Сборник технологических карт могильный тутельян. Рецептура – это. Построение и порядок пользования Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания
Сборник рецептур для школьников Могильного датирован 2015 годом и содержит 520 рецептур (технологических карт для школьных учреждений ).
В Сборнике рецептур для питания школьников есть Перспективное меню питания школьников на 24 рабочих дня, включая субботу. В меню присутствует завтрак и обед. Меню расписано для детей возраста 7-11 лет и 11-18 лет.
«В кухне Ребеки - кулинарные приключения для экстраординарных детей». Эта книга была написана молодым шеф-поваром Ребекой Чаммой, 9 лет, который начал готовить в возрасте 4 лет вместе со своим отцом. Книга иллюстрирована, рассчитана на советы от диетологов и приносит 30 рецептов на любой вкус, таких как салаты, бутерброды, горячие блюда, соки, пирожные и фруктовые десерты.
Есть 37 рецептов, направленных на то, чтобы дети могли весело провести время на кухне, так как они не идут в огонь. Книга имеет спиральные и прочные страницы, пригодные для использования на кухне. Там еще больше: иллюстрации милые, сделанные с бисквитным тестом.
Каждая рецептура (т ехнологическая карта сборника рецептур для школьного питания ) содержит весь химический состав, пищевую и энергетическую ценность по каждому продукту, участвующему в рецептуре. Приложения в виде таблиц, что удобно в использовании при расчете калькуляционной карты блюда.
В Сборнике рецептур блюд для школьников есть Приложения с перечнем:
Эта кулинарная книга содержит несколько правил, таких как «никогда не оставляйте рукоятку ножа на конце стола» или «надевайте перчатки, чтобы держать посуду на плите». Все это потому, что это полностью для детей, из которых 50 рецептов из самых разных мест в мире, таких как Индия, Индонезия, Африка, Россия, Южная Америка, США и Канада.
«Искусство приготовления - легкие рецепты для маленьких детей». Книга была разработана, чтобы познакомить детей с кулинарией, как дома, так и в классе. Идеально подходит для детей, которые только начинают работать. Кулинария - это весело! - Вкусные рецепты для маленьких поваров.
Ассортимента основных продуктов питания, разработанный Институтом питания РАМН
Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в образовательных учреждениях
Таблицы взаимозаменяемости продуктов
Условия хранения, сроки годности
Метод расчета отходов и потерь
Примеры различных Актов, инструкции, формы учетной документации
Цель этой книги - заставить детей научиться готовить со своей семьей и есть питательные продукты, такие как помидор, кукуруза, картофель, бананы, клубника, яблоки, мед и йогурт. Дети могут научиться выращивать некоторые ингредиенты дома, любопытство о питании и приготовление лососевых шампуров к меду, томатный суп и клубничный чизкейк.
Эта кулинарная книга сочетает в себе забавные истории с кулинарией. Цель детей - научиться готовить во время игры. Среди блюд - «Сэндвич графа», бутерброды; «Крот лени», Мария Моль; и «Восторг», рис и бобы. В целом, есть 12 историй с 12 рецептами для семьи, чтобы наслаждаться.
Порядок разработки фирменных и новых блюд и др.
Сборник рецептур для школьного питания написан согласно действующим СанПин , поэтому является актуальным к использованию.
Сборник рецептур для питания школьников Могильного впервые был выпущен в 2011 году и с тех пор зарекомендовал себя как отличный помощник в работетехнолога/повара/бухгалтера-калькулятора в образовательной организации.
В этой книге девочкам рекомендуется готовить и есть больше питательных продуктов с помощью принцесс Диснея. С мыслью, что принцессы настолько очаровательны, потому что их еда наполнена вкусными секретами, дети узнают, почему Аврора так красива, Золушка такая элегантная и Ариэль такая умная. В дополнение к пониманию того, что является любимым десертом Белы, салат Жасмин больше всего нравится, а специальное блюдо Белоснежки, с рецептами, сбалансированными и вкусными, чтобы стать настоящей принцессой.
Построение и порядок пользования Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания
Сестринское молоко является первым питанием новорожденного. В естественном развитии человека это биологически самая совершенная пища, которую человек может получить в начале своей жизни. Эта пища содержит не только достаточно биологически активные вещества, которые обеспечивают естественный рост и развитие рожденного ребенка в течение первых шести месяцев жизни, но также содержат достаточно жидкости, поэтому нет необходимости поставлять другие питательные вещества.
Сборник относится к технической документации. Содержит единые требования к технологическим процессам, к готовой продукции массового изготовления, определяющие ее безопасность, а также нормы расходов, выхода полуфабрикатов и готовых изделий для питания обучающихся во всех образовательных учреждениях.
Сборник технических нормативов предназначен для предприятий всех организационно-правовых форм хозяйствования, обеспечивающих питание обучающихся в образовательных учреждениях различных типов.
Важность грудного молока в диете ребенка отрицается только в случае серьезной инфекции матери ребенка или в очень редком врожденном метаболическом расстройстве, при котором молоко не желательно. Развитие молочной промышленности, которая в прошлом веке стала уделять больше внимания замене молока молоком на кормление грудных детей, временно сократила потребление грудного молока. Наибольшее снижение грудного вскармливания было зафиксировано в шестидесятых и семидесятых годах прошлого века. Однако было обнаружено, что корм для заменителей молока, предназначенный для детского питания, имеет свои собственные подводные камни, которые можно удалить в следующем процессе исследований и разработки технологий для подготовки искусственного так называемого «искусственного» молока, но все же очень важно повысить важность грудного вскармливания и материнского молоко для первоначального кормления ребенка.
Данный сборник является переработанным и дополненным сборником, взамен ранее выпущенного -
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников
/ Под редакцией М.П. Могильного 2007 года выпуска.
Рациональное питание детей и подростков является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию неблагоприятных факторов; способности к обучению. Приоритетная роль питания в поддержке здоровья детей и подростков, находится в центре внимания органов исполнительной и законодательной власти всех субъектов РФ.
Блюд и кулинарных изделий для предприятий
Основанием для замены молока для грудных детей является коровье молоко. Это происходит главным образом потому, что это молоко по своему составу ближе всего к человеческому молоку, по сравнению с молоком других млекопитающих. Тем не менее, коровье молоко должно быть приспособлено к оптимальному питанию для самых маленьких детей. В результате наука и промышленность постепенно развивают ряд более сложных продуктов питания для младенцев.
С шестого месяца возраста ребенка значение грудного молока уменьшилось, чего уже недостаточно, чтобы покрыть все питательные вещества, необходимые для дальнейшего роста и развития ребенка. Важность молока и молочных продуктов, однако, очень важна для питания ребенка и поэтому должна продолжать формировать один из основных продуктов питания. В развивающихся странах молоко является главным источником высококачественного белка, а в развивающихся и развитых странах молоко и молочные продукты являются главным источником кальция, а также основным источником магния и других полезных ископаемых.
В частности, в рамках эксперимента по улучшению организации питания в школах, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1118 от 27 декабря 2010 года и Приказом Министерства образования и науки РФ № 121 от 28 января 2011 года, успешно выполняются программы по совершенствованию системы питания в образовательных учреждениях.
Тем не менее пищевая ценность рационов, реализуемых в образовательных учреждениях страны, в ряде случае не в полной мере соответствует современным требованиям. В частности, рационы школьного питания часто содержат избыток насыщенных жиров, сахара, соли, и в тоже время недостаточно рыбы, овощей, кисломолочных продуктов; промежутки между отдельными приемами пищи не соответствуют действующим рекомендациям.
Перерасчет нормы затрат сырья для других кондиций. Правила пользования приложением к Сборнику
Ряд исследований экспертов подчеркивают здоровое развитие зубов, костей и положительный эффект молока на предотвращение риска повышенного кровяного давления у детей и взрослых. Минерализация костной ткани, что молоко оказывает благотворное влияние, достигает своего пика за 23 года жизни человека. Если в детстве он не является достаточным основанием, во взрослом возрасте, особенно в старости, он ощущается со всеми последствиями развитого пороза костной ткани. Есть, конечно, случаи, когда ребенок ненавидит молоко или молочные продукты, но в этом случае можно найти альтернативные решения в сотрудничестве с врачом.
Особой проблемой в питании детей и подростков является дефицит ряда микронутриентов: витаминов С, А, В1, В2, β-каротина, железа, кальция, йода и других нутриентов.
Выявленные нарушения питания детей и подростков служат одной из причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний. В связи с этим организация питания во время пребывания обучающихся в образовательном учреждении является одним из важных факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья школьников.
Важность молока в питании признана во всем мире. Более 80 стран мира всегда отмечают «День школьного молока» в сентябре. Это то, что во время посещения школы миллионы детей получают молоко в школах. Эти действия оказывают поддержку сообщества в этих странах. Как и в развитых обществах, введение школьного молока сопровождалось рядом обсуждений. С профессиональной точки зрения в основном отмечались содержание жира в цельном молоке и содержание углеводов в ароматизированном молоке. Это было то, что у детей из семей с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний в расстройстве метаболизма жиров цельное молоко может увеличить нагрузку на организм, а у страдающих ожирением детей углеводы ароматизированного молока увеличивают потребление энергии.
Основными нормативными документами, которыми следует руководствоваться при организации питания в образовательных учреждениях, являются «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ» 2008г., СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима питания дошкольных образовательных учреждений», СанПин 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания».
На мой взгляд, однако, эти обсуждения являются незначительными в интересах содействия потреблению молока. Они касаются определенных отобранных групп педиатрической популяции и обычно можно лечить хорошо. Мы также не должны забывать, что питание ребенка должно быть достаточно разнообразным, что хорошо компенсируется вышеупомянутыми группами риска.
Молоко и молочные продукты в рационе ребенка определенно принадлежат, и мы должны поддерживать этот факт всеми средствами. Известный ребенок моего ребенка идет в школу, обработанные сыры на ежедневной основе, масло исключительно, два раза в месяц, иначе только рама для горячего питания и плоти. Поскольку моя внучка приезжает в детский сад в сентябре, мне интересно, есть ли какие-либо правила, которые могут или не могут быть даны детям в детском саду?
Для обеспечения требований указанных документов (независимо от модели организации питания в образовательном учреждении) необходимо строгое соблюдение технологии изготовления блюд и разработка технических и технологических документов.
Цель настоящих технических нормативов – оказать практическую помощь работникам образовательных учреждений во внедрении научных основ рационального питания; современных технологических процессов приготовления продукции; санитарно-гигиенических требований организации питания; использования отдельных компонентов для обогащения приготовленной продукции. Данные технические нормативы могут использоваться при различных моделях организации питания обучающихся.
Надлежащее развитие организма ребенка и гармония всех функций зависят в первую очередь от адекватного и полноценного питания. Сколько отдельных питательных веществ и в какой пропорции должны быть включены в ежедневный рацион ребенка, сообщите о рекомендуемых питательных преимуществах, в школьном питании, так называемой потребительской корзине.
Как заполнять питательные преимущества - это вопрос уровня знаний персонала школьного питания. Грибы - имеют определенную низкую питательную ценность, но используются только в качестве закуски, покупая исключительно из сети продаж. Сыры обычно подходят для детей дошкольного возраста, особенно когда ребенок отказывается от молока. Мы используем сыры как отдельный ингредиент в блюдах, спредах, наполнителях теста в составе овощных, сырных и мясных блюд. Для детей твердые и мягкие сыры хорошие, но не слишком ароматные и соленые.
Настоящие технические нормативы переработаны и дополнены на основе ранее изданных.
Тутельян В.А., Могильный М.П.
Предисловие. | 3 |
Раздел 1. Характеристика сборника технических нормативов. | 5 |
Раздел 2. Рациональное питание. | 9 |
| 9 |
| 11 |
| 13 |
| 17 |
| 24 |
| 34 |
| 36 |
| 40 |
| 57 |
| 58 |
| 58 |
Раздел 3. Основные требования к организации питания обучающихся. | 59 |
| 59 |
| 61 |
| 62 |
| 68 |
| 71 |
| 74 |
| 74 |
| 75 |
77 | |
| 78 |
Раздел 4. Рецептуры и технология приготовления продукции. | 81 |
I. Холодные блюда. | 81 |
Бутерброды | 81 |
| 82 |
| 82 |
| 83 |
| 83 |
| 83 |
| 83 |
| 84 |
| 84 |
| 84 |
| 85 |
| 85 |
| 85 |
| 86 |
Гастрономические товары | 86 |
| 86 |
| 86 |
| 87 |
Салаты и винегреты | 87 |
| 88 |
| 88 |
| 89 |
| 89 |
| 89 |
| 90 |
| 90 |
| 90 |
| 91 |
| 91 |
| 91 |
| 92 |
| 92 |
| 93 |
| 93 |
| 93 |
| 94 |
| 94 |
| 95 |
| 95 |
| 95 |
| 96 |
| 96 |
| 97 |
| 97 |
| 97 |
| 98 |
| 98 |
| 99 |
| 99 |
| 99 |
| 100 |
| 100 |
| 101 |
| 101 |
| 101 |
| 102 |
| 102 |
| 102 |
| 103 |
| 103 |
| 103 |
| 104 |
| 104 |
| 104 |
| 105 |
| 105 |
| 105 |
| 106 |
| 106 |
| 106 |
| 107 |
| 107 |
| 107 |
| 107 |
Блюда из овощей | 108 |
| 108 |
| 108 |
| 109 |
| 109 |
Блюда из сельди | 110 |
| 110 |
| 110 |
| 110 |
| 111 |
II. Супы | 111 |
| 111 |
Горячие супы | 112 |
Заправочные супы | 113 |
Борщи | 113 |
114 | |
| 114 |
| 115 |
| 115 |
| 116 |
| 116 |
Щи | 116 |
| 117 |
| 117 |
118 | |
| 118 |
| 119 |
| 119 |
| 119 |
Рассольники | 120 |
| 120 |
| 120 |
| 121 |
Супы картофельные, с овощами, крупой, бобовыми и макаронными изделиями | 121 |
| 121 |
| 122 |
| 122 |
| 123 |
| 123 |
| 123 |
| 124 |
| 124 |
| 125 |
| 125 |
| 126 |
| 126 |
126 | |
| 127 |
Супы с макаронными изделиями,домашней лапшой, крупой и бобовыми | 127 |
| 127 |
| 128 |
| 128 |
| 128 |
| 129 |
| 129 |
| 130 |
| 130 |
| 130 |
Супы молочные | 131 |
| 131 |
| 131 |
| 132 |
| 132 |
| 133 |
III. Блюда изкартофеля и овощей | 133 |
Отварные картофель и овощи | 134 |
| 134 |
| 134 |
| 135 |
| 135 |
| 136 |
| 136 |
| 136 |
| 137 |
| 137 |
| 138 |
| 138 |
Картофель и овощи припущенные и тушеные | 138 |
| 139 |
| 139 |
| 140 |
| 140 |
| 141 |
| 141 |
| 141 |
| 142 |
| 142 |
| 143 |
Картофель и овощи жареные | 143 |
| 143 |
| 144 |
| 144 |
| 144 |
| 145 |
| 145 |
| 146 |
| 146 |
| 147 |
| 147 |
| 148 |
| 148 |
| 148 |
| 149 |
Картофель и овощи запеченные | 149 |
| 149 |
| 150 |
| 150 |
| 151 |
| 151 |
| 152 |
| 152 |
| 153 |
| 153 |
| 154 |
| 155 |
IV. Блюда изкруп | 155 |
Каши | 155 |
Рассыпчатые каши | 161 |
| 162 |
| 162 |
Вязкие каши | 163 |
| 163 |
| 164 |
| 164 |
| 165 |
Каша вязкая из смеси круп с тыквой | 165 |
| 166 |
Каша из смесикруп с изюмом | 166 |
| 168 |
Каша вязкая из смеси круп с морковью | 168 |
| 169 |
| 169 |
Жидкие каши | 170 |
| 170 |
| 171 |
| 171 |
Изделия из каш | 171 |
Крупеники, запеканки и пудинги | 171 |
172 | |
| 172 |
| 173 |
| 173 |
| 174 |
| 174 |
| 175 |
Котлеты, биточки | 175 |
| 175 |
| 176 |
| 176 |
| 177 |
| 177 |
| 178 |
V. Блюда избобовых | 178 |
| 179 |
| 179 |
| 179 |
| 179 |
| 180 |
VI. Блюда из макаронных изделий | 180 |
| 180 |
| 181 |
| 181 |
| 181 |
| 182 |
| 182 |
| 182 |
VII. Блюда из яиц | 183 |
| 184 |
| 184 |
| 184 |
| 185 |
| 185 |
| 185 |
| 186 |
186 | |
VIII. Блюда из творога | 186 |
| 187 |
| 187 |
| 187 |
| 188 |
| 188 |
| 189 |
| 189 |
| 190 |
| 190 |
IX. Блюда из рыбы | 191 |
Рыба отварная | 191 |
| 192 |
Рыбаприпущенная | 192 |
| 193 |
| 193 |
Рыба тушеная | 194 |
| 194 |
Рыба жареная | 195 |
| 195 |
| 196 |
Рыбазапеченная | 196 |
| 196 |
| 197 |
Блюда изкотлетной массы | 197 |
| 198 |
| 199 |
| 199 |
| 200 |
| 201 |
| 202 |
| 203 |
X. Блюда измяса и мясных продуктов. | 203 |
Отварное мясо, субпродукты | 204 |
| 205 |
| 205 |
| 206 |
| 206 |
| 206 |
| 207 |
Жареное мясо, субпродукты | 207 |
| 208 |
| 209 |
209 | |
| 209 |
210 | |
| 210 |
211 | |
| 211 |
| 212 |
Тушеное мясо, субпродукты | 212 |
| 213 |
| 213 |
| 214 |
| 214 |
215 | |
| 215 |
| 216 |
| 216 |
| 217 |
217 | |
Блюда из рубленого мяса | 218 |
| 219 |
| 219 |
| 220 |
| 220 |
| 221 |
| 221 |
| 221 |
| 222 |
| 222 |
| 223 |
| 223 |
| 224 |
| 225 |
| 225 |
| 226 |
| 226 |
| 227 |
| 227 |
Мясо запеченное | 228 |
| 228 |
| 229 |
| 229 |
| 230 |
XI. Блюда из сельскохозяй ственнойптицы и кролика. | 231 |
| 232 |
| 232 |
| 233 |
| 233 |
| 234 |
| 235 |
| 235 |
| 236 |
| 236 |
| 237 |
| 237 |
| 238 |
| 238 |
| 238 |
XII. Гарниры. | 239 |
Гарниры из круп, бобовых и макаронных изделий | 240 |
| 240 |
| 240 |
| 240 |
| 241 |
| 241 |
| 241 |
| 242 |
| 242 |
Гарниры из картофеля и овощей | 242 |
| 242 |
| 243 |
| 243 |
| 243 |
| 244 |
| 244 |
| 244 |
| 245 |
| 245 |
| 245 |
| 246 |
| 246 |
| 247 |
| 247 |
| 247 |
| 248 |
XIII. Соусы. | 248 |
Соусы горячие | 248 |
Соусы молочные | 249 |
| 249 |
| 249 |
| 249 |
| 250 |
Соусы сметанные | 250 |
| 250 |
| 250 |
| 251 |
| 251 |
Соусы сладкие | 251 |
| 251 |
| 252 |
| 252 |
| 252 |
XIV. Сладкие блюда. | 253 |
Плоды и ягоды свежие | 253 |
| 253 |
| 253 |
| 254 |
| 254 |
Компоты | 254 |
| 255 |
| 255 |
| 256 |
| 256 |
| 257 |
| 257 |
| 257 |
| 258 |
Кисели | 258 |
| 259 |
| 259 |
| 260 |
| 260 |
| 260 |
| 261 |
| 261 |
| 261 |
| 262 |
| 262 |
| 262 |
| 263 |
Желе и другие сладкие блюда | 263 |
| 263 |
| 264 |
| 264 |
| 265 |
| 265 |
| 265 |
| 266 |
| 266 |
| 267 |
| 267 |
| 267 |
| 268 |
| 268 |
XV. Напитки. | 269 |
Чай | 269 |
| 269 |
| 270 |
| 270 |
| 270 |
Кофейные напитки | 270 |
| 271 |
| 271 |
| 271 |
Какао | 271 |
| 272 |
| 272 |
| 272 |
Молоко,кисломолочные продукты. | 272 |
| 273 |
| 273 |
Плодово-ягодные прохладительные напитки | 273 |
| 273 |
| 274 |
| 274 |
XVI. Мучные изделия. | 274 |
Мучные блюда | 276 |
| 276 |
| 276 |
| 277 |
| 277 |
| 278 |
| 278 |
278 | |
| 279 |
| 279 |
280 | |
| 280 |
281 | |
| 281 |
| 282 |
| 282 |
Мучные кулинарные изделия | 282 |
Дрожжевое тесто (безопарный способ) | 282 |
Дрожжевое тесто (опарный способ) | 283 |
| 283 |
| 284 |
| 284 |
| 285 |
| 286 |
287 | |
| 287 |
| 288 |
| 288 |
| 289 |
| 289 |
| 290 |
| 290 |
| 291 |
| 291 |
| 292 |
Сдобные булочные изделия | 292 |
| 293 |
| 294 |
| 294 |
| 295 |
| 296 |
| 296 |
| 297 |
| 298 |
| 298 |
| 299 |
Мучные изделия пониженной калорийности | 300 |
Технология приготовления помады | 301 |
| 303 |
| 304 |
| 304 |
| 305 |
| 305 |
| 306 |
| 307 |
| 309 |
| 310 |
| 311 |
| 312 |
| 313 |
| 314 |
| 315 |
| 316 |
Изделия из разных видов теста | 317 |
| 317 |
| 317 |
| 318 |
| 319 |
| 319 |
| 320 |
| 321 |
| 321 |
| 322 |
| 323 |
| 324 |
Булочка обогащенная. | 324 |
Кекс"Здоровье". | 325 |
XVII. Фарши. | 326 |
| 326 |
| 327 |
| 327 |
| 327 |
| 327 |
| 328 |
| 329 |
| 329 |
| 329 |
| 329 |
| 330 |
| 330 |
| 330 |
| 331 |
| 331 |
| 331 |
| 331 |
| 332 |
XVIII. Блюда из сои и соевых продуктов. | 332 |
Характеристика соевых продуктов | 332 |
| 341 |
| 341 |
| 342 |
| 342 |
| 343 |
| 343 |
| 343 |
| 344 |
| 344 |
| 345 |
| 345 |
| 346 |
| 346 |
| 347 |
| 347 |
| 348 |
| 348 |
| 349 |
| 349 |
| 350 |
| 350 |
| 351 |
| 351 |
| 352 |
| 352 |
| 353 |
| 353 |
| 354 |
| 354 |
| 355 |
Блюда из текстурированных соевых продуктов | 355 |
| 356 |
| 357 |
| 358 |
| 358 |
| 359 |
| 359 |
| 360 |
| 360 |
| 361 |
| 361 |
| 362 |
| 363 |
| 363 |
| 364 |
| 364 |
| 365 |
Напитки | 366 |
Приложение А.Ассортимент основных продуктов питания, рекомендуемых для использования в питании детей и подростков в организованных коллективах | 367 |
Приложение Б.Перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений | 370 |
Приложение В.Замена продуктов | 372 |
Приложение Г. Взаимозаменяемость продуктов при приготовлении блюд | 375 |
Приложение Д.Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах | 379 |
Приложение Е.Условия хранения, сроки годности особо скоропортящихся и скоропортящихся продуктов | 383 |
Приложение Ж. Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции | 388 |
Приложение И.Порядок разработки фирменных и новых блюд и изделий на предприятиях общественного питания | 394 |
Приложение К.Требования к проведению органолептической оценки готовой пищи | 403 |
Приложение Л. Инструкция по проведению С-витаминизации продукции | 407 |
Приложение М.Инструкция по витаминизации продукции поливитаминным премиксом 730/4 | 408 |
Приложение Н.Инструкция по использованию концентратов поливитаминных напитков | 410 |
Приложение О. Химический состав, пищевая и энергетическая ценность блюд | 412 |
Приложение П.Технологическая карта | 491 |
Приложение Р.Формы учетной документации пищеблока | 492 |
Приложение С.Рекомендации по отбору суточной пробы | 494 |
Приложение Т.Рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований ворганизациях питания образовательных учреждений | 495 |
Приложение У.Способы внедрения новой технологии КЭЧ | 496 |
Приложение Ф.Растения | 499 |
Приложение Ц.Перспективное меню питания школьников | 502 |
Литература. | 527 |
МОГИЛЬНЫЙ Михаил Петрович
Могильный Михаил Петрович - кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой "Технология продуктов общественного питания" Пятигорского государственного технологического университета.
Стаж работы по специальности
Более 41 года
Преподаваемые дисциплины
- Технология продуктов общественного питания
- Технология производства функциональных продуктов питания
- Проектирование предприятий общественного питания
- Дипломное проектирование
- Технология и организация питания в образовательных организациях
Основная научная деятельность связана с разработкой технологий пищевых продуктов для различных видов питания и совершенствованием форм и методов обслуживания потребителей. Опубликовано более 400 научных работ, в том числе 5 монографий, 26 учебных пособий. Имеет 7 авторских свидетельств и патентов.
ТУТЕЛЬЯН Виктор Александрович
Научно-исследовательский институт питания РАМН
Директор,заслуженный деятель науки РФ,
академик РАМН, профессор, докт. мед. Наук
Тутельян Виктор Александрович в 1965 году окончил Первый Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия).
В институте питания РАМН начал работать с 1961 года, ещё будучи студентом второго курса, сначала препаратором, а по окончании института - младшим научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником и заведующим лабораторией энзимологии.
С 1980 г. по 2000 г. работал в должности заместителя директора института питания по научной работе.
С 2000 г. - директор НИИ питания РАМН.
В 1968 г. В. А. Тутельян защитил кандидатскую диссертацию, а в 1977 г. - докторскую.
С 1993 г. Виктор Александрович Тутельян - член-корреспондент РАМН; с 1997 г. - действительный член, академик РАМН.
Известный в нашей стране и за рубежом ученый в области науки о питании, академик РАМН, заслуженный деятель науки, лауреат премии правительства РФ Виктор Александрович Тутельян родился в 1942 году в Москве.
Виктор Александрович - один из разработчиков методической базы безопасности пищи, автор концепции оптимального питания.
Жена Виктора Александровича, Лидия Васильевна, тоже врач. Сын Алексей - доктор медицинских наук, работает в Институте эпидемиологии. Тутельян дважды дед: внук Сергей, внучка Анечка.
Виктор Александрович – крупный ученый в области биохимии, гигиены и токсикологии питания, широко известен в нашей стране и за рубежом своими приоритетными исследованиями в области микотоксикологии и биохимии ксенобиотиков. В последние годы он развивает принципиально новое направление науки о питании – фарманутрициологию. Виктор Александрович Тутельян разработал научные основы экспериментальной и клинической оценки биологически активных добавок к пище, обосновал принципы их применения как в целях коррекции пищевого статуса и индивидуального питания, так и в качестве экзогенных регуляторов метаболизма и физиологических функций организма. Автор 14 изобретений и 615 научных работ, в том числе 32 монографий, 29 учебников и учебно-методических изданий.
Под руководством и при непосредственном участии Тутельяна В.А. впервые в нашей стране разработан и введен в действие Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», разработано более 50 документов нормативно-методического характера, касающихся различных направлений обеспечения контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, создана и внедрена в практику система, обеспечивающая безопасность пищевых продуктов.
Виктор Александрович – главный редактор журналов «Вопросы питания» и «Вопросы детской диетологии», член редакционных коллегий журналов «Токсикологический вестник», «Вопросы медицинской химии», "Nutrition Research", «Pediatria Integral», «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», «Пищевая промышленность».
РЕЦЕПТУРА № 226
РЕЦЕПТУРА № 288
РЕЦЕПТУРА № 516
Пример меню для школьника
Пример Таблицы химического состава
Текущая страница: 3 (всего у книги 23 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]
Глава 3. Работа со Сборником рецептур
3.1. Основание для производства продукции общественного питания. Технологическая карта как первичный документ учета
Основными документами, используемыми для учета на предприятиях общественного питания, являются технологическая карта блюда, включающая технологию приготовления продукции и нормы закладки продуктов, и калькуляционная карточка (форма N ОП-1), которая составляется на основании технологической карты.
Калькуляционная карточка используется для определения цены продажи отдельно на каждое блюда.
Технологические карты составляются на основании Сборников рецептур.
В том случае, если рецептуры нет в сборнике, то есть предприятие хочет продавать фирменное блюдо, приготовленное по собственной, свойственной только этому предприятию технологии, составляется Технико-технологическая карта. Эти карты составляются на каждое блюдо, кулинарное или кондитерское изделие. Унифицированной формы технологической карты нет, поэтому предприятию в любом случае необходимо разработать свою форму.
таблица 3.1. Примерная форма технологической карты
Технологическая карта заверяется подписями:
Зав. производством (или его заместитель, шеф-повар, или старший повар)
Технолога (при наличии)
Технологическая карта на продукцию общественного питания – документ, состоящий из нескольких разделов. Первый раздел, так называемая «Шапка» содержит основные реквизиты предприятия и его подразделения, название блюда. Второй раздел – расчетный, содержащий рецептуру. И раздел технологический, в котором дано описание технологического процесса изготовления продукции, оформления и подачи блюда (изделия).
В расчетной части или в рецептуре указывают нормы расхода продуктов брутто и нетто на одну или более порций, или на один или более кг, выход полуфабрикатов и выход готового блюда или изделия продукции общественного питания (кулинарных полуфабрикатов, блюд, кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий). В технологических картах также приводится краткое описание технологического процесса приготовления блюда и его оформление, обращается внимание на последовательность закладки продуктов в зависимости от сроков их тепловой обработки, характеризуются требования к качеству блюда.
Основным нормативным документом для производства и учета каждого блюда является его рецептура.
Рецептура – это:
– количественное соотношение составных компонентов, определяющее органолептические свойства и выход готового продукта;
– сведения о нормах расхода сырья на производство блюда в определенном объеме (1 порция, 1 килограмм, 1 литр ).
Но в данном пособии большей частью будет рассматриваться лишь та часть технологической карты, которая свидетельствует об изменениях массы сырья, то есть расчетная. Ведь именно от массы сырья, которая была затрачена на изготовление блюда и зависит подсчет себестоимости блюда. Технологические карты можно оформить вручную, машинописным способом или в автоматизированном режиме, то есть с помощью компьютера.
При внесении изменений в рецептуру или технологию производства продукции технологическую карту переоформляют.
Технологические карты на гарниры ко вторым блюдам составляются отдельно.
3.2. Построение и порядок пользования Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий наряду с действующими в отрасли стандартами и техническими условиями являются основными нормативно-технологическими документами для предприятий общественного питания
Работники производства предприятий общественного питания должны уметь пользоваться Сборником рецептур – основным документом, которым руководствуются, выпуская готовую продукцию.
В настоящее время действуют следующие сборники рецептур и нормативов, которыми должны руководствоваться предприятия общепита независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности:
Сборники технологических нормативов 1994 – 1997 годов издания;
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий кухонь народов России 1992 года издания;
Сборник рецептур блюд диетического питания 1988 года издания;
Сборник рецептур мучных кондитерских и хлебобулочных изделий 1986 года издания;
Сборник «Торты, пирожные, кексы, рулеты» 1978 года издания;
Сборник технологических нормативов по производству мучных кондитерских и булочных изделий – сборник рецептур 1999 года издания;
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий издательство Арий 2011 ред. Здобнов А. И.
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий издательство Дело и сервис 2002
Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий издательство Профи-информ 2002
В сборниках приводится технология приготовления блюд, а также нормы расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовой продукции. В рецептурах указаны наименования продуктов входящих в блюдо нормы вложения сырья массой брутто и нетто, выход отдельных продуктов и блюда в целом. Рецептуры даны в трех вариантах. Разные варианты рецептур предусмотрены для предприятий разных наценочных категорий. В советские времена уровень наценки устанавливался исходя из наценочной категории, которая присваивалась предприятию. Самая высокая наценка была в ресторанах класса люкс самая низкая в заводских столовых, школах и других учебных заведениях. В настоящее время предприятиям никто не устанавливает наценочную категорию. Но тем не менее понятно, что цены в ресторане, где гостей обслуживают официанты и им предоставляется культурно-развлекательная программа будут выше, чем в корпоративной столовой, работающей по методу самообслуживания.
Первый вариант рецептур, обозначенный римской цифрой I для предприятий высших наценочных категорий (ресторанов, кафе), второй под цифрой II для предприятий второй наценочной категории (кафе, столовых, закусочных), третий вариант под цифрой III – для предприятий всех типов при производственных предприятиях и учебных заведениях. По первому варианту предусмотрен более широкий ассортимент сырья, повышенные нормы закладки мяса, рыбы, птицы, масла, яиц и др. Выход готовых блюд по первому варианту, как правило, выше. Если блюдо готовить по первому варианту, цена его будет выше, чем блюдо, приготовленное по второму или третьему.
В настоящее время предприятиям общественного питания предоставлено право выбора варианта рецептур. Предприятия общественного питания выбирают на свое усмотрение любой предложенный вариант, учитывая при этом, что в первой колонке по сравнению со второй и третьей предусмотрены более широкий ассортимент сырья, повышенные нормы вложения компонентов, более сложное оформление блюд. Кроме того, предприятия общепита вправе внести изменения в набор компонентов, входящих в рецептуры блюд (за исключением блюд национальных кухонь), способствующие улучшению их вкусовых качеств. Но, при наборе сырья на блюдо не допускается пользоваться одновременно двумя вариантами (колонками), а также заменять компоненты одного варианта рецептуры аналогичными продуктами другого варианта.
Нормы закладки продуктов даны в граммах, исключение составляют яйца, по брутто они указаны в штуках, а по нетто в граммах.
В графе Брутто указана масса необработанных продуктов, то есть таких, какими они поступили на склад предприятия, (овощи неочищенные, рыба неразделанная). В графе Нетто – масса обработанных продуктов (очищенные овощи, разделанная рыба). В строке масса полуфабриката – масса основного сырья, израсходованного для его приготовления. Например, для котлет эта масса включает в себя фарш, приправы и панировочные сухари. Эта масса необходима повару для контроля массы при формовании полуфабриката. У некоторых продуктов, которые входят в блюда, после прохождения тепловой обработки указана масса выхода после тепловой обработки, (например отварной картофель для винегрета, пассированный лук для супа и т. п.). Эта масса то же необходима повару для контроля массы, при закладки в блюдо. У некоторых продуктов масса брутто и нетто совпадает, это те продукты которые не проходят холодную обработку (масло растительное, сахар, крахмал, сухари панировочные и тому подобное сырье, которое не нужно чистить). В конце рецептур указан выход блюда в целом. На вторые блюда, на некоторые салаты и холодные закуски закладка дана на выход одной порции. На супы, соусы, напитки, фарши, салаты, винегреты нормы закладки даны на выход 1 килограмма. И предприятие может его порционировать на свое усмотрение, с учетом спроса покупателей. В рецептурах супов, соусов и сладких блюд дана норма жидкости, с учетом, что она выкипит при тепловой обработке.
Возникает вопрос, зачем же нужно составлять технологическую карту, если все вроде бы есть в Сборнике рецептур? Дело в том, что в сборнике расчет рецептур дан для какой-то определенной кондиции сырья. На предприятие же может поступить то же самое сырье, но другой кондиции. Например, огурцы поступили тепличные, а сборник дает расчет брутто на грунтовые.
Поэтому на предприятиях для удобства работы составляют технологические карты, в которых количество сырья приводится в расчете на необходимое количество порций с учетом характера работы предприятия и поступающего сырья.
3.3. Кондиция сырья и сезон для которого рассчитано брутто в рецептурах сборника
Как было указано выше в рецептурах Сборника указывают массу брутто продуктов какой-либо определенной кондиции (табл 3.2)
таблица 3.2
В том случае, когда для приготовления блюд используется сырье других кондиций, необходимо помнить что нормы вложения массой брутто увеличиваются или уменьшаются. Поэтому при поступлении на предприятие сырья в другой сезон или другой кондиции массу брутто необходимо пересчитать, пользуясь таблицами Приложения помещенного в конце сборника рецептур. Расход продуктов определяется по таблицам расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий или на основании расчетов по нормам отходов, которые указанны в Приложении к Сборнику.
Приложение – это нормированные материалы, позволяющие определить расход сырья выход полуфабрикатов и готовых блюд, размера потерь при холодной и тепловой обработках. Там так же даны таблицы продолжительности тепловой обработки некоторых продуктов. С помощью таблиц приведенных в Приложении можно так же расширить ассортимент сырья в рецептурах, приведенных в сборнике. Работу с Приложением рассмотрим ниже на конкретных примерах.
Большое количество людей умеют вкусно готовить пищу, а также великолепно оформлять блюдо к подачи. Но отличие повара профессионал от просто человека умеющего вкусно готовить состоит в том, что он умеет правильно формовать и главное соблюсти выход продукции. Ведь любое предприятие создается главным образом для извлечения прибыли.
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания в указанных рецептурах регламентирует нормы вложения продуктов по массе сырья нетто . Как уже стало понятно из вышеизложенного нормы массы по брутто должны быть пересчитаны, исходя из сезона, или категории входящего сырья. Ведь именно по массе нетто, то есть от соотношения ингредиентов в блюде в конечном итоге создается его вкус и выход конечного продукта. Иными словами масса нетто должна быть неизменной, а вот массу брутто необходимо пересчитать, ведь именно она и формирует себестоимость блюда. Поэтому масса сырья по брутто должна быть пересчитана заведующим производством и проверена или при необходимости скорректирована бухгалтером калькулятором.
Если массу брутто не удается определить по таблицам, можно использовать следующее соотношение:
масса нетто 100%
Масса брутто= – – – – – – – – -
100%-норма отходов
при этом норму отходов определяют по таблицам Сборника рецептур.
Нормы выхода полуфабрикатов и готовых блюд даны с учетом технологических потерь при их охлаждении и порционировании.
3.4. Перерасчет нормы затрат сырья для других кондиций. Правила пользования приложением к Сборнику
При использовании сырья стандартного, но отличающегося по кондиции или используемого не в тот сезон от предусмотренного в рецептурах, норму вложения сырья необходимо пересчитать, руководствуясь таблицами, приведенными в приложениях к сборнику рецептур. Норма вложения сырья массой брутто определяется с помощью перерасчета исходя из указанной в рецептурах массы нетто, величина которой остается постоянной, и процентов отходов, установленных по Сборнику рецептур для сырья соответствующих кондиций. Нормы выхода блюд, при использовании сырья других кондиций, не должны нарушаться.
Каким образом это делается, рассмотрим на конкретных рецептурах из Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания 2011 года издания Издательство «Арий».
Пример 1
Рассмотрим Салат из огурцов раскладка №55. Итак, как уже было сказано выше, цифры по массе брутто в рецептурах сборника приведены для помидор и огурцов грунтовых. Решим задачу:
Пересчитаем брутто для салата из свежих огурцов при условии, что на производство поступили огурцы не грунтовые, а парниковые и в салат они будут использоваться неочищенные, то есть с кожурой. Для пересчета воспользуемся таблицей 32 Приложения Сборника рецептур 2011 года издания Издательства «Арий».
Первоначальная рецептура салата из огурцов №55 приведена в таб.3.3
таблица 3.3
В рецептуре Сборника брутто дано для очищенных от кожицы огурцов.
Пользуясь таблицей №32 Приложения Сборника рецептур находим, что для огурцов теплично-парниковых неочищенных для закладки нетто в 100граммов норма по брутто составляет 102гр. В рецептуре №55 масса нетто составляет 760грамм. (Помните, масса нетто не должна меняться). Значит, брутто составит 102х760/100=775грамм
Подсчет 2-м способом: составляем пропорцию, исходя из того что норма потерь на указанные огурцы составляет 2%
Было… Стало
Х … … …760
Х= 100 760/98=775гр
Итак, технологическая карта, вернее ее расчетная часть, где приведена масса будет выглядеть так (см. таб.3.4)
таблица 3.4
Значит, при продаже 10 кг килограмм указанного салата с материально ответственного лица необходимо списать не 9,5 килограмм огурцов, а лишь 7,75 килограмма. Разница в 1,75 килограмма.
Пример 2
Рецептура картофельного пюре по Сборнику №694 I колонка приведена в таб.3.5
таблица 3.5
Как уже стало известно, в начале главы, в рецептурах Сборника приведена масса брутто картофеля на период с 1 сентября по 31 октября.
Согласно таблице 32 Приложения Сборника рецептур брутто для заданного периода при нетто массой в 100 грамм составляет 167 грамм., нам необходимо пересчитать на закладку нетто 830 грамм.
Составив пропорцию высчитываем новое брутто: 167х830/100=1386,1
Расчетная часть технологической карты на заданный период будет приведена в таблице 3.6
таблица 3.6
А в этом случае с материально ответственного лица нужно списать на 2,791 килограмма больше, чем в сентябре, при условии продажи 10 кг пюре. А 10 кг пюре продается за 1 день.
Супы Нормы жира указаны в рецептурах на вегетарианские супы. При изготовлении супов на костном бульоне или с говядиной, бараниной, свининой, гусем, уткой и другими мясопродуктами норма вложения жира, указанная в рецептуре, не должна превышать 10 г на 1000 г супа. Жир используется для пассирования овощей.
Нормы закладки основных овощей (картофеля, капусты, свеклы и т. п.), указанные в рецептурах, могут быть изменены (увеличены или уменьшены), но не более чем на 10 – 15%, при условии сохранения общей массы закладываемых овощей.
При отсутствии овощей, которые входят в рецептуру в небольшом количестве, например, репа, брюква, сельдерей, пастернак и т. п., они могут быть заменены другими соответствующими овощами, входящими в рецептуру.
В помещенных в Сборник рецептурах не указывается норма закладки перца сладкого. Для улучшения вкуса супов рекомендуется добавлять его в борщи, щи и овощные супы массой 20 – 40 г нетто на 1000 г супа, при этом соответственно уменьшается закладка других овощей.
Пример 3 . В Ресторане «Парадиз» в мае 2014 г. включен в меню «Борщ с капустой и картофелем» (рецептура N 170). Норма закладки здесь не делится на колонки и одинакова для всех типов предприятий.
Раскладка «Борщ с капустой и картофелем» N 170 из сборника таб.3.7:
таблица 3.7
Посмотрим, для какого периода в рецептуре даны закладки овощей (об этом написано в начале главы) В рецептуре Сборника это свекла столовая свежая сырая очищенная до 1 января. Поскольку карточка составляется на май, закладку свеклы необходимо пересчитать на период с 1 января. Для этого воспользуемся таблицей 32 Сборника рецептур 2011 года издательство «Ирий». Итак, для приготовления 1 кг борща нам понадобится 213 г свеклы =133 x 160 / 100. Закладку по капусте и луку репчатому пересчитывать не надо. А вот что касается картофеля, то его для приготовления блюда понадобится не 107 г, а в пересчете на период с 1 марта 167 x 80 / 100=134 грамма. Перерасчет моркови производится аналогично свекле (на период с 1 января). Масса брутто моркови будет равна 133 x 40 / 100=53 грамма.
Итак, расчетная часть технологической карты на заданный период будет выглядеть следующим образом: (см. таб.3.8)
таблица 3.8
Продолжим производить перерасчет закладки
Пример 4 Составить технологическую карту на борщ с добавление сладкого перца в количестве 40 грамм, при условии что, приготовление будет происходить в ноябре.
Первоначальная рецептура по сборнику №170
борщ с капустой и картофелем таб.3.9
таблица 3.9
При вложении перца сладкого 40 граммов принято решение уменьшить закладку свеклы на 20 грамм, картофеля на 10 грамм и капусты на 10 грамм. Так как масса по нетто изменилась, то массу брутто необходимо пересчитать для свеклы капусты и картофеля. А так же и высчитать брутто на вводимый перец.
Производим расчет свекла 125х140/100=175; капуста 125х70/100=87,5; картофель 143х70/100=100,1 Перец по той же таблице: закладка по брутто для нетто в 100 грамм составляет 133 грамма, значит для нетто в 40 грамм будет равно 133х40/100= 53 грамма
Теперь расчетная часть технологической карты такая см. таб.3.10:
таблица 3.10
3.5. Перерасчет при Замене продуктов
При отсутствии на предприятии отдельных не основных продуктов, предусмотренных в рецептуре, допускается их замена. Перерасчет закладки, данной в рецептуре сборника, может производиться также при необходимости замены продукта, предусмотренного рецептурой, на другой подходящий. Например, шпик может быть заменен маргарином столовым, последний – маслом растительным рафинированным, раки речные – креветками, лук репчатый – луком зеленым и т. д. В таком случае перерасчет производится в соответствии с нормами взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд (в Сборнике рецептур 2011 года издания Арий это таблица 36). Нормы взаимозаменяемости рассчитаны с учетом физико-химических показателей качества продуктов. Так, для молочных продуктов – по содержанию сухого обезжиренного молочного остатка, жира, влаги; для различных жиров – по содержанию жира; при замене свежих овощей на сушеные и консервированные – по содержанию сухих веществ, с учетом отходов и потерь, при холодной и тепловой обработке, отходов на маринад. Нормы взаимозаменяемости даны исходя из веса брутто заменяемого и заменяющего продуктов. Производить замену сырья, не предусмотренную таблицей взаимозаменяемости продуктов, не рекомендуется.
Пример 5 . Дополним условия примера 3. Напомним, что карточка составляется на май месяц. Ресторан «Парадиз» при приготовлении борща с капустой и картофелем будет использовать томатное пюре с содержанием сухих веществ 15%, маргарин столовый, уксус 12%-ный.
Для проведения перерасчета воспользуемся таблицей 36 Сборника рецептур 2011 года издания Арий, где предусмотрено, что томатное пюре с содержанием сухих веществ 12% в супах, соусах и при тушении мяса, рыбы, овощей и т. д. можно заменить на томатное пюре с содержанием сухих веществ 15% в пропорции 1 кг первого на 0,8 кг второго. В супах, мясных, рыбных, овощных и других блюдах 1 кг кулинарного жира разрешается заменить на 1,22 кг маргарина столового. При заправке первых блюд, холодных блюд, изготовлении растворов уксуса, для маринадов таблицей предусмотрена замена 3%-ного уксуса на 12%-ный (1 кг первого соответствует 0,25 кг второго).
Итак, для приготовления 1 кг борща понадобятся томатное пюре с содержанием сухих веществ 15процентов: 0,030 кг x 0,8 кг / 1 кг=0,024кг или можно сразу умножить на коэффициент замены: 30грх08,=24 грамма; маргарин столовый – 24 г (20 г x 1,22 кг / 1 кг), уксус 12%-ный – 4 г (16 г x 0,25 кг / 1 кг).
Объединим полученные данные и занесем в таблицу 3.11.
таблица 3.11
Расчетная часть новой технологической карточкиприведена в таблице 3.12:
таблица 3.12
Замена одних продуктов другими должна производиться в соответствии с таблицей 36 Приложения Сборника «Нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд».
Внимание!
При взаимозаменах сырья необходимо не забывать что, нормы выхода блюд не должны нарушаться. Например, при замене сахара на мед при большем количестве меда, чем сахара необходимо уменьшить жидкость.
Пример 6 В ресторане «Парадиз» решено при приготовлении мусса яблочного заменить сахар медом.
Рецептура №902 Мусс яблочный приведена в таб 3.13
таблица 3.13
По таблице №36 Приложения Сборника находим как заменить сахар медом. Один килограмм сахара заменяется на 1,25 меда натурального. Так как содержание влаги в меде больше, чем в сахаре, необходимо уменьшить количество воды.
По рецептуре сахара необходимо 150 грамм. Значит меда нужно 150х1,25=187,5грамм. Соответственно уменьшаем количество воды
Так как мёда идет на 37,5 грамм больше, соответственно уменьшаем на эту массу количество воды. Пересчитанная рецептура дана в таб.3.14