Главная · Заграничные · Функции производственного контроля промышленной безопасности. Производственный контроль на опасных производственных объектах. Производственный контроль на опасных производственных объектах - кто его проводит

Функции производственного контроля промышленной безопасности. Производственный контроль на опасных производственных объектах. Производственный контроль на опасных производственных объектах - кто его проводит

"Бухгалтерский бюллетень", N 2, 2005

Несмотря на то что разъяснений, публикаций и прочей информации, связанной с арендой, в изданиях, справочных системах достаточно, количество вопросов по указанной тематике, поступающих в редакцию нашего журнала, говорит о том, что обозначенная тема актуальна и требует дополнительного анализа и пояснений.

В рамках статьи нами будут рассмотрены вопросы учета и налогообложения расчетов арендатора и арендодателя по коммунальным платежам, а также порядок оформления первичных документов, счетов-фактур.

Правовое регулирование договоров аренды

В ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что по договору аренды арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст.609 ГК РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, - независимо от срока должен быть заключен в письменной форме. При этом договор аренды недвижимого имущества, к которому относятся, в частности, здания (ст.130 ГК РФ), подлежит государственной регистрации.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Это записано в ст.608 ГК РФ.

В части передачи имущества (ст.611 ГК РФ)

Арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества, при этом имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.).

В части установления и оплаты арендных платежей (ст.614 ГК РФ)

Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

  1. определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
  2. установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
  3. предоставления арендатором определенных услуг;
  4. передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
  5. возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Добавим, что арендная плата может рассчитываться как минимум двумя способами:

  • с учетом коммунальных расходов, то есть когда арендной платой покрываются все расходы арендодателя, включая "коммуналку";
  • без учета стоимости коммунальных услуг, то есть арендная плата покрывает амортизацию, налог на имущество, земельные платежи и прочие расходы, которые арендодатель как собственник несет по сдаваемому в аренду имуществу.

Подробно на этих способах мы остановимся ниже.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Здесь же уместно отметить, что в п.11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 указано, что в течение года должно оставаться неизменным лишь условие договора, однако оно может предусматривать как твердый размер арендной платы, так и порядок (механизм) ее исчисления. Следовательно, если в арендную плату включается стоимость коммунальных услуг, рассчитываемых ежемесячно либо по факту потребления арендатором, либо другим обоснованным способом, изменение размера арендной платы не будет противоречить ГК РФ.

В части содержания арендованного имущества (ст.616 ГК РФ)

Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. Таким образом, арендатор (наниматель) обязан оплачивать и коммунальные услуги, конечно если другой порядок не предусмотрен договором или законом.

Иными словами, расходы (затраты) на оплату коммунальных платежей, в том числе расходы по технической эксплуатации инженерных сетей здания, расходы на электро-, тепло-, водоснабжение, канализацию и содержание вспомогательных помещений, расходы на страхование зданий и иные расходы, несет в соответствии с условиями договора аренды арендодатель или арендатор.

Что может относиться к коммунальным услугам

К коммунальным расходам относятся расходы по оплате сторонним организациям (или произведенными собственными силами) услуг, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации зданий, сооружений и отдельных помещений.

К числу основных услуг относятся:

  • электроснабжение;
  • снабжение тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжение и канализация;
  • газоснабжение.

Подробный перечень услуг коммунального хозяйства как вида деятельности приведен в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.

Говоря о прочих услугах, которые также можно отнести к коммунальным, следует выделить следующие:

  • уборка и вывоз снега, мусора и других нечистот;
  • дезинфекция и дератизация, истребление грызунов, разных насекомых, а также газация складов;
  • противопожарные мероприятия;
  • очистка и благоустройство прилегающих к учреждению территорий, улиц;
  • стирка спецодежды, ковровых покрытий, штор, скатертей, салфеток, полотенец, других предметов мягкого инвентаря, а также мягкой мебели;
  • очистка дымоходов; натирка полов, оклейка и мытье окон;
  • техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования, кондиционеров, электроосветительной, отопительной, водопроводной, канализационной систем, установленных в зданиях и помещениях;
  • содержание водостоков;
  • проведение энергетических обследований и паспортизаций, метрологических проверок объектов коммунального хозяйства.

Не относятся к категории коммунальных услуг, но учитываются тем же порядком услуги телефонной связи, услуги по пожарной и сторожевой охране зданий, сооружений и помещений, а также телевизионное и радиообслуживание.

Взаимоотношения арендатора и арендодателя по оплате коммунальных услуг

Рассмотрим все возможные варианты взаимоотношений сторон в договоре аренды по оплате коммунальных услуг.

Итак, коммунальные услуги и услуги связи по договорам аренды помещений (зданий, сооружений) могут оплачиваться следующими способами.

Вариант 1. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он сам заключает отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Вариант 2. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендодатель, и их сумма фактически учитывается при определении арендной платы.

Вариант 3. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он не заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей.

Вариант 4. Арендатор выступает в качестве субабонента по отдельным видам коммунальных услуг и производит все расчеты через абонента (арендодателя).

Рассмотрим каждый способ подробнее.

Расходы за коммунальные услуги несет арендатор и сам заключает отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг

Арендатором самостоятельно заключаются соответствующие договоры с организациями, снабжающими арендованное имущество электроэнергией, водой, теплом, с оператором связи и т.д. Отметим, что указанный способ используется сторонами редко. Это происходит, прежде всего, из-за сложностей, связанных именно с перезаключением договоров со стороны энергоснабжающих и прочих организаций, оказывающих коммунальные услуги. В то же время такой способ может применяться в тех случаях, когда предметом аренды является государственная или муниципальная собственность или договор заключается на длительный срок.

Порядок оформления договоров на оказание коммунальных услуг определен Гражданским кодексом РФ. Порядок энергоснабжения регулируется §6 гл.30 ГК РФ. Договор энергоснабжения заключается между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем) (ст.539 ГК РФ).

Правила договора энергоснабжения применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, а также газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и т.д., если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (ст.548 ГК РФ).

Арендодатель в данном случае расходы по оплате коммунальных услуг по переданным в аренду помещениям (зданиям) не несет. Арендодатель получает только арендную плату, сумму которой он включает в состав доходов (пп.4 ст.250 или ст.249 НК РФ), а также уплачивает с нее НДС (ст.146 НК РФ) при условии, конечно, что он является плательщиком этих налогов.

Если обязанность по оплате коммунальных услуг по договору аренды нежилого помещения (здания) возложена на арендатора, то указанные затраты учитываются им в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании документов, выставленных поставщиками услуг в соответствии с пп.10 п.1 ст.264 НК РФ, так же как и расходы по уплате арендной платы.

НДС, уплаченный в составе коммунальных платежей поставщикам услуг, арендатор принимает к вычету в общем порядке, естественно, при соблюдении условий, предусмотренных ст.ст.171 и 172 НК РФ (наличие счета-фактуры, документов, свидетельствующих об оплате, и т.д.).

Расходы за коммунальные услуги несет арендодатель, и их сумма учитывается при определении арендной платы

Используя данный вариант, и арендатору и арендодателю необходимо учитывать следующие моменты.

В тексте договора аренды стороны должны указать, что расходы по содержанию сданного в аренду помещения (здания) несет арендодатель. В этом случае арендодатель будет обязан за свой счет производить оплату коммунальных услуг по выставленным ему поставщиками этих услуг счетам, которые будут ему покрываться арендатором в составе арендных платежей.

Размер арендных платежей может определяться договором, как в виде фиксированного ежемесячного платежа, так и расчетным путем, включающим арендную плату, как таковую, и фактическую стоимость коммунальных услуг за определенный период.

Очевидно, что в первом случае арендодатель должен произвести предварительные расчеты среднемесячной стоимости расходов на коммунальные услуги, на которую следует увеличить ежемесячные арендные платежи, учитывая в том числе и сезонные колебания. Во втором случае - определить порядок (механизм) расчета коммунальных платежей, подлежащих оплате арендатором.

Расчеты могут осуществляться:

  • на основании показаний отдельно установленных счетчиков;
  • пропорционально занимаемым арендатором площадям;
  • пропорционально мощности приборов, установленных на арендованных площадях;
  • иным способом.

Данные затраты арендодатель вправе отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль:

  • либо на основании пп.1 п.1 ст.265 НК РФ, как расходы на содержание переданного по договору аренды имущества, когда указанные расходы являются для организации внереализационными;
  • либо на основании пп.49 п.1 ст.264 НК РФ, когда указанные расходы связаны с производством и реализацией (аренда - обычный вид деятельности).

Как и в первом варианте, арендодатель получает арендную плату, которая будет являться для него доходом.

НДС, уплаченный арендодателем в составе платы за коммунальные услуги, предъявляется к вычету на основании пп.1 п.2 ст.171 НК РФ при условии, что арендная плата облагается НДС.

Что касается арендатора, то он оплачивает арендодателю только арендную плату, сумму которой он включает в состав своих расходов (пп.10 п.1 ст.264 НК РФ), а предъявленный ему арендодателем НДС принимается к вычету в порядке, предусмотренном ст.ст.171 и 172 НК РФ.

Пример 1 . В феврале 2005 г. ЗАО "Виктория" по договору аренды предоставило офисное помещение в аренду ООО "Кассандра". Договором предусмотрено, что коммунальные платежи оплачиваются арендодателем ЗАО "Виктория". Также договором предусмотрено, что арендный платеж рассчитывается следующим образом: суммируется арендная плата, составляющая 35 400 руб. в месяц (в том числе НДС - 5400 руб.), и стоимость коммунальных услуг, приходящихся на арендованное помещение за месяц. Расчет производится пропорционально занимаемой арендатором площади, которая составляет 10% от общей площади здания.

На основании произведенного расчета стоимость коммунальных услуг, подлежащих включению в арендный платеж за февраль, составила 11 800 руб., в том числе НДС (118 000 руб. х 10%). Таким образом, ЗАО "Виктория" выставило счет арендатору на общую сумму 47 200 руб., включая НДС.

В учете арендодателя в феврале будут сделаны записи.

Дебет 62, субсчет "Арендатор ООО "Кассандра", Кредит 90-1

  • 47 200 руб. - отражена выручка от сдачи имущества в аренду;

Дебет 90-3 Кредит 68 "НДС"

  • 7200 руб. - начислен НДС;

Дебет 20, субсчет "Арендатор ООО "Кассандра", Кредит 60

  • 10 000 руб. - учтены коммунальные расходы, подлежащие включению в арендный платеж;

Дебет 19 Кредит 60

  • 1800 руб. - учтен НДС;

Дебет 60 Кредит 51

  • 11 800 руб. - перечислены деньги поставщикам коммунальных услуг;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

  • 1800 руб. - возмещен входной НДС;

Дебет 90-2 Кредит 20, субсчет "Арендатор ООО "Кассандра"

  • 10 000 руб. - списаны расходы;

Дебет 51 Кредит 62

  • 47 200 руб. - получена оплата от арендатора за февраль.

Если аренда не является для фирмы обычным видом деятельности, то сумму арендной платы учитывают как операционный доход. В этой ситуации ее следует отражать по кредиту счета 91 субсчет 1 "Прочие доходы". Расходы по оплате коммунальных услуг следует относить к операционным (дебет счета 91 субсчет 2 "Прочие расходы").

В учете арендатора в феврале будут сделаны записи:

Дебет 20 Кредит 60, субсчет "Арендодатель ЗАО "Виктория"

  • 40 000 руб. - отражена в учете арендная плата;

Дебет 19 Кредит 60, субсчет "Арендодатель ЗАО "Виктория"

  • 7200 руб. - на основании счета-фактуры учтен НДС;

Дебет 60, субсчет "Арендодатель ЗАО "Виктория", Кредит 51

  • 47 200 руб. - перечислены деньги арендодателю;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

  • 7200 руб. - возмещен входной НДС.

Расходы за коммунальные услуги несет арендатор, и при этом он не заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей

Этот вариант является наиболее распространенным и, наверное, самым непростым. Начнем с того, что в Информационном письме Президиума ВАС N 66, о котором мы уже упоминали, указано, что заключение между арендатором и арендодателем соглашения, устанавливающего порядок участия арендатора в расходах на потребление электроэнергии, не может квалифицироваться как договор энергоснабжения. Тем самым Президиум ВАС определенно установил - арендатор не является в данном случае субабонентом, а арендодатель - энергоснабжающей организацией. Соответственно заключение такого договора, возможно, и не противоречит ГК РФ.

При таком варианте расчетов в договоре аренды стороны предусматривают, что расходы за коммунальные услуги несет арендатор, но расчеты с поставщиками коммунальных услуг осуществляет арендодатель, а арендатор возмещает ему стоимость этих услуг на основании выставленного арендодателем документа (счета). Арендодатель производит оплату коммунальных услуг на основании выставленных ему поставщиками услуг счетов, после чего, в свою очередь, выставляет счет арендатору.

Расчет фактического потребления арендатором коммунальных услуг арендодатель производит одним из способов, которые были рассмотрены ранее.

Арендодатель при таких договорных взаимоотношениях с арендатором не сможет учесть расходы по оплате коммунальных услуг в части, приходящейся на арендованные помещения, для целей налогообложения прибыли, поскольку согласно договору, это расходы арендатора, и у арендодателя они никак не связаны с его производственной деятельностью. То есть они не могут быть обоснованы и оправданы.

Соответственно полученная арендодателем от арендатора возмещаемая сумма по коммунальным расходам также не является и доходом, подлежащим включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку не влечет получения экономической выгоды арендодателем.

Арендатор, в свою очередь возмещающий арендодателю расходы за коммунальные услуги, имеет право учесть суммы такой компенсации при налогообложении прибыли. На это указано в п.8 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, а также в отдельных письмах налоговых органов, например Письмах УМНС по г. Москве от 23.08.2002 N 26-12/39149, от 22.07.2003 N 26-12/40946.

Естественно, что расходы у арендатора должны быть не только оправданными и обоснованными, но и документально подтвержденными. Поэтому в договоре необходимо предусмотреть порядок составления и представления арендодателем документов, на основании которых производится их оплата арендатором. При этом следует иметь в виду, что все такие расходы должны быть подтверждены документально с указанием потребленных ресурсов, желательно как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Документами, подтверждающими расходы арендатора, будут являться копии счетов (иных первичных документов) поставщиков коммунальных услуг, согласованные с арендодателем расчеты, счета, выставленные арендодателем уже от своего имени, а также документы арендатора, подтверждающие оплату (платежные поручения, квитанции к ПКО).

Похожая ситуация складывается и при расчетах по НДС.

Арендодатель, получив от поставщиков коммунальных услуг счета-фактуры, при соблюдении всех прочих условий к вычету может принять только ту сумму НДС, которая будет приходиться на услуги, потребленные непосредственно арендодателем для облагаемой НДС деятельности.

Одновременно и полученная от арендатора сумма возмещения на оплату коммунальных услуг не будет являться объектом обложения НДС, так как в данном случае отсутствует факт реализации арендодателем каких-либо товаров, работ или услуг.

Поэтому в данной ситуации движение счетов-фактур должно быть следующим. Арендодатель получает от поставщика счет-фактуру, который он регистрирует в книге покупок в части суммы коммунальных услуг, потребленных им самим. Затем на сумму коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель перевыставляет арендатору счет-фактуру от своего имени, с обязательным приложением копий счетов-фактур поставщиков. Этот счет-фактуру арендодатель у себя в книге продаж не регистрирует. Покупатель в книге покупок регистрирует счет-фактуру, полученный от арендодателя. В результате этого и арендодатель, и арендатор принимают к вычету НДС в отношении коммунальных услуг, потребленных каждым из них.

Пример 2 . В феврале 2005 г. ЗАО "Виктория" по договору аренды предоставило офисное помещение в аренду ООО "Кассандра". Договором предусмотрено, что коммунальные платежи оплачиваются арендодателем ЗАО "Виктория", арендатор в свою очередь возмещает арендодателю стоимость коммунальных услуг по арендованному помещению. Расчет стоимости коммунальных услуг производится пропорционально занимаемой арендатором площади, которая составляет 10% от общей площади здания.

Сдача имущества в аренду является для ЗАО "Виктория" обычным видом деятельности.

Согласно счетам, выставленным поставщиками коммунальных услуг за февраль, общая сумма к оплате арендодателем составила 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Счета поставщиков оплачены ЗАО "Виктория" полностью в феврале.

На основании произведенного расчета стоимость коммунальных услуг, подлежащих оплате арендатором за февраль, составила 11 800 руб., в том числе НДС.

В учете арендодателя в феврале будут сделаны записи (в части расчетов за коммунальные услуги).

Дебет 20(26) Кредит 60

  • 90 000 руб. - отражены расходы по коммунальным услугам, потребленным арендодателем;

Дебет 19 Кредит 60

  • 16 200 руб. - отражен НДС по коммунальным услугам;

Дебет 76, субсчет "Арендатор ООО "Кассандра", Кредит 60

  • 11 800 руб. - отражена задолженность арендатора по возмещению стоимости (с учетом НДС) коммунальных услуг, приходящихся на сданное в аренду помещение;

Дебет 60 Кредит 51

  • 118 000 руб. - оплачены счета поставщиков за оказанные коммунальные услуги;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

  • 16 200 руб. - НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Арендатор ООО "Кассандра"

  • 11 800 руб. - поступили средства от арендатора в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг.

В учете арендатора в феврале будут сделаны записи (в части расчетов за коммунальные услуги).

Дебет 26 Кредит 76, субсчет "Арендодатель ЗАО "Виктория"

  • 10 000 руб. - начислена задолженность арендатора по оплате коммунальных услуг;

Дебет 19 Кредит 76, субсчет "Арендодатель ЗАО "Виктория"

  • 1800 руб. - отражен НДС по коммунальным услугам;

Дебет 76, субсчет "Арендодатель ЗАО "Виктория" Кредит 51

  • 11 800 руб. - перечислены средства арендодателю в возмещение его расходов по оплате коммунальных услуг;

Дебет 68 "НДС" Кредит 19

  • 1800 руб. - НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету на основании счета-фактуры, полученного от арендодателя.

Арендатор - субабонент по отдельным видам коммунальных услуг и производит все расчеты через абонента (арендодателя)

Указанный вариант в общем схож с первым, поскольку требует урегулировать взаимоотношения не только между арендатором и арендодателем, но и с ресурсо- и энергоснабжающими организациями.

В соответствии со ст.539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация, в частности, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. При этом договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. Статья 545 ГК РФ определяет, что абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации. Таким образом, организация-абонент фактически реализует электроэнергию субабоненту. Такой же порядок применим, как уже упоминалось, и к договорам снабжения через присоединенную сеть газом, нефтью, водой и другими аналогичными товарами, - это определено ст.548 ГК РФ.

Такое согласие энергоснабжающей организации может быть выражено в любой форме:

  • путем выдачи письменного разрешения в одностороннем порядке энергоснабжающей организацией;
  • путем указания на такое разрешение в двустороннем договоре между энергоснабжающей организацией и абонентом;
  • путем разрешительной надписи (согласования) в договоре между абонентом и субабонентом;
  • иным способом, подтверждающим такое согласие.

Наряду с ГК РФ вопросы снабжения и обеспечения газом, теплом, водой и канализацией регулируются специальными ведомственными актами.

Однако при каких условиях необходимо вносить изменения в договоры и получать соответствующее разрешение?

Гражданское законодательство и иные законодательные акты позволяют сделать следующие выводы.

Во-первых, это необходимо, если потребитель связан линиями передачи энергии непосредственно с абонентом, то есть имеет присоединенную сеть.

Во-вторых, это необходимо, если по договору аренды передаются, например, отдельно стоящие здания, сооружения или комплекс зданий (сооружений).

В-третьих, если имеются технические условия позволяющие разделить границы балансовой принадлежности присоединенных сетей.

В-четвертых, если обеспечен четкий учет потребления энергии.

В-пятых, если имеется разрешение госэнергонадзора на эксплуатацию присоединенных сетей и т.д.

Еще раз повторим, что договор аренды помещений не может и не будет рассматриваться как договор энергоснабжения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В заключение коротко остановимся на отдельных ведомственных актах организаций, осуществляющих поставку коммунальных услуг, обеспечивающих энергоснабжение, позволяющих правильно составить договоры и построить взаимоотношения с этими организациями.

Газоснабжение представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Порядок расчетов по коммунальным платежам за газ установлен Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Он предусматривает, что и абонент, и субабонент должны приобретать газ только у газоснабжающей организации.

Электрическую и тепловую энергию субабонент должен покупать у абонента на основании заключенного между ними договора. Данный порядок установлен Приказом Минэнерго СССР от 06.12.1981 N 310 "Об утверждении Правил пользования электрической и тепловой энергией".

В договоре на электроснабжение или в приложении к договору между абонентом и энергоснабжающей организацией указываются данные о присоединенных к сети абонента субабонентах (наименование, мощность, электропотребление, расчетные электросчетчики, тарифы и др.).

Присоединение к сетям энергоснабжающей организации, а также к сетям абонента субабонентов, не имеющих приборов для учета расчетов за электроэнергию, запрещается.

Расчеты за отпущенную электроэнергию производятся по платежным документам, выписываемым энергоснабжающей организацией для абонентов. Если у абонента есть субабоненты, выписывается один платежный документ за всю электроэнергию, израсходованную и абонентом, и его субабонентами.

В договоре на пользование тепловой энергией или приложении к договору между абонентом и теплоснабжающей организацией указываются данные о присоединенных к тепловой сети абонента субабонентах. Они включают в себя: наименования субабонентов, максимальную часовую нагрузку, теплопотребление, количество возвращаемого конденсата (в тоннах и процентах) с разбивкой по месяцам, тарифы и др.

Абонент может присоединять к своим сетям других субабонентов и заключать с ними договоры на снабжение тепловой энергией только с разрешения теплоснабжающей организации. Подключение к тепловым сетям теплоснабжающей организации, а также к сетям абонента субабонентов, не имеющих приборов учета для расчета за тепловую энергию, запрещается.

В Письме Госстроя России от 14.10.1999 N ЛЧ-3555/12 "О разъяснениях по применению Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" определено, что получение питьевой воды из водопроводных сетей и (или) сброс сточных вод в канализационные сети осуществляется субабонентом по договору с абонентом.

Абонент может передавать (принимать) субабоненту (от субабонента) воду (сточные воды), принятую им от организации водопроводно-канализационного хозяйства через присоединенные водопроводные и канализационные устройства и сооружения, только с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Учет объемов питьевой воды, использованной субабонентами, а также принимаемых от них объемов сточных вод производит абонент.

Расчеты за отпуск субабонентам воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производятся по договорам, заключенным между субабонентами и абонентом, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления. По соглашению абонента и субабонента с организацией водопроводно-канализационного хозяйства такие расчеты субабонент может производить непосредственно с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

С.В.Чиков

Зам. генерального директора

Согласно действующим законодательным нормам, по статье 11-й ФЗ №116, связанной с безопасностью в области промышленности, все предприятия, использующие ОПО – опасные производственные объекты, должны взять на себя ответственность за организацию контроля на производстве, чтобы на объекте были соблюдены все требования безопасности. Обобщенное и расширенное понятие характеризует (ПК) как набор мер, нацеленных на создание условий для безопасной работы ОПО, предотвращение непредвиденных аварийных ситуаций на объекте, обеспечение подготовки к ликвидации последствий всех инцидентов. Такое определение дано, согласно общим Правилам осуществления производственного контроля, которые утверждены Правительством с 1999 г.

Функции и задачи производственного контроля

Задачи и цели этих мероприятий детально рассмотрены и описаны в Правилах организации и осуществления контроля в производственной деятельности. Можно рассмотреть и принять во внимание несколько ключевых моментов.

  • Полноценное соблюдение норм и стандартов ПБ при эксплуатации ОПО в фирме;
  • Оценочная работа по состоянию промышленной безопасной ситуации на ОПО;
  • Создание мероприятий с целью повышения безопасности в промышленности;
  • Контроль соблюдения требований безопасности и состоянием техники;
  • Современное проведение испытаний, экспертиз, свидетельствований;
  • Обеспечение условий дисциплины технологического характера.

Лица, ответственные за обеспечение контроля

Есть несколько уполномоченных лиц, в чьих функциональных обязанностях находится осуществление контроля на ОПО. Это непосредственно представитель руководящего поста организации и сотрудники, которые имеют в своем перечне эти обязанности, согласно действующему законодательству. Регламент прописан в рамках Правил организации ПК. Созданием условий для контроля на производстве традиционно занимается специально выбранный руководителем работник или созданная служба ПК (в условиях крупных и особо опасных производственных объектов). В зависимости от среднесписочной численности персонала организации, полномочия ответственного лица за осуществление производственного контроля могут принадлежать нескольким лицам.

  • В случае количества работников ОПО менее 150 человек, на эту должность назначается один из ключевых заместителей представителя руководящего поста;
  • Если СЧП колеблется от 150 до 500 человек, то в качестве уполномоченного лица на это место назначается отдельный профессионал, назначение которого происходит посредством приказа руководителя компании. Это может быть главный инженер фирмы, высшее лицо в службе охраны труда, технический специалист.
  • В случае превышения общего количества сотрудников числа в 500 человек, на эту должность поступает непосредственно руководитель службы, которая создана специально с целью осуществления контроля производство на ОПО.

Требования, предъявляемые к ответственному лицу

  1. Наличие высшего образования по технической специальности и специализации с профилем деятельности, связанным с ОПО;
  2. Стаж рабочего процесса 3 и более лет на аналогичном объекте или в схожем отраслевом направлении.
  3. Действующий набор документации – протоколов, связанных с аттестацией безопасности в области промышленности.

Все обязательства и правомочия лиц, несущих ответственность за процесс производственного контроля, закрепляются в ППК, специальных инструкциях по должностям и в договорных отношениях, заключаемых с этими сотрудниками. Ключевые моменты отмечены в пунктах 11-13 в соответствующих правилах организации производственного контроля, которые утверждены посредством Постановления Правительства. Именно эти аспекты могут применяться с целью заполнения разделов в ППК, при создании инструкций и соглашений. Их строго должен принимать во внимание человек, находящегося на роли ответственного за ПК лица при проведении соответствующего комплекса мероприятий.

Особенности проведения производственного контроля

ПК на ОПО проводится посредством назначения проверок в комплексе на регулярной основе. В рамках этого комплекса рассматриваются все аспекты безопасности в промышленном секторе. Инициатором мер обычно выступает лицо, работающее на предприятии, ответственное за проведение ПК, или специально созданная служба. Цель осуществления этих работ – контроль каждого мероприятия и удостоверение в факторе промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Также присутствует требование объективного признания факта выполнения всех обязательств. Регулярные проверки безопасности по идее должна создавать условия эффективного контроля функционирования каждого структурного подразделения, чья работа имеет взаимосвязь с рассматриваемой деятельностью.

Степень регулярности, принципы срочности и количества работ устанавливаются, в зависимости от того, насколько значимой является проверяемая деятельность. Прежде чем стартовать в проверочных мероприятиях, лицо, ответственно за ПК, должно взять под свою ответственность составление плана, в котором содержится несколько пунктов.

  1. Отметка видов и направлений коммерческой работы, подлежащих проверке;
  2. Информация о сотрудниках, несущих ответственность за проверочный комплекс;
  3. Информация о причинных факторах необходимости проведения проверки;
  4. Выбор методики с целью выполнения выводов и рекомендаций по итогам.

Комплекс причинных факторов, указываемых перед проведением проверки, может быть обширным. Традиционно данное направление включает в себя несколько моментов.

  • Изменения в организационной работе;
  • Выявленные факты нарушений норм;
  • Возникшие несчастные аварийные случаи;
  • Решения органов надзора за ПК.

Среди объектов проверки также можно выделить несколько элементов, которые подлежат регулярному проверочному процессу.

  • Организационная структура фирмы;
  • Административные процедуры;
  • Рядовые рабочие процессы;
  • Ресурсы материального и человеческого типа;
  • Набор оборудования предприятия;
  • Участки и территории для работы;
  • Изготавливаемая продукция;
  • Действующая документация по ОПО;
  • Данные, находящиеся в архиве.

Заключительные работы – оформление рекомендаций по итогу проведенного мероприятия. Их осуществляет лицо, ответственное за ПК, или специальная служба. В рамках выполняемых действий традиционно составляется отчет, который передается для изучения руководству фирмы.

Обычно в этом документе содержатся базовые сведения о текущем состоянии и рекомендации.

  • Выводы о степени эффективности деятельности компании, ее структур по отдельности.
  • Приведение примеров недостаточно эффективного функционирования с отметкой о замеченных нарушениях стандартов и нормативных явлений.
  • Причины, вызвавшие низкую результативность организации или ее отдельных звеньев, в рамках ПБ.
  • Предложения и рекомендации по совершенствованию ситуации, необходимые для стабилизации работы и устранения нарушений.
  • Оценка выполненных работ на предмет их качества и соблюдения принципа срочности.
  • Указание того, насколько эффективными являются мероприятия по предупреждению нарушений и несчастных случаев.

Регистрация отчетов по проведенным мероприятиям осуществляется посредством ответственных лиц или служб по ПК. Далее эти сведения должны быть донесены до руководящего аппарата и единиц персонала, задействованного на ОПО.

Проведение аналитики результатов ПК

Руководство эксплуатирующей компании должно обеспечить грамотное проведение анализа по итогам мероприятий, а также дать объективную оценку касательно соблюдения всех требований. Эти работы могут быть выполнены:

  1. Руководством владельца ОПО;
  2. Сторонними экспертами (независимыми специалистами).

Вторая группа профессионалов может быть привлечена с целью аудита в рамках ПБ на ОПО и для разработки действенных мер по обеспечению. Традиционный анализ, проведенных экспертом, включает в себя несколько составляющих элементов.

  • Итоговые значения проверки на предмет соблюдения требований службами и звеньями фирмы, эксплуатирующей ОПО;
  • Независимое оценивание результативности работы производственного звена в области безопасности и защищенности;
  • Качественно новые предложения об осуществлении высокоуровневого производственного контроля.

Результаты всей аналитической работы оформляются в документальном порядке и передаются руководству компании с целью создания и принятия нужного комплекса мер для обеспечения ПБ на ОПО. По итогам принимаются в учет и готовятся мероприятия, связанные с ликвидацией и предотвращением отступлений. Эти работы должны иметь соразмерность с показателем риска в плане техногенных аварий и несчастных ситуаций. В отдельных подразделениях есть рекомендации о назначении сотрудников, несущих ответственность за анализ и удаление погрешностей. Отступления, которые были устранены, должны быть под контролем, согласно плану проведения проверочных работ при осуществлении регулярного ПК.

Внесены изменения в Правила проведения производственного контроля на опасном производственном объекте

Всем привет! С некоторым опозданием, но всё-таки расскажу. 4 июля 2013 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 526 от 21.06.2013г, которое внесло некоторые изменения в Постановление Правительства РФ № 263 от 10.03.1999г «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте».

О том, что такое вообще производственный контроль, можно узнать в этой статье. А здесь мы проведем небольшой обзор изменений нового документа:

1. Изменился пункт 1, который теперь просто устанавливает обязательные требования по организации производственного контроля для любой организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

2. Утратил силу пункт 2, который объяснял, что включает в себя понятие «требования промышленной безопасности». Также, в этом пункте была строчка о том, что доведение требований промышленной безопасности до эксплуатирующих организаций это обязанность Ростехнадзора. Теперь мы сами должны их узнавать. Хотя так всегда и было 🙂

3. В пункте 3 теперь убрали обязательное требование согласовывать Положение о производственном контроле с территориальной службой Ростехнадзора. Заверенная копия Положения просто предоставляется в территориальную службу Ростехнадзора, по месту нахождения опасных производственных объектов;

4. Введен пункт 3 (1), который разъясняет, что же должно быть в Положении о производственном контроле. Положение должно включать:

«- должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля или описание организационной структуры службы производственного контроля;

— права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;

— порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах;

— порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;

— порядок принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;

— порядок принятия и реализации решений о диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;

— порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;

— порядок организации расследования и учета аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;

— порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников эксплуатирующей организации;

— порядок принятия и реализации решений о проведении экспертизы промышленной безопасности;

— порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

— порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.»

5 .Введен пункт 4 (1), в котором идет речь о том, что сведения о производственном контроле эксплуатирующая организация представляет в территориальную службу Ростехнадзора в письменном или электронном виде в срок до 1 апреля . Также, внесены изменения в пункт 15, который устанавливает точно, какие же сведения нужно подать до 1 апреля об организации производственного контроля.

6. Пунктом 16 установлено, что форму, в которой нужно предоставлять сведения об организации производственного контроля должен установить Ростехнадзор. Не установит — можно подавать в произвольной форме.

Вот основные изменения в Правила организации и проведения производственного контроля. Надеюсь, эта информация будет полезна Вам, дорогие читатели.

Осуществление производственной деятельности на ОПО связано с существенными экологическими рисками. Предприятия, эксплуатирующие опасные участки, площадки, здания и оборудование, несут обязанность строго следить за уровнем безопасности.

Чтобы сократить риск внештатных ситуаций и минимизировать потенциальный вред, необходимо непрерывно вести обязательный производственный контроль. Он включает комплекс мероприятий, направленных на защиту персонала и снижение негативного влияния на окружающую природную среду.

Что такое производственный контроль на ОПО

ОПО, или опасным производственным объектом, можно назвать любую организацию, где возникают потенциально опасные аварийные ситуации.

  • Используют при производстве токсичные, взрывчатые, воспламеняющиеся вещества
  • Занимаются плавкой и транспортировкой металла
  • Ведут горные работы или работы под давлением
  • Применяют грузоподъемные механизмы
Обязательный регламентируется федеральным законодательством. Он выполняется на основе разработанного и утвержденного положения. Копия документа хранится в территориальном отделении Ростехнадзора. Обязанность по обеспечению ПК на опасных производственных участках регламентирована для генерального директора компании, главного технолога, энергетика, инженера, начальников цехов и мастеров. Перечисленные лица контролируют организацию и реализацию системы производственного контроля. Назначается работник, ответственный за регулярное ведение журнала ПК. В этот документ заносят любые изменения, результаты проверок и тестов, актуальные показатели промбезопасности. По итогам проведения ПК составляется отчетность, которая сдается в надзорные органы

Содержание производственного контроля на ОПО

Проведение ПК подразумевает под собой анализ следующих существенных показателей:

В числе основным обязанностей, делегированных руководителям организаций с опасными производственными площадками, стоит отметить:

  • Непрерывную проверку промышленной безопасности в компании
  • Неукоснительное соблюдение законных правил и предписаний
  • Формирование и внедрение операций по увеличению показателей промбезопасности
  • Координацию деятельности для профилактики чрезвычайных ситуаций
  • Контроль соблюдения положений технологической дисциплины

Периодичность ПК

Регулярность осуществления исследований ОПО зависит от полученного класса опасности объекта.

Государственные власти предписывают проводить исследование с периодичностью:

  • 1 раз в 10 дней – в отношении опасных участков 1 класса опасности
  • 1 раз в 30 дней – в отношении опасных участков 2 класса опасности
  • 1 раз в 4 месяца – в отношении опасных участков 3 класса опасности
  • 1 раз в 4-6 месяцев – в отношении опасных участков 4 класса опасности

Зачем вести производственный контроль на ОПО

Осуществление мер производственного контроля на опасных участках производства обеспечивает решение таких задач как:

  • Соблюдение требований безопасности. Ответственные за ПК на промышленном объекте сотрудники постоянно контролируют важные показатели. Они устанавливают пригодность и достаточность средств защиты (респираторы, спецодежда), знакомят работников с правилами поведения при внештатных ситуациях. Эти лица регулярно инструктируют трудящихся на производстве и получают подписи об ознакомлении с инструкциями
  • Всесторонний анализ состояния промбезопасности. Различные экспертизы позволяют установить уровень безопасности объекта, техники, здания, участка. Тестированию подвергается состав воздуха, расходные материалы и готовые изделия. Данные исследований фиксируют в специальном журнале
  • Создание мер для поддержания промышленной безопасности. Ответственные специалисты контролируют статус безопасности компаний и подготавливают варианты его улучшения. Все предложенные меры отражаются в специальной документации. При разработке операций для усиления безопасности важно принимать во внимание отрасль производства
  • Непрерывный контроль над соблюдением технологической дисциплины. Технология должна создаваться на основе действующих законодательных норм. Ответственные специалисты следят за стабильностью производственного цикла. При необходимости главный технолог опасного промышленного участка совершенствует старые технологии и внедряет их в практическую деятельность фирмы

Этапы ПК на опасных промышленных объектах

Ведение производственного контроля на опасных площадках подразумевает прохождение следующих стадий:

  • Поиск исполнителя. Необходимо выбирать компетентных специалистов из организаций в сфере экспертизы промышленной безопасности. Среди важных критериев выбора стоит отметить квалификацию персонала, отзывы клиентов, наличие необходимого оборудования и цены на экспертные услуги
  • Исследование документации. Эксперты собирают необходимые данные и проверяют их на соответствие законным нормативам. Исследованию подвергаются все методики, инструкции, положения
  • Проведение лабораторных испытаний. Исполнитель собирает пробы рабочих зон, продукции и сырья, устанавливает степень загазованности, давления, вибраций, шума, радиации. Изучаются условия хранения материалов и процессы утилизации отходов. Проверяется степень безопасности проведения производственных работ
  • Медицинское обследование персонала. Экспертной комиссии требуется выяснить уровень гигиенической и санитарной подготовки, состояние здоровья сотрудников, наличие у них профессиональных заболеваний. Определяется общее физическое состояние персонала
  • Принятие решения о соответствии санитарно-гигиенической документации. Комиссия исследует санитарные паспорта, сертификаты, медицинские книжки
  • Исследование методик производства, транспортировки, перевозки и утилизации опасных веществ
  • Формирование отчета. В экспертном заключении описываются результаты исследований, вносятся итоги лабораторных и инструментальных проверок, оценки экологического состояния производства. К документу прилагают протоколы испытаний

Промышленная деятельность практически всегда связана с экологическими рисками и несет опасность для здоровья людей – как трудящихся непосредственно на объекте, так и для близко проживающих к объекту.

Для минимизации вреда от опасного производства и предотвращения аварийных ситуаций, на предприятиях вводят обязательный производственный контроль , являющийся целым комплексом различных мероприятий, осуществляемых для защиты трудящихся, а также для снижения вредного воздействия на окружающую среду.

Любое учреждение, сфера деятельности которого связана с риском возникновения потенциально аварийных опасных ситуаций, считается опасным производственным объектом (ОПО).

Опасными предприятиями в РФ признаются те предприятия, которые ведут работу с взрывчатыми веществами, токсичными и веществами легко воспламеняющимися, а также объекты, использующие грузоподъёмные механизмы, ведущие горные работы, работы, связанные с плавкой, транспортировкой металла и работы под давлением.

Производственные инциденты на подобных предприятиях опасны негативными последствиями для сотрудников, занятых на объекте, организаций и жителей, располагающихся в районе аварии, а также для природной среды.

Регулируется состояние защиты ОПО требованиями промышленной безопасности. Владельцам опасных предприятий вменено обязательное страхование ответственности, а также экологическое страхование. Данные процедуры являются гарантией компенсации ущерба в случае нанесения вреда экосистемам, здоровью людей и имуществу.

Наряду с этим, на всех опасных предприятиях предусматривается обязательный производственный контроль. Он включает в себя комплекс мероприятий, выполнение которых регламентируется ФЗ РФ.

Каждая из организаций, признанных опасными объектами, должна разработать свое положение о производственном контроле, которое будет соответствовать установленным требованиям. В указанный нормативный акт, входят общие пункты и задачи контролирующих мероприятий, а также сведения об организации производственного контроля в учреждении. Копии данного документа следует передавать в территориальное представительство Ростехнадзора по расположению объекта.

Обеспечивают производственный контроль на ОПО:

  • генеральный директор организации;
  • специалист, ответственный за проведение ПК;
  • главный инженер;
  • главный технолог;
  • главный энергетик;
  • начальник цеха и мастера.

Перечисленные лица необходимо не только организовать систему ПК на предприятии, но и осуществлять контроль над ее исполнением. Ответственный специалист обязан на опасном объекте вести журнал, в который вносятся результаты проверок, тестов, измерений, а также показателей промышленной безопасности. Регулярно предоставляется отчет в государственные органы контроля.

Все шаблоны, нормативные документы, пояснения и методические рекомендации можно найти на официальном сайте Федеральной службы по технологическому и экологическому надзору.

В ходе производственного контроля выполняется проверка:

  • показателей шума, вибрации, электромагнитных полей и уровня радиации на рабочих местах;
  • состояния оборудования (исправная работа, даты проведения ремонта и профилактики);
  • используемого сырья;
  • готовой продукции;
  • здоровья сотрудников;
  • воздушного пространства снаружи и внутри помещений.

В таблице отображена регулярность контроля на предприятиях уровня токсичных веществ в атмосфере согласно уровню опасности:

Основная задача производственного контроля на ОПО – исключение даже малейших вероятностей воздействия на природную среду и здоровье людей опасных факторов.

Руководство и ответственные лица организации обязаны:

  • четко соблюдать все требования безопасности;
  • регулярно проверять на предприятии состояние промышленной безопасности;
  • разрабатывать меры и внедрять их для повышения промышленной безопасности;
  • координировать работы, для предупреждения аварийных ситуаций;
  • вести контроль соблюдения технологической дисциплины.

Задачи ПК

Регулирующие деятельность ОПО законодательные акты, меняются постоянно. Ещё не так давно требования контролирующих органов имели относительно лояльный характер.

Теперь малейшие нарушения влекут за собой серьезные штрафы. Кроме денежного наказания, предусмотрена также полная остановка предприятий, нарушающих регламент, сроком до 90 дней.

Чтобы не допускать нарушения и сберечь прибыль предприятия, следует своевременно исполнять задачи производственного контроля и внимательно следить на объекте за состоянием безопасности.

Задача №1. Непременное соблюдение требований безопасности

Ответственные за ПК на объектах лица, обязаны регулярно проводить проверки, соблюдаются ли требования по безопасности трудящихся, имеет ли персонал знания по поведению в аварийной ситуации и в каком состоянии средства защиты.

Всех сотрудников, которые заняты на опасных участках, необходимо обеспечить средствами индивидуальной защиты (респираторами, спецодеждой и прочими приспособлениями).

Следует регулярно проводить инструктаж персонала, работники, при этом, обязательно расписываются в журнале безопасности для подтверждения ознакомления с инструкциями ПБ в полной мере.

Задача №2. Постоянный контроль состояния промышленной безопасности

Безопасность объекта проверяют при помощи соответствующих экспертиз. На содержание токсичных веществ исследуется воздух, анализируются расходные материалы, а также полуфабрикаты и готовая продукция.

На опасном предприятии должны быть в наличии все требуемые инструменты и приборы для измерения всех показателей. Данные каждой проверки непременно заносятся в журнал.

Задача №3. Разработка мер для улучшения состояния промышленной безопасности

Обязанностью ответственных лиц является не просто проверка статуса безопасности предприятия, но и разработка мер для его улучшения. Мероприятия, направленные на повышение безопасности объекта, следует непременно документально фиксировать.

Чем совершеннее организована система по управлению безопасностью на производстве, тем меньше к руководству претензий от проверяющих органов. Но главным фактором все же стоит обозначить снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций.

Учитывать необходимо и то, что уровень промышленной безопасности во многом зависит от отраслевой направленности производства. Так, например, уровень опасности на предприятии химической промышленности по определению будет выше, нежели на заводе, который причислен к опасным объектам из-за присутствия котельной, работающей исключительно в зимнее время года.

По данной причине уровень безопасности на предприятиях определяют не только по числу травм и случаев профессиональных заболеваний сотрудников, но и по количеству выявленных нарушений на объектах, а также скорости реагирования на такие факты ответственных лиц.

Задача №4. Постоянный контроль над соблюдением технологической дисциплины

Надежной гарантией безопасности также является неукоснительное соблюдение технологии производства. Конечно, при условии, что данная технология была изначально разработана с учетом действующих нормативов.

Лицо, несущее ответственность за технологическую дисциплину на предприятии - главный технолог объекта. В его обязанности входит контроль над стабильностью производственных циклов, если это необходимо, он совершенствует имеющиеся технологии либо разрабатывает и внедряет новые в практику.

7 основных этапов по осуществление производственного контроля на ОПО

Пора переходить к практике. Начнём с того, что не на всех опасных объектах имеются специальный отдел, осуществляющий производственным контролем.

Одно ответственное лицо, не зависимо от его солидной компетенции, не сможет выполнить все требуемые лабораторные проверки и выдать медицинское освидетельствование работникам предприятия. Каким образом организовать надлежащий контроль в таких условиях?

Выходом может стать обращение в специализирующуюся на ПК профессиональную организацию. Подобные компании обладают разрешением выполнять медицинские исследования, у них имеются аккредитованные лаборатории, инструменты и оборудование для быстрых, компетентных проверок.

Отчеты, составленные данными организациями, имеют юридическую силу в органах экологического контроля и Ростехнадзора.

Этап №1 Выбор компании для проведения контроля

Организации, занятые в области экспертизы ПБ, производят не только проверку, но и разработку проектной документации, а также внесение объектов в реестр Ростехнадзора и прочие важные мероприятия.

Выбирая партнера, ориентироваться надо на следующие показатели:

  • наличие лицензии на осуществление проверок;
  • время работы на рынке экспертных услуг;
  • квалификацию персонала;
  • наличие в организации профессионального оборудования, аккредитованной лаборатории;
  • стоимость услуг.

Этап №2 Исследование документации на присутствие методик и инструкций по обеспечению безопасности производства

Между руководством и компанией заключается письменный договор на оказание услуг. Подрядчик обязуется выполнить все необходимые этапы ПК вплоть до подготовки отчета.

Сначала экспертами изучается документация на предмет соответствия установленным нормативам. Проверяются методики, инструкции, положение о производственном контроле и другие бумаги, имеющие связь с безопасностью производства.

Этап №3 Выполнение лабораторных испытаний

Следующая стадия – замеры конкретных показателей безопасности.

Специалисты проводят следующие процедуры:

  • собираются пробы на границах рабочих и санитарно-защищенных зон;
  • проверяют уровень загазованности, вибраций, шума, давления, радиации;
  • изымают образцы продукции для лабораторных проверок;
  • исследуют полуфабрикаты и сырье;
  • изучаются условия хранения продуктов;
  • проверяются безопасность выполнения работ и услуг;
  • исследуются производственные технологии, а также процесс утилизации отходов.

Получение достоверных показателей – основной принцип надежности экспертизы. Для получения корректных, объективных результатов, проводиться измерения должны в сертифицированных специально оборудованных лабораториях.

Этап 4. Медицинское обследование персонала

Необходимо, чтобы члены экспертной комиссии имели статус медицинских работников, в противном случае, результаты медобследования официально не признают.

Медработники оценивают уровень санитарной и гигиенической подготовки персонала, имеющего непосредственные контакты с населением. Это особенно необходимо для исключения распространения потенциально опасных и токсичных веществ за пределы учреждения.

Главным достоянием компании является здоровье работников. Проверка в ходе санитарного контроля на производстве помогает выявлять профессиональные заболевания, уровень воздействия опасных факторов на главные жизненные показатели, а также общее физсостояние работников.

Когда в процессе проверки выявляются какие-либо отклонения от норм у определенного числа служащих, требуются дополнительные исследования и, вероятна, приостановка деятельности производства.

Этап №5 Определение полноты санитарно-гигиенической документации

Эксперты проверяют наличие санитарно-гигиенических сертификатов, личные медицинские книжки у работников, которые должны ими обладать, санитарные паспорта и прочие документы, подтверждающие, что на данном производстве отсутствует либо сведен к допустимому минимуму риск причинения вреда природной среде и людям.

Этап №6 Исследование эффективности методик производства, хранения, перевозки и утилизации продукции

Экспертами проверяется, как на предприятии организовано хранение, изготовление и транспортировка готовой продукции. Серьезное внимание уделяется специалистами утилизации отходов производства.

По законодательству РФ некоторые разновидности отходов – к примеру, медицинские и биологические, уничтожать необходимо только посредством сожжения в специализированных установках, называются которые камерами термической деструкции. Эксперты проверяют, имеются ли подобные установки на производстве и как исправно они функционируют.

Этап №7 Подготовка отчетов о проделанной работе

Заключительной стадией работы является отчет, который составляется согласно имеющейся форме. В данный документ вносятся результаты инструментальных и лабораторных проверок, протоколы проведенных испытаний, а также оценки экологического состояния производства.

Когда в ходе производственного контроля комиссия выявила нарушения, оставлять их без внимания нельзя. Компания подрядчик либо должна принять непосредственные меры для устранения недостатков, либо объяснить ответственным лицам, каким образом их разработать и внедрить своими силами.

Как подобрать ответственного за проведение ПК на ОПО

Ответственный за производственный контроль на опасном объекте – лицо официальное, назначаемое руководителем из числа штатных работников, либо нанимаемое специально на эту должность со стороны. У такого человека должен быть опыт по обеспечению промышленной безопасности и хорошие знания документальной стороны дела.

Официальное название этой должности – инженер по производственному контролю. В некоторых случаях данные функции на себя берет главный технолог, заместитель директора или иной специалист со специальной подготовкой и стажем работы на опасных объектах не менее трех лет.

Данный специалист должен четко контролировать соблюдение всех требований промышленной безопасности на производственных участках. Также в обязанности инженера по производственному контролю входит подготовка плана по осуществлению производственного контроля в подразделениях. Кроме этого, инженер по безопасности регулярно проверяет общее состояние ПБ, организует мероприятия, в процессе которых исследуются все показатели и среды. Стоит отметить, что чем чаще проходят подобные проверки, тем больше уровень безопасности и тем меньше со стороны контролирующих органов претензий к руководству.

Давайте подведем итоги. Производственный контроль на опасных производственных объектах – это комплекс мероприятий обязательного характера, цель которого повышение безопасности предприятия и предупреждения возникновения поломок, аварий и утечек вредных веществ. Плановые проверки в ходе ПК поручать лучше профессиональным организациям.