Главная · Письма · Демократические страны. Полная демократия. Рейтинг стран мира по уровню демократии. Что такое демократическое государство и какие свойства ему присуще

Демократические страны. Полная демократия. Рейтинг стран мира по уровню демократии. Что такое демократическое государство и какие свойства ему присуще

НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

НАРО́ДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДА́РСТВО

новая социалистич. гос-ва, возникшего в ряде стран Европы и Азии в результате победы революций, развернувшихся в этих странах в ходе 2-й мировой войны и в первые годы после ее окончания (см. Народно-демократическая революция). Еще ранее Н.-д. г. в иных условиях сложилось в Монгольской Нар. Республике. Нрвая историч. обстановка, в первую очередь ослабление империализма и соотношения сил в пользу социализма, обусловила особенности возникновения и развития Н.-д. г. Историч. и нац. особенности разных стран также отразились на становлении Н.-д. г. в них.

Н.-д. г. в странах Европы и Азии возникли в результате революц. борьбы народных масс, руководимых коммунистич. и рабочими партиями. Благоприятные для развертывания этой борьбы были созданы тем, что Сов. Армия освободила стран от фашистских захватчиков и их пособников. Это помогло избавить народы этих стран от империалиста, экспорта контрреволюции, в значит, степени явилось препятствием и для происков внутр. контрреволюции.

Революции, утвердившие нар.-демократич. строй, прошли в большинстве стран этап демократич., антиимпериалистич. и антифеод. (в странах с феод. пережитками) преобразований и этап социалистич. преобразований. Оба этапа тесно связаны друг с другом.

Н.-д. г. в большинстве стран возникло как одна из форм революц.-демократич. власти революц. классов при гегемонии рабочего класса и представляло собой переходную к диктатуре пролетариата. На этом этапе было ликвидировано монополистич. капитала, искоренен , проведена демократизация обществ. жизни; проведена аграрная по принципу: "земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает" и национализация, в результате к-рой к гос-ву перешли ключевые позиции в пром-сти, транспорте и финансовой системе. С самого начала Н.-д. г. приступило и к проведению ряда преобразований по своей тенденции социалистич. характера.

Возникновение и укрепление народно-демократич. строя связано со сломом старого и созданием нового гос. аппарата. Этот протекал несколько иначе, чем в Сов. России, и занял сравнительно больше времени. В ряде стран, особенно на первом этапе развития Н.-д. г., в той или иной мере использовались прежние гос.-правовые ин-ты.

По мере перерастания антиимпериалистич., демократич. революции в социалистическую Н.-д. г. все более становилось по своей сущности гос-вом диктатуры пролетариата, а проводимые им преобразования стали носить четко выраженный социалистич. . При этом незавершенные задачи первого этапа развития решались уже на этапе диктатуры пролетариата. Развитие стран нар. демократии полностью подтвердило марксистско-ленинское положение о том, что народы могут прийти к социализму только в результате победы социалистич. революции и установления власти рабочего класса, к-рая утвердилась в странах, существенно отличавшихся друг от друга по форме гос. строя и уровню развития экономики.

Общие перехода от капитализма к социализму проявляются в Н.-д. г. в несколько иных формах, чем в СССР. Это обусловлено конкретно-историч. особенностями революции в той или иной стране. Так, в Чехословакии окончательно утвердилась после победы, одержанной трудящимися над реакцией в февр. 1948. На востоке Германии гос. приобрела социалистич. характер с созданием ГДР (1949). В Болгарии Н.-д. г. одновременно решало как общедемократич., антиимпериалистич., так и социалистич. задачи. Характерной чертой возникновения и развития Н.-д. г. в Азии являлся более продолжит, этап нар.-демократич. революции.

Национализация в странах нар. демократии проводилась медленнее и постепеннее, чем в СССР. При этом нередко законы о национализации предусматривали полную или частичную компенсацию за имущество, переходящее к гос-ву. Кооперирование с. х-ва проводилось и проводится при сохранении частной собственности на землю.

Специфич. черты имеются и в системе обществ. организации общества. В ряде Н.-д. г. (ГДР, Польше и др.) существуют многопартийные системы. Так, напр., отд. слои крестьянства составляют основу таких партий, как Объединенная крестьянская партия (Польша), и т.п. Часть интеллигенции и ремесленников входят: в ГДР – в Нац.-демократич. партию, в Чехословакии – в Чехословацкую социалистич. партию, и т.п.

Своей деятельностью эти партии показали, что они являются союзниками коммунистич. и рабочих партий и тесно сотрудничают с ними как в период революц. борьбы, так и после установления диктатуры пролетариата. Во всех Н.-д. г. существуют массовые орг-ции, объединяющие все политич. партии и обществ. орг-ции: в Болгарии – Отечеств. фронт, в Венгрии – Отечеств. народный фронт, в Польше – Фронт единства народа и т.д. В совр. условиях социалистич. строительства эти орг-ции способствуют сплочению народа вокруг коммунистич. и рабочих партий и развитию обществ. самоуправления. В отличие от СССР, где до 1936 бывшие эксплуататоры не участвовали в выборах, большинство стран нар. демократии не вводило ограничений по классовому признаку.

Тем самым было подтверждено ленинское положение о том, что лишение буржуазии избират. прав не является необходимым признаком диктатуры пролетариата. Нек-рые различия имеются также в организации и структуре гос. органов.

Трудящиеся зарубежных социалистич. стран творчески использовали и используют социалистич. и коммунистич. строительства в Сов. Союзе, к-рый в свою очередь использует опыт этих стран. В документах мирового коммунистич. движения подчеркивается историч. решений XX и XXII съездов КПСС, новой Программы КПСС для успешного развития всей мировой социалистич. системы. Коммунистич. и рабочие партии развенчали и осудили , к-рый является тормозом в социалистич. строительстве, непримиримо выступают против всех проявлений его идеологии и практики, чуждых марксизму-ленинизму, природе социалистич. строя.

По мере решения вопросов, связанных с построением основ социализма, на первый план выдвигается создание материально-технич. предпосылок для перехода к коммунистич. строительству. В ряде стран социалистич. производств. отношения победили и господствуют не только в городе, но и в деревне. На этой основе в Н.-д. г. укрепляется союз рабочего класса с крестьянством, идущим по пути социалистич. переустройства с. х-ва.

По мере продвижения нар.-демократич. стран по пути социалистич. строительства происходят существ. изменения как в содержании, так и в формах деятельности диктатуры пролетариата, историч. миссия к-рой, однако, еще не завершена. Все большее получают функции, свойственные общенар. гос-ву, и сокращаются функции, характерные только для диктатуры пролетариата. Эти изменения выражаются, в частности, в значит. ослаблении, а в ряде стран, где построение социализма завершено, и в отпадении функции подавления эксплуататорских классов.

Большое развитие получили хозяйственно-организаторские и культурно-воспитат. функции социалистич. гос-ва. В наст. все большее значение приобретают функции Н.-д. г., связанные с сотрудничеством стран мировой социалистич. системы в области политики, экономики и культуры.

Опыт развития социалистич. стран показывает, что важнейшим международ. условием их достижений и успехов в социалистич. и коммунистич. строительстве являются и сплоченность, взаимная помощь и поддержка друг друга. Нерушимым законом взаимоотношений между социалистич. странами, объединенными узами социалистич. солидарности, единством общих целей и интересов является строгое соблюдение принципов марксизма-ленинизма, социалистич. интернационализма, подлинное равноправие и самостоятельность каждой социалистич. страны. Междунар. в рамках социалистич. системы создает наиболее благоприятные условия для экономич. политич. и культурного развития каждой социалистич. страны и всей социалистич. системы.

Гл. направлением развития государственности в странах нар. демократии является дальнейшее социалистич. демократии, все более широкое привлечение трудящихся к управлению гос-вом и х-вом, совершенствование работы гос. аппарата и развитие форм нар. контроля за его деятельностью.

В странах нар. демократии существенно возросла роль и расширились полномочия представит. гос. учреждений как высших, так и местных. При максимальном развертывании всех других форм социалистич. демократии, в т.ч. непосредств. демократии, представит. органы остаются осн. формой народовластия. Особое значение приобретает развитие обществ. начал в их деятельности. Значительно активизировали свою массовые обществ. организации, к-рым передаются нек-рые функции гос. органов (руководство спортивным и физкультурным движением, социальное страхование и др.). Возросла также роль проф. орг-ций трудящихся в решении вопросов, связанных с хоз. деятельностью предприятий. Производств. совещания и мн. другие формы предусматривают все более непосредств. вовлечение трудящихся в произ-вом.

Большое в странах нар. демократии уделяется укреплению социалистич. законности, дальнейшему расширению прав и свобод граждан.

На совр. этапе развития нар. демократии значительно возрастает руководящая роль коммунистич. и рабочих партий, к-рые все больше продвигаются по пути превращения во всенародные партии. В ходе социалистич. строительства страны нар. демократии вносят много нового в коллективный опыт социалистич. строительства во всех его областях. Этот опыт является ценнейшим достоянием междунар. рабочего движения.

Б. Топорнин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .


Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Важнейшие признаки демократического государства:

А) реальная представительная демократия;

Б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.).

Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являютсяфункции законодательной власти и принятия бюджета.

Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признается только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы все же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью.

Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепила все известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многих из них еще необходимо создать условия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определенных случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить "разрыхления" государственности, т. е. невыполнения законов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить, государство демократическим (это делают и тоталитарные государства), главное - обеспечить его устройства и деятельность соответствующим правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятием конституционного и правового государства.

Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства .

Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

а) Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы полномочиями законодательной власти и принятия бюджета. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных уч-реждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивает выборность Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которое исключает возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст.5 Конституции РФ.


б) Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических институтов и политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства.

в) Федеративное государство. Государственное устройство России основывается на принципе федерализма . Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции Российской Федерации государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права .

Понятию «федерации» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в Российской Федерации - унитарными (но своему внутреннему устройству) являются республики - субъекты федерации. Принятие Конституции РФ в 1993 г . проходило в сложных условиях, явившихся отголосками периода тоталитаризма. Демократические силы желали укрепления подлинно федеративных отношений, преодоления фактического унитаризма РСФСР. Несмотря на проведенную в 1990-1991 гг. определенную демократизацию государственного устройства Российской Федерации, многие проблемы решены не были. Естественное стремление к ликвидации бюрократической централизации и к подлинному федерализму порой порождало экстремистское требование полной самостоятельности и даже выхода из Российской Федерации. Равноправие субъектов Федерации стало главным условием перестройки федеративных отношений на демократической основе.

Конституция закрепила Федерацию, состоящую из 83 равноправных субъектов, из которых 21 - республики, 1 - автономная область, 4 - автономные округа, 9 - края, 46 - области и 2 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург). При этом края, области и города не являются национальными по названию и своему характеру, а остальное субъекты олицетворяют ту или другую меру национальной государственности.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 6 Конституции, следующие:

а) Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Федерации ;

б) республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты - устав и законодательство ;

в) федеративное устройство основано на государственной целостности , единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

г) во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны.

г) Правовое государство. Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах.

Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции . Сократ , Платон , Аристотель , Полибий развивали эти представления. В средние века Н. Макиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан. В эпоху начавшихся демократических революций (ХVII- ХVIII вв.) эти идеи легли в основу новой государственности (их развивали в Голландии - Г. Греции и Б. Спиноза , в Англии - Т. Гоббс и Д. Локк , во Франции - П. Гольбах , Ш. Монтескье и Д. Дидро , в США - Т. Джефферсон и Т. Пейн). Но только в XIX в. в трудах немецких философов Э. Канта , Г. Гегеля , а также юристов Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других сформировалась целостная теория правового государства, которая стала претворятся в жизнь. В России эту теорию развивали Б. Н. Чичерин, Б. А. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, С. А. Муровцев. С. А. Котляревский, Г.Ф. Шершеневич и др., но переход к правовому государству, по сути, обозначился только после 1905 г.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократического государства. И в то же время можно выделить его основные признаки (тем более что в Конституции Российской Федерации это понятие не раскрывается).

- Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина , опирающихся на прочное закрепление в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозволено» - важнейший принцип правового государства. Такой подход к правам и свободам буквально пронизывает Конституцию РФ и многие законы. В законодательстве и на практике еще встречаются нормы и действия должностных лиц, которые нарушает основные права и свободы, это часто объясняется уровнем юридической техники и отсутствием правовой культуры. Но и сами граждане не приобрели еще навыков защиты своих прав. В правовом государстве нельзя избежать правонарушений, но должны сложиться общеизвестные и обще используемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

- Независимость суда как главного механизма гарантии прав и свобод. Должна быть обеспечена независимость суда от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола исполнительной власти с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Конституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключительное право суда ограничивать права и свободы (например, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда - ст. 35; арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению - ст. 22 и др.).

- Верховенство конституции по отношению ко всем нормативным актам. Никакой закон или другой акт не вправе исправить и дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей правовой системы, она призвана создавать порядок, при котором бы закон и право создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющие баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозы нравам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволенным вмешательством в жизнь гражданского общества.

В Конституции установлено, что законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие нрава, свободны и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

- Приоритет международного права. Это признак правового государства как бы даст пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным нравом принимать свои законы, соглашаться с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного нрава происходит своеобразная унификация национальных правовых систем на самом высоком уровне, гарантий прав и свобод человека и гражданина, демократии и социального прогресса. Этим объясняется включение данного принципа в конституции США, ФРГ, Франции и многих других государствах.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета международного права как бы разбит на две части. Во-первых, безусловно, признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случаи расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора.

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает еще очень много аспектов.

д) Социальное государство. Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это увязывает свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработных, нетрудоспособных, инвалидов и др.), поскольку между этими целями существует определенное противоречие.

Социальное призвано создавать людям прожиточным минимум и содействовать увеличению числа мелких и средних собственников, охранять наемный труд, забоится об образовании, культуре, семье и здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Выяснилось, что помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкуренцию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную инициативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против богатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной собственности.

В Конституции Российской Федерации социальное - это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающий достойную жизнь (ст.7).

ч. 2 ст.7 Обязанности государства:

Охрана труда и здоровья людей;

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Развитие системы социальных служб;

Установление государственных пенсий, пособий;

Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей и государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

е) Светское государство. Такая характеристика означает, что государство и религиозное объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству.

Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следующих положениях:

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм , буддизм , баптизм , иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнанно, что церковь играет незаменимую роль в духовном возрождении России и праве свободно проводит свою деятельность не только по отправлению культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях.

Светский характер государства означает, что официальные лица государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияния на принятие государственных решений.

ж) Республиканская форма правления. Россия - государство с республиканской формой правления (ст. 1). Форма правления - это организация высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношения между собой. Каждое государство, исходя из сложившихся условий, традиций, учреждает собственную форму правления. В самом общем виде формы правления подразделяются на монархические и республиканские. Основным критерием их разграничения является статус главы государства. В монархии он получает пост в порядке наследования и занимает его пожизненно. В республике глава государства является выборным лицом и занимает свой пост в течение срока, установленного конституцией.

Выделяют республики парламентарные, президентские и смешанные. В парламентарной республике верховенство принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентом и подотчетно перед ним. Оно остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламента. Президент в такой стране избирается парламентом или с его участием.

В президентской республике президента избирает население страны путем прямых или косвенных выборов и в этом отношении он независим от парламента. Президент объединяет здесь полномочия и главы государства, и главы правительства, формируемого внепарламентским путем. В качестве классического примера смешанной формы правления обычно называется Франция, в которой организация высших органов государственной власти обладает признаками и парламентарной, и президентской республики.

В Конституции прямо не указано, какая форма республиканского правления учреждена в России. Решить указанный вопрос можно путем анализа разных статей Конституции. Так, Президент РФ избирается населением путем прямых выборов (ст. 81), Правительство РФ формируется внепарламентским путем (ст. 111, 112), т.е. как в президентской республике. Однако Президент не возглавляет Правительство, а его председатель назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Парламент может выразить недоверие Правительству, а Президент - досрочно распустить Государственную Думу. Поэтому в Российской Федерации смешанная форма республиканского правления с очень большими полномочиями Президента.

з) Суверенитет Российской Федерации. Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам.

Верховенство государственной власти - это, прежде всего ее неограниченность ничем, кроме конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей нрава и свобод граждан, т. е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.

Суверенитет государства - неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъективности. По этой причине экономического пространства с участием всех народов, изменений национального состава населения в сторону смешения этносов любая часть территории России не может рассматриваться как собственность одной нации.

Конституционная цель сохранения целостности Российского государства согласуется с общепризнанными международными нормами о праве народа на самоопределение. Из принятия ООН 24 октября 1970 г. Декларации принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, следует, что осуществление права народа на самоопределение «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющиеся любые действия, которые вели бы к расчленению или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов».

Важный аспект суверенитета - неприкосновенность территории. Это положение конституции обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Понятие территории Российской Федерации содержится в ст. 67 Конституции и включает территорию субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

При этом под внутренними морскими водами Российской Федерации понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации. К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».

Территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и принадлежащей зоне Российской Федерации».

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Суверенитет России также распространяется и на континентальный шельф и на исключительную экономическую зону. Раскроем данные понятия.

Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. При этом определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации, а внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Однако если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Исключительная экономическая зона - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным нормами федерального законодательства, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

и) Разделение властей. Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель, Полибий). Однако утверждение разделения властей как составной части учения о демократическом государстве связано с революциями XVII - XVIII вв., когда Д. Локк (Великобритания) и Ш. Монтескье (Франция) сформулировали этот принцип как важную гарантию против концентрации и злоупотребления властью, свойственных феодальным монархиям.

Первые же конституции - США 1787 г., Франции 1789 г. - закрепили, хотя и в разных вариантах, разделение властей, видя в нем важный элемент равновесия трех основных ветвей государственной власти для осуществления главной функции государства: охраны свободы и нрав человека. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (она является частью нынешней французской Конституции) включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст. 16).

На протяжении XIX - XX вв. разделение властей завоевывало все более широкие позиции, превратившись со временем в общепризнанный принцип цивилизации и демократии.

В президентской республике разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой «сдержек и противовесов», которые позволили не только разделить три власти, но и конструктивно уравновесить их.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления: парламентских республиках и парламентарных монархиях. Здесь, как и в любом, конституционно-правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств. Так, баланс законодательной и исполнительной власти обеспечивается, в частности, тем, что парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен к Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР 1978 г., но, как было сказано выше, нарушения этого принципа избежать не удалось, что породило глубокий конституционный кризис. Поэтому Конституция 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В действующей Конституции закреплено, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Важной особенностью Российской Конституции (хотя эта особенность присуща и ряду других стран) является то, что Президент не входит ни в одну из трех властей. Он глава государства и обязан обеспечить согласование функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

Законы должны обладать высшей юридической силой и принимать только законодательным (представительным) органом;

Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

Между законодательным и исполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

Судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действует самостоятельно;

Ни одна из трех властей не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т. е. Конституционным Судом;

Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т. е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

Хотя такое содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, оно, безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Эти правила пока установлены только на федеральном уровне, но нет сомнения, что они будут продублированы и на уровне субъектов Федерации.

к) Органы государственной власти. Закрепление системы федеральных органов, осуществляющие государственную власть в Российской Федерации, является основной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, т. е. не допускается создание каких-либо других органов власти без изменения гл. 1 Конституции. Это особенно важно дли федеративного государства с большим числом субъектов и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент Российской Федерации;

Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство Российской Федерации;

Суды Российской Федерации.

Сопоставление ст. 10 и 11 Конституции (в первой из них государственная власть определена в трех формах, а во второй - в четырех) заставляет сделать вывод о том, что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства - это сделано в гл. 4. Но указание на Президента как на составную часть государственного строя, которая не подлежит изменению без изменения всей Конституции Российской Федерации, дает определенный ответ тем политическим силам, которые выступают за отмену президентства в России.

Государственная власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст.77 говорится, что система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно. Относительно единообразные системы могут возникать при реализации в полном объеме ч. 1 ст.77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти субъектов Федерации двум положениям:

Основам конституционного строя Российской Федерации;

Общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

В федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение.

л) Местное самоуправление. Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление «пределов полномочий» едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. «н» ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения.

Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит:

«Органы местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти». Местное самоуправление есть власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждения - для этого не предусмотрено правовых форм.

Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует к соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российской конституционного нрава, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и се субъектов.

В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это - институт конституционного права, поскольку его основным источником являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА


«Источники права» - этим юридическим термином обозначается вся совокупность нормативных актов во всем их разнообразии. По своей юридической силе эти акты выстроены по иерархической лестнице сверху вниз. В настоящее время в России высшую юридическую силу имеют общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные, то есть утвержденные парламентом, международные договоры. Если таким договором установлены иные правила, чем российским законом, то действует норма договора. Признание более высокой силы за международными нормами в сравнении с внутренними российскими законами не означает принижения или ущемления российского суверенитета, потому что эти нормы составляют часть права Российской Федерации и приняты ею добровольно.

1.1 Основной закон

Среди актов, действующих только внутри страны, высшим нормативным актом государственной власти является закон. Он принимается органом государственной власти, осуществляющим законодательные функции. В демократических государствах таким органом является парламент. Среди законов в большинстве государств, и в России в том числе, выделяется Основной закон, или Конституция. Она обладает высшей юридической силой: ни один закон не может противоречить конституции. Но и сама конституция имеет прямое действие: суд или иные органы при решении тех или иных вопросов могут прямо ссылаться на статью конституции. Это очень важное положение. Оно отсутствовало в советских конституциях, и поэтому, например, статья Конституции СССР 1977 года о праве граждан обжаловать решения чиновников администрации в суд оставалась мертвой буквой в течение 12 лет, пока в 1989 году не был принят соответствующий закон.

И все же в полную силу конституция может действовать тогда, когда приняты все законы, регулирующие порядок и процедуру исполнения тех или иных статей конституции, в которых имеется ссылка на такой закон. Например, в Конституции России записано, что гражданин РФ имеет право обладать двойным гражданством, но в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. И пока нет этого закона или соответствующего договора, гражданин РФ не может получить второе гражданство по техническим и процедурным причинам. Те же законы, на которые есть ссылка в Конституции РФ, предусматривают различные ограничения и изъятия из правил, установленных конституцией. Это относится, например, к основаниям ограничения личной неприкосновенности граждан, которые могут быть установлены только федеральным законом. Конституция дает такому закону полномочие на установление таких ограничений.

Но те статьи, где нет ссылки на дополняющий статью закон, действуют прямо и непосредственно, и никакой закон не может установить ограничений и изъятий из правила, установленного статьей. Например, в Конституции РФ установлено, что каждый вправе самостоятельно определять и указывать свою национальность. Никаких ограничений и изъятий из этого правила статья не допускает, и их не может быть.

Как правило, конституционные акты принимаются в особом порядке: избирается Учредительное собрание или Конституционное собрание для разработки и принятия конституции - так была принята Конституция Итальянской Республики в 1947 году; либо конституция принимается всенародным референдумом - так было во Франции в 1958 году. В Японии новая конституция была принята парламентом квалифицированным большинством голосов, не менее двух третей.

Точно так же устанавливается и особый порядок изменения конституции. Это сделано с целью добиться стабильности Основного закона, потому что без такой стабильности не может быть стабильным и все остальное законодательство.

Вместе с тем конституция должна быть открыта для дополнений и изменений, отражающих новые явления в государственной и гражданской жизни общества. Не исключено появление новых прав и новых конституционных запретов, связанных, например, с развитием генной инженерии, вторгающейся в святая святых природы человека.

В разных странах стабильность конституций различна. Во Франции за 200 лет было принято 18 конституций, в США- только одна. Это не значит, что эта конституция обладает особой стабильностью. К ней было принято 27 поправок, дополнений, таких как отмена рабства, порядок формирования сената - верхней палаты парламента, ограничение пребывания на посту президента США двумя сроками, порядок приобретения гражданства. Фактически речь идет о глубоких изменениях конституции, хотя ее основа остается стабильной.

1.2 Законы и законодательная власть

Вслед за Основным законом в иерархии нормативных актов идут

обыкновенные законы. Они принимаются высшим законодательным органом простым большинством голосов. Во всех демократических государствах, и в России в том числе, установлен строгий регламент разработки, обсуждения, принятия и введения в действие закона. Этот регламент называется законодательным процессом. Его отправной точкой является законодательная инициатива, то есть предложение парламенту проекта закона. Право законодательной инициативы принадлежит по российской конституции депутатам парламента, комиссиям и совместным комитетам палат парламента, Президенту РФ, Конституционному Суду, Верховному Суду, ряду других высших органов. Право законодательной инициативы означает, что, если проект закона представлен лицом или органом, обладающим этим правом, парламент обязан рассмотреть этот законопроект.

Согласно российской конституции, законы принимает Государственная дума («нижняя», или «первая», палата парламента - Федерального собрания) простым большинством голосов. Затем закон передается в Совет Федерации («верхнюю», или «вторую», палату парламента)

Однако обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат не все законы, принятые Государственной думой, а лишь некоторые (о бюджете, налогах и др.)- Остальные законы считаются принятыми, если в течение 14 дней со дня поступления они не были рассмотрены Советом Федерации.

После принятия закона он направляется в течение пяти дней президенту, который в течение двух недель подписывает закон и публикует его. Все законы должны быть опубликованы. Неопубликованные законы применению не подлежат. Россия покончила с секретным законодательством советского периода. Теперь власть имеет право требовать, чтобы никто не ссылался на незнание законов.


Способы придания официальной юридической силы правилу поведения и ее внешнее официальное выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей. История человеческого общества выработало следующие формы (источники) права: 1. Нормативный - правовой акт 2. Судебный прецедент 3. Правовой обычай 4. При

Правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы. Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками...

Государствами-членами МОТ на принципах равноправия в предоставлении социального обеспечения, сохранения или восстановления прав на социальное обеспечение, координации в правовом регулировании данных вопросов национальными законодательствами. Вторую группу документов МОТ составляют конвенции и рекомендации, касающиеся отдельных субъектов и видов социального обеспечения. Конвенция N 128 "О пособиях...

Права. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Основные источники (формы) права: Правовой обычай Юридический прецедент (судебная практика) Нормативно-правовой акт Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в...

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

    Принцип соблюдения прав человека, их приоритет над правами государства

    Принцип верховенства закона

    Принцип народовластия

    Принцип федерализма

    Принцип разделения властей

    Принципы идеологического и политического плюрализма

    Принцип многообразия форм экономической деятельности.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданин а возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма . Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.