Главная · Претензии · 2 цели функции принципы юридической ответственности. Последние слова Стива Джобса

2 цели функции принципы юридической ответственности. Последние слова Стива Джобса

Функции юридической ответственности обусловлены целями , ради которых она осуществляется. Как социальное явление, юридическая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности:

1) карательная (штрафная ) – имеет цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя. Именно в процессе осуществления этой функции осуществляется непосредственное применение мер государственного принуждения, проявляется государственно-принудительный характер права;

2) правовосстановительная (компенсационная ) – имеет цель восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

3) предупредительная (превентивная ) – имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция). Ст. 43 УК РФ указывает, что целью уголовного наказания наряду с другими является предупреждение совершения новых преступлений; 4) воспитательная функция . Юридическая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его. Так, п. 2 ст. 43 УК РФ в качестве одной из основных целей уголовного наказания указывает на исправление осужденного;

5) охранительная функция – юридическая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности и общественного порядка;

6) регулятивная функция . Поскольку юридическая ответственность органически входит в процесс правового регулирования, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

В правовой науке различают следующие принципы юридической ответственности : законность, справедливость, неотвратимость наступления, целесообразность, индивидуализация наказания, ответственность за вину, недопустимость удвоения наказания.

Законность. Привлекать к ней могут только компетентные органы в строго установленном законом порядке и на предусмотренных законом основаниях.



Законность предъявляет определенные требования и к порядку привлечения нарушителя к ответственности. Недопустимо отступление от установленного законом порядка под видом ускорения, упрощения, эффективности ответственности либо со ссылкой на излишний формализм закона.

Справедливость . Основанное на требованиях законности наказание виновного должно быть проникнуто идеей социальной справедливости. Она проявляется в следующей системе формальных требований:

1) нельзя назначать уголовное наказание за проступки;

2) закон, устанавливающий ответственность или усиливающий ее, не имеет обратной силы;

3) если вред, причиненный нарушением, имеет обратимый характер, юридическая ответственность должна обеспечить его восполнение;

4) за одно нарушение возможно лишь одно наказание;

5) ответственность несет тот, кто совершил правонарушение;

6) вид и мера наказания зависят от тяжести правонарушения.

При установлении ответственности учитываются как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства. В отдельных предусмотренных законом случаях возможно определение меры наказания ниже установленного санкцией нормы предела либо вообще освобождение лица от наказания.

Неотвратимость наступления . Если за то или иное деяние должны последовать меры государственного принуждения, то без законных оснований никто не может быть освобожден от ответственности и наказания ни под каким предлогом (общественное положение, партийная принадлежность, родственные связи и т.д.). Если совершено правонарушение, а ответственность не наступила, это наносит моральный урон авторитету закона подрывает идею законности в сознании граждан и должностных лиц.

Целесообразность . Соответствие избранной в отношении нарушителя меры воздействия целям юридической ответственности. Она предполагает строгую индивидуализацию карательных мер в зависимости не только от тяжести нарушения, но и от особенностей личности нарушителя, обстоятельств совершения деяния и т.д. Если цели ответственности могут быть достигнуты без ее реализации, закон допускает освобождение виновного от ответственности.

Индивидуализация наказания . Ответственность за совершенное правонарушение виновный должен нести сам. Недопустимо перенесение ее с виновного на другого субъекта (например, за безответственные действия руководителя ответственность нередко возлагается на предприятие как юридическое лицо, За правонарушения подростков часто к ответственности привлекают родителей, учителей).

Для проведения этого принципа в жизнь важно точно закрепить в законодательстве функции каждого работника и так же четко определить меры ответственности за их невыполнение.

Ответственность за вину . Ответственность может наступить только при наличии вины правонарушителя, которая означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов. Если же лицо невиновно, то, несмотря на тяжесть деяния, оно не может быть привлечено к ответственности. Вместе с тем в исключительных случаях нормы гражданского права допускают ответственность без вины, т.е. за сам факт совершения противоправного, асоциального явления. В частности, организация или гражданин - владелец источника повышенной опасности обязаны возместить ущерб, причиненный этим источником (например, движущимся автомобилем), и тогда, когда не виновны в причинении ущерба. В разных отраслях права этот вопрос решается неодинаково. В уголовном праве при привлечении лица к уголовной ответственности действует презумпция невиновности. Лицо предполагается невиновным до тех пор, пока не будет доказано обратное. Вина обвиняемого доказывается государственным органом, сам же он освобождается от необходимости доказывать свою невиновность. В гражданском праве действует другая презумпция - виновности причинителя вреда: лицо при наличии объективной стороны правонарушения предполагается виновным до тех пор, пока Не докажет обратное. Обе презумпции служат средством защиты интересов личности, ее личных и имущественных прав.

Недопустимость удвоения ответственности - за одно нарушение виновный может быть наказан только один раз.

Принцип гуманизма . Наказание не может иметь цели причинения страданий, оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения, возможность условного осуждения, отсрочки приговора.


42.Понятие и структура правовой культуры общества

Правовую культура - это совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

В числе наиболее существенных признаков правовой культуры можно выделить:

1. Правовая культура носит аксиологический характер, т.к. включает в себя ценностную оценку правовых явлений, институтов, процессов, форм деятельности конкретного общества, т.е. характеризует правовые ценности общества, прогрессивные до­стижения в сфере права.

2. Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества, поэтому для каждого общества характерен свой уровень и характер правовой культуры.

3. Правовая культура является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представ­ляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство (проф. С.С. Алексеев).

4. Правовая культура - это разновидность общественной культуры. Вместе с тем она обладает самостоятельностью и обособленностью в культуре общества, т.к. характеризует правовое развитие общества, что отличает ее от политической, нравственной, религиозной и других видов общественной культуры.

5. Правовая культура тесно связана с нравственной культурой, т.к. во многом зависит от состояния нравственности общества, царящих в нем духовных ценностей и нравственных качеств людей, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность;

6. Правовая культура служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

Структуру правовой культуры можно условно разделить на три части (блока):

1) познавательный (гносеологический, информационный);

2) ценностно-ориентационный;

3) деятельностный (поведенческий).

Познавательный (гносеологический, информационный) «блок» включает правовую информи­рованность общества, юридическую образованность людей, знание ими законодательства. Не менее важную роль здесь играют эмоции, чувства и стереотипы поведения людей и их социальных групп, формирующих их правосознание.

Ценностно-ориентационный (аксиологический) «блок», который составляют правовые ценности, правовые установки индивида, правовые ценностные ориентации, определяющие содержание поведения, направ­ленность правовых действий, готовность позитивно вос­принимать правовую информацию, оценивать ее и действо­вать на основе сформировавшегося правосознания.

Деятельностный (поведенческий) «блок» содержит устойчивые формы пра­вомерного поведения, направленные на соблюдение, испол­нение, использование субъективных прав и юридических обя­занностей.

  • 12. Стадии правового регулирования.
  • 13. Нормативно-правовые акты рф, их система.
  • 14. Механизм правового регулирования.
  • 15. Юридический процесс: понятие, виды.
  • 16. Правовая культура общества, ее элементы.
  • 17. Правотворчество, понятие, принципы, разновидности.
  • 18. Способы толкования норм права.
  • 19. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы, функции, виды. Проблема позитивной юридической ответственности.
  • 21. Правовое регулирование общественных отношений: понятие, предмет, пределы.
  • 22. Классификация норм права.
  • 24. Основания и виды юридической ответственности.
  • 25. Романо-германская правовая семья: основные характеристики.
  • 26. Правонарушение: понятие, признаки. Классификация правонарушений.
  • 27. Норма права: понятие, признаки.
  • 28. Проблемы в законодательстве. Применение права по аналогии.
  • 29. Закон: понятие, значение, разновидности.
  • 30. Государственный орган. Понятие, признаки, виды.
  • 31. Государственное принуждение: понятие, содержание, виды государственных принудительных мер.
  • 32. Правовой нигилизм: понятие и формы проявления.
  • 33. Понятие прав и свобод человека. Основные права и свободы человека и их классификация.
  • 34. Структура правоотношения. Объект правоотношения.
  • 35. Законность: понятие, принципы гарантии.
  • 36. Действие нормативно-правовых актов во времени.
  • 37. Реализация права: понятие, формы, порядок.
  • 38. Право и корпоративные нормы.
  • 39. Правоотношение: понятие и виды.
  • 41. Правомерное поведение: понятие, черты, виды.
  • 42. Позитивное право: понятие, сущность, свойства.
  • 43. Методы, способы и типы правового регулирования. Правовые режимы.
  • 45. Принципы права.
  • 46. Право и мораль: их соотношение и взаимосвязь.
  • 47. Система права: понятие и структура.
  • 48. Структура нормы права. Виды структурных элементов.
  • 49. Систематизация нормативно-правовых актов.
  • 50. Юридическая техника: понятие, виды, средства и приемы.
  • 51. Правовая система общества.
  • 53. Система законодательства и система права в их соотношении.
  • 55. Социальная ценность и функции права.
  • 56. Субъективное право: понятие, структура, значение.
  • 57. Понятие, структура, виды правосознания.
  • 58. Юридические факты: понятие, значение, классификация.
  • 60. Англо-саксонская правовая семья: основные характеристики.
  • 61. Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции. Основные теории права.
  • 62. Правовое поведение: понятие и виды.
  • 63. Соотношение государства и права.
  • 64. Религиозная правовая система на примере мусульманского права.
  • 65. Применение права и его признаки.
  • 66. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение и основные пути их укрепления.
  • 67. Стадии применения права. Требования к актам применения права.
  • 68. Право и закон, их соотношение.
  • 69. Функции и форма современного российского государства.
  • 70. Правовой статус гражданина: понятие, структура, виды.
  • 71. Политическая система общества. Право и политика.
  • 72. Методология и методы юриспруденции.
  • 73. Типология государств.
  • 74. Функции государства.
  • 76. Основные теории происхождения государства.
  • 78. Марксистско-ленинское учение о государстве, его конструктивно-критический анализ.
  • 79. Форма государства. Характеристика видов.
  • 80. Государственный суверенитет. Понятие, виды, угрозы.
  • 81. Соотношение понятий "правосознание" и "правовая культура"
  • 82. Правовое воспитание и правовое обучение
  • 19. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы, функции, виды. Проблема позитивной юридической ответственности.

    Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

    Государственное принуждение - специфическое воздействие на поведение людей, основанное на его организованной силе. Но это не просто государственное принуждение, а принуждение к исполнению норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

    Субъектами деятельности выступают суд, прокуратура, милиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях. Юридическая ответственность - это одновременно и претерпевание, она всегда связана с применением мер государственно-принудительного воздействия. Этой особенностью правовая ответственность отличается от иной социальной ответственности.

    Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. она сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельной личности. Лишения - это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

    Основная черта юридической ответственности - штрафное, карательное назначение. При этом кара - не самоцель, а средство перевоспитания правонарушителя. Наряду с наказанием юридическая ответственность выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.

    Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительно исполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая в конкретном правоотношении.

    Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения - это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.

    Поэтому, рассматривая отношение ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии:

    а) возникновение юридической ответственности;

    б) выявление правонарушения;

    в) официальную оценку правонарушения как оснований юридической ответственности в актах компетентных органов; г) реализацию юридической ответственности.

    Говоря о юридической ответственности как обязанности отвечать за уже содеянное правонарушение, следует различать ее объективные и субъективные предпосылки.

    В объективном смысле это означает, что юридическая ответственность возможна в силу правового регулирования общественных отношений различными предписаниями, а в субъективном - свободы воли индивида, ибо без этого нет вины, без вины нет ответственности за противоправное деяние. Нельзя винить лицо, лишенное свободы воли. Нельзя невиновного считать ответственным.

    Таким образом, юридическая ответственность характеризуется следующими основными признаками:

    1) она опирается на государственное принуждение, на особый аппарат; это конкретная форма реализации санкций, предусмотренных нормами права;

    2) наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

    3) выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя типа личного, имущественного, организационно-физического характера;

    4) воплощается в процессуальной форме.

    Указанные признаки юридической ответственности являются обязательными: отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует об отсутствии юридической ответственности и позволяет отграничивать ее от других правовых и неправовых категорий.

    Таким образом, юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

    Юридическая ответственность – одна из форм социальной ответственности. Сущность социальной ответственности состоит в обязанности индивида выполнять требования, предъявляемые к нему обществом, государством, людьми. Кроме юридической в обществе действуют и иные формы социальной ответственности: моральная, политическая, организационная, общественная, партийная и иная. Организационная и политическая ответственности знают такие формы как отчет, отставка, моральная – осуждение общественным мнением, партийная – исключение из партии и т.п. В совокупности все эти виды и предназначаются для обеспечения упорядоченности, стабильности общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности общества.

    Отношение индивида к общественным интересам, вытекающее из правильного понимания и выполнения им своих обязанностей, определенных социальными нормами, представляет субъективную сторону социальной ответственности. Социальная ответственность как совокупность нормативных требований, предъявляемых к индивиду, есть объективная сторона социальной ответственности. Этим требованиям соответствуют позитивные и негативные санкции. Человек отвечает за свои действия, уже совершенные (ретроспективная ответственность) или за действия, которые совершаются, либо которые предстоит совершиться (перспективная ответственность).

    Под перспективной (позитивной) социальной ответственностью, понимают правильное, активно-сознательное выполнение человеком своих социальных обязанностей, обусловленных необходимостью соблюдения общественных интересов. То есть индивид должен выбрать активную, творческую линию поведения, которая бы в максимальной степени соответствовала потребностям и интересам развития общества. Социальная ответственность в ее позитивном смысле может быть нарушена сознательно-волевым актом антисоциального поведения индивида, результатом которого является наступление ретроспективной ответственности.

    Ретроспективная ответственность - это ответственность за прошлое поведение, нарушающее требования социальных норм и влекущее за собой общественное осуждение и неблагоприятные последствия для нарушителя.

    В зависимости от сферы социальной деятельности социальную ответственность, как уже было отмечено выше, разделяют на ответственность политическую, юридическую, моральную, ответственность перед общественными организациями.

    Юридическая ответственность традиционно разрабатывалась в правовой науке как ответственность ретроспективная, то есть она напрямую связывается с противоправным поведением. По отношению к субъектам права юридическая ответственность приобретает государственно-принудительный характер. Это происходит из-за того, что государство, закрепляя нормы права, определяет юридическую ответственность независимо от воли и желания правонарушителей. Государственное принуждение в жизни проявляется через различные формы, порой не связанные с юридической ответственностью. Таким образом, юридическую ответственность отличает не просто государственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права. Последнее выражается в различных видах деятельности правоохранительных органов. Во-первых, в контроле за юридически значимым поведением субъектов права. Во-вторых, в деятельности компетентных органов по расследованию и установлению фактов правонарушений. В-третьих, в применении к правонарушителям предусмотренных законом санкций.

    Государственное принуждение к исполнению норм права характеризуется также тем, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

    Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое основание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует.

    Определенно, правонарушение и юридическая ответственность неразрывны, так как правонарушение всегда и сразу порождает юридическую ответственность. Реальное содержание и меру юридической ответственности за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражается в применении к нему санкции.

    Главным в правовом положении правонарушителя является обязанность ответить за содеянное, возникающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся в неблагоприятных последствиях личного или имущественного характера, определяемых санкцией правовой нормы. Причем законом предусмотрена не только обязанность отвечать за содеянное, но и обладание объемом прав.

    Вернемся к санкции, она представляет собой: неблагоприятные последствия правонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые применяются к правонарушителю компетентными органами. Применение санкции в правовом государстве одновременно связано с общественным осуждением правонарушителя, причиняющего вред общественным или личным интересам. Хотя не все санкции носят карательный характер (ограничивают права и возлагают обязанности на правонарушителя), но все они имеют в виду применение государственного принуждения через исполнение обязанности под принуждением и содержат в себе неблагоприятные для него последствия, которые и являются юридической ответственностью. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и реализуется через применение этой нормы компетентным государственным органом. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой принудительно исполняемую обязанность, которая возникла в связи с правонарушением и реализуется в конкретном правоотношении.

    Некоторые ученые рассматривают юридическую ответственность как правоотношение между государством и гражданином, при котором государство в лице своих органов имеет право наказать правонарушителя, а он обязан претерпеть это наказание. По этим взглядам, у правонарушителя возникает как бы обязанность претерпеть определенные лишения, установленные государственно-властным путем за правонарушение. Но это все же слишком формальное и идеализированное понимание юридической ответственности, т.к. не всякий правонарушитель, особенно преступник, принимает на себя обязанность “претерпеть” наказание, напротив, он всячески стремится его избежать.

    Суммируя вышесказанное, можно определить, что юридическая ответственность - это установленные законом меры воздействия на правонарушителя, содержащие неблагоприятные для него последствия, применяемые государственными органами в порядке, также установленном государством.

    Юридическая ответственность, являясь одной из форм социальной ответственности, в то же время по целому спектру признаков отличается от всех других видов.

    Прежде всего, она всегда оценивает прошлое: это ответственность за действие (бездействие), которое уже имело место, произошло, то есть юридическая ответственность – ответственность ретроспективная. Этим юридическая ответственность отличается от организационной, политической и других видов ответственности, обращенных в будущее (например, в постановлении какой-либо общественной организации определяется, что “товарищ Иванов отвечает за проведение мероприятия”. Здесь налицо либо организационная, либо политическая ответственность и речь идет об ответственности товарища Иванова в будущем, если это мероприятие будет сорвано”).

    Далее, юридическая ответственность устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение. Увы, весьма часто можно встретить штампы, когда “прописывают” в законопроектах ответственность за соблюдение правовых положений: за достоверную информацию (а надо за недостоверную), за выполнение договорных обязательств (а надо за нарушение) и т.п..

    О связи юридической ответственности с государством уже упоминалось. Но здесь важно подчеркнуть, что только государство устанавливает меры этой ответственности и только органы государства их осуществляют в порядке, который также устанавливается государством. И меры эти всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные, физические, политические и иные. Важно отметить, что эти последствия ложатся дополнительным бременем на его плечи. Если, к примеру, взявшего деньги в долг принуждают их отдать или самовольно занявшего жилую площадь выселяют, то здесь нельзя вести речь о юридической ответственности. Если же правонарушитель понесет какой-либо урон, обременение, а не только принудительно исполнит свою обязанность, которую он по каким-либо причинам добровольно не выполнял, то налицо будет юридическая ответственность. Например, правонарушитель возвращает не только похищенную вещь, но и уплачивает штраф за совершенное им мелкое хищение.

    Юридическая ответственность сочетается с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя. Именно государственное осуждение помогает вызвать такие чувства, которые могут оказать существенное воспитательное воздействие на лиц, допустивших противоправное деяние. Например, помещение больного в психиатрическую больницу или таможенный досмотр лиц, пересекающих границы государств, или изъятие имущества его собственником у добросовестного приобретателя не сопровождаются осуждением, порицанием этих лиц, хотя и носят не совсем благоприятный для них характер.

    20. Акты применения права, их особенности и квалификация.

    Актом применения права называется официальный правовой документ (акт), который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

    Признаками акта применения права являются следующие:

    Акт имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства (в нем олицетворяется авторитет и сила государства);

    Исходит от компетентных органов;

    Имеет определенную установленную законом форму. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов (необходимые реквизиты акта);

    Носит индивидуальный (персонифицированный) характер, а не нормативный характер, так как адресован конкретным субъектам, указывая в конкретном случае, кто и в каком объеме обладает определенными правами и несет корреспондирующие правам обязанности.

    Правоприменительный акт имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи (аналогия) не распространяется. Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат нормы права для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат норм права, а лишь конкретизируют общие предписания применительно к отдельным случаям. Акты применения права не являются источниками права и в сборники законодательства не включаются.

    Акт применения права оформляется в письменном виде (или протокольная форма устного решения). Акты применения органов судебной власти состоят из вводной, описательной, мотивировочной (или описательно-мотивировочной) и резолютивной частей. Акты применения органов предварительного следствия состоят из вводной (обвинительной), доказательственной и справочной части. Актами применения права не являются те официальные документы, которые хотя и имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (дипломы, официальные справки и др.).

    В зависимости от субъектов правоприменительной деятельности индивидуальные правовые акты делятся на акты представительных органов государственной власти, акты исполнительных, правоохранительных органов, акты органов государственного контроля.

    В зависимости от содержания правоприменительные акты подразделяются на регулятивные (определяющие конкретные юридические права и обязанности в связи с осуществлением правомерной реализации права), и охранительные (издаваемые в связи с совершением правонарушения).

    Правоприменительные акты можно классифицировать по форме (приговоры, решения), по субъектам (акты государственных и негосударственных органов), по юридической природе (основные, связанные с окончательным разрешением дела и вспомогательные (имеющие промежуточное значение по делу), по характеру (материальные и процессуальные), по предмету правового регулирования (гражданско-правовые, гражданско-процессуальные, уголовно-правовые и др.).

    Общее между правовым актом и актом применения права состоит в том, что они являются правовыми актами, которые принимаются и обеспечиваются компетентными органами и являются властными по своему характеру документами. Основные отличия между ними состоят в следующем: индивидуальный акт применяется на основе нормативного акта, он конкретизирует норму права применительно к отдельному случаю, отношению, носит индивидуальный характер и рассчитан на однократное применение, выступая юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения определенного правоотношения

    Основания ответственности -- это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава. Состав правонарушения состоит из четырех элементов: объект и субъект правонарушения, объективную и субъективную стороны и только их совместный анализ дает возможность конкретизировать, индивидуализировать правонарушение.

    Объектом любого правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Правонарушитель своим действием или бездействием нарушает сложившийся и обеспечиваемый правовыми нормами правопорядок, всегда причиняет ущерб субъективным правам граждан. Общественные отношения могут быть имущественными, трудовыми, политическими и другие.

    Объективная сторона правонарушения характеризует его с внешней стороны, как акт внешнего проявления. Обязательные элементы объективной стороны включают: противоправное деяние, противоправный результат, а также причинную связь между деянием и наступившими последствиями. Факультативными элементами объективной стороны являются: место, время, обстановка. Объективная сторона раскрывает, как подготавливалось, осуществлялось и было ли окончено и какова степень участия в преступлении каждого субъекта преступления, в том случае если в преступлении участвовало несколько лиц. Так в уголовном праве различают следующие стадии осуществления преступления: приготовление к преступлению, покушение и оконченное преступление. Чем до более поздней стадии дошло преступление, тем больше его общественная опасность и тем серьезнее санкции за это преступление. Для определения степени участия в преступлении существуют понятия: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, а также заранее не обещанное укрывательство и недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении.

    Субъектом правонарушения признается физическое или юридическое лицо, обладающее деликтоспособностью, т.е. возможностью отвечать за свои собственные деяния, посягающие на установленный правопорядок, существующие общественные отношения. Для физических лиц деликтоспособность определяется государством с учетом уровня психофизических возможностей личности, исходя из социальной зрелости субъекта, и устанавливается при достижении определенного возраста. Деликтоспособность юридических лиц возникает с момента их образования (государственной регистрации). В уголовном и административном праве субъектами правонарушения могут быть только физические лица, юридические лица признаются субъектами правонарушения в гражданском праве.

    Четвертым элементом состава правонарушения является субъективна сторона, которая состоит из мотива, вины и цели. Основной частью субъективной стороны является вина, т.е. сознательно-волевое психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его результатам. Через сознание и волю субъекта права преломляются все элементы состава правонарушения, вследствие чего оно предстает как воплощение свободного замысла дееспособного лица. Различают две формы вины: умысел и неосторожность. Умысел может быть прямой или косвенный. Прямым умыслом считается осознание правонарушителем общественно вредного характера совершаемого им деяния, предвидение возможности или неизбежности наступления противоправного результата, а также желание их наступления. Косвенный умысел устанавливается в том случае, если правонарушитель осознавал противоправность своего деяния, предвидел возможность наступления противоправного результата, не желал, но сознательно допускал эти последствия или относился к ним безразлично. Неосторожность выступает в виде противоправной самонадеянности или противоправной небрежности. Противоправная самонадеянность состоит в осознании правонарушителем вредности своего деяния, предвидении возможности наступления противоправного его результата с легкомысленным расчетом на его предотвращение, полагаясь на самого себя, свои умения, навыки, мастерство и т.п. без достаточных на то оснований. Противоправная небрежность выражается в том, что правонарушитель не осознает вредности своего деяния, не предвидит возможности наступления противоправного его результата, хотя по всем обстоятельствам дела при условии необходимой внимательности и предусмотрительности мог и должен был его предвидеть. Если лицо не предвидело и не могло предвидеть общественно вредные последствия своих действий, то имеет место случай, или казус, что исключает его квалификацию как правонарушение.

    Вместе с тем само по себе правонарушение не порождает автоматически возникновения ответственности, не влечет за собой применения государственно-принудительных мер, а является лишь основанием для такого применения. Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт -- решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации и т.д. Многообразие фактических обстоятельств, предполагающих юридическую ответственность, требует определенной процедуры их обнаружения и привлечения лица к ответственности. Для юридической ответственности характерна четкая нормативная регламентация ее осуществления. Такая регламентация необходима для максимального обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан и иных субъектов.

    Порядок возложения юридической ответственности устанавливается нормами процессуального права, порождающими при наличии определенного факта процессуальные правоотношения, через которые, как через свою форму, проявляются отношения юридической ответственности. Четкая регламентация позволяет максимально точно зафиксировать все обстоятельства дела, состав правонарушения, обеспечивая при этом права всех участников процесса. Конечно, излишне громоздкие, усложненные формы рассмотрения в некоторых случаях могут играть и негативную роль, порождая формализм, волокиту и т. д. Однако еще большее зло вызывает отсутствие в отдельных случаях процессуальной регламентации, механизма возложения ответственности.

    Разумеется, степень регламентации разных видов юридической ответственности различна. Наиболее жестко урегулированы уголовная и административная ответственность, носящие карательный, штрафной характер. Например, порядок привлечения к уголовной ответственности регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом. Менее жесткий порядок привлечения, например, к дисциплинарной ответственности рабочих и служащих. Однако и здесь недопустимы упрощенчество, нарушение установленной процедуры.

    В отдельных случаях закон предусматривает основания не только ответственности, но и освобождения от нее и от наказания. Правовые институты исключения юридической ответственности и освобождения от нее существенно отличаются друг от друга. Если в первом случае мы имеем дело с правонарушениями, за которые ответственность не наступает в силу определенных юридических условий или физического состояния лица, то во втором -- ответственность уже имеет место и речь идет исключительно о правовых основаниях возможного освобождения от нее. Такими основаниями могут быть:

    1. Изменение обстановки ко времени рассмотрения дела в суде, когда деяние перестает быть общественно опасным.

    Под изменением обстановки понимаются значительные изменения жизненных условий по сравнению с теми, которые существовали к моменту совершения правонарушения. Это может быть связано с политическими, экономическими, организационно-хозяйственными изменениями в масштабе страны и т. д.

    2. Само лицо перестало быть общественно опасным в силу последующего безупречного поведения и добросовестного отношения к труду.

    Под безупречным понимается такое поведение, которое соответствует требованиям норм права. Безупречность представляет собой, отсутствие оснований для упрека или нареканий в процессе производственных отношений, а также честное выполнение лицом своих трудовых обязанностей.

    • 3. Замена уголовного наказания другим (административным, дисциплинарным) или передача лица на поруки, в товарищеский суд. Основаниями наступления не уголовной, а иных видов ответственности служат обстоятельства, характеризующие как деяние, так и лицо, его совершившее: а) преступление не представляет большой общественной опасности; б) исправление и. перевоспитание возможно без применения уголовного наказания.
    • 4. Условно-досрочное освобождение от наказания. Эта мера заключается в освобождении осужденного при определенных, указанных в законе, основаниях от дальнейшего отбывания до истечения срока, назначенного приговором суда, под условием несовершения в течение оставшейся неотбытой части наказания, от отбытия которой осужденный освобождается. Условно-досрочное освобождение может быть применено к осужденному лишь в том случае, если он примерным поведением и честным отношением к труду доказал свое исправление, но после фактического отбытия не менее половины назначенного срока наказания.
    • 5. Отсрочка исполнения приговора, особенно в отношении несовершеннолетних.

    При назначении наказания лицу, которое впервые осуждено к лишению свободы на срок до трех лет, суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества может отсрочить исполнение приговора в отношении такого лица.

    При отсрочке исполнения приговора суд может обязать осужденного в определенный срок устранить причиненный вред, поступить на работу, не посещать определенные места, не выезжать с места постоянного жительства и т. д.

    • 6. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта амнистии.
    • 7. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта помилования. юридический ответственность презумпция невиновность
    • 8. Освобождение от наказания за совершение деяния, преступность и наказуемость которого были после вступления в законную силу приговора суда, назначившего это наказание, устранены уголовным законом.

    Презумпция невиновности гражданина -- это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности закреплена в Конституции Республики Беларусь в статье 26: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою вину». Презумпция невиновности есть проявление общей презумпции добропорядочности гражданина. Смысл и назначение презумпции невиновности состоит в требовании полной и несомненной доказанности твердо установленными фактами обвинения как основания выводов предварительного следствия в обвинительном заключении и суда в обвинительном приговоре. Из презумпции невиновности вытекает также правило, согласно которому всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Бремя доказывания виновности обвиняемого лежит на обвинителе.

    Презумпция невиновности гражданина действует во всех отраслях права. Свое четкое выражение получила она в Основном Законе Российского государства и в Декларации прав и свобод человека и гражданина: «Каждый человек, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока его вина не будет установлена судом в рамках надлежащей правовой процедуры. Право на защиту гарантируется».

    Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства.

    Для более глубокого проникновения в сущность юридической ответственности необходимо выяснить ее цели и назначение в обществе. На необходимость подобного выяснения указывал еще Н. Винер: «До тех пор, пока общество не установит, чего же оно действительно хочет: искупления, изоляции, воспитания или устрашения потенциальных преступников,-- у нас не будет ни искупления, ни воспитания, ни устрашения, а только путаница, где одно преступление порождает другое». Цель есть идеальное представление субъектов (личностей, органов, социальных групп) о результатах своих действий. Именно они определяют и средства, и характер действий, направленных на ее достижение.

    Цели юридической ответственности -- конкретное проявление общих целей права. В качестве таковых выступают закрепление, регулирование и охрана общественных отношений. Эти цели и обусловливают существование регулятивной и охранительной функций права.

    Поскольку юридическая ответственность «участвует» в реализации охранительной функции, то и ее цель в общей форме можно определить как охрану существующего строя и общественного порядка. Ответственность же, применяемая к конкретному правонарушителю, имеет (наряду с охраной общественных отношений) более узкую цель -- наказание виновного. При этом государство, осуществляя меру государственного принуждения, преследует еще одну цель -- предупреждение совершения правонарушений впредь.

    Кроме того, существуют и чисто правовые цели юридической ответственности, которые служат средством обеспечения нормального функционирования механизма правового регулирования путем обеспечения реализации субъектами правоотношений субъективных прав и юридических обязанностей, являются важнейшей гарантией законности.

    Указанные цели юридической ответственности определяют ее функции.

    Главная среди них -- штрафная, карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание -- всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, юридическая ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

    Реализуя наказание, государство воздействует на сознание правонарушителя. Это воздействие заключается в «устрашении», доказательстве неизбежности наказания и тем самым в предупреждении новых правонарушений. Причем предупредительное воздействие оказывается не только на самого нарушителя, но и на окружающих. Это, конечно, ни в коей мере не означает, что наказание может осуществляться без учета тяжести нарушения и вины нарушителя, лишь в назидание другим. Излишняя, ничем не оправданная жестокость наказания не может быть условием предупреждения нарушения впредь. Опыт показывает, что предупредительное значение наказания определяется не жестокостью его, а неотвратимостью.

    При этом наказание направлено и на воспитание нарушителя, т. е. юридическая ответственность имеет также воспитательную функцию. Эффективная борьба с нарушителями, своевременное и неотвратимое наказание виновных создают у граждан представление о незыблемости существующего правопорядка, укрепляют веру в справедливость и мощь государственной власти, уверенность в том, что их законные права и интересы будут надежно защищены. Это в свою очередь способствует повышению политической и правовой культуры, ответственности и дисциплины граждан, активизации их политической и трудовой деятельности, а в конечном счете -- укреплению законности и устойчивости правопорядка.

    В значительном числе случаев меры юридической ответственности направлены не на формальное наказание виновного, а на то, чтобы обеспечить нарушенный интерес общества, управомоченного субъекта, восстановить нарушенные противоправным поведением общественные отношения. В этом случае юридическая ответственность осуществляет правовосстановительную (компенсационную) функцию. Наиболее ярко она проявляется в гражданском праве, предполагающем такие, например, санкции, как возмещение убытков. Конечно, возмещение ущерба возможно далеко не во всех случаях (нельзя воскресить убитого и т. д.). Однако там, где это достижимо, компенсационная функция юридической ответственности -- одна из важнейших.

    Таким образом, юридическая ответственность связана в основном с охранительной деятельностью государства, с охранительной функцией права. Но она выполняет и свойственную праву в целом организующую (регулятивную) функцию. Уже сам факт существования и неотвратимости наказания обеспечивает организующие начала в деятельности общества.

    Исторически юридическая ответственность возникла как средство защиты частной собственности. Зародышем последней явилось владение, а основой права как специфического регулятора общественных отношений классового общества -- защита публичной властью владения, постепенно превращающегося в частную собственность. Важной задачей государства была защита частного владения путем установления запретов и применения государственного принуждения к их нарушителям. Анализ правовых актов древности показывает, что их ядром служили институт собственности и его защита, а обязательственное право возникло и развивалось в форме юридических последствий нарушения прав собственника. Таким образом, юридическая ответственность есть средство, орудие формирования и укрепления частнособственнических отношений и одновременно -- вытеснения устаревших, чуждых обществу общественных отношений.

    Институт юридической ответственности, будучи напрямую связанным с функцией государства по охране правопорядка, является наиболее наглядным показателем воплощения прав и свобод человека в социальной действительности. Это обусловлено тем, что при осуществлении норм об ответственности происходит непосредственное вторжение государства в сферу юридически закрепленных прав, свобод и законных интересов личности. При этом отчетливо проявляются ценностные ориентиры государства, уровень цивилизованности и культуры общества. По тем задачам и целям, которые государство ставит перед собой для обеспечения юридической ответственности, а также по специальным правовым средствам обеспечения справедливости и гуманизма можно судить о степени ценности личности для государства.

    По вопросам о целях юридической ответственности в правовой науке нет единодушного мнения, и представители отраслевых наук высказываются по-разному. В плане общетеоретического рассмотрения можно привести точки зрения С.Н. Кожевникова и В.К. Бабаева о том, что целями юридической ответственности являются защита и восстановление правопорядка, а также воспитание граждан. С.С. Алексеев и Б.Т. Базылев в качестве непосредственной цели указывают наказание, через которое достигаются задачи частной и общей превенции правонарушений, нравственной перестройки личности. О.Э. Лейст считает, что главная цель - «обеспечение законности, предупреждение и пресечение правонарушений, максимально возможное устранение ущерба, причиненного ими обществу» Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. №6. С.66..

    Как следует из вышеприведенных позиций, практически все исследователи сходятся на том, что целями юридической ответственности являются охрана правопорядка, предупреждение правонарушений и воспитание граждан в духе. Цели юридической ответственности конкретизируются в ее функциях.

    К последним можно отнести: защиту правопорядка, штрафную и карательную функции (наказание виновного), а также функцию исправления и перевоспитания лица, совершившего правонарушение (частная и общая превенция правонарушений), правовосстановительную и сигнализационную функцию.

    При этом карательная функция (возмездие) имеет своей целью наказать виновное лицо за совершенное правонарушение, воздать ему за содеянное. Предупредительная функция заключается в соответствующем воздействии на лицо, совершившее правонарушение, а также на иных лиц (всего общества в целом) с целью оказать оптимальное влияние на выбор правопослушного варианта поведения либо предупредить о невыгодности и наказауемости противоправного. Правовосстановительная функция - это компенсация причиненного правонарушителем материального или морального ущерба, восстановление нарушенного права. Сигнализационная функция проявляется в том, что распространенность определенного вида правонарушений свидетельствует, во-первых, о явно недостаточной строгости применяемых в данном отношении мер ответственности, а во-вторых (как следствие), - о необходимости поиска иных (наряду с юридической ответственностью) путей и мер борьбы с нарушениями в данной сфере общественных отношений Там же. С.67..

    Достижению целей юридической ответственности и реализации функций служат ее принципы.

    Юридическая ответственность является межотраслевым институтом права, в равной степени имеет отношение к гражданскому, уголовному, административному, конституционному праву и т.д. Следовательно, система принципов юридической ответственности должна выражать надотраслевой подход и состоять из таких основных идей-принципов, которые составляли бы ее сущность во всех отраслях права, где имеется институт юридической ответственности. Принципы юридической ответственности - это основополагающие идеи, выражающие сущность, природу и назначение институтов ответственности.

    В числе непосредственных принципов юридической ответственности можно назвать законность, неотвратимость и индивидуализацию.

    Законность как принцип деятельности государственных учреждений и их должностных лиц (правоохранительных органов и органов правосудия) призвана обеспечить безопасность личности и оградить общество от общественно опасных проявлений. Этим обусловливается ее роль в процессе возникновения и осуществления института юридической ответственности.

    Вместе с тем законность ответственности не исчерпывается установлением ее оснований. Принцип законности как требование строгого и неуклонного соблюдения и реализации всеми компетентными государственными учреждениями и их должностными лицами законов является необходимым признаком, основой всей сферы деятельности правоохранительных органов. Законность пронизывает не только основания юридической ответственности, но и весь процесс ее осуществления. При этом принцип законности, переводя требования общественно-политических и общеправовых принципов справедливости, равенства, гуманизма, демократизма и других в плоскость осуществления юридической ответственности, является инструментом и одновременно гарантом реализации их требований в данной области общественных отношений Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы. С.68..

    Законность - это основа юридической ответственности не только с позиции внешних форм ее осуществления, но и составляет внутреннее содержание данного института, его сущность, и в этом законность и индивидуализация (как принципы юридической ответственности) едины.

    Трактуемая как неизбежность чего-либо, неотвратимость правовой ответственности в специальной литературе понимается, с одной стороны, как неотвратимость установления в процессе сознательной целенаправленной деятельности государственного органа не только самого факта правонарушения и лица, его совершившего, но и обстоятельств, сопутствующих деянию и влияющих на содержание и объем прав и ответственность правонарушителя, неотвратимость исполнения меры ответственности. С другой стороны, неотвратимость правовой ответственности связана с обеспечением государством прав и законных интересов лиц, вовлеченных в правоотношения ответственности.

    Вступая в действие в момент совершения правонарушения, принцип неотвратимости юридической ответственности реализуется в процессе ее осуществления, представляя собой, как и принципы законности и индивидуализации, неотъемлемое свойство правовой ответственности. Взаимосвязь и взаимообусловленность данных принципов проявляется в том, что, устанавливая круг противоправных деяний, наказания за них, порядок разрешения дел, закон уже с момента установления факта правонарушения предписывает осуществлять индивидуализацию ответственности. Одновременно компетентными государственными органами проводится в жизнь и принцип неотвратимости. Объективная необходимость существования неотвратимости и индивидуализации, их диалектическое единство учитывается законодателем и укладывается в формулу: «ответственность должна наступать за каждое правонарушение, но различной тяжести» Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, принципы, ответственность. М., 1985. С.127..

    Индивидуализация юридической ответственности - это требование строгого и точного учета характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, особенностей личности виновного и обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность.

    Среди ученых-юристов отсутствует единодушие в оценке принципа индивидуализации юридической ответственности. Так, большинство исследователей рассматривает указанный принцип в качестве базового или, исследуя роль индивидуализации в системе принципов юридической ответственности, подчеркивает безусловную важность ее осуществления. Другие рассматривают принцип индивидуализации юридической ответственности опосредованно, через осуществление иных принципов юридической ответственности (справедливость, целесообразность и т.д.), вплоть до отрицания самой его возможности.

    Индивидуализация - это прежде всего ориентирование мер юридической ответственности на достижение социально-полезных изменений в характере виновного. Последнее может заключаться в «декриминализации» сознания правонарушителя либо в стимулировании выработки им необходимых индивидуальных свойств характера: собранности, внимательности, чувства ответственности.

    Принцип индивидуализации юридической ответственности выражается в том, что при определении ее мер и форм принимаются во внимание специфика и тяжесть совершенного правонарушения, социальные и индивидуальные психофизические особенности личности виновного, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы. С.69..

    Правоприменитель при определении меры ответственности не должен упускать из вида, что определенные отрицательные последствия наказания (взыскания) объективно распространяются и на семью правонарушителя. Необходимо стараться по возможности нейтрализовать или уменьшить такое воздействие. Поэтому правоприменительный орган (должностное лицо), руководствуясь принципом индивидуализации юридической ответственности, обязан установить все значимые (для определенного лица, его окружения и общества в целом) обстоятельства с тем, чтобы конкретная мера ответственности не увеличивала уже имеющийся общий вред от правонарушения, а вела к его устранению (конечно, по возможности) или смягчению.

    Принцип индивидуализации юридической ответственности в правоприменительной деятельности выражается в том, что подразумевает не только смягчение меры ответственности (на законных основаниях), но и не исключает применение строгих мер, необходимых для достижения основных целей правовой ответственности. Идея же гуманизма не приемлет жестокости, страдания как элементов воздаяния Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы. С.69..

    Таким образом, индивидуализация юридической ответственности является своеобразным стержнем, обеспечивающим принятие справедливого решения в отношении виновного. Рассматривать данный принцип лишь в качестве достижения идей справедливости, гуманизма, целесообразности и других, значит сознательно не видеть того, что, несмотря на сложную природу проявления, данный принцип имеет свое собственное содержание. При этом сфера действия принципа индивидуализации юридической ответственности заключается не только в определении форм и объема ответственности на основе оценки соответствующих критериев. В зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения и особенностей личных качеств правонарушителей, она обусловливает динамику его индивидуально-правового статуса и вносит изменения в качественную и количественную характеристики наказания (взыскания), тогда такие изменения будут способствовать достижению целей юридической ответственности в целом.

    Можно сказать, что если ответственность индивидуализирована, то тем самым она и персонифицирована, и гуманна, и справедлива. Однако, несмотря на глубочайшее внутреннее наполнение и многоплановость принципа индивидуализации, цели юридической ответственности только его силами достигнуты быть не могут. Поэтому принцип индивидуализации не существует в отрыве от принципов законности и неотвратимости юридической ответственности.

    Юридическая ответственность преследует две цели:

    • а) защиту правопорядка в любой сфере деятельности;
    • б) воспитание граждан в духе уважения к праву.

    Эти цели конкретизируются в функциях юридической ответственности. В литературе различают репрессивно-карательную (некоторые авторы ее именуют штрафной) и предупредительно-воспитательную, или превентивную, функции (формирование у адресатов права мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и законные интересы других лиц). Нередко пишут также о правовосстановительной, или компенсационной, функции. Иные авторы придерживаются несколько иных позиций. Правовосстановительный вид юридической ответственности достаточно емко исследован в гражданском праве и гражданском процессе. Этот вид ответственности следует развивать и в других отраслях права.

    Правовосстановительная ответственность могла бы быть полезна в экологическом праве. В литературе широко обсуждается вопрос об обеспечении права граждан на благоприятную окружающую среду. В этом аспекте предстоит еще многое сделать. Одним из главных вопросов остается проблема возмещения экологического вреда. Он гораздо более чем по сравнению с имущественным вредом. Вред, причиненный природе, может быть установлен и возмещен иными правовыми инструментами, чем те, которые охватываются гражданско-правовой ответственностью. Необходима новая форма правовосстановительной ответственности - эколого-правовая ответственность Духно Н.А. Юридическая ответственность как способ укрепления правопорядка // Российский следователь. 2012. N 19. С. 37-40..

    Имеющиеся в литературе определения целей юридической ответственности дополняют друг друга либо совпадают по существу, отражая социальную необходимость ответственности и ее назначение в правовом регулировании общественных отношений. И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшин указывают, что юридическая ответственность независимо от ее отраслевой принадлежности преследует две цели: охрану правопорядка и воспитание правонарушителей и остальных граждан Самощенко И.С., Фарукшин М.Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1974. С. 108.. Эти же две цели выделяют и другие исследователи Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2004. С. 207..

    Охрана конституционности, законности и правопорядка - это общие цели всех мер государственного принуждения, всей системы правоохранительных средств, в том числе юридической ответственности. Общая цель применительно к конкретным средствам правовой охраны и конкретным видам юридической ответственности может быть конкретизирована исходя из определения их природы и назначения. При характеристике целей юридической ответственности следует различать основную (главную, определяющую) и дополнительные (промежуточные) цели, преследуемые законодателем и правоприменителями при их установлении и реализации. Основная (главная, определяющая) цель направлена на достижение основного результата, который предусмотрен содержанием того или иного вида юридической ответственности. Дополнительные (промежуточные) цели юридической ответственности преследуют достижение более частных, но не менее существенных результатов.

    Содержание основной (главной, определяющей) и дополнительных (промежуточных) целей зависит, прежде всего, от функционального назначения юридической ответственности Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. 2-е изд., исправленное и доп. М.: НОРМА, 2009.. Социальная значимость любой юридической ответственности «расшифровывается» в ее функциях. Функции же обеспечиваются посредством реализации главных внутренних и внешних связей - принципов. Если нормы не реализуют той или иной функции, которую выполняет формируемый ими институт, либо не достигается цель, ради которой он создан, значит, нормы ущербны или свойственны другому институту. В этой связи, очерчивая параметры именно конституционно-правовой ответственности, следует определиться в понимании ее целей, задач, функций и принципов. Функции отраслей права, отражающие специфику общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью, производны от основных функций права. В свою очередь, функции отрасли детализируются функциями правовых институтов. Под функциями юридической ответственности следует понимать основные направления воздействия юридической ответственности на общественные отношения, в которых раскрывается ее сущность и достигаются цели, ради которых она существует. Исследование научной литературы по данной тематике позволяет констатировать, что отсутствует единый исчерпывающий перечень функций юридической ответственности. Однако большинство ученых выделяют карательную, восстановительную, регулятивную, превентивную и воспитательную функции Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2009..

    Принципы определяют качественное функционирование юридической ответственности. В демократическом правовом государстве цель, задачи и функции не могут не соответствовать принципам юридической ответственности. Противоречие требованиям принципов юридической ответственности приводит к негативным последствиям, таким, например, как распространение правового нигилизма в обществе, неуважение и несоблюдение требований законодательных актов, снижение авторитета государственной власти и правоохранительных органов и т.п. Связь между принципами, с одной стороны, а также целью, задачами и функциями юридической ответственности - с другой, в демократическом правовом государстве приобретает взаимосвязанный и двусторонний характер. Наиболее четко данное взаимодействие прослеживается между принципами и функциями юридической ответственности.

    В современном российском законодательстве нормативное закрепление получили принципы законности (ст. 7 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания РФ. 01.01.2002, N 1, ст. 1., ст. 3 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996, № 25, ст. 2954., ст. 1.6 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.); гуманизма (ст. 2 и ч. 2 ст. 21 Конституции РФ Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2011. - 39 с., ч. 2 ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ // «Российская газета», N 9, 16.01.1997.); неотвратимости юридической ответственности (ст. ст. 7 - 19 УПК РФ); презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ); ответственности лишь за виновное деяние (ст. 5 УК РФ) и ряд других, к числу которых большинство ученых относят также принцип соразмерности юридической ответственности тяжести совершенного правонарушения, принцип целесообразности, принцип оперативности, принцип индивидуализации и др.

    Принципы законности и верховенства права представляют собой фундамент, на котором базируется вся государственная деятельность, включая правоприменительную. Как отмечает ряд исследователей, занимающихся данным кругом проблем, регулятивная функция юридической ответственности закрепляет основные требования законности: равенство перед юридической ответственностью; каждый обязан соблюдать предписания правовых норм; единство законности; не допускается за одно правонарушение дважды привлекать к ответственности; освобождение от ответственности должно происходить на законных основаниях; закон, ухудшающий положение субъекта ответственности, не имеет обратной силы; закон, устраняющий ответственность или улучшающий положение субъекта ответственности, имеет обратную силу; вид, пределы, мера юридической ответственности должны быть установлены в законе Старилов Ю.Н. Принципы административного права: понятие и система // Вестник ВУиТ. Сер. «Юриспруденция». Тольятти, 2008. Вып. 4. С. 22-46..

    Принципы законности и верховенства права оказывают воздействие и на реализацию превентивной и воспитательной функций юридической ответственности. Ввиду того что превентивное и воспитательное направления воздействия юридической ответственности реализуются наряду с карательной функцией юридической ответственности, средства правового воздействия должны базироваться исключительно на принципах законности и верховенства права. «Принцип законности, сущностным моментом которого является требование неукоснительного соблюдения правовых норм, во многом предопределяет назначение превентивной функции, направленной на недопущение нежелательного варианта поведения. С одной стороны, принцип законности определяет характер, содержание, назначение превенции, а с другой стороны, сама превентивная функция направлена на обеспечение принципа законности» Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Р.Л. Хачатурова. СПб., 2003. С. 200..

    Карательное воздействие юридической ответственности должно неукоснительно соответствовать справедливости и всем ее критериям. Как отмечает М.Б. Мироненко: «Принцип справедливости проявляется на нескольких уровнях. Первый уровень обладает наибольшей степенью обобщения и выражения в следующих требованиях: равенстве, гуманизме, соответствии правовых норм моральным, иерархии в защите общественных отношений. Второй уровень содержания принципа справедливости юридической ответственности раскрывается в требованиях законности, неотвратимости, индивидуализации, виновности деяния. Ответственность справедлива, когда она законна, неотвратима, индивидуализирована и наступает за виновные деяния» Мироненко М.Б. Принципы юридической ответственности в системе принципов права: Автореф. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 6..

    На современном этапе формирования демократического правового государства и свободного гражданского общества в Российской Федерации особое значение в системе принципов приобретает принцип презумпции невиновности, который получил нормативное закрепление в Конституции РФ 1993 г. Как справедливо пишут Н.И. Матузов и А.В. Малько: «Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства» Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 605.. Не менее важными принципами юридической ответственности являются принципы справедливости и гуманизма. Фактически эти принципы пронизывают всю систему принципов юридической ответственности, ее цели, задачи, функции и конечный результат.

    Принципы юридической ответственности являются объективно-субъективной категорией, зависящей как от действующего законодательства государства, так и от правовых идей, могущих получить подобное закрепление. Идеи законности, справедливости, гуманизма, неотвратимости юридической ответственности, презумпции невиновности и многие другие формировались в процессе исторического развития общества. Современные принципы юридической ответственности являются результатом длительного эволюционного развития институтов общества, государства и права.

    В демократическом правовом государстве принципы юридической ответственности систематизируют функционирование института юридической ответственности. Они очерчивают определенное пространство правового воздействия не только функциям юридической ответственности, но и задачами и целями юридической ответственности. Принципы юридической ответственности действуют не изолированно, а в системной взаимосвязи между собой Мальцев Г.В. Принципы уголовного законодательства и общественно опасное поведение // Государство и право. 1997. N 2. С. 99..

    Принцип же неотвратимости юридической ответственности оказывает определенное влияние на превентивную и карательную функции юридической ответственности, принципы законности и справедливости - на регулятивную функцию, а принципы справедливости и неотвратимости - восстановительную и воспитательную функции.