Главная · Письма · Штрафы за нарушение миграционного законодательства. Какие штрафы грозят за нарушение миграционного режима Штрафы за иностранных граждан в

Штрафы за нарушение миграционного законодательства. Какие штрафы грозят за нарушение миграционного режима Штрафы за иностранных граждан в

Существует множество причин и целей для поездок за границу. Люди едут работать, отдыхать, заниматься бизнесом, посетить родственников или друзей. Желание посетить другие страны есть у многих, однако, не все знают, что, находясь в другом государстве, путешественник обязан соблюдать законодательство и общепринятые нормы страны назначения и общества. При этом часто лица, даже зная о необходимости действовать в рамках правовых норм государства, игнорируют или нарушают их ввиду незнания. Скорее, незнание миграционных правил и законов конкретной страны чаще всего вызывает нарушение миграционного законодательства иностранной державы.

Незнание правил не является поводом для поблажек. Любой новый нормативный акт публикуется в общедоступных изданиях, чтобы каждый имел возможность ознакомиться с его текстом. Нежелание же прочитать о своих правах и обязанностях, как правило, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего они проявляются в форме привлечения к юридической ответственности.

Санкции за нарушение миграционного законодательства несут такие функции:

  • кара – негативные последствия за отрицательное деяние;
  • воспитание – выработка поведения индивида в рамках, которые исключат впоследствии привлечение к ответственности;
  • профилактика – снижение желания допускать неправомерные аналогичные деяния у иных лиц.

В качестве санкций за нарушение миграционного законодательства в Российской Федерации в 2019 году предусматриваются в основном штрафы. Однако, взыскания могут проявляться и в иных формах, например, депортация, наложение запрета на въезд на территорию РФ на определенный срок.

Кто является субъектом нарушений в области миграции

Миграционные правила регулируют порядок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Ввиду этого достаточно просто определить, что субъектами правонарушений в сфере миграции, учета иностранных граждан в РФ, режима пересечения госграницы и пребывания в стране выступают иностранцы и апатриды-нерезиденты, которые временно или постоянно находятся в государстве.

В преимущественном большинстве случаев в вопросах посещения нерезидентами Российской Федерации и организации учета мигрантов в 2019 году задействованы три стороны (субъекта):

  • сам иностранец либо апатрид-нерезидент;
  • физическое или юридическое лицо – резиденты РФ, выступающее принимающей стороной;
  • госорган в сфере миграционной политики.

Поскольку все эти лица-органы принимают участие в процессах миграции, все они обязаны соблюдать правовые нормы в сфере миграционного регулирования и для каждого из них за несоблюдение правил предусмотрена юридическая ответственность.

Нормы в сфере миграции не ограничивают свою силу только порядком пересечения госграницы Российской Федерации и сроками пребывания на территории страны. Комплекс правил охватывает также порядки учета иностранных граждан по месту пребывания, трудоустройства нерезидентов, оформления документов с участием таких лиц, обращением их в госорганы для продления права пребывания или получения права жительства в РФ.

Типы правонарушений

Юридическая ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции. Наиболее распространенные из них составляют три группы:

  • правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания нерезидентов в РФ;
  • несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
  • невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.

В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:

  • нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
  • нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
  • отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
  • пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
  • неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
  • попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.

Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу, и лицо не получило взыскание лично за время пребывания в державе, правонарушение вносится в базу МВД РФ для иностранцев и далее выступает серьезным препятствием для повторного посещения Российской Федерации. Такая ситуация является основанием для запрета на въезд в РФ.

По состоянию на 2019 год за перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-ух до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ в 2019 вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.

Вторая группа – нарушения в сфере трудовых прав иностранных граждан и порядка осуществления ими трудовой функции на территории Российской Федерации. Со стороны нерезидента могут выражаться в:

  • осуществлении любых работ без оформления в госорганах в сфере миграции соответствующего документа – патента или разрешения;
  • несоблюдение ограничений, установленных для трудовой деятельности иностранных граждан.

Штрафы за такие деяния назначаются от 2-ух до 5-ти тысяч рублей, есть вероятность выдворения иностранных граждан.

За нарушения в сфере трудовой деятельности могут к ответственности привлекаться и должностные лица, виновные в таковых. Как правило, работодатель допускает следующие нарушения:

  • неуведомление госоргана о трудоустройстве иностранных граждан (штрафы для граждан составляют от 2-ух до 5-ти тысяч, для должностных лиц – от 25-ти до 50-ти тысяч; для юрлиц – от 250-ти до 800-а тысяч рублей; кроме этого для предприятия может грозить приостановление деятельности на период до 3-х месяцев);
  • несоблюдение ограничений на привлечение иностранных граждан к определенного рода работам (штраф для должностных лиц – 45-50 тысяч; компаний – 800 тысяч – миллион рублей);
  • подача недостоверных сведений о работнике-нерезиденте (штраф для работодателя – 350-800 тысяч; должностным лицам – 35-80 тысяч; иностранцу – 2-5 тысяч рублей).

За неоплату также предусмотрена возможность удвоить штрафы или применить к нарушителям административный арест.

ООО на ОСНО в лице директора приняло на работу иностранного сотрудника (с КАЗАХСТАНА), при этом было передано уведомление в ОУФМС России по Краснодарскому краю. Просим написать информацию, направить ссылки для изучения дальнейшего взаимодействия с миграционной службой. Какие документы в какие сроки должны быть составлены и предоставлены по иностранному сотруднику. Сотрудник миграционной службы, принимая уведомление, пояснил что иностранные работники-это особые сотрудники, работодатели при оформлении документов совершают ошибки, нарушают сроки и за это предусмотрены штрафы. Какие проверки с их стороны предусмотрены по данным гражданам? Спасибо.

Отвечает Мария Жукова, эксперт

О заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранцем, в том числе, из Казахстана, необходимо уведомить территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России.

Уведомления надо подать в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.

Такой порядок предусмотрен статьи 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и приложения № 21 к .

Если организация привлекает к трудовой деятельности сотрудника-иностранца и нарушает при этом требования миграционного законодательства, она . Такие нарушения могут выявить, когда проверяют организацию, на выездной или документарной проверке

Если организация не сообщила в ГУ МВД том, что заключила или расторгла трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем, штраф составит :

Такая ответственность установлена статьи 18.15 КоАП РФ.

Также при заключении трудового договора такие граждане должны предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС. При этом предъявлять договор (полис) ДМС не нужно, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу ( , ). Предъявлять полис ДМС при заключении трудового договора должны в том числе временно пребывающие на территории России граждане Республики Беларусь ( Положения, утвержденного ). Это подтверждают специалисты Минздрава России в .

Срок действия полиса добровольного медицинского страхования, который иностранец представляет при приеме на работу, должен быть не менее срока трудового договора. Если срок действия страхового полиса меньше, чем период трудового договора, полис ДМС придется продлить – иначе принять сотрудника на работу нельзя. Это подтверждают специалисты Минтруда России в письме .

С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в , работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования ( , Правил, утвержденных ). Оформляют полисы ОМС они самостоятельно. Для получения полиса иностранный гражданин лично или через своего представителя должен подать в страховую медицинскую организацию, а при ее отсутствии – в территориальный фонд (). Полисы выдают в соответствии с , утвержденными . Временно пребывающим гражданам государств, которые входят в , полис ОМС выдают сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с таким иностранцем ( Правил, утвержденных ).

Таким образом, если иностранец из ЕАЭС только прибыл в Россию и не имеет полиса ОМС, то для заключения трудового договора ему необходимо оформить полис ДМС либо работодатель должен заключить договор с медорганизацией. После заключения трудового договора иностранец уже сможет получить полис ОМС, предъявив в страховую медорганизацию в том числе трудовой договор. При этом, поскольку условие оказания иностранцу медицинской помощи является обязательным условием трудового договора с временно пребывающим иностранцем, в трудовом договоре нужно указать реквизиты полученного полиса ОМС (). Для этого оформите дополнительное соглашение к трудовому договору.

Если иностранец из ЕАЭС уже имеет действующий полис обязательного медицинского страхования, то ему не нужно оформлять полис ДМС для заключения трудового договора. Например, такая ситуация возможна, если он ранее работал у другого работодателя по трудовому договору и получил полис ОМС. В таком случае в трудовом договоре с таким иностранцем сразу укажите реквизиты действующего полиса ОМС ().

Принимая на работу сотрудников – граждан государств, которые входят в , организация должна уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров в общем порядке ().

Существует и противоположная позиция в отношении сотрудников – граждан Республики Беларусь. Так, при приеме на работу граждан Республики Беларусь Главное управление МВД по вопросам миграции можно не уведомлять. К такому выводу пришел Верховный суд РФ в . Однако во избежание споров с проверяющими органами рекомендуем все же уведомлять ГУ МВД по вопросам миграции о приеме и увольнении сотрудников – граждан Республики Беларусь.

Граждане государств, которые входят в , и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. Исключение граждане Республики Беларусь, они могут не вставать на учет в течение 90 дней. По истечении указанного срока иностранцы обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора или гражданско-правового договора. Такой порядок установлен статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. После того как трудовой или гражданско-правовой договор будет расторгнут, гражданам государств, которые входят в , отводится еще 15 дней на заключение нового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Сотрудники – граждане государств, которые входят в , и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из статьи 96 и статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в .

Граждане государств, которые входят в , наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации ().

По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:

 информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;

 справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.

Нины Ковязиной,

Как оформить прием на работу сотрудника-иностранца

Уведомление Главного управления по вопросам миграции МВД России о заключении и прекращении трудового договора с сотрудником-иностранцем

Как уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что вы заключили или прекратили трудовой договор с сотрудником-иностранцем

Если организация принимает на работу сотрудников-иностранцев, она должна уведомить о том, что заключила с ними трудовые или гражданско-правовые договоры, территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которых трудятся сотрудники-иностранцы. Адреса территориальных органов МВД России можно узнать на . уведомления утверждена .

Помимо этого также необходимо уведомлять территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России, если вы прекратили трудовые или гражданско-правовые договоры с иностранцами. уведомления утверждена .

При этом давать такую информацию Главному управлению по вопросам миграции МВД России необходимо обо всех сотрудниках-иностранцах независимо от их статуса, а именно:

 временно пребывающих в России визовых и безвизовых иностранцах;

 временно или постоянно проживающих в России иностранцах;

 высококвалифицированных специалистах.

Такие уведомления необходимо направить в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключили или прекратили трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем. Уведомления нужно заполнить разборчиво от руки или использовать технические средства и направить лично, либо по почте с описью вложения и уведомлением о вручении, или в электронном виде через Интернет. Если уведомление подают лично, территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на территории которого трудится сотрудник-иностранец, выдает справку, которая подтверждает, что уведомление приняли. утверждена . Если уведомление поступает в электронной форме, должностное лицо территориального органа Главного управления по вопросам миграции МВД России направляет электронное сообщение о том, что уведомление приняли, не позднее рабочего дня, который следует за днем, когда подали уведомление ( Порядка, утвержденного ).

При этом уведомлять службу занятости и налоговую инспекцию работодателю не нужно, потому что Главное управление по вопросам миграции МВД России будет само обмениваться со службами занятости и налоговыми органами сведениями о привлечении к труду сотрудников-иностранцев.

Внимание: если вы не уведомили Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что с иностранцем заключили или расторгли трудовой или гражданско-правовой договор, либо уведомили, но нарушили порядок, срок и форму уведомления, это будет означать, что вы нарушили закон, за что предусмотрена ().

Вопрос из практики: с какой даты нужно считать три рабочих дня, чтобы отправить уведомление о том, что с сотрудником-иностранцем заключили или прекратили трудовой договор

Трехдневный срок, в который необходимо отправить уведомление, начинается на следующий рабочий день после даты, когда заключили или прекратили трудовой договор с иностранцем.

Если организация принимает на работу иностранцев, то она должна уведомить о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров территориальные органы Главного управления по вопросам миграции МВД России. Такие уведомления нужно отправить не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключили или прекратили трудовой или гражданско-правовой договор (). При этом специальной нормы о том, с какой даты нужно считать три рабочих дня, трудовое и миграционное законодательство не устанавливает, поэтому применяют нормы гражданского законодательства. А значит, срок начинается на следующий рабочий день после события, которым определено его начало ( , ). Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, решения Московского городского суда , .

Таким образом, трехдневный срок, в который нужно отправить уведомление, начинается на следующий рабочий день после даты, когда заключили или прекратили трудовой договор с иностранцем. Например, с иностранцем заключили трудовой договор 23 января, в таком случае уведомление нужно отправить в трехдневный срок с 24 по 26 января.

Совет: чтобы избежать штрафов за несвоевременную отправку уведомлений, рекомендуем не откладывать их отправку до последнего дня срока.

Вопрос из практики: В течение какого срока действует ответственность работодателя, если организация не уведомила Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что заключила или расторгла трудовой договор с иностранцем

Срок, в течение которого работодателя могут привлечь к административной ответственности за то, что не уведомил Главное управление по вопросам миграции МВД России о заключении или расторжении трудового договора с иностранцем, составляет один год.

Организация обязана уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России не позднее трех рабочих дней с даты, когда заключила или прекратила трудовой договор с сотрудником-иностранцем (). Если работодатель не отправит такое уведомление, то его могут привлечь к административной ответственности (). Тот факт, что закон нарушили, проверяющие органы могут обнаружить при плановой или внеплановой проверке организации. При этом срок, в течение которого работодателя могут привлечь к ответственности за неуведомление о том, что принял на работу или уволил иностранца, составляет один год со следующего дня после того, как истечет трехдневный срок уведомления (ст. , КоАП РФ). Правомерность такой позиции подтверждают и суды. См., например, . Допустим, с иностранцем заключили трудовой договор 20 марта 2017 года. Работодатель должен был направить уведомление об этом в территориальный орган МВД России не позднее 23 марта 2017 года. Однако он этого не сделал. Срок, в течение которого работодателя могут привлечь к административной ответственности, начинается с 24 марта 2017 года и заканчивается 24 марта 2018 года. Поскольку срок, который исчисляют годами, истекает в соответствующее число последнего года срока ().

Ответственность за нарушение миграционного законодательства

Какую ответственность несет работодатель, если нарушит миграционное законодательство

Если организация привлекает к трудовой деятельности сотрудника-иностранца и нарушает при этом требования миграционного законодательства, она . Такие нарушения могут выявить, когда проверяют организацию, на выездной или документарной проверке.

Сферу миграции проверяет Главное управление по вопросам миграции МВД России.

В ходе проверочной деятельности могут проводить следующие мероприятия:

 беспрепятственно осматривать территорию работодателя, чтобы установить факт нахождения иностранных граждан;

 проверять, соблюдают ли миграционное законодательство, в том числе чтобы определить, законно ли пребывание иностранных граждан, соблюдают ли порядок осуществления трудовой деятельности иностранцы, а также порядок, в котором привлекают и используют труд сотрудников-иностранцев;

 получать на основании мотивированного письменного запроса информацию и документы, которые относятся к предмету проверки.

Такие правила устанавливают Положения, утвержденного .

Более подробно порядок, по которому проводят контрольные мероприятия, установлен , который утвержден .

Чтобы миграционное законодательство не нарушали работодатели, которые используют труд иностранцев, Главное управление по вопросам миграции МВД России выпустило специальную памятку. В ней рассмотрели порядок, по которому нужно оформлять на работу иностранных граждан, и особое внимание уделили вопросам, как принимать на работу высококвалифицированных специалистов.

Также в памятке указали телефоны горячих линий Главного управления по вопросам миграции МВД России, по которым можно выяснить интересующую информацию.

Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как принять на работу иностранца, который прибывает в Россию в безвизовом порядке и имеет статус временно пребывающего

Ответственность за нарушение правил миграционного учета

Что будет, если не уведомить Главное управление по вопросам миграции МВД России о найме или увольнении иностранца

Организацию могут оштрафовать, если она не сообщила в Главное управление по вопросам миграции МВД России о том, что заключила или расторгла трудовой (гражданско-правовой) договор с иностранцем.

Штраф составит:

 для организации (принимающей стороны) – от 400 000 руб. до 800 000 руб. (либо организации могут запретить вести деятельность на срок от 14 до 90 суток);

 для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 35 000 руб. до 50 000 руб.

Такая ответственность установлена статьи 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей размер штрафа увеличен:

 для организации (принимающей стороны) – штраф от 400 000 руб. до 1 000 000 руб. (или административное приостановление деятельности от 14 до 90 суток);

 для должностных лиц организации (например, руководителя) – в размере от 35 000 руб. до 70 000 руб.

При этом штрафы (приостановление деятельности) грозят не только за неуведомление Главного управления по вопросам миграции МВД России, но и за нарушение установленного порядка или формы уведомления.

Пребывание в Российской Федерации ограничено строгими рамками, сроками и процедурами, несоблюдение которых неизбежно ведет к наложению определенных санкций на нарушителя. В связи с этим следует помнить, что в качестве меры наказания предусмотрен не только штраф за нарушение миграционного режима, но и выдворение с последующим запретом въезда.

Кто может быть наказан за нарушение миграционных правил

Необходимо понимать, что в процессе приема на российской земле задействованы три стороны:

  • непосредственно сам иностранный гость;
  • принимающая сторона (родственник, работодатель, вуз и др.);
  • территориальный контролирующий орган.

В контексте взаимодействия каждый из этих субъектов должен придерживаться своих обязательств, и наказание за несоблюдение норм предусмотрено также для всех трех сторон.

Сразу же следует отметить, что рамки миграционных правил не ограничены только и сроками нахождения внутри государства. Данное законодательство имеет дело еще и с вопросами документов, .

Для многих бизнесменов использование труда гастарбайтеров – способ решения двух важных задач: снижение производственных затрат и восполнение дефицита неквалифицированной рабочей силы. Однако не стоит забывать о том, что в последнее время законодательство довольно жестко регулирует процесс найма таких работников. Помимо требований Трудового и Налогового кодексов, работодатель обязан придерживаться правил Миграционной службы. При нарушениях штраф ИП за иностранного работника в 2017 году может составить внушительную сумму,

Разрешите поработать

Правила приема иностранных граждан и вопросы их оформления довольно подробно описаны в «Памятке работодателя» , находящейся на сайте Главного управления по вопросам миграции МВД РФ.

Суть сводится к нескольким тезисам:

  1. Российские работодатели вправе привлекать иностранных граждан к работе, если есть на такое привлечение и работник достиг 18 лет.
  2. Разрешение на привлечение не нужно для иностранцев, постоянно или временно живущих в РФ, журналистов изданий на иностранном языке, участников программы переселений соотечественников, сотрудников иностранных юрлиц, выполняющих работы на территории РФ по настройке и обслуживанию оборудования, приглашенных преподавателей, студентов, работающих на каникулах, волонтеров благотворительных организаций, сотрудников дипмиссий и представительств. Без разрешения также можно нанимать иностранцев, прибывающих в РФ без визы, высококвалифицированных специалистов и членов их семей, студентов-очников аккредитованных вузов и ссузов и сотрудников, направленных в представительства иностранных компаний, расположенных на территории РФ.
  3. Работодатель вправе использовать труд гастарбайтеров только на территории региона, в котором выдано соответствующее разрешение.
  4. Разрешение иностранцу выдается сроком на один год.
  5. Работодатель должен уведомить миграционную службу о заключении трудового контракта с иностранцем.

Наказание за нелегала

Список деяний, за которые обычно штрафуют работодателей, привлекающих иностранцев на работу, делится на две группы. Это нарушение миграционного законодательства и нарушение Трудового кодекса.

Первая группа нарушений, как и санкции за них, прописаны в главе 18 КоАП.

Например, статья 18.15 описывает наказания за незаконное трудоустройство иностранцев. За привлечение к труду без разрешения индивидуальному предпринимателю грозит максимальный штраф в размере 50 тысяч рублей. Аналогичная санкция возможна, если работодатель не уведомил МВД о заключенном контракте.

Статья 18.16 говорит о привлечении на работу иностранцев без разрешения на торговых объектах. Штраф для предпринимателей в этом случае составляет 300-800 тысяч рублей. Возможно и приостановление работы на срок 90 суток. Если факты вскрыты на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областях, то штрафы вырастают до 450 тысяч – 1 млн рублей.

При оценке второй группы нарушений не делается разницы в том, чьи права были нарушены – российских или иностранных граждан. Санкции за неправильное оформление, несвоевременную выплату заработной платы и прочее абсолютно одинаковы.

Нанимать иностранцев без разрешения на работу стало довольно дорогостоящим занятием. Так или иначе, но полицейские с проверкой к вам все же придут, и это будет означать фактический конец бизнеса. Поэтому если вы считаете, что без гастарбайтеров вам не обойтись, то придется потратить время и средства на получение всех необходимых документов.