Главная · Строительные · Предмет и функции науки конституционного права. Конституционное право как наука

Предмет и функции науки конституционного права. Конституционное право как наука

  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • 5. Понятие, предмет, методология, источники, функции и система науки конституционного права

    Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук.

    Правовые явления изучаются различными юридическими науками. Для каждой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в каждой из них различны степень абстрактности, уровень познания на основе исторического анализа, метод изучения; у каждой из юридических наук свой особый предмет. С учетом этих факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, исторические, отраслевые, сравнительно-правовые, прикладные.

    Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем, чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

    Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал.

    Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения – ее содержание.

    Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

    Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

    Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, естественно, что каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, чем познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

    Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

    Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции – основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

    Следующий раздел системы науки – комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

    Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса человека и гражданина».

    Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

    Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

    Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

    Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

    Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

    Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права.

    В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

    Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе

    Вот почему наука конституционного права и изучает все правовые институты в историческом развитии, выявляя их связь с общественными процессами. Эта наука изучает историю развития конституций, текущего конституционно-правового законодательства.

    В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного (конституционного) права дооктябрьской России.

    Наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

    В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

    В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения. Уже отмечалось выше, что наука конституционного права рассматривает саму отрасль как систему, изучает ее структуру, составляющие ее элементы, их соотношение, взаимосвязи, анализирует и систему каждого правового института. Большое внимание уделяется и выделению места отрасли конституционного права в общей системе права Российской Федерации, соотношению с другими отраслями. Это способствует правильному определению предмета отрасли, отграничению конституционно-правовых отношений от правоотношений других видов, облегчает правоприменительную деятельность.

    Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, их влияние на общественные процессы. Количественный фактор – важный показатель реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами. Поэтому наука конституционного права анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер регулируемых одноименной отраслью общественных отношений и на основе этих данных делает выводы. Так, научный интерес имеют количественные показатели участия избирателей в выборах, уровня их активности, форм связи депутатов с избирателями и т.п.

    Обрабатывая данные подобного рода, наука конституционного права обосновывает правовые, политические и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений, снижающих потенциал, заложенный в демократических по форме правовых установлениях.

    Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конституционного права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конституционно-правовых рорм. При этом выявляются условия, воздействующие на развитие общественного сознания, на формирование общественного мнения, определяющие поведенческие установки граждан в отношении содержания тех или иных конституционно-правовых норм.

    В задачу науки конституционного права входит и обработка результатов экспериментов, касающихся сферы конституционно-правовых отношений. В последнее время такие эксперименты получают некото-рое применение на практике.

    Конституционное право как наука – это наука, изучающая отрасль конституционного права и представляющая собой совокупность возникающих в связи с этим различных теорий, взглядов, идей.

    Наука конституционного права - составная часть всей правовой, юридической науки, входящей в систему общественных наук. Она относится к числу отраслевых наук, основное отличие которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Она раскрывает присущие ей закономерности, формулирует основные понятия и категории.

    Наука конституционного права изучает не только нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Поэтому к ее предмету относятся и конституционно-правовые отношения. С этой целью изучается деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как теория народного представительства, сущность государственного, народного и национального суверенитета, теория федерализма , форм государственного и территориального устройства.

    Важное место занимает исследование проблем правового статуса личности , прав человека и гражданина , взаимной связи государства и личности; исследование проблем принципа разделения властей и других начал, лежащих в их основе.

    Изучение этих проблем составляет предмет науки . Сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

    Система науки конституционного права представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними.

    Основу данной системы составляет структурность самого предмета научного познания. В связи с тем, что указанным предметом является одноименная отрасль права, каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой теории. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, ее источники, систему.

    Совокупность теоретических выводов по всем перечисленным проблемам составляет первый раздел в системе науки, посвященной характеристике конституционного права и одноименной науки. Без уяснения этого раздела нельзя правильно понять связи, существующие между отдельными конституционно-правовыми институтами.

    Второй раздел системы науки составляют положения, обосновывающие теорию Конституции, дающие анализ конституционного развития государства.


    Третий раздел представляет собой комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания первого конституционно-правового института «Основы конституционного строя». В нем исследуется сущность Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления.

    Относительно самостоятельной частью науки становятся теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей.

    Поскольку Россия является федерацией, в науке выделяется пятый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации, автономии.

    Шестой раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследование по проблемам организации и функционирования систем государственной власти и

    местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и формы реализации, принципы разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему.

    Конституционное право (КП) не представляет собой отдельную отрасль. Если говорить о (КП) рамках одного государства, то его можно охарактеризовать как отдельную национальную отрасль.

    (КП) представляет собой определенную упорядоченную совокупность норм права, которые отражены и содержатся в законах, в конституции и в других правовых актах. Все пункты закона способны регулировать только отдельные категории правовых отношений.

    Предмет и система

    (КП) иногда в ряде других странах называют еще и государственным правом. К таким странам можно отнести ФРГ. Если рассматривать эти права поверхностно, то они являются отражением друг друга. Но по объему они иногда могут просто не совпадать.

    Откуда возникло (КП). Из названия понятно, что термин взял свои корни от Конституции. Но в комплексе с Конституцией источниками считаются правовые обычаи, правовые акты, международные договоры.

    На какие сферы человеческой жизни может оказывать влияние (КП)?

    Оно может влиять на политику, экономику, идеологию, социальные отношения. Но в рамках государства обычно главный упор делают на права, которыми наделена личность.

    Такое правило действует в рамках демократических государств. Если говорить о тоталитарном государстве, то здесь происходит все наоборот. Главная роль отводится государству. Но сейчас постановка вопроса о роли (КП) звучит по-другому. Все государства, которые имеют демократию, подходят к решению вопроса комплексно.

    В 200 развитых странах вместе с другими отраслями имеет место к существованию (КП). Все главные сферы жизни общества поддаются регулированию конституционного права. В национальной правовой системе данный вид права занимает главную позицию.

    При сравнении системы конституционного права с самой Конституцией можно сказать, что оно намного шире Конституции. Например, избирательное право является одним из составляющих конституционного права. А в рамках Конституции это право не существует. В статье вы можете почитать о том, .

    На видео-конституционное право как наука:

    Существует несколько основных институтов, которые входят в состав системы конституционного права:

    • основные положения конституционного строя;
    • статус и ;
    • федеративная составляющая государства;
    • система органов, входящих в систему госуправления;
    • система органов, входящая в систему местного самоуправления.

    Структура

    Под структурой понимают конституционно-правовые нормы, которые имеют место быть в определенной последовательности. Эта последовательность определяется содержанием и характером отношений, которые они регулируют. В структуру входит несколько правовых институтов:

    1. Государственное и общественное устройство.
    2. Институт, который подразумевает положение человека в обществе.
    3. Институт политического устройства и его многообразие.
    4. Институт, позволяющий существовать парламенту.
    5. Институт, касающийся президентства.
    6. Институт гражданства.

    Правовой институт – он является определенной частью всех норм, которые в силах регулировать некоторые общественные отношения.

    Конституционный институт обладает рядом признаков:

    1. Конституционные нормы выделены в обособленную группу, которая является достаточно устойчивой.
    2. Нормы между собой взаимосвязаны единством предмета регулирования.

    В конституционном праве существует 3 разновидности институтов:

    • головные;
    • сложные;
    • простые или одноэлементные.

    Головные институты имеют высокую степень обобщения, охватывает большую часть норм. Какие институты можно отнести к данной категории? Это институт свобод и обязанностей, институт гражданства, институт избирательной системы и другие.

    Сложные институты могут быть частью головных и входить в их состав. К этой категории можно отнести институт прав и свобод, связанных с личностью человека, институт федеральных органов.

    К простым или одноэлементным институтам относят только конституционные и правовые нормы. Причем эти нормы являются очень устойчивыми, они взаимосвязаны друг с другом и не подлежат разделению на последующие институты. В эту категорию относят институт Президента.

    Функции науки

    Если говорить о науке конституционного права, то она имеет главное значение в познавательном и практическом значении.

    Существует несколько функций конституционного права:

    1. Теоретико-познавательная . Под этой функцией понимают разработку категорий и понятий конституционного права. Функция предполагает познание различных закономерностей развития конституционных отношений и установлений.
    2. Методологическая . Вся суть и глубина отношений, которая складывается в обществе, регулируется отраслями права. Именно данная функция отслеживает и позволяет в обобщенной форме выразить всю суть складывающихся отношений.
    3. Духовно-идеологическая . Конституционное право выполняет данную функцию на основе того, что все самые важные индивидуальные и общественные ценности закреплены в данном праве.
    4. Воспитательную функцию может нести конституционное право. Такая функция наделена широким и глубоким духовным потенциалом и нравственным. Воспитательная функция способна оказывать воздействие на массы и сознание определенной личности. В результате происходит формирование конституционной культуры и мировоззрения.
    5. Практико-организационная функция в наше время является значимой. В сфере конституционных отношений определяется практика развития на основании научных выводов и совершенствования законодательства государства. В итоге судебная и исполнительная власть поддается совершенствованию и эффективности работы.
    6. Прогностическая . При реализации конституционного права важно делать прогнозы на будущее. Нужно следить за тем, как повлияет на общество право, будут последствия негативными или позитивными. В результате можно предотвратить волюнтаризм.

    Предмет

    В качестве предмета выступают гражданские отношения, которые возникают внутри общества. Среди этих отношений выделяют 4 главных и основных направления.

    1. Идеологическое многообразие поддается регулированию и обеспечению. Суверенитет жителей государства тоже поддается регулированию. Юридические нормы сохраняют основы конституционного строя. Также происходит разделение власти, и регулируется верховенство Конституции.
    2. Взаимоотношения между людьми и государством регулируются при помощи законов. Предмет права способен определять статус лиц, которые имеют или не имеют гражданство РФ. Гарантируется обеспечение прав и свобод человека.
    3. способны касаться таких сфер государства, как верховенство законов федерации, федеративное устройство РФ.
    4. способен регулировать то, как функционируют органы судебной власти, органы местного самоуправления, государственной федеральной власти.

    Предмет конституционного права говорит о том, что должен устанавливаться определенный государственный режим.

    Методы

    Для конституционного права характерно наличие 2 методов:

    • императивный;
    • диспозитивный.

    В первую категорию методов включают запреты и обязывание. Под запретом понимают то, что какому-либо органу запрещается проводить определенные действия. Примером может служить невмешательство в вынесения приговора в судебной системе. А под обязыванием понимают то, что орган власти обязан выполнять определенные действия. Например, лицо просто обязано уважать свободы и права других лиц. Вторым названием императивного метода является метод властных предписаний. В эту категорию включают штрафы, наложенные на лицо или орган, запреты и обязанности.

    Диспозитивный метод подразумевает соблюдение равенства сторон. В диспозитивный метод включается метод дозволения. Это означает, что лица или органы могут проводить определенные операции и совершать ряд действий.

    Например, одно из лиц, состоящих в органах власти, может подать в отставку, предварительно подав заявление президенту. Отдельное же лицо может выбрать для себя тот пример поведения, которому он захочет следовать. Права и свободы человека имеют место в законах РФ. А вот пользоваться этими правами или нет, человек решает сам.

    Среди этих методов преобладает императивный и властный характер. Это означает, что действуют методы запрета и обязывания. А это говорит о том, что равенство сторон в этом случае соблюдаться не может. Власть напрямую может осуществлять свои права. Когда происходит регулирование правового статуса человека, тогда уже применяют метод дозволения. Именно поэтому они используются реже.

    Источники

    Под источниками нужно понимать формы, которые способны выразить правовые нормы. Что можно отнести к источникам конституционного права:

    • нормативные и правовые акты;
    • судебные прецеденты;
    • правовые обычаи;
    • договоры, заключенные внутри государства и между государствами.

    В группу нормативно-правовых актов включают законы, нормативные акты исполнительной власти и конституционного контроля, регламенты, установленные в парламенте, акты органов местного самоуправления. В статье вы можете найти реальные .

    Самые важные законы способны принимать высшие органы власти, а другие законы способны принять и законодательное собрание. Если говорить о том, какую важность представляют законы, то следует выделить обычные, органические и конституционные.

    Самыми важными являются конституционные, они наделены высшей юридической властью. Причем в разных странах данный вид законов играет разную роль. Органические законы способны определять, какой статус принимает определенные органы государства. Эти законы способны определять процедуру народного государства.

    Обычные законы регулируют те стороны отношений, которые являются менее значимыми в пределах государства.

    Вопрос 1. «Конституционное право как наука: предмет, система, методы, источники»

    Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.

    Конституционное право - одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

    Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

    Конституционное право как наука - это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

    Предмет конституционного права как науки - это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука:

    Конституционно-правовые институты - основы конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве.

    Конституционно-правовые нормы взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации.

    Конституционно-правовые отношения федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.

    Система институтов государства - организация и функционирование системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления. Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование «метод властеотношений». Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

    Конституционное право является сложной системой, включающей множество взаимодействующих частей и элементов, которые характеризуют его внутреннее строение и обособляют его. Основные части и элементы системы конституционного права - это его общие принципы, его институты и нормы.

    Общие принципы конституционного права суть его выраженные в содержании данной отрасли права основные начала, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм, а также осуществляется конституционно-правовое регулирование общественных отношений. Общие принципы составляют как бы остов, каркас системы конституционного права и придают ей единую направленность. Они регулируют общественные отношения не непосредственно, а через конкретные конституционно-правовые нормы и воплощаются в этих нормах и в правоприменительной деятельности органов власти.

    Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных.

    Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

    Метод конституционного права как науки - это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

    Система методов:

    Всеобщие (философские) методы:

    • - метод диалектического материализма (направление в философии, в котором основное внимание уделено соотношению бытия и мышления и о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Согласно основным положениям марксистско-ленинской философии, диалектический материализм утверждает онтологическую первичность материи относительно сознания и постоянное развитие материи во времени).
    • - метод исторического материализма (теория развития общества, разработанная в XIX--XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил).

    Общенаучные методы:

    • - Анализ (исследование экономических процессов путем использования нормативных, балансовых, структурных, индексных и системных методов анализа с моделированием имеющихся взаимосвязей как внутри, так и вне системы)
    • - Синтез (с помощью синтеза получают полную картину явления в целом)
    • - Дедукция (метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждений), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования).
    • - Метод аналогии (аналогия - подобие, равенство отношений; сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения. Между сравниваемыми вещами должно иметься как различие, так и подобие; то, что является основой сравнения должно быть более знакомым, чем то, что подлежит сравнению)
    • - Системный метод.
    • - Метод моделирования.

    Частнонаучные методы:

    • - Сравнительно-правовой метод (сравнение служит постоянным элементом всех форм познания. Абстрагируясь от только «предпосылочной» и в этом смысле всеобщей для любого вида познавательной деятельности роли сравнения).
    • - Социологический метод.
    • - Исторический метод.
    • - Статистический метод.

    Система источников конституционного права как науки:

    • - Конституции
    • -Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.
    • - Практика конституционно-правовых отношений.
    • - Труды и наработки ученых.

    Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая, в свою очередь, входит в систему общественных наук.

    Наука конституционного права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых состоит в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. Эти науки составляют наиболее многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права.

    Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

    Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Вот почему в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. С этой целью наука изучает деятельность государственных органов, формы их взаимодействия.

    Предметом изучения науки конституционного права является вся сфера общественных отношений, связанных с предметом отрасли.

    На основе анализа общественных отношений наука должна давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем чтобы оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или слишком узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, которые требуют этого воздействия.

    Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, его деформаций и противоречий.

    К ним относятся такие крупные теоретические проблемы, как проблемы народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии, форм государственного и территориального устройства в целом.

    Важное место занимают исследование проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина, взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации гражданского общества, а также теоретические выводы, связанные с познанием системы государственной власти и системы местного самоуправления, принципа разделения властей и других начал .

    Изучение указанных выше проблем составляет предмет науки, сами же выводы и теоретические положения - ее содержание.

    Наука конституционного права, как и всякая иная наука, является системой знаний. Это значит, что в ее составе имеются относительно обособленные комплексы теоретических положений, содержащих выводы, которые сделаны на основе познания сущности и закономерностей развития различных сторон регулируемых отраслью конституционного права общественных отношений. Эти теоретические комплексы не только связаны между собой в силу единства предмета отрасли, но и находятся в определенном соподчинении. Одни теоретические выводы и положения служат основой для других.

    Система науки конституционного права и представляет собой упорядоченную совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическую связь между ними, которые можно назвать научной подотраслью.

    Эта система формируется не произвольно. В ее основе лежит структурность самого предмета научного познания. Поскольку таким предметом является одноименная отрасль права, то каждому из элементов системы отрасли соответствует самостоятельный раздел конституционно-правовой науки. Однако перед наукой стоят задачи более сложные, нежели познание каждой из составных частей отрасли в отдельности. Наука должна исследовать общие черты, присущие отрасли в целом, специфику и характер ее предмета, разновидности ее норм, способы их реализации, особенности возникающих на основе данных норм конституционно-правовых отношений, источники отрасли, ее систему. Наука должна теоретически определить и свой собственный предмет, свои систему, методы исследования, источники.

    Совокупность теоретических выводов, положений, касающихся всех названных выше проблем, и составляет первый раздел в системе рассматриваемой науки, посвященный общей характеристике конституционного права и одноименной науки. Этот раздел является первым в силу того, что без познания охватываемых им проблем нельзя правильно понять связи, существующие между конституционно-правовыми институтами, а значит, и в полной мере раскрыть их функциональное назначение в общей системе правового регулирования.

    Поскольку наука конституционного права отраслевая, постольку ее задача заключается в познании сущности, юридических свойств, функций конституции - основного источника одноименной отрасли, который занимает особое место во всей правовой системе. Второй раздел системы науки конституционного права и составляют положения, обосновывающие теорию конституции, анализирующие конституционное развитие государства.

    Следующий раздел системы науки - комплекс теоретических проблем, вытекающих из содержания конституционно-правового института, регулирующего основы конституционного строя. Данный раздел охватывает большое число теорий, связанных с исследованием сущности Российского государства, суверенитета, народовластия, формы правления, системы общественных структур, участвующих в политической жизни общества. К этому разделу науки относятся и теоретические положения о конституционных принципах гражданского общества, экономических отношений, хозяйствования, о роли государства в условиях рыночной экономики.

    Относительно самостоятельным разделом науки конституционного права являются теоретические разработки, связанные с анализом взаимоотношений государства и личности, статуса человека и гражданина, природы его прав, свобод и обязанностей. Теоретические выводы по всем этим вопросам в системе науки, как и в системе отрасли, охватываются общим понятием «основы правового статуса личности».

    Поскольку Россия является федерацией и в системе отрасли имеется большая совокупность правовых норм, регулирующих весь блок федеративных отношений, в одноименной науке тоже выделяется особый раздел, охватывающий всестороннюю теоретическую разработку проблем федерации.

    Еще один раздел, выделяемый в системе науки конституционного права, объединяет исследования, относящиеся к проблемам организации и функционирования системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления. Наука изучает принципы их построения, сущность и конкретные формы реализации принципа разделения властей, правовой статус различных органов государства, формы и порядок деятельности представительных органов, избирательную систему, законодательный процесс и иные аспекты деятельности органов, связанные с конституционно-правовым регулированием. Предметом данной науки является и изучение конституционных основ местного самоуправления.

    Таким образом, система науки конституционного права в своей основе соответствует системе одноименной отрасли, однако является более широкой, ибо наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а изучает и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.

    Конкретный перечень проблем, исследуемых в том или ином разделе науки, не является раз и навсегда данным. С развитием государства, общества, изменением общественно-социальных условий возникают новые концепции, требующие своего теоретического обоснования, перестают быть актуальными старые.

    Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие исходные основы научного познания.

    К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие наиболее общие, философские суждения о проблемах, значимых для конституционно-правовой науки. Они очень разнообразны, часто противоречивы, имеют неодинаковую методологическую основу объяснения процессов общественного развития. Их критическое осмысление составляет важный этап в процессе научного познания, является предпосылкой обогащения науки достижениями всего мирового опыта развития цивилизации.

    Источниками науки конституционного права являются и нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, прежде всего Конституция Российской Федерации. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в нормативных правовых актах концепции, понятия, используемые в конституционно-правовых нормах, раскрывает существующие между ними взаимосвязи.

    Наука не могла бы в должной мере выполнить свои задачи, если бы она не имела источником научного познания практику, те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому источником науки конституционного права является и конкретная практическая деятельность органов государственной власти, всех субъектов правовых отношений, осуществляемая на базе норм конституционного права .

    Наука конституционного права России последние почти три четверти века не существовала как самостоятельная, а входила в состав единой науки «советское государственное право». Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как не соответствующие новой, ставшей господствующей, идеологии - марксизму-ленинизму.

    В советский период сформировалась наука «социалистического типа», отправным постулатом которой стали основополагающие идеи марксистско-ленинского учения о праве, государстве, демократии. Только на их основе допускались, в частности, и конституционно-правовые исследования.

    Исходные положения и выводы, которые должны были венчать любые исследования, заключались в признании социалистического характера советского государства, где якобы утвердилось подлинное народовластие, ликвидирована эксплуатация человека человеком, достигнуто морально-политическое единство народа - новой исторической общности, отсутствуют условия для многопартийности, а закономерностью общественного развития является возрастание руководящей и направляющей роли КПСС - ядра всей политической системы. Все эти и другие идеологические установки марксизма-ленинизма имели директивный характер для государственно-правовой науки, являлись ее методологической основой. В условиях тоталитарного, репрессивного государства любое отступление от названных идей жестоко пресекалось, и наука могла развиваться только на их основе. Поэтому в методологическом плане научным исследованиям была свойственна заданность выводов, и они должны были служить подтверждением социалистических идеологических постулатов.

    Образование на месте бывшего Союза ССР независимых государств, формирование самостоятельных правовых систем в каждом из них знаменовали новый этап в развитии государственно-правовой науки. В России утверждается ее наименование - «наука конституционного права». Ее становление связано с отказом от названных выше социалистических приоритетов, от признания их безусловно истинными и незыблемыми .

    Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

    Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности - отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

    Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную форму хозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

    Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

    После принятия Конституции РФ 1993 года чрезвычайно возросли масштабы монографических исследований теоретических проблем конституционного права и расширилась их проблематика. В орбиту теоретических разработок включаются новые проблемы, не имевшие места в прошлом: о парламентаризме, о конституционном судопроизводстве, о конституционно-правовой ответственности, о местном самоуправлении, о новой российской модели федерализма и др.

    Конституционное право является ведущей отраслью в системе права Российской Федерации. Это определяется прежде всего тем, что ядром этой отрасли, как и всего права в целом, является высший в системе права особый нормативный правовой акт, имеющий учредительный характер, - Конституция РФ. В ней устанавливаются основополагающие принципы устройства общества и государства, определяются общие основы управления всеми общественными процессами, какой бы стороны жизни общества они ни касались, тем самым она дает ориентиры правового регулирования во всех сферах общественных отношений.

    По сути дела, во всех отраслях российского права получают воплощение и конкретизацию закрепленные в нормах конституционного права незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, конституционно-правовой принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

    Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами конституционного права принципы федеративного устройства государства, разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

    Все отрасли основываются на закрепленных в конституционном праве принципах организации системы власти, компетенции и принципах деятельности всех органов государственной власти, выступающих субъектами соответствующих отраслевых правоотношений.

    Все эти общие положения можно конкретизировать на примере соотношения конституционного права и ряда других отраслей права.

    Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы конституционного права устанавливают основные начала для административного права. Закрепляя различные формы собственности, права собственника, принципы хозяйствования, конституционное право служит базой для гражданского и хозяйственного права. Регулируя основы бюджетной системы Российской Федерации, нормы конституционного права предопределяют основы финансового права. Устанавливая систему органов судебной власти, конституционные принципы правосудия, права граждан в сфере судопроизводства, конституционное право содержит исходные начала для уголовного права, уголовного процесса, ряда других отраслей.

    Конституционное право, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая происходящие процессы в социальной, политической, экономической жизни общества.

    Стержневым направлением в формировании отрасли российского конституционного права явились разработка и принятие в 1993 г. новой Конституции РФ.

    Если в целом проанализировать основные тенденции развития отрасли конституционного права России в постсоветский период, то можно выделить следующие направления:

    • 1) правовое обеспечение подлинного суверенитета Российской Федерации, становление ее как самостоятельного, независимого государства;
    • 2) деидеологизация конституционно-правового законодательства. В Конституции РФ отсутствуют идеологические характеристики сущности государства, институтов общественного строя. Изменены название государства, символы его государственного суверенитета (флаг, герб, гимн). Конституционно закреплен принцип многопартийности и признано идеологическое многообразие;
    • 3) гуманизация всех государственно-правовых институтов, перенос центра тяжести на признание прав и свобод человека и гражданина, которые утверждаются как высшая ценность. Это означает пересмотр концепции взаимоотношения государства и гражданина: вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности;
    • 4) реализация принципа разделения властей, что выражается в признании этого принципа в качестве одной из основ конституционного строя, в тех многочисленных положениях Конституции, которые закрепили систему и компетенцию государственных органов, принципы разграничения между ними полномочий;
    • 5) существенная реорганизация федеративного устройства России. Эта тенденция развития конституционного права связана с преодолением немалых трудностей, с согласованием многих противоречивых интересов. Новые принципы федерации призваны обеспечить целостность и суверенитет России и одновременно необходимый уровень самостоятельности ее субъектов, возможность решения на местах широкого комплекса вопросов развития территорий с учетом их национальных, экономических интересов и особенностей;
    • 6) переход к рыночной системе хозяйствования, к рыночным отношениям в экономике. Конституционно закреплены многообразие форм собственности, равная защита со стороны государства всех ее форм.

    Конституционное право и на современном этапе активно развивается. Основными направлениями этого процесса являются: дальнейшее нормативное обеспечение процессов демократизации, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, расширение их гарантий; совершенствование избирательного законодательства; углубление сущности государства как правового и социального. Серьезное внимание уделяется формированию гражданского общества; совершенствованию принципов федеративного устройства России; административной реформе, которая должна более полно обеспечить единство, вертикаль государственной власти; проведение реформы местного самоуправления; укрепление судебной системы; искоренение недостатков в реализации конституционно-правового законодательства, которые пока еще весьма существенны.