Главная · Исковые заявления · Гражданское общество где. Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе. Условия существования гражданского общества

Гражданское общество где. Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе. Условия существования гражданского общества

Государство входит в институциональную подсистему политической системы, которая представляет собой совокупность политических организаций (институтов), в которые входят государство, негосударственные организации (политические партии, общественно-политические движения) и некоторые другие организации (например, клубы по интересам, спортивные общества).

Государство является политическим институтом, непосредственной целью которого является осуществление власти или воздействия на нее.

Роль государства в политической системе общества велика. Поскольку политические отношения связаны с частными и общими интересами, часто они служат причиной возникновения конфликтов, поэтому необходим специальный механизм, который бы поддерживал, укреплял отношения в обществе. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на слои, группы, классы, и является государство.

Государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населения.

Именно государство является единственной политической организацией, обладающей специальным аппаратом управления и принуждения и распространяющей свою волю на всех членов общества.

Государство обладает широким набором средств воздействия на своих граждан, материальными ресурсами, позволяющими обеспечивать реализацию своей политики.

Только государство устанавливает правовые основы функционирования всей ПС и прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций, принимает законы, устанавливающие порядок создания и деятельности других политических организаций и др.

Государство выполняет интегрирующую роль в рамках ПС, являясь основным стержнем ПС.

Государство является концентрированным выражением и воплощением общества, его официальным представителем.

Гражданское общество: понятие, элементы. Взаимные обязанности государства и граждан в гражданском обществе.

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

Признаки современного гражданского общества :

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитость и разветвленность демократии;
  • правовая защищенность граждан;
  • определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:


Равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

Гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

Экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

Свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

Создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

Свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

Существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов.

Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом.

Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма.

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

3. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Правовое государство: понятие, принципы, предпосылки формирования в Российской Федерации.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации.

Его основополагающими качествами являются:

  • 1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 2) верховенство закона;
  • 3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности - к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

(Аристотель , Платон ): Государство - наиболее реализуемая и справедливая форма общения людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Признаки правового государства:

  • - ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);
  • - верховенство права во всех сферах общественной жизни;
  • - конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;
  • - верховенство закона в системе права;
  • - соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права ;
  • - прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

  • 1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)
  • 2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)
  • 3. Принцип разделения властей (ст. 10)
  • 4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)
  • 5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)
  • 6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)
  • 7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)
  • 8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)
  • 9. Принцип ответственности государства и личности.

Правовой статус личности: элементы, характеристика.

Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе.

1. Порядок его приобретения и утраты .

Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности - возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности.

В понятие правосубъектности включается три элемента:

Правоспособность (возможность приобретать права и нести обязанности);

Дееспособность (способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности);

- деликтоспособность (возможность и способность нести ответственность за свои действия).

При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, то дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ сказано, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом "О гражданстве РФ" или международным договором России.

Утрата правосубъектности человека наступает с моментом его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступать как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса.

Гражданство РФ прекращается:

Вследствие выхода из гражданства РФ;

По иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ (например, оптация - выбор иного гражданства вследствие изменения Государственной границы РФ).

2. Права и обязанности.

Субъективные права - гарантированная государ-ством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса.

Обязанности - вид и мера должного (требуемого) поведения.Они означают целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.

В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства и личности.

Гражда́нское о́бщество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона , гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе .

Гражданское общество - это один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром .

Условия существования гражданского общества

Концепция гражданского общества

В общественных науках выделяются следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность ☍ на работе церкви ; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации . О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Философские постулаты

Функции гражданского общества

  • Защита частных сфер жизни людей;
  • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;
  • Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;
  • Защита и продвижение общественных интересов;
  • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Структура гражданского общества

Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций , дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.

Общественные организации объединяются в соответствии со своими целями и задачами, а также в рамках реализуемых проектов. Например, по защите окружающей среды в рамках какой-либо региональной проблемы. Многие образовательные организации, например, университеты и библиотеки организованы как некоммерческие организации, что позволяет им получать гранты от различных благотворительных фондов и иметь налоговые льготы от государства.

Финансируются данные организации в рамках заявленных проектов на конкурсной основе со стороны множества различных правительственных и неправительственных национальных и международных благотворительных фондов, также имеющих свою специализацию: защита окружающей среды, продвижение демократии в конкретной стране, защита прав человека и т. д. Например, фонд Рокфеллера поддерживает различные образовательные проекты по всему миру, проекты в сфере здравоохранения и т. д. или крупнейший в мире благотворительный фонд Билла и Мелинды Гейтс , поддерживающий проекты в области здравоохранения и борьбы с бедностью.

Благотворительные фонды посредством своей политики выделения грантов в значительной степени управляют деятельностью некоммерческих организаций, осуществляя мониторинг, курируя реализацию проектов, а также определяя гуманитарные технологии, применяемые в проектах.

Историческая роль

Позитивная оценка

  • Гражданское общество является важнейшим элементом в системе сдержек и противовесов современного общества, позволяющим контролировать и ограничивать деятельность институтов государственной власти и бизнеса, предотвращая нарушения закона и их чрезмерное вмешательство в частную жизнь граждан.
  • Гражданское общество позволяет эффективно продвигать интересы различных социальных групп, защищать их права, в том числе посредством выдвижения законодательных инициатив.
  • Институты гражданского общества, функционирующие на основе сотрудничества и кооперации различных социальных групп, сглаживают социальные противоречия и гармонизуют общественные отношения.

Негативная оценка

Существенным недостатком в работе общественных организаций и объединений на данном этапе является то, что между гражданскими формированиями еще не наблюдается устойчивой, системной и организованной связи, которая необходима для создания силы, способной повлиять на власть в случаях нарушений прав и свобод человека и гражданина .

Проблемы гражданского общества:

Проблема формирования гражданского общества тесно связана с проблемой взаимодействия государственной власти и гражданского общества, которая в свою очередь является ключевой в процессе государственного устройства, что и обуславливает актуальность данной проблемы. На данный момент, все еще продолжается процесс формирования гражданского общества. В современной России процесс этот усложняется отсутствием четко слаженного выхода к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием большого слоя собственников, также низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. Да, на сегодняшний день преступность не сведена к минимальным показателям и правовая активность населения находится на низком уровне. Полагаю, что проблемы формирования гражданского общества напрямую связаны с образованием, воспитанием, как несовершеннолетних, так и всего населения нашей страны. Под формированием гражданского общества мы должны понимать, что это осознанное участие населения в делах государства, и также участие в формировании высших и местных органов власти.

Для того, чтобы сформировать гражданского общество населению необходимо знать и исторический путь развития российского государства, уметь разбираться и понимать задачи, стоящие перед страной на современном этапе развития.

Примечания

Литература

на русском языке
  • Буряк В. В. Глобальное гражданское общество и сетевые революции. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2011. - 152 с.
  • Колесникова Н.А., Рябова Е.Л. Гражданское общество в современной России (неопр.) . Издательский центр «Этносоциум».

Идея гражданского общества в середине 17 века. Впервые этот термин употребил немецкий Г. Лейбниц. Концепция гражданского общества в то время базировалась на идеях общественного договора и естественного права. Особое место в разработке этой темы занимают труды Г. Гегеля. Он считал гражданское своеобразной стадией между семьей и государством. Такое общество , по его мнению, включает рыночную экономику, политические институты и социальные классы. Деятельность гражданского общества не зависит напрямую от государства и регулируется правом. Карл Маркса общество как общественную организацию, развивающуюся из производства и обращения. Современная политология называет общество м совокупность государства и гражданского общества. Оно выступает связующим звеном между государством, как основным институтом политической власти, и гражданином. Именно в таком обществе осуществляется повседневная политическая жизнь.Гражданское общество включает в себя , экономические, правовые, религиозные и этнические отношения. Гражданские связи - между юридически равноправными партнерами. Гражданское общество - общество цивилизованных рыночных отношений. Характерные черты современного гражданского общества - правовая защищенность граждан, развитость и разветвленность демократии, определенный уровень гражданской культуры, наличие свободных владельцев средств производства, легитимность, плюрализм, свободно формирующиеся общественные мнения. Основными элементами гражданского общества являются политические партии, различные общественно-политические организации, союзы предпринимателей, потребителей, научные и культурные организации, ассоциации избирателей, независимые средства массовой информации, и . Важнейшей политической функцией такого общества является участие в референдумах и выборах государственных органов.

Видео по теме

Источники:

Семья – это самая сплоченная и стабильная ячейка общества. В ней представлены различные стороны жизни, регулируемые на основе принятых в государстве норм и принципов. Именно здесь начинается социальная жизнь человека и его формирование как личности.

Инструкция

Несмотря на различия в традициях и обычаях, в любом обществе семья формируется через супружество. Когда два человека решают связать себя брачными узами, они приобретают определенные права, обязанности и привилегии по отношению друг к другу, а также их двоих по отношению к своим детям, другим членам семьи и обществу в целом. Как элемент общества семья наделена рядом важных функций, обеспечивающих его жизнедеятельность.

Половое регулирование. Через семью общество упорядочивает сексуальные отношения между людьми. Особенно это актуально сейчас, когда добрачные и внебрачные половые связи стали вполне нормальным явлением. Часто в брак вступают после длительного совместного сожительства, при этом супруги уже имели несколько половых партнеров. Еще в прошлом веке подобный образ жизни строго осуждался.

Репродуктивная функция. Без воспроизводства населения новыми поколениями общество просто перестанет существовать. Поэтому государство задействует те или иные механизмы для регуляции рождаемости. Например, помощь молодым семьям в виде выплат по уходу за ребенком. Такая политика активно проводится в странах, где численность населения идет на спад.

Социализация. Семья – источник определенных культурных образцов, которые пополняются и передаются из поколения в поколение. Здесь ребенку прививается культура общества, знания о моральных нормах, понятиях долга, чести, добра и справедливости. Он копирует модели поведения своих родителей, которые закладывают основу его собственного поведения в будущем.

Обеспечение моральной поддержки, эмоционального и духовного общения. Люди, с детства лишенные родительской заботы, чаще других страдают психическими расстройствами, имеют проблемы в общении, склонность к неконтролируемым поступкам. Доверительные отношения , их поддержка и понимание – это залог душевного здоровья и положительного жизненного настроя. Когда семья становится человеку опорой, он чувствует себя уверенно и добивается больших успехов в жизни.

Институт семьи, в зависимости от ее ценностных ориентаций, предоставляет своим членам физическую, психологическую и экономическую защиту. Кроме того, дети получают от родителей часть накопленных ими духовных, нравственных и моральных ценностей. Поэтому судьбу человека во многом определяет принадлежность семьи к тому или иному социальному классу.

Видео по теме

Обратите внимание

Состояние семьи отражается на состоянии всего общества. Конфликты и разводы наносят большой социальный вред. Поэтому очень важно заботиться о нравственном здоровье и культурном просвещении семей, ведь в них – будущее нашей нации.

Связанная статья

Источники:

  • Семья и ее функции в 2019

В современном обществе возникло такое понятие как «гражданский долг». Оно означает стремление гражданина к соблюдению законов и установлении справедливости в окружающем его социуме.

Возникновение гражданского долга

На протяжении всей истории человечества не переставали совершенствоваться . Каждый человек состоит в системе определенных отношений с другими членами общества. В определенный момент жизни наступает осознание того, что социальная среда – это сложная система, в которой все индивиды играют определенную роль, оказывают влияние друг на друга и на различные ситуации. При этом одни поступки являются положительными и справедливыми, а другие – отрицательными и приводят к дисбалансу в социуме. В результате, граждане государства осознают необходимость оказывать положительное влияние на происходящие внутри него процессы и других людей. Это и есть гражданский долг.

Исполнение гражданского долга берет свое начало с момента осознания человеком своей , и у него сформировывается определенное представление о том, как решать проблемы, возникающие в обществе. На это во многом оказывают влияние общественное мнение, опыт предыдущих поколений, тяга к устройству идеального общества и просто здравый смысл.

Проявление гражданского долга

Основополагающий фактор гражданского долга – принятие существующей в государстве правовой системы. Быть гражданином не означает просто иметь паспорт. Важно постоянно трактовать права и сохранять готовность к исполнению своих обязанностей. Например, у гражданина есть право на самозащиту, а все военнообязанные мужчины должны выполнять гражданский долг по защите страны. Таким образом, гражданский долг становится своеобразной платой за предоставляемые государством права и свободы. Последние определяет законодательство государства.

Тем не менее, на формирование гражданского долга влияют не только установленные законы, но и позиция самого человека как социального субъекта, ответственного за будущее нового поколения. Природа человека обуславливает противостоять несправедливости, ущемлению прав и нарушению закона. В этих и других случаях он обычно стремиться изменить ситуацию в положительную сторону путем проявления своего гражданского долга.

Одним из главных факторов осознания гражданского долга в стране является легитимность государственной власти. Проведение соответствующих законам выборов, составление не ущемляющих ничьи права законов и установление благоприятного для жизни общественного порядка помогают в формировании положительного настроя в обществе и заставляют граждан защищать не только личные права, но и действовать в интересах всего государства.

Видео по теме

Рождаясь, человек становится единицей общества, ее неотъемлемой частью со своими взглядами, мотивами, стремлениями. В процессе воспитания человек принимает определенную модель выстраивания отношений, поэтому еще на этапе становления личности важно разобраться, что же такое общество и какие формы ему присущи.

Гражданское общество - основа современной цивилизации, без которой невозможно представить Изначально позиционировалось в противовес военным, командно-административным системам, где все граждане подчинялись указаниям власти и никак не могли на них повлиять. Но совсем иначе выглядит Пример развитого самосознания граждан легко найти в Западной Европе. Без существования развитого гражданского общества невозможно построение действительно где все граждане, независимо от своего положения и статуса, от простого рабочего до президента страны, подчиняются закону.

Для того чтобы начать размышлять о принципах функционирования и истории происхождения гражданского общества в его современном понимании, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим термином. Итак, гражданское общество - это проявление активных действий свободных граждан страны, которые самостоятельно организовались в некоммерческие объединения и действуют независимо от государства, а также не подвергаются какому бы то ни было внешнему воздействию.

В чем суть такого общества?

Существуют некоторые примеры проявления гражданского общества, характеризующие взаимоотношения индивида и государства:

  • интересы общества и государства не могут стоять выше интересов личности;
  • наивысшей ценностью является свобода гражданина;
  • существует неотъемлемое право гражданина на частную собственность;
  • никто не имеет права вмешиваться в личные дела гражданина, если он не нарушает закон;
  • граждане заключают между собой неформальный договор о создании гражданского общества, которое является защитной прослойкой между ними и государством.

Основное отличие гражданского общества заключается в том, что люди свободно могут организовываться в профессиональные группы или группы по интересам, а их деятельность защищена от вмешательства государства.

История появления гражданского общества

Многие мыслители еще во времена древней Греции задавались вопросом, что является причиной создания государства и его неотъемлемой части - общества. Какие мотивы двигали древними людьми, когда они объединялись в такие сложные и многофункциональные общественные образования, которые занимали большие территории. И каким образом они влияли на тех, кто оказывался у власти в определенный период времени.

Несмотря на то что отечественная наука лишь недавно обратила пристальное внимание на образование гражданского общества, его формирование и развитие, в мировой политологии и философии уже сотни лет продолжается эта животрепещущая дискуссия, значение которой трудно переоценить. В рамках научных трудов такие великие умы, как Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Гегель, Маркс и многие-многие другие пытались определить основные черты, в рамках которых стало возможным функционирование гражданского общества. Примеры они находили в тех государствах и в рамках тех политических строев, при которых жили. Одним из самых важных и насущных всегда был вопрос о природе взаимоотношений между государством и гражданским обществом. На каких принципах строятся эти отношения и всегда ли они одинаково выгодны обеим сторонам?

Какие уже существовали примеры в мировой истории?

История знает многие примеры гражданского общества. Например, во времена средневековья Венеция стал образцом демократического принципа сдержек и противовесов в рамках политической власти. Многие общественные признаки, которые являются для нас чем-то обычным, были впервые реализованы именно там. Основы ценности личности и ее свобод, осознание необходимости предоставления равных прав - эти и многие другие идеи демократии зародились именно тогда.

Еще один город-государство в Италии - Флоренция, внес свой неоценимый вклад в развитие этого исторического феномена под названием гражданское общество. Пример Венеции, безусловно, оказал свое существенное влияние.

Стоит также отметить и немецкие города Бремен, Гамбург и Любек, в них также развивались основы гражданского самосознания и наблюдалось влияние населения на стиль и методы управления этими городами.

Существовало ли что-то подобное на Руси?

Несмотря на территориальную удаленность и культурные отличия можно найти примеры гражданского общества в России как на ее современной территории, так и на территории близлежащих государств, близких ей по духу. В первую очередь речь идет о Новгороде и Пскове, в которых с развитием торговли сложился уникальный по своей сути политический и экономический строй. Благодаря наличию выхода к морю, а, соответственно, прекрасной возможности торговать с соседними городами и княжествами, в этих городах активно развивались ремесленные и торговые дома. Для их полноценной и успешной деятельности не подходил классический на тот период времени подход, поэтому здесь развилась форма правления с демократическим уклоном.

Особенности Новгорода и Пскова

Основу жизнедеятельности Новгорода и Пскова составлял сложившийся средний класс, который занимался торговлей и производством товаров, оказывал различные услуги. Управление городами осуществлялось посредством созыва народного вече. В этих собраниях имели право участвовать все свободные люди. К несвободным относились граждане, заложившиеся и работающие за часть продукта, получаемого на земле хозяина, или попавшие в кабалу за долги, также к ним причислялись холопы.

Что характерно, так это то, что князь был выборной должностью. Если горожан не устраивало то, как князь исполняет свои функции, они могли сместить его с этой должности и выбрать другого кандидата. Город заключал с князем договор, в котором было наложено довольно много ограничений на его полномочия. Например, он не мог приобретать землю в собственность, ему не разрешалось заключать договора с иноземными государствами без посредничества самих новгородцев и многое другое. Эти взаимоотношения как нельзя полно характеризуют понятие гражданское общество, пример которого демонстрируют созданные в Новгороде и Пскове институты управления.

Интерес к принципам развития гражданского общества в постсоветской России

В конце 80-х годов, а особенно после распада Советского Союза, разговоры и дискуссии о правовом государстве, его основах, а также о принципах формирования гражданского общества в новой стране зазвучали с тройной силой. Интерес к этой теме был и остается очень высоким, так как после долгих десятилетий полного слияния государства и общества необходимо было понять, каким образом быстро, но безболезненно создать то, на что в западных демократических странах ушло не одно столетие.

Молодыми историками и политологами изучались примеры становления гражданского общества, приглашались многочисленные специалисты из зарубежья для того, чтобы напрямую перенять успешный опыт других государств.

Проблемы в современных проявлениях гражданской позиции в России

Экономические неудачи и проблемы возникали на каждом шагу. Было непросто донести до граждан, что теперь их жизни, благосостояние, будущее зависят во многом от их личного выбора, и что делать его они должны осознанно. Поколения людей не обладали в полной мере правами и свободами. Этому необходимо было научить. Любое гражданское общество, пример которого изучается современными учеными, говорит о том, что в первую очередь инициатива должна исходить от самих граждан, осознающих себя как основную движущую силу государства. Помимо прав это и обязанности.

Задачи на будущее

По мнению специалистов и политологов, одной из задач посткоммунистического общества является необходимость придать новый смысл и значение, в рамках которых будет развиваться гражданское общество. Примеры стран развитых демократий помогут избежать многих ошибок, дадут возможность формирования новому обществу.

Сейчас идет активный процесс среднего класса и некоммерческих организаций. Эпоха бурного, практически неуправляемого развития подошла к концу. Начинается этап становления. Время покажет, смогут ли жители нашей страны когда-либо осознавать себя полноценными членами гражданского общества.

Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

История развития государства четко выделяет две тенденции:

· государство демократическое, правовое;

Гражданское общество - это негосударственная часть общественно-политической жизни; это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений.

Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

Человек, как личность, стремится к свободе и реализации своих естественных прав. Гражданское общество подразумевает добровольную передачу личностью государству своих прав, с одной стороны, а с другой - ограничение государственной власти в интересах реализации гражданами своих свобод. Главное условие действенности гражданского общества - добровольность и взаимность подобного договора между гражданами и государством.

Особое место в разработке концепций гражданского общества занимают идеи Г. Гегеля. По его мнению, гражданское общество это своеобразная стадия в диалектическом движении от семьи к государству. "Гражданское общество, - писал он, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства".

По Гегелю , гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы и политические институты и составляет комплекс частных лиц; деятельность гражданского общества регулируется правом и само оно прямо не зависит от государства.

Особый подход к проблеме гражданского общества у К. Маркса . Он рассматривает гражданское общество как сферу материальной, экономической жизни, как общественную организацию, развивающуюся непосредственно из производства и обращения. По Марксу, гражданское общество, это совокупность экономических, производственных отношений, которые соответствуют производительным силам общества и образуют базис государства. В гражданском обществе происходят революционные изменения: ликвидация частной собственности и эксплуататорских классов. Эти революционные преобразования приводят к тому, что владельцами средств производства становятся ранее угнетенные классы, исчезает эксплуатация человека человеком и происходит отмирание государства - основного орудия угнетения.

В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.

Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.

Характерные признаки современного гражданского общества:

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитость и разветвленность демократии;

· правовая защищенность граждан;

· определенный уровень гражданской культуры.

Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:

  1. Политические партии.
  2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
  3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
  4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
  5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
  6. Независимые средства массовой информации.
  7. Церковь.
  8. Семья.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления. Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

  • создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
  • выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
  • часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

  • устанавливалось равенство всех перед законом;
  • вводилось разделение судебной и административной властей;
  • устанавливалась несменяемость судей;
  • вводились независимые адвокатуры;
  • вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

  • политические партии и движения;
  • массовые общественные организации;
  • ассоциации производителей и общества потребителей;
  • конфессиональные общности;
  • этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
  • творческие союзы и организации;
  • спортивные объединения.

В современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие в формировании государственных органов.

  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь. В сложные исторические периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо» - прочные структуры гражданского общества.

Гражданское общество и государство.

Взаимодействие с государством – один из важнейших факторов и условий функционирования гражданского общества. Условие формирования гражданского общества находится в диалектически противоречивом единстве с государством: они взаимополагают, взаимодополняют, взаимоотрицают друг друга.

1) С одной стороны, гражданское общество – автономная сфера самодеятельности свободных граждан (вне рамок государства).

2) С другой ее нормальное функционирование невозможно без конституционных гарантий прав и свобод граждан, а также действенной защиты этих свобод государством на основе права. Нужно правое регулирование в свободном взаимодействии людей во всех сферах общественной жизни.

Модели взаимодействия:

1) Гражданское общество и государство враждебны (современное авторитарное государство).

2) Одно вытесняет другое (тоталитарное государство XX в)

3) Гражданское общество и государство дружественные (правовое демократическое государство).

Непростые отношения между государством и обществом

Государство, издавая законы, создает условия для реализации многообразных индивидуальных интересов, двигаясь от общего к частному. Гражданское общество, напротив, создавая механизмы адекватного выражения, свободного взаимодействия и согласования частных интересов, идет во встречном направлении от частного к общему. Между государством и гражданским обществом устанавливается тесная взаимосвязь и взаимодополняемость на основе осуществления важнейшей функции обеспечения реализации интересов членов общества в сложноорганизованной общественной системе.

Эффективное взаимодействие между гражданским обществом и государством предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение и взаимопомощь государственных и негосударственных органов и организаций. Важно, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения организации гражданского общества с целью недопущения ими попрания реального многообразия существующих в обществе интересов, чтобы указанные интересы могли заявить о себе перед лицом государства, проинформировать его о существующих объективных потребностях и проблемах. В свою очередь, необходимо, чтобы частные интересы не разорвали живую ткань общества, находили пути к согласию, сообразовывая свою деятельность с законом и учитывая насущные потребности государства.

Сегодня в демократических государствах активно вырабатываются и совершенствуются механизмы общения гражданского общества и государства (механизмы для участия граждан и их объединений в формировании государственной власти и в корректировке принятых политических и управленческих решений).

Формы взаимодействия :

1) Сотрудничество представителей организаций гражданского общества в парламентских комитетах и комиссиях, в ходе парламентских слушаний, когда указанные представители выступают в качестве экспертов, владеющих ценной информацией по существу обсуждаемых проблем и законопроектов, а также выражают общественное мнение (парламенты );

2) Специальные органы связи с организациями гражданского общества . Например, социально-экономические советы, имеющие консультативный характер; в них входят представители государственных органов и представители общественных организаций экономической и социальной сфер (есть во Франции, Австрии, Швеции, Финляндии, Италии, Бельгии, Испании и других: правительства запрашивают мнения о принимаемых законах, касающихся социального и экономического характера).

3) Служба парламентского уполномоченного , контролирующего соблюдение прав и свобод граждан. Возглавляет независимое лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный получает жалобы от граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, и действует в соответствии с предоставленными ему возможностями изучать полученные материалы и докладывать парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями, имеющих высокий авторитет.

В России развиваются современные формы взаимодействия между гражданским обществом и государством. В российском парламенте создана должность уполномоченного по правам человека. Привлекаются представители гражданского общества. Приступила к работе Общественная палата РФ, которая обеспечивает взаимодействие граждан РФ с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации РФ и местного самоуправления. Заключение Палаты подлежат обязательному рассмотрению.

Контакты с организациями гражданского общества являются бесценным источником информации о состоянии общества и общественных процессах, позволяют государственным органам правильно оценивать ситуацию, вырабатывать стратегический курс, своевременно вносить необходимые коррективы во благо общества и всех его членов.

В рамках гражданского общества возникают политические партии, выражающие и агрегирующие интересы общества, и трансформирующие их в политические программы, требования, и формирующие политическую сферу, и создающие демократические механизмы формирования государственной власти, и обеспечивающие легитимный характер власти. Неполитические организации гражданского общества повышают эффективность деятельности государственных органов. Гражданское общество – основа стабильности государства и политической системы.

Гражданское общество – особая человеческая общность, которая тождественна обществу в целом, обладает спецификой, находится в сложном взаимодействии у государством. Оно включает в себя свободных и равноправных граждан с их объединениями и организациями. Это сфера индивидуализма, повседневной жизни людей, среда их самореализации во взаимодействии с себе подобными, область самоорганизации и самоуправления, сфера свободной игры и баланса интересов. Гражданское общество достигает наивысшую ступень развития в условиях рыночной экономики и демократической правовой государственности; тогда оно эффективно выполняет свою главную функцию по обеспечению условий для максимального удовлетворения интересов и потребностей членов общества.


Похожая информация.