Главная · Транспорт · Автомобильные пункты пропуска через таможенную границу. Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых создаются администрации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах установл

Автомобильные пункты пропуска через таможенную границу. Перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых создаются администрации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах установл

В 2018 году для того чтобы въехать в Беларусь, виза и миграционная карта по-прежнему не требуются. При пересечении границы надо предъявить заграничный или национальный российский паспорт. Визовый режим у РБ установлен со странами, не включенными в СНГ.

Детям до 14 лет нужно иметь с собой свидетельство о рождении, а от 14 до 18 – свой документ, удостоверяющий личность. Если ребенок едет только с отцом или матерью, российская пограничная служба потребует показать доверенность от второго родителя. То же самое предусмотрено, когда несовершеннолетний въезжает в страну в сопровождении чужих людей.

Транзит через Белоруссию

Чтобы пересекать границу с республикой проездом на самолете или поезде, оформлять транзитную визу не понадобится. Направляясь в другое государство, граждане РФ могут беспрепятственно находиться на территории РБ. Им будут нужны только разрешительные документы на въезд в финальную точку маршрута.

Если россияне следуют через Белоруссию на поезде с целью туризма, прохождение пограничного контроля для них не предусмотрено.

Проезд для детей младше 5 лет при отправлении с белорусских железнодорожных станций бесплатный, если с родителями в поездке присутствует лишь один несовершеннолетний. В противном случае билет будет стоить 35% от цены взрослого. Ребенку до 10 лет путешествовать по железной дороге одному в РБ запрещено.

Стоимость поездки зависит от перевозчика. Например, цена на перелет ребенка до 2 лет самолетом белорусской компании «Белавиа» составляет 10% от полного билета, а для несовершеннолетних до 12 лет делается скидка 25%. На транспорте общественного назначения в РБ дети ездят бесплатно. Российский полис медстрахования считается недействительным в Беларуси, но в экстренных случаях там оказывают медпомощь.

В Белоруссию на авто

Если в качестве транспорта для поездки через границу выбран автобус или автомобиль, нужно соблюдать определенные требования. Жителям РФ будет необходимо представить документ о наличии разрешения на управление этой машиной.

В случае пребывания в республике более 30 дней регистрироваться там не нужно. Белорусский медицинский полис россиянин может также не оформлять. Водить автомобиль в этой стране по закону можно с 18 лет, а мопед или скутер – с 16, конечно, если есть удостоверение.

Переезд через границу на авто предполагает, что у водителя с собой:

  • права;
  • документ о регистрации транспорта;
  • страховой полис на авто.

Перед тем как пересечь рубеж, нужно получить зеленую карту. Это страховой полис гражданской ответственности за автомобиль в пределах других государств, его аналог – наш ОСАГО. По этой бумаге владельцу авто будут компенсированы имущественные убытки и расходы на лечение, если произойдет несчастный случай.

Оформление «зеленой» карты возможно непосредственно при въезде на территорию РБ или заблаговременно.

Если иностранец окажется в республике без этого документа, его оштрафуют на 200 долларов.

Цена зеленой карты на машину (легковую) сроком действия в две недели составляет около 800 р., а страховка на год составит примерно 5000. Желательно получить упомянутую карту до пересечения границы, на этом можно сэкономить.

Система «Грин Кард» действует в 40 странах, так что данная процедура является обычной для многих современных граждан. Единственная разница: цена на страховку с учетом полного покрытия, действительную только в пределах СНГ, в 3 раза дешевле.

Таможенный контроль

Пересечение границы с Белоруссией – процесс не сложный, однако досмотр личных вещей и багажа никто не отменял. Иностранным гражданам необходимо заполнять и таможенную декларацию, ее лучше взять с собой перед отъездом из РБ.

Чтобы не оплачивать пошлину, на территорию Беларуси можно произвести провоз:

  • табачной продукции весом менее 200 грамм либо табак до 250 г.;
  • алкоголь – крепкие напитки до 2 литров, пиво – 1 л.;
  • наручных часов в количестве одной штуки;
  • меховых и кожаных изделий – максимум 3 единицы;
  • ювелирные украшения – до 5 ед.;
  • предметов личного пользования весом до 50 кг, а также ценой до 1500 евро, а на самолете – до 10 000;
  • коллекционных монет из недорогих металлов;
  • автомобильных шин до 4 штук на 1 путешественника;
  • видео- и аудиозаписывающей техники, пылесосов;
  • домашних и охотничьих животных, при наличии у них необходимых справок и прививок.

Белорусская таможня не пропустит:

  • аудиозаписи, а также электронную или печатную информацию, небезопасную для государства и угрожающую здоровью и психологическому состоянию его граждан;
  • наркотики и взрывчатые вещества;
  • предметы культурно-исторической ценности;
  • огнестрельное оружие, если оно не является военным, личным или спортивным со специальным разрешением;
  • лом, металлические отходы разного вида;
  • животных и растения из Красной книги республики;
  • дикорастущие растения, использующиеся в медицине.

Граница между РФ и Беларусью пока не считается закрытой, поэтому при прохождении через пропускной пункт приезжих не очень скрупулезно досматривают. Однако стоит быть внимательными и соблюдать законы, проходя пограничный и таможенный контроль.

Как изменился пропускной режим?

Ранее автовладельцы, проезжающие через границу между странами, с проблемами не сталкивались. Реальные проверки не осуществлялись, могли даже не спросить документы. Порядок въезда изменен 1 февраля в 2017 года по приказу главы российского ФСБ Бортникова о введении пограничной зоны. Эту бумагу опубликовали на информационно-правовом сайте.

Теперь устанавливается время и место пересечения границы между Россией и Белоруссией, а также предупреждающие знаки о наличии пограничного поста.

Рассмотрим пересечение белорусами границы с РФ. Допустим, иностранные граждане едут автобусом из Витебска в Смоленск. Чтобы приобрести проездной билет, кассиру предоставляется документ, удостоверяющий личность, причем с отметкой о белорусском или российском гражданстве. Перед пунктом пропуска почти не собираются очереди из машин.

Паспортный и таможенный контроль производится обязательно, в редких случаях из транспорта высаживают для проверки даже людей, у которых есть вид на жительство в РБ. Такие правила введены с 2016 года.

Еще недавно пересечь белорусско–российскую границу гражданам РФ можно было беспрепятственно даже пешком, но ситуация в мире стала совсем иной.

Теперь через рубеж между двумя государствами нельзя ездить представителям третьих стран, поскольку там не установлены международные пропускные пункты. Иностранцы имеют право проезда в страну либо через Латвию, либо через КПП «Новые Юрковичи», имеющий статус международного и находящийся вблизи российской, белорусской и украинской границ.

В приграничную зону попал город Рудня (РФ). Теперь, чтобы приехать туда за покупками, белорусам потребуется разрешение, что экономически невыгодно для бизнеса.

Контрольно-пропускные пункты

Рассмотрим основные обходные варианты проезда между странами:

  1. КПП Красное – Редьки. Этот маршрут самый загруженный, поскольку там проходит трасса из Бреста в Москву. Он располагается между двумя деревнями – Редьки и Красная Горка.

У многих приезжающих на автомобиле документы все равно проверяют, а временами устанавливают погранпосты и у железнодорожных путей.

Другие иностранцы, прежде всего те, кто еду на заработки, пытаются доехать до Белоруссии по объездной дороге.

  1. ГП Красный – Ляды. Жители Смоленской области знают, что самый простой обходной маршрут такой: проезд мимо поселения Красный и деревни Большая Добрая в с. Ляды (Белоруссия). В этом районе находится филиал страховой компании. По свидетельствам ее работников, изменения в приграничной зоне пока не отразились на бизнесе, поскольку клиентами были в основном граждане РБ.

Как считают специалисты, нужно быстрее решать вопрос о российско-белорусской границе, что станет выгодным для жителей обеих стран. Такого же мнения придерживаются работники придорожного сервиса, заправок и кафе, поскольку среди их посетителей стало меньше иностранцев, а это может снизить прибыль.

Постоянное место жительства – Белоруссия

Гражданам других государств, планирующим переехать в республику, необходимо получение ВНЖ. Именно этот документ позволяет постоянно находиться в РБ на законных основаниях.

Но прежде чем оформить вида на жительство, понадобится разрешение на постоянное пребывание.

Чтобы его получить, потребуются следующие бумаги:

  • внутренний либо заграничный паспорт;
  • заявление;
  • автобиографическая характеристика;
  • документ на жилье, где мигрант будет зарегистрирован (например, договор аренды квартиры);
  • медицинское заключение о том, что нет угрожающих обществу заболеваний;
  • 4 фотоснимка в цвете;
  • квитанция о том, что оплачен государственный сбор в сумме 700 руб.

Получив разрешение, можно заняться оформлением вида на жительство, предоставляемое на период до 2 лет, но не более чем до конца действия паспорта иностранца, с которым был осуществлен въезд в РБ. После повторного обращения возможно получение ВНЖ на 5 лет, который необходим при обучении и ведении бизнеса на территории республики.

Трудоустройство в Беларуси

Чтобы работать в РБ, национальный язык учить необязательно, так как русский там также является государственным. Важно оформить временную прописку, которую могут предоставить родные, знакомые либо арендодатели квартиры. Жилплощадь в государстве является доступной, так как стоимость на недвижимость там невысока.

Документы о высшем и среднем образовании, полученные в России, принимаются и в Белоруссии, а российский трудовой стаж насчитывается. Ждать высоких заработков в РБ не придется, доходы там ниже российских, но и затраты на проживание гораздо меньше.

Люди, много лет пребывающие в республике, могут рассчитывать на получение гражданства. Однако законами Беларуси не разрешается наличие второго подданства, так что пользоваться и белорусским и российским паспортами невозможно.

Пункт пропуска через государственную границу (официальное наименование) или в просторечии пограничный переход , погранпереход - специально оборудованный пункт , через который осуществляется пропуск через государственную границу людей, транспортных средств и товаров.

Классификация пунктов пропуска

По виду сообщения (виду транспорта)

  • автомобильные
  • железнодорожные
  • воздушные
  • морские (речные, озёрные)
  • смешанные (несколько пунктов пропуска Россия -Китай на Амуре: летом речное сообщение, зимой - автомобильное по замёрзшим рекам)
  • пешеходные.

Воздушные, морские, озёрные и речные пункты пропуска отличаются от прочих тем, что они оборудуются не непосредственно на границе, а в аэропортах и морских, озерных и речных портах соответственно.

По характеру международного сообщения

  • пассажирские
  • грузовые
  • грузопассажирские

По режиму работы

  • постоянные
  • временные
  • сезонные
  • работающие на нерегулярной основе

Некоторые пункты пропуска есть в международных соглашениях Российской Федерации с сопредельными государствами, но существуют только «на бумаге».

По гражданству /государственной принадлежности пересекающих границу лиц/грузов

Многосторонние (в просторечии «Международные»)

В многосторонних пунктах пропуска пересечения границы лицами независимо от их гражданства (подданства), а также транспортных средств и грузов независимо от их государственной принадлежности.

Как правило пункты пропуска с интенсивным движением транспорта имеют статус многосторонних.

Многосторонние пункты пропуска в просторечии часто ошибочно именуют «международные», что не верно, так как двусторонние пункты пропуска это уже международные.

Двусторонние (межгосударственные)

Двусторонние пункты пропуска предназначены для граждан (жителей), транспортных средств и грузов только сопредельных государств.

Двусторонние пункты пропуска были образованы в период распада СССР, дабы сохранить хозяйственные связи, облегчить пересечение границы людям из семей, оказавшихся по разные стороны и т. п.

Как правило двусторонние пункты пропуска - это автомобильные пункты пропуска. В таком случае их называют ДАПП - двусторонний автомобильный пункт пропуска.

В таких пунктах пропуска может устанавливаться упрощённый режим проверки. Тогда пункт называют ДАПП(У) или ПУП - пункт упрощённого пропуска.

Местные

Местные (пункты упрощенного пропуска) предназначены для пропуска через границу граждан с пропиской в местных приграничных регионах и обустраиваются, как правило, вдали от международных трасс и дорог с интенсивным движением, чтобы не допускать разрыва связи между населенными пунктами по разные стороны границы. Обычно такие пункты работают не круглосуточно, а только в определенное время или даже в определенные дни недели. Пересечение границы на таком пункте не отмечается в паспорте и не считается выездом за границу.

Виды контроля в пунктах пропуска

  • пограничный контроль
  • таможенный контроль
  • санитарно-карантинный
  • карантинный фитосанитарный
  • ветеринарный контроль
  • транспортный контроль (возложен на таможенные органы)
  • контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (возложен на таможенные органы).

Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации

Согласно данным Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации , по состоянию на 06.11.2014 г. в Российской Федерации было 388 пунктов пропуска, в том числе:

  • автомобильные - 150
  • железнодорожные - 69
  • воздушные - 82
  • морские - 70
  • смешанные - 10
  • речные - 5
  • озерные - 1
  • пешеходные - 1

Очереди в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. Очереди в пунктах пропуска на границе РФ и Финляндии.

Очень часто на нашем сайте появляются вопросы о том, сколько времени может уйти на преодоление границы РБ с сопредельными странами. Между тем, личный опыт здесь не играет никакой роли, т.к. ситуация может меняться ежечасно. В связи с этим даю пару ссылок, которые позволят хотя бы приблизительно оценить ситуацию с очередями накануне поездки или в день выезда, а, в случае наличия мобильного интернета, вовремя скорректировать маршрут.

Пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь в сторону Республики Польша

"Брест/Варшавский мост"

52.073914,23.664458 - самый крупный пограничный переход между РБ и РП. Расположен в городе-герое Бресте, в 16 км от развязки на трассе М1. Сопредельный пункт пропуска со стороны РП - «Тересполь» (Terespol). Имеет международный статус (пользоваться им могут граждане любых государств, а также лица без гражданства). Обслуживает только легковые автомобили и автобусы . Пропускная способность: 4000 легковых автомобилей и 500 автобусов в сутки. Контроль может осуществляться одновременно по 4 коридорам. Расстояния: до МАПП «Домачево» - 43 км (по дороге Р-94); до Варшавы - 194 км; до Кракова - 424 км; до Белостока - 172 км; до Минска - 357 км.

"Домачево"

51.76359,23.599749 - расположен вблизи одноименного поселка (белор. Дамачава) Брестской области в 43 км к югу от Бреста. Сопредельный пункт пропуска со стороны Польши - «Словатичи» (Sławatycze). Статус: международный. Проезд грузового транспорта через пункт «Домачево» возможен, при этом проезда грузового транспорта через «Словатичи»- нет (). Пропускная способность: до 2500 легковых автомобилей и автобусов в сутки в обоих направлениях. Расстояния: до МАПП «Брест» - 43 км (по дороге Р-94); до Варшавы - 216 км; до Кракова - 389 км; до Минска - 393 км.

"Берестовица"

53.12338,23.893629 - расположен в 2 км от поселка Пограничный Берестовицкого района Гродненской области. Сопредельный пункт пропуска со стороны Польши - «Бобровники» (Bobrowniki). Статус: международный. Пропускная способность: 3800 легковых, 800 грузовых автомобилей и 200 автобусов в сутки. Контроль одновременно может осуществляться по двух коридорам. Расстояния: до Белостока - 51 км; до МАПП «Брест» - 180 км (по дороге Р-83); до Варшавы - 250 км; до Минска - 299 км.

"Брузги"

53.525335,23.668363 - расположен в 22 км от Гродно на завершении трассы М6. Сопредельный пункт пропуска со стороны Польши - «Кузница Белостоцкая» (Kuźnica). Статус: международный. Пропускная способность: до 5000 легковых, 700 грузовых автомобилей и 100 автобусов в сутки в обоих направлениях. Контроль одновременно может осуществляться по четырем коридорам. Распространенный отзыв - «Здесь работают туниядцы». Расстояние: до Белостока - 60 км; до Варшавы - 253 км; до Минска - 303 км.

Путешествие по Европе у большинства белорусов начинается с Польши. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь именно поляки наиболее лояльно относятся к белорусским гражданам в вопросе выдачи шенгенских виз, да и граница с Польшей у Беларуси большая.

Многие путешественники используют Польшу как промежуточный пункт в длинном евротуре, ведь из Польши можно купить дешевые авиабилеты и практически за бесплатно попасть в любую европейскую страну.

На сегодняшний день на границе с Польшей у Беларуси есть семь пропускных пунктов. Все погранпереходы имеют международный статус, но не все принимают пассажирский транспорт. Будьте внимательны при планировании своей поездки.

Международные пункты пересечения границы

Как уже отмечалось ранее, на данный момент на белорусско-польской границе действуют семь международных пунктов пропуска. По виду сообщения, т.е. по виду транспортных средств, которые могут пересекать данный пограничный пункт, погранпереходы подразделяются на автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные, пешеходные и смешанные. А по характеру сообщения — пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Это очень важно учитывать при планировании поездки, ведь если пункт пропуска не предусмотрен для принятия пассажирского транспорта, или же в данном месте предусмотрен исключительно пешеходный переход, тогда путешественники на легковом автомобиле пройти таможенный контроль попросту не смогут.

На самом деле официальное название погранперехода «Брест, автодорожный». Но так уж повелось, что чаще всего этот пункт пропуска называют Варшавский мост, т.к. расположен он по Варшавскому шоссе. КПП Варшавский мост принимает только пассажирский транспорт и по своей пропускной способности на сегодняшний день является самым большим — до 2350 легковых автомобилей и до 350 пассажирских автобусов в сутки в обоих направлениях. Пересекать границу на велосипеде через КПП Варшавский мост запрещено!

Вторым по значимости пропускным пунктом на границе Польши является КПП Брузги. Пункт работает круглосуточно без перерывов и выходных. Пересекать государственную границу через погранпереход Брузги могут как пассажирские транспортные средства, так и грузовые. Пропускная способность Брузги в сутки — 2100 легковых автомобилей, 815 грузовых автомобилей, 80 пассажирских автобусов. При желании можно пересекать границу на велосипеде.

Третьим по значимости погранпереходом на белорусско-польской границе является пункт пропуска Домачево. Это автомобильный грузопассажирский пропускной пункт. Работает Домачево круглосуточно без перерывов и выходных. Пересечение границы через КПП Домачево возможно на велосипеде.

Четвертое место по своим пропускным возможностям принадлежит пропускному пункту Берестовица. Этот международный грузопассажирский погранпереход работает круглосуточно без выходных и перерывов. Способен пропускать до 1500 легковых автомобилей, 650 грузовых автомобилей и 35 пассажирских автобусов международного следования. Заядлые велосипедисты имеют возможность пересечь государственную границу на велосипеде.

Далее по пропускным возможностям идет погранпереход Песчатка. Пункт пропуска принимает как пассажирский, так и грузовой вид транспорта. В сутки объект способен принять до 1130 легковых автомобилей, 50 грузовых и 20 пассажирских автобусов. Обратите внимание, пересекать государственную границу в данном пункте пропуска на велосипеде нельзя!

КПП Козловичи предназначен исключительно для грузового транспорта, поэтому если Вы не водитель дальнобойщик, смотреть очереди в этом пункте пропуска нет никакого смысла. Погранпереход Козловичи способен принять до 2000 грузовых автомобилей в сутки.

Пункт упрощенного пропуска

На границе с Польшей также действует и пункт упрощенного пропуска — . Этот погранпереход также носит статус международного, вот только пересекать его можно исключительно в пешем порядке. Обратите внимание, работает КПП Переров по графику: В летнее время (с 1 апреля по 30 сентября) с 8.00 до 20.00 по польскому времени, а в зимнее время (с 1 октября по 31 марта) время работы сокращается на 2 часа с 8.00 до 18.00 по польскому времени.

Пересекать границу через КПП Переров можно и на велосипеде.

Пропускные пункты на карте

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Россельхознадзор / Нормативные документы

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Территориальные управления... ТУ по Алтайскому краю и Республике Алтай ТУ по Амурской области ТУ по Белгородской области ТУ по Брянской и Смоленской областям ТУ по Владимирской области ТУ по Воронежской и Липецкой областям ТУ по г.Москва, Московской и Тульской областям ТУ по Забайкальскому краю ТУ по Иркутской области и Республике Бурятия ТУ по Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания ТУ по Калининградской области ТУ по Калужской области ТУ по Камчатскому краю и Чукотскому АО ТУ по Кировской области и Удмуртской Республике ТУ по Костромской и Ивановской областям ТУ по Краснодарскому краю и Республике Адыгея ТУ по Красноярскому краю ТУ по Курганской области ТУ по Магаданской области ТУ по Мурманской области ТУ по Нижегородской области и Республике Марий Эл ТУ по Новгородской и Вологодской областям ТУ по Новосибирской области ТУ по Омской области ТУ по Оренбургской области ТУ по Орловской и Курской областям ТУ по Пермскому краю ТУ по Приморскому краю и Сахалинской области ТУ по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области ТУ по Республике Башкортостан ТУ по Республике Дагестан ТУ по Республике Ингушетия ТУ по Республике Карелия, Архангельской обл. и Ненецкому а.о. ТУ по Республике Коми ТУ по Республике Крым и городу Севастополь ТУ по Республике Мордовия и Пензенской области ТУ по Республике Саха (Якутия) ТУ по Республике Татарстан ТУ по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ТУ по Рязанской и Тамбовской областям ТУ по Самарской области ТУ по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ТУ по Саратовской области ТУ по Свердловской области ТУ по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ТУ по Тверской области ТУ по Томской области ТУ по Тюменской обл., Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому а.о. ТУ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ТУ по Челябинской области ТУ по Чеченской Республике ТУ по Чувашской Республике и Ульяновской области ТУ по Ярославской области

Нормативные документы

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе "Электронная приемная" .

Постановление от 19 января 1998 г. N 60

"Об утверждении положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"

(утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2008 N 482, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования)

Постановление об утверждении положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

В целях совершенствования организации пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, упорядочения совместной деятельности органов пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

2. Федеральной пограничной службе Российской Федерации, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной миграционной службе России принять согласованные меры по совершенствованию пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, исключению дублирования функций между государственными контрольными органами и в 3-месячный срок уточнить содержание и нормативы проведения соответствующих видов контроля.

Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной авиационной службе России по согласованию с указанными федеральными органами исполнительной власти разработать и утвердить типовые схемы организации пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных для каждого вида международного сообщения.

3. Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации, Федеральной авиационной службе России до конца 1998 года разработать и утвердить нормативно - техническую и организационно - методическую документацию на проектирование, строительство и эксплуатацию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу распоряжение Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 211-р (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 630).

5. Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением, осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272, от 02.02.2000 N 100)

Статья 1. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет организационные, финансово - экономические и другие основы установления, открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее именуются - пункты пропуска).

2. Пункты пропуска предназначены для обеспечения международных сообщений Российской Федерации с другими государствами.

3. Пункты пропуска устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в морских, речных и рыбных портах, в аэропортах, на аэродромах, открытых для международного сообщения, на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, а также на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности в пределах пограничной зоны и иных местах.

Пункт пропуска в пределах территории указанных объектов включает в себя комплекс зданий, помещений, сооружений с соответствующим технологическим оборудованием, в которых осуществляют служебную деятельность органы пограничного, таможенного и иных видов контроля, органы внутренних дел, а также транспортные и иные предприятия и организации, обеспечивающие работу пункта пропуска.

4. Для обеспечения контроля за соблюдением установленных правил пересечения государственной границы физическими лицами, перемещения через нее транспортных средств, грузов, товаров и животных (далее именуются - транспортные средства и грузы) соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска в установленном порядке создаются подразделения органов пограничного, таможенного, санитарно - карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, а для надзора за определением мореходных качеств морских и речных судов, предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и контроля в области движения на железнодорожном транспорте могут также создаваться инспекции государственного надзора, службы авиационной безопасности, службы, осуществляющие контроль за безопасностью движения на железнодорожном транспорте (далее именуются - государственные контрольные органы).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272)

5. Организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации других видов контроля, а также осуществление физическими и юридическими лицами в пунктах пропуска хозяйственной и иной деятельности, не связанной с обслуживанием транспортных средств и пассажиров, не допускаются.

Статья 2. Классификация пунктов пропуска

6. Пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы на:

    морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные - по виду международного сообщения;
    пассажирские, грузовые, грузопассажирские - по характеру международного сообщения;
    постоянные, временные, сезонные - по режиму работы.

7. Пункты пропуска могут быть многосторонними - для пересечения государственной границы физическими лицами независимо от их гражданства (подданства), а также двусторонними - для пересечения границы гражданами (жителями) Российской Федерации и сопредельного государства, в том числе в упрощенном порядке.

8. Решения Правительства Российской Федерации об установлении пунктов пропуска с указанием их классификации публикуются в официальной печати и при необходимости доводятся в установленном порядке Министерством иностранных дел Российской Федерации до дипломатических (консульских) представительств иностранных государств в Российской Федерации и заинтересованных международных организаций, дипломатических и консульских представительств Российской Федерации за рубежом.

Статья 3. Порядок установления пунктов пропуска

9. Пункты пропуска устанавливаются решениями Правительства Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - инициаторы).

Изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 02.02.2000 N 100, вступили в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 07.02.2000).

10. Для определения целесообразности установления пункта пропуска инициатор направляет в Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную пограничную службу Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную миграционную службу России, а кроме того: в Министерство транспорта Российской Федерации и Российское дорожное агентство - при установлении автомобильных пунктов пропуска и пунктов пропуска в морских и речных портах, в Министерство путей сообщения Российской Федерации - при установлении пунктов пропуска на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах, в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - при установлении пунктов пропуска в рыбных портах, в Федеральную авиационную службу России - при установлении пункта пропуска в аэропортах, на аэродромах (если они не являются инициаторами) следующие материалы:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.02.2000 N 100)

    ходатайство об установлении пункта пропуска с указанием целесообразности его установления, планируемой пропускной способности и срока открытия, ориентировочных затрат на его строительство (реконструкцию), оборудование, техническое оснащение, создание и развитие транспортной, инженерной и социально - бытовой инфраструктуры, а также источников финансирования;
    согласие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на установление на его территории пункта пропуска;
    обязательство органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - инициатора установления пункта пропуска по предоставлению жилой площади представителям государственных контрольных органов и органов внутренних дел.

Указанные федеральные органы исполнительной власти рассматривают представленные им материалы и в месячный срок направляют свое заключение инициатору.

11. Для принятия решения об установлении пункта пропуска инициатор представляет в Правительство Российской Федерации:

    проект решения Правительства Российской Федерации об установлении пункта пропуска с указанием его классификации, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящего Положения, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (если он не является инициатором);
    расчеты затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников финансирования на проектирование, строительство (реконструкцию), обустройство и техническое оснащение пункта пропуска, а также дополнительных затрат на содержание государственных контрольных органов.

12. Принятое Правительством Российской Федерации решение об установлении пункта пропуска является основанием для открытия финансирования проектирования, строительства (реконструкции), обустройства объектов и технического оснащения пункта пропуска, а также создания и развития транспортной, инженерной и социально - бытовой инфраструктуры.

Статья 4. Порядок открытия пунктов пропуска

13. Пункты пропуска открываются после комплексного завершения их строительства (реконструкции), обустройства, технического оснащения, создания транспортной, инженерной и социально - бытовой инфраструктуры.

14. После принятия решения об установлении пункта пропуска инициатор в пределах своей компетенции выполняет функцию заказчика по проектированию, строительству (реконструкции), оборудованию и техническому оснащению пункта пропуска.

Заказчик определяет в установленном порядке заказчика - застройщика и осуществляет общую координацию между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другими заинтересованными юридическими лицами по проектированию и строительству (реконструкции) пункта пропуска.

15. Заказчик - застройщик на основе предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с действующими в Российской Федерации нормами и правилами разрабатывает задание на проектирование и проектно - сметную документацию строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения пункта пропуска.

16. Задание на проектирование и проектно - сметная документация на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение пункта пропуска согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, указанными в пункте 10 настоящего Положения.

17. После окончания строительства (реконструкции), оборудования и технического оснащения пункта пропуска заказчик назначает межведомственную комиссию и обеспечивает приемку завершенного строительством объекта.

В состав межведомственной комиссии входят представители инициатора, федеральных органов исполнительной власти в зависимости от видов транспортного сообщения и видов контроля, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации будут осуществляться на вводимом в эксплуатацию пункте пропуска, а также органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он открывается.

18. На основании акта межведомственной комиссии соответствующий транспортный федеральный орган исполнительной власти принимает нормативный правовой акт об открытии пункта пропуска, согласованный с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими различные виды контроля.

19. Срок функционирования временных и периоды работы сезонных пунктов пропуска определяются решением Правительства Российской Федерации об их установлении.

Статья 5. Порядок закрытия пунктов пропуска

20. Пункт пропуска может быть закрыт на основании:

    вступления в силу международных договоров Российской Федерации о прекращении транспортного сообщения через государственную границу Российской Федерации;
    одностороннего решения Российской Федерации или другого государства о прекращении действия международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
    представления заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о нецелесообразности или невозможности дальнейшего функционирования пункта пропуска.

21. Для подготовки заключения о закрытии пункта пропуска по инициативе федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации инициатором закрытия образуется межведомственная комиссия в составе, указанном в пункте 17 настоящего Положения.

22. Временное закрытие пункта пропуска может производиться по решению Правительства Российской Федерации:

    по причинам санитарно - карантинного характера.

23. О принятии или отмене решения по временному закрытию пункта пропуска в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, сообщается сопредельному с Российской Федерацией государству, а при необходимости - другим заинтересованным государствам по дипломатическим каналам.

До возобновления функционирования временно закрываемого пункта пропуска структурные подразделения государственных контрольных органов не подлежат расформированию и используются по решению соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Статья 6. Организация работы пунктов пропуска

24. Общий распорядок работы пункта пропуска - время начала и окончания работы, технологические перерывы, графики (расписания) оформления физических лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу, - утверждается совместным решением руководителей государственных контрольных органов и начальника аэропорта, аэродрома, морского, речного порта, железнодорожного вокзала, станции, иных транспортных предприятий (далее именуется - администрация пункта пропуска).

25. Последовательность осуществления всех видов контроля в пунктах пропуска определяется типовыми схемами организации пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств и грузов по видам международного сообщения, которые согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими различные виды контроля, и утверждаются нормативными правовыми актами соответствующих транспортных министерств и ведомств.

26. В соответствии с типовыми схемами организации пропуска через государственную границу физических лиц, транспортных средств и грузов с учетом местных условий совместными решениями руководителей государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска вводятся в действие технологические схемы пропуска через государственную границу Российской Федерации физических лиц, транспортных средств и грузов в конкретных пунктах пропуска.

Статья 7. Координация деятельности контрольных органов и администрации пунктов пропуска

27. Государственные контрольные органы и администрация пунктов пропуска координируют свою деятельность по следующим основным направлениям:

    совместный анализ складывающейся обстановки в пункте пропуска, прогнозирование тенденций по изменению пассажирского и грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения государственной границы Российской Федерации физическими лицами и перемещения через нее транспортных средств и грузов;
    разработка и реализация предложений по совершенствованию работы пункта пропуска;
    разработка и утверждение схем пропуска через государственную границу Российской Федерации и планов взаимодействия.

28. Координация деятельности государственных контрольных органов и администрации пунктов пропуска по вопросам поддержания режима государственной границы Российской Федерации и режима в пунктах пропуска возлагается на командиров частей пограничного контроля, поддержания режима зоны таможенного контроля - на руководителей таможенных органов, производственной и хозяйственной деятельности - на руководителя администрации пункта пропуска.

29. В целях обеспечения координации деятельности созываются координационные совещания, в состав которых входят руководители подразделений государственных контрольных органов в пунктах пропуска, территориальных органов безопасности и внутренних дел, администрации пункта пропуска, а также представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Члены координационного совещания при обсуждении вопросов и принятии решений пользуются равными правами.

На координационные совещания в случае необходимости могут быть приглашены другие лица. Решение об их участии принимается членами координационного совещания.

30. Координационные совещания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, а также по инициативе одного из членов координационного совещания.

31. Координационные совещания по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают решения. Решение считается принятым, если оно одобрено всеми членами координационного совещания.

32. Решения координационного совещания реализуются путем издания распорядительных документов.

33. Должностные лица, указанные в пункте 29 настоящего Положения, обеспечивают выполнение решений в части, относящейся к компетенции представляемых ими органов, организаций и учреждений.

Статья 8. Порядок проведения реконструкции пунктов пропуска

34. Предложение о проведении реконструкции пункта пропуска вносится в соответствующий транспортный федеральный орган исполнительной власти (если он не является инициатором реконструкции), который по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими различные виды контроля, и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о проведении реконструкции.

В решении должны быть определены объемы реконструкции, источники ее финансирования, сроки проведения, порядок функционирования пункта пропуска на период проведения реконструкции.

35. Задание на проектирование, проектно - сметная документация проектов реконструкции пунктов пропуска разрабатываются в порядке, предусмотренном пунктами 15 и 16 настоящего Положения.

Статья 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение пунктов пропуска

36. Строительство (реконструкция) пунктов пропуска, открываемых по инициативе федеральных органов исполнительной власти, их оборудование и техническое оснащение осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых заказчикам данных объектов, а также иных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

37. Строительство (реконструкция) пунктов пропуска, открываемых по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их оборудование, а также создание транспортной и инженерной инфраструктуры осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также иных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

38. После принятия пункта пропуска в эксплуатацию структурным подразделениям государственных контрольных органов в установленном порядке предоставляются служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое оборудование, необходимые для осуществления соответствующих видов контроля.

39. Расходы по оснащению пункта пропуска специальной аппаратурой и техническими средствами контроля, их эксплуатации, а также связанные с содержанием личного состава структурных подразделений государственных контрольных органов, осуществляются за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых для соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также иных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

40. Структурные подразделения государственных контрольных органов используют переданные им служебные и бытовые помещения, специальные места и технологическое оборудование в соответствии с их назначением по установленным нормам и правилам.