбавка за секретность На какой оклад начисляется надбавка за гостайну

48. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее в настоящем разделе - военнослужащие), в зависимости от степени секретности и объема сведений, к которым они имеют документально подтвержденный доступ на законных основаниях, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее в настоящем разделе - надбавка), в следующих размерах:
а) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» - 25 процентов оклада по воинской должности;
б) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» - 20 процентов оклада по воинской должности;
в) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» - 10 процентов оклада по воинской должности.
49. Надбавка выплачивается на основании приказа командира воинской части, который издается, как правило, в начале календарного года.
При назначении на воинскую должность (временном исполнении воинской должности) выплата надбавки производится со дня, указанного в приказе командира воинской части о выплате указанной надбавки.
В приказе указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая воинская должность (согласно номенклатуре (перечню) должностей работников, подлежащих оформлению на допуск), номер, число, месяц, год допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и размер устанавливаемой надбавки в процентах.
Командирам (начальникам) надбавка устанавливается приказами вышестоящих командиров (начальников).

50. Надбавка не выплачивается военнослужащим:
- освобожденным (отстраненным) от занимаемых воинских должностей;
- в отношении которых допуск прекращен;
- освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную - --- тайну, приказом командира (начальника);
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников);
- за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.
Выплата надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения от воинской должности, прекращения допуска, освобождения от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну.

<10>

<10>

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии. В частности, такие лица имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате (далее — надбавка за секретность).

Примечание

Если организация выплачивает надбавки в размере меньше установленного минимума, она может быть привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (абз. 10 ч. 1 ст. 165 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что в качестве санкции за совершение этого правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Порядок выплаты надбавки за государственную тайну (Соболева Е.)

или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 528 | Нарушение авторского права страницы

Сотрудники организаций в силу своих должностных обязанностей могут иметь допуск и работать со сведениями, составляющими государственную тайну <10>. Как правило, это работники государственных учреждений — унитарных предприятий, а также организаций, выполняющих работы по госзаказу.

<10> Понятие государственной тайны, порядок доступа к ней и обеспечение ее защиты регулируются положениями Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее — Закон N 5485-1).

В силу ст. 21 Закона N 5485-1 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, установлены социальные гарантии.

Доплаты работникам за гриф «секретно»

В частности, такие лица имеют право на получение процентной надбавки к заработной плате (далее — надбавка за секретность).

Величина надбавки за секретность рассчитывается работодателем в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 (далее — Правила N 573). Кроме того, при назначении и выплате надбавок нужно также руководствоваться Разъяснением о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 N 408н (далее — Разъяснение N 408н).

В настоящее время установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну (ч. 2 ст. 8 Закона N 5485-1). Размер надбавок устанавливается сотрудникам в зависимости от степени секретности информации, к которой они допущены (п. 1 Правил N 573). Обобщим эти данные в таблице.

<*> Надбавка в размере 10 — 15% устанавливается для работников, в отношении которых проводились проверочные мероприятия при допуске к информации, составляющей государственную тайну.

Конкретный размер надбавки (в пределах установленного диапазона) организация определяет самостоятельно. При этом учитывается объем секретных сведений, к которым допущен сотрудник, а также продолжительность срока, в течение которого засекреченные сведения сохраняют свою актуальность (абз. 3 п. 1 Правил N 573).

Примечание

Если организация выплачивает надбавки в размере меньше установленного минимума, она может быть привлечена к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (абз. 10 ч. 1 ст. 165 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ). Напомним, что в качестве санкции за совершение этого правонарушения предусмотрен штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Надбавка выплачивается за счет утвержденного в организации фонда оплаты труда (абз. 4 п. 1 Правил N 573). При этом организации, которые не имеют ведомственной принадлежности, производят выплату надбавки за счет средств, полученных от основной деятельности (п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.09.2006 N 573).

Начисляется надбавка одновременно с заработной платой (ч.

1 ст. 129 ТК РФ).

На основании п. 3 ст. 255 НК РФ начисления компенсирующего характера, которые связаны с режимом работы и условиями труда и произведены в соответствии с законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда для целей налогообложения.

Следовательно, затраты, связанные с выплатой надбавок за секретность, организации вправе учитывать при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Аналогичной позиции придерживаются и контролирующие органы (Письма Минфина России от 17.04.2006 N 03-03-04/4/67, УФНС России по г. Москве от 23.05.2007 N 20-12/049609).

Однако для этого необходимо соблюдать следующие условия:

1) расходы должны быть документально подтверждены.

Согласно абз. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 5485-1, п. 3 Разъяснения N 408н надбавка выплачивается на основании приказа (распоряжения, указания) о работе сотрудника с засекреченными сведениями на постоянной основе. В таком приказе отражаются следующие сведения: должность, Ф.И.О. работника, дата оформления и номер его допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер установленной надбавки.

В силу п. 3 Разъяснения N 408н данный приказ необходимо издавать не реже чем один раз в год, а также:

— при внесении изменений в штатное расписание;

— при внесении изменений в номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне;

— в случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне;

— при приеме граждан на работу и их увольнении.

Таким образом, основным документом, подтверждающим реальность расходов, является оформленный соответствующим образом приказ (распоряжение, указание).

Отметим, что, поскольку необходимость выплачивать работникам надбавки за секретность установлена законодательно, организации не обязаны закреплять такие выплаты в трудовых и (или) коллективных договорах (абз. 1, п. 3 ст. 255 НК РФ). В то же время считаем целесообразным сделать это, чтобы исключить возможные претензии со стороны проверяющих;

2) надбавка должна учитываться в расходах только в рамках нормативов, установленных в Правилах N 573. Полагаем, что суммы превышения не являются экономически оправданными затратами и не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 529 | Нарушение авторского права страницы

Секретная надбавка

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Решением суда ОАО обязали выплатить работнику надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за период с 01.01.95 по 31.03.2006 (материалы дела прилагаются). Данный работник работал на основании бессрочного трудового договора, имел вторую форму допуска к работе со сведениями, составляющими гостайну, но не был включен в приказ о выплате таких надбавок. Его должностная инструкция работы с гостайной не предусматривала.

Между тем в соответствии с Законом "О государственной тайне", с Постановлением Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 и разъяснениями Минтруда данная надбавка выплачивается работникам при соблюдении двух условий: наличие допуска и приказа руководителя, которым определен круг лиц, допущенных к работе со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе.

Что означает "работа со сведениями, составляющими гостайну, на постоянной основе"?

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Считается ли работник, заключивший бессрочный трудовой договор, имеющий допуск, но не включенный в приказ, работающим с такими сведениями на постоянной основе? Обязан ли руководитель включать такого работника в приказ только на том основании, что у него есть форма допуска, и выплачивать ему надбавку?

ОАО ААК "Прогресс", г. Арсеньев Приморского края

Постановление Правительства РФ от 14.10.94 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" в настоящее время утратило силу. С 1 января 2007 года его заменило Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

Однако поскольку спорные отношения приходятся на период 1995 — 2006 годов, то при ответе на вопрос мы будем руководствоваться Постановлением N 1161 и разъяснением к нему Минтруда России "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.12.94 N 84).

Пункт 1 Постановления N 1161 устанавливает, что надбавка за работу со сведениями, составляющими гостайну, выплачивается работникам, допущенным к гостайне на постоянной основе. Для выплаты этой надбавки необходимы оформленный допуск и решение руководителя организации.

Таким образом, формальным основанием для выплаты надбавки действительно является выполнение одновременно двух условий — наличие допуска и приказа руководителя.

При этом само по себе оформление работнику допуска к сведениям соответствующей степени секретности не означает, что он будет постоянно работать с секретными сведениями, и не обязывает работодателя непременно включить его в утверждаемый приказом перечень лиц, допущенных к работе с гостайной. Также не имеет определяющего значения и факт заключения бессрочного трудового договора.

Основанием для получения надбавки является возложение на работника обязанности постоянно работать с секретными сведениями. Что понимать под такой постоянной работой, в Постановлении не определено. По разъяснению Минтруда, допущенными к гостайне на постоянной основе считаются граждане, имеющие допуск к сведениям соответствующей степени секретности, на которых решением руководителя предприятия возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими гостайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей.

При этом под постоянной работой со сведениями, составляющими гостайну, следует понимать работу с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также ее продолжительности и периодичности в течение года.

Из изложенного следует, что "постоянность" работы с секретными сведениями устанавливается работодателем исходя из содержания обязанностей работника, предусмотренных трудовым договором, должностной инструкцией и другими локальными нормативными актами, что отражается в соответствующем приказе руководителя. Однако в случае возникновения спора между работодателем и работником такие формальные основания, как содержание трудовой документации и наличие приказа руководителя, не имеют принципиального значения. Орган, рассматривающий спор, должен установить факты, а они могут быть подкреплены любыми доказательствами.

В отношениях работник — работодатель стороной, обладающей властными полномочиями, безусловно, является работодатель. Но злоупотребление этими полномочиями не может лишить работника возможности защитить свои права — для этого и существует суд.

Предположим, работник трудится во вредных условиях, а работодатель не отразил этого факта в документах и не предоставляет полагающиеся работнику компенсации и льготы. Или работник фактически допущен к работе, а приказ и трудовой договор не оформлены. Ведь не может же подобное несоблюдение формальностей означать, что работник никогда не получит полагающуюся ему оплату труда.

Как следует из присланных автором вопроса судебных актов, суды всех трех инстанций, изучив представленные работником доказательства, сочли установленным тот факт, что работник действительно в течение многих лет постоянно работал с секретными сведениями и потому имел право на получение надбавки.

Не комментируя решения судов по сути, хотим обратить внимание на то, что судьи руководствовались фактическими обстоятельствами дела, а отнюдь не наличием формы допуска и бессрочным трудовым договором.

К публикации подготовила Наталья Завойкина,

Говоря об уровне, принято употреблять фразу «под грифом секретности». Чем тяжелее урон может быть нанесен в случае разглашения секретных данных, тем выше гриф секретности присваивается этой информации.

Чтобы защитить государственные секреты, власти контролируют и проверяют лиц, допущенных к ней. Вплоть до частичных ограничений в конституционных правах.

Например, лицам, допущенным к таким сведениям, могут ограничить:

Возможность выезда за пределы государства;
право на неприкосновенность личной жизни;
право на использование своих изобретений;
в других правах.

Решение об ограничении в правах принимают органы безопасности на основании имеющейся у них информации о носителе тайны, степени ее важности, возможных рисках утечки данных. Ограничения в некоторых случаях продолжаются, даже если сотрудник перестал работать с секретной информацией. Поясняется это тем, что перестав работать с тайной в текущее время, он ведь не забыл ту часть, с которой работал раньше.

Ограничивая в правах и держа лиц, вовлеченных в государственную тайну, под контролем, власти предлагают им высокую заработную плату, доплаты и льготы.

От грифа секретности зависит, какой будет итоговая выплата.

1. Посвящение в информацию под грифом «особой важности» приводит к дополнительной выплате в размере 50-75% от оклада.
2. Работающие с «совершенно секретной» информацией сотрудники получают плюс 30-50% к окладу.
3. Просто «секретная» информация увеличивает заработную плату на 10-15% при наличии проверок или на 5-10% при отсутствии проверок.


На точный процент влияет объем работы с секретными данными. Но надбавка в любом случае не может быть меньше указанных выше границ.

Размер надбавки сотрудникам структур, которые защищают государственную тайну, зависит от выслуги (стажа работы по данному профилю).

1. При выслуге 1-4 года сотрудник получает 10% к окладу по должности.
2. При выслуге 5-9 лет – 15%.
3. При выслуге 10 лет и более – 20%.

Форма допуска к сведениям, представляющим тайну:

1-я форма – лица, которые допускаются к информации под грифом «особой важности»;
2-я форма – лица, которые допускаются к информации под грифом «совершенно секретно»;
3-я форма – под грифом «секретно».

Лицам с первой формой разрешается доступ к информации второй и третьей формы, лицам со второй формой разрешается доступ к сведениям третьей формы. При этом лицам с третьей формой в доступе ко второй и первой форме будет отказано, как и лицам со второй в доступе к первой. То есть лица, имеющие доступ к более секретной информации, допускаются к информации менее секретной, но не наоборот.

В МВД нормативно-правовую базу секретности определяет приказ министерства. Гражданские лица, не работающие с секретной информацией, но получающие частичный допуск к ней, не получают никаких доплат, но временно ограничиваются в правах. Например, гражданский человек ознакомлен с материалами следствия, которые до момента завершения следственных мероприятий разглашать нельзя. Получив доступ к этой информации, гражданин в письменном виде берет на себя обязательство по ее неразглашению. Если он нарушит данное обязательство, ответит по всей строгости закона.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220-8235), постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 25, ст. 2718) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудникам и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Ю.И. Калинин) обеспечить исполнение утверждаемой Инструкции.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2001 г. N 1200-к "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудникам и гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, допущенным к государственной тайне" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 августа 2001 г., регистрационный N 2893).

4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра, курирующего уголовно-исполнительную систему.

И.о. Министра О. Хлупин

Инструкция о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудникам и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне

1. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (далее - процентная надбавка), выплачивается сотрудникам и работникам центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов уголовно-исполнительной системы, учреждений, допущенным к государственной тайне и имеющим оформленный в установленном порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых приказом учреждения, органа возложена обязанность постоянной работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

2. Процентная надбавка выплачивается в зависимости от степени секретности, к которым указанные лица имеют доступ, в следующих размерах в месяц:

25 процентов должностного оклада (тарифной ставки) - за работу со сведениями особой важности;

20 процентов должностного оклада (тарифной ставки) - за работу с совершенно секретными сведениями;

10 процентов должностного оклада (тарифной ставки) - за работу с секретными сведениями.

3. Выплата процентных надбавок производится на основании приказов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) с момента оформления в установленном порядке допуска сотрудника (работника) к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, на постоянной основе.

В приказе указываются: должность (согласно номенклатуре должностей сотрудников, подлежащих оформлению на допуск), специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, личный номер, дата и номер согласования допуска и размер устанавливаемой ежемесячной надбавки в процентах.

Приказы издаются не реже одного раза в год с учетом изменений в штатном расписании, изменения Перечня сведений, подлежащих засекречиванию, при приеме и увольнении должностных лиц и других факторов.

Начальникам территориальных органов и учреждений УИС процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается приказом вышестоящего органа.

4. Лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС процентная надбавка выплачивается к фактически установленным должностным окладам без учета их повышения за службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других повышений и увеличений.

5. Выплата процентной надбавки не приостанавливается в период нахождения сотрудника (работника) в отпуске (кроме отпуска по уходу за ребенком), командировке, на излечении амбулаторно или в лечебном учреждении, при выполнении государственных и общественных обязанностей.

6. Процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачивается лицам:

освобожденным от занимаемых должностей;

в отношении которых допуск прекращен;

освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом за подписью начальника;

проходящим службу (работающим) по совместительству и получающим такую надбавку по основному месту службы (работы);

работающим с почасовой оплатой труда;

работающим на основании гражданско-правовых договоров;

лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;

находящимся в распоряжении соответствующих начальников;

находящимся в отпуске, предоставляемом при увольнении со службы.

Выплата процентной надбавки прекращается со дня, следующего за днем освобождения от должности, прекращения допуска, освобождения от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

7. Ранее установленные нормативными актами надбавки, носящие компенсационный характер - за работу на специальных или режимных объектах, в мобилизационных подразделениях, а также за шифровальную и дешифровальную работу, выплачиваются в прежнем порядке и размерах.

8. Сотрудникам и гражданскому персоналу структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к процентной надбавке, предусмотренной пунктом 2 настоящей Инструкции, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях в следующих размерах:

От 1 до 5 лет работы - 5 процентов

От 5 до 10 лет работы - 10 процентов

От 10 лет и выше - 15 процентов.

К структурным подразделениям по защите государственной тайны относятся: режимно-секретные, мобилизационные, шифровальные подразделения, подразделения по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации, библиотеки секретных изданий и секретных технических документов, машинописные, чертежные, множительные и копировальные бюро, а также иные подразделения, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, либо отдельные штатные сотрудники, на которых согласно должностным (функциональным) обязанностям приказом за подписью начальника возложена обязанность по защите государственной тайны.

При определении стажа службы (работы) в подразделениях следует учитывать только документально подтвержденный стаж службы (работы) в них независимо от того, в каком органе государственной власти, местного самоуправления, на каком предприятии, организации и воинской части служил (работал) сотрудник (работник). При этом перерывы в службе (работе) в подразделениях в стаж службы (работы) для получения процентной надбавки не засчитываются.

Если у сотрудника подразделения перерыв в службе (работе) в этих подразделениях составил свыше 5 лет, то его предыдущий стаж службы (работы) в подразделениях при выплате процентной надбавки не засчитывается.

Выплата процентной надбавки за стаж службы (работы) производится в соответствии с заключением комиссии по установлению общего стажа для выплаты процентной надбавки за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны.

9. Процентные надбавки, предусмотренные пунктами 1 и 7 настоящей Инструкции, включаются в состав заработной платы гражданского персонала, на которую начисляются районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 3

Отнесение сведений к государственной тайне продиктовано обеспечением безопасности государства. Работа с такими сведениями подлежит оплате в повышенном размере. Рассмотрим особенности работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и порядок ее компенсирования в 2007 г.

Правоотношения в сфере допуска к государственной тайне регулируются несколькими нормативными документами, основным из которых является Закон "О государственной тайне" <1>, действующий как на территории РФ, так и за ее пределами. Обязанность исполнения данного Закона возлагается на организации, учреждения независимо от организационно-правовой формы собственности, должностных лиц и граждан РФ, взявших на себя обязательство исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

<1> Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".

Рассмотрим, какие сведения составляют государственную тайну и кто имеет допуск к ним, а также как осуществляется эта работа.

Определение государственной тайны дано в ст. 2 Закона "О государственной тайне" - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся сведения в военной области, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. Полный их перечень представлен в ст. 5 Закона "О государственной тайне".

Однако не все сведения могут быть засекречены. Как указано в ст. 7 Закона "О государственной тайне", не являются государственной тайной сведения о чрезвычайных обстоятельствах и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, размерах золотовалютных резервов РФ и другие.

Стоит отметить, что работа с секретными сведениями строится на добровольной основе. В силовых ведомствах к ней допускаются как военнослужащие, так и гражданские лица, а также сотрудники специальных подразделений. Особенностью допуска к государственной тайне является то, что составляющие ее сведения разделены по степени секретности (ст. 8 Закона "О государственной тайне"):

  • "особой важности";
  • "совершенно секретно";
  • "секретно".

При этом отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к соответствующим степеням защиты устанавливают согласно Постановлению Правительства РФ N 870 <2> руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В соответствии с п. 3 данного Постановления:

  • к сведениям особой важности относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Гражданам, допущенным к данным сведениям, устанавливается первая форма допуска;
  • к совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей. Граждане, допущенные к данным сведениям, имеют вторую форму допуска;
  • к секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Для граждан, допущенных к данным сведениям, установлена третья форма допуска.
<2> Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности".
Обратите внимание: наличие у военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

При оформлении допуска военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, помимо Закона "О государственной тайне" следует руководствоваться Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050. Исходя из п. 6 данной Инструкции выдача допуска первой и второй формы осуществляется после проведения проверочных мероприятий ФСБ России, а третья форма выдается военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим руководителями учреждений силовых ведомств без проверочных мероприятий ФСБ России.

Нельзя не обойти вниманием и основания отказа в допуске к государственной тайне. Они предусмотрены ст. 22 Закона "О государственной тайне", в соответствии с которой на руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, возлагается обязанность принятия решения об отказе к допуску военнослужащих, служащих и иных работников силовых ведомств к государственной тайне в случае:

  • признания указанных лиц судом недееспособными, ограниченно дееспособными или рецидивистами, нахождения их под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличия у них неснятой судимости за эти преступления;
  • наличия у них медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России от 16.03.1999 N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну";
  • постоянного их проживания или близких родственников за границей и (или) оформления указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • выявления в результате проверочных мероприятий действий оформляемых лиц, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонения их от проверочных мероприятий и (или) сообщения ими заведомо ложных анкетных данных.

Кроме того, лицам, уже допущенным к государственной тайне, действие допуска может быть прекращено также в случаях расторжения с ними трудового договора или контракта в связи с проведением организационно-штатных мероприятий или при установлении однократного нарушения взятых обязательств по защите государственной тайны (ст. 23 Закона "О государственной тайне"). При этом допускается обжалование решений о прекращении допуска в судебном порядке. В то же время решения суда зависят от правильного исследования всех представленных на рассмотрение материалов.

Так, в Определении ВС РФ от 27.03.2001 N 73-Г01-5 была рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Верховный Суд, рассмотрев материалы дела, принял решение оставить жалобу истца без удовлетворения в связи с тем, что одним из оснований отказа к допуску, предусмотренных в ст. 22 Закона "О государственной тайне", считается постоянное проживание его близких родственников за границей и (или) оформление указанным лицам документов для выезда на постоянное жительство в другие государства. Это и было установлено в ходе проверочных мероприятий представленных гражданином сведений. Кроме того, истец несвоевременно проинформировал структурное подразделение по защите государственной тайны о выезде за границу.

Доводы истца о том, что он своевременно информировал администрацию учреждения о выезде родственника за границу, о несоблюдении порядка ознакомления его с принятыми решениями о прекращении допуска и отказе в допуске к государственной тайне и другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, были тщательно проверены судом и обоснованно отвергнуты как не основанные на законе и не нашедшие своего подтверждения при разбирательстве дела по мотивам, приведенным в решении.

Стоит отметить, что суд принял во внимание то, что администрация учреждения, в соответствии со ст. 22 Закона "О государственной тайне", исследовала факты, послужившие отказом в выдаче допуска к государственной тайне. Однако судебные органы не всегда находятся на стороне учреждений.

Определением ВС РФ от 18.02.2002 N 45-Г02-4 рассмотрена кассационная жалоба гражданина на решение суда об отказе в допуске его к сведениям, составляющим государственную тайну. Проверив материалы дела, судебная коллегия ВС РФ приняла решение отменить решение суда по следующим основаниям.

Отказав гражданину, суд принял во внимание, что проведенной проверкой УФСБ по субъекту РФ были выявлены нарушения в организации секретного делопроизводства, а именно: нарушение контроля за ведением секретного делопроизводства, отсутствие инициативы в решении вопросов совершенствования режима секретности. Однако судебная коллегия приняла к сведению, что прежде чем принимать заключение об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, орган безопасности обязан был руководствоваться условиями отстранения, перечисленными в ст. 23 Закона "О государственной тайне". Вместе с тем суд в нарушение ст. ст. 14, 50, 56 ГПК РСФСР не проверил представленные гражданином доводы о том, что установленные нарушения являются результатом деятельности всего структурного подразделения по защите государственной тайны, кроме того, в его должностные обязанности не входит ведение секретного делопроизводства, а ответственные за его ведение лица понесли дисциплинарные наказания.

Социальные гарантии лицам, допущенным к работе со сведениями, составляющими государственную тайну

Согласно ст. 21 Закона "О государственной тайне" допуск военнослужащих, служащих и иных работников федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к государственной тайне сопряжен с предоставлением им следующих социальных гарантий:

  • процентных надбавок к денежному довольствию и заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;
  • преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе (службе) при проведении органами государственной власти организационных и штатных мероприятий.

Стоит отметить, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных подразделениях.

Начиная с 01.01.2007 социальные гарантии в виде надбавок военнослужащим и гражданам, допущенным к государственной тайне, устанавливаются на основании Постановления Правительства РФ N 573 <3>, которым утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников подразделений по защите государственной тайны (далее - Правила выплаты надбавок). До 01.01.2007 социальные гарантии устанавливались Постановлением Правительства РФ N 1161 <4>.

<3> Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".
<4> Постановление Правительства РФ от 14.10.1994 N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне".

Принимая во внимание, что в Постановлении N 573 и в ранее действовавшем Постановлении N 1161 в основном отражены только размеры ежемесячных надбавок, общий порядок их выплат приведен в Постановлении Минтруда России N 84 <5>, которым утверждены Разъяснения по их выплате (далее - Разъяснения).

<5> Постановление Минтруда России от 23.12.1994 N 84 "Об утверждении Разъяснения "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне".

Ниже рассмотрим особенности выплаты каждой из надбавок.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

В чем заключаются основные отличия нормативных документов, регулирующих выплаты надбавок за допуск к государственной тайне? Такими документами установлены размеры и условия их выплат. Так, если согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ N 1161 военнослужащим, служащим и иным работникам силовых ведомств размер надбавки к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке) за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, устанавливался в определенном размере, а именно:

  • за работу со сведениями "особой важности" - 25%;
  • за работу со сведениями "совершенно секретно" - 20%;
  • за работу со сведениями "секретно" - 10%,

то начиная с 2007 г. согласно Постановлению Правительства РФ N 573 размер ежемесячной процентной надбавки имеет как низшее, так и высшее пороговое значение:

  • за работу со сведениями "особой важности" - 50 - 75%;
  • за работу со сведениями "совершенно секретно" - 30 - 50%;
  • за работу со сведениями "секретно" при оформлении допуска к проведению проверочных мероприятий - 10 - 15%;
  • за работу со сведениями "секретно" без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10%.

В чем особенность внесения изменений в размеры выплат ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну? Ответ на этот вопрос дан в абз. 3 п. 1 Правил выплаты надбавок, в соответствии с которым установление определенной процентной надбавки военнослужащим, служащим и иным работникам федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, зависит не только от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ, но и от объема сведений, с которыми работают указанные лица, а также срока, в течение которого за соответствующим документом сохраняется секретность. В ранее действовавших нормативных документах при определении размера надбавки объем сведений и срок секретности документов не предусматривались.

Стоит отметить, что в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ N 573 силовые ведомства самостоятельно устанавливают конкретные размеры ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу. Так, например, в органах МЧС России Приказом N 661 <6> утверждена Инструкция о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны (далее - Инструкция о порядке выплаты надбавок). Исходя из п. 3 данной Инструкции ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, выплачивается в следующих размерах:

  • 75% должностного оклада - за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания более 10 лет;
  • 65% должностного оклада - за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;
  • 55% должностного оклада - за работу со сведениями особой важности со сроками засекречивания до 5 лет;
  • 50% должностного оклада - за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания более 10 лет. В указанном размере надбавка выплачивается также работникам подразделений по защите государственной тайны и работникам, осуществляющим ведение секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформленных на допуск к совершенно секретным сведениям, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск к сведениям особой важности;
  • 40% должностного оклада - за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания от 5 до 10 лет;
  • 30% должностного оклада - за работу с совершенно секретными сведениями со сроками засекречивания до 5 лет;
  • 15% должностного оклада - за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;
  • 10% должностного оклада - за работу с секретными сведениями работникам, в отношении которых был оформлен допуск с проведением проверочных мероприятий или ранее в установленном порядке снижена форма допуска с первой (второй) на третью и по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год;
  • 10% должностного оклада - за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями не реже одного раза в квартал;
  • 5% должностного оклада - за работу с секретными сведениями без проведения проверочных мероприятий работникам, по характеру занимаемой должности работающим с данными сведениями реже одного раза в квартал, но не реже одного раза в год.
<6> Приказ МЧС России от 17.11.2006 N 661 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) военнослужащим войск гражданской обороны, сотрудникам Государственной противопожарной службы, государственным гражданским служащим и работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".

Несколько отличаются условия выплаты данной надбавки в ГФС России, отраженные в Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок, утвержденной Приказом от 29.12.2006 N 378 "Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу сотрудников Федеральной фельдъегерской связи, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны". Так, в соответствии с п. 1 данной Инструкции выплаты осуществляются в следующих размерах к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке):

  1. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "особой важности":
  • 75% - заместителям директора ГФС России;
  • 65% - начальникам управлений центрального аппарата ГФС России;
  • 60% - иным сотрудникам.
  1. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "совершенно секретно":
  • 50% - начальникам управлений центрального аппарата ГФС России;
  • 45% - заместителям начальников управлений центрального аппарата ГФС России, начальникам управлений ГФС России по федеральным округам;
  • 40% - заместителям начальников управлений ГФС России по федеральным округам, начальникам отделов в управлениях центрального аппарата ГФС России и их заместителям, начальникам управлений ГФС России в г. Москве и их заместителям, а также сотрудникам, проходящим службу в структурных подразделениях по защите государственной тайны;
  • 35% - начальникам территориальных органов ГФС России и их заместителям, кроме указанных выше, а также отдельным штатным сотрудникам, основной обязанностью которых является обеспечение защиты государственной тайны;
  • 30% - иным сотрудникам, имеющим данную степень секретности.
  1. За работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно":
  • 15% - сотрудникам, при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий;
  • 10% - сотрудникам, при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий.
Обратите внимание: надбавка за работу со сведениями, имеющими степень секретности "секретно", по которым Постановлением Правительства РФ N 573 предусмотрена надбавка в размере 5%, в органах ГФС России не устанавливается.

В то же время такое подробное разделение надбавок представлено не во всех нормативных документах силовых ведомств. Так, в Инструкции о порядке выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне, утв. Приказом Минюста России N 387 <7>, определение размеров выплаты ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" повторяет изложенное в Постановлении Правительства РФ N 573. При этом отличительная особенность выплаты надбавки в уголовно-исполнительной системе в том, что руководству учреждения и органа ФСИН России, работникам подразделений по защите государственной тайны и иным соответствующим категориям работников уголовно-исполнительной системы устанавливается ее максимальный размер на основании решения созданной комиссии по режиму секретности.

<7> Приказ Минюста России от 28.12.2006 N 387 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне".

Выплата указанной надбавки осуществляется после издания приказа командира (руководителя) о начале работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Документ издают не реже одного раза в год. При этом учитывают изменения в штатном расписании, прием и увольнение сотрудников, изменение перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.

Прекращение выплаты надбавки производится со дня, следующего за днем освобождения военнослужащего, служащего или иного работника федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (п. 5 Разъяснений). Кроме того, в указанном пункте перечислены лица, которым выплата ежемесячной надбавки за допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, не предусмотрена. К ним относятся лица:

  • освобожденные (отстраненные) от занимаемых должностей;
  • в отношении которых допуск к секретным сведениям прекращен;
  • освобожденные от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом командира (руководителя);
  • проходящие службу (работающие) по совместительству и получающие такую надбавку по основному месту службы (работы);
  • работающие с почасовой оплатой труда;
  • работающие по трудовому соглашению;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • находящиеся в распоряжении соответствующих командиров (руководителей);
  • находящиеся в отпуске, предоставляемом при увольнении со службы (работы).

Ежемесячная надбавка за выслугу лет (стаж работы) в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Перед тем как описывать условия выплаты данной надбавки, рассмотрим, что представляют собой структурные подразделения и из чего они состоят. Так, в соответствии с п. 6 Разъяснений к структурным подразделениям относятся специальные подразделения либо отдельные специалисты, на которых возложена обязанность по защите государственной тайны. Подробный перечень данных подразделений приведен в ведомственных нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В соответствии с Приказами Минюста России N 387 и МЧС России N 661 к структурным подразделениям относятся:

  • режимно-секретные подразделения, в том числе секретариаты, канцелярии, отделы делопроизводства и архивной работы;
  • шифровальные подразделения;
  • подразделения по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации;
  • подразделения, в установленном порядке осуществляющие проведение специальных экспертиз организаций на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • библиотеки секретных изданий и секретных технических документов, машинописные, чертежные, множительные и копировальные бюро, иные подразделения, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны;
  • отдельные работники, на которых согласно должностным (функциональным) обязанностям возложена обязанность по защите государственной тайны, и (или) работники, выполняющие работу с шифрами по совместительству и допущенные в установленном порядке к шифрам.

Как определено Постановлением Правительства РФ N 573, помимо ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, работникам структурных подразделений дополнительно выплачивается надбавка за стаж работы (выслугу лет) в них. Однако стоит отметить, что изменения, внесенные в размер выплат надбавки за стаж, не столь значительны по сравнению с надбавкой за работу с секретными сведениями.

Так, согласно ранее действовавшему Постановлению Правительства РФ N 1161 сотрудникам структурных подразделений силовых ведомств надбавка выплачивалась в размере к денежному довольствию (должностному окладу, тарифной ставке) в зависимости от выслуги лет (стажа):

  • от 1 до 5 лет - 5%;
  • от 5 до 10 лет - 10%;
  • от 10 лет и выше - 15%.

С вступлением в силу нового Постановления Правительства РФ N 573 размер по каждому этапу выслуги лет (стажу) увеличился на 5% и составил в зависимости от стажа (выслуги лет):

  • от 1 до 5 лет - 10%;
  • от 5 до 10 лет - 15%;
  • от 10 лет и выше - 20%.

Как и при выплате надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, основанием для выплаты надбавки за стаж является приказ руководителя (командира).

Отдельно остановимся на особенностях определения стажа (выслуги лет). Исходя из п. 7 Разъяснений выплата надбавки осуществляется только на основании документально подтвержденного стажа (выслуги лет) в указанных подразделениях независимо от того, в каких учреждениях, воинских частях работал, проходил службу военнослужащий, служащий или иной работник силовых ведомств.

Обратите внимание: в случае перерыва в военной службе, службе (работе) в структурных подразделениях по защите государственной тайны сроком более 5 лет предыдущий стаж при выплате указанной надбавки не учитывается.

Стоит отметить, что федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, к условиям исчисления стажа работы (выслуги лет) подошли более взвешенно, чем Минтруд (Разъяснения). Так, п. 14 Инструкции о порядке выплаты надбавок установлено, что определение стажа работы (выслуги лет) возлагается на специально созданные в органах МЧС России комиссии, состоящие из работников кадровых служб и сотрудников режимно-секретных подразделений.

В заключение рассмотрим на примере расчет ежемесячных надбавок в силовом ведомстве.

Пример. Начальнику отдела режимно-секретного подразделения МЧС России И.И. Иванову на основании приказа руководителя управления МЧС России по субъекту РФ с 01.01.2007 установлена ежемесячная надбавка за работу со сведениями особой важности со сроком засекречивания до 5 лет в размере 55% должностного оклада. Стаж службы данного работника в указанном структурном подразделении с 22.01.2007 составляет свыше 10 лет. Приказом руководителя И.И. Иванову с 01.01.2007 установлена ежемесячная процентная надбавка за стаж работы в указанном структурном подразделении из расчета:

  • с 01.01.2007 по 21.01.2007 - 15% должностного оклада;
  • с 22.01.2007 - 20%.

Должностной оклад И.И. Иванова по состоянию на 01.01.2007 составил 3200 руб.

Ежемесячная надбавка И.И. Иванова за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с 01.01.2007 г. равна 1760 руб. (55% x 3200 руб.).

С учетом изменения стажа работы в структурном подразделении по защите государственной тайны ежемесячная надбавка за стаж работы за январь 2007 г. составила:

  • за период с 01.01.2007 по 21.01.2007 - 233,7 руб. (2300 руб. / 31 дн. x 21 дн. x 15%);
  • за период с 22.01.2007 по 31.01.2007 - 148,3 руб. (2300 руб. / 31 дн. x 10 дн. x 20%).

А.Кантеровский

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"