Совокупность правовых норм регулирующих отношения. Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в
1. Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления, именуются …
публичным правом
институтом права – это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид общественных отношений
частным правом – Упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц, представляет собой частное право.
отраслью права – Упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений, именуется отраслью права..
1.1 Внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права, называется …
системой права
нормативным актом
нормой права
1.2 Упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений в рамках соответствующей отрасли права, называется …
институтом права
нормативным актом
отраслью права
2. Элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, называется …
диспозицией – называется элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей сторон.
гипотезой
санкцией – элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Отрасль – это упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определенный род общественных отношений.
2.1 Элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию, называется …
диспозицией
гипотезой
отраслью
санкцией
2.2 Исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям, называется …
нормой права
системой права
правовым обычаем
2.3 Способ выражения во вне государственной воли, юридических правил поведения называется …
Варианты ответа:
нормой права
нормативным актом
формой права
3. Формальная определенность права означает, что право …
имеет внешне выраженную письменную форму
состоит из норм нормативность означает, что право состоит из норм.
представляет собой внутренне согласованный механизм Системность права означает, что право представляет собой внутренне согласованный механизм.
есть проявление государственно выраженной воли Волевой характер права означает, что право есть проявление государственно выраженной воли.
3.1 Виновное противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность, называется …
правонарушением
юридической обязанностью Юридическая обязанность – это вид и мера должного поведения стороны правоотношения.
правоотношением Особая юридическая связь между участниками социального общения, наделенная взаимно корреспондирующими правами и юридическими обязанностями, называется правоотношением
субъективным правом Субъективное право – это вид и мера возможного поведения его носителя.
3.2 Правонарушения, совершаемые в сфере трудовых отношений и посягающие на внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, называются …
гражданскими
процессуальными
дисциплинарными
административными
4. Конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства, называется …
политическим режимом– это система методов, способов и средств осуществления государственной власти.
типом государства– это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации
правовой системой общества
формой государственного устройства Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления.
4.1 Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач, называются __________ государства …
функциями
механизмом
4.2 В случае противоречия норм, содержащихся в международных договорах Российской Федерации, российскому законодательству…
применяется соответствующий закон
спорный вопрос подлежит рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации
применению подлежит подзаконный нормативный акт, которым регулируется соответствую вопрос
применяются правила международного договора
5. Подзаконный акт, издаваемый Президентом РФ в пределах его компетенции, именуется …
указом
инструкцией Инструкция относится к подзаконным актам, издаваемым министерствами и ведомствами в соответствии с законом и для его исполнения, в целях конкретизации законодательных предписаний.
постановлением Постановления относятся к подзаконным нормативным актам, издаваемым Правительством РФ.
конституцией Нормативный акт, обладающий наивысшей юридической силой в государстве и закрепляющий наиболее важные начала государственного строя России, называется Конституцией РФ.
5.1 Конституция Российской Федерации 1993 года выражает волю____ Российской Федерации.
Правительства
Президента
народа
Государственной Думы
5.2 В основе организации государственной власти в РФ лежит принцип…
идеологического и политического плюрализма
признания прав и свобод человека высшей ценностью
разделения властей
отделения церкви от государственной власти
5.3 Политический плюрализм предполагает …
разделение властей
государственный суверенитет
народный суверенитет
многопартийность
6 Субъекты РФ правом выхода из РФ …
обладают в соответствии с решением Президента РФ
не обладают
обладают с согласия Государственной Думы
обладают с согласия других субъектов
6.1 Форма прямого волеизъявления народа именуется …
представительной демократией
непосредственной демократией
многопартийностью
монархией
6.2 Политический плюрализм предполагает …
разделение властей
государственный суверенитет
народный суверенитет
многопартийность
7. К личным правам гражданина РФ не относится право …
на равный доступ к государственной службе (полит. права)
на неприкосновенность личности
свободно определять свою национальную принадлежность
7.1 К группе политических прав человека относится право …
направлять личные и коллективные обращения в органы государственной власти
на честь и достоинство личности
на свободу и личную неприкосновенность
на защиту семьи, материнства, отцовства и
7.2 Решение о приеме в гражданство РФ принимает …
Президент РФ
Правительство РФ
Государственная Дума РФ
8. Для назначения Председателя Правительства РФ требуется согласие …
Совета Федерации
Конституционного Суда
Прокуратуры РФ
Государственной Думы
8.1 Палатами парламента РФ являются …
Государственное Собрание и Сенат
Государственный Совет и Совет Безопасности
Счетная палата и администрация Президента РФ
Совет Федерации и Государственная Дума
9. К коммерческим организациям не относится(-ятся) …
производственные кооперативы
учреждения
хозяйственные общества
государственные унитарные предприятия
9.1 При необходимых условиях опека устанавливается над …
малолетними 6 - 14 лет и недееспособными
юридическими лицами
лицами 14 - 18 лет
лицами, ограниченными в дееспособности
9.2 К числу физических лиц в гражданских правоотношениях не относятся …
малолетние граждане России
лица с двойным гражданством
общественные организации
лица без гражданства
10. Для выполнения государственных задач создается и функционирует право ____ собственности.
государственной
муниципальной
10.1 В РФ признаются частная, государственная, ___________ и иные формы собственности.
муниципальная
совместная
11. Обязательство, в котором любой из должников считается обязанным его исполнить, а любой из кредиторов вправе требовать исполнения, именуется …
солидарным
11.1 Замена кредитора в обязательстве на основании соглашения между новым и прежним кредитором называется …
уступкой права требования
поручительством
банковской гарантией
12. Возложение на одного или нескольких наследников совершения какого-либо действия, направленного на осуществление общеполезной цели, именуется …
завещательным возложением
принятием наследства
наследованием
открытием наследства
12.1 При отсутствии наследников имущество наследодателя становится выморочным и переходит в собственность...
Российской Федерации
наследников второй очереди
наследников первой очереди
органов местного самоуправления
12.2 Срок, в течение которого должно быть осуществлено принятие наследства, по общему правилу равен _______ с момента открытия наследства.
10 дням 1 году 6 месяцам 3 месяцам
13. К отношениям, регулируемым семейным правом, не относятся …
условия и порядок заключения трудового договора
условия и порядок вступления в брак
формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей
личные неимущественные и имущественные отношения м/у членами семьи
13.1 Субъектами семейных правоотношений являются...
граждане, семейная правосубъектность которых раскрывается через правоспособность и дееспособность
члены трудового коллектива, заключившие трудовые договоры с конкретным работодателем
юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке
члены общественных организаций
13.2 Расторжение брака в судебном порядке производится в случае …
осуждения другого супруга к лишению свободы на срок свыше 3 лет
признания другого супруга недееспособным
наличия у супругов общих несовершеннолетних детей
признания другого супруга умершим(является основанием для прекращения брака)
14. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей совместной собственности, осуществляется …
только по решению суда
без необходимости наличия согласия супругов
по общему согласию супругов
14.1 Договорный режим имущества супругов предусмотрен …
свидетельством о заключении брака
брачным договором
устным соглашением супругов
законом по решению органов опеки и попечительства
14.2 Брачный договор вступает в силу со дня …
заключения данного договора
наступления брачного возраста
заключения брака в органах ЗАГСа.
регистрации брачного договора в органах юстиции
15. Лишение и ограничение родительских прав производится …
только судом
муниципальными органами власти
органами внутренних дел
органами опеки и попечительства
15.1 Суд обязан учитывать мнение ребенка, достигшего возраста___ лет.
10 8 15 16
16. Совершеннолетние трудоспособные дети содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей …
обязаны, только если они являются инвалидами I или II группы
обязаны, только если им необходимо социальное обслуживание, предоставляемое стационарными лечебными учреждениями
не обязаны
обязаны
16.1 Алименты присуждаются с момента …
рождения ребенка
расторжения брака
обжалования решения суда
подачи заявления в загс
16.2 Алименты не могут превышать _____ заработка.
40% 50% 20% 30%
17. В трудовой книжке не указывается (-ются) …
прием на работу
основания увольнения работника
поощрения работника
дисциплинарные взыскания работников
17/1 Физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, называется …
работодателем
нанимателем
подрядчиком
работником
17.2 Трудовые отношения возникают между __________ на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
генеральным подрядчиком и субподрядчиком
работником и работодателем
займодавцем и заемщиком
заказчиком и подрядчиком
18. К видам отпуска не относится (-ятся) …
ежегодные оплачиваемые отпуска
дополнительные отпуска
вторичные отпуска
отпуска без сохранения заработной платы
18.1 Из перечисленных категорий работников к работе в ночное время не допускаются …
иностранцы
беременные женщины
мужчины старше 50 лет
женщины старше 45 лет
18.2 Время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, называется …
выходным днем
рабочим временем
временем отдыха
перерывом для отдыха и питания
19. Объектом дисциплинарного проступка выступает (-ют) …
работник
вина работника
внутренний трудовой распорядок организации
вредные последствия виновных действий нарушителя
19.1 По общему правилу, в соответствии с действующим законодательством дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее … со дня совершения проступка.
1 года 6 месяцев c т 193ТК 9 месяцев 3 месяцев
20. Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит исполнению …
через 7 дней
немедленно
в течение месяца
через 10 дней
20/1 В соответствии с действующим законодательством работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в __________ срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
трехмесячный ст. 386 Трудового кодекса РФ
шестимесячный
десятидневный
двухнедельный
20.2 Неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов, называются …
индивидуальным трудовым спором
коллективным трудовым спором
забастовкой
примирительными процедурами
21. Фактическим основанием административной ответственности признается
дисциплинарный проступок
преступление
уголовное наказание
административное правонарушение
21.1 Противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, называется …
преступление
административным проступком
дисциплинарный проступок
административным правонарушением
21.2 Из перечисленных видов ответственности нормами административного права регламентируется ответственность …
работников в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих трудовых обязанностей (нарушением трудовой дисциплины)
физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения
граждан за нарушение условий гражданско-правового договора
физических лиц за совершение преступления
22. Общественно опасный результат, к достижению которого стремится лицо при совершении преступления, именуется …
мотивом преступления
субъектом преступления
целью преступления
субъективной стороной преступления
22.1Определение «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания» соответствует понятию «__________».
Варианты ответа:
дисциплинарный проступок
преступление
моральный вред
административное правонарушение
22.2 Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности …
по постановлению Государственной Думы РФ
по решению судебного пристава
по постановлению прокурора
только по приговору суда
23. Достижение общественно полезной цели, сопряженное с вынужденным причинением вреда охраняемым законом интересам, именуется …
исполнением приказа или распоряжения
соучастием в преступлении
обоснованным риском
рецидивом преступлений
23.1 Умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, превышает два года лишения свободы, признаются …
тяжкими преступлениями
преступлениями средней тяжести
особо тяжкими преступлениями
преступлениями небольшой тяжести
24. Основанием освобождения от наказания не является …
болезнь лица, совершившего преступление
истечение сроков давности обвинительного приговора суда
условно-досрочное освобождение
примирение с потерпевшим (от ответственности)
24.1Целью уголовного наказания является …
уничтожение осужденного
восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений
причинение осужденному физических страданий
нанесение вреда чести и достоинству осужденного
25. Совокупность живых организмов, населяющих временно или постоянно территорию страны, находящихся в состоянии естественной свободы, называют …
природным ландшафтом
животным миром
морской средой
континентальным шельфом
25.1 Установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями экологического законодательства – это экологическая (-ое) …
лицензирование
стандартизация
экспертиза
нормирование
25.2 Субъектом экологических правоотношений не является …
животный мир
гражданин РФ
государство
26. Система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической и экологической оценке и социальном значении, именуется …
регистрацией Регистрация – внесение в единый по форме официальный документ сведений о том или ином объекте природопользования, источнике или средстве воздействия на окружающую среду.
кадастром
экологическим паспортом предприятия Экологический паспорт предприятия – это специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, их состоянии, видах воздействия на них.
экологическим мониторингом Совокупность организационных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями и их последствиями именуется экологическим мониторингом.
26.1 Деятельность государственных органов, связанная с выдачей разрешительных документов на природопользование и осуществление хозяйственных и иных работ, касающихся охраны окружающей среды, – это экологическая (-ое) …
стандартизация
экспертиза
лицензирование
нормирование
26.2 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования относится к органам____ компетенции.
специальной
факультативной
межотраслевой
27. Обязательства государств по установлению контроля за производством и использованием фреонов и фторуглеродов закреплены …
Монреальским протоколом 1987 г.
Всеобщей декларацией прав человека 1948 г.
Уставом ООН
Киотским протоколом
27.1 Функционирование национальных парков регулируется …
Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях»
Лесным кодексом РФ
Земельным кодексом РФ
27.2 Ответственность по международному экологическому праву предусматривает …
необходимость морального возмещения причиненного вреда
возможность уголовного преследования субъектов экологического права
обязанность возместить физический вред
возложение на субъекта международного права невыгодных материальных последствий
28. К природно-заповедному фонду страны не относят …
национальные парки
государственные природные заповедники
ботанические сады
земли городских поселений
28.1 Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждается …
Красная книга РФ
Кадастр РФ
Реестр РФ
Регистр РФ
29. Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, согласие на частичные временные ограничения их прав, письменное согласие на проведение в отношение их проверочных мероприятии означает …
допуск к государственной тайне
продажу сведений, составляющих государственную тайну
разрешение на использование секретных сведений
соглашение между хозяйствующими субъектами о нераспространении государственной тайны
29.1 Определение «снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям» соответствует понятию «__________».
допуск к государственной тайне
рассекречивание сведений и их носителей
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну
система защиты государственной тайны
30.Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, зависит от …
степени ущерба, причиненного конкретному лицу
тяжести ущерба, который может быть нанесен государству
объема предоставленных сведений
органов, предоставляющих сведения
30.1 К органам защиты государственной тайны относится …
Государственная Дума РФ
межведомственная комиссия по защите государственной тайны
Конституционный суд РФ
Президент РФ
30.2 Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случае.
выхода в ежегодный оплачиваемый отпуск
однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны
выхода в отпуск по беременности и родам
достижения гражданином пенсионного возраста
31. Информация, зафиксированная на материальном носителе путем документирования, с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или ее материальный носитель – это …
информация об организации власти государстве
документированная информация
свидетельские показания
протоколы допросов
31.1 Определение «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления» соответствует понятию «__________».
информационно-телекоммуникационная сеть
информационная система
информация
информационные технологии
31.2 Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, …
затрагивающей интересы его контрагентов по гражданско-правовым сделкам
касающейся деятельности этих органов власти (их должностных лиц) и составляющей государственную тайну
касающейся его родственников
непосредственно затрагивающей его права и свободы
32. Преступления в сфере компьютерной информации относятся к преступлениям …
в сфере экономики
против личности
против государственной власти
против общественной безопасности
32.2 Нотариус может быть освобожден от обязанности сохранения тайны…
по решению суда, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением нотариального действия со ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
по решению нотариальной палаты субъекта РФ
в случае утраты им трудоспособности
по достижении им пенсионного возраста
32.3 Принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации, называется …
защитой информации
конфиденциальностью информации
распространением информации
доступом к информации
Для перехода на задание кликните по нему. ДЕ "Общая теория права"
1. Понятие и сущность права. Система Российского права и ее структурные элементы.
2. Источники права. Норма права.
3. Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность.
4. Российское право и "правовые семьи". Международное право.
ДЕ "Основы конституционного права РФ"
5. Конституция РФ.
6. Основы конституционного строя РФ.
7. Правовой статус личности в РФ.
8. Органы государственной власти в РФ.
ДЕ "Основы гражданского права"
9. Граждане и юридические лица как субъекты гражданского права.
10. Право собственности.
11. Обязательства и договоры.
12. Наследственное право РФ.
ДЕ "Основы семейного права РФ"
13. Условия и порядок заключения брака.
14. Права и обязанности супругов.
15. Права несовершеннолетних детей.
16. Алименты.
ДЕ "Основы трудового права"
17. Основания возникновения трудовых прав работников. Трудовой договор.
18. Рабочее время и время отдыха.
19. Российское право и "правовые семьи". Международное право.
20. Защита трудовых прав граждан.
ДЕ "Административное правонарушение и административная ответственность РФ. Основы уголовного права РФ"
21. Административное правонарушение и административная ответственность.
Норма права является наименьшим элементом системы права. Совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования, образует правовой институт.
Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты.
Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др.
К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.
Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.
Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль – род общественных отношений.
Во главе всей системы российских отраслей права находится конституционное право, которое является базовым для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право – это область публичного права. Главная его задача – организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления, а также отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Нормы Конституции РФ обладают высшей юридической силой.
Среди основных отраслей нрава следует выделить: административное, гражданское, уголовное, процессуальное право.
Помимо названных выше отраслей права в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое, семейное, финансовое, земельное, коммерческое, банковское, природоохранительное право, криминологию, уголовно-исполнительное право и др.
Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия – предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль нрава от другой.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые определенной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя.
Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались:
- – устойчивостью и повторяемостью;
- – заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства;
- – способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования – это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
- – порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
- – средствами их обеспечения (санкциями);
- – степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время муниципальное право, аграрное право. Предметом муниципального права являются имущественные, финансовые, налоговые, земельные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения на местном уровне. При этом многие нормы муниципального права, регулирующие общественные отношения на местном уровне, являются одновременно нормами гражданского, финансового, земельного и других отраслей права, что определяет ее комплексный характер. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительные методы – рекомендаций, гарантий.
Совокупность институтов, подотраслей и отраслей права образует систему права.
Основное назначение понятия "система права" юристы видят в системной характеристике позитивного права в целом. Однако такой подход к понятию системы права сужает ее содержание и не позволяет раскрыть глубинную социальную природу права как сложного явления общественной жизни. Конечно, существующая система объективного права составляет важное звено в правовой системе общества, но этим не должно ограничиваться ее содержание.
Система права общества, помимо существующих в государстве правовых норм, включает и такие элементы, как правосознание и правоотношения. Все эти элементы правовой системы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. При подходе к праву только как к системе юридических норм, регулирующих общественные отношения, размываются собственно правовые границы. Тогда легко смешать право с другими нормативными системами, упорядочивающими общественные отношения. Сведение права к нормам носит этатистский характер, исходит из приоритета над ним власти и насилия, предполагает приоритет государства перед правом. Законодательство (юридическое право) есть лишь внешняя необходимая форма правовой системы, порожденная обществом на данном этапе его развития.
Как уже отмечалось, одним из необходимых признаков права является его системность. В самом общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную функциональную целостность, единство. При системном подходе к изучению явления акцент делается не столько на описании самих элементов системы, сколько на анализе их связей, поиске функций каждого элемента во всей системе, ведь именно самостоятельная функция элемента является основанием для его выделения в системе.
Система права (рис. 2.4) отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение н о р м права на относительно самостоятельные г р у п п ы (их специа лизацию).
Для того чтобы в полной мере обозреть право как социальное явление, следует исследовать его вглубь (вертикальный срез) и вширь (горизонтальный срез). При этом появляется возможность получить представление как о видах подсистем права, так и об их соотношениях.
А. Вертикальное строение права. В праве выделяют следующие элементы:
1) отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отнош- ия землепользования - земельное право, имущественные отношения - гражданское право, управленческие отношения - административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, - уголовное право и т. п.);
2) подотрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений.
Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли «старые», где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль - банковское право. Военно-уголовное право - это подотрасль уголовного права ;
институт права - это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так,в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;
субинститут права - это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько.Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);
норма права - обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права , так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права - правовое регулирование общественных отношений.
Таков вертикальный срез права. Каждая подсистема выполняет свою самостоятельную по значению функцию. Так, если норма права обеспечивает регулирование отдельного вопроса, отношения, то институт права предполагает комплексное урегулирование определенной целостной группы отношений, а отрасль права - целой сферы, отделенной от других сфер. Комплексность и логическая взаимоувязанность регулирования на каждом новом уровне - вот признак, качественно отличающий функции подсистемы более высокого уровня от более низкой.
Б. Горизонтальное строение права. Оно позволяет нам увидеть все отрасли (и подотрасли), составляющие право. Их классификация позволяет выделитьдве части права: материальное и процессуальное.
Материальное право - это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.
К отраслям материального права относятся:
конституционное право - закрепляет основы конституционного строя страны , правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главнымнормативным актом этой отрасли является Конституция РФ . Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такиеподотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право;
административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства . Основнойнормативный акт - Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП);
финансовое право, которое в своем составе имееттри подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право) , регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования). Основныенормативные акты - Бюджетный кодекс РФ (БК), Налоговый кодекс РФ (НК); Закон о банковской деятельности ;
предпринимательское право -это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения , среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности. Основныенормативные акты - Закон об ограничении монополистической деятельности, Закон об акционерных обществах и др.;
гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права.Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина .Гражданский кодекс РФ (ГК) - основной нормативный акт. Гражданское право имеетподотрасли: авторское право, патентное право, наследственное право, торговое право. Некоторые ученые склонны считать их самостоятельными отраслями права;
жилищное право , являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья. Основной нормативный акт -- Жилищный кодекс РСФСР;
семейное право регулирует брачно-семейные отношения. Основнойнормативный акт - Семейный кодекс РФ;
природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами - землей { Земельный кодекс РФ), недрами (Закон о недрах), водой {Водный кодекс РФ), воздухом (Воздушный кодекс РФ), лесными богатствами (Лесной кодекс РФ);
экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс практически уже завершен. Онорегулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды .Закон об охране окружающей среды - основной нормативный акт .Охранительные нормы экологического права имеются также во многих нормативных актах (УК, КоАП, ГК и др.);
трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением наемного труда. Основнойнормативный акт - Трудовой кодекс РФ (ТК).
Право социального обеспечения - подотрасль трудового права, главным нормативным актом которого является Закон о государственных пенсиях;
уголовное право -система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется. Основнойнормативный акт - Уголовный кодекс РФ (УК).
Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.
К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:
уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания . Основнойнормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК);
гражданско-процессуальное право (гражданский процесс)регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.). Основнойнормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК);
арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс)регулирует порядок рассмотрения споров между организациями, организациями и государственными органами . Основнойнормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК).
В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуалъное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.
Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:
уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основнойнормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК);
гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий , а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основныенормативные акты - Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так каким не свойственен основной системообразующий признак права - обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств
Источники п р а в а - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле «источник» -- это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являютсяобъективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.),воля народа (в основе референдумных норм),воля государства (в основе законодательных норм),воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).
Форма права - это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.
Выделяют три основные формы права.
I . Правовой обычай. Это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось в значительной мере в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов.Так, первые законы античного и феодального обществ, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообщеобычай - правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.
Однако не всякий обычай является нормой права . Толькоесли государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права . Как государство признает обычай источником права? Оно может, например, для этогопринять нормативно-правовой акт, указывающий на необходимость применения соответствующих обычаев, а может просто осуществлять их защиту в судах. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет . Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен.К некоторым обычаям оно относится безразлично (например, к древнерусскому обычаю «помочи»), а с некоторыми борется (например, с обычаем кровной мести, распространенным среди народов Кавказа).
В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же употребляется.
Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств. Вот почему он на протяжении многих веков использовался людьми, а во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:
возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;
устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.
Однако обычаям присущи и существенные недостатки:
косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;
неопределенность, что является результатом незафиксированное™ в письменном виде;
небольшая сфера распространения, местный характер.
П. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой; обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века.В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.
Юридический прецедент (судебный или административный) - это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательстве нет. В этом случае судья (или должностное лицо исполнительного органа власти) либо суд в полном составе (или государственный орган в целом) принимает решение по делу. При этом решение не должно ими приниматься на пустом месте или в соответствии с настроением судей (или должностных лиц). Они обязаны руководствоваться принципами права, положениями юридической науки, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями, наконец,житейским опытом. Если данное решение окажется эталоном для решенияподобных дел, то оно становится прецедентом. Однако для этого необходима достаточная информированность о данном решении. Обычно таковая достигается, когда решение выносится судом высшей инстанции и публикуется.
Прецедентное право (его еще называют судейским-правом) имеет много достоинств, и сегодня оно используется довольно широко по следующим причинам:
прецедент - это результат логики и здравого смысла, использование которых, как правило, приводит к адекватному и точному урегулированию конкретного случая;
прецедент обладает большой убедительностью, поскольку аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств;
прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, нежели нормативный акт: ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.
Но прецедентное право страдает и недостатками. Вот они:
прецедент допускает возможность произвола;
объем действия прецедента не определен.
Однако эти недостатки не позволяют отвергнуть прецедент как источник права. Они лишь подчеркивают, что в использовании юридического прецедента нужно соблюдать меру.
III. Нормативный акт . Как источник права - это наиболее позднее творение человеческого разума. Но несмотря на это, он становится все более и более распространенным даже в тех странах, где традиционно большую роль играют другие источники права (в арабских странах - религиозные воззрения, в странах Британского Содружества Наций - прецедент).
И не случайно. Нормативный акт - очень удобная форма права, поскольку обладает многими достоинствами:
нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни. Они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;
нормативные акты как бы исходят из единого центра, поскольку они объединены Конституцией Российской Федерации и не должны ей противоречить. Благодаря этой особенности они в состоянии направить развитие всего общества в единое русло и установить порядок;
нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку они являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности, преградой для местничества;
если выражение юридических норм в обычае и прецеденте имеет казуистический и не всегда определенный характер, то в нормативном акте правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.
Переход к нормативному регулированию посредством нормативных актов осуществлялся постепенно. Вначале они применялись для регламентации лишь сфер общественной жизни, которые непосредственно касались государственной власти, борьбы с преступностью. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем действие нормативно-правовых актов расширилось. Они стали использоваться и в других областях общественной жизни, становясь преобладающей формой правового регулирования.
Нормативные акты и их виды
Нормативный акт - это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
Нормативные акты характеризуются следующимипризнаками .
Во-первых, они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются. Нормативные акты - это носители, хранилища, жилища правовых норм, из них мы черпаем знания о правовых нормах.
Во -вторых, нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа , иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия.
В -третьих, нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер. Письменная форма способствует достижению единообразного понимания требований юридических норм, что очень важно, поскольку за их неисполнение возможно применение санкций.
В-четвертых, каждый нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу.
В-пятых, все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию , и лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения, исходя из презумпции знания закона, и налагать санкции."
Требования, предъявляемые к нормативным актам . Укажем лишь на самые важные из них.
1. Чтобы иметь большую регулирующую силу, нормативные акты должны быть качественными. Этого можно достигнуть, если они будут не представлять собой плод фантазии или желаемого правотворческих субъектов, а отражать объективную реальность . В принципе данное требование носит более общий характер и относится к правовым нормам в целом. Однако именно при принятии правовых актов возможность принятия волюнтаристских решений становится наиболее очевидной.
Однако свобода законодателя в принятии тех или иных решений не безгранична. Выше уже говорилось об объективной обусловленности права общественными отношениями. В том случае, если принятые нормативно-правовые акты будут противоречить объективной действительности, содержащиеся в них нормы как минимум станут «мертвыми», не применяющимися на практике. В случае же острого противоречия принятие такого акта чревато социальными потрясениями. Любые, даже очень хорошие идеи не могут быть претворены в жизнь с помощью нормативных актов, если общество до них не «дозрело», если нет необходимых условий. В качестве примера можно привести Закон о выборах, которым вводятся элементы пропорциональной избирательной системы, т. е. представительства в парламенте партий, при отсутствии практически таковых в российской действительности (партии-головастики, т. е. партии, не имеющие электората, не в счет).
Нормативные акты должны иметь структуру , а не представлять хаотичный набор нормативных положений. Как правило, нормативный акт имеет вводную часть, называемуюпреамбулой. В ней излагаются цели и задачи нормативного акта, характеризуется общественно-политическая обстановка, существующая в момент его принятия. Первые статьи нормативного акта могут быть посвящены определениютерминологии, используемой в дальнейшем. Затем построение нормативного акта может укладываться в следующую схему:субъекты правоотношений (например, налогоплательщики и финансовые органы),объекты (получаемый доход),права и обязанности (обязанность уплатить налоги, право проверить точность их уплаты и др.),льготы, меры поощрения (например, освобождение от налогов малых предприятий в течение двух лет с момента создания) исанкции (за уклонение от уплаты налогов штраф в размере сокрытой суммы). Такой порядок компоновки нормативного материала используется в некодифицированных актах, наличие которых присуще «молодым», недавно появившимся отраслям права. «Старые» отрасли права, как правило, кодифицированы. Кодексы же имеют более сложное строение.
Нормативные акты должны быть доступными для понимания гражданами. Причем здесь законодатель должен ориентироваться не на интеллектуалов, а на людей среднего или даже ниже среднего интеллектуального уровня. Нормативные акты должны излагаться простым, ясным языком, отличаться строгостью стиля, соответствовать законам формальной логики, а также не носить слишком абстрактного характера, ноодновременно и не увязать в деталях. В них не должно быть сложных юридических терминов .
Нормативные акты при разумном и умелом их составлении - могучее орудие преобразования общества. Однако очень многое зависит от их разработчиков, которые максимально должны учитывать объективные реалии и напрочь отбрасывать свои личные пристрастия. Если печать субъективизма будет неумеренно яркой, то нормативные акты могут стать орудием причинения вреда народу. Например, издание в 1991 г. Указа Президента РФ, разрешающего свободу торговли, преследовало благородную цель: раскрепостить граждан в сфере обмена. Но непродуманность в организации исполнения Указа повлекла нежелательные последствия: антисанитарию на территории городов, всплеск инфекционных заболеваний и др. Поэтому крайне важным является разработка руководства по производству нормативных актов (закона об издании нормативных актов).
Виды нормативных актов . Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на две большие группы:законы и подзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство», В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.
Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).
Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.
Во-первых, законы могут приниматься только одним органом -парламентом , которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США законы принимаются Конгрессом США, в России - Федеральным Собранием.
Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.
В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью за
Рис. 2.6. В и д ы нормативных актов в Российской Федерации
кона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.
В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.
По своей значимости законы делятся на три группы:
основные законы (конституции) , регулирующие основополагающие вопросы жизни государства (конституционный строй, основные права и свободы граждан, систему государственной власти и др.);
конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции (Закон о выборах Президента, Закон о выборах в Государственную Думу, Закон о судебной системе и др .). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить КонституцииРФ;
текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Закон об акционерных обществах, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Закон об образовании и др .). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
Разновидность текущих законов - кодексы, которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права . Так, в Уголовном кодексе собраны все нормы о преступлении и наказании, в Гражданском кодексе - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной.В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы частиособенной, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Уголовном кодексе в Общей части содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной же части предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.
Законодательный процесс. В России законы принимаются Государ ственной Думой, одобряются Советом Федерациии подписываются Президентом. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для его реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.
Законотворческий (законодательный) процесс проходит в своем развитии несколькостадий.
Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть.Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано, во-первых, с тем, что его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах.
Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тот орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе.
Обсуждение законопроекта . Происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект может проходить несколько чтений (обсуждений), число которых в законе не ограничено.
Принятие закона. Осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное.Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных - двух третей от общего числа депутатов. Закон в течение д в у х недель должен быть рассмотрен Советом Федера ции (который его может одобрить и л и отклонить), но если рассмотрения не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который, в свою очередь, может наложить на него и вето.
5. Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия - необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение, да и вообще требовать его соблюдения.Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства-Российской Федерации» и в «Российской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.
Указы. Их издает Президент России по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае,если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом недействительным . По своему содержанию указы Президента связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих законов, принятием правил и положений, названных в актах парламента. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения.Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации» (СЗ РФ).
Постановления . Этот вид нормативных актовиздается Правительством России . В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная защита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и ведомств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство.Публикуются они также в «Собрании законодательства Российской Федерации ».
Инструкции министерств и ведомств . Указанные органы создаются для руководства той или иной сферой деятельности, реализацией специальных исполнительных, контрольных, разрешительных или надзорных функций государства. Нормативные акты их,помимо инструкций, называются и другими терминами :приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан(инструкции Минфина, Центрального банка, Министерства транспорта, Министерства труда и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств и ведомств в «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств».
Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации . Законы - наиболее распространенное их наименование . Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане активно себя проявляют г. Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Саратовская области.Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества .Причем принятие актов такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.
Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.
Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик). Эти акты принято именовать постановлениями . Они могут регулировать различные вопросы- предоставление в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.
Акты как представительных, так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах .
Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями .Они издаются по вопросам местного значения, касающихся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. п.).
Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты . Это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций . Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.
Трудовое право – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и применения труда.
3) Системой отрасли трудового права называется структура данной отрасли. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, пединституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения. Вся система отрасли делится на две части: общую и особенную. Система науки, учебного курса трудового права состоит из тех же двух частей. Но общая часть ее шире общей части отрасли, поскольку в научно-учебных целях в нее включаются и изучение норм по организационно-управленческим отношениям, по организации труда и управлению трудом, а также нормы по отношениям социального партнерства в сфере труда, в том числе по коллективным договорам и социально-партнерским соглашениям, которые в отрасли права находятся в особенной части. Кроме того, в систему науки включается изучение предмета, метода, правоотношений, отраслевых принципов трудового права, его субъектов, а также истории трудового законодательства. Поскольку наука изучает нормы не только российского трудового права, но и зарубежного, а также международно-правовое регулирование труда, которое составляет третью специальную часть системы науки, учебного курса, то, следовательно, система науки, как и ее предмет, шире, чем система отрасли трудового права России.
В общую часть отрасли трудового права входят нормы, распространяющиеся на все отношения этой отрасли, а также нормы о разграничении компетенции Федерации и ее субъектов по регулированию труда. Она не имеет институтов, так как в ней сгруппированы нормы, имеющие общий характер по регулированию труда: конституционные основы труда (ст. 2, 7, 19, 32, 34, 37, 38, 41, 43, 45, 46 и 47 Конституции РФ), раздел I «Общие положения» (ст. 1-22) Трудового кодекса и раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст. 23-55).
Особенная часть отрасли трудового права строится по институтам: институт обеспечения занятости и трудоустройства, цен-
тральный институт трудового договора, в котором сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке его заключения, изменения и прекращения (т. е. приема, перевода и увольнения). Далее следуют шесть институтов, регулирующих важнейшие аспекты трудовых отношений: рабочее время и время отдыха, оплату труда, гарантийные и компенсационные выплаты, трудовую дисциплину и охрану труда.
^ Система науки трудового права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, способах достижения эффективности этого регулирования и предложений по совершенствованию соответствующих правовых норм.
Наука трудового права изучает не только нормы трудового права, но и его предмет, метод, источники, субъекты, учение о правоотношениях трудового права, их взаимосвязи, тенденции развития путем комплексной разработки определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Система науки в основном соответствует системе отрасли трудового права. Отличием также является то, что в системе отрасли нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки он имеется.
4) Конвенция - (лат. conventio - договор, соглашение) - разновидность международного договора, в котором прописанные нормы являются юридически-обязующими для сторон, подписавших эту конвенцию.
Конвенцию следует отличать от декларации, последняя носит декларативный характер и не является юридически-обязующим документом.
Декларация - официальный государственный документ, содержащий основополагающие принципы внешней или внутренней политики государства, основы деятельности международных организаций или выражающий их позицию по какому-либо вопросу.
^ Трудовые правоотношения - это общественные отношения между работником и собственником средств производства (работодателем), в силу которого работодатель использует и оплачивает способность работника к труду.
Структура трудового правоотношения:
1) субъекты;
2) объект - это трудовая деятельность и ее результаты (материальные и духовные ценности);
Основное место в предмете трудового права занимают трудовые отношения. Они складываются в процессе трудовой деятельности граждан. Объектом таких правоотношений выступает работа. Субъектами трудовых отношений могут быть работодатель и работник, которые имеет определенную обязанность и право. Такие отношения построены на договорной основе. Один участник право отношений предоставляет свои услуги по созданию материальных благ, а другой предоставляет вознаграждение.
^ Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
избрания на должность;
избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
абзац утратил силу.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В теории права под субъектом правоотношений (права) принято понимать физическое или юридическое лицо, имеющее субъективные права и юридические обязанности.
Субъекты трудового права - это участники общественных отношении, регулируемых трудовым законодательством, которые обладают определенными трудовыми правами и обязанностями и имеют возможность реализовывать их.
Для субъектов необходимо наличие трудовой правоспособности и дееспособности, которые объединяются понятием правосубъектность - т. е. характеристикой, определяющей право субъекта быть участником отношений:
трудовая правоспособность - признаваемая трудовым законодательством способность иметь трудовые права и обязанности;
трудовая дееспособность - способность по законодательству своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
Применительно к организациям, учреждениям и предприятиям правосубъектность находит выражение также в их компетенции.
Компетенция - совокупность прав и обязанностей, полномочий предприятий, учреждений и организаций, предоставленных им законодательством с целью обеспечения осуществления возложенных на них функций.
^
Виды субъектов трудового права
Субъектами трудового права могут быть:
физические лица - работники;
работодатели - физические или юридические лица;
социальные партнеры - объединения работодателей и объединения работников в лице избранных (назначенных) представителей;
первичная профсоюзная организация или иные уполномоченные работниками выборные представительные органы на производстве;
органы занятости населения;
органы по разрешению трудовых споров;
органы надзора и контроля в сфере труда.
Правовой статус субъекта - это правовая характеристика участника отношений, определяющая его место и роль в данном правоотношении. В содержании правового статуса субъекта можно выделить следующие элементы:
трудовая правосубъектность;
основные (статутные) трудовые права и обязанности, так как именно набор используемых субъектом прав, обязанностей, свобод и определяет его место в данном правоотношении (статус);
юридические гарантии трудовых прав и свобод, основанные на их нормативной закрепленности и возможности применить принудительную силу государства для обеспечения;
ответственность самого субъекта за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
Влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки -
N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )
Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом , информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ , от 27.07.2010 N 239-ФЗ )
Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
|
Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат
1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.