Главная · Строительные · Залы судебных заседаний. Поведения судьи Залы судебных заседаний

Залы судебных заседаний. Поведения судьи Залы судебных заседаний

Протокол ведется по всем делам (суд первой инстанции), в каждом судебном заседании и при совершении отдельных процессуальных действия вне зала судебных заседаний.

Протокол составляется не позднее следующего дня после судебного заседания. При производстве отдельных процессуальных действий - ст. 189

Статья 189. Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия

В судебном заседании, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания хозяйственный суд первой инстанции составляет соответственно протокол судебного заседания или протокол о совершении отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом для отдельных категорий дел.

В протоколе судебного заседания и протоколе отдельного процессуального действия указываются:

год, месяц, число и место проведения судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия;

время начала и окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия;

наименование и состав хозяйственного суда, рассматривающего дело;

наименование и номер дела;

сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;

сведения о представленных и предъявленных суду документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей;

сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальных прав и процессуальных обязанностей;

сведения о предупреждении переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста - об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетелей - за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;

устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и требованиям истца, удостоверенные подписями сторон в протоколе;

устные пояснения, сделанные лицами, участвующими в деле, свидетелями, экспертами, специалистами, представителями государственных органов, органов местного управления и самоуправления по поводу своих письменных объяснений, показаний, заключений;

определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания;

дата составления протокола.

В протоколе о совершении отдельного процессуального действия указываются также сведения, полученные в результате совершения этого процессуального действия.

Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение пяти дней.

Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия ведет секретарь судебного заседания - помощник судьи.

Протокол судебного заседания и протокол о совершении отдельного процессуального действия подписываются судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) и лицом, которое вело протокол.

Лица, участвующие в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и (или) протоколом о совершении отдельного процессуального действия и представлять замечания в отношении полноты и правильности их составления в течение пяти дней после подписания соответствующего протокола.

Замечания на протокол судебного заседания и (или) протокол о совершении отдельного процессуального действия, представленные в хозяйственный суд по истечении пяти дней, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему.

О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания и (или) протокол о совершении отдельного процессуального действия хозяйственный суд выносит определения не позднее пяти дней со дня поступления замечаний в суд.

Хозяйственным судом может проводиться стенографическая запись, а также звуко- или видеозапись судебного заседания. В этом случае в протоколе судебного заседания и (или) протоколе о совершении отдельного процессуального действия делается запись только по вопросам, предусмотренным абзацами вторым, третьим, седьмым, девятым и одиннадцатым части второй настоящей статьи. Электронные либо иные носители звуко- и видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания или протоколу о совершении отдельного процессуального действия.

15.Определите порядок принятия судом решения по делу. Изложите структуру решения суда. Ответьте на вопрос: по каким делам суд обязан изготовить мотивировочную часть?

Решение – стст. 190-212 ХПК

Хозяйственно-процессуальный закон определяет следующие виды судебных актов, которые выносятся в рамках хозяйственного судопроизводства первой инстанции: 1) определение; 2) решение.

Решение хозяйственного суда . При разрешении спора по существу хозяйственный суд первой инстанции принимает решения (ст. 190 ХПК). Решение хозяйственного суда принимается именем Республики Беларусь. Оно должно быть законным и обоснованным.

Хозяйственный суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в заседании, и принимает его после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Хозяйственный суд решает вопросы, необходимые для принятия решения, составляет текст решения, принимает и подписывает решение в совещательной комнате в условиях, обеспечивающих соблюдение тайны совещания судей. В совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав хозяйственного суда, рассматривающего дело. При рассмотрении дела коллегиальным составом хозяйственного суда решение принимается большинством голосов судей. Судья хозяйственного суда не вправе сообщать кому бы то ни было сведения о содержании обсуждения при принятии решения, о позиции отдельных судей, входящих в состав хозяйственного суда, и иным способом раскрывать тайну совещания судей.

Статья 191 ХПК. Вопросы, решаемые при принятии решения

При принятии решения хозяйственный суд:

оценивает доказательства;

определяет, какие имеющие значение для дела обстоятельства установлены и какие не установлены;

решает, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор;

устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

решает, подлежит иск удовлетворению или не подлежит;

распределяет судебные расходы.

При принятии решения хозяйственный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения), о распоряжении вещественными доказательствами, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. В случаях, когда мотивировочная часть решения составлена не в совещательной комнате, она должна быть изложена в виде отдельного документа и содержать указание на решение, в отношении которого составлена.

В решении хозяйственного суда должны быть указаны мотивы его принятия. Решение должно быть изложено на языке, понятном для лиц, участвующих в деле, и других лиц.

Решение хозяйственного суда подписывается судьей хозяйственного суда, а в случае рассмотрения дела коллегиальным составом хозяйственного суда - всеми судьями, участвовавшими в принятии решения, в том числе судьей, имеющим особое мнение.

Исправления в решении хозяйственного суда должны быть оговорены и удостоверены подписями всех судей в совещательной комнате до его объявления.

Решение хозяйственного суда оформляется в одном экземпляре и приобщается к делу.

Решение хозяйственного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей .

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений. Включение в описательную часть заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, обязательно только в случаях, если они сделаны по сути дела и влияют на рассмотрение дела по существу.

В описательной части решения хозяйственного суда указывается об изменении истцом основания, предмета или размера иска, о признании или непризнании иска ответчиком.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда составляется:

· по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

· по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· если лицом, участвующим в деле, является иностранное лицо;

· если настоящим Кодексом установлено, что решение не подлежит обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке;

· в связи с обжалованием (опротестованием) решения в апелляционном порядке;

· при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотрение хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;

· по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о защите деловой репутации; о признании оспариваемой сделки недействительной; об установлении факта ничтожности сделки; о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

· в иных случаях - по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, которое может быть подано до удаления суда в совещательную комнату или в течение десяти дней со дня оглашения решения.

В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:

ü обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом;

ü доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах;

ü доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

ü акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении.

В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения хозяйственного суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета в целом или части.

В решении хозяйственного суда должно быть указано о применении закона и права по аналогии.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.

Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении хозяйственного суда.

Принятие хозяйственным судом условных и альтернативных решений не допускается.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части в нем должны содержаться вводная, описательная и резолютивная части. В этом случае описательная часть должна содержать указание обстоятельств дела, установленных хозяйственным судом, и ссылки на акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Решение хозяйственного суда после его принятия объявляется судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. В необходимых случаях составление мотивированного решения хозяйственного суда может быть отложено на срок не более пяти дней со дня удаления хозяйственного суда в совещательную комнату.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части хозяйственный суд оглашает его резолютивную часть.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда объявляется в том же судебном заседании, в котором заканчивается рассмотрение дела. Одновременно судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) объявляет, когда лица, участвующие в деле, могут ознакомиться с мотивированным решением, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Объявленная резолютивная часть решения хозяйственного суда должна быть подписана судьей (судьями) хозяйственного суда и приобщена к делу.

Судья хозяйственного суда (председательствующий в судебном заседании) разъясняет порядок и срок обжалования (опротестования) решения хозяйственного суда, порядок и срок представления замечаний на протокол судебного заседания.

Решение хозяйственного суда первой инстанции, если иное не установлено законодательством, вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия , если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение хозяйственного суда, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления хозяйственным судом апелляционной инстанции.

Решение Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании.

В судебном заседании хозяйственный суд первой инстанции составляет протокол судебного заседания, если иное не предусмотрено Хозяйственным Процессуальным Кодексом для отдельных категорий дел.

В протоколе судебного заседания указываются:

· год, месяц, число и место проведения судебного заседания;

· время начала и окончания судебного заседания;

· наименование и состав хозяйственного суда, рассматривающего дело;

· наименование и номер дела;

· сведения о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса;

· сведения о представленных и предъявленных суду документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей;

· сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, и иным участникам хозяйственного процесса их процессуальных прав и процессуальных обязанностей;

· сведения о предупреждении переводчика об ответственности за заведомо неправильный перевод, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей; эксперта, специалиста – об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей; свидетелей – за дачу заведомо ложных показаний, за отказ либо уклонение от дачи показаний;

· устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле;

· соглашения сторон по фактическим обстоятельствам дела и требованиям истца, удостоверенные подписями сторон в протоколе;

· устные пояснения, сделанные лицами, участвующими в деле, свидетелями, экспертами, специалистами, представителями государственных органов, органов местного управления и самоуправления по поводу своих письменных объяснений, показаний, заключений;

· определения, вынесенные судом без удаления из зала судебного заседания;

· дата составления протокола.

Протокол судебного заседания должен быть составлен и подписан не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, а по сложным делам – в течение пяти дней.

Протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания – помощник судьи.

Протокол судебного заседания подписывается судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) и лицом, которое вело протокол.

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с протоколом судебного заседания и представлять замечания в отношении полноты и правильности его составления в течение пяти дней после подписания соответствующего протокола.

Замечания на протокол судебного заседания, представленные в хозяйственный суд по истечении пяти дней, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, его представившему.

О принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания хозяйственный суд выносит определение не позднее пяти дней со дня поступления замечаний в суд.

Хозяйственным судом может проводиться стенографическая запись, а также звуко- или видеозапись судебного заседания. В этом случае в протоколе судебного заседания делается запись только по вопросам, предусмотренным абзацами 2, 3, 7, 9 и 11 части второй статьи 189 ХПК. Электронные либо иные носители звуко- и видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания или протоколу о совершении отдельного процессуального действия.

15. Подготовка дела к судебному разбирательству в хозяйственном суде.

Задачами хозяйственного суда при подготовке дела к судебному разбирательству являются: 1)установление содержания правоотношений сторон и определение законодательства, которым следует руководствоваться при судебном разбирательстве; 2)определение обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела; 3) решение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса; 4)обеспечение представления необходимых доказательств лицами, участвующими в деле. Срок подготовки дела к судебному разбирательству. Подготовка дела к судебному разбирательству, если иное не предусмотрено ХПК, должна быть завершена проведением подготовительного судебного заседания не позднее пятнадцати дней со дня поступления заявления в хозяйственный суд, за исключением случаев оставления искового заявления без движения, или со дня вынесения определения хозяйственного суда о завершении примирительной процедуры. После принятия искового заявления к производству хозяйственный суд первой инстанции проводит подготовку дела к судебному разбирательству . При подготовке дела к судебному разбирательству с учетом обстоятельств дела судья выполняет такие действия: проводит собеседование с обеими сторонами, опрашивает стороны по существу заявленных ими требований и приведенных возражений, проверяет относимость и допустимость представленных доказательств, предлагает при необходимости представить дополнительные доказательства; решает вопрос о назначении примирителя для проведения примирительной процедуры; решает вопросы о назначении экспертизы; истребует письменные отзывы, объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов и специалистов, государственных органов, органов местного управления и самоуправления; истребует по ходатайству сторон от лиц, участвующих в деле, иных организаций и граждан имеющиеся у них доказательства, необходимые для разрешения спора или рассмотрения дела; проводит осмотр и исследование на месте письменных и вещественных доказательств; направляет судебные поручения; решает вопрос об обеспечении иска; совершает иные процессуальные действия, направленные на обеспечение правильного и своевременного разрешения спора или рассмотрения дела В подготовительном судебном заседании дело рассматривается хозяйственным судом с извещением сторон и других заинтересованных лиц о времени и месте его проведения. Неявка в подготовительное судебное заседание извещенных надлежащим образом сторон и других лиц, которые могут быть привлечены к участию в деле, не препятствует его проведению. Хозяйственный суд в подготовительном судебном заседании: 1)принимает меры к примирению сторон и заключению мирового соглашения; 2)разрешает ходатайства; 3)определяет достаточность представленных доказательств. При недостаточности представленных доказательств устанавливает, какие документы и доказательства в дополнение к тем, которые стороны представили, следует представить сторонам в хозяйственный суд первой инстанции для обоснования своих требований и возражений; 4)рассматривает другие вопросы и совершает иные процессуальные действия, направленные на правильное и своевременное разрешение спора или рассмотрение дела. После завершения рассмотрения вопросов , вынесенных на подготовительное судебное заседание, хозяйственный суд выясняет у сторон и третьих лиц, допущенных к участию в деле, их мнение о готовности дела к судебному разбирательству. С учетом выслушанных мнений лиц, участвующих в деле, хозяйственный суд вправе объявить перерыв в подготовительном судебном заседании на срок не более пяти дней для представления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств, необходимых для проведения судебного разбирательства и совершения процессуальных действий или для завершения подготовки дела к судебному разбирательству. Подготовительное судебное заседание заканчивается вынесением определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству. Если в ходе подготовительного судебного заседания будут собраны доказательства, достаточные для принятия хозяйственным судом первой инстанции решения по рассматриваемому делу, хозяйственный суд имеет право закончить подготовительное судебное заседание и перейти к рассмотрению дела по существу, если присутствующие в подготовительном судебном заседании стороны согласны начать рассмотрение дела по существу в судебном заседании. Хозяйственный суд, заканчивая подготовительное судебное заседание , объявляет перерыв, необходимый для вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству, и открывает судебное заседание хозяйственного суда первой инстанции. Определение хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству не позднее пяти дней после его вынесения направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.

16. Общие положения судебного разбирательства.

Дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более двух месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено ХПК.Хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству должны быть рассмотрены дела:1) по спорам в отношении находящегося в государственной собственности имущества, в том числе по спорам, связанным с приватизацией государственного имущества и принудительным отчуждением имущества для государственных нужд;2) по спорам о признании недействительными записей в государственных реестрах (регистрах, кадастрах), произведенных государственным органом, в компетенцию которого входит ведение такого реестра (регистра, кадастра);3) по спорам, связанным с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;4) по спорам об исключении имущества из акта описи или освобождении его от ареста.Дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь , должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более семи месяцев со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь.В исключительных случаях с учетом особой сложности дела председателем хозяйственного суда или его заместителем срок рассмотрения дела может быть продлен до четырех месяцев, а дела с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, – до одного года. Судебное разбирательство осуществляется в судебном заседании хозяйственного суда с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания.Судебное разбирательство осуществляется при неизменном составе хозяйственного суда. В случае замены одного из судей хозяйственного суда рассмотрение дела проводится сначала. Стороны вправе известить хозяйственный суд о возможности судебного разбирательства дела в их отсутствие. При неявке в судебное заседание хозяйственного суда истца , извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, и при непоступлении в хозяйственный суд заявления истца о судебном разбирательстве дела в его отсутствие суд откладывает разбирательство дела. При повторной неявке истца хозяйственный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения. При неявке в судебное заседание хозяйственного суда ответчика , извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, хозяйственный суд проводит разбирательство дела в его отсутствие, если иное не установлено ХПК. Непредставление в хозяйственный суд отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые хозяйственный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не препятствует судебному разбирательству дела по материалам и доказательствам, имеющимся в нем. Отложение судебного разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных ХПК, а также если хозяйственный суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании либо вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, иных участников хозяйственного процесса, либо вследствие необходимости представления дополнительных доказательств, совершения дополнительных процессуальных действий. Хозяйственный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон о проведении примирительной процедуры. Об отложении судебного разбирательства дела хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются время и место проведения нового судебного заседания, устанавливаемые с таким расчетом, чтобы суд имел необходимое время для вызова участников процесса, истребования дополнительных доказательств или совершения дополнительных процессуальных действий. После отложения судебное разбирательство начинается сначала.

В соответствии с п. «д» ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предусматривающем, что в сети Интернет размещаются акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда, Московский городской суд публикует Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем суда 11 марта 2019 года . (Скачать)

Правила пребывания посетителей в Московском городском суде

1. Общие положения

1.1. Правила пребывания посетителей в Московском городском суде (далее - правила) определяют нормы поведения граждан (посетителей) в зданиях и служебных помещениях Московского городского суда (далее - суд) и направлены на обеспечение установленного порядка деятельности суда в целях:

эффективной деятельности суда;

реализации конституционного права граждан на судебную защиту;

поддержания общественного порядка внутри зданий суда, их охраны;

обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда, участников процесса и других граждан при посещении ими зданий (служебных помещений) суда;

повышения информационной открытости;

обеспечения надлежащего порядка в судебном заседании.

1.2. Правила разработаны в соответствии с нормами законодательства, регламентирующими процедуру отправления правосудия судами на территории Российской Федерации.

1.3. Основные понятия, используемые в правилах:

посетитель - любое физическое лицо, временно находящееся в здании суда, для которого суд не является местом работы, имеющий документы, удостоверяющие личность и (или) предоставляющие право на пребывание в суде;

пропускной режим - порядок, обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, по осуществлению допуска посетителей в здания суда;

установленный порядок в зданиях суда - совокупность требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок судебного разбирательства в судах, деятельность судей, работников аппарата и других работников суда, связанная с организационным обеспечением деятельности суда, правила поведения граждан в общественных местах;

документы, удостоверяющие личность посетителя - паспорт гражданина, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации по форме № 2П, удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации, военный билет, общегражданский заграничный паспорт (для прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию граждан России, постоянно проживающих за границей), паспорт моряка, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории Российской Федерации, паспорт иностранного гражданина, разрешение на временное проживание в Российской Федерации, вид на жительство в Российской Федерации, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства, иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность.

2. Организация пропускного режима

2.1. Допуск посетителей в здания суда осуществляется в соответствии с настоящими правилами, порядком действия наряда на постах охраны объекта в зданиях Московского городского суда по организации охраны, пропускного и внутриобъектового режима и правилами внутреннего распорядка суда, установленные председателем суда на основе утвержденных Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов, с регистрацией на посту судебных приставов.

2.2. Пропускной режим и поддержание общественного порядка в зданиях суда обеспечивают сотрудники 2 отдельного батальона полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений города Москвы Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» (далее - 2 ОБП Центра) в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», а также судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», приказом Федеральной службы судебных приставов от 17 декабря 2015 года № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.3. Допуск посетителей в здания суда осуществляется по предъявлении документов, удостоверяющих личность.

Работники федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его органов и учреждений, Министерства юстиции Российской Федерации и его органов и учреждений, должностные лица Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, прокуратуры, иных органов государственной власти и государственных органов, а также органов местного самоуправления, адвокаты пропускаются в здания суда по служебным удостоверениям.

Присяжные заседатели допускаются в здания суда согласно списку присяжных заседателей, размещенному на посту судебных приставов по ОУПДС, и на основании документов, удостоверяющих их личность.

Представители средств массовой информации допускаются в здания суда при предъявлении служебных удостоверений или иного документа, удостоверяющего личность. Внесение в здания суда усилительной, радио-, теле-, кино-, видео- и фотоаппаратуры осуществляется представителями средств массовой информации при наличии соответствующего разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда.

Представители организаций, осуществляющих строительные, ремонтные и другие работы, допускаются в здания суда по находящимся на посту охраны спискам, составленным руководителями этих организаций и утвержденным председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда, при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здания суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС . При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксируют данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций проход в здание суда лиц, задействованных в ликвидации аварии, проведении противопожарных, ремонтно-восстановительных и иных работ, производится по удостоверениям личности, выданным производителем работ, в сопровождении сотрудников службы эксплуатации суда, 2 ОБП Центра и (или) судебных приставов по ОУПДС. При этом сотрудник 2 ОБП Центра и (или) судебный пристав по ОУПДС фиксирует данные этих лиц: ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место работы и должность, а также время и цель посещения.

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также необходимости оказания срочной медицинской помощи, правом беспрепятственного прохода в здание суда с регистрацией номера расчета (номера медицинской бригады врачей и медперсонала службы скорой медицинской помощи.

2.4. Нахождение посетителей, в том числе представителей средств массовой информации, в суде после окончания рабочего времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с разрешения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда или судьи, председательствующего в соответствующем судебном заседании, и контролируется судебными приставами по ОУПДС и сотрудниками 2 ОБП Центра.

2.5. При возникновении чрезвычайных ситуаций допуск посетителей в здания суда прекращается.

3. Права и обязанности посетителей суда

3.1. Посетители суда имеют право:

осуществлять проход в здания и залы судебных заседаний суда в установленные дни и часы;

находиться в суде в течение всего рабочего дня, продолжительность которого устанавливается правилами внутреннего распорядка суда;

находиться в зале судебных заседаний при рассмотрении судебного дела, если судебное заседание не является закрытым;

знакомиться с образцами судебных документов и получать информацию о дате и времени рассмотрения дел, находящихся в производстве суда;

посещать приемную суда для подачи в суд заявлений, жалоб и иных документов, получения процессуальных документов и информации о результатах рассмотрения обращений, ознакомления с материалами дела;

обращаться на прием к работникам аппарата суда в дни и часы приема по вопросам непроцессуального характера;

производить с разрешения судьи, председательствующего в судебном заседании, кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.2. Посетители суда обязаны:

при входе в здания суда сообщать судебному приставу по ОУПДС и (или) сотруднику 2 ОБП Центра о цели своего пребывания и предъявлять документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии;

проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый сотрудниками 2 ОБП Центра и судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.);

соблюдать установленный порядок деятельности суда и нормы поведения в общественных местах;

сообщать секретарю судебного заседания о своей явке;

до приглашения в зал судебного заседания находиться в месте, указанном судьей, секретарем судебного заседания, работником аппарата суда либо судебным приставом по ОУПДС;

покидать зал судебного заседания по требованию судьи, работника аппарата суда или судебного пристава по ОУПДС;

не вмешиваться в действия судьи и других участников процесса, не мешать проведению судебного разбирательства вопросами, репликами, не допускать нарушений общественного порядка;

выполнять требования и распоряжения председателя суда, лица, его замещающего, заместителя председателя суда, судей, администратора суда, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС в суде, залах судебных заседаний, не допуская проявлений неуважительного отношения к ним и другим посетителям суда;

не препятствовать надлежащему исполнению судьями, работниками аппарата суда и судебными приставами по ОУПДС их служебных обязанностей;

соблюдать очередность на приеме граждан;

бережно относиться к имуществу суда, соблюдать тишину, чистоту и порядок в зданиях и служебных помещениях суда;

в случае возникновения чрезвычайных ситуаций строго следовать указаниям работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра;

выполнять требования судебных приставов по ОУПДС и сотрудников 2 ОБП Центра об освобождении зданий суда, в том числе после окончания рабочего дня и (или) истечения времени, в течение которого нахождение в суде было разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, заместителем председателя суда или председательствующим судьей, а также в чрезвычайных ситуациях.

4. Меры безопасности в суде

4.1. В целях предупреждения и пресечения террористической деятельности, иных преступлений и административных правонарушений, обеспечения личной безопасности судей, присяжных заседателей, работников аппарата суда и посетителей в зданиях и служебных помещениях суда посетителям запрещается:

проносить в здания и служебные помещения суда предметы, перечисленные в Приложении, а также предметы и средства, наличие которых у посетителя либо их применение (использование) может представлять угрозу для безопасности окружающих за исключением случаев, предусмотренных п. 4.4 правил;

находиться в служебных помещениях суда без разрешения судей, работников аппарата суда, судебных приставов по ОУПДС и сотрудников национальной гвардии РФ;

находиться в аппаратных, видеомониторных комнатах, служебных и технических помещениях суда без разрешения председателя суда, лица, его замещающего, или заместителя председателя суда;

использовать в зданиях суда мобильные телефоны и другие средства связи, а также пользоваться ими в зале судебного заседания, за исключением использования функций аудиозаписи и записи текста в электронной форме;

производить кино- и фотосъемку, видеозапись в ходе судебного заседания, а также трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без разрешения председательствующего судьи (аудиозапись во время судебного заседания проводится в порядке, установленном нормами процессуального законодательства);

производить в зданиях и служебных помещениях суда кино- и фотосъемку, видеозапись, а также трансляцию происходящего в зданиях и служебных помещениях суда по телевидению и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (кроме текстовой трансляции в сети «Интернет»), за исключением случаев, когда это разрешено председателем суда, лицом, его замещающим, или заместителем председателя суда;

проникать и находиться в непосредственной близости с помещениями суда, предназначенными для пребывания лиц, содержащихся под стражей;

выносить из зданий или служебных помещений суда, а также портить или уничтожать документы, полученные для ознакомления, и имущество суда;

изымать образцы судебных документов с информационных стендов суда либо размещать на них объявления личного и рекламного характера;

курить табачные изделия и использовать электронные имитаторы курения;

оставлять без присмотра личные вещи и документы;

осуществлять несанкционированную торговлю и (или) распространение печатной и иной продукции, в том числе рекламного характера.

4.2. Запрещается доступ в здания и служебные помещения суда (или нахождение в зданиях и служебных помещениях суда) лицам в состоянии алкогольного, наркотического, токсического или иного опьянения, с агрессивным поведением, лицам, не отвечающим санитарно-гигиеническим требованиям, малолетним детям без сопровождения взрослых, посетителям с животными.

4.3. Предметы, пронос которых в здания суда запрещен, сдаются посетителями на пост охраны при входе в здание суда и помещаются в специальный шкаф для хранения с записью в журнал хранения вещей и предметов (с выдачей специального жетона). Предметы, пронос которых в здания суда запрещен и которые в силу своих физических, химических и иных свойств представляют опасность для жизни, здоровья и имущества окружающих, на хранение не принимаются, а посетители, имеющие при себе такие предметы, не допускаются в здания суда.

При выходе из здания суда по предъявлении специального жетона сданное имущество возвращается посетителю с отметкой о выдаче в журнале хранения вещей и предметов.

4.4. В здания суда с оружием могут проходить следующие лица при предъявлении ими служебного удостоверения:

сотрудники Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений города Москвы Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по городу Москве» , контролирующие несение службы сотрудниками 2 ОБП Центра, в соответствии со списками, находящимися в служебной документации на посту охраны;

закрепленные за судом сотрудники полка охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве в соответствии со списком, находящимся на посту охраны;

сотрудники уполномоченных государственных органов, обеспечивающие безопасность лиц, являющихся объектами государственной охраны, или лиц, в отношении которых применены соответствующие меры государственной защиты;

сотрудники органов федеральной фельдъегерской связи, осуществляющие доставку отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений;

сотрудники службы специальной связи, осуществляющие доставку и (или) прием корреспонденции и грузов, содержащих сведения и материалы, относящиеся к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, а также иных особых отправлений (только в случае прохода через Первый отдел суда);

сотрудники службы инкассации, доставляющие в суд наличные денежные средства, при предъявлении ими, помимо служебного удостоверения, документа, подтверждающего право на ношение оружия (только при проходе в Административное здание суда).

5. Ответственность посетителей суда

5.1. В случае нарушения посетителями установленных в суде правил председатель суда, лицо, его замещающее, заместитель председателя суда, судьи, администратор суда, работники аппарата суда, судебные приставы по ОУПДС и сотрудники 2 ОБП Центра вправе делать им соответствующие замечания и применять иные меры воздействия, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, нарушение общественного порядка в зданиях или служебных помещениях суда, а также неисполнение законных распоряжений судей, работников аппарата суда, обеспечивающих установленный порядок в залах судебных заседаний, судебных приставов по ОУПДС, сотрудников 2 ОБП Центра о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила и иных противоправных действий, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.3. В случаях выявления фактов нарушения общественного порядка посетителями в зданиях суда они могут быть удалены, задержаны и переданы судебными приставами по ОУПДС и (или) сотрудниками 2 ОБП Центра в органы внутренних дел с составлением протокола об административном правонарушении.

5.4. В случае неисполнения законного распоряжения судьи или судебного пристава по ОУПДС о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, нарушитель привлекается к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5.5. В случае совершения посетителями суда деяний, влекущих уголовную ответственность, в том числе предусмотренных статьями 294 - 298.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновные лица подлежат привлечению к уголовной ответственности в установленном законом порядке.

5.6. В случае умышленного уничтожения либо повреждения имущества суда и находящихся в них материально-технических ценностей виновные лица могут быть привлечены к административной либо уголовной ответственности с последующим возмещением причиненного имущественного ущерба.

6. Заключительные положения

6.1. В связи с утверждением настоящих правил признать утратившими силу Правила пребывания посетителей в Московском городском суде, утвержденные председателем Московского городского суда 24 января 2017 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Приложение

Перечень предметов, запрещенных к вносу в здания суда

1. Огнестрельное оружие и боеприпасы;

2. Пневматические, травматические винтовки и пистолеты;

3. Ружья для подводной охоты, арбалеты;

4. Имитаторы и муляжи оружия и боеприпасов, электрошоковые
устройства;

5. Газовое оружие и оружие самообороны;

6. Газовые баллончики и аэрозольные распылители;

7. Холодное оружие (ножи, топоры, ледорубы, другие бытовые
предметы, обладающие колюще-режущими свойствами);

8. Взрывчатые вещества, взрывные устройства;

9. Легковоспламеняющиеся жидкости и вещества;

10. Радиоактивные материалы;

11. Ядовитые, отравляющие, едкие и коррозирующие вещества;

12. Окислители - перекиси органические, отбеливатели;

13. Наркотические и психотропные вещества;

14. Алкогольные напитки;

15. Объемные предметы;

16. Другие предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот в Российской Федерации;

17. Иные предметы, вещества и средства, представляющие угрозу для безопасности окружающих.

Примечание: перечень предметов не является исчерпывающим, дополнения или исключения из данного перечня производятся по решению председателя суда либо лица, его замещающего.

размер шрифта

ЗДАНИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ- СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ- СП 31-109-2003 (утв- Приказом ВАС РФ от 20-03-2003 ... Актуально в 2018 году

Залы судебных заседаний

6.6 Число залов судебных заседаний арбитражного суда принимается по заданию на проектирование. В тех случаях, когда в задании на проектирование число залов не установлено, его следует принимать в соответствии с таблицей 2.

6.7 Площадь зала судебного заседания определяется исходя из количества лиц, участвующих в деле, иных участников арбитражного процесса (далее - публика) и размеров процессуальной зоны. Примерная площадь приведена в таблице 2.

Таблица 2

Площадь зала, м2 Число мест для публики в зале Число залов судебных заседаний и число мест для публики
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации Федеральный арбитражный суд округа
на 30 судей <*> на 50 судей <*> на 80 судей <*> на 100 судей на 90 судей
36 20 8 x 20 12 x 20 18 x 20 25 x 20 21 x 20
48 30 2 x 30 6 x 30 8 x 30 8 x 30 8 x 30
60 40 1 x 40 1 x 40 4 x 40 4 x 40 4 x 40
70 60 1 x 60 1 x 60 1 x 60 2 x 60 2 x 60
100 80 - - 1 x 80 1 x 80 1 x 80
Всего залов 12 20 32 40 36
Всего мест 320 520 960 1100 1020

Совещательная комната площадью не менее 14 м2 должна соединяться с залом судебных заседаний со стороны подзоны суда.

В совещательной комнате должна быть предусмотрена уборная с унитазом и с умывальником площадью не менее 2 м2.

Допускается вход арбитражных судей в зал суда через совещательную комнату.

6.12 Залы судебных заседаний необходимо оборудовать аппаратной для аудиозаписи судебных заседаний, а также для демонстрации видеоматериалов, предоставляемых сторонами.

Холлы для публики следует принимать из расчета 0,3-0,4 м2 на 1 место для публики в залах.

6.14 Для проведения общих рабочих совещаний судей и сотрудников аппарата суда, проведения общих собраний коллектива следует предусматривать в здании арбитражного суда конференц-зал.

Вместимость конференц-зала принимается равной 80% численности основного состава сотрудников арбитражного суда и приведена в таблице 3.

Таблица 3

<*> Данные, указанные в прографках, относятся также и к арбитражным апелляционным судам РФ

Площадь конференц-зала определяется из расчета 1,2 м2 на 1 место в зале. Площадь каждого места для сотрудников, передвигающихся на кресле-коляске, равна 2,25 м2 (1,5 x 1,5).

Глубина эстрады конференц-зала должна составлять 3 м для залов до 200 мест и 4 м - для залов свыше 200 мест.

Места для инвалидов с повреждениями опорно-двигательного аппарата, но не пользующихся креслами-колясками, могут предусматриваться в рядах стационарных мест при глубине ряда не менее 1 м.

6.15 При конференц-зале следует предусматривать комнату Президиума, кулуары и аппаратную.

Комната Президиума располагается смежно с эстрадой конференц-зала и должна иметь два входа: с эстрады и из кулуаров. Ее площадь устанавливается в соответствии с приложением В.

Кулуары располагаются смежно с конференц-залом, их площадь принимается из расчета 0,45 м2 на 1 место в конференц-зале.

Помещение аппаратной предназначается для размещения аппаратуры звукозаписи и звуковоспроизведения, а также для аппаратуры, обеспечивающей демонстрацию документов или видеоматериалов на экране.

Помещение аппаратной размещается смежно с задней стеной конференц-зала и имеет площадь 18-24 м2 (При соответствующем обосновании всю воспроизводящую аппаратуру допускается размещать на площади конференц-зала.)

6.16 В залах судебных заседаний и в конференц-зале на стене, примыкающей к процессуальной зоне, следует предусмотреть место для размещения российского герба и флага (флагов).

6.17 Площади залов судебных заседаний для различных типов арбитражных судов рекомендуется принимать по приложению В.

Стажировкой называют такой вид деятельности, при котором работник (студент учебного заведения, выпускник или, например, изменяющий свою специальность) получает новые практические способности и закрепляет теоретические.

В ходе такой обучающей работы новых сотрудников могут знакомить со всем производственным процессом. Именно поэтому, если начальство привлечёт человека к стажировке без подписания трудового договора, оно нарушит ряд серьёзных законодательных норм и навлечёт на себя санкции.

Требования, предъявляемые к протоколу судебного заседания

С момента открытия судебного заседания и до его окончания секретарь судебного заседания ведет протокол, в котором в письменной форме отражается весь ход, порядок и содержание судебного разбирательства.

Протокол судебного заседания должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к процессуальным документам. Он должен быть написан грамотно, с соблюдением правил грамматики и синтаксиса, и соответствовать требованиям УПК РК. Недопустимо употребление таких выражений, как "признательные показания", "проходит по делу" и т.п., сокращений слов, например, вместо "осмотр места происшествия" - "Осмотр м/п". От грамотности протокола зависит и его культурность. Неряшливый и небрежно составленный протокол не может быть использован ни в суде первой инстанции, ни в вышестоящих судах.

Язык протокола судебного заседания должен быть точным, лаконичным, ясным. Неправильно употребляя отдельные выражения, допуская безграмотные формулировки, секретарь может исказить смысл показаний и заявлений участников процесса.

Согласно УПК РК в протоколе указывается: место и дата заседания (год, месяц, день) с обозначением времени его начала и окончания (часы, минуты), наименование и состав суда (фамилия мирового судьи), секретарь, обвинитель, защитник, подсудимый, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, а также другие, вызванные судом лица; рассматриваемое дело; данные о личности подсудимого и мера пресечения;действия судьи в том порядке, в каком они имели место; заявления и ходатайства, участвующих в деле лиц; постановления, внесенные судьей без удаления в совещательную комнату; разъяснение участвующим в деле лицам их прав и обязанностей; подробное содержание показаний; вопросы, заданные эксперту и его ответы; результаты произведенных в судебном заседании осмотров и других действий по собиранию доказательств; указание на факты, которые участвующие в деле лица просили удостоверить в протоколе; указание на факты нарушения порядка в зале судебного заседания, если они имели место, и на личность нарушителя; краткое содержание судебных прений и последнего слова подсудимого; указания о провозглашении приговора и разъяснении порядка и срока его обжалования; указания на разъяснение судьей права участников процесса на ознакомление с протоколом судебного заседания и принесения па него замечаний.

В законе указаны общие требования к содержанию протокола судебного заседания, его процессуальной форме. Вместе с тем перечень обстоятельств, подлежащих, согласно УПК РК, освещению в протоколе судебного заседания не является исчерпывающим. Чем подробнее и точнее будет воспроизведено в протоколе все происходящее в суде, тем выше будет качество протокола.

В протоколе судебного заседания исчерпывающе должен быть изложен весь ход судебного процесса, четко обозначены все части судебного заседания и их содержание.

В протоколе необходимо отражать все процессуальные действия суда независимо от того, связаны они непосредственно с исследованием дела или не связаны.

Так, задачей подготовительной части судебного заседания является создание необходимых условий для успешного проведения судебного следствия и разрешения дела по существу. В протоколе судебного заседания должны быть кратко отражены подготовительные действия в той последовательности, в которой они были проведены судьей в соответствии УПК РК.

Изменение порядка проведения судебных действий может отразиться на полноте и объективности судебного исследования.

Поэтому представляется совершенно недопустимым, когда некоторые секретари судебного заседания, игнорируя указанное правило, заранее готовят так называемый "макет" этой части протокола судебного заседания, который хотя и соответствует требованиям закона о порядке и последовательности конкретных судебных действий, но не всегда отражает то, что было в действительности, т.к. изготавливается до фактического проведения указанных действий.

Другая крайность, когда протокол в этой части в судебном заседании фактически не ведется, а секретарь делает отдельные записи в надежде восполнить их по памяти по окончании разбирательства дела.

На практике в протоколах не всегда отмечаются дата и время начала и окончания судебного заседания, перерыва, содержание доклада секретаря о явке в суд участников процесса, сведения о явившихся в суд участниках судебного разбирательства: прокурора, представителей общественных организаций, потерпевшего, гражданского истца, ответчика и их представителей, переводчика, экспертов и специалистов.

В протоколе должны отражаться сведения о причинах неявки в суд свидетелей, а также участников судебного разбирательства, и мерах, которые были приняты судом для выяснения причин отсутствия и обеспечения явки их в суд.

При установлении личности подсудимого следует полностью указывать фамилию, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения УПК РК. Необходимо также зафиксировать сведения о национальности, место жительства подсудимого, место работы, род занятий, образование, семейное положение и другие данные, касающиеся его личности, о предыдущей судимости, о времени и порядке освобождения из мест лишения свободы, о времени содержания под стражей и вручении копии обвинительного заключения.

Отсутствие в протоколе судебного заседания сведений о времени содержания под стражей вызывает затруднение при зачете предварительного заключения в срок назначенного наказания УК РК.

Несвоевременное вручение подсудимому копии обвинительного заключения (обвинительного акта) является нарушением права обвиняемого на защиту и рассматривается, следовательно, как существенное нарушение норм уголовно-процессуального закона, влекущее отмену судебного приговора. Поэтому фиксация в протоколе судебного заседания сведений о времени вручения копии обвинительного заключения (обвинительного акта) или копии заявления потерпевшего по делам частного обвинения является обязательной.

Существенное значение имеет занесение в протокол судебного заседания всех обстоятельств рассмотрения дела, связанных с осуществлением подсудимым своих прав и их гарантий.

В протоколе судебного заседания должны быть отражены все вопросы, относящиеся к участию в деле защитника (объявление подсудимому об участии защитника; времени, с которого защитник участвует в деле, мотивы отказа подсудимого от защитника, если таковой был заявлен); разъяснение подсудимому сущности обвинения, разъяснение содержания определенных документов, разъяснение права на произнесение защитительной речи.

В подготовительной части судебного разбирательства судья заслушивает ходатайства участников судебного разбирательства о вызове новых свидетелей, экспертов и специалистов и об истребовании вещественных доказательств и документов УПК РК. Соответственно в протоколе судебного заседания должно быть указано, для установления каких именно обстоятельств необходимы дополнительные доказательства, а также содержание определения суда об удовлетворении ходатайства или отказе в удовлетворении заявленного ходатайства с указанием мотивов отказа.

Подготовительная часть судебного заседания заканчивается разрешением вопроса о возможности рассмотрения дела в отсутствии кого-либо из участвующих в деле лиц. При неявке участников судебного разбирательства, а равно свидетеля, эксперта или специалиста, судья выслушивает мнение подсудимого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и мнение прокурора о возможности разбирательства дела. В протоколе судебного заседания должно быть отражено мнение участников судебного разбирательства и содержание определения суда о продолжении разбирательства дела или об его отложении.

Судебное следствие регламентировано УПК РК и начинается с оглашения обвинительного заключения. В этой части судебного разбирательства судья обязан непосредственно исследовать доказательства путем допроса подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушивания заключения экспертов, осмотра вещественных доказательств, оглашения протоколов и иных документов. В основу приговора не могут быть положены материалы предварительного следствия, не рассмотренные в судебном заседании с соблюдением устности, гласности и непосредственности, а также материалы, полученные с нарушением процессуального порядка собирания доказательств.

В протоколе судебного заседания должны найти отражение содержание выполняемых действий по исследованию доказательств.

К сожалению, протоколы судебного заседания в этом отношении не всегда удовлетворяют необходимым требованиям. В них слишком кратко записываются показания допрошенных лиц, не всегда можно выяснить, какие были поставлены вопросы, какие ответы на них получены, являются ли ответы полными. Секретарь судебного заседания, не владеющий навыками быстрой записи или стенографией, должен быть особенно внимателен, стремясь изложить показания в употребляемых допрашиваемым словах или выражениях. Недопустимо произвольное перефразирование показаний свидетелей (потерпевших) и подсудимых. Это не означает, что следует фиксировать всю без исключения информацию, получаемую в ходе допроса. Необходимо наиболее точно, полно и в то же время немногословно, экономично, целенаправленно, отсеивая не имеющие к процессу рассмотрения дела данные, фиксировать их содержание.

Особое внимание должно уделяться правильности изложения ходатайств, заявленных участниками судебного разбирательства, и порядка их обсуждения; постановлений судьи, вынесенных в судебном заседании без удаления в совещательную комнату; показаний подсудимого по существу предъявленного ему обвинения; свидетелей и потерпевших по обстоятельствам дела; процесса исследования доказательств.

Вещественные доказательства и документы подлежат тщательному исследованию в судебном заседании наравне с другими доказательствами по делу, причем лица, которым они предъявлены, могут обращать внимание судьи на те или иные обстоятельства, связанные с их исследованием. Все действия суда по осмотру вещественных доказательств и оглашению документов должны быть отражены в протоколе судебного заседания.

Если в ходе судебного разбирательства оглашаются письменные материалы, необходимо точно указывать наименование того документа или протокола, которые были оглашены и сослаться на листы дела.

При производстве экспертизы на суде в протоколе судебного заседания должны быть отражены вопросы, поставленные эксперту в порядке УПК РК.

Если подсудимый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик по уважительным причинам (недостаточная грамотность, физические недостатки и т.п.) не могут письменно сформулировать вопросы эксперту, судья может разрешить этим участникам процесса ставить вопросы устно, с обеспечением одновременного их занесения в протокол судебного заседания.

Отдельные вопросы, требующие специальных знаний и навыков, выясняются без производства экспертного исследования, а путем вызова в судебное заседание специалиста. Специальные вопросы могут касаться существа технологического или производственного процесса, специфических особенностей той или иной профессии и т.п. Мнение специалиста обязательно отражается в протоколе судебного заседания.

УПК РК предусматривает, что в протоколе судебного заседания должно быть указано краткое содержание судебных прений и последнего слова подсудимого.

На практике зачастую фиксируется лишь смысл выступлений обвинителя и защитника, последнего слова подсудимого.

Следует признать, что недостаточно заносить в протокол судебного заседания лишь мнение обвинителя или защитника по вопросам квалификации и меры наказания, обязательно нужно отражать мотивировку квалификации совершенного подсудимым преступления, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность подсудимого.

В протокол необходимо подробно записывать те части речи прокурора и защитника, в которых они анализируют доказательства, приводят доводы в обоснование своих позиций.

Если в последнем слове подсудимый сообщает о новых обстоятельствах, имеющих существенное значение для дела, судья возобновляет в соответствии с требованиями ст.294 УПК РК судебное следствие.

Поэтому секретарю судебного заседания необходимо самым тщательным образом фиксировать те обстоятельства, указанные подсудимым в последнем слове, которые не были предметом исследования на судебном следствии.

После провозглашения приговора судья обязан разъяснить подсудимому, потерпевшему, его представителю и другим участникам процесса порядок и срок обжалования приговора, право участников процесса ознакомиться с протоколом судебного заседания и подать замечания на него, о чем в протоколе делается соответствующая пометка.

Если во время судебного разбирательства применялась звукозапись, то фонограмма прилагается к протоколу судебного заседания, в котором делается отметка о применении звукозаписи УПК РК.

Для того, чтобы протокол отвечал требованиям закона, был полным и объективным, он должен быть изготовлен и подписан судьей и секретарем не позднее чем через трое суток по окончании судебного заседания УПК РК. Несоблюдение трехсуточного срока изготовления протокола отодвигает возможность знакомиться с ним допущенным по закону лицам, затрагивает их законные права и интересы.

Ответственность за протокол судебного заседания закон возлагает на секретаря и судью. Без их подписей или только с одной из них судебный протокол недействителен УПК РК.

Осужденный, защитник, обвинитель, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, и их представители могут знакомиться с протоколом судебного заседания и подать замечания в течение трех суток после его подписания УПК РК.

Участник судебного разбирательства может и не воспользоваться своим правом на ознакомление с протоколом. Вместе с тем не обеспечение желающим участникам судебного разбирательства реальной возможности ознакомиться с судебным протоколом влечет за собой снятие кассационной инстанцией дела с рассмотрения и возвращения его в суд для выполнения требований УПК РК, т.е. для ознакомления с протоколом.

Если осужденный содержится под стражей, то для ознакомления с протоколом судебного заседания он эпатируется в суд, либо секретарь знакомит его в следственном изоляторе, либо протокол высылается в следственный изолятор, где осужденный знакомится с ним через администрацию изолятора.

Замечания на протокол судебного заседания рассматриваются судьей, который выносит мотивированное постановление обудостоверений их правильности, либо об их отклонении. В необходимых случаях вызываются лица, подавшие замечания на протокол для уточнения их содержания.