Главная · Претензии · Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства. Какая максимальная площадь участка под ЛПХ. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Плюсы и минусы ведения личного подсобного хозяйства. Какая максимальная площадь участка под ЛПХ. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Организационно-управленческое управление в с/х.

Организационно-управленческий правоотношения :

a. внутренние (с/х общества и с/х предприятия: локальные НПА, диспозитивные нормы, уставные соглашения);

b. внешние (государственное регулирование, взаимодействие государства и с/х обществ, кредитные отношения, страхование, налоги и т.д.)

Опираясь на отечественное и зарубежное аграрное законодательство, можно заключить, что современное аграрное право охватывает 3 взаимосвязанные между собой сферы правового регулирования:

a. традиционная область в сфере с/х отношений;

b. при обработке земли; в сфере производства продукции, растениеводства, животноводства; в сфере промышленной переработки с/х продукции, её реализации;

c. сфера агрообслуживания.

Личное подсобное хозяйство: правовой статус, экономико-правовая сущность.

Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Сейчас на практике сложилось 3 группы ЛПХ:

1. Мелкие хозяйства потребительского типа, которые ориентированы на удовлетворение потребностей данной семьи. (12%)

2. Потребительско-товарные (средние) хозяйства, для себя + реализация излишек (55%)

3. Преимущественно товарные (крупные) основная часть идёт на реализацию, использование семейного + наёмного труда. (33%).

До принятия действующего ГК было 2 модели правового режима ЛПХ:

1. основанные на общей совместной собственности членов колхозного двора;

2. основанные на общей совместной собственности супругов.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.


Учёт ЛПХ осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления.

Местные органы власти должны разрабатывать специальные программы развития ЛПХ.

Выводы:

1. ЛПХ – форма производства гражданами сельхозпродукции, в основном для личного потребления, следовательно, это форма хозяйствования, не производственная.

2. Характеристика ЛПХ как формы вторичной занятости предполагает лишь наличие у них основного места работы, но это не значит что наличие работы является обязательным условие для предоставления земельных участков для ЛПХ. Вторияная занятость должна выходит на первый план не при предоставлении з/у а при его нормировании.

3. Законодатель должен учитывать реально существующее положение в сфере использования ЛПХ при корректировке действующего ФЗ об ЛПХ.

4. Законодатель должен позволять субъектам учитывать местные условия при предоставлении земельных участков + при оказании гос. поддержки социальной инфраструктуре сельского хозяйства независимо от федеральной поддержки и поддержки субъектов РФ.

Закон об ЛПХ, предельно ясно разграничивает назначение выращенной, либо произведенной продукции, которая главным образом должна покрывать потребности самих владельцев. Реализация излишков не подлежит налогообложению, и ЛПХ не приравнивается к предпринимательской деятельности. Подоходный налог, также не взимается с лиц, владеющих ЛПХ, если вся работа по выращиванию продукции происходит без привлечения наемных работников и лично осуществляется владельцем земельного участка. К работам могут быть привлечены лишь члены семьи, при этом есть ограничения, которые касаются размеров участка. За гражданином законодательно закреплено право использовать под нужды ЛПХ не более половины гектара земли.

К тому же, предусмотрена всесторонняя поддержка со стороны государства. Это и выделение земли, и обеспечение инфраструктуры для беспрепятственного ведения работ. Электричество, вода и транспортная доступность необходимы для ведения любой сельскохозяйственной деятельности. Поэтому, независимо от того, где именно выделяется земельный участок, власти должны оказать максимальную помощь в устранении всех сопутствующих проблем.

Использование выделенного участка не должно идти вразрез с уголовным кодексом. Например, нарушение закона о запрете на выращивание наркотических растений, предусматривает уголовную ответственность и недобросовестные пользователи понесут суровое наказание за такое правонарушение.

Что такое ИЖС?

Так как у каждого региона страны есть свои особенности, во многом от региональных стандартов и правил зависит размер земельного участка. В некоторых случаях, возможно пятикратное увеличение площади под ЛПХ. Но помимо назначения выделяемого участка и категории принадлежности земли, существует разграничение на ЛПХ и ИЖС. Чем отличаются эти два понятия друг от друга и насколько принципиальны эти отличия?

Аббревиатура ИЖС расшифровывается как индивидуальное жилищное строительство, разрешенное на выделенном участке земли для ведения личного подсобного хозяйства. При этом возведение дома, в котором согласно законодательству могут получить постоянную регистрацию все члены семьи, имеет определенные условия:

  • Проектированием жилого дома имеют право заниматься только компании, имеющие гослицензию;
  • Проект должен пройти согласование с контролирующими органами;
  • На одном участке земли не может возводиться более чем одно жилое строение;
  • Строительство не должно завершиться в течение трех лет с момента начала работ.

Какие земли выдаются под ЛПХ?

Как можно использовать участок, выделенный под ЛПХ? Землями распоряжается администрация поселения, и во многом от нее зависит, к какой категории будет принадлежать надел и разрешено ли возводить строения на данной территории. Ведь для одних целей дается участок на землях сельхоз назначения, а для других выделяется приусадебный участок.

Так, в случае с полевым участком, проводить на нем какие-либо строительные работы запрещено. Приусадебный участок, напротив, может использоваться, как для производства продукции, так и возведения всевозможных строений, в том числе жилых, и относится к землям населенного пункта.

Но, особое внимание стоит уделить тому, какими правами наделяется владелец участка. Может ли он построить жилое строение и прописаться в нем. Ведь при нарушении правил использования, в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы, избежать которые можно было на начальном этапе, внимательно изучив документы.

Каковы достоинства и недостатки ЛПХ?

К положительным моментам ЛПХ можно отнести отсутствие необходимости в регистрации. Тут не предусмотрено никаких налоговых нагрузок и отчетности. Вся информация о ЛПХ содержится в администрации населенного пункта, при этом, все сведения предоставляет владелец подсобного хозяйства. К тому же, освобождение от НДФЛ и принятие личного решения об отчислениях в ПФ.

К недостаткам ЛПХ можно отнести ограниченную территорию, которую не удастся расширить без благосклонности администрации поселения. Несмотря на проявления внимания к вопросам ведения личного хозяйства, государство не предусматривает возможности субсидирования либо льготного кредитования для данной категории лиц. Также существуют некоторые виды ограничений, которые касаются вида деятельности на вверенном участке.

В любом случае и ЛПХ, и ИСЖ дают возможность вести личное подсобное хозяйство. Плюсы и минусы присутствуют везде, но прежде чем обратиться к администрации населенного пункта за помощью, следует серьезно задуматься, а нужно ли вам это? Собственное хозяйство требует, чтобы ему уделяли огромное количество времени, внимания и заботы, независимо от того, чем именно вы будете заниматься. Ведь для того, чтобы вырастить скот или простые помидоры, необходимо приложить массу усилий, постоянно контролировать процесс и самостоятельно осуществлять уход.

Государственная поддержка, конечно, есть, но вот на местах она оказывается с большой неохотой. Добиться благосклонности от сотрудников администрации на деле не так уж просто. Но зная установленные правила, каждый гражданин может воспользоваться законодательно закрепленным правом и получить в пользование землю. Главное - детально ознакомиться с федеральными законами о ведении ЛПХ, которые говорят о всеобщей доступности таких участков. Региональные законы могут лишь немного корректировать некоторые направления деятельности и ставить свои условия, но отнять право на ЛПХ никакая инстанция не имеет полномочий.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О личном подсобном хозяйстве


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 158, 25.07.2008) (о порядке вступления в силу см. );
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
(Российская газета, N 267, 31.12.2008);
(Российская газета, N 132, 22.06.2011) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.05.2016, N 0001201605020007) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2018, N 0001201808040003).
____________________________________________________________________

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации , настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ .

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ .

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ .

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:

фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;

площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;

количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;

сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ .

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Личное подсобное хозяйство – это термин, определяющий законную форму деятельности и частную собственность одновременно. Вступая во взаимоотношения с государственными органами в любой сфере производства необходимо четко знать свои права и обязанности. Стоит изучить все нюансы законодательной базы, плюсы и минусы обладания участком для ведения ЛПХ.

Что такое ЛПХ

Деятельность граждан совместно с членами их семей по производству и переработке сельскохозяйственной продукции на отведенном участке земли получила название личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Это понятие закреплено Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07. 2003. Земли ЛПХ можно купить или взять в аренду, оформив соответствующие документы. Максимальный размер такого земельного надела по закону должен быть не более 0,5 гектара.

Участок ЛПХ – это земельный надел в пределах населенного пункта или за его границами, допустимый размер которого определяет орган местного самоуправления в зависимости от:

  • площади неиспользуемых земель, пригодных для ведения подсобного хозяйства, в пределах данного района;
  • уровня их востребованности.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, находящиеся в государственной и муниципальной собственности выделяются гражданам в соответствии со статьями 9-11 «Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ. По вопросам их приобретения и оформления соответствующих документов необходимо обращаться в администрацию регионального отдела органа местного самоуправления.

Назначение ЛПХ

Государство выделяет земли ЛПХ гражданам для ведения непроизводственной деятельности, что означает:

  • Не используется наемный труд. Все работы выполняются только членами семьи.
  • Не ставится главной задачей получение дохода. Цель – получить сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки для личной потребности.

Земли сельскохозяйственного назначения – это территории с плодородными почвами, не предназначенные под застройку. Если земельный надел выделяют семье из этой категории, то строительство жилого дома и других капитальных построек на нем запрещаются. Такой земельный надел предназначен, исключительно, для сельскохозяйственного производства. На полевых делянках разрешается возводить временные сооружения без фундамента.

Члены личного подсобного хозяйства могут выбрать для себя любой вид сельскохозяйственной деятельности:

  • животноводство:
  1. скотоводство;
  2. птицеводство;
  3. пчеловодство;
  4. кролиководство и пр.
  • растениеводство:
  1. садоводство;
  2. выращивание декоративных цветов;
  3. бахчеводство;
  4. виноградарство и др.

Гражданин может являться собственником нескольких делянок под ЛПХ. Их суммарная площадь не должна превышать установленную законодательством. Местные органы власти имеют право увеличить площадь наделов под личные подсобные хозяйства до 2,5 га. Переработка сельхозпродукции – еще одна сфера деятельности владельцев ЛПХ.

Излишки продукции, полученные в результате ведения подсобного хозяйства можно продавать. Для этого не требуется иметь патент и кассовый аппарат. Вырученные деньги налогообложению не подлежат. Законом не предусмотрена регистрация деятельности личного подсобного хозяйства как физического или юридического лица, потому что не считается предпринимательством.

Преимущества и недостатки

Перед тем как приобрести ЛПХ, стоит проанализировать все плюсы и минусы, соотнести их с желаниями и возможностями семьи. Ведение личного приусадебного хозяйства имеет:

Преимущества

Недостатки

  • доступность и простота организации;
  • не требует регистрации;
  • право на деятельность существует пока земельный участок является собственностью человека;
  • можно реализовать свои проекты в сфере сельского хозяйства;
  • земельный участок можно арендовать;
  • работа осуществляется на свежем воздухе;
  • органы местного самоуправления должны обеспечить необходимой коммуникацией и объектами инфраструктуры (электричество, водоснабжение, газификация, подъездные пути и пр.);
  • можно получить прописку по адресу дома, построенного на участке;
  • семья обеспечивает себя экологически чистыми продуктами;
  • можно продавать излишки производства;
  • не требуется налоговой отчетности;
  • предоставляются льготы (льготный транспортный налог на технику, освобождение от НДФЛ).
  • ответственность и выполняемая работа ложится полностью на владельца и его семью;
  • хозяйство требует много времени, внимания, труда;
  • ограниченная площадь выделенного надела;
  • высокая ставка земельного налога в пределах населенного пункта;
  • поддержка со стороны власти осуществляется неохотно и не в полном объеме;
  • запрещены виды деятельности, которые подлежат сертификации;
  • запрещено капитальное строительство на наделах ЛПХ, отведенных вне населенных пунктов;
  • следует предоставлять ежегодную информацию в орган местного самоуправления для ведения «похозяйственной книги».

Нужно понимать, что ведя личное подсобное хозяйство, собственнику или арендатору придется соблюдать санитарные, противопожарные нормы, градостроительные регламенты и другие требования муниципалитета по содержанию и эксплуатации земельного участка. Если на участке, расположенном­ за пределами населенного пункта, будет построено здание с фундаментом, по решению специальной комиссии оно будет снесено. На хозяина, совершившего правонарушение, будет наложен штраф за нецелевое использование земли.

Закон о ЛПХ

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» регулирует правовые отношения между лицами, ведущими хозяйство, и государственными органами. Статьи 2 и 4 данного закона определяют понятие ЛПХ и условия его ведения. По смыслу они переплетаются со статьей 217 (п. 13) Налогового кодекса РФ, где указано, что для освобождения от налогообложения доходов собственнику ЛПХ необходимо предоставить справку органа местного самоуправления.

В данной справке должен быть подтвержден факт ведения подсобного хозяйства и его размер. Этот документ является подтверждением того, что вся произведенная сельскохозяйственная продукция является частной собственностью. Чтобы успешно работать во благо семьи, желательно изучить постановления регионального отдела органа местного самоуправления, касающиеся ведения ЛПХ на данной территории.

В других статьях закона указано:

Номер статьи

Что регламентирует, какими нормативно-правовыми актами подтверждается

Гражданин может считаться собственником, а его деятельность – законной, после регистрации выделенного участка соответствующим органом. Процесс регистрации закреплен законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997.

Размеры земельных наделов, которые выделяются под ЛПХ определяют местные органы власти, руководствуясь максимальной площадью, указанной в законе. Требования к полевым участками прописаны в нормативном акте «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 27.07.2002.

Гарантирует невмешательство со стороны власти при условии соблюдения требований законодательства. Собственник подсобного хозяйства должен помнить об уголовной ответственности за выращивание растений, содержащих наркотические вещества.

Перечислен перечень имущества, необходимый для ведения хозяйства. Использование инвентаря, транспортных средств, строений и сооружений на земле, находящейся в собственности, не противоречат закону.

Определены меры поддержки хозяйств государственными органами власти. На основании этой статьи и Постановления Правительства РФ от 27.06.1996. № 758 «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств» собственники ЛПХ могут обращаться в органы местного самоуправления и другие органы власти по вопросам:

  • инфраструктуры;
  • сбыта произведенной продукции (открытие магазинов, рынков и пр.);
  • предоставление новых видов сортов растений и пород животных, земельных наделов под сенокос и выпас скота;
  • бесплатного ветеринарного осмотра;
  • организации ветеринарного обслуживания;
  • предоставление кредитов и субсидий на развитие ЛПХ.

Гласит о способе учета ЛПХ. Данные подаются на добровольных началах и оформляются в виде похозяйственной книги. Форму и порядок ведения ее утверждает орган местного самоуправления. В статье прописаны основные сведения о хозяйстве, подлежащие учету:

  • ФИО, дата рождения хозяина и членов семьи;
  • животноводство: видовой и количественный состав (в том числе пчел пасеки);
  • растениеводство: какова площадь земли, занятой под сельскохозяйственными культурами, виды культур;
  • сельхозтехника, оборудование, транспортные средства, находящиеся в собственности семьи.

Указывает на обязательное пенсионное страхование граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. Период ведения личного подсобного хозяйства равен сроку действия документов, подтверждающих право на владение земельным наделом.

Чем отличается ИЖС от ЛПХ

Расшифровка аббревиатуры ИЖС – земля, приобретенная для индивидуального жилищного строительства. Перед тем как решиться на покупку земельной делянки, нужно разобраться, какой вариант приобретения больше подходит:

Пункты различий

Основная цель

производство и переработка сельхозпродукции для собственных нужд

строительство жилья и хозяйственных помещений для личного использования

Ограничения при строительстве

запрещено капитальное строительство (строения с фундаментом) на полевых наделах

жилая постройка должна иметь не более 3 этажей

Способ приобретения земли

можно купить или арендовать

Где выделяется участок земли

приусадебный (в сельской местности) или полевой (за пределами населенного пункта)

в черте города

Цена надела

ниже, чем ИЖС

Кадастровая стоимость

Коммунальные платежи

Экологические условия

лучше, чем ИЖС т.к. земли выделяются в сельской местности

Площадь надела

больше, чем ИЖС

Проект на строительство и его согласование

не требуется

требуется

Срок на строительство

нет ограничений

необходимо построить дом в течение 10 лет от даты регистрации права собственности

Как оформить

Документ о праве собственности на земельный участок необходим хозяину при его продаже или обмене на квартиру. Для получения и регистрации земельного надела как личного подсобного хозяйства необходимо действовать так:

  • Для осознанного выбора изучить информацию, касающуюся ЛПХ:
  1. Законы, нормативно-правовые акты (государственные и региональные), регламентирующие взаимоотношения органов власти и владельца земли.
  2. Критерии выбора земельного участка.
  3. Экономические аспекты ведения личного хозяйства (налогообложение, виды субсидирования и пр.).
  1. Возможной площади земельной делянки.
  2. Ее местонахождении.
  3. Наличии инженерных сетей.
  4. Программе поддержки со стороны местного органа самоуправления.
  5. Процедуре, сроках оформления и т.п.
  • Оформить заявление, подать его в администрацию местного органа самоуправления. Кроме личных данных, в нем обязательно нужно указать:
  1. Основание для приобретения.
  2. Способ получения надела (в собственность или в аренду). Право на приватизацию выделенного земельной делянки наступит через 3 года аренды.
  3. Желаемая площадь земельного участка.
  • Предоставить выписку из похозяйственной книги. Ее выдает орган местного самоуправления собственнику или его представителю по копиям доверенности и паспорта доверенного лица.
  • В специальной проектной организации необходимо получить паспорт (схему) выделенного земельного надела.
  • Технический паспорт участка с необходимым пакетом документов сдается в местную администрацию для утверждения границ земельного надела. Глава муниципального образования своим постановлением должен закрепить право перехода собственности к заявителю.
  • Собранный пакет необходимых документов передается в кадастровую палату для закрепления за земельным наделом соответствующего номера и составления плана.
  • Выданные кадастровой палатой документы сдаются в орган местного самоуправления для окончательного подтверждения права собственности на землю.
  • Убедившись, что в документах, подтверждающих право собственности, есть отметка, что участок приобретен для ведения ЛПХ, необходимо зарегистрировать его в областной регистрационной палате.

  • Заявление собственника.
  • Правоустанавливающий документ на участок земли.
  • Градостроительный план участка. Администрация исполкома выдает его бесплатно по заявлению правообладателя земли в течение 30 дней со дня подачи заявления.
  • Схема планировочной организации участка, на которой обозначен объект строительства. Её выполняет застройщик.

По окончании застройки, нужно узаконить жилой дом и подсобные помещения. Чтобы получить свидетельство о праве собственности, необходимо собрать пакет документов и подать его в Росреестр:

  • заявление собственника земельного участка по стандартной форме, предоставить паспорт;
  • правоустанавливающий документ на землю или договор аренды;
  • разрешение на застройку (не требуется до 1 марта 2019 года);
  • проект жилищного строения;
  • акт ввода в эксплуатацию;
  • квитанцию об уплате госпошлины.

Прописаться в построенном жилье могут только члены семьи собственника при условии, что здание соответствует стандартам индивидуального жилого дома:

  • содержит не более 3 этажей;
  • площадь не более 1,5 тысячи квадратных метров.

Существует возможность увеличения площади ЛПХ. Этот процесс называется перераспределением земельных участков. Он возможен, если площадь образуемой делянки земли не превышает максимально допустимые размеры ЛПХ в данном регионе. При этом новый участок не должен:

  • включать в себя части земли, относящиеся к другой категории;
  • выходить за границы населенного пункта;
  • заходить на территорию общего пользования;
  • затрагивать границы застройки.

Иногда стоит поменять целевое назначение выделенной земли, который находится в собственности. Такая необходимость может возникнуть, если обладатель земельного участка решает построить на нем капитальный дом. Например, собственник земли под садоводство, перед началом строительства здания, должен изменить статус своего участка на «разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства». Аналогично (при благоприятных условиях), можно изменить статус участка ЛПХ на земли промышленного назначения.

Градостроительный кодекс РФ регламентирует требования к процедуре утверждения правил землепользования и застройки на территориях местных органов самоуправления. На основании этих правил предполагается следующий порядок действий для изменения статуса земельного надела:

  • Собственник земли подает заявление об изменении правил землепользования и застройки в местную администрацию.
  • Соответствующая комиссия выносит своё заключение относительно данного вопроса.
  • Его согласовывает глава муниципального образования.
  • Проводят публичные слушания по этому вопросу в присутствии собственников соседних земельных участков и недвижимости.
  • Соответствующий орган местного самоуправления утверждает заявленное изменение.
  • Измененный статус земельного участка регистрируют в Госкадастре и ЕГРП.

Видео

Сегодня мы предлагаем читателю поговорить о явлении, широко распространенном на территории России и именуемым личным подсобным хозяйством. О чем пойдет речь? Что конкретно подразумевает под собой данное понятие? Идет ли в данном случае разговор о фермерском (крестьянском) хозяйстве, подразумевающем относительно масштабное землевладение с соответствующим оборотом, или подразумевается всего-навсего скромный приусадебный огород, способный прокормить лишь собственного владельца с домочадцами? Давайте разбираться.

Если вы располагаете рядом с домом огородом или небольшим участком земли, где выращиваете немного овощей и держите скот в количестве нескольких единиц, возможно, расширять хозяйство вы не планируете. Но в случае образования излишков выращенного и произведенного, потребить которые самостоятельно не сможете, вы планируете их продать. Будет ли подобная выручка относиться к разряду дохода, получаемого от предпринимательской деятельности? Что на этот счет говорят нормы права?

ФЗ о личном подсобном хозяйстве

Подобная деятельность регулируется законом. А именно - 112 ФЗ РФ под названием "О личном подсобном хозяйстве", вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ - это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.

Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.

Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, - это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).

На каких земельных участках возможна организация ЛПХ?

Таковых существует только две категории. Первая из них - земельные участки для личного подсобного хозяйства в черте поселения, то есть приусадебные. Вторая - земельные участки за чертой поселения (полевые). На приусадебных участках производится сельхозпродукция, а также возводятся жилые дома, здания и сооружения бытового, производственного и т. п. назначения. Земельный участок со статусом полевого может быть использован лишь под производство сельхозпродукции без права строительства на нем каких-либо зданий.

Существуют ли ограничения на размер территории участка для ЛПХ?

Предельный размер такого участка в случае, когда он предоставляется гражданину в собственность из числа муниципальных или государственных земель, регулируется правовыми нормативными актами местной администрации. Максимальная совокупная площадь всех земельных участков, которую имеет право одновременно иметь в собственности либо другом праве каждый гражданин, установлена согласно закону субъекта РФ.

Если совокупная площадь превысила максимально допустимый размер, то в течение одного года с даты возникновения права на "лишний" земельный участок эта территория обязана быть отчуждена гражданином. Другой вариант - в тот же срок следует зарегистрироваться указанному лицу как ИП либо произвести государственную регистрацию фермерского (крестьянского) хозяйства.

Можно ли горожанину получить землю в селе с целью организации ЛПХ?

Если вы проживаете в городе, то имеете право на получение участка под ЛПХ. Но лишь в том случае, когда зарегистрированы на постоянной основе в данном городском поселении. Участок, находящийся в муниципальной либо государственной собственности, будет предоставлен вам лишь в случае наличия свободных земель.

Учет ЛПХ

Все ЛПХ учитываются администрациями поселений и городских округов в своих похозяйственных книгах. Ведутся эти книги согласно информации, которую на добровольной основе предоставляет ведущий ЛПХ гражданин:

  1. Кто его ведет - Ф. И. О., дата рождения того гражданина, кому участок предоставлен либо кем он приобретен с целью ведения ЛПХ.
  2. Данные (Ф. И. О., даты рождения) тех, кто совместно с ним участвует в ведении ЛПХ (проживающих либо просто членов семьи).
  3. Площадь участка, занятого под ЛПХ. На каких землях - посевы и посадки сельхозкультур, на каких - ягодные либо плодовые насаждения.
  4. Количество скота, сельскохозяйственных животных, птиц и пчел.
  5. Какое имущество имеется в распоряжении ЛПХ. Речь идет об оборудовании, сельскохозяйственной технике, транспортных средствах, которые на праве личной собственности или ином принадлежат ведущему ЛПХ гражданину.

Какие налоги предстоит уплатить ведущему ЛПК

Статья номер 217 Налогового кодекса гласит, что доход налогоплательщика, который получен от продажи выращенного в расположенных на территории РФ ЛПХ скота, птицы (в живом виде, в форме их продуктов либо убоя - в сыром, а также переработанном виде), кроме того - продукции растение- и животноводства, пчеловодства и цветоводства (также в натуральной либо переработанной форме) не подлежит обложению НДФЛ. Ведение ЛПХ - это форма (как уже упоминалось) непредпринимательской деятельности. То есть гражданам, организовавшим такое хозяйство, не предстоит платить:

НДС (плательщики его - ИП и организации);

Налог на прибыль;

А также налог на имущество (это не относится к недвижимости, технике и автотранспортным средствам).

Кроме того, не ему "не грозят" отчисления с зарплаты сотрудников, которые чаще всего являются членами семьи.

А что же придется платить владельцам ЛПХ? Ими обязательно должен быть уплачен земельный налог. Также облагается сельскохозяйственная техника и недвижимость.

Поговорим о реализации продукции ЛПХ

До начала продажи выращенной в собственном ЛПХ продукции следует взять справку в местной администрации (у главы сельского поселения) о том, что выращенная и реализуемая вами продукция произведена именно там - в вашем ЛПХ. Это гарантирует вам освобождение от налогов.

Например, вы на собственном автотранспорте везете продавать на городской рынок несколько зарезанных овец или кур. При остановке сотрудником ГИБДД возможны вопросы - куда вы направляетесь и откуда столько мяса. Предъявив указанную справку (то есть подтвердив, что перевозится продукция, выращенная в ЛПХ), вы избавитесь от лишних недоразумений.

Другая ситуация - вы планируете сдать это мясо, например, в колбасный цех. При этом будет составлен торгово-закупочный акт с указанием ваших паспортных данных и ИНН (не забудьте запастись копиями данных документов для предоставления покупателю продукции). Обязательным приложением торгово-закупочного акта служит вышеназванная справка о реализации продукции, выращенной в вашем ЛПХ.

О возможных недоразумениях

Законодательством определено, что покупатель не имеет права удержать с вас НДФЛ и не должен подавать соответствующую справку на вас в налоговую инспекцию. Но порой из-за слабого знания юридических тонкостей приобретающий продукцию может все же подать на вас информацию в налоговые органы о полученном доходе.

В этом случае в начале следующего календарного года вам придет извещение о полученном по результатам истекшего года доходе и неоплаченном налоге. Тогда вам предстоит нанести визит в налоговую инспекцию с дачей устных либо письменных пояснений о характере произведенной сделки. Никакие декларации при этом не требуются и сам налог уплачивать, как было уже упомянуто, не предстоит.

Что еще следует знать владельцу ЛПХ

В случае реализации на рынке выращенной вами продукции применение контрольно-кассовой техники не требуется - она обязательно должна быть лишь у организации или у ИП, которым вы в данный момент не являетесь.

Отсюда вывод - если вся совокупность земельных участков в вашей собственности либо аренде не превышает размера, установленного согласно закону субъекта РФ, то данная форма самозанятости - в виде организации ЛПХ - может стать оптимальным вариантом, так как одно из несомненных преимуществ ее - отсутствие регистрации и налогообложения.

При этом государственным органам и местной администрации запрещено вмешиваться в деятельность ведущего ЛПХ гражданина, кроме случаев, предусмотренных по закону. В их полномочиях - контролировать соблюдение такими гражданами юридических норм.

Какое имущество используется для ведения ЛПХ?

В шестой статье ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" говорится о том, что использовать в нем возможно приобретенный либо предоставленный с данной целью участок земли, дом жилого назначения, а также прочие здания, сооружения бытового либо производственного характера, включая теплицы. К числу такого имущества относится также все поголовье сельскохозяйственных животных, птицы и пчелы, совокупность сельскохозяйственной техники и инвентаря, оборудования, транспортных средств и т. п.

Поддерживает ли государство владельцев ЛПХ?

Согласно статье 7 того же закона 112 ФЗ меры поддержки граждан, занятых в ЛПХ, определяются органами местного самоуправления. Наряду с этим законодательством РФ предусмотрены следующие направления государственной поддержки таких граждан:

  • В виде формирования необходимой обслуживающей инфраструктуры (подъездных путей, энерго- и водоснабжения, средств связи и т. п.), содействия организации потребительских сельхозкооперативов торгового (сбытового), перерабатывающего, обслуживающего и прочего характера.
  • В виде стимулирования развития сети ЛПХ с помощью создания условий социального, организационно-правового и экологического характера. В частности, владельцам ЛПХ, а также обслуживающим их организациям (например, сельскохозяйственным кооперативам) на возвратной основе ведется предоставление ресурсов финансового и материально-технического характера, а кроме того - технологий и необходимых научно-технических разработок.
  • В виде осуществления необходимых мероприятий, ведущих к улучшению качества сельских племенных животных, организации их искусственного осеменения.
  • Также - ежегодного бесплатного ветеринарного осмотра скота с организацией ветеринарного обслуживания, борьбы с заразными болезнями среди животных.

Что еще влияет на развитие ЛПХ

Законодательством РФ предусмотрено распространения на ЛПХ тех мер государственной поддержки, которые предоставляются за счет федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям. Субъекты РФ принимают программы по социально-экономическому развитию не только сельских поселений, но и ЛПХ. В пределах собственных полномочий они определяют, в какой форме, размерах и порядке будет производиться поддержка ЛПХ на собственной территории совместно с обслуживающими их сельхозкооперативами и прочими организациями.

Право вступления в правоотношения обязательного пенсионного страхования ведущим ЛПХ гражданам предоставляется на добровольной основе.

Когда прекращается ведение ЛПХ? Это происходит в случае прекращения прав на тот земельный участок, где оно ведется.

О чем необходимо помнить желающим организовать ЛПХ

Как уже было указано, по закону строиться на землях сельхозназначения не разрешается. То есть если вы планируете постройку жилого дома или иных сооружений, ваше ЛПХ обязано быть в границах поселения. При этом следует учитывать, что аренда за гектар земли в его границах стоит на порядок больше, чем за чертой поселения.

В случае же получения статуса фермера (то есть образования фермерского хозяйства) гражданин обязан зарегистрироваться как предприниматель со всеми вытекающими трудностями и последствиями - ведением баланса, отчетности, что в разы усложняет процедуру хозяйствования на земельном участке и многих отпугнет от данного занятия.

Другой вариант для желающих вести застройку на земле ЛПХ - добиваться перевода полевого участка в категорию земель поселения. Необходимо помнить при этом, что земля, используемая не по целевому назначению, может быть по закону изъята.