Главная · Банковские документы · Суд может принимать решения противоречащие упк рф. Полномочия суда в досудебном производстве

Суд может принимать решения противоречащие упк рф. Полномочия суда в досудебном производстве

Аваков Ованес Овакумович, соискатель кафедры уголовного процесса Кубанского государственного университета.

В статье рассматриваются проблемы определения пределов судебных полномочий в досудебном производстве. Высказываются предложения о необходимости применения в содержании уголовно-процессуального закона единообразной терминологии при определении характера судебных полномочий в досудебном производстве.

Ключевые слова: суд, полномочия, досудебное производство, пределы прав суда, решение, согласие суда.

Problems of the determination limit judicial authority in investigation are considered in article. Judicial authorities in investigation must be legislative unified. United terms must be designed for determination limit judicial authority to whole criminal process.

Key words: court, authorities, investigation, limits of the rights of the court, decision, has bent-sheatfish of the court.

Судебная деятельность в досудебном производстве осуществляется на основании и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законом РФ. В соответствии с предписаниями ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста, продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, о производстве осмотра в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, о производстве обыска (выемки) в жилище, выемки заложенной или сданной в ломбард вещи, о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК РФ, о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи, о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК РФ, о контроле и записи телефонных и иных переговоров. Суд также вправе рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 125 УПК РФ.

Перечисленные процессуальные решения и действия составляют один из способов определения пределов судебной компетенции в досудебном производстве.

Закон определяет этот перечень для создания необходимых ориентиров деятельности как органов досудебного производства, так и суда, исключая возможность некоторого дублирования в деятельности этих органов и создавая за счет этого дополнительную и весьма существенную гарантию законности производства процессуальных действий и законности и обоснованности процессуальных решений, производимых и принимаемых в досудебном производстве. Кроме того, как отмечается в научных источниках судебная деятельность (в большинстве случаев за судебной деятельностью в досудебном производстве утвердилось название судебного контроля) в досудебном производстве является важным средством охраны и защиты конституционных прав и свобод участников производства по уголовному делу.

Судебная деятельность в рамках досудебного производства действительно создает необходимые предпосылки для повышения качества предварительного расследования, в том числе и в части обеспечения прав участников уголовного судопроизводства. Однако в ряде случаев возникают правовые коллизии, создающие как теоретические, так и практические проблемы в судебной и следственной деятельности.

В части 2 ст. 29 УПК РФ законодатель постарался сконцентрировать все решения, которые уполномочен принимать судья в досудебном производстве. Однако является ли этот перечень исчерпывающим? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к содержанию действующего уголовно-процессуального закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 118 УПК РФ при неисполнении участником уголовного судопроизводства возложенных на него процессуальных обязанностей к нему может быть применено денежное взыскание, которое налагается судом.

Как указано в ч. 3 ст. 217 УПК РФ, утверждение графика и срока ознакомления с материалами уголовного дела обвиняемого и его защитника в случае явного затягивания ознакомления с этими материалами устанавливается судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ.

Положениями ст. 448 УПК РФ предусмотрены особенности возбуждения уголовного дела в отношении специальных субъектов, перечисленных в ч. 1 ст. 447 УПК РФ: судей, прокуроров, депутатов и др. В числе этих особенностей указаны полномочия суда давать согласие на принятие соответствующего решения. Например , в отношении судьи Конституционного Суда уголовное дело может быть возбуждено Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Конституционного Суда РФ.

В части 2 ст. 450 УПК РФ предусмотрено, что судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ меры пресечения в виде заключения под стражу исполняется с согласия Конституционного Суда РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 463 УПК РФ осуществляется судебная проверка законности и обоснованности решения прокурора о выдаче.

Таким образом, вряд ли можно считать перечень ч. 2 ст. 29 УПК РФ исчерпывающим. Суд вправе принимать и иные решения, а также осуществлять иные действия, в этой статье УПК РФ не предусмотренные. Полагаем, что соответствующее дополнение должно быть внесено в ч. 2 ст. 29 УПК РФ следующего содержания: "12) принимать иные решения, предусмотренные настоящим Кодексом".

В ст. 165 УПК РФ указан процессуальный порядок получения судебного решения о производстве отдельных следственных действий, перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ, где указано, что по судебному решению в жилище гражданина производится обыск, выемка и осмотр места происшествия. А если в жилище гражданина требуется провести не осмотр места происшествия, выемку или обыск, а иное следственное действие, то правомочен ли суд принять соответствующее решение, или для соблюдения законности будет достаточно постановления следователя?

О проблеме производства иных следственных действий в жилище граждан без судебного решения высказываются многие ученые. В частности, В.А. Семенцов пишет: "В ст. 12 УПК упоминаются только три следственных действия, производство которых осуществляется на основании судебного решения: осмотр, обыск и выемка в жилище. Но производство и других следственных действий (допрос, проверка показаний на месте, следственный эксперимент) может быть сопряжено с проникновением в жилище помимо воли проживающих в нем лиц" . И далее автор делает, на наш взгляд, вполне логичный вывод, вытекающий из самой цели введения в досудебное производство судебной проверки законности и обоснованности ограничения конституционного права на неприкосновенность жилища: "Правомерным проникновение (в жилище - О.А.) будет только при наличии судебного решения" .

Разделяя высказанную точку зрения в целом, в то же время считаем возможным несколько уточнить те изменения, которые предлагается внести в УПК РФ в связи с частичным несоответствием уголовно-процессуальных положений конституционному смыслу принципа неприкосновенности жилища. В.А. Семенцов предлагает заменить в ч. 1 ст. 12 УПК РФ слова "осмотр жилища производится" на "осмотр, допрос, проверка показаний на месте и следственный эксперимент в жилище производятся" .

Полагаем, наличие исчерпывающего перечня следственных действий, производство которых в жилище требует судебного решения, не разрешит основную проблему: необходима выработка общего критерия законности производства тех или иных действий, сопряженных с вторжением в жилище граждан. Этот же критерий послужит и для определения пределов судебной деятельности в досудебном производстве.

Предлагаем установить следующее правило: любые процессуальные действия, включая следственные, которые могут сопровождаться вторжением в жилище граждан, должны производиться только по судебному решению. При этом следует учитывать положения ч. 5 ст. 165 УПК РФ, регламентирующие производство следственных действий в неотложных случаях.

Поэтому суд должен будет проверять законность и обоснованность производства не только определенных следственных, а любых процессуальных действий, сопровождающихся принудительным вторжением в жилище граждан.

Подходя к оценке пределов судебных полномочий в досудебном производстве, можно отметить следующее весьма существенное обстоятельство. В одних случаях законом предусмотрено принятие судом решения (например, ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В других - суд разрешает производство следственных действий (как, например, сказано в ч. 4 ст. 165 УПК РФ). В третьем - суд дает согласие на производство следственных и иных процессуальных действий (например, п. 3 ч. 1 ст. 448, ч. 5 ст. 450 УПК РФ). В каждом случае речь идет о различных процессуальных полномочиях суда, обусловливающих характер судебной деятельности и соответствующее этому характеру вмешательство в досудебную деятельность.

В первую очередь различия в полномочиях сказываются на определении фактических оснований их реализации. Принять решение или разрешить производство какого-либо процессуального действия либо дать на него согласие означает, что суд в каждой ситуации обязан собрать определенную совокупность сведений, а поскольку речь идет о досудебном производстве - обязать орган предварительного расследования представить эту совокупность, оценить сведения по существу и на их основе реализовать предоставленное законом полномочие. Объем представляемых сведений судье для принятия им того или иного решения определяется его компетенцией и должен регулироваться определенными рамками, т.е. пределами.

С учетом того разнообразия судейских полномочий, которые предусмотрены в действующем уголовно-процессуальном законе, эти пределы в указанном аспекте достаточно широки и неконкретизированны, что приводит к формированию неоднозначной правоприменительной практики. Например , судья Ленинского районного суда, рассмотрев постановление дознавателя ОМ-1 УВД по г. Краснодару, приняла решение избрать в отношении подозреваемого Ч. меру пресечения в виде заключения под стражу . В том же суде при рассмотрении постановления следователя СО СУ при УВД по г. Краснодару о продлении срока заключения под стражу обвиняемого К. судьей принято решение удовлетворить ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей обвиняемому . Анализ этих двух судебных решений приводит к выводу, что в одном случае судья принял самостоятельное решение, как предписывает закон, а в другом согласился с решением следователя.

Полагаем, что в тексте уголовно-процессуального закона необходимо использование единой терминологии, позволяющей вполне однозначно выявлять правовой смысл приводимых категорий и понятий. Если в базовой ст. 29 УПК РФ употребляется понятие "принимать решение", то и в последующих нормативных положениях необходимо придерживаться этого же подхода.

Подводя итог, сформулируем некоторые выводы:

сформулированные в данной статье предложения, как представляется, послужат установлению единообразного подхода к определению пределов судебной компетенции в досудебном производстве и в целом будут способствовать повышению ее эффективности.

Литература

  1. Азаров В.А., Таричко И.Ю. Функция судебного контроля в истории, теории и практике уголовного процесса России. Омск, 2004.
  2. Семенцов В.А. Следственные действия в досудебном производстве (общие положения теории и практики). Екатеринбург, 2006. С. 230.
  3. Архив Ленинского районного суда г. Краснодара. 2010. Уголовное дело N 1-226.
  4. Там же. 2010. Уголовное дело N 1-114.

1. Только суд правомочен:
1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего Кодекса;
3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 настоящего Кодекса;
4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
3.1) о возмещении имущественного вреда;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
5.1) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество;
9.1) об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
10.1) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
12) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

3. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 настоящего Кодекса.

4. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Комментарий к статье 29 УПК РФ

1. Учитывая, что выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления, нарушению прав и свобод граждан, в соответствии с ч.4 к.с. является важной составной частью судебного разбирательства, судам следует при рассмотрении каждого уголовного дела принимать необходимые меры к выполнению этого требования закона и при наличии достаточных оснований выносить обоснованные частные определения.

2. Основанием для вынесения частного определения могут служить установленные по делу факты нарушения закона, обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушений, неправильное поведение отдельных граждан на производстве, в быту или нарушение ими общественного долга.

________________
См.: О соблюдении судами РФ процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 сентября 1975 года N 5 // Комментарий к постановлениям пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. - 2001. - С.424.

3. Установив при рассмотрении уголовного дела, что недостатки, ошибки, упущения в деятельности предприятий, учреждений, организаций или должностных лиц способствовали совершению преступления, суд согласно требованиям ч.4 к.с. выносит частное определение (постановление), в котором излагает существо вскрытых недостатков, ошибок и упущений, указывает на связь между ними и совершенным преступлением или иным правонарушением и предлагает принять необходимые меры к их устранению.

________________
См.: О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 года N 5 // Комментарий к постановлениям пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. - 2001. - С.371.

4. Неуклонно выполняя требование закона о принятии мер к устранению выявленных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, суды должны в частных определениях указывать установленные по делу конкретные факты, обусловившие совершение преступления.

________________
См.: О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 года N 15 // Сборник постановлений пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. - С.119.

5. Судам предписано принимать действенные меры к совершенствованию практики вынесения частных определений (постановлений) и улучшению их качества с тем, чтобы каждое из них было эффективным средством укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан, предупреждения преступлений и иных правонарушений, устранения существенных недостатков в работе государственных, общественных, кооперативных предприятий, учреждений и организаций, воспитания у людей чувства высокой ответственности за соблюдение государственной и трудовой дисциплины, выполнение общественного долга.

6. Судам следует уделять особое внимание мерам по устранению:
- проявлений бюрократизма, протекционизма, ведомственности и местничества, недостатков в организации контроля за учетом, хранением и распределением материальных ценностей, иных нарушений государственной, финансовой, производственной дисциплины, порождающих бесхозяйственность и способствующих хищениям чужой собственности, взяточничеству и другим должностным преступлениям;
- нарушений законодательства, направленного на борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией, на почве которых совершается большинство преступлений против жизни, здоровья, достоинства граждан, хулиганских проявлений, вовлечение подростков в антиобщественную деятельность;
- фактов, обусловивших совершение повторных преступлений, в частности невыполнения руководителями предприятий, учреждений, организаций требований закона о трудовом и бытовом устройстве лиц, отбывших наказание, и контроле за их поведением (см. также комментарий ст. 73 УПК).

________________
См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 11 // Сборник постановлений пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. - С.300-301.

7. Если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч.2 ст. 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). При применении закона вместо не соответствующего ему акта государственного или иного органа суд вправе вынести частное определение (постановление) и обратить внимание органа или должностного лица, издавшего такой акт, на необходимость привести его в соответствие с законом либо отменить.

________________
См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года N 8 // Там же.

8. Частные определения (постановления), вынесенные при обнаружении судом нарушений прав граждан и других нарушений закона, допущенных при рассмотрении дела нижестоящим судом, могут касаться необоснованного нарушения судом сроков рассмотрения дела.

________________
См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 1995 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - N 2.

9. Суды обязаны строго соблюдать установленный порядок вынесения частных определений (постановлений), которые должны основываться на достоверно установленных сведениях; обеспечивать действенный контроль за их исполнением.

________________

10. В ч.4 к.с. говорится, что суд вправе вынести частное определение или постановление и в других прямо не перечисленных в к.с. случаях. Таким образом, суд вправе реагировать частными определениями на действия участников процесса или других лиц, свидетельствующие о неуважении к суду, нарушение порядка в судебном заседании, неявку в суд без уважительных причин др.

11. Судам надлежит не оставлять без реагирования нарушения закона, допущенные при производстве дознания или предварительного следствия, в том числе и в случаях, когда они явились основанием для оправдания подсудимого. Если при этом известно, кто из должностных лиц допустил эти нарушения, то они должны быть названы в частном определении.

12. В частном определении должны быть конкретно указаны установленные судом нарушения закона, государственной, финансовой, производственной, трудовой, технологической дисциплины, обусловившие совершение преступления, лица, допустившие нарушения, а также приведены доказательства, на которых основаны выводы суда.

13. Для предотвращения вредных последствий от нарушения порядка хранения, распределения, использования государственного имущества, несоблюдения правил безопасности при производстве работ и других нарушений суд вправе поставить перед компетентными государственными органами, общественными организациями или должностными лицами вопрос об отмене противоречащих закону приказов и иных ведомственных распоряжений. Вместе с тем в частном определении не должны содержаться рекомендации по вопросам производственной и хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций.

14. Частное определение по усмотрению суда может быть вынесено в совещательной комнате в виде отдельного документа, подписываемого всем составом суда, как правило, одновременно с приговором или решением либо определением о прекращении производства по делу.

15. Если с учетом характера выявленных фактов требуется принятие неотложных мер к их устранению (опасное для жизни и здоровья людей состояние зданий; порча или разворовывание государственного имущества вследствие плохого его хранения; нахождение малолетних детей без присмотра взрослых и т.п.), частное определение может быть вынесено и на более ранней стадии судебного процесса. При этом, однако, не могут предрешаться выводы по вопросам, подлежащим разрешению судом при вынесении приговора или решения по делу.

________________
См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 11 // Там же. - С.302-303.

16. Вопрос о целесообразности оглашения частного определения (постановления) в судебном заседании решается судом. Однако во всяком случае суд объясняет, что по делу вынесено частное определение (постановление), о чем делается запись в протоколе судебного заседания.

________________
См.: О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 года N 5 // Там же. - С.371.

17. Частное определение по фактам нарушений закона, допущенных при производстве дознания или предварительного следствия, может быть вынесено и в стадии подготовки к судебному заседанию и в стадии исполнения приговора.

________________
См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 11 // Там же. - С.303.

18. В соответствии со ст. 391 УПК частное определение (постановление) суда вступает в законную силу по истечении срока на его обжалование. В случае принесения частного представления (жалобы) такое определение (постановление) вступает в законную силу по рассмотрении дела вышестоящим судом, если оно не будет им отменено.

________________
См.: О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 сентября 1987 года N 5 // Там же. - С.371-372.

19. Наличие в деле представления органов предварительного расследования о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (других нарушений закона), по которому к моменту судебного разбирательства не было принято надлежащих мер, не лишает суд права реагирования на эти же обстоятельства (нарушения закона) путем вынесения частного определения.

________________
См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Там же. - С.285.

20. Когда в материалах дела имеется представление следователя (дознавателя и др.) о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, и других нарушений закона, суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению. Если таковые приняты не были, надлежит указать об этом в частном определении и, при наличии к тому оснований, поставить вопрос об ответственности должностного лица.

21. В случае невыполнения органами дознания и предварительного следствия установленной законом обязанности выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, или когда эти органы не приняли мер к их устранению, суд одновременно с постановлением приговора вправе частным определением обратить внимание соответствующих должностных лиц на это нарушение.

________________
См.: О дальнейшем совершенствовании судебной деятельности по предупреждению преступлений: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1976 года N 15 // Там же. - С.119.

22. Установив нарушение законности в ходе дознания или предварительного следствия, суд должен в необходимых случаях принять меры для привлечения к ответственности должностного лица, допустившего такое нарушение.

________________
См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Там же. - С.284.

23. Пленум Верховного Суда РФ рекомендует судам систематически изучать и обобщать практику избрания мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и продления сроков содержания под стражей и домашнего ареста. При наличии к тому оснований направлять представления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по устранению выявленных недостатков.

________________
См.: О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года N 41 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2014. N 2.

24. Если частное определение вынесено по поводу неправильного поведения либо недостатков в производственной или общественной деятельности конкретного лица, оно должно быть уведомлено об этом с представлением возможности ознакомиться с определением.

25. Судам надлежит устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных ст. ст. 253 и 256 УК, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия о незаконной добыче водных биологических ресурсов, нарушения законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также реагировать на нарушения, допущенные при рассмотрении таких дел нижестоящими судами. В каждом таком случае в соответствии с ч.4 к.с. необходимо выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

________________
См.: О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК): Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года N 26 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. N 1.

26. Если будет установлено, что, несмотря на наличие и достаточность оснований, суд первой (апелляционной) инстанции не реагировал на установленные обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, вышестоящий суд должен сам вынести частное определение. При этом он обязан обратить внимание судов на невыполнение требования закона.

________________
См.: О практике вынесения судами частных определений (постановлений): Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 29 сентября 1988 года N 11 // Там же. - С.303-304.

27. Судам апелляционной (кассационной) инстанции при рассмотрении дел нельзя оставлять без реагирования факты нарушения закона, процессуального упрощенчества, неэтичного поведения судей и принимать меры к предупреждению подобных нарушений в дальнейшем.

________________
См.: Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 года N 35 // Комментарий к постановлениям пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. - 2001. - С.442.

28. Судам при рассмотрении дел о коррупционных преступлениях следует устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению таких преступлений, особенно получению и даче взятки, посредничеству во взяточничестве, нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения законодательства Российской Федерации и в соответствии с ч.4 к.с. в каждом конкретном случае выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.

________________
См.: О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 года N 24 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - N 9.

29. Судам апелляционной инстанции рекомендуется реагировать на нарушения прав и свобод граждан, а также на другие нарушения закона, допущенные в ходе досудебного производства или при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции, путем вынесения частных определений (постановлений) в адрес соответствующих организаций и должностных лиц. Суд апелляционной инстанции может также частным определением (постановлением) обратить внимание должностных лиц, производивших дознание или предварительное следствие, либо суда первой инстанции на такие допущенные ими нарушения, которые не влекут за собой отмену или изменение приговора.

________________
См.: О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 ноября 2012 года N 26 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2013. - N 1.

30. Приведенный в к.с. перечень решений, которые может принимать только суд, не исчерпывающий. Так, только суд вправе выдавать разрешения на проведение эксгумации, когда близкие родственники или родственники покойного возражают против ее проведения (ч.3 ст. 178 УПК).

31. См. также комментарий ст. 1, 93, 114, 125, 158, 165, 178, 186.1, 237, 277, 322, 389.2, 399, 403, 408, 430, 472 УПК.

Консультации и комментарии юристов по ст 29 УПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 29 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Только суд правомочен:

1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;

2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего Кодекса;

3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 настоящего Кодекса;

3.1) прекратить по основаниям, предусмотренным статьей 25.1 настоящего Кодекса, в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, уголовное дело или уголовное преследование с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии с требованиями главы 51.1 настоящего Кодекса;

4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

3.1) о возмещении имущественного вреда;

4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

5.1) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

5.2) о производстве обыска, осмотра и выемки в отношении адвоката в соответствии со статьей 450.1 настоящего Кодекса;

6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;

7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

9) о наложении ареста на имущество;

9.1) об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;

10.1) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте «в» пункта 1, подпунктах «б», «в» пункта 2, пунктах 3 и 6 — 8, подпункте «г» пункта 9 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;

10.2) о передаче безвозмездно вещественных доказательств, указанных в подпункте «в» пункта 9 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;

11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

12) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

3. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены .

4. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Комментарий к Ст. 29 УПК РФ

1. Часть вторая комментируемой статьи отражает важнейшие меры, принятые законодателем на пути реформирования российского уголовного судопроизводства. Их суть заключается в том, что суду предоставлены относительно широкие полномочия по контролю за дознанием и предварительным следствием в той части, которая сопряжена с применением мер процессуального принуждения, наиболее существенным образом ущемляющих конституционные права и свободы личности. Эти полномочия заключаются в том, что теперь только суд (по ходатайству органа дознания, следователя) вправе принимать решения, лишающие свободы, связанные с вторжением в жилище, с нарушением тайны переписки, телеграфных сообщений, телефонных и иных переговоров, с ограничением права собственности и др. До принятия действующего УПК такие решения принимались властью органа дознания, следователя и прокурора, вне судебного контроля.

2. В дополнение к пункту 5 части второй комментируемой статьи существует правило, согласно которому обыск в служебном помещении адвоката тоже допускается только на основании судебного решения. Основание: пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина и А.В. Быковского на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 УПК РФ (Российская газета. 2006. 31 янв.).

4. Верховный Суд РФ разъясняет, что только на основании судебного решения допускается выемка медицинских документов, содержащих сведения о наличии у гражданина психического расстройства, факта обращения за психиатрической помощью и лечении, а также иные сведения о состоянии психического здоровья, являющиеся охраняемой федеральным законом врачебной тайной. Если же органам расследования необходимы лишь сведения о факте обращения за медицинской помощью, диагноз заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, то в соответствии со статьей 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан они могут быть предоставлены по запросу органа расследования без судебного решения и без согласия гражданина или его законного представителя (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. // Российская газета. 2008. 26 дек.). Данное разъяснение представляется спорным. Получается, что необходимость в судебном решении ставится в зависимость всего лишь от того, нужен ли в уголовном деле первоисточник или производный документальный источник сведений о психической болезни.

5. Согласно части четвертой комментируемой статьи суд в коллегиальном составе выносит частное определение, а судья — частное постановление в каждом случае, когда в ходе судебного разбирательства будут выявлены нарушения закона, допущенные при досудебном производстве по данному делу или же при рассмотрении его нижестоящим судом. Данное правило также служит, во-первых, формой судебного контроля за предварительным расследованием, а во-вторых, формой судебного надзора за деятельностью нижестоящих судебных органов. Частное определение и частное постановление могут быть адресованы и другим должностным лицам по вопросам, не связанным с производством по уголовному делу, в частности по вопросу об устранении обстоятельств, способствовавших преступлению, дело о котором рассмотрено и разрешено судом. Частное определение суда и частное постановление судьи носят обязательный характер. Тот, кому они адресованы, обязан рассмотреть их и сообщить суду о принятых мерах.

1. Только суд правомочен:
1) признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему наказание;
2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера в соответствии с требованиями главы 51 настоящего Кодекса;
3) применить к лицу принудительные меры воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 настоящего Кодекса;
4) отменить или изменить решение, принятое нижестоящим судом.

2. Только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;
2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;
3) о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
3.1) о возмещении имущественного вреда;
4) о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
5.1) о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;
6) о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных статьей 93 настоящего Кодекса;
7) о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;
8) о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;
9) о наложении ареста на имущество;
9.1) об установлении срока ареста, наложенного на имущество, и его продлении в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
10) о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса;
10.1) о реализации, об утилизации или уничтожении вещественных доказательств, указанных в подпункте "в" пункта 1, подпунктах "б", "в" пункта 2, пунктах 3, 6 и 7 части второй статьи 82 настоящего Кодекса;
11) о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
12) о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

3. Суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 125 настоящего Кодекса.

4. Если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, то суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд вправе вынести частное определение или постановление и в других случаях, если признает это необходимым.

Комментарий к статье 29 УПК РФ

1. В данной статье определены полномочия суда не только в судебных стадиях процесса, но и в сфере контроля за законностью процессуальных действий в стадии расследования. Это сделано в развитие положений главы 2 Конституции РФ, где возможность ограничения важнейших прав и свобод граждан связывается с необходимостью принятия об этом соответствующего судебного решения (ст. ст. 22, 23, 25 Конституции РФ).

Исключительность положения суда как органа правосудия основана на Конституции РФ (ч. 1 ст. 118). Признать лицо виновным в совершении преступления, а также назначить ему наказание за преступление может только суд своим приговором. Правосудие осуществляется от имени государства. Важнейшими признаками правосудия являются соблюдение надлежащей процедуры при решении вопроса о виновности лица, а также законная сила судебного решения.

Приговор суда, постановленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и вступивший в законную силу, является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех государственных органов и должностных лиц. Приговор суда может быть отменен или изменен только вышестоящим судом и только по основаниям, прямо указанным в законе.

Разрешение вопроса о виновности лица, которое предстало перед судом, не всегда связано с назначением наказания. Возможно постановление обвинительного приговора и без назначения наказания (п. 3 ч. 5 ст. 302 УПК).

При производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних только суд решает вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 90 УК , поскольку применение этих мер обусловлено установлением виновности лица в совершении преступления.

Применение принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего деяние, предусмотренное УК, - это также исключительная компетенция суда.

2. Части 2 и 3 данной статьи УПК регламентируют полномочия суда, когда суд не рассматривает и не разрешает вопрос об уголовной ответственности лица. Суд осуществляет контроль за расследованием в части законности и обоснованности ограничения конституционных прав личности. Объект такого контроля - процессуальные действия, которыми в связи с производством по уголовному делу могут быть ограничены конституционные права граждан. Закон устанавливает особый порядок получения разрешения на производство соответствующего следственного действия (см. комментарий к ст. 165), который гарантирует их проведение только при наличии определенных оснований.

Помимо перечисленных в ч. 2 ст. 29 УПК к процессуальным действиям, проводимым с разрешения суда, относится эксгумация трупа в случаях, когда родственники покойного возражают против ее проведения (ч. 3 ст. 178 УПК).

К числу следственных действий, проводимых на основании судебного решения, относится выемка предметов и документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну. Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, а также банковскую, коммерческую, нотариальную, адвокатскую, врачебную и другую охраняемую законом тайну, определен соответствующими федеральными законами.

Надо полагать, что представление учреждениями и должностными лицами по запросам следователя, дознавателя сведений из документов, а также копий документов, содержащих информацию, которая по своему правовому статусу является охраняемой законом тайной (банковской, врачебной, коммерческой и т.д.), не соответствует изменившемуся уголовно-процессуальному законодательству и тенденции расширения судебного контроля процессуальных действий, ограничивающих конституционные права граждан. Требование о предоставлении такого рода информации должно исходить от суда.

Проверка судом оснований для проведения соответствующих следственных действий при производстве по уголовному делу представляет более высокий уровень гарантий соблюдения конституционных прав личности, поскольку суд не осуществляет функцию уголовного преследования и поэтому не является заинтересованным субъектом при принятии решения о производстве следственных действий, которыми ограничиваются конституционные права граждан.

3. Рассмотрение судом жалоб на действия (бездействие) прокурора, следователя, дознавателя является выражением конституционного права граждан на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ).

Данное полномочие суда не ограничивает право гражданина обращаться с жалобой на действия дознавателя к прокурору, на действия следователя - к руководителю следственного органа, а также и к прокурору, на действия и решения прокурора - к вышестоящему прокурору. Причем подача жалобы лицу прокурорского надзора не исключает одновременной подачи жалобы в суд.

4. Вынесение судом частного определения указывает на наличие превентивной функции в деятельности суда.

Обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, на которые следует реагировать суду, должны быть связаны с нарушением тех или иных правовых предписаний. Речь может идти о нарушении трудового законодательства, правил техники безопасности, противопожарных правил и т.д. Никак нельзя в качестве таковых расценивать те или иные организационные мероприятия, управленческие решения, если не было нарушений нормативных предписаний.

Частное определение (постановление) суда, вынесенное в соответствии с законом, - судебный акт, который обязателен для исполнения. Следует иметь в виду, что УК установлена ответственность за злостное неисполнение судебного акта (ст. 315 УК). Срок исполнения судебного решения в данном случае должен устанавливаться судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

Другой комментарий к статье 29 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Часть вторая комментируемой статьи отражает важнейшие меры, принятые законодателем на пути реформирования российского уголовного судопроизводства. Их суть заключается в том, что суду предоставлены относительно широкие полномочия по контролю за дознанием и предварительным следствием в той части, которая сопряжена с применением мер процессуального принуждения, наиболее существенным образом ущемляющих конституционные права и свободы личности. Эти полномочия заключаются в том, что теперь только суд (по ходатайству органа дознания, следователя) вправе принимать решения, лишающие свободы, связанные с вторжением в жилище, с нарушением тайны переписки, телеграфных сообщений, телефонных и иных переговоров, с ограничением права собственности и др. До принятия действующего УПК такие решения принимались властью органа дознания, следователя и прокурора, вне судебного контроля.

2. В дополнение к пункту 5 части второй комментируемой статьи существует правило, согласно которому обыск в служебном помещении адвоката тоже допускается только на основании судебного решения. Основание: пункт 3 статьи 8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. по жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина и А.В. Быковского на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 УПК РФ (Российская газета. 2006. 31 янв.).

4. Верховный Суд РФ разъясняет, что только на основании судебного решения допускается выемка медицинских документов, содержащих сведения о наличии у гражданина психического расстройства, факта обращения за психиатрической помощью и лечении, а также иные сведения о состоянии психического здоровья, являющиеся охраняемой федеральным законом врачебной тайной. Если же органам расследования необходимы лишь сведения о факте обращения за медицинской помощью, диагноз заболевания и иные сведения, полученные при обследовании и лечении гражданина, то в соответствии со статьей 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан они могут быть предоставлены по запросу органа расследования без судебного решения и без согласия гражданина или его законного представителя (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. // Российская газета. 2008. 26 дек.). Данное разъяснение представляется спорным. Получается, что необходимость в судебном решении ставится в зависимость всего лишь от того, нужен ли в уголовном деле первоисточник или производный документальный источник сведений о психической болезни.

5. Согласно части четвертой комментируемой статьи суд в коллегиальном составе выносит частное определение, а судья - частное постановление в каждом случае, когда в ходе судебного разбирательства будут выявлены нарушения закона, допущенные при досудебном производстве по данному делу или же при рассмотрении его нижестоящим судом. Данное правило также служит, во-первых, формой судебного контроля за предварительным расследованием, а во-вторых, формой судебного надзора за деятельностью нижестоящих судебных органов. Частное определение и частное постановление могут быть адресованы и другим должностным лицам по вопросам, не связанным с производством по уголовному делу, в частности по вопросу об устранении обстоятельств, способствовавших преступлению, дело о котором рассмотрено и разрешено судом. Частное определение суда и частное постановление судьи носят обязательный характер. Тот, кому они адресованы, обязан рассмотреть их и сообщить суду о принятых мерах.