Главная · Бухгалтерия · Важнейшие направления выявления и изобличения лица, совершившего преступление. Правовые основы поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Форма бровей и губ

Важнейшие направления выявления и изобличения лица, совершившего преступление. Правовые основы поисковой деятельности подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность Форма бровей и губ

к ст. 20 Руководства, утвержденного приказом Министра обороны

Российской Федерации 1997 года N___

Под "нервно-психической неустойчивостью" (НПН) понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предболезненные состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющую роль играют биологическая неполноценность нервной системы (врожденная или приобретенная) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Для военного психолога очень важно понимание биологической "почвы" в развитии нервно-психической неустойчивости.

Во-первых, это объясняет, почему встречающиеся отклонения в поведении и деятельности у обычного человека носят незначительный характер и не накладывают отпечаток на личность в целом, в то время как у лиц с нервно-психической неустойчивостью эти отклонения не только сильно выражены, но и носят устойчивый характер, существенно сказываясь на различных сторонах проявлений личности.

Во-вторых, такой подход к пониманию НПН предопределяет в работе с военнослужащими с признаками НПН не только комплекс воспитательных и психотерапевтических, но и организационных мероприятий.

Решение этих задач возможно при тесном сотрудничестве командиров, их заместителей по воспитательной работе, офицеров-психологов и медицинских работников. Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в:

Период прибытия молодого пополнения в воинскую часть;

Период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев);

Период последующего прохождения военной службы.

В период прибытия пополнения.

С прибытием пополнения в воинскую часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема пополнения, командирами подразделений, офицерами воспитателями. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением. Определяется порядок работы и форма документа, который готовится командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе на имя психолога о военнослужащих, подлежащих углубленному психологическому обследованию. В нем должны быть указаны фамилия, имя, отчество военнослужащего, а также сведения о наличии у него признаков нервно-психической неустойчивости.

Изучение документов (Приложение № 5).

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга, наблюдение в психо-неврологическом диспансере, ночное недержание мочи, воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей, наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья, приводы в милицию, трудности в обучении и освоении профессии, вовлечение в антисоциальные группы, сложные отношения с товарищами, низкая общественная активность, узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений, вспыльчивость, раздражительность, неустойчивость настроения, обидчивость, замкнутость, безынициативность, излишняя принципиальность, театральность, манерность, слабоволие, раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1-2 из указанных признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения. При наличии 3-5 из этих признаков - сведения о таком военнослужащем заносятся в списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение за поведением военнослужащих (Приложение № 5).

Наблюдение должно быть направлено на выявление лиц склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязанных в поведении. Заслуживает внимание информация о лицах с недостатками артикуляции (косноязычие, шепелявость), плохо знающих русский язык, с мышечными подергиваниями, дрожанием конечностей, неловкостью, угловатостью движений, постоянно опаздывающих на построения и т.д. При наличии даже одного из перечисленных признаков, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1-2 косвенных признака НПН, сведения о военнослужащем заносятся в список для углубленного изучения психологом части. При эпизодическом проявлении того или иного признака, военнослужащий требует особого внимания при дальнейшем изучении.

К наблюдению можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ними соответствующий инструктаж, с целью получения конкретных сведений об особенностях поведения лиц из числа пополнения.

Собрав и проанализировав всю имеющуюся информацию, можно переходить к заключительному этапу изучения пополнения - индивидуальному собеседованию.

Проведение индивидуальных собеседований (Приложение № 5)

В процессе беседы уточняются имеющиеся сведения, оцениваются те стороны личности, которые невозможно было оценить с помощью наблюдения или документов, имеющихся на военнослужащего. Особое внимание обращается на лиц, у которых на этапе изучения документов выявлены 1-2 косвенных признака НПН, а также с эпизодическими проявлениями НПН в поведении.

При построении плана беседы необходимо предусмотреть такие темы обсуждения как: условия воспитания и развития; отношение к алкоголю, наркотикам; состояние здоровья; отношение к окружающим и лицам противоположного пола и др.

Признаками НПН и условиями, способствующими ее развитию, следует считать: воспитание в неполной, неблагополучной семье (плохие взаимоотношения родителей; наличие у них судимости, психических заболеваний; чрезмерно строгое или "тепличное" воспитание; злоупотребление алкоголем членами семьи; побеги из дома), ранний алкогольный опыт военнослужащего, случаи употребления наркосодержащих препаратов, приводы в милицию, многочисленные конфликты в школе, семье; наличие нервно-психических заболеваний; ранний сексуальный опыт, беспорядочные половые связи.

По результатам проведенной работы командирами подразделе- ний, их заместителями по воспитательной работе составляется список военнослужащих, нуждающихся в углубленном психологическом обследовании. Психолог полка проводит анкетирование прибывшего пополнения с помощью анкеты "Прогноз -2". Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью личностных опросников "НПН-А", “Адаптивность”, а также других психологических методик. Конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности психолога.

Итогом изучения прибывшего пополнения должно стать выделение военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью:

С резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости. Данная группа нуждается в первичном медицинском освидетельствовании у врача психиатра (психоневролога);

С умеренно выраженными признаками нервно-психической неустойчивости, которые ограничивают использование этих военнослужащих по отдельным специальностям либо в определенных ситуациях. Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям).

В период адаптации к военной службе (первые 3-5 месяцев).

В данный период наращиваются усилия по изучению военнослужащих, особенно тех, за которыми требовалось наблюдение.

Основными задачами изучения военнослужащих в этот период являются:

Оценка процесса адаптации к условиям и требованиям военной службы и обеспечение, в случае необходимости, соответствующих воспитательных воздействий, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с целью предупреждения проявлений нервно-психической неустойчивости;

Изучение взаимоотношений в воинских коллективах, оказание помощи военнослужащим, испытывающим трудности в установлении контактов;

Выявление лиц, нуждающихся в дополнительном психологическом обследовании.

Методами изучения личного состава остаются наблюдение, психологическое тестирование и индивидуальная беседа. Особое место отводится наблюдению, т.к. в этот период появляется возможность наблюдать за поведением воинов в сложных, непривычных для них условиях, когда признаки нервно-психической неустойчивости проявляются со всей очевидностью.

Наблюдению за военнослужащими должен предшествовать инструктаж психологом должностных лиц, непосредственно работающих с личным составом (см. этап прибытия пополнения). Предлагается обратить внимание на недисциплинированных, болезненно реагирующих на замечания, неисполнительных, легко возбудимых, вспыльчивых, конфликтных или, наоборот, замкнутых, обидчивых, чрезмерно робких и застенчивых военнослужащих. Подлежат выявлению лица, проявляющие высокомерие, стремящиеся во что бы то ни стало выделиться среди окружающих или, напротив, ставшие объектом шуток, насмешек, совершающие нелепые поступки, имеющие странности, ненормальности в поведении, неряшливый внешний вид. Необходимо выделять воинов, проявляющих во время различных занятий несобранность, неловкость, нарушения координации движений, излишнюю напряженность, вычурность движений и поз, отмечать обмороки, случаи частого обращения за медицинской помощью с разнообразными жалобами, фиксировать отстающих, с большим трудом осваивающих воинскую специальность, отмечать случаи неверного исполнения приказов и распоряжений.

Кроме этого, до должностных лиц доводятся основные меры по профилактике нервно-психической неустойчивости:

Внимательное, чуткое отношение к подчиненным, уважение к их чувствам, мыслям, суждениям, предложениям и т.д., недопущения в их адрес резких оскорбительных высказываний, несправедливости и т.п.;

Создание здорового морально-психологического климата в воинских коллективах - атмосферы уважительности, доброжелательности и взаимопомощи;

Создание здорового быта, борьба против пьянства, токсикомании и наркомании;

Предупреждение конфликтных и исключение других психотравмирующих ситуаций;

Ограничение физической нагрузки для ослабленных военнослужащих;

Временное, полное или частичное освобождение от несения службы, перевод в подразделения, занимающиеся выполнением хозяйственных работ;

Разъяснение военнослужащим типологических черт их характера, возможных негативных проявлений, связанных с ними, и формулирование рекомендаций для самоконтроля и коррекции (проводит лично психолог);

Знание наиболее типичных ситуаций, в которых поведение воинов с признаками нервно-психической неустойчивости может быть неадекватным.

Особо подчеркивается недопущение случаев использования полученной информации во вред военнослужащим.

Данные наблюдения анализируются психологом, уточняются в процессе беседы и дополняются результатами тестирования. Ход адаптации к условиям военной службы удается оценить с помощью многоуровнего личностного опросника "Адаптивность". Обобщенные данные изучения служат базой для выработки конкретных предложений командованию о мерах индивидуально-воспитательного характера, рационального использования того или иного военнослужащего, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий. Все перечисленные мероприятия должны быть отражены в плане работы психолога с военнослужащими, у которых выявлены признаки НПН.

B период последующего прохождения военной службы.

В период последующего прохождения воинской службы осуществляется динамическое наблюдение за лицами с признаками нервно-психической неустойчивости (в соответствии с планом работы) с целью контроля их текущего состояния, изучения системы отношений наблюдаемого военнослужащего в коллективе, оценки его эмоционального и делового статуса и своевременного проведения психопрофилактических и коррекционных мероприятий.

Наиболее информативной в этом плане является социометрическая методика (Приложение № 10). Кроме того могут быть использованы и другие методы изучения личности (независимых характеристик, экспертный опрос, наблюдение).

Анкета “Прогноз-2”.

Разработана В.Ю.Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ "да" или " нет". Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.

Инструкция обследуемым

"Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний".

Регистрационный бланк к анкете "Прогноз-2 "

Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных "ключей" (таблица № 1).

Таблица № 1

"Ключ" для обработки данных по методике "Прогноз-2"

Обработка проводится с помощью "ключей", которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы (пленки). На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного бланка. Прорези в каждом из "ключей" должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один "ключ" готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. “Ключ” накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов,которые видны через прорези в "ключе". Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.

Затем подсчитывается количество совпадений с "ключом" по шкале нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в "стэны" по таблице № 2 и оценивают по таблице № 3.

Таблица № 2

Стэновая шкала

оценки нервно-психической устойчивости по методике "Прогноз-2"

Таблица № 3

Текст анкеты "Прогноз-2"

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

2. Меня легко переспорить.

3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.

4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

5. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают о чем я думаю.

6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.

8. У меня никогда не было столкновений с законом.

9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).

10. Иногда я говорю неправду.

11. Я впечатлительнее большинства других людей.

12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

13. Определенно судьба не благосклонна ко мне.

14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

16. Я легко теряю терпение с людьми.

17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.

18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.

19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

21. В игре я предпочитаю выигрывать.

22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.

24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

27. В моей семье есть очень нервные люди.

28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение о вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.

31. Я часто подшучиваю над друзьями.

32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.

33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.

35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.

36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.

38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.

40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

42. Я бы предпочел работать с женщинами.

43. Счастливей всего я бываю, когда я один.

44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

47. Я человек нервный и легко возбудимый.

48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

49. Бывает, что я сержусь.

50. Работа, требующая пристального внимания мне нравится.

51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

54. Иногда я принимаю валерьяну, элениум или другие успокаивающие средства.

55. Человек я подвижный.

56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

62. Голова у меня болит часто.

63. Я вел неправильный образ жизни.

64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.

67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

75. Думаю, что я человек обреченный.

76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.

80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.

81. Иногда меня подводят нервы.

82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.

84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.

86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

ЗК РФ Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд

1. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:

1) запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;

2) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

3) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 , , и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.

2. В случае, если выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, осуществляется на основании ходатайства об изъятии, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществляют действия, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в срок не более чем десять дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества. При этом опубликование сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, а также размещение информации на информационных щитах в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи осуществляется за счет средств организации, подавшей ходатайство об изъятии.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям.

4. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные учреждения, муниципальные учреждения, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, физические и юридические лица, получившие указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи запрос, в пятидневный срок со дня его получения обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также копии документов, подтверждающих данные права.

5. В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежащем опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, должны быть указаны:

1) цели изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) перечень кадастровых номеров земельных участков, подлежащих изъятию, и их адреса или описание местоположения, перечень и адреса расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества (при наличии кадастровых сведений о них);

3) границы зоны планируемого размещения объектов, в целях строительства, реконструкции которых предполагается изъятие земельных участков и (или) расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества;

4) адрес, по которому заинтересованные лица могут получить информацию о предполагаемом изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд и подать заявления об учете прав на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, а также срок подачи указанных заявлений;

5) адрес и время приема граждан и представителей юридических лиц для ознакомления с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с которыми предстоит образовать земельный участок, подлежащий изъятию. При этом срок ознакомления с указанными документами не может быть менее чем шестьдесят дней со дня опубликования сообщения;

6) официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещается сообщение о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

7) наименование уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих выявление лиц, земельные участки которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.

6. В сообщении о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежащем размещению на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указываются сведения, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, а также:

1) реквизиты решений об утверждении документов территориального планирования и проекта планировки территории, предусматривающих размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых планируется изъятие земельных участков (в случае, если изъятие земельных участков осуществляется для строительства, реконструкции объектов, предусмотренных такими документами);

2) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, предусматривающего образование земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с проектом межевания территории;

3) реквизиты решения о создании или об изменении границ особо охраняемой природной территории в случаях изъятия земельных участков для данных целей;

4) официальный сайт, на котором размещены утвержденные документы территориального планирования и проект планировки территории, предусматривающие размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых планируется изъятие земельных участков (в случае, если изъятие земельных участков осуществляется для строительства, реконструкции объектов, предусмотренных такими документами).

7. Обязательным приложением к сообщению о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, размещенному на официальных сайтах в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, является утвержденный проект межевания территории или схема расположения земельного участка, предусматривающие образование земельного участка или земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если такие земельные участки или такой земельный участок предстоит образовать.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если лицами, подавшими заявления об учете прав на земельные участки и (или) иные объекты недвижимого имущества, не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества, либо представленные ими документы не являются документами, устанавливающими или удостоверяющими их права на такие земельные участки и (или) объекты недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, направляют данным лицам уведомления об этом в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня поступления указанных заявлений.

10. В случае, если в порядке, установленном настоящей статьей, правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, обращаются в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, независимо от того, были ли такие объекты недвижимого имущества поставлены на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. Признание права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такие объекты недвижимости не является препятствием для предъявления требований, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи.

11. Правообладатели изымаемой недвижимости, права которых на земельные участки и (или) объекты недвижимости не были выявлены в порядке, установленном настоящей статьей, имеют право требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица вправе требовать возмещения за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется.

К несанкционируемым относятся такие ОРМ, как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности. Решение на их проведение может приниматься любыми сотрудниками оперативных подразделений, и для этого, как правило, не требуется получения разрешения иных должностных лиц. Данные мероприятия в большинстве случаев проводятся самими инициаторами, и поэтому их организация наиболее простая. С определенной условностью к этой группе можно отнести такое ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, поскольку в зависимости от объекта и субъекта проведения данное ОРМ может в определенных ситуациях требовать ведомственного санкционирования, а в случае ограничения права на неприкосновенность жилища и судебного решения. Однако на практике чаще используются более простые виды обследования, не требующие санкционирования уполномоченных должностных лиц.

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в проведении специальной беседы с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения тактических задач ОРД.

Опрос является одним из наиболее известных и распространенных способов собирания оперативно-розыскной информации и традиционно в теории ОРД назывался "разведывательным опросом". Такое название более точно отражает его суть и позволяет отграничивать от аналогичных приемов получения информации, используемых в других областях человеческой деятельности: журналистике, медицине, образовании и т.д.

Объектами опроса могут быть любые лица, располагающие оперативно значимой информацией, независимо от возраста, должностного и социального положения, религиозных убеждений и любых других обстоятельств. В числе наиболее распространенных объектов этого ОРМ можно выделить следующие категории граждан: лица, причастные к преступной деятельности, их близкие связи; лица, ставшие жертвами противоправных посягательств; очевидцы совершенных преступлений; лица, располагающие сведениями о противоправной деятельности других граждан в силу своего профессионального положения, места проживания, интересов, способа проведения досуга и других факторов.

Опрос допускается только при добровольном согласии лица на беседу. Он может проводиться как по месту нахождения граждан, так и в служебном помещении правоохранительного органа. Лица, отказавшиеся явиться для беседы по приглашению, не могут быть подвергнуты приводу.

Целью опроса в оперативно-розыскной деятельности является получение информации как объективно скрытой, так и сознательно утаиваемой от правоохранительных органов.

Содержательная часть опроса основана на использовании одного из частных методов познания идеальных следов: в процессе опроса лицо, располагающее информацией, побуждается к воспроизведению хранящихся в его памяти сведений и передаче их опрашивающему в форме устного сообщения. В результате опроса информация, недоступная ни прямому, ни косвенному наблюдению, преобразуется в речь, т.е. приобретает объективную форму, благодаря чему восприятие становится возможным.

В зависимости от целей, условий, личности опрашиваемого и ряда других факторов в ОРД могут применяться следующие виды опросов: гласный, зашифрованный, негласный, легендированный, опрос с использованием контактного либо бесконтактного полиграфа, а также с использованием гипноза.

Гласный опрос проводится в тех случаях, когда нет необходимости скрывать от окружающих факт его проведения и интересующие оперативных сотрудников сведения. Чаще всего такой опрос применяется для получения информации, необходимой для раскрытия совершенных преступлений и задержания подозреваемых лиц. В этих случаях оперативный сотрудник четко формулирует цель беседы, и опрашиваемый отдает себе отчет в том, что сообщаемая им информация будет использована для раскрытия преступлений.

Зашифрованный опрос является более сложным видом опроса и имеет в ряде случаев гораздо большие возможности в получении оперативно значимой информации. Суть его заключается в использовании различных приемов, вводящих опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы, с тем, чтобы, отвечая на вопросы, лицо не осознавало значимости сообщаемых им сведений для раскрытия преступления. Зашифровка цели производится, как правило, в тех случаях, когда у оперативного сотрудника возникает сомнение в искренности опрашиваемых лиц; при опросе граждан, находящихся в близких отношениях с лицами, причастными к преступной деятельности; при опросах представителей криминальной среды.

Негласный опрос предполагает сохранение в тайне от окружающих и в первую очередь от тех лиц, о которых собирались сведения, как факта беседы, так и содержания разговора. Такие опросы используются, как правило, в тех случаях, когда осведомленное лицо согласно передать информацию на условиях конфиденциальности. При наличии сомнений в искренности собеседника и сохранении им в тайне факта беседы цели негласного опроса могут быть зашифрованы.

Легендированный опрос – наиболее сложный вид опроса, требующий высокого профессионализма опрашивающего и проведения ряда подготовительных действий. Суть легендирования заключается в сокрытии опрашивающим лицом своей принадлежности к правоохранительным органам и введении опрашиваемого в заблуждение относительно истинных целей беседы. Легендированный опрос применяется для негласного сбора сведений о лицах, представляющих оперативный интерес, и в силу сложности проводится, как правило, специально подготовленными сотрудниками оперативных подразделений.

Опрос с использованием полиграфа – специального устройства, регистрирующего психофизиологические реакции опрашиваемого на задаваемые вопросы и позволяющего выявить тщательно скрываемые им факты, – может проводиться только с согласия опрашиваемого лица специально подготовленными сотрудниками оперативных подразделений, имеющими допуск к работе с полиграфными устройствами. Ввиду технических и организационных сложностей данный вид опроса используется, как правило, при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений. По результатам использования полиграфа оформляется заключение оператора, которое самостоятельного доказательственного значения не имеет, но может передаваться следователю для использования в процессе расследования.

В отдельных случаях для раскрытия особо тяжких преступлений, когда свидетели или потерпевшие, в силу объективных факторов затрудняются воспроизвести наблюдаемые ими события, с их добровольного согласия для проведения опроса могут привлекаться врачи-гипнологи, которые с помощью репродукционного гипноза помогают восстанавливать и извлекать информацию из глубин памяти опрашиваемых. Сеанс гипнорепродукции в обязательном порядке фиксируется на магнитофон, при этом желательно применение видеозаписи. Результаты опроса с применением репродукционного гипноза оформляются актом судебно-психологического исследования по экспериментально-суггестивному потенцированию памяти, который может передаваться лицу, производящему расследование.

Результативность опроса во многом зависит от тактики его проведения, общие положения которой достаточно подробно изложены в юридической литературе.

Субъектами опроса могут выступать непосредственно оперативные уполномоченные, а также действующие по их поручению сотрудники других служб органов внутренних дел, внештатные сотрудники, специалисты-полиграфологи и специалисты-гипнологи.

опроса в большинстве случаев не отличается сложностью. Решение на его проведение, как правило, принимает непосредственно оперативный сотрудник. Исключение составляет полиграфный опрос, для применения которого требуется составление специального задания, санкционируемого руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД.

При проведении опросов могут как гласно, так и негласно использоваться технические средства фиксации проводимого мероприятия и полученной при этом информации. Использование специальных технических средств должно оформляться рапортом сотрудника, их применявшего.

Результаты опроса при согласии опрашиваемых лиц оформляются объяснением (протоколом опроса), заявлением или явкой с повинной, либо справкой или рапортом оперативного сотрудника. Эти материалы впоследствии могут быть переданы следователю для использования в процессе доказывания по уголовному делу. Если информация получена при условии конфиденциальности, то справка (рапорт) хранятся и используются по правилам секретного делопроизводства и следователю не передаются.

Наведение справок – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном изучении документов, содержащих сведения, представляющие оперативный интерес, а также в направлении запросов о предоставлении таких сведений в государственные органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.

Объектом мероприятия, как вытекает из приведенного определения, являются, прежде всего, документы, содержащие сведения, представляющие оперативный интерес. Виды необходимых документов, а также места их получения определяются непосредственно сотрудниками оперативного подразделения. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, проверочных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т.д.

Другим специальным объектом данного мероприятия являются различные информационные системы (банки данных). Для наведения справок, прежде всего, используются банки данных различных служб органов внутренних дел: ГИАЦ, ИЦ, ГИБДД, миграционной службы, лицензионных подразделений, дежурных частей и др. Большое значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т.д.

Целью наведения справок является сбор сведений о проверяемом лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности. Эти сведения могут включать в себя данные о биографии, родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, местах проживания, перенесенных заболеваниях, прежних судимостях, фактах совершенных в прошлом правонарушений и др.

Содержательная часть мероприятия включает в себя, во-первых, непосредственное изучение имеющихся документов оперативным сотрудником, а, во-вторых, подготовку и направление соответствующих запросов. При наведении справок в других организациях, особенно не являющихся государственными, инициаторы мероприятия должны подготовить обоснованные письменные запросы с указанием требуемых сведений, исходных данных для проверки, а также юридических оснований для наведения справок со ссылкой на соответствующие законодательные акты. Запросы, направляемые в другие ведомства, должны подписываться руководителями ОВД.

В Законе об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение в процессе наведения справок информации конфиденциального характера, однако следует учитывать, что действующим российским законодательством установлены специальные режимы сбора и хранения достаточно большого объема сведений, содержащих коммерческую, журналистскую, банковскую, врачебную, нотариальную и ряд других видов тайн. Представление таких сведений без согласия граждан допускается только по официальному запросу суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами. Так, для получения справок по банковским счетам органам, осуществляющим ОРД, согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", необходимо получить судебное разрешение.

Субъектом мероприятия, как правило, выступают сотрудники оперативных подразделений, однако в зависимости от целей, условий и иных обстоятельств для наведения справок могут привлекаться другие должностные лица или граждане, оказывающие содействие на гласной, либо негласной основе.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия предполагает правильное определение видов и мест хранения необходимых документов и информационных систем, содержащих необходимые сведения. В качестве основного технического средства реализации данного ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой создается и функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.

Результаты изучения документов при наличии информации, представляющей оперативный интерес, оформляются справкой или рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов документов или их копий и могут, в случае необходимости, направляться в установленном порядке следователю для использования в доказывании по уголовным делам.

Сбор образцов для сравнительного исследования – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в получении оперативным сотрудником различных материальных объектов, являющихся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Объектом данного ОРМ могут выступать лица, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, неопознанные трупы, а также криминогенные объекты, где находятся предметы и вещества, являющиеся носителями информации о признаках преступной деятельности.

Виды собираемых образцов могут быть самыми разнообразными, и их можно разделить на две основные группы:

– предметы и вещества, используемые в качестве эталонов для сравнительного исследования (физиологические компоненты человека: кровь, слюна, запах, отпечатки пальцев, волосы, голос, почерк; следы обуви и транспортных средств, микрочастицы и др.);

– объекты, являющиеся составной частью целого и подлежащие самостоятельному исследованию (предметы, изъятые из гражданского оборота: оружие, взрывчатые вещества, наркотики; сырье, полуфабрикаты и готовая продукция; документы бухгалтерского учета; компьютерные программы и файлы, похищенное имущество и др.).

Целью мероприятия является получение необходимых материалов для проведения другого ОРМ – исследования предметов и документов, т.е. оно не имеет самостоятельного познавательного значения и в процессе ОРД выполняет вспомогательную роль. При этом следует иметь в виду, что содержание данного мероприятия несколько шире своего названия, поскольку образцы могут собираться не только для сравнительного, но и любого другого криминалистического исследования, например, для определения состава и вида изъятого вещества.

Содержательная часть мероприятия включает в себя самые разнообразные действия и тактические приемы по получению необходимых образцов: криминалистические приемы обнаружения и фиксации отпечатков пальцев или следов обуви, медицинские процедуры по получению образцов крови или выделений человека, негласное изъятие какой-то части наркотических веществ и т.д.

В зависимости от исходной оперативно-тактической ситуации и степени оказываемого проверяемыми лицами противодействия сбор образцов может осуществляться гласно, негласно либо зашифровано. Гласный сбор образцов проводится при условии добровольного согласия лиц, располагающих необходимыми образцами. Если факт сбора образцов важно сохранить в тайне от проверяемых лиц, то используются негласные приемы для их получения, организация и тактика которых регламентирована ведомственными нормативными актами. При сборе образцов может зашифровываться цель мероприятия или принадлежность выполняющего его лица к правоохранительным органам.

В процессе сбора образцов запрещается совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий и организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

Данное мероприятие по своему содержанию во многом сходно с процессуальным получением образцов для сравнительного исследования, однако от последнего его отличает то, что полученные образцы могут направляться только на исследование, а не на экспертизу, что существенно снижает их доказательственное значение. Принудительный сбор образцов для сравнительного исследования Законом об ОРД не предусмотрен, а потому может осуществляться лишь в сфере уголовно-процессуальной деятельности при наличии соответствующих оснований и с соблюдением установленных УПК процедур.

Субъектами мероприятия являются сотрудники оперативных подразделений, которые могут привлекать специалистов, обладающих профессиональными навыками: криминалистов, медицинских работников, программистов и др. В необходимых случаях для сбора образцов могут привлекаться и граждане, оказывающие содействие как на гласной, так и на негласной основе.

Организационное и техническое обеспечение мероприятия имеет определенную специфику, состоящую в том, что решение на его проведение в соответствии с требованиями ведомственных нормативных актов МВД России должно оформляться рапортом оперативного сотрудника, утверждаемым соответствующим руководителем. Кроме того, наряду с традиционными для ОРД техническими средствами фиксации информации в ряде случаев при проведении сбора образцов требуется применение специальных криминалистических или медицинских инструментов.

При производстве гласного сбора образцов объекты упаковываются для их сохранности и опечатываются печатью предприятия, учреждения или организации, либо к ним прикрепляется бирка (ярлык), заверенная подписями участников мероприятия.

Результаты гласного сбора образцов оформляются актом, дактилоскопической картой или иными официальными документами.

Акт сбора образцов для сравнительного исследования должен содержать ссылку на то, что данное мероприятие проводится в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 6 и ст. 7 Закона об ОРД в целях сравнительного исследования. По форме и содержанию он в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола процессуального получения образцов. В заключительной части акта делается разъяснение о порядке обжалования законности данного мероприятия соответствующему руководителю ОВД, прокурору или в суд. Акт составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр с образцами направляется для сравнительного исследования и в дальнейшем может использоваться в процессе доказывания по уголовному делу; второй – вручается под расписку владельцу образцов или его представителю, а третий – приобщается к материалам оперативной проверки либо к делу оперативного учета.

Результаты негласного сбора образцов для сравнительного исследования оформляются рапортом или справкой исполнителя мероприятия, к которым прилагаются в упакованном виде полученные образцы, или сообщением конфидента (с приложением образцов).

Если после возбуждения уголовного дела будут утрачены объекты, с которых брались образцы для сравнительного исследования, то результаты данного ОРМ могут использоваться в расследовании, за исключением случаев получения образцов от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.

Исследование предметов и документов – это непроцессуальное криминалистическое, научно-техническое или иное исследование объектов, полученных в результате других ОРМ, проводимое в целях выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней конкретных проверяемых лиц.

Объектами мероприятия могут выступать две группы предметов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий:

– служащие средством отождествления личности (отпечатки пальцев, образцы крови, запаха, почерка, следы обуви и т.д.);

– несущие на себе следы преступлений (наркотики, оружие, орудия преступлений, компьютерные программы и т.д.).

Целями исследованияявляютсяопределение принадлежности и отождествление биологических объектов; получение информации о назначении, технологии, месте, времени изготовления и качественных характеристиках предмета; идентификация следов преступной деятельности; определение иных свойств предметов, имеющих значение для решения задач ОРД.

Содержательная часть данного мероприятия коренным образом отличается от других ОРМ, поскольку основана на криминалистических и иных специальных методиках исследований. По своей сути оно очень похоже на проведение криминалистических и иных экспертиз, осуществляемых в рамках предварительного расследования, однако отличие состоит в отсутствии уголовно-процессуальной формы как самого исследования, так и оформляемых по его результатам документов.

Субъекты исследования также весьма специфичны, поскольку в качестве таковых выступают, прежде всего, эксперты-криминалисты правоохранительных органов, а также специалисты научно-исследовательских учреждений других ведомств, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями.

Оперативный сотрудник субъектом данного ОРМ может выступать в случае использования им стандартизированных методик исследования (например, определение наркотического вещества с помощью экспресс-анализатора).

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает в себя подготовку письменного поручения на проведение исследования, подписываемого руководителем органов, осуществляющих ОРД. В письменном поручении ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования, а также могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов.

Проводимые исследования основаны на использовании специальных криминалистических приборов и аппаратуры, предусмотренных соответствующей методикой и находящихся на вооружении экспертных подразделений. Обязательным условием исследования предметов, веществ и документов, полученных негласным путем и служащих потенциальным источником доказательств по уголовному делу, является их сохранность (неизменность) в прежнем виде и качестве, обеспечивающая возможность проведения последующей экспертизы.

Результаты исследования объектов, проведенного в учреждениях системы МВД России, оформляются справкой, составленной специалистом, его осуществляющим, а проведенного в иных учреждениях – документами, предусмотренными их ведомственными нормативными актами.

Результаты исследования могут быть представлены дознавателю или следователю, в чьем производстве находится уголовное дело, за исключением случаев, когда исследуемый объект был получен с помощью конфиденциального источника либо его исследование проводилось при условии конфиденциальности.

Отождествление личности – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в установлении лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, путем непроцессуального опознания личности по ее внешности, голосу, запаху и другим идентифицирующим признакам.

Объектом отождествления, исходя из названия данного мероприятия, выступают, прежде всего, лица, причастные к преступной деятельности, и неопознанные трупы. Однако представляется вполне правомерным относить к объектам оперативно-розыскного отождествления также похищенные вещи, орудия преступления, транспортные средства, подписи, оттиски печатей и другие предметы, принадлежность либо тождество которых требуется установить.

Целью мероприятия является установление личностей, совершивших преступление, неопознанных трупов, принадлежности тех или иных предметов, обнаружение похищенного имущества.

Отождествление личности может носить непосредственный или опосредованный характер. Непосредственное отождествление осуществляется лицами, ранее встречавшимися с разыскиваемым и запечатлевшими в своей памяти его индивидуальные особенности (внешность, голос, одежду). Опосредованное отождествление осуществляется лицами, ранее не вступавшими в контакт с разыскиваемым и располагающими лишь его описанием, изображением либо фотографией.

В зависимости от характера, организационно-тактических форм и условий проведения можно выделить несколько основных видов отождествления личности:

– непосредственное отождествление личности по фото-, видеоучетам органа внутренних дел;

– непосредственное отождествление личности в ходе оперативного поиска в местах вероятного появления разыскиваемого лица, а также среди правонарушителей, задержанных органом внутренних дел;

– опосредованное отождествление личности по словесному портрету, фотороботу, рисунку, фотографии, особым приметам среди множества незнакомых людей;

– опосредованное отождествление личности путем поиска в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел по признакам внешности, особым приметам, способу совершения преступления;

– отождествление личности по запаховым следам с помощью служебно-розыскной собаки.

При отождествлении личности запрещается оказывать воздействие на опознающих и искусственно создавать условия, вследствие которых может быть допущена ошибка; совершать действия, исключающие в дальнейшем проведение процессуального опознания; привлекать к мероприятиям граждан, физические и психические качества или состояние которых ставят под сомнение его результаты.

Субъектами данного мероприятия,кроме оперативных сотрудников, могут выступать сотрудники информационных, экспертно-криминалистических подразделений, кинологи и другие должностные лица правоохранительных органов, привлекаемые к поиску преступников по признакам его внешности. Для отождествления личности могут привлекаться граждане, наблюдавшие ранее отождествляемый объект (потерпевшие, очевидцы, а также лица, оказывающие содействие правоохранительным органам).

Организационное и техническое обеспечение мероприятия включает использование криминалистических и оперативно-розыскных учетов правоохранительных органов, прежде всего, фото- и видеотек, с помощью которых осуществляется отождествление, а также служебно-розыскных собак, применяемых для одорологической выборки.

Результаты непосредственного отождествления личности оформляются рапортом оперативного сотрудника либо объяснением (протоколом опроса) участника отождествления, опознавшего разыскиваемого. Результаты опосредованного отождествления личности оформляются рапортом оперативного сотрудника, протоколом задержания разыскиваемого, справкой учетных подразделений о результатах поиска в информационных системах. Результаты отождествления по запаховым следам оформляются актом применения служебно-розыскной собаки. Все указанные документы могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов для обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступления, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных оперативно-тактических задач.

В теории и практике ОРД данное мероприятие традиционно называлось оперативным осмотром, поэтому термины "обследование" и "оперативный осмотр" представляется вполне правомерным употреблять в качестве равнозначных названий одного и того же мероприятия.

К объектам обследования, исходя из названия данного ОРМ, относятся служебные и жилые помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства.

Целью осмотра может быть решение целого ряда частных тактических задач ОРД:

– установление следов преступной деятельности, предметов и документов, которые могут стать судебными доказательствами (например, обнаружение на рабочем месте материально ответственного лица черновых записей, фиксирующих противоправные действия);

– получение информации о личности преступника, его местонахождении и связях;

– обнаружение мест сокрытия похищенного имущества;

– обеспечение сохранности материальных объектов, могущих выступать в качестве доказательств, путем их перемещения, фотографирования, копирования;

– создание условий для следообразования путем пометки объектов с помощью специальных химических веществ;

– принятие мер по предупреждению преступлений путем приведения в негодное состояние орудий, других средств их совершения и т.д.

По своей познавательной сущности и используемым методам познания обследование имеет много общего со следственным осмотром, но по юридическим основаниям, форме проведения и правовым последствиям они в корне отличаются друг от друга.

В зависимости от организационно-тактических форм проведения можно выделить три основных вида обследования: гласное, зашифрованное и негласное.

Гласное обследование проводится непосредственно сотрудником оперативного подразделения с привлечением, при необходимости, других должностных лиц, специалистов, а также граждан, оказывающих гласное содействие. При проведении такого обследования его участники не скрывают от окружающих целей своих действий. Гласное обследование жилища, при отсутствии на то судебного разрешения, частного автотранспорта, приусадебных участков может проводиться только с согласия лиц, чьи права при этом затрагиваются. При этом гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным осмотром либо административным досмотром, которые имеют свои основания, процедуру и порядок фиксации.

Зашифрованный оперативный осмотр предполагает сокрытие истинных целей действий оперативного сотрудника либо легендирование его должностного положения с использованием документов, зашифровывающих личность. При таком обследовании обязательно согласие владельца объекта, а также участие представителя организации, от имени которой оно проводится. Для этого вида осмотра могут использоваться самые разнообразные предлоги. Например, осмотр автомобилей может проводиться в процессе проверки их технического состояния или соответствия груза сопроводительным документам; осмотр помещений – при обследовании их противопожарного состояния, ревизии сантехнического оборудования, оценке стоимости страхуемого имущества; осмотр жилых помещений – в процессе проверки сообщений о преступлениях, проведения профилактических бесед, проверки паспортного режима и т.д.

Негласному обследованию, проводимому втайне от владельцев осматриваемых объектов и заинтересованных лиц, присуща особая процедура, предусмотренная ведомственными нормативными актами. Осуществляется оно с использованием оперативно-технических сил и средств правоохранительных органов при участии инициатора мероприятия либо по его заданию. При негласном обследовании должна обеспечиваться сохранность первичной обстановки на обследуемом объекте. Вместе с этим в исключительных случаях допускается изъятие или замена отдельных обнаруженных предметов (оружия, наркотиков, документов) при наличии разрешения руководителя, утвердившего постановление на проведение мероприятия.

Субъектами обследования кроме гласных оперативных сотрудников могут быть сотрудники оперативно-технических подразделений правоохранительных органов.

Организационное и техническое обеспечение мероприятиязависит от вида осматриваемого объекта и формы обследования. В частности, проведение зашифрованного оперативного осмотра требует тщательной подготовки, включающей в себя определение конкретных целей и задач, выбор времени проведения, подготовку необходимых специальных технических средств, подбор исполнителей, их инструктаж, разработку легенды и экипировки, изготовление документов прикрытия, определение тактики его проведения.

Особо сложная процедура предусмотрена для проведения негласного обследования. Разрешение на осмотр нежилых помещений, связанный с необходимостью преодоления запирающих устройств могут давать руководители правоохранительных органов. Для проведения негласного осмотра жилого помещения в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД необходимо получить судебное решение, что в свою очередь требует вынесения постановления, утверждаемого руководителем органа, осуществляющего ОРД. Таким образом, данное мероприятие уже может быть отнесено к категории ведомственного и даже судебного санкционирования.

В ходе обследования при необходимости могут использоваться различные технические средства обнаружения и фиксации искомых предметов и веществ.

Результаты гласного, а при определенных условиях и зашифрованного обследования оформляются рапортом, справкой или актом, которые впоследствии могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания. Негласное обследование оформляется справкой установленной формы, которая может приобщаться только к делам оперативно-розыскного производства.

Физические носители информации по постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРД, могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания при условии неразглашения сведений, составляющих государственную тайну, в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона об ОРД.

Несанкционируемые ОРМ могут применяться как отдельно, так и в комплексе. Одним из наиболее распространенных является организационно-тактический комплекс несанкционируемых ОРМ, который в теории и практике ОРД получил традиционное название метода личного сыска. Сущность личного сыска заключается в негласном непосредственном (личном) распознании (выявлении) лиц, фактов и предметов, представляющих оперативный интерес, путем применения комплекса различных ОРМ в целях предупреждения, раскрытия преступлений и розыска преступников. Применение данного метода, как правило, не требует санкции руководства, и он может использоваться по решению сотрудника оперативного подразделения.

В учебной и научной литературе используются разнообразные определения личного сыска, но все они в том или ином варианте воспроизводят следующие его характерные черты:

– комплексный характер, т.е. использование различных ОРМ: наблюдения, отождествления личности, оперативного осмотра, опроса, оперативного внедрения и оперативного эксперимента;

– негласная форма осуществления, поскольку его субъекты маскируют свою принадлежность к органам внутренних дел, чтобы преждевременно не спугнуть преступников и сохранить естественность их поведения;

– непосредственный характер восприятия происходящих событий оперативным сотрудником, который сам оценивает значимую для решения задач ОРД информацию, принимает решение о путях ее реализации, имеет возможность активно вторгаться в события, изменяя их ход в необходимом направлении путем пресечения преступления, задержания с поличным и т.д.

Субъектами личного сыска могут выступать не только оперуполномоченные, но и сотрудники любых других служб правоохранительных органов, по указанию их руководителей.

С помощью личного сыска решается ряд конкретных задач ОРД:

– выявление и задержание с поличным карманных воров, мошенников и других лиц, совершающих латентные преступления;

– поиск преступников по приметам внешности в местах их вероятного появления (при раскрытии преступлений по "горячим следам");

– поиск преступников по уликам поведения в местах вероятного совершения преступлений (например, поиск квартирных воров в жилых массивах, где наиболее часто совершаются квартирные кражи);

– поиск похищенного имущества в местах вероятного сбыта (на вещевых рынках, скупочных магазинах, в ломбардах и т.д.);

– выявление и задержание разыскиваемых преступников;

– выявление лиц, представляющих оперативный интерес, с целью их дальнейшей оперативной проверки;

– выявление лиц, располагающих разведывательными возможностями, для привлечения их к конфиденциальному сотрудничеству.

Организация личного сыска включает в себя комплекс мер по созданию условий для эффективного использования данного метода в решении задач ОРД.

Одной из наиболее значимых организационных мер является создание специализированных подразделений, работающих преимущественно методом личного сыска. Так, в крупных городах со сложной криминогенной обстановкой создаются подразделения по борьбе с карманными кражами, по оперативному обслуживанию мест сбыта похищенного, в органах внутренних дел на транспорте существуют подразделения по сопровождению поездов.

В числе главных условий эффективности личного сыска следует рассматривать профессиональную подготовку сотрудников, овладение ими практическими навыками ведения скрытого наблюдения, отождествления личности, проведения опросов, установления легендированных оперативных контактов.

Одним из условий эффективности личного сыска является создание и использование оперативных гардеробов, включающих в себя наборы верхней одежды, головных уборов, париков, очков, грима и других аксессуаров, позволяющих оперативным сотрудникам изменять внешность и оставаться незаметными для преступников. Оперативные гардеробы зарекомендовали себя необходимым средством в работе уголовного розыска с незапамятных времен. Так, А.Ф. Кошко, начальник московской сыскной полиции начала XX в., в своих воспоминаниях отмечал, что в распоряжении сыскной полиции того времени был обширнейший гардероб всевозможного форменного, штатского, дамского платья и даже свои парикмахер и гример.

Эффективность личного сыска во многом зависит от знания поисковых признаков криминального контингента. Сотрудники уголовного розыска, специализирующиеся на методе личного сыска, должны хорошо знать так называемую субкультуру различных категорий преступников, их поведенческие признаки, жаргон, используемые условные знаки (жестикуляцию), уметь определять основные значения татуировок, знать внешность активно действующих преступников из числа карманных воров, мошенников, скупщиков краденого, а также приметы разыскиваемых лиц. В этих целях необходимо регулярно изучать имеющиеся в органах внутренних дел фотоальбомы, фототеки, видеотеки, ориентировки о разыскиваемых лицах. В ту пору, когда отсутствовала видеотехника и фотография, сыщики уголовной полиции для запоминания внешности преступников приходили в тюрьмы и наблюдали за ними во время прогулок.

Важное значение в организации личного сыска имеет использование средств связи и специальных технических средств фиксации информации. Выявление преступников в момент покушения на преступление и их задержание с поличным требуют четкой координации действий членов оперативно-поисковых групп, что становится возможным при наличии и умелом использовании средств радиосвязи. В целях документирования противоправных действий лиц, выявленных в процессе личного сыска, оперативные сотрудники могут производить негласную фото- или видеосъемку, а также аудиозапись разговоров, очевидцами или участниками которых они становятся. Результаты применения специальных технических средств фиксации информации могут передаваться следователю для использования в процессе доказывания.

Немаловажным условием эффективности личного сыска является правильное определение места и времени его применения. Для этого проводится систематический анализ состояния оперативной обстановки на закрепленной территории в целях выявления мест и времени наиболее частого совершения преступлений. Учитывая, что правонарушители в целях своей безопасности периодически меняют места совершения преступлений и сбыта похищенного имущества, в процессе анализа оперативной обстановки необходимо своевременно выявлять изменение "географии" совершаемых преступлений и направлять оперативно-поисковые группы в наиболее пораженные преступностью места.

На эффективности личного сыска отражается правильный выбор оперативными сотрудниками легенды и приемов собственной маскировки. Легенда должна соответствовать цели, месту и времени проводимых поисковых мероприятий. Занимаясь личным сыском на рынке, оперативные сотрудники могут брать на себя роль покупателей или продавцов, а на вокзале они могут представляться пассажирами или встречающими. При этом они должны уметь убедительно объяснить любым лицам, с которыми вступают в легендированные контакты, причины и цели своего нахождения в данном месте. В целях маскировки рекомендуется предпринимать определенные действия, подкрепляющие легенду (например, легенда покупателя на рынке должна подкрепляться примериванием вещей, выяснением цены и качества товара и т.д.), а также использовать атрибутику, соответствующую легенде (например, легенда пассажира на вокзале требует наличия сумки или чемодана).

Одним из существенных преимуществ личного сыска в сравнении с другими методами ОРД является возможность реализации полученной информации непосредственно в ходе его осуществления. Например, если оперативный сотрудник в ходе личного сыска выявил лицо, сбывающее похищенную вещь, он может расшифроваться и задержать подозреваемого для установления его личности и проверки принадлежности вещи. Реализация полученной информации может выступать основанием для возбуждения уголовного дела, например, при задержании лица в момент совершения карманной кражи.

Русский

Английский

Арабский немецкий английский испанский французский иврит итальянский японский голландский польский португальский румынский русский

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать грубую лексику.

На основании Вашего запроса эти примеры могут содержать разговорную лексику.

Перевод "выявление лиц" на английский

identifying persons

" lang="en"> identifying persons

Посмотреть примеры с переводом identification of persons
(2 примеров, содержащих перевод)

" lang="en"> identification of persons

Посмотреть примеры с переводом identification of those
(2 примеров, содержащих перевод)

" lang="en"> identification of those

Другие переводы

Комиссариат ежемесячно направляет сотрудников криминальной службы и службы охраны общественного порядка для проведения двух-трёх целевых мероприятий, направленных на выявление лиц , которые задействованы в торговле наркотиками в Киртимайском таборе.

Every month, criminal and public police officers of the Commissariat organize two or three targeted measures aimed at identifying persons engaged in drug trafficking in the Kirtimai Tabor.

Identifying persons engaged in drug trafficking in the Kirtimai Tabor.">

В тех случаях, когда в рамках переписи населения осуществляется также сбор информации о рабочем времени, рекомендуется классифицировать занятых по специфицированным интервалам рабочего времени, с тем чтобы позволить выявление лиц с коротким и избыточно длинным рабочим временем.

When information on working time is also collected in the population census, it is recommended to classify employed persons by specified bands of working time so as to enable identification of persons with both short and excessive working time.

Identification of persons with both short and excessive working time.">

ГБТП осуществляет проверку всех подающих заявления на визу лиц на предмет угрозы для безопасности страны, используя каналы, имеющиеся у нее через Федеральную полицию Австралии и ТЦКБТП, которые предусматривают выявление лиц , включенных в составленный Комитетом 1267 перечень.

The TCU conducts risk-based security checks on applicants using channels available through the Australian Federal Police in Australia and the PTCCC that would include the identification of persons appearing on the 1267 Committee"s list.

Identification of persons appearing on the 1267 Committee"s list.">

Управление нередко проводило работу с сотрудниками пограничной, полицейской и иммиграционных служб, стремясь обеспечить более глубокое понимание ими своей ответственности за положение просителей убежища и выявление лиц , нуждающихся в международной помощи.

The Office often worked with border guards, police and immigration officials to raise understanding of their responsibilities towards asylum-seekers and identification of those in need of international protection.

Identification of those in need of international protection.">

Одной из основных задач этих операций является предупреждение детской безнадзорности, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, своевременное выявление лиц , склонных к совершению правонарушений и преступлений, в том числе выявление детей употребляющих наркотические и психотропные вещества.

One of the main objectives of these operations was preventing child abandonment and juvenile delinquency and the early identification of those likely to commit crimes and offences, particularly children who use narcotic drugs and psychotropic substances.

Identification of those likely to commit crimes and offences, particularly children who use narcotic drugs and psychotropic substances.">

Будет осуществляться выявление лиц , имеющих опыт или проявивших заинтересованность в получении работы в сфере государственной администрации.

By means of scouting , prospects with experience of or an interest in public administration will be approached.

Scouting, prospects with experience of or an interest in public administration will be approached.">

В соответствии с этим государства могут предпринять такие меры, как проверка и выявление лиц , способных заплатить за эти услуги.

Identify those eligible for support.">

В соответствии с Шенгенским соглашением при необходимости принимаются меры по обеспечению безопасности пассажиров, направленные на выявление лиц с поддельными документами.

Комиссия предложила ориентировать расследование на выявление лиц , несущих личную ответственность за любые возможные злоупотребления.

The Board suggested that the investigation should seek to establish personal responsibility for any abuses that may have occurred.

Establish personal responsibility for any abuses that may have occurred.">

Таким образом, выявление лиц без гражданства имеет центральное значение для выполнения функций, возложенных на УВКБ.

Identification of stateless persons is thus fundamental to the discharge of the responsibility entrusted upon UNHCR.">

Однако выявление лиц , нуждающихся в помощи, является одной из первоочередных задач системы Организации Объединенных Наций и неправительственных организаций.

Своевременное выявление лиц , ставших объектом торговли, является необходимым условием признания их потерпевшими и, следовательно, обеспечения им доступа к помощи и защите.

Identification of trafficked persons is a prerequisite for their recognition as victims and, consequently, their access to assistance and protection.">

Данная операция, в которой было задействовано 1100 полицейских и 1900 военнослужащих, имела целью выявление лиц , подозреваемых в незаконном хранении оружия в провинции Восточный Нуса-Тенггара.

The operation involved the participation of 1,100 police and 1,900 military personnel and its objective was to target individuals suspected of possession of illegal arms throughout the province of East Nusa Tenggara.

Target individuals suspected of possession of illegal arms throughout the province of East Nusa Tenggara.">

Например, работники могут пытаться обойти обременительные процедуры, неэффективные операции могут привести к задержкам, а нечеткое определение функциональных обязанностей может затруднить выявление лиц , ответственных за те или иные нарушения.

For example, employees may try to circumvent burdensome procedures, inefficient operations may cause delays and diluted responsibilities may make it difficult to identify accountable individuals .

Identify accountable individuals .">

Кроме того, благодаря использованию своего "интеллектуального пакета прикладных программ пограничного контроля" Европейский союз создаст одну из крупнейших биометрических баз данных в мире, одной из ключевых задач которой является выявление лиц с просроченным сроком действия виз, а также недопущение нерегулируемой миграции.

Moreover, through its "smart borders package", the European Union would be creating one of the world"s largest biometric databases, with as one of its key aims the identification of individuals who have overstayed their visas, together with the prevention of irregular migration.

Для более экономного использования дискового пространства на сервере работы запакованы в zip-архивы.
Чтобы их распаковать и посмотреть, необходимо иметь установленный на вашем компьютере архиватор, например, WinZip или WinRAR или другой, распаковывающий zip-архивы.
Или после того, как архив вами был загружен на ваш компьютер, воспользуйтесь любым из онлайн-сервисов распаковки архивов, например, B1.org. Перейдя на сайт B1.org, кликаете по "Click here" и выбираете на своем компьютере скачанный архив. Все - архив распакован, скачивайте файл с документом. Не забываете загружать на наш сайт ваши хорошие работы:-) Будем признательны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в РФ, стоящие перед ними задачи. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Оперативно-розыскное мероприятие "Проверочная закупка". Понятие, основание и условия проведения.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2009

    Обязанности и права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Компетенция оперативных подразделений органов Федеральной службы безопасности и внутренних дел Российской Федерации. Принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Оперативно-розыскные аппараты органов внутренних дел как субъекты оперативно-розыскной деятельности, их классификация, задачи и компетенция. Основания и формы правовой и социальной защиты должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Осуществление деятельности прокурора по обеспечению законности в работе органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Правовая основа прокурорского надзора: Конституция Республики Беларусь, 3акон "Об оперативно-розыскной деятельности".

    контрольная работа , добавлен 08.09.2015

    Становление оперативно-розыскной деятельности. Понятия и основания осуществления, нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности. Конституционные и специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Основные средства и методы добывания информации. Предупреждение, выявление и пресечение преступлений с помощью специальных сил и средств. Понятие, задачи, принципы и общая характеристика оперативно-розыскной деятельности и органов, ее осуществляющих.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2012

    Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Взаимодействие с органами предварительного следствия и органами дознания по раскрытию и расследованию преступлений. Принципы использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2012