Главная · Транспорт · Российской федерации или в отдельных ее местностях. Основания и порядок ввода чрезвычайного положения на территории рф Или отдельных ее местностях

Российской федерации или в отдельных ее местностях. Основания и порядок ввода чрезвычайного положения на территории рф Или отдельных ее местностях

§ 2. Понятие, конституционные основания и процедуры введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях

История проблемы. Если в современной России режим чрезвычайного положения не имеет обширной практики своего применения, то в дореволюционной истории страны различные виды чрезвычайного положения использовались достаточно широко, что объяснялось особенностями политического и социального развития страны во второй половине XIX в. Впервые возможность объявления чрезвычайных режимов на той или иной части территории империи была закреплена в принятом 14 августа 1881 г. после убийства императора Александра II Положении «О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Чрезвычайные режимы были охарактеризованы как меры по введению «исключительного положения» и классифицировались на два возможных типа: режим усиленной охраны и режим чрезвычайной охраны. Исключительное положение предусматривало усиление ответственности как частных лиц, так и органов власти за неисполнение обязанностей, которые на них возлагались, а также расширение круга полномочий существующих управленческих структур, ответственных за охрану государственного порядка и общественной безопасности, и предоставление специальных прав специально учреждаемым временным правительственным органам*1. Известно, что в 1901 г. режим исключительного положения распространялся более чем на 1/3 населения России. Но уже в период с 1905 по 1907 г. положение усиленной или чрезвычайной охраны объявляется правительством в 60 губерниях и областях, в 25 губерниях и областях вводилось военное положение. На части территории современной России чрезвычайное положение вводилось дважды: 7 ноября 1991 г. на территории Чечено-Ингушской Республики и 2 ноября 1992 г. на территориях Северо-Осетинской Республики и Ингушской Республики.

_____
*1. См.: Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1912, Т. 14, прил. 1 к ст. 1 (прим. 2); Ивановский В.В. Административное право. — Казань, 1911; Тарасов И.Т. Учебник науки полицейского права. — М., 1891.

Применение режима чрезвычайного положения в Российской Федерации предусмотрено положениями ст. 56 и 88 Конституции РФ, а также Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение, как следует из Конституции и вышеназванного Закона, — это вводимый в соответствии с действующим законодательством на всей территории РФ или в ее отдельных местностях правовой режим, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений и возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и если их устранение без применения чрезвычайных мер невозможно. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» к таким обстоятельствам относит:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями и создающие угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии, эпизоотии и др.), повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. О принятом указе информируются палаты Федерального Собрания РФ. В течение 72 часов с момента обнародования указа он должен быть утвержден Советом Федерации (не утвержденный указ о введении чрезвычайного положения по истечении 72 часов после обнародования утрачивает силу). О введении чрезвычайного положения Министерство иностранных дел в соответствии с международными обязательствами РФ, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок обязано уведомить Генерального секретаря ООН и информировать Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от международных обязательств РФ, об объеме этих ограничений и причинах принятия такого решения. На Министерстве иностранных дел лежит также обязанность ставить в известность указанные международные структуры о прекращении чрезвычайного положения. Кроме того, указанный орган должен в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомить сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения.

Вводимое на всей территории страны чрезвычайное положение не может превышать 30 суток, а в ее отдельных местностях — 60 суток. Режим чрезвычайного положения может предусматривать следующие меры и ограничения на территории, на которой введено чрезвычайное положение: полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения в границах данной территории, а также введение особого режима въезда и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, а также особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий (собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования); запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества.

Кроме того, Президент может своим указом предусмотреть и другие меры: введение комендатского часа (запрета в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения); ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; приостановление деятельности политических партий, иных объединений граждан, если это препятствует устранению обстоятельств, послуживших основанием введения чрезвычайного положения; ограничение или запрещение оборота оружия, взрывчатых веществ; выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, где оно введено; продление срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении актов терроризма и других особо тяжкие преступлений на весь период действия чрезвычайного положения (но не более чем на 3 месяца).

Среди указанных мер особое значение имеет введение режима комендатского часа — режима чрезвычайного положения, связанного с запретом в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения; осуществление единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения. Президент РФ назначает коменданта территории, который: издает в пределах своих полномочий приказы и распоряжения, обязательные для исполнения на данной территории; устанавливает время и срок действия комендатского часа; определяет особый режим въезда на территорию; устанавливает особый режим продажи оружия, боеприпасов, лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства; определяет порядок и место хранения изъятых оружия, боеприпасов, веществ и военной техники; выдворяет в установленном порядке за пределы территории, на которой введен режим чрезвычайного положения, лиц, нарушающих этот режим; устанавливает особый порядок аккредитации журналистов на данной территории и др. Комендант осуществляет руководство комендатурой, деятельность которой определяется положением, утверждаемым указом Президента.

От режима чрезвычайного положения следует отличать понятие зоны вооруженного конфликта. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. «О зонах вооруженных конфликтов» выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия — Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Выполнение же поставленных задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта.

Чрезвычайное положение означает вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

1. После обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обязаны прибыть к месту заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в возможно короткие сроки без специального вызова.

2. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в качестве первоочередного.

3. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении чрезвычайного положения.

При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации продолжают свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В соответствии Конституцией Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

2. Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.

В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Федерации, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Российской Федерации или ее части с применением вооруженной силы;

2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;

3) блокада портов или берегов Российской Федерации вооруженными силами иностранного государства (группы государств);

4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы Российской Федерации или другие войска независимо от места их дислокации;

5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;

6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации могут признаваться также другие акты применения вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

3. Для целей настоящего Федерального конституционного закона непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации.

1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:

обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;

дата и время, с которых начинает действовать военное положение;

границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.

7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Вступление

Согласно ст. 5 Закона Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” основаниями для объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации является:

  • -- значительное превышение предельно допустимых норм показателей качества окружающей естественной среды, определенных законодательством;
  • -- возникновение реальной угрозы жизни и здоровью большого количества людей или причинения значительного материального вреда юридическим, физическим лицам или окружающей естественной среде в результате избыточного загрязнения окружающей естественной среды, разрушительного влияния стихийных сил природы или других факторов;
  • -- негативные изменения, которые произошли в окружающей естественной среде на значительной территории, которые невозможно устранить без применения чрезвычайных мероприятий со стороны государства;
  • -- негативные изменения, которые произошли в окружающей естественной среде, которые существенно ограничивают или исключают возможность обитания населения и осуществления хозяйственной деятельности на соответствующей территории;
  • -- значительное увеличение уровня заболеваемости населения в результате негативных изменений в окружающей естественной среде.

Отдельная местность Украины объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по предоставлению Кабинета Министров Украины. Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации утверждается Верховной Радой Украины в течение двух дней со дня обращения Президента Украины.

Согласно законодательству Кабинет Министров Украины вносит представление об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации на основании предложений центрального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесенные вопросы экологической безопасности. Советы министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, органов местного самоуправления или по собственной инициативе.

Кроме того, объявление отдельной местности Автономной Республики Крым зоной чрезвычайной экологической ситуации или отдельных ее местностей может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.

1. Основания, порядок объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации и ее правовой режим

В Указе Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации отмечаются:

  • -- обстоятельства, которые стали причиной объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- обоснование необходимости объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- пределу территории, на котором объявляется зона чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- мероприятия по организационному, финансовому и материально-техническому обеспечению жизнедеятельности населения в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- основные мероприятия, которые внедряются для преодоления последствий чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- ограничение на определенные виды деятельности в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
  • -- время, из которого отдельная местность объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации, и срок, на который эта территория объявляется такой зоной.

Указ Президента Украины об объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации немедленно придется к сведению населения через средства массовой информации и систему оповещения гражданской обороны.

В пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации устанавливается особенный правовой режим, который может временно внедряться в отдельных местностях в случае возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и направляется для предупреждения человеческих и материальных потерь, отвлечения угрозы жизни и здоровью граждан, а также устранения негативных последствий чрезвычайной ситуации.

Внедрение соответствующего правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает выделение государством и/или органами местного самоуправления дополнительных финансовых и других материальных ресурсов, достаточных для нормализации экологического состояния и возмещения нанесенных убытков, внедрения специального режима поставок продукции, для государственных потребностей, реализацию комплексных и целевых программ общественных работ.

Статьей 8 Закона Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” предусмотрено, что при наличии достаточных оснований в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть введено правовой режим чрезвычайного состояния в порядке, установленном Законом Украины от 16 марта в 2000 г. “О правовом режиме чрезвычайного состояния”.

Законодательством предусмотрено, что органы исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляют полномочия, предоставленные им Конституцией Украины и законами Украины, и обеспечивают сдержу правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации и выполнения мероприятий, которые предусмотрены Законом Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” и актами Президента Украины.

Действие правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации может быть досрочно прекращено Президентом Украины по предложению Совета национальной безопасности и обороны Украины или по предоставлению Кабинета Министров Украины в случае устранения обстоятельств, которые стали причиной объявления отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации, выполнения мероприятий, которых необходимо было употребить для нормализации экологического состояния на территории зоны чрезвычайной экологической ситуации.

Что же касается Автономной Республики Крым, то прекращение действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации на территории Автономной Республики Крым или в отдельных ее местностях может инициировать Верховная Рада Автономной Республики Крым.

Представления Кабинета Министров Украины о досрочном прекращении действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации готовятся с учетом предложений органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти.

С досрочным прекращением действия правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации такая территория не считается зоной чрезвычайной экологической ситуации.

Изменение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации проводится с соблюдением требований, установленных в. 6 Закона Украины, “О зоне чрезвычайной экологической ситуации”.

Отмеченный Закон, в частности ст. 10, определяет мероприятия, которые могут осуществляться в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Внедрение правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации предусматривает обязательное выделение средств из государственного и местного бюджетов, резервного фонда Кабинета Министров Украины или других источников, не запрещенных вышеупомянутым Законом. За недостаточностью этих средств Кабинет Министров Украины подает Президенту Украины законопроект об изменениях в Государственный бюджет Украины, который подается в Верховную Раду Украины для внеочередного рассмотрения как безотлагательный.

В пределах расходов, предусмотренных местными бюджетами на соответствующие цели, органы местного самоуправления выделяют финансовые и другие материальные ресурсы, а за необходимостью -- дополнительные средства с соблюдением требований, установленных в. 67 Закона Украины, от 21 мая в 1997 г. “О местном самоуправлении в Украине”.

В случае внедрения в пределах зоны чрезвычайной экологической ситуации правового режима чрезвычайного состояния в соответствии с Законом Украины “О правовом режиме чрезвычайного состояния” могут употребляться, в частности, такие мероприятия: установление особенного режима выезда и въезда; усиление охраны общественного порядка и объектов что обеспечивают жизнедеятельность населения; внедрение особенного порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости среди населения; принудительное отчуждение объектов права частной собственности с обязательным следующим полным возмещением их стоимости; отселение людей из мест, опасных для их обитания, с обязательным предоставлением им обитаемых помещений для постоянного или временного обитания; установление временного запрещения на строительство новых и расширение действующих предприятий и объектов, деятельность которых не связана с ликвидацией чрезвычайной экологической ситуации или с обеспечением жизнедеятельности населения, и тому подобное.

В случае необходимости для выполнения безотлагательных аварийно-спасательных и обновительных работ в зоне чрезвычайной экологической ситуации в установленном законом порядке могут привлекаться на добровольной основе работоспособное население, транспортные средства граждан при условии обязательного обеспечения безопасности их труда.

Президент Украины в случае возникновения потребности в срочном выполнении в зоне чрезвычайной экологической ситуации больших объемов аварийно-спасательных и обновительных работ может принять решение о привлечении к выполнению таких работ военных частей Вооруженных Сил Украины и других образованных в соответствии с законодательством Украины военных формирований.

Одновременно с отмеченными мероприятиями Законом Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” (ст. 12) предусмотренные мероприятия, направленные на экологическое оздоровление в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Да, решением об установлении правового режима зоны чрезвычайной экологической ситуации, с целью осуществления мероприятий для нормализации экологического состояния, могут устанавливаться ограничения на осуществление определенных видов деятельности путем установления временного запрещения на: строительство и функционирование объектов, которые составляют повышенную экологическую опасность; применения в хозяйственной и другой деятельности особенно опасных веществ (химических, радиоактивных, токсичных, взрывных, окислительных, биологических агентов и тому подобное), средств защиты растений, совокупность свойств которых и/или особенности их состояния могут ухудшать экологическую ситуацию в этой зоне; функционирование санаторно-курортных заведений; осуществление любой другой деятельности, которая составляет повышенную экологическую опасность, для людей, растительного, животного мира и других естественных объектов.

Согласно ст. 13 Закона Украины “О зоне чрезвычайной экологической ситуации” обеспечения общественного порядка в отмеченной зоне осуществляется силами и средствами подразделов Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины.

Литература

  • 1. Баб"як О.С, биленчук П.Д., Черва Ю.О. Екологичне право Украины: Учебное пособие. - К.: Атика, 2000.- 216 с.
  • 2. Балюк Г.И. Экологическое право Украины. Конспект лекции в схемах (Общая и Особенная часть): Навч. Пособие. - К.: Хринком Интер, 2006. - 192 с.
  • 3. Экологическое право. Особенная часть Учебник. За редакцией академика В.И. Андрейцева. К.: Истина, 2001
  • 4. Экологическое право Украины: Учебник / При редакторше А.П. Гетмана, М.В. Шульги. - X., 2005.
  • 5. Экологическое право Украины За редакцией профессоров В.К. Попова и А.П. Гетманы. Харьков, «Право». 2001
  • 6. Экологическое право Украины. Академический курс: Учебник / За заг. редакторша Ю.С. Шемшученко. -- К.: ООО «Издательство «Юридическая мысль», 2005. - 848 с.
  • 7. Закон Украины “Об охране окружающей среды”. - К., 1991.
  • 8. Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха». - К., 1992
  • 1. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. -- М., 1986.
  • 2. Габитов Г.X. Воздухоохранное право. -- Уфа, 1999.
  • 3. Габитов Г.X. Теоретические проблемы организации правовой охраны Земли в современных. -- Уфа, 2000.
  • 9. 6. Кузнецова О.К, радчик О.Л. Загрязнение окружающей среды отходами и опасными веществами. -- М., 2001.
  • 10. 8 Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной опасности. -- М., 1993.
  • 11. 9 Фомин Г.С, фомина С.Н. Воздух: контроль загрязнений по международным| стандартам. -- М., 1993.
  • 12. 10. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. -- К., 1989.

Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории или в отдельных ее местностях.

Перевод ГО на военное положение производится в порядке, установленным Правительство РФ.

Ведение гражданской обороны включает:

Проведение первоочередных мероприятий ГО по наращиванию возможностей по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Приведение в готовность систем и органов управления ГО;

Реализацию мероприятий ГО в соответствии с мобилизационными планами;

Приведение в готовность сил гражданской обороны;

Проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;

Обеспечение действий сил и мероприятий ГО.

ГО в условиях военного времени должна обеспечить:

Подготовку и обучение всего населения страны способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение и укрытие в инженерных сооружениях различного типа населения страны;

Представление населению средств индивидуальной защиты в соответствие с установленными нормативами;

Эвакуацию населения из опасных районов (зон), в том числе и массовую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из крупных городов в случае возникновения реальной угрозы ядерного нападения;

Отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;

Эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки наиболее важных объектов;

Поддержание в готовности сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения на уровне. Обеспечивающим оказание помощи пострадавшим не позднее 4-6 часов;

Ведение постоянного контроля и наблюдения на территории страны за радиационной, химической и биологической обстановкой;

Поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление (в течение суток) функционирование необходимых коммунальных служб;

Захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновение эпидемий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Устойчивое управление мероприятиями ГО;

Осуществление мер по сохранению объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения.

Заключительной главой настоящего закона, статьей 18 определено финансирование мероприятий по гражданской обороне, о чем Вам будет доложено более подробно на специальных занятиях по данному вопросу.

Заключение:

1. В современной вооруженной борьбе ГО приобретает несколько иной характер и назначение чем прежде. Сохраняя оборонную функцию, она все больше занимает социальную, гуманитарную направленность.

2. Необходимо помнить, что развитие и совершенствование оружия массового поражения и других средств нападения противника требуют непрерывного совершенствования способов защиты от него, всей системы гражданской обороны.

3. Исходя из решаемых задач, деятельность гражданской обороны чрезвычайно многогранна и совершенствование ее – всенародное дело обязанность каждого должностного лица, каждого гражданина нашей страны.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №28-ФЗ ОТ 12.02.98 г.)

«ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ И ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ, МАТЕРИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ОПАСНОСТЕЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ВЕДЕНИИ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ, А ТАКЖЕ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА».
Ведение обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны , фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях. Как видно из приведенной выдержки преамбулы закона основной упор делается на ЧС военного характера, но нарастающие по проявлениям ЧС природного и техногенного характера, а также угроза терроризма постепенно смещают акценты деятельности именно к ним. В целом российская система ГОЧС представляет собой достаточно эффективную систему, во многом корреспондирующую с аналогичными системами в других странах и базирующуюся как на собственном опыте, так и на международном опыте.

Ниже показаны основные принципы действий ГОЧС федерального уровня (рис.) и схема деятельности ГОЧС субъектов федерации (рис.).
Рис. 11 Схема реализации задач гражданской обороны

Рис. 12. Схема организации гражданской обороны на примере Москвы
В целом созданная в России система ГОЧС позволяет решать задачи как для ЧС военного времени, так и противодействия ЧС природного и техногенного характера. В связи с тем, что изучение дисциплины «Гражданская оборона» имеет собственную программу, то в данном учебном пособии приведены только основные подходы к ее реализации.
Заключение

Учебное пособие «Управление в чрезвычайных ситуациях», материал которого изложен выше базируется на основных положениях программы обязатель­ной общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производствен­ной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эф­фективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохра­нение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Учебное пособие представило материал, необходимый для закрепления у обучаемых теоретически­х знаний и некоторых практических навыков, необходимых для:

Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека ;

Идентификации негативных воздействий среды обитания естествен­ного, техногенного и антропогенного происхождения;

Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

Проектирования и эксплуатации техники, технологических процес­сов и объектов экономики в соответствии с требованиями по экологической безопасности;

Обеспечение устойчивости функционирования объектов и техниче­ских систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

Принятия решений по защите производственного персонала и насе­ления от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по лик­видации их последствий;

Прогнозирования развития негативных воздействий и оценки по­следствий их действия.

Основной материал пособия развивает положения, изложенные в учебниках «Основы экологической безопасности строительства» и «Экологическая безопасность строительства» в большей части по взаимодействию с международными организациями при возникновении Чрезвычайных Ситуаций мирного времени.

В приложениях к учебному пособию приведен картографический материал по Российской Федерации, при помощи которого студенты смогут решать как учебные, так и практические задачи по оценке уязвимости территорий страны при их строительном освоении , оценивать природные и техногенные опасности и прогнозировать возникновение различных типов Чрезвычайных Ситуаций.
ГЛОССАРИЙ

Настоящий глоссарий содержит термины, встречающиеся в учебном пособии. Приводятся различные случаи употребления терминов.

Оценка (в период после наступления события, иногда оценка ущерба и потребнос­тей)

Деятельность по определению воздействия чрезвычайной ситуации или события на общество, потребностей в чрезвычайных мерах для спасения и сохранения жизней и мер по оказанию чрезвычайной помощи и скорейшего восстановления. Это- поэтапный процесс выполняемый совместно заинте­ресованными ведомствами, по оценке, интерпретации информации из раз­личных источников, касающейся как прямого так и косвенного ущерба, последствий ЧС краткосрочного и продолжительного характера. Сюда также входит оценка не только того, что произошло и какая помощь может потребоваться, но и определение целей и путей оказания чрезвычайной помощи. Внимание должно уделяться как краткосрочным потребностям так и долгосрочным последствиям события.

Оценка ущерба или оценка потерь

Подготовка специфических количественных калькуляций материального ущерба, понесенного в результате ЧС, включая выработку рекомендаций по реконструкции оборудования и сооружений и восстановлению хозяйст­венной деятельности и сельского хозяйства.

Катастрофа, бедствие, чрезвычайная ситуация

Неожиданное происшествие , нарушающее хозяйственную деятельность и нормальное функционирование общества. События или ряд событий, приводящих к человеческим жертвам и/или материальным потерям, разру­шениям инфраструктуры, разрушению жизненно важных услуг и умень­шению средств к существованию в масштабе, при котором пострадавшие не могут справиться с создавшейся ситуацией без посторонней помощи. Термин чрезвычайная ситуация иногда употребляется для описания катастрофической ситуации, при которых нарушается нормальный образ жизни (или экологической системы) и требуется чрезвычайное вмешатель­ство извне для спасения и сохранения человеческих жизней и/или окружа­ющей среды. ЧС часто классифицируются согласно причинам, которыми они были вызваны и быстроты последствий. (Смотри также внезапные стихийные бедствия, медленно нарастающие катастрофы, технологические катастрофы, промышленные катастрофы).

Управление в чрезвычайных ситуациях

Общий термин, включающий в себя все аспекты планирования и оказания чрезвычайной помощи, как в период наступления ЧС так и на последую­щем этапе. Он относится как к контролю риска так и к управлению в ЧС.

Митигация ЧС

Общий термин, включающий в себя все меры, предпринимаемые при при­ближении наступления разрушительного события , включая подготовительные и долгосрочные меры по снижению его разрушительного воздей­ствия, включает также процесс планирования и осуществления мер по снижению потерь от ожидаемых природных и промышленных катастроф. Стратегия и защитные мероприятия разрабатываются на основе оценки риска и политических решений касающихся уровней допустимого риска, и средств необходимых для этого со стороны государственных, и регио­нальных органов и внешних спонсоров.

Термин митигация используется некоторыми организациями/авторами в более узком смысле, который не включает подготовительные мероприятия и планирование. Иногда в понятие митигация включалось оказание чрез­вычайной помощи после наступления события, что в таком случае при­равнивается управлению в ЧС, как это сформулировано в настоящем гло­ссарии.

Подготовленность к ЧС

Мероприятия, которые приводят общество в состояние готовности общества:

(а) прогноз и заблаговременное планирование необходимых превентивных мер в отношении надвигающейся опасности (в случаях, когда заблаговременное предупреждение возможно), и

(б) реагирование и проведение мер по нейтрализации последствий ЧС путем организации и предоставления эффективной помощи и других видов содействия. Подготовленность включает создание и регулярную проверку систем предупреждения (связанных с системой прогнозирования) и планов по эвакуации и других мер, предпринимаемых в целях снижения опасности и для сведения к минимуму числа жертв и материального ущерба; обучение и переподготовку персонала и просвещение населения в зоне риска; создание определенных разработок стандартов, правил и оперативных планов на период ЧС; защиту средств и ресурсов, включая накопление запасов и распределение фондов и подготовку спасателей. Эти подготовительные мероприятия должны быть поддержаны соответствующим законодатель­ными актами.

Ожидаемый ущерб/ потери

Это - ожидаемое количество жертв и раненых среди населения и материальные потери, включая потери от нарушения экономической деятельности и функционирования основных служб в результате ЧС, вызванной природной или промышленной катастрофой, т.е. включает в себя оценку материальных , социальных, функциональных и экономических последствий.

Раннее предупреждение голода

Деятельность по наблюдению за ситуацией в зонах наиболее уязвимых к засухам, неурожаям и изменениям экономических условий для принятия превентивных мер до наступления ЧС.

Опасность, или угроза (или явление или событие)

Редкое или экстремальное событие, которое негативно влияет на жизнь

Людей их деятельность и материальные ценности и может вызвать потери

До степени бедствия.

Опасность, это природное или искусственно созданное событие, которое

Может вызвать материальные убытки, экономические потери или угрозу

Человеческой жизни, если оно случается в местах проживания людей, промышленных или сельскохозяйственных районах.

Однако следует отметить, что данный термин в более специфическом, математическом смысле, означает вероятность наступления события в обусловленный период времени и в определенном месте и определенной магнитуды или интенсивности.

Оценка опасности

(иногда анализ опасности или определение степени опасности) Деятельность по определению для заданных районов вероятности наступления потенциально опасного явления заданной магнитуды в обус­ловленный период времени.

Оценка опасности включает анализ исторических наблюдений, умелую интерпретацию существующих топографических, геологических , геомор­фологических и гидрологических карт и карт землепользования.

Картографирование опасности

Деятельность по географическому определению, где и в какой степени ожидаемое явление может представлять угрозу жизни людей, матери­альным ценностям, инфраструктуре и хозяйственной деятельности чело­века.

Картографирование опасности представляет результат оценки опасности на карте с указанием повторяемости, вероятности событий различной магнитуды или продолжительности.

Промышленные катастрофы

ЧС, непосредственной причиной, которых явилась человеческая деятельность, преднамеренная или другая. В отличие от технологических катастроф сюда входят ситуации, где имеются жертвы среди гражданского населения, наносится ущерб имуществу, службам жизнеобеспечения и средствам к существованию, также как и в результате войн, гражданских и других конфликтов.

Во многих случаях люди обязаны покинуть свои жилища , пополняя, таким образом ряды беженцев или перемещенных лиц.

Промышленная или технологическая опасность

Обстановка, которая может иметь катастрофические последствия для общества. Она складывается вследствие технологических процессов, воздействий, оказываемых человеком на окружающую среду и отношений между человеком и природой.

Природные опасности или угроза

Природные явления, происходящие поблизости и несущие опасность людям, сооружениям и материальным ценностям и которые могут стать причиной чрезвычайной ситуации. Они вызываются биологическими, геологическими, сейсмическими, гидрологическими и метеорологическими условиями и процессами, происходящими в природе.

Восстановление

Постоянное восстановление или замена сильно пострадавших сооружений, полное восстановление функционирования всех служб и местной инфраструктуры и оживление экономики и сельского хозяйства.

Восстановление должно полностью включаться в долгосрочные планы развития с учетом риска возможных в будущем чрезвычайных ситуаций и возможностей для их снижения путем включения надлежащих митигационных мер. Восстановление разрушенных сооружений и служб необя­зательно должно происходить в прежнем виде и в тех же местах. Оно может включать замену временных технических решений, принятых на этапе чрезвычайной помощи или реабилитации.

Риск

Для инженерных целей риск определяется как ожидаемые потери (челове­ческие жизни, пострадавшие, материальный ущерб , нарушение хозяйст­венной деятельности), вызываемые определенным явлением. Риск является функцией вероятности наступления события и потерь им наносимых. Отдельные специалисты используют данный термин для характеристики вероятности наступления ЧС, результатом которой явится определенный уровень потерь.

Социетальный элемент называется в зоне риска (или уязвимым), когда он подвергается угрозе события и по всей вероятности подвергнется воздей­ствию этой опасности при его наступлении. Населенные пункты, сооруже­ния, службы и их функционирование в таком случае считаются "в зоне риска".

Оценка риска (иногда анализ риска)

Действия по определению причин и масштабов потерь (в ЧС), которые можно ожидать в конкретных районах в течение определенного отрезка времени.

Оценка риска включает в себя анализ теоретических и эмпирических данных по определению вероятности известных опасностей определенной интенсивности или силы, случающихся в заданном районе ("картографи­рование опасности") и потерь (структурных и функциональных) ожидаемых для каждого элемента в зоне риска от каждой конкретной угрозы ("анализ уязвимости" и "оценка ожидаемого ущерба").

Картографирование риска

Нанесение на карты результатов оценки риска с указанием уровня потерь, которые можно ожидать в конкретных районах от конкретных видов опасности на конкретном отрезке времени.

Снижения уровня риска (долгосрочная программа)

Долгосрочные меры по снижению ущерба или продолжительности негативных последствий неизбежной и неотвратимой опасности путем снижения степени уязвимости населения, сооружений, служб и экономи­ческой деятельности.

Типичные меры по снижению риска включают в себя улучшенные строи­тельные нормы и правила, планирование землепользования, включая опре­деление зоны наводнений, диверсификация сельскохозяйственных культур и тд. Указанные меры часто подразделяются на "структурные" и "не­структурные", активные и пассивные.

Примечание: часть источников употребляют в этом контексте термин -митигация, другие предпочитают говорить о предупредительных меропри­ятиях.

Медленно наступающие чрезвычайные ситуации

Ситуации, в которых способность населения приобретать питание и другие средства к существованию медленно затухает до точки, когда сама жизнь людей ставится под угрозу. Такие ситуации типичны для засухи, неурожаев, эпидемий , или других форм "экологических ЧС".

Если такая опасность определена достаточно рано, превентивные меры могут быть предприняты для предупреждения человеческих страданий. Однако , если игнорируются признаки начала указанной ЧС, результатами могут быть экономический упадок и человеческие страдания, а также пот­ребность в организации чрезвычайной гуманитарной помощи, как резуль­тат наступления ЧС, но уже внезапного характера.

Внезапные ЧС, вызванные природными катастрофами

Внезапные ЧС могут быть вызваны такими природными катастрофами как землетрясения, наводнения, тропические ураганы или извержения вулканов. Такие события наступают внезапно или почти внезапно унося, жизни лю­дей, разрушая экономические структуры и материальные ценности.