Главная · Исковые заявления · Справка освобождение от служебных обязанностей военной службы. О.А. Ищенко. Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях. Освобождение от служебных обязанностей и отпуск по

Справка освобождение от служебных обязанностей военной службы. О.А. Ищенко. Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях. Освобождение от служебных обязанностей и отпуск по


Об отпуске по болезни и освобождении от исполнения обязанностей военной службы на определенный срок и их правовых последствиях
О.А. Ищенко, помощник командира войсковой части 57328 по правовой работе, старший лейтенант юстиции

Законодательным актом, специально посвященным правовому регулированию общих вопросов охраны права на здоровье граждан, в том числе военнослужащих, является Конституция Российской Федерации (ст. 41). Данная статья императивно определяет право каждого гражданина на здоровье в качестве субъективного неотъемлемого права, обеспечиваемого предоставлением медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, разработкой и реализацией федеральных программ по охране и укреплению здоровья населения, принятием мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрением деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, созданием безопасных условий труда. Вопросы охраны и сохранения здоровья военнослужащих также регламентированы в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в Положении о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г.
· 123), в Руководстве по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Основными мероприятиями в Вооруженных Силах Российской Федерации, направленными на сохранение здоровья военнослужащих, являются диспансеризация, амбулаторное, стационарное и санаторно-курортное лечение, предоставление основного отпуска, предоставление отпуска по болезни, предоставление в случае нетяжелого заболевания освобождения от исполнения служебных обязанностей на определенный срок (далее
· освобождение).
В правоприменительной практике нередко возникают вопросы по поводу того, в чем заключаются различия между отпуском по болезни и освобождением и каков объем прав, обязанностей и ответственности военнослужащих в каждом из этих случаев.
В соответствии с п. 31 Положения о военно-врачебной экспертизе заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни и освобождения выносится военно-врачебной комиссией (далее
· ВВК) в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе, причем ВВК определяет и их продолжительность. Необходимо отметить тот факт, что рекомендации ВВК и врача (фельдшера) медучреждения воинской части об освобождении от исполнения обязанностей, а также рекомендации ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни подлежат обязательному выполнению должностными лицами.
Рассмотрим характерные отличия отпуска по болезни и освобождения.
Отпуск по болезни в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относится к дополнительным отпускам военнослужащих и предоставляется на основании заключения ВВК, а период освобождения от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 350 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее
· УВС ВС РФ) и ст.ст. 399 и 621 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время является продолжением лечения, которое для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, может проходить на дому.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Махачкалинский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - председателя суда Бамматова p.p., при секретаре Магомедове М.М., с участием заявителя Королева СВ. и представителя должностного лица - Паскарь СВ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 283/10 по заявлению военнослужащего Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан старшего прапорщика Королева Сергея Викторовича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части,

установил:

Королев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальнику Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан (далее – ПУ ФСБ РФ по РД), связанные с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, а также обязать указанное должностное лицо устранить названные нарушения путем издания соответствующего приказа.

Он также просил отнести судебные расходы по уплате государственной пошлины на ПУ ФСБ РФ по РД.

В судебном заседании Королев поддержал требования, изложенные в заявлении, и пояснил, что оспариваемые действия должностного лица приводят к тому, что он вынужден постоянно доказывать необходимость освобождения его от исполнения обязанностей военной службы, предоставлять справки о болезни, носить с собой на службу копию свидетельства о болезни и Положение о военно-врачебной экспертизе. Считая, что одного заключения военно-врачебной комиссии, в котором имеется отметка о необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части достаточно, просил суд обязать должностное лицо освободить его от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, путем издания соответствующего приказа.

Представитель должностного лица Паскарь требования Королева не признал и в обоснование своих доводов пояснил, что законодательством России не предусмотрена обязанность должностных лиц издавать письменный приказ об освобождении военнослужащих от исполнения обязанностей военной службы.

Выслушав объяснения заявителя и представителя должностного лица, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявление Королева подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В суде установлено, что Королев, проходящий военную службу в ПУ ФСБ РФ по РД, находится в распоряжение начальника управления с 1 мая 2010 года. 20 июня 2007 года он признан не годным к военной службы с освобождением от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказов начальника Службы в г.Каспийске от 6 апреля 2010 года №43-лс о направлении 30 апреля 2010 года Королева в распоряжение начальника ПУ ФСБ РФ по РД, справкой от 17 июня 2010 года №8/664 о нахождении заявителя в распоряжении начальника ПУ ФСБ РФ по РД с 1 мая 2010 года, выданной ПУ ФСБ РФ по РД, копии свидетельства о болезни от 4 июня 2007 года №538, утвержденного Центральной пограничной военно-врачебной комиссией ФСБ России 20 июня 2010 года, о негодности Королева к военной службе и необходимости предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Листком освобождения от исполнения обязанностей служебных обязанностей по временной нетрудоспособности №739, выданного военно-медицинской службой УФСБ РФ по РД, подтверждается факт обращения Королева в указанную службу и освобождения его от исполнения служебных обязанностей на срок с 19 мая по 4 июня 2010 года, с отметкой о необходимости приступить к работе с 5 июня 2010 года.

Как следует из письма начальника ПУ ФСБ РФ по РД от 21 июля 2010 года №21/304/8/21, адресованного заявителю, должностное лицо в нем сообщает, что в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии Королев освобожден от исполнения обязанностей военной службы на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Оценивая указанные выше обстоятельства, суд приходит к следующему .

В соответствии с пунктом 34 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123, в случае если военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, признан не годным к военной службе, военно-врачебная комиссия одновременно с заключением о его негодности к военной службе выносит заключение о необходимости предоставления освобождения на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Как следует из статьи 359 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами.

Отсюда следует, что заключение военно-врачебной комиссии о необходимости предоставления военнослужащему освобождение на срок до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, подлежит обязательному исполнению должностными лицами.

Королев пояснил, что несмотря на имеющееся заключение военно-врачебной комиссии о необходимости освобождения его от исполнения обязанностей военной службы до дня исключения из списков личного состава воинской части, он вынужден постоянно доказывать должностным лицам ПУ ФСБ РФ по РД это обстоятельство, повторно представляя копию свидетельства о болезни, листок нетрудоспособности и разъясняя нормы Положения о военно-врачебной экспертизе, которое также вынужден приносить с собой на службу.

Представитель должностного лица Паскарь подтвердил факты, отмеченные заявителем и пояснил, что вопросы о законности отсутствия заявителя на военной службе действительно возникали.

На основании изложенного суд, учитывая, объяснения заявителя о том, что он вынужден постоянно доказывать должностным лицам ПУ ФСБ РФ по РД свое право на освобождение от исполнения обязанностей военной службы по болезни, а также объяснения представителя должностного лица Паскарь, согласно которых вопросы о законности отсутствия заявителя на военной службе действительно возникали, приходит к выводу , что несмотря на письменное уведомление заявителя об освобождении от исполнения обязанностей военной службы по болезни фактически такое освобождение должностным лицом осуществлено не было.

Довод представителя должностного лица, со ссылкой на письменное уведомление Королева об освобождении его от исполнения обязанностей военной службы, суд отклоняет, поскольку согласно заключению военно-врачебной комиссии должностное лицо обязано фактически освободить заявителя от исполнения военной службы до исключения из списков личного состава воинской части.

При этом, одно лишь уведомление заявителя об освобождении его от исполнении обязанностей военной службы с одновременным регулярным предъявлением к нему требований подтвердить правомерность не исполнения обязанностей военной службы, является формальным, а потому обязанность освободить Королева от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, судом признается невыполненной должностным лицом.

Вместе с тем, суд признает обоснованным довод представителя должностного лица Паскарь о том, что нормативными – правовыми актами, регламентирующим порядок прохождения военной службы, не предусмотрена обязанность должностного лица письменным приказом закрепить освобождении заявителя от исполнения обязанностей военной службы, поскольку в соответствии со статьей 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, фактическое освобождение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы с одновременным письменным уведомлением его об этом, является достаточным для исполнения соответствующей рекомендации военно-врачебной комиссии.

Потому, требование заявителя об обязании должностного лица письменным приказом освободить его от исполнении обязанностей военной службы, Суд считает незаконным.

На основании изложенного суд признаёт заявление Королева в части требований о признании незаконными действий начальника ПУ ФСБ РФ по РД, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части обоснованным и полагает необходимым его удовлетворить, а в части его требований об обязании указанного должностного лица издать письменный приказ об освобождении заявителя от исполнения обязанностей военной службы по болезни до дня исключения из списков личного состава, полагает необходимым отказать.

Наличие судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, подтверждается представленной заявителем и исследованной в судебном заседании квитанцией.

Вместе с тем, требование заявителя об отнесении судебных расходов, состоящих из уплаты государственной пошлины в сумме 200 рублей, суд в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации, из которых следует, что при частичном удовлетворении заявления судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом требований в разумных пределов, находит подлежащими частичному удовлетворению и необходимым возложить на ПУ ФСБ РФ по РД на сумму 100 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 258 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Королева Сергея Викторовича об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан, связанных с не предоставлением освобождения от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части, - удовлетворить частично.

Обязать начальника Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан предоставить Королеву Сергею Викторовичу освобождение от исполнения обязанностей военной службы по болезни на срок до дня исключения из списков личного состава воинской части.

Взыскать с Пограничного управления ФСБ России по Республике Дагестан в пользу Королева Сергея Викторовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 (ста) рублей.

В удовлетворении остальной части требований Королева СВ. - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Махачкалинский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме – 2 августа 2010 года.

Копия верна:

Подлинное за надлежащей подписью

Председатель суда

p.p. Бамматов

Секретарь судебного заседания М.М. Магомедов

Любой военнослужащий, независимо от того, проходит он срочную службу или на основании контракта, имеет те же права и гарантии, которые предоставляются обычным гражданам. Так, согласно действительной законодательной базе статус военнослужащего будет приравнен к простым трудящимся гражданам за исключением некоторых моментов, связанных с особенностями прохождения службы.

Что же касается больничного, то здесь имеются свои нюансы. Если служащий желает получить отгул в связи с болезнью, он обязан, прежде всего, посетить врача, и лишь на основании выданной справки он сможет претендовать на больничный.

Кратковременный больничный отгул

Военная служба является своеобразной и специфической деятельностью, и в отношении всех военнослужащих действуют некоторые ограничения. Так, руководство не вправе просто так отпустить своего подчиненного.

Если военному понадобится больничный отгул, ему предстоит для начала посетить врача, который выпишет справку с рекомендациями по лечению. Просто рапорт на больничный, не подкрепленный никакими доказательствами, к рассмотрению принят не будет.

Если больничный требуется в связи с болезнью ребенка, то и здесь будут свои особенности. Так, если мать ребенка является военнослужащей, она может указать в рапорте, что ей нужен больничный, и прикрепить к нему подтверждающие справки от врачей, а вот с отцом все будет куда сложнее - мужчины не могут взять больничный с ребенком.

Продолжительный больничный военнослужащим

Больничный продлится от 1 до 2 месяцев максимум. При передаче рапорта руководству нужно будет представить заключение ВВК. При отсутствии документа рапорт может быть отклонен.

Если требуется дополнительное время на реабилитацию после продолжительной болезни, срок больничного может быть увеличен на 1 месяц. Однако нужно будет представить документацию, подтверждающую тот факт, что военнослужащий нуждается в продлении сроков больничного, так как его состояние еще не пришло в норму.

Единый образец рапорта на больничный по уходу за ребенком отсутствует. Бумага оформляется в произвольной форме, и эксперты рекомендуют, чтобы обращение было лаконичным и кратким.

Важно! На законодательном уровне закреплено, что непрерывный отпуск не может быть более 4-х месяцев. Если пользователь пребывает на больничном более указанного срока, поднимается вопрос о его дальнейшей пригодности к воинской службе. Будет инициировано заседание специальной комиссии, которая и решит его дальнейшую судьбу.

Образец рапорта на больничный


Слово «рапорт» пришло к нам из французского языка и обозначает «докладывать». Таким образом, документ в первую очередь является сообщением командиру, которое представляется от имени военнослужащего.

Рапорт на больничный подается военным по контракту или срочником. Данный документ является обязательным, и именно на его основании и решается вопрос относительно предоставления отгула.

На государственном уровне отсутствует единая форма рапорта на , некоторые требования касательно его содержания все же предъявляются.

Структура документа должна быть соблюдена в обязательном порядке с указанием:

  1. Личностных данных командира, в частности, ФИО и занимаемый чин.
  2. Персональных сведений по заявителю, включающих в себя ФИО и воинское звание.
  3. Оснований для подачи рапорта на больничный. Нужно указать, что рапорт на больничный подается в связи с тяжким заболеванием, неудовлетворительным состоянием здоровья и так далее.
  4. Временного промежутка, в течении которого военному требуется освобождение от службы. Нужно указать дату начала и окончания больничного периода.
  5. Приложенной сопроводительной документации, которая подтверждает наличие оснований. Больничный будет выдан, если обстоятельство действительно веское и аргументированное.

Что же касается конкретной формы документа, то все данные, отмеченные в бумаге, должны содержать в себе актуальную и правдивую информацию. Неточности или намеренный обман влечет за собой отказ от подписи командира.

Образец рапорта на отпуск по уходу за ребенком

Законодатель не подтверждает такое основание, как уход за ребенком в качестве обстоятельства для ухода на больничный. Единственное исключение делается в отношении женщин-военных, на попечении которых находится ребенок до 3 лет. Они могут подать рапорт, и если предоставят веские причины, получат отгул.

Исключительным вариантом в данной ситуации будет подача рапорта начальству на предоставление отпуска по личным обстоятельствам. По установленным правилам данная возможность гарантирована пользователям, попавшим в нижеперечисленные ситуации:

  • тяжелое состояние здоровья близкого члена семьи служащего;
  • гибель родственника и необходимость в присутствии на похоронах;
  • непредвиденные стихийные бедствия, повлекшие за собой негативные последствия для семьи военного или его родственников;
  • иные ситуации.

По закону длительность отпуска имеет максимальное значение в 10 дней, однако, в отдельных ситуациях данный показатель может быть увеличен. Если военному предстоит длительная поездка, то продолжительность отпуска будет продлена на временной период, нужный для проезда к месту назначения и обратную дорогу.

Важно! Отпуск по личным обстоятельствам дается неоднократно, однако, закон устанавливает, что воспользоваться им нельзя больше, чем раз в 2-3 месяца. Исключение будут составлять ситуации, когда присутствие военного в семье обязательно, и существует серьезная причина.

Право военнослужащих мужчин на отпуск по уходу за ребенком

Довольно часто возникает проблема, когда командиры отказывают в предоставлении отпуска по уходу за ребенком. Чаще всего такие отказы затрагивают мужчину-военнослужащего. Объясняется это тем, что формально у военных отсутствует право на больничный по уходу за ребенком.

В данной ситуации законным основанием будет только доброта командира и его готовность пойти навстречу своему подчиненному, однако, если ситуация критическая, и отгул необходим, можно использовать следующие варианты:

  • Отправка рапорта, подкрепленного листом нетрудоспособности через почтовое отделение заказным письмом с уведомлением.
  • Регистрация рапорта в секретариате и поступление документа, подтверждающего факт получения обращения.
  • Обращение в военную прокуратуру, если действия командира противоречат действительным нормам законодательства.

Если вы или ваши близкие сталкивались с проблемами при оформлении больничного для военнослужащего, поделитесь своими историями в комментариях к статье. Мы готовы подсказать вам, как поступить в той или иной ситуации, и дадим ценные рекомендации по вашей проблеме.

Согласно ч. 2. ст. 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 1 Ф3 «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными указанным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

Исходя из положений ст. 25 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

А особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

В соответствии с п. 2 Ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащего» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Кроме того, военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов (п. 2.2 ст. 16 настоящего Закона).

Также на основании п. 7 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Исходя из вышеизложенного, медицинская помощь военнослужащему, за исключением случаев возникновения необходимости в получении медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях, оказывается ведомственными медицинскими учреждениями по месту прохождения военной службы.

В связи с этим военнослужащий, не нуждающийся в оказании ему скорой или неотложной медицинской помощи, не вправе самостоятельно обращаться в гражданское учреждение здравоохранения. Он должен обратиться в соответствующее военно-медицинское учреждение, где ему при необходимости будет выдано направление.

Таким образом, для получения заключения об освобождении от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием Вам необходимо обращаться в военно-медицинское учреждение по месту прохождения службы. Больничный лист не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей военной службы.

Хаматова Резеда (06.09.2014 в 13:56:17)

Да, имеете право. Основание:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»

V. Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

34. Листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход.

Военнолужащие, как и другие граждане, также имеют такое право. Основание:

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” В период болезни и отпуска по болезни

58. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период непрерывного нахождения на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни, предусмотренного Положением о порядке прохождения военной службы.

В общей сложности срок непрерывного нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на лечении в лечебных учреждениях и в отпуске по болезни не должен превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения на лечении.

59. По истечении сроков непрерывного нахождения на излечении и в отпуске по болезни денежное довольствие военнослужащим, указанным в пункте 58 настоящего Порядка, выплачивается, если пребывание на излечении (в отпуске по болезни) продлено решением прямого начальника от командующего отдельной армией (флотилией), им равным и выше — по ходатайствам командиров воинских частей с приложением отношений военно-медицинских учреждений.

60. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни в период нахождения в распоряжении командира (начальника), денежное довольствие выплачивается с учетом пунктов 46 — 48 настоящего Порядка.

61. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в отношении которых в период нахождения на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни поступили выписки из приказов об увольнении с военной службы, денежное довольствие выплачивается в порядке, предусмотренном пунктом 87 настоящего Порядка.

62. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от исполнения должностных обязанностей в связи с уходом за больным членом семьи на основании больничного листа (справки) лечебного учреждения, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за период освобождения от исполнения должностных обязанностей.

63. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, находящимся на лечении в лечебных учреждениях или в отпуске по болезни, денежное довольствие выплачивается в полном объеме за весь период нахождения на лечении и в отпуске по болезни.

Мунасипова Нина Викторовна (06.09.2014 в 16:59:13)

Приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. № 200 “Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации” утратил силу в связи с изданием Приказа Министра обороны России от 30.12.2011 N 2758

Согласно "Положению о порядке прохождения военной службы" ст.11 вы можете взять отпуск по личным обстоятельствам

11. Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до 10 суток в случае:

а) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);

Получение помощи в медицинских учреждениях МО РФ регламентировано уставом внутренней службы, ФЗ «О статусе военнослужащих», приказом МО РФ №20 от 2006 года, а так же Постановлением правительства №911 от 2004 года.

Структура медицинских учреждений МО РФ

Для понимания как получить медицинскую помощь, необходимо знать, как устроена медицинская служба ведомства. Если рассматривать систему медицинской помощи в ВС РФ снизу, то получится следующее:

  1. Фельдшер батальона
  2. Медицинский пункт полка
  3. Медицинская рота бригады (дивизии)
  4. Отдельный медицинский отряд (ОмедО) или отдельный медицинский батальон (ОмедБ)

Первый специалист с медицинским образованием это фельдшер батальона. Обычно фельдшер батальона занимается исключительно военнослужащими срочной службы. В медицинском пункте полка появляется врач и стационар до 20 коек. Если полк входит в бригаду или дивизию, то существует уровень медицинской роты и начмеда бригады. В медицинской роте появляются специализированные отделения хирургическое и терапевтическое, количество штатных коек растет до 45. В частях ВДВ, а так же других специальных войсках встречаются отдельные медицинские подразделения – ОмедО и ОмедБ. Они похожи по своей структуре на госпитали, но являются более мобильными и более приспособлены для действий в полевых условиях. На уровне ОМедБ появляются отделения специализированной медицинской помощи: отделение ЛОР, офтальмология и другие. На этом уровне заканчивается войсковая медицинская служба.

Следующий уровень – это военные лечебные учреждения или госпиталя.

  1. Гарнизонные военные госпитали (ГВГ)
  2. Базовые военные госпитали
  3. Окружные военные госпитали
  4. Центральные военные госпитали

Самые маленькие из них называются гарнизонными и располагаются обычно в отдаленных гарнизонах и не превышают 150 лечебных коек. Базовые госпиталя покрупнее, обычно находятся в крупных городах или областных центрах. Окружных военных госпиталей всего четыре в стране, как и военных округов. И наконец, центральные военные госпиталя, такие как госпиталь им. Н.Н. Бурдеко и госпиталь им. А.А. Вишневского в Москве.

Порядок оказания медицинской помощи военнослужащим

Получение медицинской помощи для солдат срочной службы сводится к обращению к санитарному инструктору или фельдшеру батальона, либо к командиру подразделения во время ежедневной термометрии. Далее движение по медицинским подразделениям или организациям не представляет сложности для солдата и организуется медицинской службой части. Вся медицинская помощь для солдата бесплатна на время службы по призыву.

Военнослужащий по контракту для получения медицинской помощи, обращается к врачу медицинского пункта полка или медицинской роты. Уже на этом этапе возможно назначение простейших анализов и лечения наиболее распространенных заболеваний. Лечение у врача медицинского пункта может быть стационарное или амбулаторное с освобождением от служебных обязанностей сроком не более 6 суток или без него. Для получения «больничного» после записи в медицинской книжке и получения справки об освобождении от службы, необходимо написать рапорт командиру, для того, чтобы Вас включили в суточный приказ и освободили от служебных обязанностей. К рапорту прикладываете справку от врача. На справку ставится печать врача и иногда печать «для справок» военного госпиталя.

Медицинская служба воинской части обычно не занимается лечением пенсионеров МО РФ, членов семей военнослужащих, их детей при наличии в гарнизоне военного госпиталя или гражданской медицинской организации (поликлиники или фельдшерско-акушерского пункта).

В военный госпиталь гарнизона военнослужащий по контракту может обратиться по направлению медицинской службы части либо самостоятельно в часы амбулаторно-поликлинического приема специалистов. На руках необходимо иметь медицинскую книжку и удостоверение личности военнослужащего (военный билет). Лечение в госпиталях крупнее возможно по направлению специалистов гарнизонного военного госпиталя.

Кто имеет право на лечение в военных госпиталях?

Действующие военнослужащие имеют право на полный объем медицинской помощи в первоочередном порядке в военных лечебных учреждениях. Кроме них в военных лечебных учреждения имеют право на медицинскую помощь:

  1. Офицеры, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста в/сл, организационно-штатным причинам (ОШМ), состоянию здоровья (льготные статьи) при общей продолжительности службы в льготном исчислении более 20 лет, либо при продолжительности службы более 25 лет независимо от основания увольнения.
  2. Члены семей указанной выше группы (супруга, несовершеннолетние дети, лица, состоящие на иждивении)
  3. Прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, ОШМ, по состоянию здоровья при общей продолжительности военной службы более 20 лет.
  4. Члены семей офицеров и лица находящиеся на иждивении.
  5. Члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Родителям пенсионерам или родителям инвалидам старших и высших офицеров, погибших при исполнении обязанностей в/сл, либо погибших после окончания военной службы уволенных по льготным статьям с выслугой более 20 лет. Вдовы и вдовцы указанных погибших, до повторного вступления в брак.
  6. Гражданский персонал МО РФ
  7. Члены семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в ВС РФ.
  8. Граждан, уволенных с военной службы вследствие ранения, травмы, контузии или заболевания (пр: Лучевая болезнь), полученных при исполнении обязанностей военной службы.
  9. Граждан уволенных с военной службы, в связи с отдельными заболеваниями, полученными в период военной службы в ВС РФ.

Лица, перечисленные в п.7-9 могут приниматься на лечение в ВЛУ, без ущерба для граждан, перечисленных в остальных пунктах. Т.е. согласно закону, этим категориям может быть отказано в лечении.

Перечисленные категории лечатся в военных лечебных учреждениях (ВЛУ) за счет целевых средств федерального бюджета переданных МО РФ. Если ВЛУ работает с системой ОМС, то лечение могут проходить и другие категории граждан. Так же работа по ОМС позволяет военному госпиталю работать на коммерческой договорной основе. Понять работает ли госпиталь по системе ОМС можно по типу финансирования учреждения. Федеральные государственные казенные учреждения (ФГКУ) не работают с ОМС. Такой тип финансирования у большинства ВЛУ. Лишь центральные госпитали являются федеральными государственными бюджетными учреждениями (ФГБУ) и принимают пациентов по системе ОМС и на договорной основе.

Освобождение от служебных обязанностей и отпуск по болезни

Выдачей справок обычно занимается медицинская служба полка: врачи медпункта или начальник медицинской службы. С решением врача медицинского пункта о вашем амбулаторном лечении и освобождении от служебных обязанностей (справкой), командир не вправе отказывать Вам, лечиться дома. В случае обращения за медицинской помощью в военный госпиталь, врач напишет вам рекомендации в медицинской книжке и рекомендацию по освобождению от служебных обязанностей в том числе. Справку выдаст врач военного госпиталя, либо вы получите её у медицинской службы полка, на основании записи специалиста госпиталя. Максимальный срок освобождения от служебных обязанностей 6 дней с возможностью однократного продления по необходимости.

Более длительные освобождения от служебных обязанностей реализуются через решения военно-врачебной комиссии (ВВК). Обычно ВВК дает освобождения от служебных обязанностей после стационарного лечения в военном госпитале. Срок освобождения определяет ВВК. К примеру, после перенесенной внебольничной пневмонии, вы получите освобождение от служебных обязанностей на 15 суток. При освобождении более 30 суток предоставляется отпуск по болезни. Освобождение от обязанностей военной службы не предполагает выезд за пределы места службы, отпуск же позволяет это делать. Для военнослужащих по контракту максимальная длинна отпуска по болезни составляет 60 дней, и может быть продлена на 30 дней в случае необходимости. Максимальный срок нахождения военнослужащего на больничном (время лечения в стационаре и время отпуска по болезни) не должно превышать четырех месяцев. В случае превышение обязательное проведение ВВК на предмет годности к дальнейшему прохождению военной службы.

Получение медицинской помощи в ВЛУ для льготного контингента, обычно гораздо проще, чем в системе гражданского здравоохранения. Военные лечебные учреждения в целом лучше оснащены, хорошо снабжаются медикаментами. Износ медицинского имущества, помещений, мебели не столь велик, как в средней городской или районной больнице. Из-за ограниченности контингента персонал в ВЛУ более доброжелателен, количество персонала на 100 пациентов значительно больше. Получение справок об освобождении (аналог больничных листов), значительно проще, чем для гражданского населения.