Главная · Кадровые документы · Территориальная жилищная инспекция. Государственный жилищный надзор: цели и функции. Как бороться с бездействием жилищной инспекции

Территориальная жилищная инспекция. Государственный жилищный надзор: цели и функции. Как бороться с бездействием жилищной инспекции

Постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2001 г. N 1144-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 06.05.97 N 321 "Об уточнении нормативных документов и полномочий Мосжилинспекции".

  1. Общие положения
  1. Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее также - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Инспекции:

По региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции;

По лицензионному контролю за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

По предоставлению государственных услуг по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах;

По предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

По управлению системой мониторинга многоквартирных домов и особых объектов нежилого фонда города Москвы;

По муниципальному жилищному контролю в пределах своей компетенции;

По осуществлению контроля за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы;

(дефис введен постановлением

По осуществлению контроля за соблюдением требований к проведению переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах в городе Москве.

(дефис введен постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N 751-ПП)

  1. Инспекция осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
  2. Инспекция осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные подразделения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти города Москвы, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, общественными объединениями граждан и иными организациями.
  1. Полномочия Инспекции
  1. Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

4.1. Разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Инспекции, в том числе о порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в соответствии с условиями и требованиями к проведению переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2. На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения:

4.2.1. О согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.2. О согласовании (или отказе в согласовании) ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.3. Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.3(1). Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в рамках перевода в жилое (нежилое).

(п. 4.2.3(1) введен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП)

4.2.4. О приостановлении предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.5. Об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирных домах и жилых домах.

4.2.6. О проведении мониторинга эксплуатируемых зданий:

Многоквартирных домов;

Особых объектов нежилого фонда города Москвы.

4.2.7. О внесении заключения о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на рассмотрение межведомственной комиссии, созданной в указанных целях.

4.2.8. По вопросам, связанным с производством по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

4.2.9. О выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям, а также о продлении срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений.

4.2.10. О проведении диагностики конструкций и инженерного оборудования многоквартирных домов (в том числе газового) с применением инструментальных методов контроля их технического состояния.

4.2.11. О согласии на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в многоквартирном доме от имени собственника в лице города Москвы.

4.2.12. Об установлении порядка и срока приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.

4.2.13. Об определении класса энергетической эффективности введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, которым при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме.

4.2.14. О подготовке для лицензионной комиссии мотивированного предложения о выдаче лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или об отказе в ее выдаче.

4.2.15. О направлении в лицензионную комиссию уведомлений о прекращении лицензиатом деятельности по управлению многоквартирными домами.

4.2.16. По иным вопросам, связанным с реализацией полномочий города Москвы в установленной сфере деятельности и организацией деятельности Инспекции в случаях, установленных Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.

4.3. Осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением:

4.3.1. Органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве - муниципальных округов, городских округов, поселений (далее - органы местного самоуправления), юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к:

4.3.1.1. Жилым помещениям, их использованию и содержанию.

4.3.1.3. Порядку перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

4.3.1.4. Порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

4.3.1.5. Учету жилищного фонда.

4.3.1.6. Порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

4.3.1.7. Определению состава, содержанию и использованию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

4.3.1.8. Утратил силу с 1 мая 2015 года. - Постановление

4.3.1.8(1) Выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, в случаях, указанных в части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(п. 4.3.1.8(1) введен постановлением Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП)

4.3.1.9. Установлению размера платы за содержание жилого помещения.

(в ред. постановления Правительства Москвы от 10.11.2015 N 734-ПП)

4.3.1.10. Раскрытию информации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.

4.3.1.11. Созданию и деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов.

4.3.1.12. Предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

4.3.1.13. Созданию и деятельности советов многоквартирных домов.

4.3.1.14. Определению размера и внесению платы за коммунальные услуги.

4.3.1.15. Обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатации таких приборов.

4.3.1.16. Порядку и условиям заключения договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, и договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

4.3.1.17. Формированию фондов капитального ремонта.

(п. 4.3.1.17 введен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 694-ПП)

4.3.1.18. Деятельности специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

(п. 4.3.1.18 введен постановлением Правительства Москвы от 09.06.2016 N 321-ПП)

4.3.1.19. Предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.

(п. 4.3.1.19 введен постановлением

4.3.1.20. Составу нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), условиям и методам установления нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг), а также обоснованности размера установленного норматива потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

(п. 4.3.1.20 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

4.3.2. Других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе:

4.3.2.1. Нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

4.3.2.2. Порядка содержания и ремонта внутридомового инженерного оборудования, включая газовое оборудование, а также к параметрам и режимам его функционирования.

4.3.2.3. Порядка принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерности избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерности избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом, правомерности утверждения условий этого договора и его заключения, правомерности заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности заключения договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерности утверждения условий данных договоров, соответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации.

4.3.2.4. Предоставления юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы или индивидуальными предпринимателями собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах коммунальных услуг.

4.3.2.5. Порядка и сроков приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.

4.3.2.6. Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению.

(п. 4.3.2.6 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

4.3.3. Должностными лицами местного самоуправления в жилищной сфере законодательства Российской Федерации и законодательства города Москвы, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения в жилищной сфере и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий в жилищной сфере, закрепленных за ними в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, уставами муниципальных образований.

4.4. Осуществляет контроль за соблюдением:

4.4.1. Нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда города, регламентирующих требования к использованию, содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, подвалов, чердаков, иных помещений, конструкций инженерных систем и оборудования многоквартирных домов, параметров и режимов функционирования инженерных систем и оборудования многоквартирных домов и связанных с ними объектов коммунального назначения (инженерно-технического обеспечения), а также санитарным содержанием многоквартирных домов и прилегающих к ним территорий.

4.4.2. Организации и проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, проводимому без отселения граждан за счет средств бюджета города Москвы, и их внешнему благоустройству, а также соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе путем участия в приемке многоквартирного дома после завершения в нем капитального ремонта.

4.4.3. Требований к содержанию и эксплуатации технических средств безопасности на объектах жилищного фонда, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

4.4.4. Требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы.

4.4.5. Требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

4.4.6. Требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

4.4.7. Полноты и актуальности информации, внесенной в Государственную информационную систему "Реестр домовладений" (далее - Реестр) управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами:

4.4.7.1. Полноты представленной управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами информации в части заполнения всех необходимых полей электронных форм Реестра.

4.4.7.2. Соответствия внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами информации сведениям, имеющимся в распоряжении Инспекции.

4.4.8. Требований к проведению переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах.

(п. 4.4.8 введен постановлением Правительства Москвы от 28.08.2015 N 553-ПП)

4.4.9. Требований к обеспечению доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

(п. 4.4.9 введен постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N 751-ПП)

4.5. В рамках осуществления контроля за полнотой и актуальностью информации, внесенной в Реестр управляющими организациями, товариществами собственников жилья и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, проводит мониторинг данной информации с точки зрения необходимости ее дополнения новыми сведениями, имеющимися в распоряжении Инспекции, в том числе сведениями, внесенными управляющими организациями, товариществами и жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами на официальном сайте федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

4.6. Осуществляет лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, за соблюдением следующих лицензионных требований:

4.6.1. Соблюдение требований части 2.3 статьи 161

4.6.2. Исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.6.3. Соблюдение требований, установленных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.7. Осуществляет муниципальный жилищный контроль на территориях городских округов и поселений в отношении муниципального жилищного фонда, а также проведение внеплановой проверки деятельности управляющих организаций в соответствии с частью 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.

4.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе проводит организационные мероприятия для формирования лицензионной комиссии.

4.8(1). Организует и проводит работы по технической защите информации ограниченного доступа и иной информации, содержащейся в информационных системах Инспекции.

(п. 4.8(1) введен постановлением Правительства Москвы от 10.10.2017 N 751-ПП)

4.9. Инспекция выполняет иные предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы полномочия в установленной сфере деятельности.

III. Права, организация деятельности и руководство Инспекции

  1. В целях осуществления своих полномочий Инспекция имеет право:

5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, юридических лиц и физических лиц информацию, необходимую для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.

5.2. Вносить в установленном порядке на рассмотрение уполномоченных органов государственной власти города Москвы и должностных лиц органов исполнительной власти города Москвы предложения по вопросам в установленной сфере деятельности.

5.3. Создавать совещательные, экспертные и иные рабочие органы в установленной сфере деятельности.

5.4. Привлекать научные и иные организации, ученых и специалистов в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности.

5.5. Заключать в пределах своей компетенции договоры с физическими и юридическими лицами в целях выполнения возложенных на Инспекцию полномочий.

5.6. Проводить мониторинг и анализ его результатов в установленной сфере деятельности.

5.7. Обращаться в суд с заявлениями:

5.7.1. О признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

5.7.2. О ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушения порядка создания такого товарищества или кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.

5.7.3. О признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров.

5.7.4. В защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

5.8. Посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома (жилые дома с согласия собственника), наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, посещать жилые помещения и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с полномочиями, указанными в настоящем Положении.

5.9. Обращаться в суд с заявлениями об обеспечении доступа в помещения, расположенные в многоквартирных домах и жилых домах, о соблюдении требований по использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к проведению переустройства и (или) перепланировки помещений, о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного помещения в прежнее состояние.

5.10. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

5.11. Осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.

  1. В целях осуществления своих полномочий Инспекция ведет:

6.1. Реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве.

6.2. Реестр квалификационных аттестатов.

6.3. Реестр многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов.

6.4. Региональный сегмент федерального реестра лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации.

6.5. Реестр уведомлений об осуществлении деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

(п. 6.5 введен постановлением Правительства Москвы от 21.04.2017 N 212-ПП)

  1. В соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы Инспекция:

7.1. Осуществляет прием и учет представленных товариществами собственников жилья в установленных федеральным законом случаях копий реестров членов товариществ собственников жилья, их уставов, выписок из протоколов общих собраний членов товариществ о принятии решения о внесении изменений в устав с текстами соответствующих изменений.

7.2. Утратил силу с 1 мая 2015 года. - Постановление Правительства Москвы от 16.12.2014 N 764-ПП.

7.3. Осуществляет прием уведомления от указанного в части 2 статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации владельца специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытого в кредитной организации, о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта по форме, утвержденной приказом Мосжилинспекции.

(п. 7.3 введен постановлением

7.4. Осуществляет информирование Департамента капитального ремонта города Москвы и некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (региональный оператор), о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и (или) не реализовали его.

(п. 7.4 введен постановлением Правительства Москвы от 29.04.2015 N 253-ПП)

  1. Инспекция выполняет функции и полномочия учредителя государственного учреждения, государственного унитарного предприятия города Москвы в соответствии с законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы, осуществляет контроль за деятельностью подведомственных государственных учреждений, в том числе за выполнением ими государственного задания.
  2. Инспекция осуществляет в установленной сфере деятельности мероприятия по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций, оптимизации предоставления государственных услуг, в том числе в электронном виде, снижению административных барьеров, снижению бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств.
  3. Инспекция выполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы по источникам, закрепляемым в соответствии с возложенными полномочиями.
  4. Инспекция принимает меры по реализации программ, проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в пределах установленной сферы деятельности.
  5. Инспекция осуществляет защиту интересов города Москвы в установленной сфере деятельности в судах, арбитражных судах, третейских судах, федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), представляет в установленном порядке Правительство Москвы в иных государственных органах, организациях.
  6. Инспекция организует и осуществляет в пределах своей компетенции мобилизационную подготовку и мобилизацию в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
  7. Инспекция осуществляет мероприятия по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности. Контролирует состояние антитеррористической защищенности объектов (территорий), выделенных для размещения подведомственных организаций.
  8. Инспекция осуществляет прием и рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии и прилагаемых к ним документов.
  9. На основании решения лицензионной комиссии Инспекция:

16.1. Выдает квалификационный аттестат.

16.2. Выдает лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

16.3. Обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

  1. Инспекция осуществляет прием населения, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан.
  2. Инспекцию возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности Мэром Москвы - по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  3. Начальник Инспекции имеет первых заместителей, заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Мэром Москвы.
  4. Начальник Инспекции:

20.1. Руководит деятельностью Инспекции, несет персональную ответственность перед Правительством Москвы за реализацию Инспекцией установленных полномочий.

20.2. Распределяет обязанности между заместителями начальника Инспекции.

20.3. Утверждает структуру и штатное расписание Инспекции в соответствии с утвержденными предельной численностью и фондом оплаты труда, а также положения о структурных подразделениях Инспекции.

20.4. Организует проведение мероприятий по совершенствованию системы управления в установленной сфере деятельности Инспекции, в том числе по оптимизации подведомственной бюджетной сети.

20.5. Осуществляет в установленном порядке расходование денежных средств в пределах выделенных ассигнований, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины и повышение эффективности использования средств бюджета города Москвы, предусмотренных на содержание Инспекции и реализацию возложенных на нее полномочий, несет персональную ответственность за достижение показателей эффективности в установленной сфере деятельности.

20.6. Подписывает в пределах своей компетенции правовые акты (приказы, распоряжения) Инспекции, осуществляет контроль за их исполнением.

20.7. Обеспечивает эффективное использование и сохранность имущества города Москвы, закрепленного за Инспекцией.

20.8. Организует прохождение государственной гражданской службы в Инспекции.

20.9. Действует без доверенности от имени Инспекции, заключает от имени Инспекции договоры и соглашения, совершает иные юридические действия.

20.10. Представляет Инспекцию в федеральных органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, в организациях, общественных объединениях граждан.

20.11. Обеспечивает соблюдение государственными гражданскими служащими законодательства о государственной гражданской службе, служебной дисциплины, коллективных договоров, правил служебного распорядка, должностных регламентов.

20.12. Несет ответственность за соблюдение установленного федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы режима защиты конфиденциальной информации, а также информации, отнесенной к государственной, коммерческой, служебной, иной тайне.

20.13. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает мобилизационную подготовку в Инспекции и подведомственных ей организациях.

20.14. Подписывает бухгалтерскую и статистическую отчетность Инспекции, несет ответственность за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, порядке представления статистической отчетности.

20.15. Утверждает в установленном порядке образцы форменной одежды сотрудников Инспекции, знаков различия и отличия, а также порядок изготовления и правила ношения форменной одежды, нормы обеспечения и порядок ее списания по истечении сроков носки.

20.16. Исполняет полномочия представителя нанимателя для государственных гражданских служащих Инспекции и работодателя для работников Инспекции, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе и трудовым законодательством.

  1. В Инспекции может быть образована коллегия в составе начальника (председатель коллегии), его первых заместителей, заместителей. Состав коллегии и положение о ней утверждаются правовым актом Инспекции.
  2. Инспекция имеет геральдический знак и флаг, утвержденные правовым актом Правительства Москвы в установленном порядке.
  3. Государственные гражданские служащие и работники Инспекции, на которых в соответствии с их должностными регламентами возложены контрольно-надзорные инспекционные функции, имеют право ношения форменной одежды.
  4. Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением герба города Москвы и со своим наименованием, иные служебные печати и штампы, лицевые счета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджета города Москвы, открываемые в порядке, определенном бюджетным законодательством Российской Федерации, законами города Москвы и иными правовыми актами города Москвы.
  5. Расходы на содержание Инспекции осуществляются за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) на функционирование исполнительных органов государственной власти.
  6. Реорганизация и ликвидация Инспекции осуществляются Правительством Москвы в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы.
  7. В случае ликвидации Инспекции ее документы передаются в установленном порядке в Главное архивное управление города Москвы или определенный им орган.
  8. Официальное сокращенное наименование Государственной жилищной инспекции города Москвы - Мосжилинспекция.
  9. Юридический адрес Инспекции: 129090, г. Москва, проспект Мира, д. 19.
  10. Официальный сайт Инспекции: www.mgi..

Качество и характер предоставления жилищно-коммунальных услуг - это один из объектов прав потребителя, которыми являются все жильцы многоквартирных домов. Контроль над предприятиями в сфере ЖКХ - управляющими компаниями (УК), товариществами совладельцев жилья (ТСЖ) и другими исполнителями услуг осуществляет жилищная инспекция (ГЖИ). Она представляет собой субъект исполнительной государственной власти, в ведении которой находится весь жилой фонд. В каждом областном или региональном центре функционирует инспекция государственного жилищного надзора, в чьи полномочия входит контроль и проверка качества предоставляемых ЖКУ, а также других сфер деятельности, с которыми связано жилищно-коммунальное хозяйство.

Что нужно знать о жилищной государственной инспекции?

В подчинении у ГЖИ находятся все предприятия, связанные с ведением ЖКХ. Управляющие компании (УК), которые берут на себя ответственность за функционирование коммунальной собственности многоквартирных домов (МКД), должны координировать свои действия с жилищной инспекцией, а также представлять возможности надзора и контроля над своими действиями по обеспечению собственников МКД жилищно-коммунальными ресурсами и услугами. В случае возникновения споров и разногласий, а также неудовлетворительного качества предоставляемых услуг, вызывающего трения между УК и жильцами. Последние имеют право обратиться в жилищную инспекцию для урегулирования споров и решения проблем в законном порядке. Поскольку полномочия жилищной инспекции включают в себя и проверку качества ЖКУ, вынесение предписаний и назначение санкций в случае грубых нарушений обязательств со стороны УК, то обращение в ГЖИ обычно является быстрым и эффективным способом решить проблемы.

Стандартной формой обращения в жилищную инспекцию по месту жительства является обращение или жалоба, в которой подробно излагается проблема в соответствии с действующим законодательством. Но, прежде чем обращаться в инспекцию, жильцы дома должны иметь точное представление, чем занимаются жилищные инспекции, какие вопросы они могут решать, а какие не входят в их компетенцию.

Полномочия и права Государственной жилищной инспекции

Основные вопросы, которые решает Госжилинспекция, можно перечислить в следующих пунктах:

  • соблюдение правил содержания общедомовой собственности;
  • соблюдение норм обеспечения коммунальными и жилищными услугами;
  • споры, связанные с тарифами за основные жилищно-коммунальные услуги;
  • права и обязанности сторон договоров между собственниками МКД и УК;
  • установка и функционирование общедомовых приборов учета (счетчиков воды, тепла);
  • прочие вопросы управления МКД.

Чаще всего причиной обращения в инспекцию жилищного надзора является первый пункт - нарушение правил содержания многоквартирного дома и придомовой территории. Когда управляющая компания плохо выполняет свои обязательства, или выполняет их некачественно или с задержками, это является основанием для подачи жалобы в ГЖИ. Формально жильцы дома имеют право пожаловаться на любые нарушения правил ремонта и содержания: неисправности лифта, отсутствие освещения на лестничных клетках, протекающие трубы в подъезде, неприятный запах из подвала, разбитые окна в подъездах и т.д. То есть поводом для жалобы может стать любой вопрос, относящийся к обязанностям и полномочиям управляющей компании.


Необоснованные тарифы за основные ЖКУ, постоянные ошибки в начислении платы коммунальный или жилищный ресурс являются причиной для обращения в ГЖИ. Завышенные тарифы на управление МКД, не имеющие под собой реальных экономических оснований, - еще один повод для жалоб и обращений жильцов. Но этого можно избежать, если при заключении договора между УК и собственниками МКД привлечь компетентного специалиста из ГЖИ, который определит реальный размер тарифов за ЖКУ.

Как действует Госжилинспекция в случае жалобы со стороны жильцов?

Положение о государственной жилищной инспекции предписывает действия последней при обращениях граждан с жалобой на неправомерные действия/бездействие управляющих компаний. Госжилинспекция направляет сотрудника для проверки на соответствие действительности указанных в жалобе проблем. Если подтверждается факт ненадлежащего исполнения УК своих прямых обязанностей, то инспектор составляет протокол и акт, а также выносит предписание по устранению проблемы. Управляющая компания обязуется принять соответствующие меры и предоставить отчет о проделанной работе в течение 30 дней с момента вынесения предписания.

Но иногда жильцы дома не принимают вынесенное решение жилищной инспекции. Например, если предписанные меры по устранению существующей проблемы не соответствуют ее реальным масштабам, то жильцы имеют право на оспаривание этого решения для обжалования предписания жилищной инспекции, обратившись в органы местного самоуправления, главного государственного жилищного инспектора или в суд. Согласно ст. 30.3. КоАП РФ, срок обжалования предписания ГЖИ составляет 10 суток с момента вынесения.

Какие вопросы не входят в полномочия ГЖИ?

Несмотря на достаточно широкие функции и полномочия государственной жилищной инспекции, они ограничены существующей юрисдикцией. Так, дела о расходах денежных средств управляющими компаниями, а также другие финансовые вопросы и действия уполномоченных сотрудников УК, связанные с управлением экономической деятельностью, не входят в компетенцию государственной жилищной инспекции. Если у жильцов дома есть подозрения о нецелевой трате финансовых и материальных активов, а также получении незаконной выгоды директором или другими сотрудниками УК с использованием общедомовой собственности/помещений, то заниматься этим вопросом нужно в прокуратуре.

А вот лицензирование деятельности управляющей компаний находится в компетенции Госжилинспекции. На базе ГЖИ создается лицензионная комиссия, которая уполномочена проверять управляющие компании на предмет возможности вести свою деятельность в соответствии с установленными лицензионными требованиями. ГЖИ выдает лицензии управляющим компаниям, на основании которых они имеют право управлять многоквартирными домами, а также лишает УК действующей лицензии при выявлении нарушений их работы.

Также ГЖИ проводит лицензионные экзамены директорам УК на предмет знаний о ведении ЖКХ, на основании которых выдают лицензионный аттестат, позволяющий занимать руководящую должность в управляющей компании.

Отправили сегодня письмо Чибису. Уже несколько лет не можем получить сведения, предусмотренные Стандартом раскрытия информации.

Всем по барабану-прокуратуре, Московской областной инспекции. Последней каплей был ответ областных бездельников о том, что проверить ТСЖ они не могут, так как не утверждены, оказывается, формы для раскрытия информации.

Путин в Кремле работает как раб на галерах, подписывает по десять законов в день, а госжилконтроль не может их применить, так как нет форм и формочек... Детская песочница в масштабе страны.

Закончики, формочки, правильца. И все госслужащие при деле...

___________________________________________

Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Заместителю министра – главному государственному жилищному инспектору Российской Федерации А.В. Чибис

127994, Москва, Садово-Самотёчная улица, дом 10/23, строение 1.

От Матвеевой О.А. 143409, МО, г. Красногорск, ул. Ленина, дом 34, кв.

УВАЖАЕМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ИНСПЕКТОР

6 февраля 2015 года я обратилась в Госжилинспекцию Московской области с просьбой проверить выполнение ТСЖ «Сокол» Стандарта раскрытия информации в сети Интернет и предоставление запрашиваемых сведений по запросу заявителя (приложение 1).

Основанием для обращения послужило отсутствие ответа на моё обращение в ТСЖ «Сокол» по электронной почте (приложение 2).

Я получила ответ от Госжилинспекции Московской области, в котором отказано в проведении проверки ТСЖ «Сокол» по выполнению Стандарта раскрытия информации по причине отсутствия форм, утверждённых Минстроем (приложение 3).

Считаю такой ответ Госжилинспекции Московской области незаконным и необоснованным, поскольку он освобождает ТСЖ «Сокол» от выполнения обязательных требований по предоставлению информации.

Кроме того позиция Госжилинспекции Московской области противоречит Вашему письму от 24 февраля 2014 года № 4745-АЧ/С4 «Об отдельных вопросах, связанных с реализацией законодательства Российской Федерации о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», в котором прямо указано, что информация за 2014 год, подлежит раскрытию по формам, размещённым на сайте «Реформа ЖКХ» в соответствии со Стандартом, действовавшем в редакции на 30 ноября включительно.

Мои неоднократные обращения в Госжилинспекцию Московской области по проблеме раскрытия информации по дому 34 по ул. Ленина в г. Красногорске Московской области не были услышаны. Информация не раскрыта, а виновные не наказаны.

Я связываю это с другой проблемой. Есть все основания полагать, что два здания домовладения 34 по ул. Ленина в г. Красногорске Московской области не сданы в эксплуатацию и им не присвоены в установленном порядке почтовые адреса.

Жилищное законодательство не может применяться в двух жилых зданиях под одним номером. Это касается долей в праве общей собственности на общее имущество, энергоэффективности, капремонта общего имущества и многого другого.

Прошу Вас проверить выполнение Госжилинспекцией Московской области своих обязанностей.

Деятельность жилищной инспекции заключается в рассмотрении жалоб и заявлений граждан и решении их вопросов и проблем. Статья поможет разобраться в функциях и полномочиях ГЖН, узнать как избежать отзыва лицензии из-за возможных нарушений и что делать, если жители подают жалобу в жилинспекцию на управляющую компанию.

Как законодательно регулируются полномочия государственной жилищной инспекции

Каждое территориальное управление жилищной инспекции наделено полномочиями выполнять свои функции относительно определенного субъекта федерации.

К примеру, государственный орган в Новосибирской области исполняет свои обязанности только на данной территории. По аналогии осуществляется деятельность и в других регионах России.

Законодательная база , которую использует инспекция при выполнении своих обязанностей, довольно обширна. В первую очередь она руководствуется:

  • Конституцией РФ.
  • Гражданским кодексом.
  • Жилищным кодексом.
  • Кодексом об административных правонарушениях.

Также муниципальные и городские инспекции придерживаются ведомственных положений и актов.

Вышеуказанные законы содержат в себе задачи, права, обязанности и полномочия государственной жилищной инспекции.

Данная служба обязана:

  • своевременно выявить и пресечь нарушения законодательства;
  • защитить права потребителей на получение коммунальных услуг.

Основные функции жилищной инспекции

Государственная жилищная инспекция является самостоятельным структурным подразделением системы органов исполнительной власти. Ее главная задача заключается в осуществлении контроля за соблюдением и обеспечении интересов и прав граждан в процессе предоставления населению услуг, которые должны соответствовать всем нормам и требованиям стандарта качества. Также инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за сохранностью жилищного фонда.

Главная ГЖИ РФ в совокупности с региональными органами образуют единую систему.

Жилищная инспекция наделена полномочиями, согласно законодательным актам РФ, в которых прописаны способы и формы осуществления контроля.

Главная государственная инспекция выполняет ряд функций :

  • организует и координирует деятельность ГЖИ, направленную на контроль за надлежащим ремонтом, эксплуатацией и содержанием жилищного фонда;
  • анализирует статистические данные, результаты плановых проверок и другие материалы;
  • подготавливает, основываясь на них, предложения по оптимизации использования объектов ЖКХ. Также ГЖИ стимулирует население принять участие в управлении жилфондом с целью улучшения его содержания, сохранности и ремонта.

Основные функции и полномочия государственной жилищной инспекции включают в себя:

  • реализацию указов высших органов власти в сфере жилищных вопросов;
  • осуществление контроля за использованием и сохранностью объектов ЖКХ в соответствии с установленными нормами;
  • признание жилого дома непригодным для использования и проживания;
  • прием заявлений на управление многоэтажными зданиями и предоставление услуг по капитальному ремонту;
  • регулярный надзор за состоянием жилых домов;
  • контроль за перечислением платежей в бюджет;
  • прием населения и их заявлений.

В полномочия государственной жилищной инспекции входит включение в список на улучшение жилищных условий тех граждан, чьи дома находятся в аварийном состоянии.

Исполнение прямых обязанностей ГЖИ контролируется со стороны службы Главного управления государственной жилищной инспекции. Существуют специально разработанные критерии для всесторонней оценки деятельности данной организации. В первую очередь отмечают выполнение мероприятий по плану, предоставленному вышестоящей инстанцией, а также количество жалоб граждан.

По окончании проверки обязательно фиксируют выявленные нарушения. При этом устраняется тот вариант, при котором управляющие компании, обслуживающие большую часть жилых домов, окажутся в убытке.

Каковы права жилищной инспекции

Наряду с полномочиями жилищная инспекция наделена следующими правами :

  • проведение обследования объектов ЖКХ;
  • требование о предоставлении необходимой для выполнения своих функций информации от юридических и физических лиц, а также предпринимателей;
  • выдача предписания с указанием нарушений нормативов жилищного законодательства;
  • составление административных протоколов;
  • участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика;
  • заключение различных контрактов на поставку необходимых продуктов;
  • проведение разъяснительной работы с гражданами.

Население должно понимать, что специалисты инспекции реализуют свои права как самостоятельно, так и с его помощью. Наглядным образом это демонстрирует рассмотрение обращений и жалоб жильцов.

Жилищная инспекция наделена не только правами и полномочиями, но и рядом обязанностей , к которым относятся:

  • наблюдение и контроль за выполнением жилищными фондами своих функций, таких как ремонт, содержание и возобновление домов;
  • разработка алгоритма действий и планов, направленных на повышение качества и уровня обслуживания зданий.

Также в полномочия жилищной инспекции входит контроль за:

  • эксплуатацией объектов ЖКХ и придомовых территорий;
  • состоянием зданий и инженерного оснащения;
  • осуществлением своевременного капитального ремонта и обслуживанием технических устройств;
  • нормами потребления определенных коммунальных услуг гражданами;
  • проведением периодических работ, направленных на оптимизацию эксплуатации коммунального оборудования;
  • экономным потреблением ресурсов;
  • своевременным предоставлением необходимой информации собственникам квартир;
  • надлежащим состоянием помещений и их пригодностью для нормальной жизнедеятельности.

Любой гражданин имеет право на самостоятельное обращение с тем или иным запросом в жилищную инспекцию. Для это нужно только написать заявление, а затем отправить его по почте или на электронный адрес вышеуказанной организации.

Полномочия жилищной инспекции в отношении управляющих компаний и ТСЖ

Жилищная инспекция обладает достаточно широкими полномочиями. К ней нередко обращаются граждане с жалобами на то, что их управляющая компания не выполняет свои обязанности надлежащим образом.

Подчеркнем, что ГЖИ проводит проверки как плановые, так и по просьбе жильцов многоквартирных домов. Деятельность данных служб направлена на осуществление контроля и наведение порядка посредством инспектирования. Таким образом, если вы обращаетесь с жалобами в адрес управляющей компании или ТСЖ, вы в некоторой мере проявляете недовольство самой жилищной инспекцией.

Необходимо юридически грамотно составлять письменные заявления, в которых должна быть указана конкретная проблема, а не абстрактное рассуждение на тему беспорядков в сфере ЖКХ.

Выделяют следующие виды полномочий жилищной инспекции:

  • контроль за надлежащим исполнением УК своих обязанностей по использованию жилищного фонда и проведению своевременного ремонта в многоквартирных домах;
  • проверка документов, их всесторонний анализ, а также предоставление рекомендаций, направленных на оптимизацию деятельности;
  • контроль за осуществлением и финансированием ремонтных работ многоквартирных домов и их элементов, таких как крыша, подвал, фасад, фундамент и т. д.

Также жилищная инспекция наделена полномочиями осуществлять контроль за:

В полномочия жилищной инспекции также входит проведение административной работы, направленной на правовое обеспечение определенных технических процедур, а именно:

  • признание состояния многоквартирного дома аварийным;
  • предоставление субсидий на проведение капитального ремонта;
  • перевод статуса помещения в нежилое;
  • работа с договорами подряда и субподряда;
  • контроль за осуществлением работ с их последующей приемкой и т. д.

В любой ситуации, когда управляющая компания выполнила свои обязанности ненадлежащим образом либо вовсе не исполнила, собственники многоквартирного дома имеют право обратиться в жилищную инспекцию.

На основании постановления Правительства от 11 июня 2013 г. №493 полномочия жилищной инспекции существенно расширились. Теперь данная служба также ответственна за разрешение всех вопросов, связанных с платежами.

Более того, на базе жилищной инспекции создается лицензионная комиссия, которая экзаменует руководителей управляющих компаний на предмет их профессиональных знаний. Далее УК подвергается проверке на соответствие необходимым требованиям. Если отклонений не было выявлено, тогда управляющей компании выдают лицензию, позволяющую вести трудовую деятельность. Жилищная компания наделена полномочиями осуществлять контроль за качеством управления МКД. Если будут выявлены какие-либо нарушения, тот или иной многоквартирный дом исключат из реестра лицензии. В таком случае указанный объект будет передан другой управляющей компании. Если количество исключенных домов будет увеличиваться, тогда УК лишат лицензии на право управления.

В том случае, когда в ходе проверки выявляются те или иные нарушения, жилищная инспекция обладает небходимыми полномочиями, чтобы выдвинуть требования об их устранении. Если обнаружен факт административного правонарушения, тогда составляют соответствующий протокол и принимают меры, направленные на разрешение возникшей ситуации. Когда управляющая компания не выполняет предписания жилищной инспекции, тогда нарушителям грозит серьезный штраф или профессиональная дисквалификация. Наказание также может носить уголовный характер. Во всяком случае, инспектор обязан предоставить материалы в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения либо самостоятельно обратиться в суд с целью защиты прав жильцов многоквартирных домов.

Мнение эксперта

Для эффективного использования инструмента лицензирования необходимо четко видеть конечные цели государственного жилищного контроля

Н. А. Васютин ,

президент Ассоциации компаний ЖКХ содействия развитию жилищного контроля

Действующее законодательство ЖКХ наделило жилищную инспекцию серьезными полномочиями, а именно: лицензировать деятельность по управлению МКД. Так, ГЖИ субъектов, расположенных на территории России, осуществляют всесторонний контроль за УК, ведущими свою трудовую деятельность.

Для того чтобы вышеуказанная инстанция с максимальной эффективностью реализовывала свои полномочия, нужно четко определить цели и задачи государственного жилищного надзора. В первую очередь следует навести порядок в жилфонде страны, а также обеспечить неукоснительное соблюдение требований жилищного законодательства со стороны всех участников данных взаимоотношений. Для того чтобы достигнуть вышеперечисленных целей, необходимо постоянно контролировать текущую ситуацию.

Согласно постановлению Правительства РФ № 1115 от 29 октября 2014 г., в полномочия жилищной инспекции входит периодический мониторинг эксплуатации многоквартирных домов, а также поддержание их состояния, независимо от формы собственности. Полученную информацию каждый год предоставляют в орган субъекта Федерации для последующего обобщения и анализа, затем передают в соответствующую инстанцию исполнительной власти.

Ассоциация контрольно-надзорных органов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (АСЖКН) каждый квартал анализирует и делает выводы об эффективности деятельности инспекций, расположенных на территории РФ. Она осуществляет сбор, обновление и анализ необходимой информации о текущей ситуации в регионах, оказывая, таким образом, практическую помощь жилищным инспекциям в выполнении их обязанностей.

Полномочия, возложенные на ГЖИ, крайне важны и зачастую требуют незамедлительного и адекватного реагирования на возникающие проблемы. В связи с этим АСЖКН публикует в журнале результаты проделанной работы по лицензированию и привлекает общественность к содействию для максимально эффективного урегулирования данного процесса. Ниже мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми статьями государственных инспекций, где есть подробное описание текущего состояния регионального жилищного фонда, и содержатся сведения о том, как вышеуказанная служба выполняет свои обязанности.

Так, благодаря опубликованной информации, органы муниципальной и государственной власти, а также общественность объединяются в одно целое. Такой принцип работы способствует формированию продуктивного взаимодействия между всеми участниками этой системы и, соответственно, улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг в стране.

Полномочия жилищной инспекции в отношении жителей и их жалоб

Зачастую решить спорный вопрос или проблему между управляющей компанией и собственниками квартир возможно только посредством написания жалобы в соответствующую инстанцию.

Обычно граждане направляют заявление в инспекцию только в той ситуации, когда неоднократные обращения в УК или ТСЖ остались без ответа, а возникшие проблемы так и не были решены.

В этом случае необходимо составить жалобу в письменной форме, где вкратце описывается причина обращения, какие конкретно пункты жилищного законодательства были нарушены.

Прежде чем обратиться в органы государственного жилищного надзора, собственнику необходимо собрать документальные доказательства того, что он неоднократно предъявлял жалобы в обслуживающую управляющую компанию, но там его запросы были проигнорированы.

В качестве подтверждения можно предоставить заявление с входящим номером организации, выписку от операторов телефонной компании и т. д. Сегодня каждая обслуживающая УК записывает входящие разговоры, поэтому можно указать только точное время звонка.

Жалобу в жилищную инспекцию составляют в двух экземплярах, один из которых остается в приемной указанной организации, а в другом секретарь фиксирует дату обращения и входящий номер, а также подпись лица, принявшего это заявление, и возвращает его гражданину, предъявляющему запрос.

Жильцы могут обращаться в жилищную инспекцию с жалобами на УК, ТСЖ и даже соседей:

  • Жалоба на управляющую компанию

Жилищная инспекция наделена полномочиями, направленными на урегулирование отношений между населением и УК. При составлении заявления гражданин обязан предоставить в жилищную инспекцию неоспоримые доказательства того, что управляющая компания, обслуживающая многоквартирный дом, оставила запрос без внимания. К таким документам относятся:

  • бланк жалобы, предоставленный в управляющую компанию, который был ею проигнорирован;
  • вещественные доказательства, например фотографии, видеозапись, подтверждающие тот факт, что УК нарушила жилищный кодекс.

При этом жильцы могут быть недовольны как неверными начислениями платежей за предоставляемые коммунальные услуги, безосновательными требованиями дополнительных финансовых расходов на ремонт и т. д., так и безразличным отношением УК к выполнению своих обязанностей, к примеру, когда не вывозится мусор, не произведен ремонт..

Жильцы также имеют право обратиться в жилищную инспекцию, если собственники квартир или арендаторы не соблюдают правила проживания в МКД, к примеру загромождают жилые территории, используют недвижимость с коммерческой целью либо нарушают права соседей на сон и отдых.

Решение подобных вопросов входит не только в полномочия инспекции государственного жилищного надзора, также можно обращаться с жалобами в такие инстанции, как:

  • Роспотребнадзор.
  • Городская администрация.
  • Участковый.

Если вопрос так и останется нерешенным, тогда итоговыми контрольными инстанциями являются прокуратура и суд, которые также наделены соответствующими полномочиями для решения данных проблем. Жильцы имеют полное право обращаться с жалобами во все вышеперечисленные службы.

Тем не менее, если у вас не будет достаточно доказательств и фактов подтверждения бездействия управляющей компании, то обращаться в суд или прокуратуру бессмысленно.

  • Жалоба на ТСЖ

ТСЖ означает товарищество собственников жилья. Руководящие органы данной организации представлены:

  • председателем;
  • правлением;
  • ревизионной комиссией;
  • собранием жильцов.

Прежде чем обратиться с заявлением в инспекцию государственного жилищного надзора на бездействие представителя власти ТСЖ, собственники квартир могут постараться решить возникшую проблему внутри организации:

  • для начала обратитесь со своим запросом к председателю ТСЖ;
  • если заявление будет проигнорировано, тогда к правлению или ревизионной комиссии;
  • каждое заявление и жалобу необходимо оформить в письменном виде, поскольку данные документы будут выступать в качестве основания для проведения разбирательств жилищной инспекцией, Роспотребнадзором, судом и прокуратурой;
  • жильцы имеют право на обращение во все вышеперечисленные инстанции одновременно, тем не менее целесообразнее сначала найти механизмы воздействия на ТСЖ в органе надзора;
  • жалобу составляют по общему шаблону: указывают данные о товариществе, о бездействующих лицах и о сути возникшей проблемы;
  • автор заявления должен предоставить проигнорированную жалобу и другие вещественные доказательства;
  • если жильцы пишут коллективное заявление, тогда необходимо предоставить подписи участников ТСЖ или проживающих на данной территории лиц, недовольных работой представителей товарищества.
  • Жалоба на соседей

Как правило, жильцы сначала пишут жалобу на соседей в УК или ТСЖ. Но если со стороны данных организаций никаких мер предпринято не было, тогда собственники квартир обращаются с претензиями в инспекцию государственного жилищного надзора, которая наделена соответствующими полномочиями для решения данного вопроса.

В зависимости от типа правонарушения, совершенного соседями, следует обращаться в ту или иную инстанцию.

Например:

  • когда в квартире стоит шум от 30 децибел в дневное время и от 40 - в ночное, тогда жильцу необходимо обратиться к участковому;
  • если сосед не соблюдает санитарные нормы, у него развелись тараканы либо он содержит большое количество кошек и собак, пренебрегая надлежащим уходом за ними, следует написать заявление в Роспотребнадзор либо СЭС;
  • в том случае, когда кто-то из собственников квартир занимает места общего пользования или загромождает входы другим жильцам, обращайтесь в инспекцию.

Тем не менее вовсе не обязательно соблюдать данную иерархию. Если соседи ведут себя неподобающим образом, нарушая жилищное законодательство, собственники квартир могут напрямую обратиться в жилищную инспекцию, которая наделена всеми полномочиями для урегулирования этого вопроса.

Если возникнет необходимость, документация будет передана в соответствующие инстанции, которые произведут проверку.

Полномочия жилищной инспекции в отношении ТСЖ и УК в ходе проверок

Если управляющая компания ненадлежащим образом содержит общее имущество собственников квартир жилого дома, то в соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ данное правонарушение является поводом для привлечения этой организации к административной ответственности. Для должностного лица размер штрафа в данном случае составит от 4 000 до 5 000 руб., а для юридического - от 40 000 до 50 000 руб.

В процессе проверки специалисты жилищной инспекции наделены полномочиями фиксировать выявленные нарушения, не выясняя причин их возникновения. Представители УК должны иметь четкое понимание, виновны ли они в ненадлежащем содержании данного многоквартирного дома.

В соответствии с общими правилами договор управления должен включать в себя перечень услуг, направленных на сохранение и ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме, порядок его изменения, а также размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения. Вышеперечисленные моменты должны быть предварительно согласованы на общем собрании. Важно понимать, что, даже если в перечне не указаны те или иные услуги, которые тем не менее были утверждены собственниками квартир и являются неотъемлемой частью нормативно-правовых актов, это не освобождает управляющую компанию от их выполнения. Этот вывод подтверждается в Постановлении Президиума ВАС Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 6464/10. Толкование данных правовых норм является общеобязательным.

Вышеуказанное Постановление подтверждает, что перечень всех текущих, сезонных и неотложных работ и услуг является предусмотренным в договоре, поскольку соответствует обязательным условиям содержания многоквартирного дома.

УК - это специализированная коммерческая организация, осуществляющая обслуживание многоквартирных домов. В этом заключается основа ее предпринимательской деятельности. Поэтому указание в договоре фиксированной стоимости за предвидимое обязательное содержание дома и текущие ремонтные работы с учетом естественного износа оборудования представляет собой финансовый риск для УК. В экстренной ситуации, когда требуются материальные вложения на услуги, необходимость которых возникла по не зависящим от управляющей компании обстоятельствам, дополнительные расходы должны компенсировать собственники помещений за свой счет.

Исходя из этого, УК должна детально проработать условия договора управления МКД и процесс сбора документации, подтверждающей сознательный отказ жильцов от проведения тех или иных мероприятий по содержанию дома.

Мнение эксперта

Штрафы жилищной инспекции не должны негативно влиять на деятельность УК

И. Н. Левченко ,

исполняющий обязанности руководителя управления Госжилстрой - техинспекции Пензенской области

Согласно результатам проверок, при обнаружении любого, даже незначительного нарушения, Инспекция по лицензированию обладает полномочиями выдать предписание, а также открыть судебное производство по факту административного правонарушения по части второй статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафных санкций.

В последние годы отмечается существенное увеличение размера взысканий за подобные нарушения, в соответствии со статьей 722 КоАП РФ. Этот факт вызывает опасения как за новичков, только что появившихся на рынке коммунальных услуг, так и опытных управляющих.

Административный штраф, наложенный на юридическое лицо организации во время отопительного сезона или подготовки к нему, способен существенно нарушить ход работы по управлению многоквартирным домом.

Зачастую наказанию подвергаются новые УО, «унаследовавшие» нарушения еще от предыдущей компании, которая во время своей деятельности не смогла обеспечить надлежащего ухода за объектом.

Более того, иногда возникают проблемы при смене управляющих организаций, когда нарушается процедура проведения общих собраний собственников квартир по вопросу изменения метода управления МКД. Иногда некоторые жильцы даже не информированы о происходящих событиях. В такой ситуации собственники квартир могут получить двойные квитанции по оплате коммунальных платежей. Контроль за такими объектами ЖКХ входит в полномочия жилищной инспекции. Собственники квартир должны выбрать новый способ управления МКД в течение достаточно короткого срока времени.

В подобной ситуации увеличение размера штрафов является причиной скорейшего банкротства управляющих компаний, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере ЖКХ. И страдать от этого в первую очередь будут жильцы многоквартирных домов.

Вложенные файлы

  • ЖАЛОБА на бездействие управляющей организации.docx