Главная · Письма · Правовые средства обеспечения реализации международных обязательств по защите прав ребенка в Республике Беларусь. ГТК ужесточил ввоз товаров для личного пользования

Правовые средства обеспечения реализации международных обязательств по защите прав ребенка в Республике Беларусь. ГТК ужесточил ввоз товаров для личного пользования

В нынешнем году 20 ноября в Беларуси отмечают не только Всемирный день ребенка, но и 25 лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка – основного международно-правового документа, детально рассматривающего права детей. Он принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (вступил в силу в 1990 году).

Конвенция признает детей личностями, субъектами права, а не его объектами, как было до принятия этого документа. 54 статьи Конвенции подробно рассматривают самые разные аспекты прав детей – еще бы, ведь создавался этот документ целых 10 лет!

Основные положения конвенции можно разделить на три основные категории:

    защита детей (от дискриминации, насилия, наркотиков и т.д.);

    обеспечение основных прав и свобод (права на жизнь, особую заботу и помощь, здравоохранение и образование, отдых и досуг, на сохранение индивидуальности и т.п.), наилучших условий для развития;

    участие (право на доступ к информации, возможность выражать свои взгляды, участвовать в принятии решений по важным для формирования личности вопросам и т.д.).

Ребенок должен быть воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, говорится в Конвенции.

Эволюция нормативных актов в области прав детей прошла длительный путь от Женевской декларации прав ребенка (1924 год) и Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года) до наших дней. В настоящий момент Конвенцию о правах ребенка ратифицировали 193 страны мира (кроме США, Южного Судана и Сомали).

Республика Беларусь присоединилась к Конвенции 1990 году, а 19 ноября 1993 года приняла Закон «О правах ребенка».

На 1 января 2014 года, подсчитали в Белстате, в Беларуси проживало 1 761 000 детей (это 18,6% от всего населения страны). К сожалению, количество детей в стране снижается: еще в 2013 году этот показатель составлял 20%, а 14 лет назад, в начале 2000 года, детей в Беларуси было 2 391 900. Виной всему низкая рождаемость в 90-е.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, в стране утвержден Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2012–2016 годы. А для снижения детской смертности от внешних причин разработана и действует стратегия профилактики детского травматизма на 2012–2015 годы.

Кстати, показатель детской смертности в Беларуси традиционно ниже, чем у соседей по СНГ. Опережает их наша страна и в рейтинге Mother’s Index (его определяет благотворительная организация Save the Children) – в нем у Беларуси 26 место.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!
(фото - НЦПИ)

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995-2000 годы. Целью данной программы являются создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ.

Образование в области прав человека предполагает нечто большее, чем просто владение информацией о самих правах детей и способах их реализации. Оно призвано воспитать стойкую приверженность принципам и ценностям, лежащих в основе этих прав.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 26, 27). В последнее время, в связи с реализацией Конвенции в Республике Беларусь был принят ряд мер по усилению адресной государственной поддержки детей и многодетных семей, семей с детьми-инвалидами, предоставлению некоторых льгот, связанных с охраной здоровья, по поддержанию общеобразовательных учебных заведений, детских дошкольных учреждений в условиях развития рыночных отношений.

Тем не менее, за последние годы многое удалось сделать в сфере социальной защиты и социального обеспечения детей. Расширяется психологическая помощь детям и молодежи. В частности, проводятся мероприятия, формирующие устойчивость против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения.

К сожалению, в силу недостатка финансовых средств, многое из перечисленного пока осуществляется непоследовательно и крайне медленно.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рекомендации по образованию в области прав человека, гуманистическому и международному воспитанию: Сборник документов и методических материалов ООН, ЮНЕСКО, Республики Беларусь: Пособие для педагогов/Сост.О.Е.Белоенко. – Мн.: Тэзналогія, 1997. – 183 с.

2. «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы».

3. Защита прав ребенка в Республике Беларусь:сб.нормат. правовых актов:текст приведен по сост.на 10 февраля 2005. - Мн.: Диктка, 2005. - 128 с.

4. Дзецям і дарослым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці/Уклад.,перакл.С.Бубен.- Мн.: Полымя,1999.12 с.

5. Программа «Дети Беларуси» // «Бібліятэка прапануе»,2009.- №9.

6. Бурлакова, С.А. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси» // «Сацыяльна-педагагічная работа», 2006 -№ 7, с.6-8.

7. Красовская Н.Н. Организация системы социальной защиты населения Республики Беларусь: новые формы и услуги; //Сацыяльна-педагагічная работа.-2006. - №9. - С.15-22.

8. Лодкина, Т.В.Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-192с.

9. Рыбинский Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы: Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-224 с.

10. Савотина Л.Н. Социальная защита детства в рамках реализации Президентской программы «Дети Беларуси»; Сацыяльна-педагагічная работа. - 2007. - №7.-С.6-8

11. Об организации работы с детьми, нуждающимися в государственной защите: постановление коллегии; Республики Беларусь, Министерство образования.-//Сацыяльна-педагагічная работа.-2007. - №3. - С.12-15.

12. Подоферова А.С. Актуальные проблемы социального сиротства в Республике Беларусь;//Адукацыя і выхаванне. - 2006. - №11. - С. 3-8.

13. Смагина, Л.И.Сто уроков по правам ребенка: Учеб.-метод.пособие/Л.И.Смагина, А.С.Карнейчик, А.А.Петрикевич, И.А.Царик. – 2-е изд. – Мн.: Универсітэцкае,1999, - 171 с.

14. www. seprava. Ru


ПРИЛОЖЕНИЯ

Декларация прав ребенка

ПРЕАМБУЛА

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

Генеральная Ассамблея

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Принцип 1

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Принцип 2

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Принцип 6

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Принцип 7

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Принцип 8

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.


ВОЗРАСТ ПРАВА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННОМУ ВОЗРАСТУ

С момента

рождения

Способность иметь гражданские права и обязанности – гражданская правоспособность – гражданство

Имя, отчество, фамилия (с момента регистрации)

Пособие по случаю рождения, по многодетности и мало обеспеченности

Прием в дом ребенка. Прием в ясли

До 1,5 лет Оплачиваемый отпуск матери по уходу за ребенком
До 3-х лет

Отпуск матери по уходу за ребенком без сохранения содержания

Право матери находиться с ребенком в больнице. Прием в детский сад

6-7 лет Поступление в школу
10лет

Усыновление только с согласия ребенка

Штраф за бесплатный проезд на транспорте

11лет Разрешается определение в спец школу, в воспитательное учреждение
14лет

Изменение гражданства только с согласия ребенка

Определение в спец ПТУ

Наступает уголовная ответственность за убийства и другие тяжкие преступления

Ответственность (имущественная) за причиненный вред

До 15 лет Установление опеки над ребенком
15 лет

Распоряжение собственным заработком

Совершение сделок с согласия родителей

Мелкие бытовые сделки (самостоятельно)

В исключительных случаях согласия профсоюза поступление на работу

Право вносить вклады в сбербанк

Установление попечительства

Получение паспорта

16 лет

Поступление на работу с определенными льготами.

Наступление уголовной ответственности

Возможность вступления в брак по разрешению родителей

Право на посещение зрелищных мероприятий без ограничений

Право на приобретение табачных изделий

18 лет Совершеннолетие, полная дееспособность

Дети, положение которых характеризуется как социально неблагополучное, тоже являются объектом социальной защиты детства. В соответствии с этим можно выделить следующие основные категории детей, являющихся объектом социальной защиты детства: дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители, дети группы риска. Дети-инвалиды (в последнее время наметилась общегуманистическая тенденция называть эту...

Говоря, социальная защита детства понимается как система. Продолжает начатую работу по становлению системы социальной защиты детства федеральная целевая программа «Дети России», направленная на создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Федеральная целевая программа "Дети...

Сюжетов и газетных публикаций, направленных на предотвращение деградации и распада семей, профилактику социального сиротства, а также беспризорности и безнадзорности. III. СОВЕРШЕНСТВАВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Г.ТЫНДА 3.1 Выводы и предложения Деятельность и организация работы Подразделения по делам...

Социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и т.д., оказывают социальную помощь неимущим.2. Современная государственная социальная политика по решению социальных проблем населения 2.1 Современные правовые основы социальной защиты населения Прежде всего, необходимо дать определение понятию «социальное государство». «Социальное государство – это характеристика (принцип), ...


Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений.

Настоящий Закон основывается на Конституции Республики Беларусь, Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка

Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.

Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.

Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности организаций и физических лиц по защите детства.

Статья 3. Государственные органы и иные организации, обеспечивающие защиту прав и законных интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации положений настоящего Закона

Защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты прав и законных интересов детей.

Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и законных интересов ребенка.

Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 4. Право на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении детей не допускается.

Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.

Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 6. Равноправие детей

Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Статья 7. Право на гражданство

Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.

Статья 8. Право на достойный уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.

Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.

Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, унижения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей) и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера, а также от привлечения ребенка к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Статья 10. Право на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей (опекунов, попечителей), и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учреждений образования религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его права и законные интересы.

В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей (опекунов, попечителей).

Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли

Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Статья 12. Право на льготы по проезду

Дети имеют право на льготы по проезду в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Статья 13. Защита ребенком своих прав и законных интересов

Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право на получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей (попечителей).

Юридическая помощь детям в их интересах, их родителям (опекунам, попечителям) в интересах детей оказывается адвокатами за счет средств коллегии адвокатов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет - в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также осуществлять защиту прав и законных интересов через своих законных представителей.

Статья 14. Обязанности ребенка

Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

ГЛАВА 2 РЕБЕНОК И СЕМЬЯ

Статья 15. Право на проживание в семье

Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Статья 17. Ответственность семьи за ребенка

Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.

При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Статья 18. Право на жилище

Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством Республики Беларусь.

Статья 19. Право на имущество

Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 20. Право на имя

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 21. Социальная защита семьи государством

В целях полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство оказывает социальную помощь в виде государственных пособий и предоставляет льготы в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

ГЛАВА 3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО

Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка

Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных организаций и общественных объединений для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов, книг и иных печатных изданий, обеспечивается их доступность.

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Порядок реализации этого права определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 23. Право на образование

Каждый ребенок имеет право на получение образования.

Детям гарантируется право на получение бесплатного образования на условиях и в порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.

Государство поощряет развитие таланта и получение образования.

Статья 24. Право на труд

Каждый ребенок имеет право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей.

По достижении шестнадцати лет дети имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) трудовой договор может быть заключен с ребенком, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, подземных и горных работах, список которых утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Статья 25. Право на отдых

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор занятий во внеучебное время в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, других мест отдыха и укрепления здоровья детей, устанавливает для детей льготный порядок пользования услугами в сфере культуры и физкультурно-оздоровительными услугами.

Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Статья 26. Право на свободу объединений

Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

Дети имеют право объединяться в детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не имеет целей насильственного изменения конституционного строя либо ведения пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Детским и молодежным общественным объединениям оказывается государственная поддержка в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 27. Право на защиту чести и достоинства

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.

Дисциплина и порядок при осуществлении образовательной деятельности поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение.

Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять педагогическую деятельность, выполнять воспитательные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

Должности, связанные с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, другие должности, профессии, связанные с постоянной работой с детьми, не могут занимать лица, ранее совершившие преступления против половой неприкосновенности или половой свободы, преступления, предусмотренные статьями 172, 173, 181, 181-1, 182, 187, 343, 343-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам законодательством Республики Беларусь об образовании. Перечень должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми, утверждается Правительством Республики Беларусь.

Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

ГЛАВА 4 РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Статья 29. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.

Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.

В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.

В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.

Статья 30. Исключена.

Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития

Государство гарантирует детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития бесплатную педагогическую, медицинскую, социальную и психологическую помощь, выбор ими и их родителями (опекунами, попечителями) учреждения образования, создание специальных условий для получения образования детьми с особенностями психофизического развития и оказание им коррекционно-педагогической помощи, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

Статья 32. Обеспечение безопасности детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

В случае возникновения чрезвычайных ситуаций государство оказывает детям безвозмездную помощь, необходимую медицинскую помощь, принимает меры по охране жизни, здоровья и имущества детей, в том числе меры по их воссоединению с семьей, эвакуации из страны (места) их пребывания.

Привлечение детей к участию в военных действиях или иное их использование в вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются.

Статья 34. Права детей-беженцев

Дети, прибывшие в Республику Беларусь, имеют право обратиться с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь либо убежища в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка устанавливают над ним опеку или попечительство, обеспечивают другие формы его устройства на воспитание.

Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности

Право на личную свободу ребенка охраняется законом. Гарантии защиты прав детей при привлечении их к ответственности устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных учебно-воспитательных учреждениях и специальных лечебно-воспитательных учреждениях

Направление ребенка в специальное учебно-воспитательное учреждение или специальное лечебно-воспитательное учреждение производится только судом на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение общего базового, общего среднего, профессионально-технического, специального, дополнительного образования, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.

Обязательной целью содержания детей в специальных учебно-воспитательных учреждениях или специальных лечебно-воспитательных учреждениях является обеспечение реализации программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения

Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.

ГЛАВА 5 МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 38. Международные договоры

Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Статья 39. Международное сотрудничество

Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, обеспечивает выполнение международных договоров Республики Беларусь в сфере охраны прав ребенка.

ГЛАВА 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Лица, нарушающие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.

Председатель Верховного Совета

Республики Беларусь С.Шушкевич



Формируется позитивное общественное мнение в отношении признания прав детей, улучшения их положения, понимания того, что каждый ребенок нуждается в помощи, поддержке и защите, особенно уязвимые категории детей (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с особенностями психофизического развития, дети, проживающие на территории, пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС, дети из малообеспеченных семей, дети в конфликте с законом и др.). Развивается гражданское движение в поддержку детей для оказания им необходимой помощи и обеспечения благополучной интеграции в общество.

При этом можно выделить следующие основные подходы в совершенствовании правового механизма защиты прав ребенка в Республике Беларусь:

ü создание правовых условий для улучшения положения семей и детей, находящихся в трудных жизненных обстоятельствах, перераспределение государственных ресурсов в пользу таких семей, обеспечение их адресной социальной защиты, учет в жилищной политике числа детей в семье и возможности рождения детей в целях улучшения демографической ситуации;

ü обеспечение бесплатности и доступности для всех детей базовых услуг здравоохранения, образования, социального обслуживания и др.;

ü систематизация законодательства, пересмотр декларативных и проти- воречащих друг другу норм, преимущественный переход к нормам прямого действия, имеющим финансовые и организационные механизмы реализации.

В Республике Беларусь созданы условия для реализации права ребенка на социальную защиту и инклюзию.

Обеспечена институциональная поддержка реализации права , создана надежная система социальной защиты детей, семей с детьми, социальная защита детей, проживающих на территориях, пострадавших от последствий катастрофы на ЧАЭС, проводятся реабилитация и адаптация детей с ОПФР с учетом их функциональных возможностей, оказывается помощь детям-инвалидам, реализуется комплекс мероприятий по их социальной реабилитации.

Обучение подростков с инвалидностью и особенностями психофизиче- ского развития (в том числе с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, нарушением зрения и слуха) осуществля- ется в 85 учреждениях профессионально-технического образования, 65 учреждениях среднего специального образования, а также в учреждениях высшего образования Республики Беларусь. Одним из наиболее приоритетных направлений развития системы социальной защиты граждан, имеющих те или иные ограничения, должно стать усиление проводимой в стране работы по созданию безбарьерной среды . Это обеспечит детям с ограничениями по передвижению, зрению, слуху, интеллекту доступность социальных объектов для удовлетворения жизненных интересов, развития, обучения, включенности в жизнь общества.

В обеспечении права ребенка на защиту от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации законодательство Республики Беларусь ориентируется на положения Конвенции о правах ребенка. В последнее десятилетие в стране предпринимаются усилия по созданию действенного механизма выявления ситуаций насилия в отношении детей , предупреждения и противодействия всем формам их проявления. Имеет место тенденция уменьшения доли детей в возрасте 2–14 лет, которые подвергались психологическим или физическим наказаниям со стороны своих ро- дителей/воспитателей или других членов семьи (с 82,6 процента в 2005 г. до 64,5 процента в 2012 г.).

Вместе с тем отмечается недостаточный уровень психологической культуры взрослых, сформированности у них установок на ненасильственные методы дисциплинирования ребенка. Программой по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 годы предусматривается проработка вопроса о возможности присоединения Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характер. Государственной программы противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2011–2013 годы. Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 350-з «О противодействии торговле людьми».

Требует совершенствования с ориентацией на международные стандарты законодательная и нормативная правовая база в сфере защиты детей от насилия, угрозы торговли людьми и эксплуатации. Необходимо выработать единую политику в отношении предупреждения и противодействия всем формам насилия. Нуждается в дальнейшем развитии система оказания психологической и социально-педагогической помощи детям – жертвам насилия.

Реализация права ребенка на доступ к справедливому правосудию в Республике Беларусь основывается на комплексной политике межведомственного взаимодействия. Система работы с детьми, вступившими в конфликт с законом, включает в себя: профилактику правонарушений среди несовершеннолетних; реабилитацию; ресоциализацию. Реабилитацией и ресоциализацией несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, занимаются специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, основная задача которых – оградить несовершеннолетних от негативного влияния компании, соблазна употребления психоактивных веществ, показать актуальность и значимость общечеловеческих ценностей и общепринятых моделей поведения, восстановить позитивные детско-родительские отношения. Ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних: предупреждение безнадзорности, правонарушений, иных антиобщественных действий несовершеннолетних;

Выявление и устранение их причин и условий;

Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

Социально-психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобще ственных действий.

В Республике Беларусь имеется законодательство по применению процедур, дружественных детям. Законодательством страны и практикой его применения обеспечен доступ несовершеннолетних к правосудию. Начиная с 2006 года, в стране существует единая государственная система регистрации и учета правонарушений, в том числе несовершеннолетних. Несмотря на имеющиеся позитивные результаты в реализации права, остаются группы детей, которые нуждаются в особом внимании и защите. Сохраняется угроза совершния административных правонарушений для подростков, употребляющих алкоголь.

В Республике Беларусь запрещается привлечение детей к тяжелым работам и работам с вредными и(или) опасными условиями труда. Характерным для страны является минимальное распространение детского труда, который должен быть исключен. Всего 1,4 процента детей в возрасте 5–14 лет занимаются трудовой деятельностью в таких формах, как работа в интересах семейного бизнеса и вне домашнего хозяйства.

Наряду с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы, реализующей право ребенка на справедливое правосудие, необходимо обеспечить дальнейшее развитие систем: профилактики правонарушений несовершеннолетних; исполнения наказания в отношении несовершеннолетних; реинтеграции и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей.

Право ребенка родиться свободным от ВИЧ-инфекции и оставаться неин- фицированным в Республике Беларусь гарантировано как законодательно, так и институционально. В стране создана система, обеспечивающая всеобщую доступность к консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию. Все беременные женщины должны проходить двукратное тестирование на ВИЧ-инфекцию. Социальная защита детей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в Республике Беларусь обеспечена Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», а также Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей. С 2013 года 100 процентов детей, рожденных ВИЧ-позитивными мамами, обеспечены заместительным вскармливанием. Социальное сопровождение затронутых проблемой ВИЧ/СПИДа семей реализуется преимущественно общественными объединениями в рамках грантов Глобального фонда по противодействию распространению ВИЧ-инфекции, туберкулеза и малярии, осуществляемого Программой развития ООН в сотрудничестве с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

В Республике Беларусь созданы условия для реализации права ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих интересы детей. Приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию права на уровне учреждения образования, города, региона, страны. Дети участвуют в деятельности Советов учреждений образования, в ученическом самоуправлении, что обеспечивает развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Через школьные прессу, радио, сайты дети имеют возможность высказывать свои идеи, мнения по вопросам организации образовательного процесса, проведения мероприятий.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая вступила в силу 2 сентября 1990 г. Она провозгласила приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В Конвенции закреплены 4 важнейших принципа: принцип недискриминации (ст. 2), принцип приоритетности прав детей (ст. 3), принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст. 12), принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Беларусь одна из первых бывших союзных республик СССР в 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и начала разрабатывать комплекс мер, направленных на защиту законных прав и интересов детей. Уже в 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», а в 2000 г. в него были внесены дополнения и изменения, усиливающие совместную работу государства и семьи по реализации прав детей. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь. В 1995 г. был разработан Национальный план действий по защите прав детей на гг., введено преподавание спецкурса «Права ребенка» во всех заведениях системы образования. В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. 675 утверждены новое Положение о Национальной комиссии по правам ребенка и ее обновленный состав. Основными задачами Комиссии являются: 1) контроль за соблюдением прав и законных интересов детей; 2) проведение мониторингов и анализ положения детей в Республике Беларусь; 3) участие в разработке актов законодательства по вопросам реализации прав и законных интересов детей; 4) разработка предложений по совершенствованию социальной политики и механизмов поддержки детства, укреплении семьи; 5) принятие мер по обеспечению благополучия детей в семье, повышению ответственности родителей за воспитание детей; 6) утверждение национальных докладов, которые представляются на рассмотрение Комитета по правам ребенка при ООН; 7) содействие взаимодействию государственных органов и иных организаций с иностранными государствами и международными организациями по вопросам реализации прав и защиты законных интересов детей. Целенаправленно и конкретно на заседании Комиссии обсуждаются актуальные вопросы защиты прав детей, организации их полноценной жизнедеятельности. Так, 6 июня 2012 г. члены Комиссии обсуждали такие вопросы: «О реализации местными исполнительными и распорядительными органами права ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия», «О координации деятельности органов, учреждений и иных организаций по реализации Декрета Президента

2 Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Минской области». Организована работа приемной Национальной комиссии по правам ребенка (на базе Национального центра художественного творчества детей и молодежи: Минск, ул. Кирова, 16; аналогичные приемные созданы в каждом областном центре). В приемной: 1) ведется регистрация всех заявлений граждан; 2) отслеживаются результаты их рассмотрения; 3) анализируются жалобы и предложения; 4) ведется журнал предварительной записи граждан на прием; 5) организуются тематические приемы, которые проводят члены Национальной комиссии во взаимодействии со специалистами по вопросам прав и защиты детей (педагогами, психологами, юристами, медиками, экономистами и др.). В 1998 г. разработан и представлен Комитету ООН по правам ребенка. Первый периодический доклад о реализации положений Конвенции о правах ребенка, утверждена президентская программа «Дети Беларуси», создан Национальный центр усыновления Министерства образования Республики Беларусь и введено преподавание спецкурса «Права человека» во всех учебных заведениях системы образования. Знаменательным стал 1999 год: принят Национальный план развития образования в области прав человека на гг. и подготовлен национальный доклад «Положение детей в Республике Беларусь в 1999 году», который стал готовиться и утверждаться ежегодно. С 2000 и по 2008 год в Республике Беларусь с целью защиты прав и интересов детей были подготовлены и приняты Национальный доклад о выполнении Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей, программа «Дети Беларуси» на гг., Второй периодический доклад Комитету ООН по правам ребенка о выполнении положений Конвенции о правах ребенка, Национальный план действий по улучшению положений детей и охране их прав на гг., президентская программа «Дети Беларуси» на гг. В целях усиления работы с семьями и детьми 2006 год был объявлен Годом матери, а Годом ребенка . Комитет по правам ребенка признал факторы и сложности, затрудняющие процесс реализации Конвенции в Беларуси: экономические трудности переходного периода порождают рост бедности, который сказывается на благополучии семей, особенно многодетных и проживающих в сельских районах; последствия аварии на Чернобыльской АЭС продолжают оказывать негативное воздействие на население страны в целом, а также на состояние здоровья и развитие детей; заметна растущая тенденция распада семей, рост числа неполных семей и случаев уклонения от выполнения родительских обязанностей; недостаточен уровень информации и осведомленности о случаях грубого обращения и злоупотреблений в отношении детей в семье, школе и других учреждениях; заметен рост заболеваемости детского населения . В объединенном Третьем и Четверном периодическом докладе «Осуществление Конвенции о правах ребенка в Республике Беларусь» отражены

3 ответы на заключительные замечания Комитета по правам ребенка : - осуществлен комплекс мер по совершенствованию действующего законодательства, направленного на защиту прав и улучшение положения детей в Республике Беларусь (за гг. разработано более 25 нормативных правовых актов, 10 из них размещены на сайте Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь - получила дальнейшее развитие и структурное оформление система защиты прав детей. Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. «О Национальной комиссии по правам ребенка» значительно расширены ее состав, полномочия и функции. В Минске и во всех регионах страны действуют приемные Комиссии, осуществляется мониторинг реализации положений Конвенции о правах ребенка, рассматриваются жалобы детей в случае нарушения их прав; - применяется дифференцированный подход в оказании многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам при рождении третьего и последующих детей и при наличии трех и более детей. С г. размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума; - осуществляется взаимодействие с многочисленными международными организациями (ЮНИСЕФ, ВОЗ, МККК, MOM), международными неправительственными организациями, которых в Беларуси насчитывается более По линии Министерства здравоохранения совместно с Белорусским детским фондом и Международным фондом (США) реализуется программа «Детское сердце»; - сформирована единая система образования в области распространения знаний о Конвенции о правах ребенка, создана многоступенчатая система образования в сфере прав человека и ребенка. Изданы программы, учебники, учебно-методические пособия, рекомендации, буклеты. Образование в области прав человека осуществляется посредством изучения обучающимися учебных предметов «История Беларуси», «Всемирная история», «Обществоведение», факультативных занятий «Правила моей жизни», «Основы правовых знаний», «Исследуя гуманитарное право», «Права человека». - получило развитие детское форумное движение, были организованы форумы «Дети Беларуси на пороге третьего тысячелетия» (2000), «Улучшим мир для детей вместе с детьми» (2001), «Лидер-2002» (2002), «Не забыть ни одного ребенка» (2003), «Дети Беларуси: инициатива, творчество, поиск» (2010). Ежегодно на базе Национального детского оздоровительного лагеря «Зубренок» проводится международный форум «Дружба без границ»; - усилена моральная и материальная ответственность родителей за воспитание и содержание детей. Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» предусмотрены такие меры: а)

4 помещение детей, находящихся в социально опасном положении, на государственное обеспечение; б) возмещение родителями затрат на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении; - сокращение в гг. вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что явилось следствием целенаправленной работы органов охраны детства, создание в регионах наиболее полной сети детских социальных приютов и организации ранней профилактики социального сиротства путем своевременного выявления неблагополучных семей и оказание им масштабной социальнопедагогической поддержки с целью сохранения детско-родительских отношений. Из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях проживает За период реализации Декрета 18 (ноябрь гг.) суды возвратили родительские права на 2180 детей; - совершенствование системы охраны репродуктивного здоровья, включающей предупреждение нежелательных беременностей, снижение числа абортов, консультирование, планирование семьи, подготовка женщин и их семей к беременности и родам, пренатальная охрана плода с предупреждением и лечением внутриутробных инфекций, профилактика вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции, внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению заболеваний репродуктивной системы, тестирование беременных женщин на ВИЧ/СПИД при постановке их на медицинское наблюдение в женской консультации, мониторинг оказания услуг по профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку. В возрастной структуре ВИЧ-инфицированных удельный вес молодых людей лет уменьшился с 24,5% в 1996 г. до 2,1% в 2011 г. Осуществляется деятельность молодежного сайта по профилактике ВИЧ- СПИДа услугами которого воспользовалось посетителей; - развитие приоритетных направлений по предотвращению детской инвалидности. В рамках подпрограммы «Дети-инвалиды» президентской программы «Дети Беларуси» на гг. и Государственной программы по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на гг. реализуются конкретные медико-социальные, социально-педагогические и психолого-педагогические мероприятия по совершенствованию медицинской помощи и оздоровлению детей, профилактике заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, обеспечение детей-инвалидов современными индивидуальными техническими средствами реабилитации и средствами, облегчающими им самообслуживание; - трансформация специального образования в открытую образовательную систему, позволяющую интенсифицировать социальное развитие детей, повысить качество, обновлять содержание и технологии обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. В учреждениях образования создано адаптивное образовательное пространство, функционируют 47 специальных общеобразовательных школинтернатов, 143 центра коррекционно-развивающего обучения и

5 реабилитации, 209 специальных и интегрированных классов, пунктов коррекционно-педагогической помощи, в которых работают олигофренопедагоги, логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, преподаватели жестового языка, специальные психологи. Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации формируют позитивное общественное мнение в отношении детей с особенностями психофизического развития, улучшают их морально-психологическое положение в семье, коллективе, обществе. Учреждения образования оборудуются пандусами, поручнями, лифтами с учетом требований по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и физически ослабленных лиц. При финансовой поддержке Швейцарского Управления по развитию и сотрудничеству в 2010 г. создан сайт управления специального образования Asabliva.by, который ежегодно посещают около 1000 пользователей . Министерство образования Республики Беларусь осуществляет целенаправленную работу по подготовке Национального плана действий по улучшению положения детей и защиты их прав и законных интересов на годы. После реализации данного плана будет подготовлен сводный доклад, объединяющий пятый и шестой периодические доклады, который будет представлен в Комитет по правам ребенка ООН в 2017 году. Литература 1. Положение детей в Республике Беларусь в 2010 году: нац. доклад. Минск: НИО, с. 2. Рассмотрение докладов, представленных государствамиучастниками в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка. Беларусь. ООН: Комитет по правам ребенка, с. 3. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. Мн., Чечет, В.В. Реализация в Республике Беларусь предложений Комитета по правам ребенка при ООН / В.В. Чечет, Л.С. Борисик // Сацыяльна-педагапчная работа С; 2. С Чечет, В.В. Защита прав и законных интересов детей важнейшая функция Национальной комиссии по правам ребенка / В.В. Чечет // Сацыяльна-педагагічная работа С В. В. Чечет, профессор кафедры частных методик Институт повышения квалификации и переподготовки УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», член Национальной комиссии по правам ребенка


УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 2017 НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И ОХРАНЕ ИХ ПРАВ НА 2017-2021 ГОДЫ Национальный план действий по улучшению положения

УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.09.2017 710 Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017 2021 годы Национальный план действий по улучшению

Профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности и безнадзорности в Российской Федерации В Российской Федерации по состоянию на 2007 год проживает 27,9 млн. детей. Будущее России

Модуль 5. Социализация личности. Семейное воспитание. Тема: Правовые основы семейного воспитания Правовые основы семейного воспитания В основе семейного воспитания лежит семейное право, которое закреплено

Инновационные формы межведомственного взаимодействия в сфере профилактики социального сиротства Варкова Людмила Викторовна начальник отдела охраны прав детства г. Москва, 16-17 мая 2013 Ситуация в регионе

К 20-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка Конвенция ООН о правах ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АЛТАЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" АПЭК УТВЕРЖДЕНО

УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь К.С.Фарино 24.12.2010 Отчет по итогам работы управления специального образования Министерства образования в 2010 году В 2010 году управлением

Основные задачи отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Министерства образования и науки Республики Марий Эл 2.1. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству на

Министерство образования Республики Беларусь О реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь Анастасия Гвардиян Координатор программ и проектов Центра стратегических и внешнеполитических

Региональная конференция по профилактическому образованию «Образование для здоровья, развития и участия» 3 4 декабря 2013 г. г. Киев, Украина Итоговый документ 3 4 декабря 2013 года в Киеве, Украина, состоялась

ДОКЛАД министра образования и науки Мурманской области «О ходе исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ В 2011 ГОДУ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ В ЧАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д.А. МЕДВЕДЕВА ФЕДЕРАЛЬНОМУ

Паспорт районной целевой «Социальная защита детей, требующих особой защиты государства, на 2-22 гг.» Наименование Заказчик Основание для разработки Основные разработчики Цели и задачи Сроки реализации

Разработчик программы: С.М. Кобачевская, начальник отдела международного сотрудничества БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент Рекомендована к утверждению: Кафедрой дополнительного педагогического

Областное государственное автономное образовательное учреждение ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ Иркутской области Нормативно-правовые основы деятельности психолого-медико-педагогических

ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA64.28 Пункт 13.16 повестки дня 24 мая 2011 г. Молодежь 1 и риски для здоровья Шестьдесят четвертая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения,

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 января 2018 г. 91-З О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь Принят Палатой представителей 14 декабря 2017 года Одобрен Советом Республики 19

Социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", законодательными и нормативными правовыми актами Ставропольского

Отчет по итогам работы управления специального образования Министерства образования в 2009 году В 2009 году управлением специального образования Министерства образования Республики Беларусь продолжалась

Роль психолого-медикопедагогических комиссий в организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Болдырева Виктория Эдуардовна Заведующий центральной психолого-медико-педагогической комиссией

Приложение к постановлению областной Думы от Рекомендации дня депутата по теме: «Организация деятельности по содержанию, воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18.01.2016 7 О внесении изменений в постановление администрации Тульской области от 17.02.2011 95 «О мониторинге демографической ситуации и реализации мероприятий

Проект внесен депутатом ГС РК Бобковым В.В. ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "О социальной работе с семьями, детьми и молодежью в Республике Крым" Настоящий Закон разработан на основе статьей 7, подпункта "ж" пункта

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 2 октября 2010 г. 518 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ, НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ И СВЯЗАННЫМ С НИМИ ПРОТИВОПРАВНЫМ ДЕЯНИЯМ НА 2011-2013 ГОДЫ В

УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 04.03.2011 269 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА профилактики ВИЧ-инфекции на 2011 2015 годы ПАСПОРТ Государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции

Сто тридцать вторая сессия EB132.R5 Пункт 6.5 повестки дня 23 января 2013 г. Инвалидность Исполнительный комитет, рассмотрев доклад по вопросам инвалидности 1, РЕКОМЕНДУЕТ Шестьдесят шестой сессии Всемирной

ДЕИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Проблема социального сиротства в нашей стране приобрела весьма широкий масштаб, что вынуждает государство применять самые разнообразные

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Аннотированный библиографический список Витебск 2016 УДК 347.61/.64 ББК 67.404.5(4Беи) О-92 Составитель Ю. С. Малашонок Редактор библиографических записей

Постановление Городская Дума г. Нижнего Новгорода от 20.02.2008 г 24 О порядке исполнения полномочий, в том числе государственных, в области образования, по организации и осуществлению деятельности по

УТВЕРЖДЕН Постановлением администрации городского округа Карпинск от 07.08.2015 г. 127108.08.2013 г. 1588 «Об утверждении плана мероприятий на по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017

Дополнительное соглашение от к соглашению между администрацией Городецкого района, профсоюзами и работодателями района на 2008 2010 годы. г. Городец 2010г. Договаривающиеся стороны администрация Городецкого

ЗАКОН ПЕРМСКОГО КРАЯ О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае Принят Законодательным Собранием Пермского края 19 июня 2014 года Настоящий Закон устанавливает правовые

Республика Казахстан Финансирование и планирование ресурсов в интересах ребенка в системе охраны детства Председатель Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан

ПРИНЯТО Педагогическим советом ГОУ гимназии 52 от 20 протокол УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ гимназии 52 И.В. Гузаева Приказ от 20 ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет

Положение о Службе психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей различных категорий. Общие положения. 1.1 Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-сирот

Нормативно-правовая база образования детей с с ОВЗ Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

Бесолова А.А. 1, Кесаева Ж.Э. 2 1 Кандидат исторических наук, 2 кандидат социологических наук, 1,2 доцент кафедры психолого - педагогических и медицинских проблем социальной работы ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский

Информация отдела социальной защиты населения Вурнарского района КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии за 1 квартал 2016 год. В районе сохраняются все меры государственной

29 декабря 2009 года N 178-ОЗ ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Принят областной Думой 24 декабря 2009 года (в ред. законов Воронежской

УДК 340,1 Н. В. Кабзова (Могилев, Беларусь) АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В КОНТЕКСТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Введение. Семья составляет значительную

Администрация муниципального образования Сасовский муниципальный район Рязанской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июня 2014 года 412 Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по обеспечению семейного

Государственная программа по предупреждению насилия в семье на 2014-2023 годы Утверждена постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2014 года, 294 Предисловие Государственная программа

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТРАНЫ БЕЛАРУСЬ Население: 9,8 млн. человек (ООН, 2005 г.) Столица: Минск Территория: 207595 кв. км (80153 кв. миль) Основной язык: русский, белорусский (оба являются

Гречнева Е.Ф. Государственная политика в сфере здравоохранения. Приоритеты государственной политики в области физкультуры и спорта. Развитие здравоохранения. Здравоохранение - система государственных,

Семья является важнейшим социальным институтом современного общества, основой формирования любой нации. Она составляет значительную часть общества, а также в значительной мере влияет на демографическую

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 516 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТО решением Совета ГБОУ СОШ 516 Невского района Санкт-Петербурга Протокол

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО

Какие права имеет ребенок в Российской Федерации? Права детей в Российской Федерации регулируются следующими законами: "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила

Задачи и функции Дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, геронтологический центр предназначены для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок,

Информация о деятельности Национального фонда защиты детей от жестокого обращения по разработке, апробации и внедрению технологии раннего выявления и работы со случаями нарушений прав и законных интересов

ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ WHA65.4 Пункт 13.2 повестки дня 25 мая 2012 г. Глобальное бремя психических расстройств и необходимость в комплексных, скоординированных ответных

КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре I.Общие положения Государственные гарантии Российской Федерации (далее - РФ) на достойную жизнь и свободное развитие

П/п Название мероприятия 1. Взаимодействие с отделами образования, спорта и туризма Гродненской области, учреждениями образования, социально-педагогическими учреждениями по вопросам раннего выявления признаков

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ Социально-педагогическую помощь семьям призваны оказывать и организации, которые имеют отношение к созданию н функционированию семьи, воспитанию детей. Система

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 20 сентября 2013 года 1082 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПРОТОКОЛ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА 1 16 апреля 2013 года Председательствующий: начальник управления социального развития Министерства социальных отношений

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 25 декабря 2012 г. N 73-рп О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2013-2015 ГОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2012-2017 ГОДЫ И

Информация о предоставлении путевок в детские оздоровительные лагеря весной и летом 2018 года Льготные категории детей, имеющие право на предоставление путевок с оплатой полной стоимости. Решение о предоставлении

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ГУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ГИГИЕНЫ, ЭПИДЕМИОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ» МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ

Профилактика ВИЧ среди женщин. Лечение и поддержка ВИЧинфицированных женщин А.В. Русанович Заведующий отделом профилактики ВИЧ/СПИД ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»,

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних являются специализированными учреждениями, созданным в целях профилактики безнадзорности

Организация Объединенных Наций Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин CEDAW/C/VNM/Q/6 Distr.: General 8 August 2006 Russian Original: English Комитет по ликвидации дискриминации

АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 11.12.2015 997-ра Об утверждении Плана мероприятий по реализации на территории первого этапа Концепции государственной семейной политики на В целях формирования

План работы социального педагога Калашниковой Натальи Александровны по профилактике правонарушений ГБОУ ЦО 1439 на 2012-2013 учебный год Основные направления работы по взаимодействию ребенка с социальной

РЕШЕНИЕ МИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ 16 января 2018 г. 260 О внесении изменений и дополнений в решение Минского областного Совета депутатов от 27 декабря 2017 г. 252 На основании пункта 2 статьи

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ OS AJM/t. г. Липецк Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Липецкой области В соответствии со статьей 42 Федерального

СОГЛАСОВАНО Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь А.И. Жук 01 октября 2013 г. УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени