Главная · Кадры · Стенограмма выступления о.н.смолина, представившего госдуме проект закона «о народном образовании. Новое о религиозном образовании в законодательстве

Стенограмма выступления о.н.смолина, представившего госдуме проект закона «о народном образовании. Новое о религиозном образовании в законодательстве

Все это свидетельствует не только о судьбоносной важности законопроекта, но и о накале полемики, развернувшейся вокруг него. Особенно остро она проявилась на первом чтении двух альтернативных документов, один из которых подготовили коммунисты, другой – Правительство РФ. Однако чуда, на которое надеялось профессиональное сообщество в ожидании компромиссного варианта, не произошло. Первый думский порог преодолел правительственный документ, который должен заменить два базовых закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятых в 1992 и 1996 годах. Представляя его, Дмитрий Ливанов сообщил, что опубликованный для общественного обсуждения проект нового правительственного закона получил более 20 тысяч предложений, замечаний, поправок. «Люди получили не то, что ожидали, на что надеялись», охладил министерский пыл заместитель председателя Комитета ГД по образованию Виктор Шудегов («Справедливая Россия»). В ответ, опровергая мнение оппозиции, министр подчеркнул, что законопроект сохраняет и расширяет государственные гарантии бесплатности образования, учитывает интересы не только учащихся и преподавательского состава, но и родителей, работодателей. Отметил, что школьников будут обеспечивать бесплатными учебниками и питанием, а студентов – стипендиями… Сегодня плюсы и минусы правительственного законопроекта обсуждают депутаты Государственной Думы Александр Дегтярев и Олег Смолин.

За

Александр ДЕГТЯРЕВ, председатель Комитета ГД по образованию («Единая Россия»)

Сегодня ресурс развития российского образования на основе действующего законодательства исчерпан. Государство нуждается в базовом законе для модернизации системы образования и встраивания ее в инновационную экономику. Обществу надоели споры о том, кто самый умный и креативный специалист, способный написать лучший закон в сфере образования. Даже десять тысяч поправок уже не улучшат его, а сделают лишь более запутанным. Каждый гражданин Российской Федерации нуждается во внятных правилах игры для того, чтобы адаптироваться к ним и выбрать свою траекторию образования и профессиональной деятельности. Пришло время решить, какой закон принять для основы дальнейшей работы по формированию или образовательного кодекса Российской Федерации, или национальной доктрины образования.

Что мы видим у наших коллег в документе «О народном образовании», если сравним концепции представленных законопроектов? «Образование в Российской Федерации - народное образование - имеет всеобщий и демократический характер, предполагающий: установление и обеспечение реализации прав каждого человека на образование в течение всей жизни, равенство возможностей получения образования - «образование - для всех»; участие граждан в формировании государственной образовательной политики; государственно-общественный характер управления системой образования; поощрение образовательной активности граждан». И далее: «Под образовательной деятельностью понимается организация и осуществление образовательного процесса (обучения и (или) воспитания) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставление образовательных услуг».

В правительственном проекте закона «Об образовании в Российской Федерации» читаем: «Образование - общественно значимое благо, под которым понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Дальше раскрываются понятия воспитания и обучения.

Как видим, есть предмет для сравнения. И задачи, и цели законопроектов схожи: оба направлены на обеспечение развития, как системы образования, так и государства в целом, оба закрепляют государственные гарантии граждан в сфере образования, описывают структуру и состав системы образования, определяют уровни образования, устанавливают права и обязанности педагогических работников. И в одном, и в другом определяются приоритеты духовно-нравственного вклада системы образования. Однако предложенные в законопроектах инструменты для решения поставленных задач существенно отличаются, а в ряде случаев – прямо противоположны.

Концептуальный подход авторов законопроекта «О народном образовании» не позволяет должным образом законодательно обеспечить реализацию современной государственной политики в сфере образования. А также, что очень важно, не соответствует тенденциям развития других отраслей законодательства - гражданского, бюджетного, налогового, административного, нормы которых применяются для регулирования деятельности образовательных организаций. Так, законопроект КПРФ в качестве государственных гарантий приоритетности образования устанавливает ежегодное выделение финансовых средств на образование в размере не менее семи процентов валового внутреннего продукта и не менее семи процентов расходов федерального бюджета на финансирование высшего и послевузовского образования. Несмотря на внешнюю привлекательность подобных предложений, установление фиксированного бюджетного финансирования образования не соответствует основным принципам бюджетной системы РФ, закрепленных Бюджетным кодексом страны. Прежний опыт использования в образовательном законодательстве фиксированных бюджетных ассигнований на отрасль показал, что эти нормы не исполнялись, их действие ежегодно приостанавливалось.

Если говорить о финансовом подспорье правительственного законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», то расходы консолидированных бюджетов на образование в 2016 – 2020 годах превысят 20 триллионов рублей. А до 2015 года составят 8 триллионов рублей. Главная задача депутатов - добиться, чтобы эффект от этих денег, этих колоссальных инвестиций в образование, почувствовал каждый россиянин. А это может обеспечить эффективный и современный закон об образовании, который соответствовал бы потребностям и запросам новой России. Более того, он не только обеспечивает совершенствование образовательного законодательства, но и в совокупности с проектом предложенных поправок гармонизирует всё российское законодательство, которое регулирует деятельность образовательных организаций и их работников, устраняет существующие правовые коллизии. Правительство при подготовке своего законопроекта проделало большую работу по унификации законодательных актов Российской Федерации, чего, к сожалению, не сделали наши коллеги из КПРФ.

Исходя из сравнительного анализа напрашивается вывод: законопроект, внесенный группой депутатов во главе с Олегом Смолиным, несмотря на многие интересные и полезные новации консервирует ту систему образования, которая существует сегодня. Это очевидно даже из текста, который во многом повторяет закон от 1992 года. Правительственный же документ явно ориентирован на завтрашний день. Его преимущества над законопроектом КПРФ сводятся к трем основным принципиальным моментам. Во-первых, он носит системный характер, сориентирован на перспективу. Во-вторых, сохраняет тот позитивный опыт, который накоплен в системе образования в течение последних 20 лет. И третий отличительный признак – нововведения, которые формируют современную систему образования, без чего никакой инновационной экономики мы не построим.

Некоторые из этих новаций вызывают вопросы, о чем мы публично заявили. И я, и мои коллеги по комитету единодушно считаем, например, что необходимо законом определить дополнительные меры социальной поддержки педагогических работников, в том числе по компенсации расходов на оплату коммунальных услуг сельским учителям. Мы считаем, что ректоры в высших учебных заведениях должны выбираться, и это следует прописать в законе. По нашему мнению, закон должен содержать больше норм, развивающих информационные технологии в образовании. Мы против формальных ограничений для университетов принимать на работу иностранных специалистов. Все подобного рода проблемы мы намерены обсудить ко второму чтению.

В любом случае, правительственный законопроект уже сейчас дает возможность каждому гражданину в любом возрасте получить качественное и бесплатное образование за счет бюджета. Вопреки мифам, которые навязывает обществу оппозиция.

Более того, закон расширяет социальные гарантии, данные предыдущим законом. Так, за счет того, что бюджетное финансирование получат граждане, которые обучаются в негосударственных образовательных организациях, расширяется выбор образовательных учреждений, в которых можно будет получить образование на бесплатной основе. Общедоступным станет среднее профессиональное образование, повысится уровень начального профессионального образования, которое будет включено в систему среднего профобразования. Расширяются возможности получения знаний за счет дистанционного, электронного, сетевого и семейного обучения. Школьники и студенты смогут выбирать учебные курсы даже за пределами своей школы или вуза.

Безусловно, у обоих законопроектов есть свои сторонники и противники, и лишь время рассудит: кто прав, кто виноват? Образование – это весьма инерционная система, но если не определить сегодня ее задел, ориентированный на завтра, то Россия не сделает нужный рывок вперед.

Против

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета ГД по образованию (КПРФ):

Законопроект «О народном образовании» действительно предполагает принципиально другой курс образовательной политики по сравнению с той, что активно проводилась в последние восемь лет и привела к падению позиций нашего образования почти по всем показателям. Нынче даже студенты-журналисты убеждены, что Великая Отечественная война началась в 1939 году, и на нас напала почему-то Австрия. Наш документ, в отличие от правительственного, казне не стоил ни рубля, однако в юридико–техническом плане официальному не уступает, а в содержательном даже его превосходит. В правительственном законопроекте, увы, есть не только шаги вперед. На десять озвученных министром и депутатами «Единой России» шагов вперед приходится примерно пятнадцать позиций, по которым сделаны шаги назад. Скажем, ликвидируются льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для детей-сирот и военнослужащих. Или, например, отдается целиком на усмотрение регионов вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя, что вызывает массу возмущений. Более того, ликвидируются надбавки за ученые степени и звания, ликвидируются компенсации на учебно-методическую литературу, ничего не говорится о выплатах за классное руководство и так далее, и так далее.

Идет острая дискуссия о платности-бесплатности образования. Прочитайте государственную программу развития образования на 2013 – 2020 годы, и увидите: если в 2013 году примерно каждый четвертый рубль должен прийти не из государственного бюджета, а от граждан, то в 2020 году от них должно поступить уже порядка 30 процентов денег, то есть больше, чем каждый третий рубль. Не является ли это расширением платности образования? Существенным недостатком правительственного законопроекта является и то, что он имеет сто пятьдесят две отсылочные нормы, в то время как наш имеет более конкретный характер. По тридцати важнейшим позициям мы пытаемся отвечать на вопросы, которые в правительственном документе обойдены молчанием.

Камнем преткновения стал и ЕГЭ. Правительственный законопроект сохраняет его обязательность, мы же предлагаем перевести в добровольный режим. В качестве аргументов приведу запросы, которые чаще всего делались в Google в разделе «Наука». В мире чаще всего запрашивались: «математика», «Луна», «клетка», «Википедия», «ДНК», «химия», «английский», «математические игры», «физика», «большой взрыв», «испанский». А в России самые популярные запросы в этом же разделе были: «ЕГЭ», «готовое домашнее задание», «решебник», «ответы», «результаты ЕГЭ», «ЕГЭ по русскому», «ЕГЭ-2011», слава Богу, «алгебра» и, наконец, «ЕГЭ по алгебре». Вывод очевиден: ЕГЭ по-российски извращает смысл образования - вместо естественной страсти к познанию появляется страсть к готовым ответам. Копья ломаются и вокруг участия в Болонском процессе. Мы предлагаем добровольный принцип участия, который полностью соответствует духу и букве Болонской декларации. Да, есть специальности, где четырехлетнего бакалавриата вполне достаточно. Однако чем выше требуется квалификация, тем меньше пригодны бакалавры. Напомню: бакалавр в среднем получает на 40 процентов меньше специальных знаний, чем традиционный специалист. Правительственный законопроект, отстаивающий переход на систему бакалавриата, резко увеличит количество волшебников-недоучек, работающих по принципу: «Сделать хотел утюг - слон получился вдруг».

Различаются законопроекты и по положениям, которые определяют финансовые и социальные гарантии. У нас они прописаны внятно, чего нельзя сказать о проекте правительственном. Ключевая позиция – финансирование. Мы просим семь процентов из федерального бюджета не потому, что нам столько хочется, а потому, что при меньших затратах успешной модернизации никто не проводил. Нам говорят: это невозможно, это политический популизм. В ответ я хочу задать два вопроса. Во-первых, почему это было возможно в СССР, где в 70-е годы, по данным Мирового банка, финансирование образования составляло именно те самые 7 процентов, несмотря на то, что военные и социальные расходы были несравнимо выше, чем сейчас? Если говорят, что был другой общественный строй, тогда следует признать: тот общественный строй, который больше заботился об образовании, был лучше. Во-вторых, хочу спросить, почему Бразилия, в которой не советский строй, приняла решение увеличить расходы с 5,5 до 10 процентов своего ВВП, а в нашем бюджете, по официальным данным, эти расходы в 2012 году составили 4,1 процента, а в 2015-м вырастут аж до 4,2 процентов?! Быть может, дело в том, что в Бразилии не «ручной» парламент?

В целом же, в правительственном проекте ситуация такая: статья о стипендиях есть, но о их размерах ничего не говорится; статьи о питании и учебниках есть, но из них ничего внятного нельзя узнать; статья о статусе педагога есть, даже сказано, что он «особый», но никаких конкретных социальных гарантий не оговаривается. Еще недавно было положение о приравнивании зарплаты педагога к средней заработной плате по региону. Это хорошо, это шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас, но мы-то понимаем, как всё происходит. Учителей сокращают, нагрузку увеличивают и говорят, что повысили заработную плату.

Один мой друг, профессор из Омска, по этому поводу невесело шутит: «Почему большинство учителей и профессоров работают на полторы ставки? Потому что на одну ставку есть нечего, а на две ставки есть некогда». Вот, чтобы этого не происходило, мы предлагаем установить не зарплату, а среднюю ставку педагога выше средней зарплаты в промышленных отраслях региона, но не ниже, чем в промышленных отраслях страны в целом. Такие же конкретные ответы стараемся давать на вопросы о стипендиях: социальную стипендию предлагаем установить на уровне прожиточного минимума, а академическую - примерно на тех уровнях, какие были в советский период. Сейчас по сравнению с тем временем академическая стипендия студента в вузе ниже почти в 5 раз, в аспирантуре - в 6,5 раза, в техникуме - в 8 раз, а в ПТУ - в 11,5 раза.

В центре внимания при обсуждении образовательной политики государства и сельские школы. Я приветствую заявление министра образования и науки о том, что пора остановить их закрытие. Но если мы не откажемся от подушевого финансирования в качестве единственного принципа, как это сделали практически во всех странах мира, то остановить закрытие сельских школ не удастся. Для того, чтобы сельские школы больше не закрывались, мы предлагаем дополнить подушевое финансирование принципами, которые не зависят от количества детских душ. Увы, на начало 2011 года уже закрыто 20 тысяч 300 сельских школ!

Нельзя обойти молчанием содержание образования. В свое время Владимир Путин пригласил к себе Андрея Фурсенко и сказал ему: «Андрей Александрович, я люблю физкультуру, но не до такой же степени!» Во избежание подобных упреков в будущем предлагаем прямо в законе определить обязательный набор предметов, которые каждый школьник сможет изучать либо на базовом, либо на профильном уровне. Кроме того, настаиваем на том, чтобы этот золотой стандарт согласовывался с профильными парламентскими комитетами, с двумя академиями наук, с Российским союзом ректоров и с профессиональными ассоциациями.

И, наконец, правительственный проект в статье 91 радикально отступает от идеологии светского образования. Мы настаиваем на ее сохранении. Позволю себе по этому поводу анекдот, который рассказал известный педагог Евгений Ямбург. На уроке религиозной культуры в 5-м классе, учительница говорит: «Дети, кто будет учиться на «четыре» и «пять», попадет в рай, а кто на «двойки» и «тройки» - в ад». Вовочка тревожно спрашивает: «Мария Ивановна, а есть ли шанс окончить школу живым?» Наш законопроект дает такой шанс каждому ребенку и в прямом, и в переносном смысле слова, в то время как официальный проект передает решение этого вопроса на волю «пророков» от бюрократии...

В отличие от авторов правительственного законопроекта, мы считаем: образование - не часть сферы обслуживания, а сфера производства. Причем самая главная - сфера производства Человека. В отличие от идеологов официального документа, мы считаем, что работа в образовании - это не оказание услуг, но служение, если угодно - миссия. И уверены: вложения в образование - это не бремя государства, но самые выгодные из всех возможных инвестиций в процветание России – одного из ведущих государств мира ХХI века.

Подготовил Павел АНОХИН
Фото Юрия ПАРШИНЦЕВА, «РФ СЕГОДНЯ»

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3. Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

4. Образовательные организации высшего образования, реализующие имеющие государственную аккредитацию основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, при разработке этих образовательных программ учитывают примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, прошедшие экспертизу в соответствии с частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

5. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в области теологии преподаются педагогическими работниками из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией.

6. К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

7. Частные образовательные организации на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации вправе включать в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

8. Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, за исключением духовных образовательных организаций, на основании представления соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации включают в часть основных образовательных программ, формируемую участниками образовательного процесса, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

9. Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, и вправе реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

10. Примерные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), обеспечивающих религиозное образование (религиозный компонент), а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией. Учебно-методическое обеспечение указанных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией.

11. Частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные к предусмотренным настоящим Федеральным законом условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации.

12. Образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации, преподавания ими образовательных программ, предусмотренных частями 1 и 4 настоящей статьи, могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях в целях признания уровня деятельности образовательных организаций и педагогических работников отвечающим критериям и требованиям, утвержденным централизованными религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями. Порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией. Общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства.

-- [ Страница 1 ] --

подготовлен рабочей группой

Общероссийского общественного движения

«Образование – для всех» и

Коммунистической партии Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О народном образовании Оглавление 6 Глава 1. Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации об образовании 6 Статья 2. Государственная политика в области образования 7 в Российской Федерации Статья 3. Федеральная программа развития образования 7 Статья 4. Государственные гарантии прав граждан в области образования Статья 5. Государственные гарантии приоритетности образования Статья 6. Язык (языки) обучения Глава 2. Система образования в Российской Федерации Статья 7. Структура системы образования Статья 8. Образовательные программы Статья 9. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные требования к реализации образовательных программ Статья 10. Формы получения образования Статья 11. Общие требования к содержанию образования Статья 12. Общие требования к организации образовательного процесса Статья 13. Информационно-телекоммуникационные и электронные образовательные технологии Статья 14. Документы об образовании Глава 3. Образовательная деятельность, образовательные организации и педагогические работники Статья 15. Образовательная деятельность Статья 16. Образовательные организации, иные организации, осуществляющие образовательную деятельность Статья 17. Учредители образовательной организации Статья 18. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций Статья 19. Устав образовательной организации Статья 20. Права, обязанности и ответственность образовательной организации Статья 21. Педагогические работники Статья 22. Права, свободы и меры социальной поддержки педагогических работников Статья 23. Обязанности и ответственность педагогических работников Статья 24. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников Статья 25. Особенности трудовых отношений в системе образования Статья 26. Оплата труда педагогических работников Статья 27. Индивидуальная педагогическая деятельность, осуществляемая на возмездной основе Глава 4. Учащиеся, воспитанники, их родители (законные представители) Статья 28. Реализация права граждан на образование Статья 29. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование) Статья 30. Общие требования к приему граждан в образовательные организации Статья 31. Учащиеся, воспитанники, их основные права и меры социальной поддержки Статья 32. Стипендиальное обеспечение Статья 33. Основные обязанности и ответственность учащихся Статья 34. Охрана здоровья учащихся Статья 35. Обеспечение учащихся питанием Статья 36. Транспортное обеспечение учащихся Статья 37. Права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся Глава 5. Реализация основных общеобразовательных программ Статья 38. Общие требования к реализации основных общеобразовательных программ Статья 39. Дошкольное образование Статья 40. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Статья 41. Компенсация родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Статья 42. Дошкольная образовательная организация Статья 43. Особенности предоставления дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья Статья 46. Общеобразовательная организация – интернат Статья 47. Особенности приема в общеобразовательную организацию Статья 48. Особенности реализации образовательных программ общего образования Статья 49. Особенности общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Статья 50. Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь учащимся, осваивающим образовательные программы общего образования Статья 51. Государственная итоговая аттестация учащихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования Глава 6. Профессиональное образование Статья 54. Реализация профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования Статья 55. Профессиональные образовательные организации образовательную организацию Статья 57. Начальное профессиональное образование Глава 7. Высшее и послевузовское образование Статья 59. Реализация основных образовательных программ высшего образования Статья 60. Высшее учебное заведение, его задачи и структура Статья 61. Виды и категории высших учебных заведений Статья 62. Автономия высших учебных заведений и академические свободы Статья 67. Подготовка и повышение квалификации научно- педагогических работников Статья 69. Оплата труда работников высшего учебного заведения Статья 71. Докторанты, аспиранты, адъюнкты, соискатели, ассистенты-стажеры и ординаторы Глава 8. Дополнительное образование Статья 72. Цели и задачи дополнительного образования Статья 73. Реализация программ дополнительного образования детей Статья 74. Реализация программ дополнительного образования взрослых и лиц без возрастных ограничений Статья 75. Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ Статья 76. Образовательные организации дополнительного образования Глава 9. Экономика системы образования Статья 77. Финансовое обеспечение государственных гарантий права граждан на образование Статья 78. Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений Статья 79. Получение образования на возмездной основе Статья 80. Образовательная деятельность за пределами реализации основных и дополнительных образовательных программ – образовательные услуги Статья 82. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием Глава 10. Управление системой образования Статья 84. Полномочия Российской Федерации в области образования Статья 85. Полномочия субъекта Российской Федерации в области образования Статья 86. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования Статья 87. Лицензирование образовательной деятельности законодательства Российской Федерации в области образования и лицензионных требований.



Статья 89. Государственная аккредитация образовательных организаций, иных организаций, реализующих образовательные программы Статья 90. Государственный контроль качества образования Статья 91. Проведение проверок в целях государственного надзора в области образования и государственного контроля качества образования Статья 92. Полномочия Российской Федерации по контролю и надзору в области образования, передаваемые субъектам Российской Федерации Статья 93. Участие общественности в управлении образованием Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями учащихся Статья 94. Организация получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности. Олимпиады.

Статья 95. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях Статья 96. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы Статья 97. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования Статья 98. Особенности реализации образовательных программ в области искусства Статья 99. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта Глава 12. Переходные положения Статья 100. Вступление настоящего Федерального закона в силу Статья 101. Признание утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Образование в Российской Федерации – народное образование – имеет всеобщий и демократический характер, предполагающий:

- установление и обеспечение реализации прав каждого человека на образование в течение всей жизни;

- равенство возможностей получения образования – «образование – для всех»;

- участие граждан в формировании государственной образовательной политики;

- государственно-общественный характер управления системой образования;

- поощрение образовательной активности граждан.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Законодательство Российской Федерации об образовании 1. Законодательство Российской Федерации об образовании регулирует отношения по поводу реализации гражданами права на образование и иные тесно связанные с ними отношения.

При этом под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, в том числе сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

2. Законодательство Российской Федерации об образовании включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

3. Настоящий Федеральный закон:

1) обеспечивает реализацию и защиту конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

2) обеспечивает правовые гарантии свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

3) разграничивает полномочия в области образования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) разграничивает полномочия в области образования федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

4. Принимаемые в Российской Федерации федеральные законы, иные нормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, об образовании не могут противоречить настоящему Федеральному закону, ограничивать права граждан и снижать социальные гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Государственная образовательная политика в Российской Федерации 1. Образовательная политика является приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации.

2. Государственная образовательная политика основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства.

Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) «образование – для всех» – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и многообразие в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений;

7) образование в течение всей жизни;

8) поощрение образовательной активности человека.

3. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.




Похожие работы:

«Трудоемкость дисциплины Очная Вид учебной деятельности Заочная форма форма д сд з сз вв Зачетные единицы 3 3 3 3 Общее количество часов 108 108 108 108 Аудиторных часов всего: 32 14 14 10 ­ Лекционные (Л) 16 8 8 6 ­ Практические (ПЗ) ­ Лабораторные (ЛЗ) ­ Семинарские (СЗ) 16 6 6 4 Самостоятельная работа 76 90 90 94 студентов (СРС) Примерный объем переаттестованных часов КР (Р-Г Р) (проект) (номер семестра) Тестирование (+;-) ДКР (+;-) Зачет (+;-) + + (4) + (4) + (4) Зачет с оценкой (+;- (Кол-во...»

«Т. М. САВЦОВА ОБЩЕЕ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ Учебник Учебник для студентов учреждений высшего педагогического профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование 6 е издание, стереотипное 1 УДК 991.2(075.8) ББК 26.82я73 С13 Р е ц е н з е н т ы: д р пед. наук И. И. Баринова; канд. геогр. наук А. А. Ажигиров (кафедра физической географии МПГУ); д р филос. наук Г. Н. Максимов (зав. кафедрой географии Якутского государственного университета) Савцова Т. М. С13 Общее...»

«СБОРНИК ТЕЗИСОВ ЛУЧШИХ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 2009 ГОДА МОСКВА 2009 Данный сборник посвящен девяностолетнему юбилею УДК 517.6 + 519.8 ББК 22 Александра Андреевича Самарского – ученого с мировым именем, академика РАН, основоположника С23 отечественной школы математического моделирования, создателя фундаментальной общей теории разностных схем, выдающегося педагога, воспитавшего не одно поколение известных ученых, активного организатора и яркого пропагандиста науки Сборник тезисов лучших дипломных работ...»

«П.Г. Назаров, А.А. Вихман Оскар Оскарови артох (1881–1942) - отеественный микробиолог и иммунолог Оскар Генрих Гартох (Oscar Heinrich Hartoch, русское имя и отчестOscar, во - Оскар Оскарович) родился в Санкт-Петербурге 25 декабря 88 г. в семье фабриканта Оскара Юльевича Гартоха, протестантского вероисповедания, гражданина США, работавшего в Петербурге директором нефтеперегонных заводов В. Ропс и Ко. Сын, Оскар Гартох, перешел в русское подданство в 05 г. Мать, уроженка Вестфалии, занималась...»

«2. Протопоп, писатель Отец - священник, прилежаще пития хмельнова. Мать - строгая постница и молитвенница. В 21 год становится дьяконом, в 23 - попом. За требовательность к пастве был публично бит и изгнан из села. Боярин В. Шереметьев пытался утопить его в Волге. Сбежал в Москву. Царь заточил его в подвал монастыря. Сослан в Сибирь. Возвращен в Москву. Царь поселил его в Кремле, непременно кланялся ему и просил благословения. Предложили место духовника царева - отказался. Яркая личность в...»

«УТВЕРЖДАЮ Первый проректор профессор Ткаченко И.В. _2012 г. Учебно-методический комплекс факультатива Для студентов по направлению подготовки – Педагогическое образование МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения – очная Армавир 2012 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Руководитель ООП Заведующий кафедрой Доцент Лукьяненкова В.В. правовых дисциплин _2012 г. профессор Васильев А.М. _2012 г. Составитель: Лукьяненкова Виктория Владимировна, доцент кафедры правовых...»

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН ПРИКАЗ 31 октября 2013 г с. Мужи № 572/1 Об организации методической сети в системе образования Шурышкарского района в 2013-2014 учебном году. В соответствии с Положением Об аналитико–методическом центре качества образования управления образования Администрации муниципального образования Шурышкарский район, планом работы управления образования Администрации муниципального образования Шурышкарский район, с целью...»

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ МАТЕРИ ОСОБОГО РЕБЕНКА Издано в рамках проекта при поддержке Фонда содействия демократии Посольства США в Украине. Взгляды авторов не обязательно совпадают с официальной позицией правительства США Supported by the Democracy Grants Program of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government Севастополь - 2010 Что нужно знать матери особого ребенка Полезные советы и тексты Законов Украины по защите прав...»

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ


Петров, Г. И.
Основы советского законодательства о народном
образовании /Г. И. Петров.
//Правоведение. -1973. - № 5. - С. 7 - 17
  • Статья находится в издании «Правоведение. »
  • Материал(ы):
    • Основы советского законодательства о народном образовании.
      Петров, Г. И.

      Г. И. Петров, доктор юридических наук

      Основы советского законодательства о народном образовании

      В Программе РСДРП, принятой II съездом партии, в числе других 5ыли выдвинуты задачи борьбы за право на бесплатное общее и про-фессиональное образование детей обоего пола до 16 лет на родном языке путем создания за счет государства сети школ, за отделение церкви от государства и школы от церкви.

      Население дореволюционной России (на 1 января 1917 г.) состав-ляло 163 млн. чел., из них почти 75% были неграмотными. В 1914- 1915 учебном году в общеобразовательных школах всех видов обуча-юсь немногим более 9,5 млн. чел., в училищах и школах профессио-нально-технического образования и школах ФЗУ - 106 тыс., в сред-них специальных учебных заведениях - 54, в высших учебных заведе-ниях - 127 тыс. чел.

      Победа Великой Октябрьской социалистической революции откры-ла путь к осуществлению задач, поставленных Программой партии большевиков. II Всероссийский съезд Советов, создавая систему наркоматов, в числе других учредил Наркомат по просвещению. В первые же дни Советской власти (29 октября 1917 г.) в «Собрании узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства» было опу-бликовано обращение наркома по просвещению А. В. Луначарского, где указывалось, что Советская власть в области просвещения ставит своей первой целью добиться в кратчайший срок всеобщей грамотно-сти путем организации сети школ и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения, а вместе с тем устройства ряда таких учитель-ских институтов и семинарий, которые воспитали бы народных пе-дагогов для всеобщего обучения населения. В обращении говорилось > стремлении Советской власти к организации единой для всех граж-дан светской школы нескольких ступеней вплоть до университета, об обеспечении в будущем равного и возможно более высокого образова-ния для всех граждан. Так официально были выражены идеи партии о воспитании и обучении масс в целях созидания нового общественно-го строя.

      Неоценимое значение имела речь В. И. Ленина на состоявшемся августе 1918 г. I Всероссийском съезде по просвещению. Разоблачая линию буржуазии и ее приспешников, он указывал: «Мы открыто за-являем, что школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицеме-рие. .. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно им

      необходимо им для победы. Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание яв-ляется орудием в их борьбе за освобождение... Они видят, насколько просвещение необходимо для победоносного окончания той борьбы, которую они ведут».

      Перестройка народного образования в соответствии с целями и задачами диктатуры рабочего класса осуществлялась с помощью ряда нормативных актов, изданных в первые годы существования Советско-го государства. Наиболее важные из этих актов: о реформе средней школы, о передаче дела воспитания и образования из духовного ве-домства в ведение Комиссариата по народному просвещению, о вве-дении нового правописания, подписанный В. И. Лениным декрет Сов-наркома об отделении церкви от государства и школы от церкви, о введении обязательного совместного обучения учащихся обоего пола, подписанный В. И. Лениным декрет Совнаркома «Об организации дела народного образования в Российской Республике (Положение)», под-писанный Я. М. Свердловым и В. И. Лениным декрет ВЦИК и Совнар-кома «О социалистической Академии Общественных Наук (Положе-ние)».

      В ст. 17 Конституции РСФСР 1918 г. провозглашалось: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Рос-сийская Социалистическая Федеративная Советская Республика ста-вит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное всестороннее и бесплатное образование». Эта же задача от-ражена в первых конституциях других советских социалистических республик, в частности, в ст. 27 Конституции Украины 1919 г., ст. 11 Конституции Белоруссии 1919 г., ст. 8 Конституции Азербайджана 1921 ., ст. 6 Конституции Армении 1922 г., ст. 11 Конституции Грузии 1922 г. В указанных республиках функционировали также наркоматы просвещения.

      Новым шагом в развитии советского народного образования яви-лось Положение о единой трудовой школе РСФСР, утвержденное ВЦИКом в октябре 1918 г., установившее, что основой школьной жиз-ни должен служить производительный труд, а обучение в трудовой школе носить общеобразовательный политехнический характер.

      Специальная подготовка квалифицированной рабочей силы для народного хозяйства осуществлялась в то время путем организации на предприятиях ученических бригад и учебных мастерских, профессио-нально-технических школ и курсов. В июне 1919 г. школы и курсы были переданы в ведение Наркомата по просвещению. Таким образом, он объединял все виды учреждений народного образования в республике, в том числе высшие учебные заведения.

      В конце 1919 г. Совнарком принял декрет «О ликвидации безгра-мотности среди населения РСФСР». Созданная в июле 1920 г. при Наркомате по просвещению Всероссийская чрезвычайная комиссия по

      ликвидации безграмотности возглавила планомерную массовую борьбу против этого тяжелого наследия царского строя. Уже к концу 1926 г. процент грамотного населения увеличился почти вдвое. При переписи 1959 г. 98,7% городского и 98,2% сельского населения в возрасте от 9 до 49 лет назвали себя грамотными. Теперь Советский Союз - стра-на сплошной грамотности.

      Перестройка высших учебных заведений осуществлялась путем введения преподавания марксистской науки, подготовки новых препо-давательских кадров и привлечения на сторону Советской власти спе-циалистов старой школы, а также вовлечения в число студентов детей трудящихся. В деле привлечения трудящейся молодежи в высшую школу огромное значение имела речь В. И. Ленина на III съезде ком-сомола. «Задача состоит в том,- говорил В. И. Ленин, обращаясь к молодежи, - чтобы учиться... Только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достиг-нуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы соз-дание. .. коммунистического общества».

      Еще в 1919 г. при высших учебных заведениях были организованы курсы по подготовке рабочих и крестьян для поступления в высшую школу. Эти курсы (им присвоили наименование рабочих факультетов - рабфаков) сыграли большую роль в формировании советской интелли-генции.

      Коммунистическая партия и Советское государство всегда уделя-ли и уделяют народному образованию, коммунистическому воспитанию трудящихся неослабевающее внимание. Победа социализма в СССР, успехи экономического и культурного строительства в середине 30-х годов позволили в новой Конституции СССР впервые в мире провоз-гласить право граждан на образование, реально обеспеченное услови-ями, закрепленными в ст. 121 Конституции СССР и соответствующих статьях конституций союзных и автономных республик.

      В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В нем отмечалось, что в нашей стране осуществлена подлинная культурная революция и что в народ-ном хозяйстве работает около 7,5 млн. чел. с высшим и средним спе-циальным образованием.

      Народное образование всех ступеней в Союзе ССР, особенно в современных условиях научно-технической революции, получило не-виданный размах. Выполнены решения XXIII съезда КПСС о развитии всех видов народного образования. Столь же успешно реализуются задачи, поставленные XXIV съездом партии, в частности, по заверше-нию перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. По дан-ному вопросу ЦК КПСС и Совет Министров СССР 20 июня 1972 г. приняли специальное постановление.

      В 1972 г. различными видами обучения было охвачено около 81 млн. чел. В общеобразовательных школах всех видов обучалось свыше 49 млн., в средних специальных учебных заведениях - 4,4 млн. учащихся, в высших учебных заведениях - 4,6 млн. студентов. Только в 1972 г. в народное хозяйство направлено 1,8 млн. специали-стов с высшим и средним специальным образованием. К концу года высшее и среднее (полное и неполное) образование имели 72% насе-ления, за-

      нятого в народном хозяйстве. Училищами профессио-нально-техническо-го образования за год подготовлено около 1,8 млн. молодых квалифи-цированных рабочих.

      Новым выражением постоянного внимания Коммунистической пар-тии и Советского государства к образованию граждан служат приня-тые VI сессией Верховного Совета СССР восьмого созыва 19 июля 1973 г. Постановление и Закон о народном образовании.

      В начале марта 1973 г. разработанный Правительством СССР проект Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании по постановлению Президиума Верховного Со-вета СССР был опубликован в «Известиях», «Учительской газете» и во всех республиканских газетах. Законопроект широко обсуждался советской общественностью и многими местными Советами.

      В государственные органы, редакции газет, журналов, телевиде-ния и радио поступило большое количество писем, одобряющих про-ект. В то же время в этих письмах содержались ценные дополнения, уточнения и редакционные замечания.

      Все предложения по законопроекту обсуждены и обобщены соот-ветствующими постоянными комиссиями палат Верховного Совета СССР. При доработке законопроекта в него включены некоторые новые положения, а также внесен ряд редакционных поправок.

      С докладом «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенство-ванию народного образования в стране и о проекте Основ Законода-тельства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» на сессии Верховного Совета СССР выступил первый заместитель председателя Совета Министров СССР, депутат К. Т. Мазуров.

      Мотивируя необходимость принятия нового Закона о народном образовании, он отметил: «Основы законодательства призваны законо-дательно закрепить основные принципы построения всех звеньев на-родного образования, кодифицировать важнейшие действующие ре-шения в области образования, отразить богатейший опыт, накоплен-ный в проведении в жизнь ленинских идей о коммунистическом воспи-тании подрастающего поколения, обеспечить единство всей системы как союзного, так и республиканского законодательства в области образования, подвести прочную правовую базу под деятельность всех учебно-воспитательных учреждений нашей страны.

      Необходимость принятия Основ законодательства связана также и с тем, что многие положения закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», утвержденного в 1958 году, уже реализованы, другие, с. учетом новых условий, требуют существенных корректив».

      С докладом «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенст-вованию общего среднего образования в СССР» выступил министр просвещения СССР, депутат М. А. Прокофьев. Доклад «О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию профессионально-техни-ческого образования в СССР» сделал председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию, депутат А. А. Булгаков. Сессия заслушала также доклад министра высшего и среднего специального образования СССР, депу-тата В. П. Елютина «О состоянии и мерах по дальнейшему совершен-ствованию среднего специального и высшего образования».

      Палатами заслушаны содоклады постоянных комиссий по народ-ному образованию, науке и культуре, комиссий законодательных пред-положений, комиссий по делам молодежи Совета Национальностей (докладчик - депутат П. Н. Федосеев) и Совета Союза (доклад-чик - депутат А. Э. Босс). В прениях выступило 39 депутатов.

      В Постановлении Верховного Совета СССР «О состоянии народ-ного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию обще-го среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в СССР» указано, что строительство коммунизма, бурный рост производительных сил и научно-технический про-гресс в СССР требуют непрерывного повышения культурного и образовательного уровня всего общества и каждого гражданина, подготовки сознательных, высокообразованных людей, способных по своим идейным и моральным качествам, уровню культуры и профессиональных знаний успешно трудиться, выполнять поставленные Коммуни-стической партией Советского Союза задачи по всемерному развитию народного хозяйства, науки и культуры, активно участвовать в об-щественной и государственной жизни. В этих условиях постоянно воз-растает роль всей системы народного образования в коммунистиче-ском воспитании и обучении подрастающего поколения, в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

      В постановлении отмечены не только огромные успехи в развитии всех звеньев народного образования, но и имеющиеся недостатки, казаны пути его дальнейшего совершенствования, завершения в текущем пятилетии перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи, улучшения качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

      Верховный Совет СССР одобрил деятельность Совета Министров ССР в области народного образования и поручил ему рассмотреть предложения и замечания, высказанные в содокладах постоянных ко-миссий палат, выступлениях депутатов Верховного Совета СССР, и принять по ним решения. Соответствующим государственным органам предложено осуществить указанные в постановлении конкретные меры к дальнейшему улучшению деятельности общеобразовательных школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений.

      Верховный Совет СССР принял также Закон Союза Советских Социалистических Республик об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.

      В преамбуле Основ указано, что впервые в истории человечества в нашей стране создана подлинно демократическая система народного образования. Граждане СССР имеют реальную возможность получить среднее и высшее образование, работать в соответствии со специаль-ностью и квалификацией. Вместе с тем, непрерывный рост производи-тельных сил и научно-технический прогресс настоятельно требуют все-стороннего развития подрастающего поколения, обеспечения народно-го хозяйства высококвалифицированными рабочими и специалистами, дальнейшего повышения уровня общего и профессионального образо-вания населения СССР. Исходя из того, что образование в СССР - подлинно всенародное дело, Основы юридически закрепляют важней-шие положения, относящиеся как к советской системе народного обра-зования в целом, так и ко всем без исключения видам учебно-воспита-

      тельных учреждений, находящимся в ведении государственных органов и общественных организаций.

      Основы определяют цель народного образования в СССР, состоя-щую в подготовке высокообразованных, всесторонне развитых, актив-ных строителей коммунистического общества, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе уважения советских законов и социали-стического правопорядка, коммунистического отношения к труду, фи-зически здоровых, способных успешно трудиться в различных областях хозяйственного и социально-культурного строительства, активно участ-вовать в общественной и государственной деятельности, готовых беззаветно защищать социалистическую Родину, хранить и умножать ее материальные и духовные богатства, беречь и охранять природу. Ука-занная цель предопределяет задачи советского законодательства о народном образовании, призванного служить совершенствованию дела, народного образования в стране, дальнейшему укреплению социали-стической законности в этой области общественных отношений.

      Провозглашенное действующей Конституцией СССР право граж-дан на образование - реально. Оно обеспечивается обязательным общим восьмилетним образованием, осуществлением всеобщего среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-техни-ческого, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, практикой коммунистического строительства, обу-чением в школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий и других видов материальной помощи учащимся и студентам, организацией различных форм произ-водственного обучения и повышения квалификации трудящихся.

      Новым Законом закреплены основные демократические принципы, т.е. руководящие идеи (положения), на которых базируется народное образование в нашей стране: 1) равенство всех граждан СССР в по-лучении образования; 2) обязательность образования для всех де-тей и подростков; 3) государственный и общественный характер всех учебно-воспитательных учреждений; 4) свобода выбора языка обу-чения: обучение на родном языке или на языке другого народа СССР;

      бесплатность всех видов образования, содержание части учащихся на полном государственном обеспечении; стипендиальное обеспечение учащихся и студентов и оказание им другой материальной помощи:

      единство системы народного образования и преемственность всех типов учебных заведений; 7) единство обучения и коммунистического
      воспитания; сотрудничество школы, семьи и общественности в воспи-тании детей и молодежи; 8) связь обучения и воспитания подрастаю-щего поколения с жизнью, с практикой коммунистического строитель-ства; 9) научный характер образования, его постоянное совершенство-вание на основе новейших достижений науки, техники, культуры: 10) гуманистический и высоконравственный характер образования и воспитания; 11) совместное обучение лиц обоего пола; 12) светский характер образования, исключающий влияние религии.

      Основы определяют компетенцию Союза ССР и союзных респуб-лик в области народного образования, закрепляют сложившуюся сис-тему советских государственных и общественных учебно-воспита-тельных учреждений и органов государственного управления народным образованием.

      Основы выделяют главное в компетенции данных органов, а так-же руководящих работников учебно-воспитательных учреждений, опи-рающихся в своей работе на педагогические коллективы и обществен-

      ные организации. Так, в ст. 10 сказано: «Общественные организации учебно-воспитательного учреждения принимают участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на улучшение обучения, воспитания и культурно-бытового обслуживания учащихся и студен-тов».

      Наряду с упомянутыми и другими общими положениями, Основы содержат специальные разделы, посвященные дошкольному воспита-нию, среднему образованию, общему среднему образованию; внешколь-ному воспитанию; профессионально-техническому образованию; сред-нему специальному образованию; высшему образованию; правам и обязанностям учащихся и студентов; подготовке педагогических кад-ров, педагогической деятельности, профессиональным правам и обязан-ностям работников народного образования; правам и обязанностям родителей и лиц, их заменяющих, по воспитанию и обучению детей; учебно-материальной базе учреждений народного образования; ответ-ственности за нарушение законодательства о народном образовании; правам иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования в СССР, международным договорам и соглашениям.

      Важные задачи возложены на детские дошкольные учреждения, призваны в тесном сотрудничестве с семьей осуществлять всесто-роннее гармоническое развитие и воспитание детей, охранять и укреп-лять их здоровье, прививать им элементарные практические навыки.и любовь к труду, заботиться об их эстетическом воспитании, подго-тавливать детей к обучению в школе, воспитывать в духе уважения старшим, любви к социалистической Родине и родному краю. Законом определяется порядок организации детских дошкольных учреждений, педагогического руководства ими и их медицинского обслуживания.

      В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС, Основы, в целях дальнейшего повышения уровня образования населения СССР, про-возглашают повсеместное всеобщее среднее образование подрастаю-щего поколения, которое должно осуществляться в средних общеоб-разовательных школах, в средних профессионально-технических учи-лищах и средних специальных учебных заведениях.

      Основной формой получения общего среднего образования явля-ется средняя общеобразовательная школа - единая, трудовая, поли-техническая. Главные ее задачи: 1) осуществление общего среднего образования детей и молодежи, отвечающего современным требовани-ям общественного и научно-технического прогресса, вооружение уча-щихся глубокими и прочными знаниями основ наук, воспитание у них стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и уме-ния самостоятельно пополнять их и применять на практике; 2) фор-мирование у молодого поколения марксистско-ленинского мировоззре-ния, воспитание социалистического интернационализма, советского патриотизма и готовности к защите социалистической Родины; 3) вос-питание у учащихся высоких нравственных качеств в духе требований морального кодекса строителя коммунизма; 4) обеспечение всесто-роннего гармонического развития учащихся, их культуры; укрепление здоровья, эстетическое и физическое воспитание учащихся; 5) подго-товка учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, сознательному выбору профессии.

      Основами определяется порядок выбора языка в общеобразова-тельной школе, обеспечения ее доступности для учащихся, организа-ции подготовительных классов в школах, создания общеобразователь-ных школ с продленным днем и групп продленного дня, школ-интерна-

      тов, детских домов, специальных общеобразовательных школ и школ-интернатов, средних общеобразовательных школ для работающей мо-лодежи, а также порядок выдачи свидетельства о восьмилетнем обра-зовании и аттестата о среднем образовании, награждения золотой ме-далью и похвальной грамотой лиц, окончивших средние общеобразова-тельные школы.

      2 июля 1973 г. ЦК КПСС и Советом Министров СССР при-нято Постановление «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». Постановление обя-зывает соответствующие партийные и государственные органы устра-нить недостатки в деятельности сельских дневных, вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных школ, осуществить в ближайшие годы конкретные меры по дальнейшему развитию школьного образования на селе, укреплению учебно-материальной базы школ, обеспечению их квалифицированными педагогическими кадрами, повышению уров-ня обучения и воспитания сельской школьной молодежи.

      Для более полного удовлетворения потребностей сельского насе-ления в школах и создания необходимых условий по осуществлению всеобщего среднего образования молодежи, признано целесообразным иметь, как правило, в каждом совхозе и крупном колхозе среднюю об-щеобразовательную школу.

      Деятельность средней общеобразовательной школы регулируется Уставом, одобренным Советом Министров СССР 8 сентября 1970 г.

      В целях всестороннего развития способностей и склонностей уча-щихся, воспитания общественной активности, интереса к труду, науке, технике, искусству, спорту, военному делу, а также для организации культурного отдыха и укрепления их здоровья, государственные и об-щественные организации создают дворцы и дома пионеров, станции юных техников, юных натуралистов, юных туристов, детские библио-теки, спортивные, художественные, музыкальные школы, пионерские лагеря и другие внешкольные учреждения.

      Основной школой профессионально-технического образования мо-лодежи и формирования достойного пополнения рабочего класса явля-ются профессионально-технические учебные заведения (училища, про-фессиональные школы). Для молодежи, поступающей на производство после окончания общеобразовательной школы, и для лиц, работающих в народном хозяйстве и желающих получить новую профессию или по-высить квалификацию, организуются вечерние (сменные) профессио-нально-технические училища, а также курсы, учебно-курсовые комби-наты и иные формы подготовки и повышения квалификации непосред-ственно на производстве.

      Основы определяют главные задачи профессионально-технических учебных заведений, регулируют отношения последних с базовыми предприятиями, учреждениями и организациями, порядок присвоения квалификации выпускникам, выдачи им аттестатов и дипломов.

      23 июня 1972 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О дальнейшем совершенствовании системы профес-сионально-технического образования».

      Среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям. В них может проводиться дневное, вечернее и заочное обучение.

      Задачи средних специальных учебных заведений заключаются з подготовке квалифицированных специалистов со средним специальным и общим средним образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки по специальности, воспитанных на иде-ях марксизма-ленинизма, обладающих навыками организации массо-во-политической и воспитательной работы; постоянном совершенство-вании качества подготовки специалистов с учетом требований совре-менного производства, науки, техники, культуры и перспектив их раз-вития; воспитании у учащихся высоких моральных качеств, коммуни-стического отношения к труду и общественной собственности, культу-ры, социалистического интернационализма, советского патриотизма, готовности к защите социалистической Родины; физической подготов-ке учащихся.

      Право на поступление в средние специальные учебные заведения имеют лица с восьмилетним или общим средним образованием. Прави-ла приема утверждены Министерством высшего и среднего специаль-ного образования СССР. Основы предусматривают практику уча-щихся как составную часть учебно-воспитательного процесса. Прошед-шие практику получают навыки работы в качестве специалистов, а по техническим и сельскохозяйственным специальностям, кроме того,- квалификацию по одной из рабочих профессий.

      Окончившим средние специальные учебные заведения присваива-ется квалификация в соответствии с полученной специальностью, вы-дается диплом и нагрудный знак установленного образца. Более по-дробно деятельность средних специальных учебных заведений регули-руется Положением, утвержденным Советом Министров СССР 22 ян-варя 1969 г.

      Значительное место в Основах занимает регулирование общест-венных отношений, связанных с получением высшего образования. Оно осуществляется в университетах, институтах, академиях и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим, учебным заведениям. В них может проводиться дневное, вечернее и заочное обучение. На вузы возложены следующие задачи: 1) подго-товка высококвалифицированных специалистов, владеющих марксист-ско-ленинской теорией, глубокими теоретическими знаниями, практи-ческими навыками по специальности и по организации массово-полити-ческой и воспитательной работы; 2) воспитание у студентов высоких моральных качеств, коммунистической сознательности, культуры, социалистического интернационализма, советского патриотизма, готовно-сти к защите социалистической Родины; физическая подготовка сту-дентов; 3) постоянное совершенствование качества подготовки спе-циалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры и перспектив их развития; 4) выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подго-товки специалистов, общественному и научно-техническому прогрессу; создание учебников и учебных пособий; 6) подготовка научно-педагогических кадров; 7) повышение квалификации преподавательского состава высших и -средних учебных заведений, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народ-ного хозяйства. Право поступления в высшие учебные заведения при-надлежит гражданам СССР, имеющим среднее образование. Дейст-вующие правила приема в вузы утверждены приказом Министра выс-

      шего и среднего специального образования СССР от 16 февраля 1973 г. Составной частью учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях является практика студентов. Для совершенствования пра-ктических навыков выпускники вузов проходят стажировку по специ-альности под руководством администрации соответствующих предпри-ятий, учреждений и организаций и под контролем вузов.

      Лицам, окончившим высшие учебные заведения, присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдается диплом и нагрудный знак установленного образца. Выпускникам, до-бившимся больших успехов в учебе и проявившим себя в научной и общественной работе, выдается диплом с отличием.

      Подробно деятельность высших учебных заведений регулируется Положением, утвержденным Советом Министров СССР 22 января 1969 г.

      В последние годы сеть высших (в частности, юридических) учеб-ных заведений значительно расширилась. Увеличен прием студентов прежде всего на отделения, готовящие специалистов для новых направ-лений науки и техники. В стране теперь имеется 825 вузов, где обучает-ся свыше 4 млн. 600 тыс. студентов. Из 1002,9 тыс. научных работни-ков (данные на конец 1971 г.) в вузах работало более 36%, в том числе около половины всех докторов и кандидатов наук. В стране функцио-нирует около 30 юридических факультетов университетов и четыре юридических института, в том числе Всесоюзный юридический заочный институт. Наши вузы в основном успешно осуществляют задачи под-готовки высококвалифицированных специалистов для всех отраслей хозяйства, культуры, а также обороны страны. Успехи высшего образо-вания в СССР очевидны и неоспоримы.

      Новые задачи коммунистического строительства, поставленные XXIV съездом КПСС в условиях научно-технического прогресса, быст-рого развития народного хозяйства и расцвета социалистической куль-туры, требуют дальнейшего улучшения обучения и воспитания студен-тов. В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 июля 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране» дана общая положительная оценка деятель-ности высших учебных заведений. Вместе с тем отмечены имеющиеся недостатки и указаны пути их устранения.

      Большое внимание уделено в Основах регулированию обществен-ных отношений, связанных с получением среднего специального и выс-шего образования. В законе закреплены права и обязанности учащих-ся и студентов. Указано, например, что последние обязаны системати-чески и глубоко овладевать знаниями и практическими навыками, по-сещать учебные занятия, в срок выполнять задания, предусмотренные учебным планом и программами, повышать свой идейный и культур-ный уровень, участвовать в общественно полезном труде, самообслу-живании, соблюдать правила внутреннего распорядка учебно-воспита-тельного учреждения.

      Особое внимание в Основах уделено подготовке педагогических, научно-педагогических и научных кадров, а также занятию педаго-гической деятельностью, определены профессиональные права и обя-

      занности педагогических работников (при этом указано, что их про-фессиональные права, честь и достоинство охраняются законом), опре-делены меры по повышению квалификации педагогических работников и обеспечению условий для выполнения работниками народного обра-зования профессиональных обязанностей, льготы и преимущества ра-ботников народного образования, а также меры их поощрения за осо-бые заслуги.

      В XI разделе «Права и обязанности родителей и лиц, их заменяю-щих, по воспитанию и обучению детей» предусматривается, в частно-сти, что они обязаны воспитывать детей в духе высокой коммунисти-ческой нравственности, бережного отношения к социалистической соб-ственности, прививать им трудовые навыки и подготавливать к об-щественно полезной деятельности, заботиться о физическом развитии и укреплении здоровья детей.

      Специальной статьей нового закона предусматривается обеспе-чение соответствующими государственными и общественными органа-ми, учреждениями и организациями распространения педагогических знаний среди населения, а также оказание педагогической помощи в воспитании детей и подростков родителям и заменяющим их лицам.

      В Основах зафиксировано, что учебно-воспитательные учреждения могут открываться только при наличии соответствующих зданий, учеб-ного оборудования и педагогических кадров, причем здания учебно-вос-питательных учреждений должны использоваться только по прямому назначению. Определены также источники финансирования развития материальной базы учреждений народного образования: участие в укреплении их учебно-материальной базы государственных предприя-тий, учреждений и организаций, колхозов, кооперативных, профсоюз-ных, комсомольских и других общественных организаций.

      Должностные лица и граждане, нарушившие законодательство в области народного образования, несут ответственность, установленную законодательством" Союза ССР и союзных республик.

      Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории СССР, имеют право на получение образования в СССР наравне с советскими гражданами в соответствии с порядком, устано-вленным законодательством Союза ССР. Это соответствует традицион-ной миролюбивой политике КПСС и Советского государства, основан-ной на ленинской идее мирного сосуществования государств с различ-ным общественным строем.

      Основы вводятся в действие с 1 января 1974 г. Принятие высшим органом государственной власти нашей страны нового Закона о на-родном образовании имеет огромное политическое значение. В нем4 конкретизированы исторические решения XXIV съезда КПСС, поло-жившего начало качественно новому этапу развития советской школы, определившего задачи всей системы народного образования в соот-ветствии с новыми условиями и перспективами развития.

    Информация обновлена :13.02.2006

    Сопутствующие материалы:
    | Персоны | Книги, статьи, документы