Главная · Бухгалтерия · 25 индикаторы риска нарушения обязательных требований. Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами

25 индикаторы риска нарушения обязательных требований. Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами


В соответствии с частью 8 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6249; 2015, N 29, ст.4372; 2016, N 27, ст.4210) и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст.2197)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами.

2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев с даты его официального опубликования.

Врио Министра
А.М.Талыбов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 марта 2018 года,
регистрационный N 50366

Индикаторы риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами

1. Основанием проведения Росаккредитацией мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами (далее - мероприятие по государственному контролю) является выявление Росаккредитацией при проведении мероприятий без взаимодействия с аккредитованными лицами одного из индикаторов риска.

2. При оценке вероятности несоблюдения аккредитованными лицами обязательных требований Росаккредитацией используются следующие индикаторы риска.

2.1. Непоступление в Росаккредитацию в течение трех месяцев от аккредитованного в национальной системе аккредитации органа по сертификации (далее - орган по сертификации) сведений о выданных им сертификатах соответствия, зарегистрированных декларациях о соответствии, порядок и сроки представления которых с использованием Федеральной государственной информационной системы в области аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации) предусмотрены в соответствии с пунктом 9 статьи 7 и статьей 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст.6977; 2014, N 26, ст.3366; 2016, N 10, ст.1323) (далее - Закон N 412-ФЗ).

2.2. Непоступление в течение трех месяцев от аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра) сведений о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, порядок и сроки представления которых с использованием ФГИС Росаккредитации предусмотрены в соответствии с пунктом 9 статьи 7 и статьей 25 Закона N 412-ФЗ .

2.3. Двукратный и более рост количества выданных аккредитованным в национальной системе аккредитации лицом (далее - аккредитованное лицо) сертификатов соответствия или протоколов исследований (испытаний) и измерений, либо свидетельств о поверке средств измерений за единицу времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год) в сравнении с предшествующим периодом (месяц, квартал, полугодие или календарный год).

2.4. Двукратное и более превышение средних для аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации, численным составом работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия или выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в области аккредитации, и его технической оснащенности показателей количества выданных сертификатов соответствия или протоколов исследований (испытаний) и измерений, или свидетельств о поверке средств измерений за период времени (месяц, квартал, полугодие или календарный год), определяемых Росаккредитацией.

2.5. Выдача органом по сертификации сертификата соответствия в срок, не обеспечивающий соблюдение правил выполнения работ по сертификации, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза (в том числе с учетом оценки соблюдения одного или нескольких сроков процедур, необходимых для отбора образцов, проб, идентификации продукции, проведения инспекционного контроля, проведения исследований (испытаний) и измерений).

2.6. Изменение (увольнение, прием на работу) половины и более персонального состава работников в сравнении с персональным составом работников, работавших в аккредитованном лице по состоянию на дату проведения последней по времени процедуры оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации или проверки аккредитованного лица при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

2.7. Наличие фактов выдачи аккредитованным в национальной системе аккредитации органом по сертификации сертификатов соответствия на основании протоколов исследований (испытаний) и измерений аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра), в отношении которой Росаккредитацией установлено одно из нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, заключающиеся в:

отсутствии аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лаборатории (центра) по месту осуществления деятельности в области аккредитации;

выдаче аккредитованной в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) протоколов исследований (испытаний) и измерений без фактического их проведения, а равно с нарушением обязательных требований в области технического регулирования к их проведению.

2.8. Наличие по месту осуществления деятельности одного аккредитованного лица места осуществления деятельности иного аккредитованного лица с аналогичной областью аккредитации.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 16.03.2018,
N 0001201803160019

В июне 2016 г. и январе 2017 г. вступили в силу изменения в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». На что следует обратить внимание?

В начале коротко остановимся на том, в каких случаях стоит познакомиться с законом поближе:

  • нашли свою компанию (ИП) в Едином реестре проверок;
  • поступило уведомление от государственного органа о проведении плановой или внеплановой (в т.ч. выездной либо невыездной) проверки деятельности организации. Именно этим законом устанавливается порядок организации и проведения проверки, а также права и обязанности сторон. Хуже, если уведомление не поступило, а проверка приехала;
  • истекли три года со дня уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный орган;
  • истекли три года со дня окончания проведения последней плановой проверки;
  • истекли три года со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Следует иметь ввиду, что сфера применения закона ограничена. Его положения не распространяются, в частности, на:

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия, производство дознания;
  • осуществление прокурорского надзора (имеются исключения) и проведение административного расследования;
  • производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства ;
  • расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;
  • расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий;
  • налоговый, валютный, таможенный, банковский и страховой контроль, а также контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в сети «Интернет».

Что изменилось?

1. Введено понятие «индикаторы риска нарушения обязательных требований»

Индикаторы риска - это параметры, соответствие которым или отклонение от которых выявлено без взаимодействия с юридическими лицами, ИП.

Такие параметры могут свидетельствовать о высокой вероятности нарушения требований и являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, и подлежат размещению в сети «Интернет».

2. Введены правила профилактики правонарушений

В рамках реализации полномочий по профилактике правонарушений органы контроля должны обеспечить размещение на своих официальных сайтах в сети «Интернет» перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых будет проводиться.

Контролирующие органы также будут обязаны обеспечивать регулярное обобщение практики, выдавать предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению их соблюдения.

Установлены виды контроля, которые осуществляются без взаимодействия с проверяемой компанией:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств, объектов земельных отношений;
  • исследование и измерение параметров атмосферного воздуха, вод, почвы, недр;
  • измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и СМИ.

Указанный перечень не является закрытым. Иные виды и формы мероприятий могут быть установлены федеральными законами.

Выявление надзорным органом нарушений может послужить основанием для назначения внеплановой проверки юридического лица, ИП.

3. Изменен список оснований для проведения внеплановых проверок

Введены новые основания для проведения внеплановых проверок:

Частично изменены основания для проведения внеплановых проверок. Так, например, обратиться с заявлением о нарушении прав потребителей возможно только в случаях, если по факту нарушения прав заявитель обращался к самому нарушителю, обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

4. Организация и проведение плановой проверки

Органы прокуратуры ежегодно рассматривают и утверждают планы проверок.

Может быть предусмотрена обязанность использования при плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов) в зависимости от типа используемых объектов, отнесения деятельности проверяемого к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, ИП уведомляются не позднее, чем за три рабочих дня, до начала ее проведения посредством направления распоряжения или приказа о начале проведения плановой проверки.

Такие уведомления могут направляться:

Таким образом, не стоит удивляться сообщению о предстоящей проверке, полученному на адрес корпоративной электронной почты, и тем более игнорировать такое сообщение.

5. Ограничения при проведении проверки

С января 2017 года при проведении проверки проверяющие не вправе требовать от юридического лица, ИП предоставления документов или информации до даты начала проведения проверки . При этом также с даты начала проведения проверки они могут запрашивать необходимые документы и (или) информацию от других государственных или муниципальных органов в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

6. Введены правила проведения контрольной закупки

Контрольная закупка – это совершение сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации.

Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.

Досье на проект

В соответствии с частью 8 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140; N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52, ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988, N 18, ст. 2142, N 31, ст. 4160, N 31, ст. 4193, N 31, ст. 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 17, ст. 2310, N 23, ст. 3263, N 27, ст. 3880, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4320, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6402; 2013, N 9, ст. 874, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4041, N 44, ст. 5633, N 48, ст. 6165, N 49, ст. 6338, N 52, ст. 6961, N 52, ст. 6979, N 52, ст. 6981; 2014, N 11, ст. 1092, N 11, ст. 1098, N 26, ст. 3366, N 30, ст. 4220, N 30, ст. 4235, N 30, ст. 4243, N 30, ст. 4256, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1, ст. 53, ст. 64, ст. 72, ст. 85, N 14, ст. 2022; 2015, N 18, ст. 2614, N 27, ст. 3950, N 29, ст. 4339, ст. 4362, ст. 4372, ст. 4389, N 45, ст. 6207, N 48, ст. 6707; 2016, N 11, ст. 1495, N 18, ст. 2503, N 27, ст. 4160, N 27, ст. 4164, N 27, ст. 4187, N 27, ст. 4210, N 27, ст. 4287, N 50, ст. 6975; 2017, N 9, ст. 1276, N 18, ст. 2673) и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 г. N 360 "О федеральном государственном контроле за деятельностью аккредитованных лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 15, ст. 2197) приказываю:

Утвердить прилагаемые индикаторы риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами.

Министр М.С. Орешкин
Утверждены приказом Минэкономразвития России от _____________г. N _____

Индикаторы риска нарушения обязательных требований аккредитованными лицами

1. Основанием проведения Росаккредитацией мероприятий по государственному контролю, осуществляемых без взаимодействия с аккредитованными лицами, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности аккредитованными лицами (далее - мероприятие по государственному контролю) является выявление Росаккредитацией при проведении мероприятий без взаимодействия с аккредитованными лицами параметров, соответствие которым или отклонение от которых, согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, является основанием проведения Росаккредитацией внеплановой проверки.

2. При оценке вероятности несоблюдения аккредитованными лицами обязательных требований Росаккредитацией используются следующие индикаторы риска:

2.1. Непредоставление информации, требования о предоставлении которой установлены законодательством об аккредитации (далее - информация), в Федеральную государственную информационную систему Федеральной службы по аккредитации (далее - ФГИС Росаккредитации).

2.2. Нарушение установленных сроков предоставления информации во ФГИС Росаккредитации.

2.3. Кратное превышение по количеству выданных сертификатов соответствия и (или) протоколов испытаний (исследований) либо свидетельств о поверке средств измерений за единицу времени (квартал, полугодие, год) деятельности аккредитованного лица и (или) средних показателей в соответствующей области аккредитации.

2.4. Несоответствие количества протоколов исследований (испытаний) и измерений количеству видов продукции, на которые оформлен документ об обязательном подтверждении соответствия.

2.5. Кратное превышение количества выданных бланков приложений к сертификатам соответствия над количеством выданных сертификатов соответствия за единицу времени (квартал, полугодие, год) с учетом области аккредитации.

2.6. Выдача сертификата соответствия в срок, меньший, чем это установлено соответствующей методикой исследований (испытаний) продукции.

2.7. Поступление заявления о выдачи сертификата соответствия и выдача сертификата соответствия в течение одних суток.

2.8. Изменение места осуществления деятельности не менее двух раз за календарный год.

2.9. Частая смена работников аккредитованного лица за единицу времени (квартал, полугодие, год).

2.10. Наличие более 5% испорченных бланков сертификатов соответствия от числа выданных за отчетный период (квартал, полугодие, год)

Обзор документа

Основанием проведения Росаккредитацией мероприятий по госконтролю за деятельностью аккредитованных лиц является выявление параметров, соответствие которым или отклонение от которых согласно индикаторам риска является основанием проведения внеплановой проверки.

Доработан приказ Минэкономразвития России, которым определяются индикаторы риска нарушения аккредитованными лицами обязательных требований.

Среди них - изменение места осуществления деятельности не менее 2 раз за календарный год; частая смена работников аккредитованного лица за единицу времени (квартал, полугодие, год); нарушение сроков передачи информации во ФГИС Росаккредитации и др.