Главная · Ходатайства · Расследование получения и дачи взятки. Данное деяние совершается в большинстве случаев в отсутствие очевидцев. Это объясняется тем, что все участники преступления - взяткодатель, взяткополучатель и посредник - заинтересованы в совершении преступления и пр

Расследование получения и дачи взятки. Данное деяние совершается в большинстве случаев в отсутствие очевидцев. Это объясняется тем, что все участники преступления - взяткодатель, взяткополучатель и посредник - заинтересованы в совершении преступления и пр

§ 1. Криминалистическая характеристика взяточничества

Выявление и расследование взяточничества - эффективная мера борьбы с коррупцией, которая получила в стране самое широкое распространение.

Понятие взяточничества охватывает получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Закон устанавливает более суровое наказание за первое из них как более тяжкое деяние. Согласно ч. 1 ст. 290 преступлением признается получение должностным лицом лично или через посредников взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если они входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" достаточно полно и всесторонне разъясняет основные признаки и понятия, касающиеся квалификации взяточничества, а именно: субъект преступления, предмет взятки, - а также квалифицирующие признаки. Вместе с тем обобщение практики по уголовным делам свидетельствует, что возникают сложности и при оценке и квалификации действий лиц, привлекаемых за взяточничество, а также при его выявлении и расследовании.

Взяточничество является одним из наиболее сложных для расследования преступлений по многим причинам. Во-первых, субъектами получения взятки зачастую выступают лица, которые сами имеют опыт работы или службы в правоохранительных или военизированных структурах, а также лица, получившие юридическое образование. Поэтому они могут оказать и оказывают существенное противодействие сотрудникам правоохранительных органов.

Во-вторых, в большинстве случаев преступление совершается в отсутствие очевидцев. Все участники содеянного - взяткодатель, взяткополучатель, посредник - заинтересованы в совершении преступления и принимают различные меры по сокрытию следов своей противоправной деятельности.

В-третьих, взятки нередко даются за совершение законных действий. При этом взяткодатель зачастую не осознает, что в его интересах должно быть произведено законное по форме и существу действие, и считает его следствием дачи взятки. Осложняется ситуация еще и тем, что в документах отсутствуют следы осуществления незаконных действий.

В-четвертых, поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно отказываются давать правдивые показания.

В-пятых, казуистичность определения провокации взятки в диспозиции ст. 304 УК состоит в наличии в нем признаков, выраженных в таких словосочетаниях, как "без его согласия" и "в целях искусственного создания доказательств совершения преступления", которые сильно осложняют, если порой вообще не исключают применение ст. 290 УК РФ.

Это обусловлено тем, что доказать согласие должностного лица на получение взятки, в частности опровергнуть его показания об отсутствии такого согласия, на практике крайне сложно. Искусственность создания доказательств совершения преступления является оценочным признаком, а признание таких доказательств искусственно созданными или фактически существующими в большей степени зависит не от содержания материалов уголовного дела, а от уровня должностного положения лица и его связей, в том числе с работниками правоохранительных органов. Такое положение вызывает у тех, кто ведет борьбу со взяточничеством, обоснованные опасения: не окажутся ли они сами при изобличении взяткополучателя признанными виновными в провокации взятки. Поэтому норма, содержащаяся в ст. 304, является серьезным противовесом норме, закрепленной в ст. 290.

В современных условиях изменилась характеристика взяточничества, в частности, суммы взяток неизмеримо возросли по сравнению с теми суммами, которые передавались в прежние годы. Изменился и предмет взятки, в качестве которого могут выступать валюта, как иностранная, так и российская, ценные бумаги, вещи, выгоды имущественного характера. Самым используемым предметом взятки являются деньги. Акции бывают бездокументарными и именными, их передача имеет сложную схему. Туристические путевки как предмет взятки также создают риск разоблачения.

Взяткополучатели - должностные лица или лица, выполняющие должностные функции. Взяткодатели - это любые физические лица старше 16 лет. Должностное лицо, предложившее подчиненному ему работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, является взяткодателем, а работник, выполняющий его поручение, - соучастником дачи взятки. Среди взяткодателей - предприниматели, родители призывников, родственники лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и др.

Мотивами дачи взяток бывают: а) корыстные побуждения; б) извлечение нематериальной выгоды, например получение регистрации по месту проживания; в) ложно понятые интересы производства (получение лицензий, дефицитных материалов, оборудования и т.д.).

Способ получения взятки образуют две составляющие: получение предмета взятки и действия или бездействие, за которые взяткополучателю его дали. Взятку берут за лоббирование интересов, за размещение государственных заказов, за благосклонность при рассмотрении арбитражных, гражданских дел и т.д. К сожалению, взяточничество коснулось практически всех сфер жизни.

Способы совершения можно классифицировать следующим образом: без посредников, с посредниками; используя вымогательство, без вымогательства; за совершение законных действий (например, для ускоренного принятия решения), незаконного действия; используя сговор, без такового.

Способ сокрытия: взяткополучатели прибегают к даче ложных показаний об организованной против них провокации; оправданию факта обнаружения предмета взятки возвратом долга либо получением денег взаймы; к маскировке процедуры получения, дачи взятки. Практикуется сокрытие связей между соучастниками, уничтожение изобличающих документов.

Время и место передачи предмета взятки зависят от многих факторов: есть ли посредники, каков сам предмет взятки (деньги, имущество, ценные бумаги и т.д.), состоят ли чиновники на содержании у преступной группировки.

Места передачи могут быть очень разными: служебное помещение должностного лица, ресторан, автомобиль, вагон метро, гостиничный номер и др. Точное установление места передачи взятки важно при планировании и проведении оперативных мероприятий по выявлению, фиксации преступных действий, задержанию взяточников, установлению свидетелей и принятию первоочередных мер по раскрытию преступления.

Анализ криминалистической характеристики взяточничества не замыкается на изучении лишь собственной структуры ее элементов и связей между ними. Уяснение значения отдельных элементов любой системы связано не только с познанием ее компонентов, но и с выявлением отношений с другими системами (внутри систем более высокого ранга), что требует изучения как ее внутренних, так и внешних связей.

Так, вымогательству взятки может предшествовать такое преступление, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, выражающееся, например, в отказе в выдаче лицензии, регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и т.п. Дача взятки сотрудникам налоговой инспекции предполагает совершение налогового преступления, злоупотребление служебным положением. Взяточничество часто сопряжено и с другими деликтами. Все это необходимо выяснять, как и мотивы содеянного, размер наживы, разницу между доходами и расходами должностного лица, обстоятельства, способствующие даче ему взятки.

При расследовании взяточничества подлежат установлению следующие обстоятельства : 1) имел ли место факт дачи-получения взятки; 2) каков предмет взятки; 3) какова стоимость в денежном выражении предмета взятки (вещи, услуги); 4) получило ли должностное лицо за свои незаконные действия нематериальные блага: публикацию в прессе, предоставление эфирного времени; 5) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки); 6) за какие законные или незаконные действия должностного лица была дана взятка; 7) нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков (вымогательства взятки, совершения взяточничества группой лиц, получения взятки в крупном размере и т.д.); 8) есть ли обстоятельства, освобождающие взяткодателя от уголовной ответственности (добровольное заявление о содеянном, вымогательство взятки).

§ 2. Типичные ситуации первоначального этапа

расследования взяточничества

На практике в процессе поступления первичной информации о фактах взяточничества складываются несколько исходных ситуаций в зависимости от того, из какого источника эта информация была получена: 1) из заявления о вымогательстве взятки; 2) заявления должностного лица о предложении взятки; 3) заявления граждан (потерпевших, свидетелей) о совершенном или совершающемся преступлении; 4) из оперативных источников; 5) из материалов расследования другого уголовного дела.

Заявление о вымогательстве взятки . Вымогательство означает открытое или завуалированное требование должностного лица дать ему взятку с целью предотвращения вредных последствий для правоохраняемых интересов гражданина или организации. В практике нередко встречаются случаи требования денег со стороны должностного лица за совершение незаконных действий в неправомерных интересах граждан или юридических лиц (прекращение уголовного дела, незаконное получение государственных заказов). В этих ситуациях граждане обоснованно полагают, что у них вымогают взятку, такие заявления нельзя оставлять без внимания.

В данной ситуации выдвигаются следующие версии:

1) требование денег со стороны должностного лица имело место;

2) налицо оговор должностного лица;

3) имеет место ошибочное восприятие действий должностного лица как вымогательства взятки.

Из беседы с заявителем необходимо выяснить, в чем конкретно выражалось вымогательство, каковы истинные причины его обращения в органы: опорочить должностное лицо, страх, что если он не даст деньги, то будет еще хуже, либо его искреннее возмущение поведением должностного лица. Как правило, в таких ситуациях необходимо проведение тактической операции "Задержание с поличным". Этот комплекс действий называют по-разному: операция инсценировочного характера, следственное действие, оперативный эксперимент. Комплекс следует проводить в рамках тактической операции, которая имеет такие отличительные черты, как целевое назначение, хронология действий, информационное обеспечение, конкретные исполнители, режим секретности, степень тактического риска и др.

Тактическая операция "Задержание с поличным" характеризуется не только своим целевым назначением. Ей присущи следующие тактико-криминалистические особенности: неотложность планирования и проведения; локальность, означающая планирование и осуществление тактической операции в сравнительно короткие сроки; мобильность; конспиративность проведения; широкое использование оперативных возможностей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и др.

Планирование и осуществление каждой тактической операции - дело творческое, требующее эвристического подхода. Тем не менее при решении тактических задач в типовых ситуациях возможен также и алгоритмический подход.

Деятельности по фактическому задержанию взяточника предшествует обстоятельный опрос, а если уголовное дело возбуждено, то допрос заявителя. На основе полученной при этом информации строится мысленная модель ситуации. В ходе допроса выясняется: а) в чем именно выражалось вымогательство (намеки, конкретные просьбы, действия); б) за какие действия (бездействие) вымогалась взятка; в) каковы условия передачи предмета взятки (место, время, процедура передачи); г) мотивы прихода в органы (лопнуло терпение, возмущение действиями должностного лица, страх и т.д.); д) не было ли с собой диктофона, не был ли включен на запись мобильный телефон; е) что заявитель знает о похожих случаях.

В подготовительную часть операции также входят:

1) принятие решения о проведении тактической операции;

2) разработка плана предстоящей операции;

3) изучение личности должностного лица и прогнозирование его действий;

4) решение вопроса о количественном и персональном составе группы задержания;

5) распределение обязанностей между участниками задержания;

6) наличие необходимости производства на месте задержания следственных действий (личный обыск, осмотр одежды, осмотр помещения);

7) организация наблюдения за должностным лицом;

8) проведение инструктажа с лицом, которое будет передавать предмет взятки;

9) организация видео- и аудиозаписи контакта взяткодателя и взяткополучателя.

Предпосылкой успешного задержания с поличным является обеспечение его строгой конспиративности, быстроты, согласованности, внезапности и решительности проведения. Следует также продумать последовательность действий во время задержания.

Задержанию зачастую должна предшествовать консультация со специалистами в зависимости от вида деятельности должностного лица (бухгалтерский учет, финансовое, налоговое право). Доказательственное значение результатов задержания с поличным зависит от грамотного документирования всей операции: необходимо вынести постановление о проведении оперативного мероприятия, составить протокол выдачи и пометки денег либо протокол, содержащий характеристики передаваемого предмета (отразить в протоколе все реквизиты подготовленных к передаче купюр, отметить, кому и с какой целью они передаются, каким способом были помечены), составить протокол выдачи видео- и аудиоаппаратуры.

На месте проведения операции следует действовать внезапно и согласованно. Необходимо задокументировать ход задержания, зафиксировать его на видеопленку, после чего сразу допросить задержанного, а также произвести иные оперативно-розыскные и следственные действия.

Заявление должностного лица о предложении взятки . Эта ситуация характерна для случаев, когда путем дачи взятки должностному лицу хотят сокрыть преступление, выявленное правоохранительными или надзорно-контролирующими органами (налоговой инспекцией, организациями, решающими вопросы о лицензировании, и т.д.). В этой ситуации многое зависит от реакции должностного лица на предложение ему взятки.

Информация о передаче взятки, поступившая из оперативных источников . Эта ситуация характеризуется поступлением оперативной информации о фактах взяточничества. Поскольку все участники содеянного - взяткодатель, взяткополучатель и посредник - заинтересованы в совершении преступления и принимают все меры к сокрытию следов своей преступной деятельности, эта ситуация достаточно типична.

По своему информационному содержанию проверочная деятельность в этой ситуации представляет собой процесс развития знания на пути от повода к основанию для возбуждения уголовного дела. Изучение исходных данных позволяет построить мысленную модель события, определить в ней пробелы, отсутствующие звенья и элементы, сформулировать предположения о поиске недостающих источников информации.

Раскрыть в этой ситуации преступление без проведения комплекса негласных оперативно-розыскных мероприятий практически невозможно. Необходимо установить информационный контакт и организовать взаимодействие с источниками информации, выявить возможные латентные источники (соседи, сослуживцы лиц, которые незаконно получили какие-то блага), провести анализ и оценить полученные результаты.

Намеченные в плане проверки вопросы исследуются путем производства продуманных и последовательных действий. К их числу можно отнести:

1) получение объяснений от лиц - источников сигнальной информации, а также от лиц, которые могут подтвердить или опровергнуть, дополнить, углубить, уточнить исходные данные;

2) истребование необходимых документов либо организацию их изучения по месту нахождения;

3) получение разъяснения и консультации у специалистов;

4) изучение специальной справочной, методической и иной литературы, нормативных актов, регулирующих какие-либо отклонения от правил поведения в деятельности той сферы, которая входит в предмет проверки;

5) организацию проведения инвентаризаций, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации, где работает взяточник;

6) получение от должностных лиц объяснения о причинах нарушения закона.

В данной ситуации уголовные дела возбуждаются по результатам служебных расследований, проверок, разбирательств служб собственной безопасности органов внутренних дел или в результате контрольно-надзорной деятельности. Не следует затягивать решение вопроса о возбуждении уголовного дела. Как положительный момент можно отметить изменения уголовно-процессуального законодательства, вернувшие следователю самостоятельность в принятии решений о возбуждении уголовных дел.

Заявления граждан, имеющих сведения о взяточничестве . Этими лицами могут быть абитуриенты, не поступившие в вуз, их родители, бизнесмены, проигравшие тендер, не получившие заказ, которые стали потерпевшими из-за неправомерных действий должностного лица. Заявителями могут быть также лица, которым стало известно о совершенном преступлении. Эта ситуация характеризуется тем, что взяткодатель и взяткополучатель не заинтересованы в разглашении изобличающей информации. К сожалению, в заявлениях и сообщениях, поступающих от граждан, чаще всего отсутствуют необходимые объемы данных о признаках состава преступления.

В данной ситуации типичными являются версии:

1) должностное лицо действительно получило взятку;

2) должностному лицу был вручен тот или иной предмет, но не в качестве взятки, а как возвращение долга, для передачи другому лицу и т.д.;

3) налицо оговор должностного лица.

Для возбуждения уголовного дела одного сообщения граждан недостаточно. Требуются также и основания, т.е. фактические данные, указывающие на признаки взяточничества. Эти данные должны быть достаточными, т.е. позволяющими с определенной вероятностью судить о достоверно имевшем место случае дачи-получения взятки. В отличие от сообщений о преступлениях, в которых обычно имеются признаки, достаточные для того, чтобы сразу возбудить уголовное дело, сигналы о взяточничестве, как правило, требуют тщательного анализа и оценки.

Многое из написанного в заявлениях граждан имеет неопределенный характер, основано на эмоциях. Однако из бесед с авторами сигналов можно почерпнуть дополнительные данные, которым те не придавали особого значения. Поэтому серьезное внимание следует уделить опросу (допросу) заявителя. В этой ситуации проверочные действия проводятся так, чтобы подозреваемый не узнал о проверке или не смог догадаться о ее целях.

Сведения о взяточничестве стали известными из материалов расследования другого уголовного дела . В этой ситуации дача и получение взятки являются событием прошлого, потому основная задача следствия заключается в выявлении и фиксации следов содеянного. Здесь особое внимание уделяется анализу материалов уголовного дела, осмотру служебных и иных документов, которые могут содержать информацию о действиях лица, получившего взятку. Если в них усматриваются явные признаки взяточничества, уголовное дело должно быть возбуждено немедленно.

Главное - не затягивать проверку и не превращать ее во всеобъемлющее выяснение обстоятельств преступления, иначе о ней узнает взяткополучатель и примет меры предосторожности, уничтожит доказательства. В дальнейшем расследование предполагает допросы свидетелей, подозреваемых, назначение в зависимости от обстоятельств конкретного уголовного дела судебных экспертиз, производство иных следственных действий.

§ 3. Особенности производства отдельных следственных

действий по делам о взяточничестве

Допрос . При расследовании взяточничества допрашиваются заявители, подозреваемые, свидетели. В различных следственных ситуациях заявитель будет иметь различный процессуальный статус: свидетеля, если ему стало известно о совершенном или готовящемся преступлении; потерпевшего, если у него вымогают взятку под угрозой нарушения его законных интересов. Важной особенностью расследования этих дел является то, что часто свидетелями выступают граждане, находящиеся в хороших отношениях с преступником и поэтому заинтересованные в исходе дела. Они могут скрывать правду. Не исключено и то, что у них неприязненные отношения с должностным лицом, и они оговаривают его. Поэтому к допросу каждого свидетеля необходимо тщательно готовиться.

Перед вызовом на допрос важно изучить личность свидетеля. Для этого можно использовать помощь оперативных работников. При планировании допросов нужно определить их очередность, форму вызова, место допроса и тактические приемы. Необходимо принять меры, чтобы не допустить влияния преступников на свидетелей.

В ходе допроса подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт дачи-получения взятки; 2) каков предмет взятки (какие предметы, вещи, ценности были переданы взяткополучателю, их индивидуальные особенности), сможет ли заявитель опознать предмет взятки и лиц, участвующих в преступлении; 3) время, место способ передачи взятки; 4) за выполнение каких действий (бездействия) была дана взятка или ее требуют передать; 6) были ли выполнены эти действия.

В ситуации вымогательства взятки важно не только получить и проверить информацию - необходимо принять решение о возможности проведения тактической операции "Задержание с поличным". Поэтому на допросе следует выяснить психическое состояние заявителя, его готовность участвовать в операции.

Допрос подозреваемого требует тщательной подготовки, которая складывается из изучения его личности, выяснения его взаимоотношений с сослуживцами, выявления покровителей и знакомых, изучения его прошлой деятельности, продумывания очередности предъявления доказательств, использования информации, полученной от заявителя, посредника. В допросе важно использовать специальные знания в области профессиональной деятельности должностного лица. Этого можно достичь путем изучения нормативных актов, должностных инструкций, выяснения специфики работы взяткополучателя.

Следственный осмотр . При расследовании уголовных дел данной категории проводятся различные осмотры: осмотр места происшествия, документов, предмета взятки, фонограммы и др. Для точной фиксации обстановки, при которой происходила передача взятки, в целях обнаружения следов преступления и предметов - вещественных доказательств необходимо произвести осмотр места происшествия с соблюдением разработанных криминалистикой рекомендаций и тактических приемов.

Особое внимание следует уделить осмотру документов. Важным доказательством по делам о взяточничестве являются следующие документы: положения, приказы, инструкции, уставы и другие акты, регулирующие порядок деятельности и полномочия должностных лиц, а также все документы, в которых отражаются выполненные должностным лицом действия (бездействие) в интересах взяткодателя. При обнаружении документов их тщательно осматривают, а при необходимости консультируются со специалистами (сотрудниками налоговой инспекции, аудиторами).

Осмотром документов можно установить: порядок оформления той или иной операции; законность выполнения должностным лицом служебного действия или воздержания от него в интересах взяткодателя; правильность и очередность прохождения документа по канцелярии, отделам, инстанциям (для этого важно обращать внимание на даты, регистрационные номера, штампы, визы и иные отметки должностных лиц). С целью выявления подложных документов при осмотре следует обращать внимание на соблюдение установленной формы, наличие всех реквизитов, содержание документа, признаки, которые могут свидетельствовать о возможных подделках. Для обнаружения подлога надо сопоставить этот документ с другими документами, отражающими аналогичные факты, сравнить почерки исполнителей, шрифты, которыми выполнены документы, оттиски печатей, штампов.

Если сравниваются документы, которые должны составляться собственноручно, например заявление, автобиография, экзаменационная работа, следует обратить внимание, одним ли почерком они выполнены, нет ли каких-либо исправлений, особых отметок, по которым взяткополучатель узнает документ. При возможности необходимо изъять и осмотреть черновые варианты документов. При осмотре сомнительных документов применяются средства криминалистической техники (лупа, микроскоп, ультрафиолетовые осветители, инфракрасные преобразователи).

Осмотр предмета взятки производится либо до проведения тактической операции "Задержание с поличным", с четкой фиксацией в протоколе химических веществ, которыми он обработан, либо после обнаружения у подозреваемого предмета взятки.

Обыск . Целью обысков по месту работы, жительства подозреваемых является обнаружение предметов взятки, записных книжек, чеков, писем, фотографий, подтверждающих факты знакомства подозреваемого и посредника, а также указывающих на действия, за которые получена взятка. При использовании в процессе расследования взяточничества информации, полученной органами дознания негласным путем, следователь обязан принять меры, исключающие возможность разглашения ее источника. Он не должен ограничиваться обыском лишь того места, где согласно оперативно-розыскным данным взяточник оборудовал тайник для хранения денег или ценностей, чтобы не выдать свою осведомленность.

Основными тактическими требованиями проведения обыска по делам о взяточничестве являются: тщательная подготовка и расстановка сил, внезапность, одновременность проведения у всех участников преступления, применение технических средств для обнаружения тайников, правильный подбор понятых. При подготовке к обыску следует узнать, не могут ли предметы взятки храниться у родственников, знакомых. По окончании обыска необходимо наложить арест на имущество взяточников.

Контроль и запись переговоров . При расследовании преступлений о взяточничестве следователь может поручать соответствующим органам проведение контроля и записи переговоров. Недостатком данного следственного действия является отсутствие у следователя права непосредственно присутствовать при контроле и записи переговоров. При передаче взятки следователю необходимо лично прослушать состоявшийся разговор, чтобы быстро отреагировать на ситуацию путем принятия соответствующего процессуального решения.

Следственный эксперимент . Проведение этого следственного действия позволяет проверить возможность: увидеть факт передачи взятки с определенного места и при определенных условиях, услышать разговор о передаче взятки, разместить определенное количество предметов, в том числе пачек денег, в портфеле, кейсе. Следственный эксперимент может помочь выяснить вопрос о том, ездил ли взяткодатель домой за деньгами по требованию должностного лица, имел ли их на это время, или уже пришел к нему деньгами.

Судебные экспертизы . По делам о взяточничестве проводятся различные экспертизы - судебно-бухгалтерская, дактилоскопическая, судебно-почерковедческая и др. Особо следует выделить судебно-бухгалтерскую и судебно-экономическую экспертизы, которые дают возможность установить размер вреда, причиненного преступлением, обоснованность списаний товарно-материальных ценностей, соответствие хозяйственных операций правилам бухгалтерского учета, обоснованность с экономической точки зрения принятых решений относительно заключения договоров, передачи средств из фондов.

Назначаются также товароведческие экспертизы, позволяющие установить стоимость предмета взятки, место его изготовления. Из криминалистических экспертиз наиболее часто встречаются: почерковедческая, физико-химическая, техническая экспертизы документов, трасологическая, отождествление целого по частям, экспертиза фотоснимков, фонограмм.

Объектами почерковедческой экспертизы могут быть изъятые у подозреваемых документы, письма, записные книжки, дневники, надписи, сохранившиеся на предметах взятки. Экспертным исследованием почерка можно решить вопрос об исполнителе текста, подписи. При наличии экспертизы почерка особое внимание должно быть уделено получению образцов для сравнительного исследования.

Техническое исследование документов производится в случаях, когда необходимо восстановить уничтоженные записи, решить вопрос о способе и давности изготовления документа, о внесенных после его изготовления изменениях, использованных для этого веществах, красителях. Дактилоскопическая экспертиза назначается для выявления и исследования следов пальцев рук на документах и предметах, к которым прикасались взяткодатель, посредник, взяткополучатель. Физико-химическим исследованием могут быть обнаружены микрочастицы вещества, перенесенные с предмета взятки на одежду.

Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег , ценных бумаг , иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 290, 291 УК РСФСР).

Взяточничество является одним из наиболее опасных должностных преступлений . Оно встречается почти во всех сферах повседневной жизни. Взятки дают за предоставление возможности получения жилья; поступления в престижные вузы; за устройство на работу, особенно - связанную с возможностью незаконного обогащения; за прописку; за незаконное освобождение от административной ответственности и т.д. В настоящее время наиболее крупные взятки дают за отвод земельных участков; за оформление выгодных для взяткодателя договоров и получение кредитов ; за содействие в укрытии прибыли ; за незаконный пропуск товаров через границу; за содействие в приватизации объектов народного хозяйства; за «благосклонность» при рассмотрении гражданских и уголовных дел в судах и многое другое.

В виде взяток обычно передаются деньги, реже- какие-либо дорогостоящие вещи . В последнее время денежные суммы и стоимость вещей, передаваемых в качестве взяток, резко возросли Кроме того, появились новые, весьма разнообразные и изощренные формы оплаты услуг, например, предоставление должностному лицу различных льгот и привилегий при его участии в деятельности коммерческих структур; включение в число пайщиков приватизированного предприятия взяткополучателя, его родственников или друзей; открытие на имя взяткополучателя или его близких счетов в банках; приобретение на имя этих лиц недвижимости в России или за рубежом; оплата заграничных поездок; приобретение путевок в санатории и т.д.

Взяточничество - одно из самых трудных для раскрытия и расследования преступлений . Это объясняется присущими ему особенностями механизма следообразования.

Во-первых, взятку практически всегда передают в отсутствие очевидцев. Во-вторых, оба участника преступления - взяткодатель и взяткополучатель - заинтересованы в совершении преступления, боятся ответственности и принимают все меры к сокрытию следов своей преступной деятельности. В-третьих, поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно не дают правдивых показаний и не выдают соучастников Наконец, в-четвертых, нередки случаи получения взяток за совершение законных действий. Значит, установление факта взяточничества осложняется тем, что в документах не остается следов незаконных действий должностного лица либо остаются следы, которые лишь косвенно могут свидетельствовать о корыстной заинтересованности этого лица в принятии соответствующего решения.

Тем не менее материальные следы дачи-получения взятки все же остаются, в частности, в сберегательных книжках и на счетах различных банков; в почтовых переводах, в различных управленческих документах, отражающих решения должностных лиц (о зачислении на должность, приеме в вуз, предоставлении жилья, прописке); в материалах бухгалтерского учета , отражающих действия взяткополучателя в пользу взяткодателя; в документах, подтверждающих пребывание лица в определенном месте (командировочных удостоверениях, проездных билетах, счетах гостиниц и т.д.).

При взяточничестве возникают также идеальные следы. Очень важные для расследования сведения могут дать взяткодатель, члены его семьи , сослуживцы, случайные свидетели , которые видели вместе взяткодателя и взяткополучателя, слышали их разговоры либо выполняли по поручению взяткополучателя определенные действия в пользу взяткодателя.

Взяткополучателями нередко оказываются руководители различных рангов, пользующиеся большими властными полномочиями, уважением и авторитетом. Иногда и взяткодатели также имеют солидные должности и общественное положение. В ряде случаев это существенно затрудняет расследование и проведение оперативно-розыскных мероприятий.

При расследовании взяточничества подлежат установлению следующие обстоятельства:

  1. имел ли место факт дачи-получения взятки;
  2. каков предмет взятки; если в качестве взятки переданы ценные вещи или она имела форму услуги, то какова стоимость вещей или услуги в денежном выражении;
  3. кто является взяткодателем, взяткополучателем;
  4. каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки);
  5. с какой целью (за выполнение каких действий) была дана взятка;
  6. были ли выполнены в интересах взяткодателя соответствующие действия, носили ли они законный характер;
  7. нет ли в действиях взяточников признаков других преступлений, если да, то каких именно;
  8. нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков (совершения взяточничества по предварительному сговору, группой лиц или неоднократно, вымогательства взятки, получения взятки в крупном размере, получения взятки должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо ранее судимым за взяточничество, либо в особо крупном размере и т.д.),
  9. нет ли в действиях взяткодателя обстоятельств, освобождающих его от уголовной ответственности (вымогательства взятки либо добровольного заявления о даче взятки);
  10. какие обстоятельства способствовали взяточничеству.

Особенности возбуждения уголовного дела. Типичные ситуации первоначального этапа расследования и действия следователя

Наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовных дел о взяточничестве являются: явка с повинной взяткодателя; непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, следователем или прокурором ; заявления и письма граждан ; сообщения администрации предприятий , учреждений и организаций, в том числе частных; материалы статей, заметок и писем, опубликованных в печати; сведения, полученные в результате оперативно-розыскной деятельности .

Обычно по делам о взяточничестве в начале расследования выдвигаются такие общие типичные версии:

  • взятоничество действительно имело место при тех обстоятельствах, которые изложены в материалах, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела;
  • взятка не давалась, а сведения о взяточничестве - результат оговора;
  • должностное лицо действительно выполнило в интересах другого лица определенные служебные действия, но не за взятку, а по каким-либо другим причинам. Возможно, в действиях должностного лица имеется состав другого преступления (превышения власти , халатности), но не взяточничества.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осуществляться официальным (гласным) и оперативным (негласным) путями. Официальная проверка включает истребование необходимых материалов, документов; изучение документов учета и отчетности, получение объяснений; изучение дел, находящихся в прокуратуре , органах МВД, налоговой инспекции. Оперативным путем устанавливаются свидетели , соучастники преступления, собираются сведения о взяткополучателе и взяткодателе. Наибольший эффект дает сочетание обеих форм проверки при условии проведения ее в кратчайшие сроки .

В заявлениях и сообщениях, поступающих от граждан, чаще всего отсутствуют в необходимом объеме данные о признаках состава преступления - в частности, указывается преступник, но не приводятся конкретные примеры получения взяток, либо приводятся факты взяточничества, но без указания источников получения этих сведений. Нередки случаи анонимных заявлений (письменных или по телефону).

В ходе предварительной проверки, осуществляемой в соответствии со ст. 109 УПК РСФСР, из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, свидетельствующие о наличии факта, указанного в заявлении, и о достаточных основаниях к возбуждению уголовного дела по признакам взяточничества. В ходе проверки могут изучаться материалы, по которым ранее было отказано в возбуждении дела в отношении лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки получают объяснения от заявителя и других лиц. В объяснениях должны быть уточнены обстоятельства того события, о котором содержатся сведения в первоначальном заявлении.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативному работнику, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о проверке или не смог бы догадаться о ее целях. Так, наряду с материалами, необходимыми для проверки факта взяточничества, запрашивают и другие материалы, связанные с учетом, отчетностью, прохождением документа в учреждении и т.д. Заявитель должен вызываться для объяснения так, чтобы об этом не узнали заинтересованные лица.

Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный характер, прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если такое действие имело место, следует проверить законность его выполнения и причастность и этому должностного лица, заподозренного в получении взятки. Если в заявлении не указаны взяткодатели, принимаются меры к их установлению, а также к установлению автора заявления и его взаимоотношений с лицами, указанными в заявлении.

В случаях, когда основанием к возбуждению уголовного дела является добровольное заявление гражданина, у которого должностное лицо вымогает взятку, в соответствии с законом оформляется его письменное заявление. При этом заявителю разъясняют ответственность за ложный донос, о чем делается отметка в протоколе заявления. В заявлении должно быть указано, в каком учреждении работает лицо, вымогающее взятку, за какие действия (услуги) оно требует взятку, в какой форме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. п. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги , указывается количество купюр, их достоинство, номера, особые приметы, в какой упаковке они будут переданы, признаки упаковки. Если в качестве взятки передается вещь , подробно описываются ее признаки.

На первоначальном этапе расследования обычно возникают три типичные ситуации:

1. Имеется заявление взяткодателя, и он готов содействовать в изобличении взяткополучателя, которому об этом неизвестно.

При явке с повинной взяткодателя проведение предварительной проверки обычно не вызывается необходимостью. Как правило, в указанной ситуации сразу возбуждают уголовное дело. Круг и последовательность следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования, выглядят примерно так: допрос взяткодателя; задержание взяткополучателя с поличным (перед этим, если есть такая возможность, проводят осмотр предполагаемого предмета взятки, а после задержания - личный обыск взяткополучателя, иногда - его освидетельствование); допрос взяткополучателя; обыски по местам жительства и работы взяткополучателя, наложение ареста на его имущество; выемка и осмотр документов; допросы свидетелей; проведение очных ставок. Кроме того, следователь дает отдельные поручения органам дознания о проведении необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

2. Взяткодатель и взяткополучатель действуют в сговоре; информация о преступлении поступила из оперативных источников; взяточникам об этом неизвестно.

В том случае, когда необходимо изобличить одновременно и взяткополучателя, и взяткодателя, на первоначальном этапе обычно осуществляют задержание обоих взяточников с поличным в момент дачи-получения взятки, их личные обыски; обыски по местам их жительства и работы, наложение ареста на их имущество; допросы подозреваемых; выемку и осмотр служебных документов; допросы свидетелей. Все эти следственные действия следователь проводит в тесном взаимодействии с аппаратами дознания, которым он дает отдельные поручения.

3. Информация о фактах взяточничества поступила из официальных источников. Взяточникам известно, что их действиями интересуются правоохранительные органы .

Эта ситуация является наиболее сложной для расследования. В таких случаях обычно проводят: допросы свидетелей; выемку и осмотр документов; допросы подозреваемых; при наличии достаточных оснований - обыски у подозреваемых. Одновременно активно осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий.

Особенности тактики первоначальных следственных действий

В ходе обыска ищут предмет взятки, его упаковку; ценности, нажитые преступным путем; чеки , товарные ярлыки, позволяющие установить факт приобретения конкретной вещи в определенный период; документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества и роли каждого из них; черновики документов и документы, отражающие действия, совершаемые за взятку.

Наряду с обыском по месту работы может быть проведена выемка документов. Предварительно документы осматривают и изымают те из них, которые свидетельствуют о незаконности действий взяткополучателя или его бездействия; документы, отражающие хотя и законно совершенные действия, но свидетельствующие о некоторых отступлениях от существующего порядка совершения этих действий.

С целью обеспечения сохранности имущества, нажитого незаконным путем, и последующего возмещения государству причиненного ущерба следователь накладывает арест на имущество преступников. Если имеются сведения о передаче имущества или его части родственникам, членам семьи , иным лицам, то арест накладывается и на это имущество.

В качестве подозреваемых и обвиняемых допрашиваются взяткодатель и взяткополучатель. Как показывает практика, допросы целесообразно вести именно в такой последовательности, хотя возможна и иная очередность в зависимости от сложившейся ситуации.

При допросе взяткополучателя для получения правдивых показаний особенно важно установить с ним психологический контакт. Учитывая, что взяткополучателем является должностное лицо, порой занимающее ответственное положение, очень важно изучить его прошлую деятельность, имеющиеся заслуги; быть корректным и вежливым в обращении с ним; объективно и внимательно относиться к его ходатайствам.

При допросе должностного лица, отрицающего свою вину, должны быть использованы фактические обстоятельства, прямо или косвенно свидетельствующие о получении взятки (обнаружение предмета взятки или его упаковки; факт совершения им действий в интересах взяткодателя и нарушение при этом существующего порядка выполнения (оформления) этих действий; показания свидетелей , очевидцев, результаты предъявления для опознания и т.д.). Если допрашиваемый признается в совершении взятки, то его следует подробно допросить по всем обстоятельствам, составляющим предмет доказывания .

Последующие следственные действия

Вслед за допросом подозреваемого (обвиняемого) проводятся допросы свидетелей Такими свидетелями могут быть лица, у которых взятка вымогалась, но они ее не дали и в органы следствия не сообщили. В качестве свидетелей допрашиваются сослуживцы взяткополучателя, которым известны факты незаконной его деятельности; лица, которые видели передачу взятки, но не подозревали об этом. Например, взятка передавалась под видом папки с деловыми бумагами, под видом рукописи произведения и т. п.

Тактика допроса свидетелей определяется с учетом личности свидетеля и его отношения к расследуемому преступлению . Если это лицо, у которого вымогали взятку, но он ее не дал, то у него выясняют все те же обстоятельства, что и у заявителя о вымогательстве взятки. У свидетелей-сослуживцев выясняют характеристику деятельности должностного лица, факты, свидетельствующие об особом внимании должностного лица к отдельным гражданам (посетителям) или к прохождению дел этих граждан через инстанции при решении вопроса.

Важной частью действий следователя при расследовании взяточничества является детальное ознакомление с порядком работы учреждения (предприятия), в котором работает взяткополучатель. Такое изучение должно включать как ознакомление с общим порядком совершения действий, за которые была получена взятка, так и изучение функциональных обязанностей работников учреждения: каков обычный порядок прохождения документов, как они оформляются и выдаются. При этом следует обращать внимание на факты совпадения времени дачи-получения взятки и решения вопроса, который до этого длительное время не решался; на факты подготовки материалов и рассмотрения дел в упрощенном порядке; на факты незаконного оформления должностного лица на работу по совместительству (консультантом, снабженцем и т. п.). Большое значение имеет изучение характера взаимоотношений между должностным лицом и иными сотрудниками.

Знание указанных обстоятельств помогает следователю как при допросе свидетелей-сослуживцев, так и при допросе преступников (взяткополучателя, посредника, взяткодателя).

Наряду с допросами могут быть проведены очные ставки: между взяткополучателем и взяткодателем, между любым из них и посредником, между взяткополучателем и его сослуживцами.

На последующем этапе расследования взяточничества нередко проводится предъявление для опознания, в частности, если взяткодатель признается в передаче взятки и заявляет, что он сможет опознать лицо, которому вручил ее, а последний отрицает факт встречи и знакомства с взяткодателем. Взяткодателю для опознания могут также предъявляться вещи , переданные им в качестве взятки и изъятые у взяткополучателя.

По делам о взяточничестве часто проводятся судебные экспертизы: дактилоскопическая экспертиза проводится для выявления следов рук преступников на предмете взятки или упаковке; судебно-почерковедческая экспертиза- для установления исполнителя документа, письма, записки, анонимного заявления; технико-криминалистическое исследование документов - для установления исправлений в документе, подделки подписи, печати и т.д. С помощью трасологической экспертизы можно выяснить, не составляли ли ранее упаковка предмета взятки (бумага, в которую был завернут предмет) и часть упаковки, найденная у взяткодателя, единое целое.

Нередко назначаются также судебно-бухгалтерская и материаловедческие экспертизы. Судебно-бухгалтерскую экспертизу назначают, если нужно выяснить правильный порядок оформления и прохождения тех или иных бухгалтерских документов, установить размер ущерба, причиненного действиями взяточников. Из материаловедческих экспертиз чаще других встречается экспертиза специальных химических веществ. Она дает ответ на вопрос о том, является ли вещество, которым помечен предмет взятки, по своему составу аналогичным тому, образец которого приложен к протоколу осмотра этого предмета, составленному до вручения взятки взяткополучателю.


Взяточничество - это получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представ-ляемых им лиц, если такие действия (бездействия) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким дейст-виям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 УК РФ), а также дача взят-ки должностному лицу лично или через посредника (ст. 291 УК РФ).
Понятие взяточничества охватывает три уголовно нака-зуемые деяния, связанные между собой общностью объекта преступления: получение взятки, дача взятки и посредничест-во во взяточничестве.
Поводом для возбуждения уголовного дела о взяточничестве являются:
поступающие в органы предварительного следствия и дознания письменные и устные сообщения о совершенном или готовящемся преступлении,
явка с повинной,
152
статьи, заметки, письма, сообщение в средствах массовой информации, данные, непосредственно обнаруженные оперативно-следственными органами или судом.
В процессе расследования взяточничества устанавлива-ются и подлежат доказыванию обстоятельства: имел ли место факт передачи должностному лицу взятки гражданином, за-интересованном в выполнении либо невыполнении того или иного служебного действия; время, способ, место, характер, размер и другие обстоятельства взятки; с какой целью была дана взятка, кто присутствовал при даче взятки; каких резуль-татов намеревался достичь взяткодатель вручением взятки; выполнимо ли обещание, обусловленное взяткой; каковы источники получения средств для взятки.
После возбуждения уголовного дела о взяточничестве и принятия его к производству, следователь составляет план прове-дения первоначальных и последующих следственных действий.
В основу планирования расследования целесообразно положить типичные версии: взяточничество имело место при обстоятельствах, которые содержатся в материалах, послу-живших основанием для возбуждения уголовного дела; взятка не давалась, а со стороны заявителя имеет место оговор или добросовестное заблуждение; должностному лицу определен-ный предмет или деньги были вручены, но не как взятка, а как возвращение долга и т. д.
При планировании расследования взяточничества опре-деляются места и способы обнаружения доказательств. Оты-скивание доказательств осуществляется посредством проведе-ния первоначальных и последующих следственных действий.
Первоначальными следственными действиями явля-ются:
задержание взяточника с поличным,
проведение обыска у взяткополучателя, взяткодателя и посредника,
наложение ареста на имущество,
осмотр документов по месту работы взяткополучателя и взяткодателя,
153 выемка документов,
осмотр места происшествия,
осмотр предмета взятки,
допросы подозреваемых.
Иногда целесообразно начать расследование с обыска, если факт взятки имел место.
Если о преступлении известно из заявления взяткодателя, то расследование следует начать с допроса данного лица. Задержание взяточников с поличным в момент получения взятки или сразу же после этого является одним из действенных средств изобличения, так как дает возможность изъять предмет взятки. Сам факт задержания оказывает определенное психологическое воздействие на взяточников, которые, как правило, бывают вынуждены признаться в преступлении.
Обыск при расследовании взяточничества в большинстве случаев производится для обнаружения предмета взятки, ценностей, нажитых преступным путем, переписки, свидетельствующей о связях взяточников, документов, подтверждающих действия взяткополучателя в интересах взяткодателя, а также свидетельствующих о сумме денег.
Важное значение при расследовании приобретает осмотр документов взяткодателя в тех случаях, когда он является представителем какого-либо учреждения и взятку давал в связи с выполнением служебного поручения.
Осмотр места происшествия (места передачи взятки) относится к первоначальным следственным действиям в том случае, если в материалах, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, имеются сведения о месте передачи взятки.
Допрос подозреваемого в начальный стадии расследования наиболее эффективен в силу его неожиданности. Внезапный допрос лишает его возможности придумать ту или иную ложную версию. К числу последующих следственных действий относятся допросы свидетелей, обвиняемых, очные ставки, а также проверка показаний на месте, следственный эксперимент и предъявление для опознания предмета взятки.
154 При расследовании взяточничества немаловажное значение имеет назначение экспертиз:
дактилоскопическая экспертиза - для выявления следов рук преступников на предмете взятки или упаковке;
судебно-почерковедческая экспертиза - для установле-ния исполнителя документа, письма, записки, анонимного заявления;
технико-криминалистическое исследование документов - для установления исправлений в документах, подделки подписи, печати;
судебно-бухгалтерская экспертиза - для выяснения пра-вильности порядка оформления и прохождения бухгал-терских документов;
трасологическая экспертиза и др.
В конкретной работе следователей и дознавателей, осу-ществляющих раскрытие и расследование преступлений, нередко бывает не только трудно, но и невозможно отделить организацию розыска от профилактики, пресечение длящегося преступления от сбора доказательств, изобличающих винов-ного в содеянном. Значит, частью криминалистических методических рекомендаций является описание особенностей подготовки и проведения предупредительной деятельно-сти при расследовании данного вида преступлений.
Таковы общие положения криминалистической методики расследования преступлений. Изложенное свидетельствует о том, что главным предназначением этого раздела науки криминалистики является содействие повышению эффективности деятельности следователей и дознавателей, оперативных работников и иных сотрудников органов внутренних дел по раскрытию и предотвращению различных видов преступ-лений.
155

Еще по теме 5.7. Методика расследования взяточничества:

  1. Раздел IV Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика)
  2. Тема 22. Основы методики расследованияПРЕСТУПЛЕНИЙ «ПО ГОРЯЧИМ СЛЕДАМ».Основы методики расследования преступлений,СОВЕРШЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ ФОРМИРОВАНИЯМИ
  • Тема 7. Криминалистическое исследование следов
  • Лекция 2. Криминалистическое исследование следов человека
  • Лекция 3. Криминалистическое исследование материалов и веществ, запаховых следов
  • Тема 8. Криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения
  • Лекция 2. Криминалистическое исследование холодного оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения
  • Тема 9. Криминалистическое исследование документов
  • Лекция 2. Технико-криминалистическое исследование документов План лекции
  • Тема 10. Криминалистическое отождествление человека по признакам внешности
  • Тема 11. Информационное обеспечение следственной деятельности (криминалистическая регистрация)
  • Раздел III. Криминалистическая тактика
  • Тема 12. Общие положения криминалистической тактики План лекции
  • Тема 13. Криминалистические версии и основы планирования следственной деятельности План лекции
  • Тема 14. Тактика взаимодействия следователя с оперативно-розыскными органами План лекции
  • Тема 15. Тактика осмотра места происшествия и освидетельствования План лекции
  • Тема 16. Тактика следственного эксперимента. Тактика проверки показаний на месте План лекции
  • Тема 17. Тактика обыска и выемки План лекции
  • Тема 18. Тактика допроса и очной ставки Лекция 1 План лекции
  • Лекция 2 План лекции
  • Тема 19. Тактика предъявления для опознания План лекции
  • Тема 20. Формы и тактика использования специальных знаний в расследовании преступлений План лекции
  • Раздел IV. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений
  • Тема 21. Общие положения криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений План лекции
  • Тема 22. Основы методики расследования преступлений «по горячим следам». Основы методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями План лекции
  • Тема 23. Методика расследования убийств План лекции
  • Тема 24. Методика расследования изнасилований План лекции
  • Тема 25. Методика расследования хищений чужого имущества путем присвоения, растраты, мошенничества План лекции
  • Тема 26. Методика расследования преступлений в сфере компьютерной информации План лекции
  • Тема 27. Методика расследования налоговых преступлений План лекции
  • Тема 28. Методика расследования взяточничества и других проявлений коррупции План лекции
  • Тема 29. Методика расследования экологических преступлений План лекции
  • Тема 22. Основы методики расследования преступлений «по горячим следам». Основы методики расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями План лекции
  • Тема 28. Методика расследования взяточничества и других проявлений коррупции План лекции

    􀂾1. Криминалистическая характеристика взяточничества.

    􀂾2. Типичные следственные ситуации, версии и планирова-ние расследования.

    􀂾3. Основы методики расследования взяточничества.

    Литература

    1. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. С. 713-724.

    2. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник для вузов и юридических факультетов. - М.: ЛексЭст, 2003. С. 342-349.

    􀂾1. Взяточничество как социально-криминальное явление, буду-чи преступлением против государственной власти, в то же время слу-жит одним из проявлений коррупции. Его сутью является разовые или постоянные факты торговли официального лица своими должностными полномочиями путем получения незаконного вознаграждения (в виде денег и иных материальных ценностей, выгод, благ, услуг и т.п.). При этом исходят из расхожего посыла: «Зачем должностное положение, если им не пользоваться?», подразумевая под пользованием извлечение из своего статуса дополнительных материальных и нематериальных выгод. Официальные лица различного уровня действуют (бездейству-ют), покровительствуют, попустительствуют по службе, «крышуют» криминальные и полукриминальные структуры, совершают иные акты 369 в интересах людей, давших взятку, или в пользу представляемой им юридической, в том числе криминальной, организации.

    Взяточничество как проявление коррупции разлагает государствен-ный аппарат и муниципальные властные структуры, дискредитирует и подрывает их и без того недостаточно высокий авторитет, оказывает тле-творное влияние на все другие стороны общественной жизни (экономиче-скую, социальную, политическую, правоохранительную, финансовую).

    Конечно, коррупция - понятие более масштабное, чем взяточниче-ство, которое служит одним, однако наиболее частым проявлением коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должно-стных лиц исполнительной, законодательной, судебной, муниципальной власти, влекущий принятие ими решений в пользу коррумпирующей структуры, в частности ОПФ, их постановку в зависимость от послед-него. Поэтому круг коррупционных преступлений весьма широк, но все они, в разной степени, посягают на авторитет и должное функциониро-вание государственной и местной власти.

    Следует подчеркнуть, что ОПФ наиболее активно и по-крупному подкупают должностных и иных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями, авторитетом и возможностями. В то же вре-мя длительно и успешно действующие взяточники - это тоже участни-ки ОПФ. Поэтому характерной чертой коррупции является ее тесная связь с организованной преступностью. Здесь как раз и складывается ситуация прямого и полного подкупа или тотальной взятки, когда влия-тельные представители оргпреступности устанавливают тесные связи с госчиновниками различного ранга, берут их на содержание, как бы «скупают на корню», полагая, что в нужный момент коррумпированный представитель власти поступит нужным образом. Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из главных препятствий в борьбе с преступностью, а теневой бизнес достигает 40% ВВП страны. От 30 до 50% своих незаконных доходов ОПФ тратят на коррумпированных функционеров государственного аппарата страны.

    Масштабность и системный характер коррупции не позволяет пра-воохранительным органам, тоже не избежавшим ее разлагающего влия-ния, в одиночку справиться с этой проблемой; государство и общество должны решать ее сообща. В уголовно-правовом аспекте борьба с кор-рупцией в стране связана прежде всего с выявлением и расследованием случаев взяточничества. Взяточничество не только весьма распростра-нено; его очень сложно выявить и расследовать. Трудности здесь обуслов-лены целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, его участники - взяткополучатель, взяткодатель и посредник - заинте-ресованы в тщательном сокрытии преступного характера своих дейст-вий, поскольку каждый из них подлежит уголовной ответственности 370 за содеянное, причем весьма суровой. Во-вторых, взятки все чаще да-ются за совершение вполне законных действий - для их ускорения («Не подмажешь - не поедешь») или маскируются под внешне закон-ные, правомерные способы получения имущественных выгод. Отсутст-вие свидетелей и документальных подтверждений противоправности «сделки» еще более затрудняет выявление и расследование взяточниче-ства. Кроме того, по уголовным делам данной категории преобладают косвенные улики, требующие многоступенчатой процедуры доказыва-ния с анализом различных (временных, причинно-следственных и др.). Прямые доказательства взяточничества фигурируют в уголовных делах довольно редко; они скорее исключение, чем правило.

    В этой связи важную роль играет умелое выявление и использова-ние криминалистически значимых данных об особенностях преступного поведения субъектов взяточничества. В частности, выявление призна-ков, указывающих на неделовые, особые связи между, например, руко-водителями выше- и нижестоящих органов одной системы или между конкретными должностными лицами и рядовыми гражданами, доби-вающимися принятия желательных для них решений (о выделении ссу-ды, продлением срока аренды помещения, отводе земельного участка и т.п.), а также сведений о конкретных способах преступных действий или бездействия должностного лица - взяточника. Именно эта инфор-мация облегчает поиск сведений о взяткополучателе, взяткодателе, возможном посреднике и коррупционных связях между ними.

    Предметом взятки могут быть любые материальные ценности и ус-луги, представляющие определенную имущественную выгоду для их получателей. Знание их характера и индивидуальных особенностей помогает определить пути и способы их обнаружения и последующей идентификации. Знание особенностей предмета взятки позволяет разо-браться в механизме преступления (в наличии особых связей между субъектами взяточничества, предварительной договоренности между ними), а также способах вымогательства взятки.

    Способы совершения взяточничества , как одного из должностных преступлений, зависят от отрасли служебной деятельности, где они совершаются, должностного положения взяткополучателя, объема и характера его полномочий, общей обстановки, сложившейся в стране, ситуации в конкретном регионе и учреждении, а также от предмета взятки и личных качеств взяточников.

    В криминалистическом смысле способ совершения взяточничества дифференцируется на ряд видов в зависимости от особенностей переда-чи взятки, наличия ее вымогательства, характера служебных действий (бездействия) взяточника, наличия предварительного сговора между группой лиц либо с ОПФ. 371 По способу передачи взятки обычно выделяют прямой контакт и че-рез посредника, а по наличию давления со стороны должностного лица - с вымогательством и без вымогательства. По третьему основанию разли-чается взяточничество, связанное с совершением незаконных действий (бездействием) в пользу взяткодателя; законных действий (бездействия) в его пользу. По наличию сговора различается взяточничество: с предва-рительным сговором на получение в определенной форме одной взятки от конкретного лица; с таким же сговором на получение взятки в разных формах в течение какого-то периода времени от неопределенного круга лиц, получение систематических взяток в разных формах либо в виде постоянного денежного содержания от ОПГ или ОПФ.

    Каждый из названных способов может быть детализирован с учетом видов посредничества, особенностей предмета взятки и способа его передачи, характера вымогательства, сферы деятельности взяткополу-чателя (властные структуры, правоохранительные, судебные органы, медицинские учреждения, различные «присутственные места» и др.), а также с учетом специфики предварительного сговора, характера взаи-мосвязи с ОПФ или ОПС. Установление признаков примененного спосо-ба, его сопоставление с типичными комбинациями способов взяточниче-ства позволяют следователю четче сориентироваться, где нужно искать недостающие сведения об обстоятельствах расследуемого преступления.

    Для взяточничества и иных коррупционных преступлений наиболее характерна обстановка бесконтрольности в решении важных служебных вопросов, волокиты, бюрократизма, наличия элементов круговой пору-ки. Знание особенностей этой обстановки облегчает уяснение механизма и деталей произошедшего, причин и условий, способствующих взяточ-ничеству.

    К субъектам взяточничества относятся представители власти разно-го уровня и иные должностные лица, перечисленные в ст. 285 УК РФ. Личность взяткополучателей (реже - посредников и взяткодателей) характеризуется корыстной, стяжательской ориентацией, стремлением к наживе, безответственностью и правовым нигилизмом. В настоящее время наблюдается все большее сближение богатеев, сколотивших со-стояние криминальным или околокриминальным путем, и должностных лиц, наделенных серьезными властными функциями и полномочиями. Не случайно в стране был выброшен лозунг о недопущении криминала во власть, однако о его успешном решении говорить пока рано. Не дали ощутимых результатов и антикоррупционные меры.

    Самостоятельным элементом криминалистической характеристики рассматриваемых деликтов может быть устойчивая и достаточно орга-низованная группа взяточников, действующая в течение длительного времени. Тогда важное криминалистическое значение имеют сведения 372 о численности и связях группы, характере преступного сговора между ее членами, распределении ролей и преступных доходов в зависимости от должностного положения и властных полномочий каждого из них, мерах, предпринимаемых для нейтрализации контролирующих и надзи-рающих органов, и др.

    Взяточничество зачастую бывает связано с совершением других преступлений (неуплатой налогов и сборов, мошенничеством, хище-ниями), а нередко и с функционированием оргпреступных групп и со-обществ. Поэтому при криминалистической оценке информации по таким уголовным делам необходимо обращать внимание на то, нет ли в ней сведений об иных преступлениях, не просматриваются ли корруп-ционные связи с ОПФ, действующим в данном городе, регионе. Это очень важно для установления не только ближайших, но и перспек-тивных криминальных целей виновных лиц и, соответственно, для рас-крытия всех эпизодов их преступной деятельности.

    Круг обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе расследования взяточничества, это: а) обстоятельства и способ подкупа должностного лица, получения и передачи предмета взятки (время, место, способ, наличие или отсутствие вымогательства, посредничества, характер предмета взятки, его признаки, особенности и др.); б) особенности слу-жебного поведения взяточника, обусловленного получением взятки; в) круг участников преступления и обстоятельств, влияющих на степень и характер их ответственности; г) условия, способствовавшие соверше-нию взяточничества.

    􀂾2. При расследовании взяточничества на первоначальном и по-следующем этапах складываются такие типичные следственные ситуа-ции : 1) имеются аргументированные сведения об установленном факте взяточничества, подкупа должностного лица, поступившие от органов дознания или от взяткодателя; 2) поступили заявления конкретных лиц о вымогательстве у них взятки и ее предполагаемой передаче; 3) данные о предполагаемом или установленном факте дачи-получения взятки и иных фактах коррупции стали известными из материалов расследования другого уголовного дела.

    На первоначальном этапе расследования прежде всего необходимо установить, действительно ли имел место факт взяточничества или иного коррупционного преступления. Здесь наиболее характерны такие следственные версии : а) должностное лицо действительно получило взятку при обстоятельствах, указанных в исходной информации; б) должностное лицо приняло деньги, тот или иной предмет, ценности, но не как взятку, а вполне правомерно (возвращение долга, получение гонорара за выполненную работу, дарение и т.п.), заявление же о получе-нии взятки стало следствием добросовестного заблуждения или оговора 373 со стороны недоброжелателей; в) должностное лицо произвело служеб-ные действия в пользу определенного лица правильно и не получило за это взятку; г) должностное лицо не выполнило никаких действий в пользу лица, якобы давшего ему взятку, и ничего за это не получило.

    Приведенные версии объясняют возможные варианты развития прошлых событий. В некоторых случаях, в частности при заявлении о вымогательстве взятки, выдвигаемые версии должны иметь прогности-ческую направленность - предугадывать наиболее вероятное развитие будущих действий взяткополучателя и посредника, если таковой имеет-ся, при задержании с поличным, как они попытаются объяснить факт передачи предмета взятки обстоятельствами некриминального характе-ра, возможное время, место, обстановку передачи взятки.

    Следственные ситуации последующего этапа расследования обычно обусловливаются результатами первоначального этапа, степенью отра-ботки следственных версий, отношением виновных лиц к собранным против них доказательствам, к предъявленному обвинению во взяточ-ничестве, а также степенью выяснения механизма дачи-получения взят-ки (о приемах и средствах передачи предмета взятки, о выполненных за это действиях, об оставшейся следовой картине содеянного, ее отраже-нии в служебных документах и иным образом).

    Новые следственные версии, если они выдвигаются на данном эта-пе, имеют, как правило, более частный характер. Они сориентированы на углубленное выяснение отдельных элементов состава взяточничества, его ключевых обстоятельств. Например, не имеет ли предмет взятки криминального происхождения (деньги, полученные за «защиту» ры-ночных торговцев, являющуюся по своей сути одной из распространен-ных форм рэкета; деньги, сэкономленные в результате уклонения от уплаты налогов, и т.п.). Но если на последующем этапе расследования устанавливаются дополнительные эпизоды взяточничества или еще не проверенные обстоятельства расследуемого преступного события, то может возникнуть необходимость в выдвижении общих версий.

    План расследования должен быть четко согласован с планом произ-водства оперативно-розыскных мероприятий, составленным органом дознания, предусматривать своевременный обмен добытой криминали-стически значимой информацией. Это способствует успешному рассле-дованию, требующему обязательного проведения целого комплекса оперативных мероприятий, в особенности такой оперативной комбина-ции, как задержание взяточников (взяткополучателя) с поличным, до-кументирование их действий с помощью негласной звуко-видеозаписи.

    В плане должны быть помечены пути установления места и спосо-бов обнаружения следов и предметов - вещественных доказательств, до-кументальных и личностных подтверждений фактов передачи предметов 374 взятки и последующего поведения взяточников. Поэтому в плане необхо-димо предусмотреть активное применение технико-криминалистических средств и методов, необходимых для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов взяточничества, которые по делам данной категории очень быстро уничтожаются преступниками или их подручными, напри-мер из числа рядовых членов ОПГ или ОПФ.

    Особенностью плана подобных расследований является также то, что его обязательной составной частью обычно становятся различные схемы (преступных связей подозреваемых лиц, взаимоотношений раз-личных организаций, их подразделений, отдельных должностных лиц, порядка разрешения какого-либо служебного вопроса), а также накопи-тельные ведомости и шахматки - по многоэпизодным делам. Они по-могают следователю нагляднее представить и проследить элементы изучаемых криминальных явлений, их взаимосвязи и взаимозависимо-сти, более четко и конкретно сформулировать ближайшие и перспек-тивные задачи расследования, наметить оптимальные средства их ре-шения, точнее определить степень виновности каждого из проходящих по делу взяточников (коррупционеров).

    􀂾3. Уголовные дела по фактам взяточничества возбуждаются сразу же по ознакомлении с исходными данными, содержащими достаточно убедительные доказательства о даче-получении взятки или систематиче-ском подкупе должностного лица, например, со стороны ОПФ. Если же первичных данных недостаточно либо они внутренне противоречивы, то возбуждению дела предшествует проверка поступивших материалов, чтобы незаслуженно не компрометировать должностных лиц.

    Проверку нужно проводить с особой осторожностью и, как правило, скрытно от заподозренных субъектов, чтобы они не успели спрятать или уничтожить предмет взятки, компрометирующие документы, скло-нить заинтересованных лиц к даче ложных показаний, подключить си-лы и средства ОПФ. В ходе проверки необходимо собрать недостающие материалы (запросить сведения из криминалистических учетов, изучить соответствующие документы, которые объясняют факты, содержащиеся в исходных данных; получить сведения от должностных лиц или от-дельных структур учреждений (организаций). При выявлении данных, подтверждающих факт взяточничества, следователь своим постановле-нием возбуждает уголовное дело и приступает к расследованию.

    Комплекс следственных действий, проводимых на первоначальном этапе расследования, и их очередность определяются исходной ситуа-цией. В первой следственной ситуации обычно проводятся: допросы сви-детелей, как правило, заявителя и тех лиц, информация о которых содер-жится в исходных материалах; выемка и осмотр служебных документов, относящихся к деятельности должностного лица - взяткополучателя; 375 обыски по месту работы и жительства взяточников; изъятие и осмотр предмета взятки; допросы подозреваемых; очные ставки между ними; предъявление предмета взятки для опознания; назначение соответст-вующих судебных экспертиз (дактилоскопической, трасологической, почерковедческой, товароведческой и т.п.).

    Во второй следственной ситуации производятся такие следственные действия: допрос лица, заявившего о вымогательстве у него взятки; задержание взяточника с поличным; обыск у взяткополучателя по месту работы и жительства; личный обыск задержанного, его освидетельство-вание; осмотр предмета взятки и места происшествия, при необходимо-сти, с использованием ультрафиолетового осветителя и других специ-альных технических средств; допрос подозреваемого, очная ставка ме-жду ним и взяткодателем; допросы иных свидетелей; назначение и производство необходимых судебных экспертиз.

    Важно подчеркнуть, что очередность производства следственных действий в данной ситуации весьма зависит от результатов задержания взяточника с поличным, качества его негласного и процессуального документирования. Вслед за произведенным задержанием взяткополу-чателя осуществляются его личный обыск, освидетельствование, ос-мотр места происшествия и предмета взятки, допросы подозреваемого, возможных свидетелей, затем - обыски, которые могут проводиться и у близких родственников, и у знакомых подозреваемого.

    В третьей следственной ситуации комплекс первоначальных следст-венных действий обычно зависит от степени достоверности выявленных данных. Поэтому в одних случаях этот комплекс может быть таким, как в первой ситуации, а в других - как во второй.

    Тактика первоначальных следственных действий определяется от-сутствием (наличием) свидетелей содеянного, его документальных под-тверждений, возможностью (невозможностью) использовать эффект внезапности, тем, связан ли взяткополучатель с ОПФ, нет ли таких свя-зей у взяткодателя, какое место он занимает в преступной иерархии, как это удалось выяснить и др.

    Допрос заявителей и иных свидетелей. Заявителями обычно стано-вятся лица, которые дали взятку и пожалели об этом (например, взятко-получатель не выполнил обещанного и не вернул предмета взятки) либо у которых вымогается взятка, реже - которым она предлагается, иные граждане, располагающие сведениями о взяточничестве. В ходе допроса необходимо уточнить и детализировать обстоятельства, которые изло-жены в заявлении, поданном в правоохранительные органы.

    Большая часть свидетелей становится известной из материалов, по-служивших основанием для возбуждения уголовного дела, тогда как другая - в результате оперативно-розыскных мероприятий. Остальные 376 свидетели устанавливаются в ходе производства первоначальных и последующих следственных действий, главным образом из числа лиц, принимавших участие в служебных действиях, предпринятых взяткопо-лучателем в пользу взяткодателя. В эту категорию входят также лица, знающие специфику служебной деятельности взяткополучателя (сослу-живцы, родственники, знакомые, клиенты или постоянные посетители данного учреждения), так или иначе связанные с взяткодателем, взятко-получателем или посредником.

    В ходе допросов свидетелей выясняются сведения о контактах уча-стников расследуемого взяточничества, о характере служебного пове-дения должностного лица, особенно тех его действий, которые направ-лены на удовлетворение интересов (противоправных или законных) предполагаемого взяткодателя, о факте вымогательства «благодарно-сти» или высказываемом желании «отблагодарить» за предпринятые действия. При допросе лиц, у которых якобы вымогается взятка, следу-ет уточнить: кто является вымогателем, за что именно должна быть передана взятка, в чем она выражается (деньги, предметы, ценные бу-маги и др.), есть ли между сторонами посредники, где, когда, в какой обстановке и как будет передана взятка, каковы признаки предмета взятки, какие предосторожности будут при этом предприняты и др.

    Задержание взяточников с поличным осуществимо, если имеются проверенные данные о вымогательстве (предложении) взятки, когда сведения об этом поступили из разных, достаточно надежных источни-ков, например от заслуживающего доверия заявителя или из оператив-но-розыскных материалов. Задержание направлено на фиксацию факта получения должностным лицом взятки, изобличение взяткополучателя и (или) взяткодателя в момент дачи-получения взятки либо сразу же после него, а также на быстрое изъятие предмета взятки. Поэтому успех данного оперативно-следственного мероприятия зависит от степени его подготовленности, учета особенностей места и времени, обстановки передачи предмета взятки, его свойств и признаков, использованных оперативными работниками средств и способов фиксации факта взя-точничества. Для этого необходимо четко определить характер необхо-димых технических средств фиксации, состав оперативно-следственной группы, распределить обязанности между ее членами.

    Задержание взяточника или иного коррумпированного должностного лица осуществляется сразу после получения им взятки, а иногда в момент ее передачи третьему лицу или во время ее реализации. Задержание необ-ходимо провести таким образом, чтобы взяткополучатель не успел изба-виться от предмета взятки и не смог сослаться на какое-либо (обычно заранее придуманное) обстоятельство, объясняющее нахождение у него 377 этого предмета на законных основаниях. Сразу после задержания произ-водится допрос взяткополучателя, его освидетельствование и обыск.

    Обыск является одним из наиболее результативных первоначальных (и неотложных в криминалистическом смысле) следственных действий по делам рассматриваемой категории. Обыски - личный, по месту службы и жительства - преследуют цель не только обнаружить предмет взятки, его упаковку, отыскать данные, свидетельствующие о том, что все это ранее принадлежало взяткодателю. Это, как говорится, полдела. Следует отыскать и изъять различные записи, переписку, в том числе и служеб-ную, номера телефонов, адреса, свидетельствующие о факте знакомства и контактах участников взяточничества, их договоренности о передаче взятки, суммах взяток, полученных ранее. Неоценимую помощь при этом могут оказать обычные и электронные записные книжки, памятные фай-лы компьютеров, рабочего и домашнего, номера телефонов, «забитые» в память мобильного аппарата и сообщенные оператором сотовой связи по запросу следователя. Кроме того, при обыске необходимо выявить ценное имущество и наложить на него арест.

    Чтобы точно зафиксировать обстановку, в которой происходила пере-дача взятки, следует произвести осмотр места происшествия . При этом могут быть выявлены, зафиксированы и изъяты следы получения и пере-дачи взятки (например, вскрытый пустой конверт, в котором лежали деньги, обнаруженные во внутреннем кармане пиджака задержанного взяткополучателя; на конверте - следы пальцев как взяткополучателя, так и взяткодателя). В ходе осмотра места происшествия изымаются и документы, свидетельствующие о контактах задержанных взяточников.

    При осмотре документов можно обнаружить фактические данные, подтверждающие неправильный или необычный (например, очень бы-стрый по сравнению с аналогичными) порядок прохождения служебных документов через соответствующие отделы, указывающий на действия в интересах взяткодателя и косвенно на размеры взятки. Например, следователя должно насторожить отсутствие на документе регистраци-онного номера или даты поступления, виз тех должностных лиц, кото-рые были обязаны с ним ознакомиться, наложить резолюцию, наличие письменного указания руководителя вышестоящей организации о по-ложительном решении вопроса без соблюдения установленного поряд-ка. Все это свидетельствует о необычном разрешении вопроса, в кото-ром очень заинтересован взяткодатель.

    В свою очередь осмотр различных счетов за якобы выполненные взяткополучателем работы позволяет выяснить размер полученной взятки. Если же в первичных материалах не содержится прямых указа-ний на взяткополучателя, осмотр документов может помочь в его уста-новлении. Для этого в учреждении, куда обращался потенциальный 378

    взяткодатель, производится осмотр и изъятие документов для опреде-ления круга должностных лиц, которые были обязаны рассмотреть и разрешить вопрос, интересующий взяткодателя. В этом круге лиц и следует искать взяткополучателя.

    На последующем этапе расследования обычно проводятся допросы свидетелей (новых и тех, в чьих показаниях обнаружились неточности, противоречия, неполнота, искажение фактов), очные ставки, следствен-ные эксперименты (чаще на видимость и слышимость), допрос обви-няемого (обвиняемых), проверки показаний на месте, назначаются су-дебные экспертизы.

    При расследовании взяточничества и других преступлений коррупци-онного характера зачастую проводятся криминалистические экспертизы , в частности, трасологические (по линии разделения материала, использо-ванного в качестве упаковочного); дактилоскопические (по следам паль-цев рук взяткодателя и взяткополучателя на денежных купюрах, конвер-тах, стеклопосуде для спиртных напитков, иных предметах и докумен-тах); технико-криминалистические (для прочтения записей по их вдавленным штрихам, восстановления замазанных, зачеркнутых, вытрав-ленных текстов, целого документа по его обрывкам, установления факта уничтожения отдельных записей и др.); почерковедческие (для отождест-вления исполнителей записей, интересующих следствие, очередности нанесения штрихов, в частности, подписи и оттиска печати).

    Допрос обвиняемого представляет известную сложность, поскольку прямых свидетелей факта получения взятки, как правило, не бывает, обвинение строится на косвенных уликах и материалах, полученных оперативным путем. Взяточники нередко обладают достаточно разви-тым интеллектом, неплохо знают свои процессуальные права, активно пользуются помощью адвоката, подсказывающего обвиняемому линию поведения на следствии вообще и на допросе - в частности. У взяточ-ников обычно заранее заготовлена версия, объясняющая получение (дачу) взятки возвращением долга, выполнением чьей-то просьбы и другими обстоятельствами некриминального характера.

    При подготовке к допросу лиц, обвиняемых во взяточничестве, важно изучить личность допрашиваемых, выявить такие черты их ха-рактера и особенности взаимоотношений, которые помогут получить наиболее полные и правдивые сведения о содеянном. Следует заранее продумать не только использование отдельных тактических приемов допроса, но и тактику предъявления уличающих доказательств, исполь-зовав при этом фактор внезапности. Если следователь располагает сово-купностью убедительных доказательств виновности, то их целесообраз-нее предъявить сразу, чтобы усилить психологический эффект. Например, могут быть предъявлены признательные показания взяткодателя, затем 379 фонограмма, зафиксировавшая разговор между взяточниками, и, наконец, выписка из лицевого счета допрашиваемого, свидетельствующая о посту-плении на него той денежной суммы, которая обозначена взяткодателем.

    При наличии пробелов в собранных доказательствах следователь должен вначале сосредоточить внимание на уточнении второстепенных обстоятельств, используя при этом те сведения, которые получены о доп-рашиваемом в ходе оперативно-розыскных мероприятий (о его крими-нальных и сомнительных связях, близком окружении, дурных привычках, прошлых неблаговидных поступках и др.). Такой тактический прием ведения допроса может создать у обвиняемого представление о полной осведомленности следователя, побудить к даче правдивых показаний.

    Весьма целесообразна и максимальная детализация ответов, направ-ленных на выяснение обстоятельств содеянного. Это затруднит возмож-ный в последующем отказ от признательных показаний. Той же цели может послужить фиксация допроса обвиняемого на аудио-видеопленку. Получению правдивых показаний в некоторых случаях способствуют очные ставки с раскаявшимися взяточниками, разъяснение норм закона, позволяющих уменьшить ответственность в случае сотрудничества обви-няемого со следственными органами.

    Контрольные вопросы

    1. Раскройте криминалистическую характеристику взяточничества.

    2. Какие типичные следственные ситуации характерны для первона-чального этапа расследования взяточничества?

    3. Каковы особенности планирования расследования по делам о взя-точничестве, построения и проверки следственных версий?

    4. В чем состоит тактическая операция по задержанию взяточников с поличным?

    5. Какие первоначальные следственные действия обычно проводят-ся по делам о взяточничестве?