Главная · Медицина · Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов. Позиции партнеров в общении

Расположение собеседников и партнеров за столами различных типов. Позиции партнеров в общении

Позиция общения - это положение людей относительно друг друга, при котором существует зрительный контакт. Для того чтобы этот контакт складывался успешно, люди должны стоять лицом друг к другу и их глаза находиться на одном уровне.

Существует несколько позиций общения. Чтобы выбрать наиболее подходящую, нужно почувствовать достоинства и недостатки каждой из них.

Позиция 1. Ребенок сидит на полу, а вы стоите перед ним. Если вы будете разговаривать друг с другом в таком положении, то уже через минуту можете почувствовать, что продолжать разговор неприятно. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх; а тот, кто стоит, - вниз, вследствие чего быстро наступает усталость.

Зафиксируйте это ощущение и постарайтесь представить ту же картину глазами ребенка: ваш большой живот, грудь, бесконечно уходящие вверх ноги, длинные руки, подбородок, «точки» рта, носа и глаз. Именно так дети изображают взрослых на своих рисунках.

Позиция 2. Вы стоите рядом с протянутыми друг к другу руками, взрослый не наклоняется, а ребенок не приподнимается. Через некоторое время ваши руки устанут, и вы почувствуете обоюдное раздражение. Родители могут истолковывать его как реакцию на непослушание, а ребенок - как проявление безразличия.

Позиция 3. Руками, свободно поднятыми вверх, попробуйте ласково погладить ребенка. Надолго вас не хватит, и те чувства, которые вы хотели бы передать ребенку, адресата не достигнут.

В описанной позиции люди видят друг друга совершенно по-разному, и передать свои чувства друг другу они практически не могут.

Позиция 4 «Глаза в глаза». Эта позиция способствует установлению наилучшего контакта. Когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане, ни один из них не ощущает себя менее важным, значимым, чем другой.

Позиция 5 «Сверху». Такое положение в отдельных случаях необходимо, когда что-либо угрожает ребенку, что-то необходимо решить быстро, но важно постараться сохранить дружеские отношения между общающимися. В повседневной жизни использование такой позиции имеет существенные недостатки. Ее характерным признаком является то, что один из собеседников («контролирующий родитель») занимает внутреннюю позицию «сверху», а второй («адаптированный ребенок»)послушно пристраивается «снизу» (при этом они могут сидеть и находиться в позиции «глаза в глаза»). В этом случае контакт возможен, только если эта позиция устраивает и одного и другого партнера. Но это взаимодействие не будет благоприятным для общения обоих, так как такое закрепляет стереотипы: уверенность в собственной непогрешимости у одного и подавление инициативы, веры в собственные силы у другого.

Ребенок в подобном положении видит собеседника искаженно, и поэтому, как правило, продолжать общение ему не хочется, а значит, предписание собеседника ребенок выполнять не будет.

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то лучше всего присесть рядом.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в другой комнате, или разговаривать с ним через плечо, смотреть в этот момент телевизор, читать газету, готовить на плите и т. д. Любое проявление невнимания говорит о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.

Задание. Понаблюдайте и выясните:

  • какая позиция преобладает в вашем общении с детьми;
  • какая позиция преобладает в вашем профессиональном общении;
  • с родителями воспитанников;
  • с коллегами;
  • как вы ведете себя в профессиональном общении.

Если преобладает позиция «на равных», это значит, что ваше общение с детьми может быть отнесено к личностно ориентированной модели.

Дистанция общения - это субъективный пространственный критерий эмоциональной близости людей. Дистанция должна обеспечить оптимальный контакт и свободу одновременно. Чем ближе отношения между людьми, тем меньше расстояние между общающимися. Это расстояние зависит от возраста, социального статуса партнеров, их психологических особенностей и национальных стандартов поведения. Чрезмерно близкое и чрезмерно удаленное расположение партнеров отрицательно сказывается на эффекте общения.

Если дистанция слишком велика, то взаимодействие затрудняется. Например, руководитель предприятия пригласил вас в кабинет, и вы сели в другом конце комнаты. Сможете ли вы обсудить интересующий вас вопрос, не приближаясь к руководителю? Вряд ли.

По той же причине не получится у вас откровенного разговора с ребенком или с родителем, если вы находитесь с ним в разных концах комнаты, а тем более - в разных комнатах.

Если же дистанция слишком мала, то появляется ощущение несвободы, возникает определенная психологическая напряженность.

Воспитателю важно правильно определить дистанцию общения и в отношении каждого ребенка (она может быть индивидуальной), и для всей группы в целом. Это довольно сложно, так как:

  • для различных ситуаций общения дистанция должна быть разной;
  • у каждого вида деятельности существует своя дистанция взаимодействия;
  • каждый ребенок устанавливает свою дистанцию взаимодействия со взрослыми (рис. 3.6).

Сколько детей в вашей группе, столько и дистанций общения, на которых каждый из них будет чувствовать себя свободно и в то же время находить необходимый контакт с вами. Именно воспитатель ответствен за выбор дистанции общения. Только он определяет ее исходя из той или иной конкретной ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант как для ребенка, так и для воспитателя. В случае верного выбора их взаимодействие будет и приятным, и полезным.

Ситуация. Э. Хол провел такой эксперимент. Он сталкивал в деловом разговоре граждан США и представителей стран Латинской Америки.

Латиноамериканцы стремились приблизиться к партнеру, а североамериканцы все время отодвигались от собеседников. Североамериканцы думали о латиноамериканцах: какие они назойливые, бесцеремонные, претендующие на близкие отношения. Те же, в свою очередь, считали североамериканцев высокомерными людьми, холодными и слишком официальными.

С чем в действительности связано различие в поведении латиноамериканцев и жителей США?

Решение. В данной ситуации сказались различия в традиционных культурных нормах. У латиноамериканцев принята более близкая дистанция в общении.

Рис. 3.6. Дистанция общения

Ситуация. Некоторые родители ограничиваются следующей схемой общения.

Мать. Как дела? Что нового? Сын. Нормально. Ничего. Мать. Поел? Сын. Да.

Мать. Уроки выучил? Сын. Да.

К чему приведет такая схема общения?

Решение. В этом случае сохраняется психологическая дистанция, а потому ребенок не ощущает доверия, любви и привязанности. При таком общении трудно сохранить авторитет, ведь потерять его гораздо легче, чем приобрести.

Задание. Подумайте и определите:

  • какую вы сами предпочитаете дистанцию общения;
  • где удобнее разговаривать с ребенком, с друзьями, коллегами, с группой.

Вспомните:

  • куда вы садитесь во время лекций, докладов, учебных занятий: поближе или подальше от ведущего, преподавателя;
  • где вы, обучаясь в школе, училище, институте, обычно сидели на уроках, семинарах: ближе к преподавателю или подальше от него.

Ситуация. В животном мире есть специфическая «дистанция бегства». Ящерица убегает, если к ней приблизиться на несколько метров. У воробья очень маленькая дистанция бегства, а у оленя и орла - очень большая. А какова она у человека? Сохранил ли он в своем поведении этот древний защитный механизм: стремление убегать при приближении угрозы?

Решение. Конечно, человек не животное, но все-таки мы испытываем неловкость, если кто-либо другой находится слишком близко, хотя это расстояние у каждого свое. Если преднамеренно сократить дистанцию, партнер по общению неосознанно предпримет движение и установит то расстояние, которое находит для себя приемлемым. А если в процессе общения вы придвинетесь к собеседнику (собеседнице), а он (она) не станет отстраняться, то это будет говорить о том, что он (она) готов к более близкому контакту и в межличностном общении. При этом следует учесть, что злоупотребление этим приемом может быть воспринято как агрессия, или панибратство, или бесцеремонное заигрывание.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание на то, что Витя (5 лет) старается держаться от нее подальше, хотя та не давала мальчику для этого никакого повода. Педагог решила, что, может быть, малышу просто не хватает родительских ласк.

Решение. Витя на самом деле нуждается в большей дистанции общения. Он чувствует себя увереннее, когда находится немного поодаль, но это не значит, что он избегает ласки или какого-нибудь другого вида взаимодействия с воспитательницей.

Ситуация. Воспитательница обратила внимание, что Петя (5 лет) чаще других детей находится возле нее, всем своим видом показывает свое желание «приласкаться». Он готов исполнять все, что попросит воспитательница. Тогда, размышляя над этой ситуацией, она предположила:

«А может быть, он подлизывается? Или, может быть, ему нужны особые условия общения?»

Какая дистанция общения предпочтительнее для Пети?

Ситуация. Происходит общение с детьми на основе личностно ориентированной модели.

Охарактеризуйте пространство и дистанцию общения в данном случае.

Решение. Дистанция общения будет такой, которая позволит каждому в группе чувствовать контакт с окружающими и одновременно ощущать личную свободу.

Воспитатель в подобной ситуации должен действовать «не рядом», а «вместе», в одном пространстве, которое является общим, интересным для каждого из взаимодействующих.

Вопрос. Как установить дистанцию общения во время занятий со всей группой, чтобы и воспитатель, и каждый ребенок чувствовали собственную свободу и в то же время чтобы все находились в контактном взаимодействии?

Ответ. Для этого надо продумать:

  • как разместить детей (чтобы каждый располагался лицом к говорящему, чтобы была выдержана дистанция и т. п.);
  • как должен каждый ребенок действовать, взаимодействовать с другими детьми и вами;
  • какое место займете вы сами (важно не располагаться спиной к ребенку);
  • как и когда обращаться к тому или иному ребенку.

Все это далеко не всегда возможно! Вероятно, вам все равно придется ограничить чью-то свободу или нарушить дистанцию взаимодействия.

В процессе общения люди вступают в контакт. Немецкий психолог К. Бюлер определял контакт как «взаимную направленность» партнеров и «процесс согласованных соизменений» их поведения . Единицей такого процесса можно считать обмен коммуникативных «посылов», или «коммуникантов»: знак на знак - туда и обратно.

В психологической литературе этот обмен (слов умолчаний, взглядов или отворачивание друг от друга) называют «трансакцией».

Так что любой контакт, включая самый положительный диалог, формально обозначается как серия трансакций.

Всякий акт поведения индивида в науке условно разбивается на четыре фазы: побуждение к действию; уточнение индивидом ситуации действия; само действие; свертывание действия.

Если в процессе общения действие свертывать еще рано, так как побуждение к нему не исчезло, индивид возвращается ко второй фазе: заново уточняет ситуацию, уже измененную его предыдущим действием, затем опять переходит к третьей фазе - к новому действию и т.д. Общение для субъекта не что иное, как специфический акт поведения. Фазы акта поведения следующие: -

направленность на партнера (тот по каким-то причинам становится объектом внимания и предстоящего действия); -

психическое отражение партнера, так как он и есть главное в ситуации действия; -

информирование партнера о чем-то и прием ответной информации от него; -

отключение от партнера, если побудительные мотивы контакта с ним исчезли.

Так как партнеры при общении действуют в контакте не изолировано друг от друга и совместно, то первую фазу коммуникативного акта можно назвать фазой взаимонаправленности, вторую - взаимоотражения, третью - фазой взаимоинформирования, четвертую - фазой взаимоотключения. Фазы эти прослеживаются и в беглых, и в развернутых контактах.

Фаза взаимонаправленности - возникновение у партнеров установки на внешнюю коммуникацию

В фазе взаимоотражения - принятие партнерами по общению актуальных ролей друг друга (черты характера). Иначе это можно назвать «ролевым обменом».

Фаза взаимоинформирования - форма играния ролей. На этой фазе продолжается взаимоотражение. Партнеры по общению принимают роли друг друга все более четко.

Фаза взаимотключения - партнеры по общению откланиваются друг от друга.

Роль - функциональная единица коммуникативного процесса у людей. Она может быть внешней коммуникацией (коммуникативный акт) или внутренней (мышление, сознание, самосознание и др.).

Рассмотрим позиции партнеров в контакте.

Опыт показывает, что каждый из партнеров может занимать в контакте одну из четырех вышеназванных ролевых позиций (точка зрения, мнение в каком-нибудь вопросе).

Позиция неучастия. Участника по общению не заметили и не услышали друг друга. Точнее притворились, что не заметили и не слышат. Ведь знаки, которые подает один из собеседников, занимая такую позицию, есть тоже коммуниканты.

Три остальные позиции четко осмыслены видным теоретиком театра П.М. Ершовым. Он определил их, размышляя о феноменах взаимодействия актеров на сцене. Это «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом» .

Иначе, но, похоже подошел к позициям контакта американский психолог и психиатр Э. Берн. С его точки зрения, в каждом человеке существует три «Я»: Дитя (зависимое, подчиненное безответственное существо); Родитель (независимый и берущий ответственность на себя) и Взрослый (умеющий считаться с ситуацией, понимать других и распределять ответственность между собой и ими) .

Выступая в позиции Дитяти, человек выглядит подчиненным и неуверенным в себе («пристройка снизу» по П.М. Ершову); в позиции Родителя - самоуверенноагрессивным («сверху»); в позиции Взрослого - корректным и сдержанным («рядом»). Тогда манере поведения можно в первом приближении описать и так: кому, в какой позиции больше свойственно выступать - в детской, родительской или взрослой? .

Ролевая позиция, занимаемая одним из партнеров контакта, в высшей степени информативна для другого. Может еще ничего не быть произнесено, а процесс «соизменений» поведения уже начался. И они - если отвлечься от обобщенного определения немецкого психолога К. Бюлера - далеко не во всех случаях «согласованы» [ 8 ]. Согласованы они лишь тогда, когда один из партнеров готов принять позицию, определенную для него другим партнером.

Знаки (коммуниканты), выражающие ролевую позицию партнера, бывают явными и скрытыми. Если ролевые позиции партнеров согласованы, их трансакция доставляет обоим чувство удовлетворения, положительная эмоция заранее «упакована» в коммуникант на радость партнеру, то такой коммуникант Э. Берне называет «поглаживанием» . При согласованности позиций, о чем бы ни говорили собеседники, у них идет обмен поглаживаниями. Лишение ответного поглаживания уже задевает человека; если же вопреки его ожиданиям, к нему еще и пристраиваются «сверху», это вызывает гнев. Коммуникант с «начинкой», провоцирующий отрицательную реакцию партнера называется «уколом» .

Как партнёрство, обусловлено попыткой преодолеть недостатки единичного владения. Оно представляет собой договорные отношения, установленные между несколькими предпринимателями с целью совместного владения и управления фирмой. Такая форма организации бизнеса позволяет каждому из них получить желаемую прибыль за счёт обмена результатами деятельности, выраженными в материальной форме. Партнёры объединяют свои способности в ведении дел и управлении денежными ресурсами. Таким образом распределяются риски, а также прибыль и возможные убытки.

Основные формы партнёрства

По мере участия в деятельности фирмы бизнес-партнёрство может быть разным. Партнёры могут играть активную роль в процессе управления предприятием или же несколько участников могут вкладывать свои материальные ресурсы, однако участия в ведении дел не принимать. Сотрудничество в бизнесе может преследовать различные цели для каждого из его участников, распределяя при этом уровень ответственности. Из этого вытекают формы партнёрства:

  1. Коммерческая. Организация, основанная на членстве, цель которой - получение прибыли.
  2. Некоммерческая. В данном случае целью некоммерческой организации является содействие её членам в достижении индивидуальных целей (социальных, культурных, научных, благотворительных и т. д.).
  3. Полное партнёрство. Члены несут солидарную и общую ответственность.
  4. Ограниченное партнёрство. Участники несут ограниченную ответственность.
  5. Стратегическое. При этом один из партнёров является более экономически значимым, то есть более мощным в финансовом смысле, способным обеспечить другую компанию ресурсами для достижения стратегических целей.

Принципы партнёрства в бизнесе

Отношения между людьми, компаниями и другими участниками финансового рынка постоянно увеличивают создаваемую ценность для заинтересованных сторон. Существует ряд принципов, на основе которых строится бизнес-партнёрство:

  1. Добровольность.
  2. Единая цель и интерес.
  3. Взаимозависимость, возникающая вследствие распределения рисков, доходов, полномочий.
  4. Эмерджентность (появление новых свойств в результате объединения усилий).
  5. Обязательства и соглашение о доле партнёров.
  6. Совместная работа.
  7. Разделение ресурсов и компетенций.
  8. Хорошие коммуникации.

Также очень важной для эффективного сотрудничества является этическая сторона взаимоотношений. Она заключается во взаимоуважении и доверии партнёров.

Преимущества бизнес-сотрудничества

Благодаря своим неоспоримым преимуществам очень востребовано в качестве экономического механизма бизнес-партнёрство. Предложение сотрудничать воспринимается сегодня как эффективный способ приумножения собственной прибыли. Причём партнёрство организовывается путём подписания письменного соглашения, без дополнительной бюрократической волокиты.

Оно даёт возможность перераспределить различные риски, а также имеет следующие преимущества:

  1. Объединение ресурсов участников даёт новые возможности для расширения бизнеса. Это не только улучшает перспективы развития кампании, но и делает организацию менее рискованной для банкиров.
  2. Бизнес-партнёрство обеспечивает мотивацию и заинтересованность в достижении высоких результатов работы.
  3. Партнёрская структура организации более привлекательна для международных инвесторов.
  4. Высокая специализация в управлении.
  5. Осуществление коммуникативного обмена.
  6. Обеспечение конкурентных преимуществ участников и достижение баланса конкурентных сил.

Безусловно, сотрудничество подталкивает к созданию уникальной бизнес-идеи. Партнёрство, таким образом, является подспорьем для инновационных источников. Мобилизуется внутренний потенциал организации для осуществления собственных экономических целей.

Основные недостатки партнёрства

При всех положительных возможностях бизнес-партнёрство имеет и определённые недостатки. Они в первую очередь связаны с проблемой разделения власти и несовместимости взглядов участников. Несогласованная политика может обернуться неповоротными, негативными результатами для обеих сторон. Также сложности могут возникнуть при формировании структуры управления бизнесом.

Ещё одним негативным моментом является непредсказуемость партнёрства. Такие факторы, как смерть одного из участников, выход из партнёрства, могут привести к реорганизации компании или её полному распаду.

Выбор партнёра для дальнейшего сотрудничества

Решение привлечь партнёра для осуществления совместной деятельности принимается по различным причинам. В любом случае оно должно обеспечить эффективное бизнес-партнёрство.

Предложение необходимо делать только участникам рынка, способным брать на себя ответственность и обладающим серьёзным потенциалом.

Партнёр должен быть полностью вовлечён во все процессы бизнеса и принимать активное участие в его развитии. Участники партнёрства должны разделять видение стратегии управления предприятием. Только таким образом удастся избежать разногласий и угрозы преждевременного расторжения сотрудничества. Обязательным условием является документальная подкреплённость партнёрства.

Правила ведения совместного дела

Только выбор правильного подхода и соблюдение определённых требований гарантируют успешное бизнес-сотрудничество. Партнёрство станет отличным инструментом и способом увеличения дохода, если будут соблюдены такие моменты:

  • определение конкретной цели, задач и желаемых результотов сотрудничества;
  • изначальное распределение полномочий, обязанностей и доходов;
  • принятие решения о возможности участия партнёра в другом бизнесе;
  • показателей в процессе сотрудничества, что и является проверкой результативности.

Все условия партнёрства должны быть прописаны в письменном виде и подтверждены юридически.

Партнёрство в бизнесе России

Как таковой институт партнёрства в России достаточно молод, хотя некоторые предприятия используют его некоторые элементы в своей деятельности. Существует ряд отечественных предприятий такого плана, а также организаций с участием иностранных партнёров.

Для экономического процветания государства очень важно развивать бизнес и партнёрство. Россия сотрудничает со многими государствами, при этом наращивая инвестиционный капитал.

Более характерным для нашей страны является взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач. Так называемое государственно-частное партнёрство имеет давнюю историю, в том числе в России. Однако особой популярности и востребованности достигло лишь в последние десятилетия.

Партнерство государства и частного бизнеса

Стимулирует возникновение отношений между государством и бизнесом несколько факторов. Во-первых, трудности в социально-экономической жизни значительно усложняют выполнение государством своих значимых функций.

Во-вторых, для бизнеса всегда интересны новые объекты инвестирования. Таким образом, ГЧП выступает альтернативой приватизации общественно важных объектов государственной собственности.

Однако партнёрство государства и бизнеса, в отличие от приватизации, сохраняет определённую хозяйственную деятельность страны. Наиболее активно такие отношения практикуются в таких отраслях:

  • транспорт, в том числе городской;
  • образование и здравоохранение;
  • научная сфера;
  • строительство зданий общественного назначения;
  • финансовый сектор.

При этом государство активно участвует в осуществлении производственной, административной и финансовой деятельности предприятия, таким образом контролируя экономические процессы страны.

Образец договора партнёрства

При наступлении факта сотрудничества между сторонами оформляется договор партнёрства в бизнесе. Образецтакого документа может быть следующим.

Соглашение о партнёрстве

[Дата]

Организация [Название организации], в дальнейшем именуемая Сторона 1, вместе с [Название организации], в дальнейшем именуемой Сторона 2, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1) Предмет соглашения.

2) Ответственность сторон.

3) Порядок расчётов и финансовой отчётности.

4) Порядок разрешения споров и форс-мажорных обстоятельств.

5) Срок действия соглашения.

6) Прочие условия.

7) Реквизиты и подписи сторон.

В зависимости от конкретной ситуации выбирается наиболее подходящая форма договора. Также используют общие положения, регламентирующие деятельность и подтверждающие согласованное сотрудничество в указанной сфере. В отдельных случаях раскрывается порядок изменения и В конце документа указываются реквизиты и ставятся подписи сторон.

Зарубежные психологи выделяют три основные позиции в общении - Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую даже на протяжении дня, или одна из них может преобладать в поведении человека (трансактный анализ Э. Верна).

С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детском возрасте, нередко наблюдается и у взрослых.

Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод, хочет слышать уменьшительно-ласковые слова. Муж в таких случаях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровительство, но одновременно и безаппеляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.
При общении с коллегами, оба супруга обычно стремятся занять позицию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки. Тем не менее, если кто-то из коллег настоятельно будет придерживаться по отношению к ним позиции Родителя или Ребенка, они в свою очередь вынуждены будут занять противоположную позицию.

С позиции Родителя "играются", например, роли строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего: "Зайдите завтра!". С позиции Ребенка - роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста - любимца публики, зятя, берущего в долг у тещи не хватающие для покупки машины деньги.
С позиции Взрослого - роли соседа, встретившего знакомого, случайного попутчика, сослуживца, подчиненного, знающего себе цену, и др.

В позиции "Родителя" могут быть две разновидности:
1) "карающий Родитель" - указывает, приказывает, карает за непослушание и ошибки;
2) "опекающий Родитель" - советует в мягкой форме, защищает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, опекает, заботится, прощает ошибки.
В позиции "Ребенка" выделяют разновидности: "послушный Ребенок" и "бунтующий Ребенок" (ведет себя "Не хочу, не буду!")

Динамика общения определяется тем, в какой позиции находится собеседник. Два собеседника в позиции Родителя могут успешно общаться, если их общение ведется по поводу кого-то третьего, кого они критикуют, но общение, направленное друг на друга чревато конфликтами.
Успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично, либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично, либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти к позиции Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный ("послушный"), так и конфликтный характер ("бунтующий Ребенок"). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный уровень общения двух Взрослых, а фактически диалог продавца ("Вещь хорошая, но дорогая") и покупателя ("Именно это я и возьму") был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Трансактный анализ общения (Э. Берн) позволяет выявлять позиции общающихся на внешнем и психологическом уровне, анализировать манипулятивные игры, в которые играют люди, общаясь друг с другом, маскируя истинные цели и позиции.

Выделяют также позиции общения

1) "доминирование или общение сверху" - "на равных" - "подчинение или позиция снизу";
2) "доброжелательная позиция принятия партнера" - нейтральная позиция - "враждебная позиция неприятия партнера". Из сопоставления этих двух факторов-векторов выявляют 8 индивидуальных стилей общения.

Выделяют "закрытую - открытую позицию в общении". Открытость общения - возможность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других. "Закрытая позиция" - нежелание или неумение человека выразить свои интересы, мнения, изоляция или уход в "оборону" от собеседника, игнорирование его интересов.

"Односторонннее выспрашивание" - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции.

"Истерическое предъявление проблемы" - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек "войти в чужие обстоятельства", слушать "излияния".

Стратегия общения может быть не только "открытая - закрытая", но и "ролевое - личностное общение". Ролевое общение исходит из выполняемой социальной роли, а личностное общение - общение "по душам".

Выполняемая та или иная социальная роль обуславливает определенный стиль общения, хотя и преобладающий стиль общения данной личности может накладывать свой специфичный отпечаток на многие исполняемые социальные роли.

С ролями не следует путать маски (вежливости, скромности, строгости, участливости и т. п.), под которыми подразумевается набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющий скрыть свои истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Длительно общаясь с человеком, можно определить, в маске он или нет, т.к. в непривычной, экстремальной ситуации истинные эмоции вырвутся наружу, скрываемые убеждения станут явными. Опытный наблюдатель может и в обычной ситуации заподозрить неискренность эмоций партнера по общению, ибо тому трудно убедительно изобразить ложные чувства, изменить по желанию выражение глаз. Иногда маска становится привычной, и тогда человеку в нужный момент не удается стать самим собой, выразить свои чувства. Позтому и длительно носимая маска, и постоянно играемая роль отражаются на свойствах личности, делают ее лучше или хуже.

Выделяют следующие виды общения

1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются стандартные фразы, привычные маски вежливости, маски неприступности.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики.
3. Формально-ролевое общение, например, при общении врача и пациента регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника каждый из них обходится знанием социальной роли собеседника.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроение собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение (например, дружеская беседа), когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый его участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Начиная разговор, вы уточняете свою "модель" собеседника, вносите в нее необходимые коррективы, но одновременно вы даете своему собеседнику информацию о себе, чтобы он правильно "смоделировал" вас. Общаясь, вы бессознательно (или сознательно) подчеркиваете какие-то стороны своей личности ("самоподача"), чтобы у собеседника сложился определенный образ о вас.
6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрации напоказ доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.
7. Светское общение - суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1)вежливость, такт - "соблюдай интересы другого"; 2)одобрение, согласие - "не порицай другого", "избегай возражений"; 3)симпатии - "будь доброжелателен, приветлив".

Кодекс делового общения иной

1) принцип кооперативности - "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора";
2) принцип достаточности информации - "говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент";
3) принцип качества информации - "не ври";
4) принцип целенаправленности - "не отклоняйся от темы! сумей найти решение";
5) "выражай мысль ясно и убедительно для, собеседника";
6) "умей слушать и понять чужую мысль";
7) "умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Если один собеседник ориентируется на принцип "вежливости", а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

Тактика и техника деловой беседы требуют особого отдельного разговора.

Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. При этом действие является основным содержанием общения.

Действие – главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины, характеризующие действия. Например, “он на меня давил, но я не поддался”, “он подстроился под меня”, “он нанес мне удар” и т.д. Здесь общение передается подобными фразами, и в них главный смысл.

В своем собственном общении мы также постоянно реагируем на действия партнера. В одном случае нам кажется, что партнер нас обижает, и мы отстаиваем себя, в другом, что он нам льстит, в третьем, что он нас куда-то “толкает”. Очевидно, что такое восприятие партнера нельзя вывести ни из каких-то его внешних признаков, ни из его слов. За одними и теми же словами могут стоять разные действия. Что позволяет нам понять смысл действий партнера?

Смысл и содержание взаимодействия невозможно понять вне определенной ситуации. Также очень важно уметь соотносить действия и ситуацию. Очевидно, что одна и та же ситуация может быть по-разному “прочтена” партнерами и соответственно их действия в одной и той же ситуации могут быть различными.

Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле транзактного анализа – направления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире.

Главным посылом транзактного анализа стало предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Существует несколько вариантов для определения этих позиций.

Так, например, английский психотерапевт Перлз выделяет две основные позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона. Это именно ситуативные позиции, которые, тем не менее, имеют определенные устойчивые черты. Так, человек в позиции хозяина положения ведет себя более авторитарно, он “все знает лучше всех”. Он требователен, часто прибегает к угрозам. Основной глагол – “должен”. Позиция подчиненной стороны предполагает определенные стереотипы в поведении. В этой позиции человек требует защиты, он зависим, подчинен, лишен инициативы, власти. Типичные реплики: “Я хотел как лучше”; “Что я могу сделать, я совершенно забыл о твоей просьбе”. Эта позиция, несмотря на свою видимую зависимость и беспомощность, допускает гораздо больше маневров, чем позиция хозяина положения, и, в общем, более выгодна.

Широко известна и получила максимальное применение схема, разработанная Э. Берном.

В его теории транзактного анализа основными понятиями являются состояния ЭГО и транзакции. Под состоянием ЭГО он понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Э. Берн выделяет три: родитель, взрослый и ребенок. Родитель это такое состояние ЭГО, чувства, установки и привычное поведение которого относятся к роли родителя. Состояние взрослого обращено к реальной действительности. Состояние ребенка это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве. Предполагается, что в любой момент каждый человек может быть либо взрослым, либо ребенком, либо родителем. А конкретное состояние ЭГО, от которого ведется разговор, определяет позицию и статус человека в общении.

Важно, что, согласно теории транзактного анализа, родитель, взрослый и ребенок – это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые далеко не всегда можно произвольно припомнить, но которые все-таки имеются и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Именно поэтому мой родитель это конкретные личные воспоминания о том, как реагировали мои мать или отец на подобную ситуацию я как бы перенял их стиль поведения. Мой ребенок это не вообще ребенок, а я сам в детстве в такой ситуации.

Под транзакцией подразумеваются не слова, не реакции, а в первую очередь намерения к действию, которые, конечно, отражают понимание человеком ситуации общения. Традиционно выделяются три вида транзакций: дополнительные , пересекающиеся и скрытые . В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.

Дополнительным называется такое взаимодействие, при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подвида дополнительных транзакций: равные и неравные. При равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер. Именно поэтому этот подвид можно назвать общением с полным взаимопониманием.

Следующий вид транзакции – пересекающееся взаимодействие. Элементы этого общения встречаются гораздо реже. По существу, пересекающееся взаимодействие - это “неправильное” взаимодействие. Его неправильность состоит в том, что партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, а с другой стороны, ярко проявляют свои собственные намерения и действия.

Третьим видом транзакции являются скрытые взаимодействия. Это такие взаимодействия, которые включают в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый.

Общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

Максимизация общего выигрыша (кооперация);

Максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);

Максимизация относительного выигрыша (конкуренция);

Максимизация выигрыша другого (альтруизм);

Минимизация выигрыша другого (агрессия);

Минимизация различий в выигрышах (равенство).

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, до правил вежливости. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и, таким образом, исполняет определенные роли во взаимодействии с другими людьми.

При интерактивном взаимодействии партнеров существуют следующие виды взаимодействий: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное воздействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.

Сотрудничество общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.

Противоборство общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.

Уклонение от взаимодействия общение, при котором партнеры стараются избегать активного сотрудничества.

Однонаправленное воздействие общение, при котором один из партнеров способствует дости жению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.

Контрастное взаимодействие общение, при котором один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.

Компромиссное взаимодействие – общение, при котором оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.

Интерактивная сторона общения по своей сущности – это психологическое воздействие, проникновение одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью или результатом этого проникновения является изменение индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояния). Однако на пути подобных воздействий от противоречащих им стоит психологическая защита – своеобразный фильтр, отделяющий желательные воздействия, соответствующие потребностям, убеждениям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения, от нежелательных.

Для эффективности общения, на ряду с его видами, важно знать и стили общения.