Главная · Кассовые документы · Расторжение служебного контракта по соглашению сторон. Изменение условий служебного контракта (правоприменительная практика). Понятие и стороны служебного контракта

Расторжение служебного контракта по соглашению сторон. Изменение условий служебного контракта (правоприменительная практика). Понятие и стороны служебного контракта

Регламентируются статьей 79-ФЗ. Глава 5 этого нормативного акта посвящена особенностям оформления служебного контракта и исполнения его условий.

Юридический статус госслужащего

Государственными гражданскими служащими признаются лица, нанятые госорганами. Эти субъекты являются работниками, принятыми в штат и пользующимися защитой своих прав от разного рода посягательств и дискриминации.

Как установлено 7 частью 11 статьи ТК, на государственных и муниципальных служащих нормы трудового права распространяются с некоторыми особенностями, закрепленными специальными федеральными законами и другими правовыми документами, регламентирующими гражданскую службу. В этой связи некоторые юристы справедливо указывают на необходимость закрепления норм, регулирующих указанную сферу, в отдельной главе ТК.

Между тем Федеральный закон "О Российской Федерации" 79-ФЗ предусматривает иное положение. В 73 статье нормативного акта закреплено, что законы, другие правовые акты субъектов РФ, в которых содержатся нормы, регулирующие трудовые правоотношения, применимы к субъектам гражданской службы в части, нерегламентированной указанным ФЗ.

Понятие и стороны служебного контракта

Впервые слово "контракт" закрепляется в 12 статье ФЗ № 58. Согласно норме, на госслужбу по контракту могут поступить граждане, владеющие официальным государственным языком РФ, достигшие возраста, определенного законодательством для конкретного вида госдеятельности. Как видно, в статье даны общие признаки контракта. Само определение в норме отсутствует.

Понятие и стороны служебного контракта определены в ФЗ № 79. В настоящее время термины "контракт" и "договор" считаются синонимами.

Определение раскрывается в 23 статье ФЗ № 79. Согласно норме, служебный контракт - это соглашение, заключаемое представителем нанимателя и гражданином, желающим поступить на службу в госструктуру. Там говорится о прохождении им службы и занимании соответствующей должности. В этом определении содержится указание на участников правоотношений. Ими являются кандидат на должность и представитель нанимателя.

Особенности участников

В соответствии с положениями 2 части 1 статьи Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" 79-ФЗ, в качестве представителя нанимателя выступает начальник госоргана, гражданин, замещающий госдолжность, или представитель руководителя либо лица, осуществляющего функции нанимателя от имени РФ или субъекта РФ. Стоит отметить, что положения, закрепленные 23 статьей указанного нормативного акта, не совсем соответствуют содержанию ч. 2 ст. 1.

Из вышесказанного следует, что в заключении служебного контракта участвует доверитель нанимателя не от себя лично, а от имени представляемого им лица. Другими словами, обязанности и права по соглашению возникают у соответствующего госоргана, с которым гражданин вступил в правоотношения. Здесь необходимо обратиться к ГК. Учитывая содержание 182 статьи Кодекса, в качестве работодателя госслужащего выступает РФ или ее регион. С этим в определенной степени согласуется 3 пункт 10 статьи ФЗ № 58. Согласно ему, в качестве нанимателя федерального госслужащего выступает соответствующий субъект РФ.

Принимая во внимание вышесказанное, нельзя признавать представителя нанимателя в качестве одного из участников соглашения, поскольку стороной является исключительно госорган.

Содержание и форма служебного контракта

О них говорится в 24 статье ФЗ № 79. В норме дается перечень сведений, которые в обязательном порядке должны указываться в служебном контракте. Это в первую очередь Ф. И. О. гражданина, поступающего на службу, и наименование госоргана (Ф. И. О. представителя работодателя).

В соглашении также должны закрепляться следующие существенные условия:

  1. Наименование должности, которую гражданин будет замещать, название подразделения, в котором она установлена.
  2. Дата начала служебной деятельности.
  3. Обязанности и права гражданина, должностной регламент.
  4. Условия и виды медицинского и иного страхования лица.
  5. Обязанности и права представителя работодателя.
  6. Условия осуществления трудовой деятельности, льготы и компенсации, установленные за работу в тяжелых, опасных или вредных условиях.
  7. Режим отдыха и работы. Сведения об этом должны присутствовать в соглашении, если распорядок госслужащего отличается от распорядка госоргана.
  8. Условия выплаты вознаграждения, закрепленные ФЗ № 79 и иными нормативными актами. В этом пункте должен указываться размер оклада, надбавки и иные отчисления, в том числе предусмотренные за эффективность деятельности госслужащего.
  9. Условия и виды соцстрахования.

Обязанности и права сторон

Служебный контракт - это документ, выступающий в качестве основания для возникновения правоотношений между гражданином и госорганом. Следовательно, обязанности и права участников должны быть в обязательном порядке прописаны в соглашении.

Представитель нанимателя должен создать для гражданина условия для прохождения службы, исполнения обязанностей по замещаемой должности в соответствии с ФЗ № 79 и иными правовыми актами. Госорган, в штат которого поступает лицо, обязан своевременно и полностью выплачивать вознаграждение, предоставлять служащему государственные гарантии.

В свою очередь, гражданин, заключивший служебный контракт, должен исполнять свои обязанности в соответствии с регламентом и соблюдать внутренний распорядок госструктуры.

В соглашении устанавливается ответственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств, взятых на себя на основании закона. Запрещено требовать от госслужащего совершения действий, не предусмотренных в контракте и регламенте.

Соглашение оформляется в письменном виде в 2-х экземплярах, каждый из которых должен быть подписан участниками. Один экземпляр передается госслужащему, второй остается у представителя нанимателя и хранится в личном деле гражданина.

Дополнительные пункты

Закон допускает включение особых условий в служебный контракт. Это необходимо в случае, когда служба проходит в специфических условиях. Среди дополнительных могут быть следующие условия:

  1. Обязательное испытание при зачислении на службу.
  2. Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к государственной, служебной и иной охраняемой законом тайне, если в должностном регламенте предусматривается ее использование.
  3. Обязанность гражданина пройти гражданскую службу после завершения обучения в учреждении профобразования не меньше срока, установленного договором, если обучение финансировалось из бюджетных средств.
  4. Установление показателей эффективности профессиональной деятельности лица и связанных с ними условий оплаты.

Изменение существенных условий служебного контракта производится исключительно по соглашению сторон. В договоре могут закрепляться и иные пункты, содержание которых не противоречит действующему законодательству.

Нюансы

В законодательстве предусмотрено два вида служебных контрактов: срочный и на неопределенный период. В первом случае в содержании соглашения должны указываться причины, по которым оформляется именно такой тип договора. Кроме этого, указывается срок действия служебного контракта.

Срочный контракт: особенности

Такой вид соглашения заключается на период от года до 5 лет, если иной временной промежуток не установлен федеральным законодательством. Срочный контракт оформляется в случае, когда правоотношения, касающиеся госслужбы, не могут длиться неопределенное время с учетом условий работы и категории должности.

ФЗ № 79 устанавливает, что для ряда должностей категории "советники" ("помощники") и "руководители" служебный контракт оформляется на конкретный срок. Этот же вид соглашения заключается в случае замещения должности отсутствующего госслужащего. Срочный контракт оформляется при исполнении обязанностей по должностям:

  1. После завершения обучения лицом, заключившим с учреждением профобразования договор, одним из условий которого было обязательство впоследствии пройти госслужбу.
  2. В диппредставительствах и консульствах РФ, прочих представительствах России и госорганов, расположенных за рубежом.
  3. В госструктуре, сформированной на определенный период либо для реализации конкретных функций и задач.
  4. Временного характера, по которым 14 частью 50 статьи ФЗ № 79 предусмотрен особый порядок выплаты вознаграждения.

Важные моменты

С госслужащим, замещающим должность в соответствии с соглашением, оформленным на неопределенное время, и достигшим 60 лет, это соглашение перезаключается на срок от года до 5 лет.

Законодательство не допускает пребывания на госслужбе лиц в возрасте 65 лет. По достижении 60 лет либо максимального возраста нахождения на должности, при истечении срока служебного контракта по решению представителя работодателя и с согласия гражданина с ним на определенный период заключается трудовой договор на замещение должности, не относящейся к госслужбе. При этом во внимание принимается квалификация лица, результаты его профессиональной деятельности, состояние здоровья и прочие существенные обстоятельства.

Особенности применения норм

При анализе пункта 1 2 части 9 статьи ФЗ № 79 многие юристы обращают внимание на союз "или", который не согласуется с п. 1 ч. 4 ст. 25 этого же нормативного акта. Из указанных положений следует, что не с некоторыми, а со всеми руководителями можно заключить контракт и на неопределенный, и на конкретный срок.

В соответствии с пунктом 2 ч. 2 ст. 9, с советниками (помощниками) соглашение оформляется на период, ограниченный временем действия полномочий руководителя. Но, как выше было указано, с последним можно заключить и срочный, и Соответственно, по мнению юристов, целесообразно предусмотреть в законе норму, закрепляющую возможность оформления контракта с советниками (помощниками) также на неопределенный срок.

Порядок оформления

Правила, регламентирующие процедуру заключения контракта, закреплены 26 статьей ФЗ № 79. Согласно норме, основанием для оформления соглашения выступает акт госструктуры о назначении гражданина на должность госслужбы. Лицо, поступающее на службу, при заключении контракта должно предъявить представителю нанимателя:

  1. Заявление. В нем указывается просьба о принятии гражданина на госслужбу и замещении им конкретной должности.
  2. Анкету утвержденной формы. Документ заполняется и подписывается собственноручно кандидатом.
  3. Паспорт.
  4. Страховое свидетельство ОПС и трудовую книжку. Эти документы не предоставляют лица, устраивающиеся на работу впервые.
  5. Св-во ИНН.
  6. Документы о воинском учете (для военнообязанных, подлежащих призыву).
  7. Документ об образовании.
  8. Справку о доходах, имуществе и имущественных обязательствах.

В некоторых случаях с учетом специфики условий прохождения госслужбы при оформлении соглашения от гражданина могут потребовать и иные документы.

Соглашение вступает в действие с даты его подписания, если другое не оговорено сторонами или не закреплено нормами.

При заключении контракта представитель работодателя должен ознакомить гражданина со служебным распорядком, другими правовыми документами, относящимися к исполнению им его профессиональных задач. После назначения на соответствующую должность, госслужащему выдается удостоверение установленного образца.

Испытательный период

Он может быть установлен в акте госструктуры, в штат которой зачисляется гражданин. Испытательный период предназначен для проверки соответствия квалификации лица должности, на замещение которой оно претендует. Длительность периода может составлять 3-12 мес.

В случае отсутствия в акте госструктуры указания об установлении испытательного срока, гражданин считается принятым на службу без испытания. На время проверки в отношении кандидата действуют положения ФЗ № 79, иных законов и правовых актов о госслужбе.

Исключения

Испытательный период не устанавливается для:

  • Беременных женщин.
  • Граждан, завершивших обучение в учреждениях профобразования и поступающих на госслужбу впервые на основании договора на обучение с обязательством о последующем прохождении госслужбы.
  • Граждан и должностных лиц, претендующих на должности категорий "руководители" и "советники" ("помощники"), замещаемые на определенный срок.
  • Госслужащих, переведенных в госорган в связи с ликвидацией или реорганизацией прежнего места работы либо сокращением.

Испытательный срок может не устанавливаться и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Специальные правила

Для поступления на должности госслужбы, кроме ситуаций, оговоренных частью 3 27 статьи ФЗ № 79, лицам, переведенным из другого госоргана, испытание может устанавливаться на 3-6 мес.

По завершении проверки в случае отсутствия у лица классного чина, соответствующего занимаемому посту, проводится квалификационный экзамен. По его результатам госслужащему присваивается чин.

В испытательный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности и иные периоды, в которые он обязанности фактически не исполнял.

Права представителя работодателя

Если результаты испытания оказались неудовлетворительными, гражданскому служащему может быть предоставлена должность, которую он замещал ранее. Кроме этого, до истечения испытания представитель нанимателя также вправе расторгнуть соглашение с гражданином. В случае прекращения служебного контракта, госслужащий уведомляется об этом в письменном виде. Законодательство предписывает извещать о расторжении соглашения не меньше чем за 3 дня. При этом в уведомлении должны указываться причины, по которым соответствующий гражданин признан не выдержавшим проверку. Решение представителя работодателя госслужащий вправе оспорить в суде.

Заключение

Для гражданского служащего служебный контракт является одним из главных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Это соглашение, как и трудовой договор, закрепляет существенные условия работы, в числе которых порядок и размер вознаграждения, особенности прохождения службы, права и обязанности участников служебных правоотношений. Задачи и функции госслужащего конкретизируются в инструкции и регламенте.

ФЗ № 79 закрепляет правила оформления контракта. Их нарушение или ненадлежащее выполнение может повлечь признание документа недействительным. Необходимо особо подчеркнуть, что правовым основанием для заключения контракта выступает специальный акт госоргана, принимающего гражданина на должность госслужбы. При его отсутствии оформление соглашения признается незаконным.

При поступлении на госслужбу кандидату может быть установлено испытание. Оно позволяет проверить соответствие лица должности, которую тот желает замещать. Условия испытания могут прописываться непосредственно в контракте или закрепляться отдельным актом. В случае удовлетворительного результата проверки лицо будет считаться зачисленным в штат госоргана.

"Трудовое право", 2010, N 3

Изменение любых условий служебного контракта, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, осуществляется по соглашению сторон. В этой связи возникает ряд вопросов относительно формы такого соглашения при переводах гражданского служащего.

Казалось бы, поводов для разночтений ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе, закрепляющей общее правило, согласно которому условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме, нет. Исключения из этого общего правила могут устанавливаться только федеральным законом. Статья 29 Закона о государственной гражданской службе закрепляет возможность изменения условий служебного контракта в связи с изменением условий служебной деятельности. А согласно положению ч. 4 ст. 28 Закона, не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Таким образом, взаимосвязанные нормы ч. 1 и 4 ст. 28 Закона при их системном истолковании позволяют сделать вывод, что под переводом законодатель понимает изменение должностных обязанностей и территориальный перевод в другую местность. Изменение иных условий служебной деятельности и служебного контракта в качестве переводов им не рассматривается.

На практике такое изменение условий служебного контракта осуществляется посредством дополнительного соглашения к служебному контракту, которое заключается на основании заявления гражданского служащего или с его письменного согласия.

При переводе на другую должность подобный подход неприемлем!

Так считают некоторые эксперты. Е.А. Ершова отмечает, что при переводе на другую должность изменяются все - как законные, так и договорные - существенные условия служебного контракта <1>. Поэтому более обоснованным является другой путь: расторжение ранее заключенного служебного контракта и заключение другого служебного контракта. Действительное же изменение или дополнение служебного контракта, как представляется, возможно только в случае продолжения работы в прежней должности и, по соглашению сторон, - изменения лишь некоторых существенных условий служебного контракта.

<1> Ершова Е.А. Изменение трудовых правоотношений гражданских служащих // Трудовое право. 2006. N 4.

Согласно другому мнению, если гражданскому служащему предоставляется иная должность гражданской службы в том же государственном органе (в т.ч. и в связи с сокращением замещаемой им должности), новый служебный контракт не заключается, а изменения, касающиеся новой должности и других условий гражданской службы, вносятся в имеющийся служебный контракт <2>. Такое изменение оформляется соглашением сторон, которое является неотъемлемой частью служебного контракта. Данное мнение представляется более обоснованным как с позиции стабильности государственно-служебных отношений, так и по мотивам социальной защищенности гражданского служащего. Не следует забывать, что при расторжении служебного контракта гражданский служащий, например, теряет необходимый стаж для предоставления отпуска.

<2>

Статья 28 Закона о государственной гражданской службе закрепляет положение, в соответствии с которым перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.

Таким образом, понятие перевода, закрепленное в названной норме, включает:

  • перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе;
  • перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе;
  • перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом.

Законодатель разграничивает понятие перевода и изменения иных условий служебного контракта.

Л.А. Чиканова отмечает, что "по Закону о гражданской службе перевод - это только изменение должности (назначение на иную должность). Изменение же существенных условий служебного контракта не является переводом, а следовательно, не требует согласия работника" <3>. Это, безусловно, не так, поскольку согласно ст. 24 Закона изменение любых условий служебного контракта производится исключительно в двустороннем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом. Это признает и сама Л.А. Чиканова, но делает вывод, что "реально переводом на другую (иную) должность гражданской службы является изменение как должности, так и других существенных условий, обусловленных при заключении служебного контракта".

<3>

С этим сложно согласиться, поскольку согласия гражданского служащего требует изменение всех, а не только существенных условий служебного контракта. Изменение факультативных или дополнительных условий по смыслу ч. 5 ст. 24 Закона в одностороннем порядке также не допускается. К тому же Л.А. Чиканова, высказывая данную точку зрения, опиралась на положения старой редакции Трудового кодекса РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ <4>), когда перевод работника определялся как изменение любых существенных условий трудового договора. В этой связи она высказала предложение внести в Закон о гражданской службе изменения, сформулировав понятие перевода по аналогии с ТК. Между тем в новой редакции Трудового кодекса РФ законодатель отказался от подобного понимания перевода и разграничил собственно перевод и иные изменения условий трудового договора.

<4> Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2878.

Безусловно, заслуживает внимания замечание Л.А. Чикановой, что если рассматривать изменение других (помимо должности) существенных условий служебного контракта, требующее согласия гражданского служащего, как нечто иное, отличное от перевода, то "тогда это "иное" должно быть определенным образом сформулировано, облечено в соответствующую "правовую категорию" и закреплено в Законе" <5>. Действительно, если законодатель выделяет перевод в качестве особого вида изменения условий служебного контракта, то следует определить специфику его правового регулирования.

<5> Чиканова Л.А. Применение трудового законодательства к служебным отношениям на государственной гражданской службе: Теория и практика: Диссертация... доктора юридических наук: 12.00.05. Москва, 2005. С. 206.

Одним из существенных элементов данной специфики является закрепленное Законом правило о замещении должности гражданской службы на основе конкурса. Как отмечается в специальной литературе, "основной и принципиальной новеллой Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры в том числе и на переводы в порядке должностного роста" <6>. По смыслу ст. 22 Закона о государственной гражданской службе замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса. В Положении о конкурсе, утвержденном Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г., также предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.

<6> Пресняков М.В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов: Научная книга, 2007.

Таким образом, перевод гражданского служащего на другую должность по общему правилу должен быть опосредован процедурой конкурсного отбора. Разумеется, при изменении иных условий служебного контракта (помимо должности) никакого конкурса не проводится.

Закон предусматривает некоторые виды служебного перевода, которые не опосредованы процедурой конкурсного отбора.

Согласно ст. 22 Закона о государственной гражданской службе конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
  2. при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы при ликвидации государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, а также при переводе гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья;
  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Соответственно, в этих случаях и перевод на данные должности не предполагает проведение конкурса.

Таким образом, все изменения служебного контракта можно подразделить на две группы: а) переводы и б) иные изменения условий служебного контракта. При этом перевод, как правило, предполагает изменение должностных обязанностей и опосредуется процедурой конкурсного отбора. Исключением здесь является перевод в другую местность вместе с государственным органом, который связан не с изменением должности, а с изменением территориального расположения государственного органа.

Кроме того, как переводы, так и иные изменения служебного контракта можно классифицировать на обязательные, т.е. не требующие согласия гражданского служащего, и осуществляемые по соглашению сторон. По общему правилу, как мы говорили выше, изменение условий служебного контракта производится по соглашению сторон. Перевод без согласия гражданского служащего означает, что в случае принятия соответствующего решения представителем нанимателя гражданский служащий обязан приступить к исполнению обязанностей по иной должности гражданской службы. Пленум Верховного Суда указал, что отказ от выполнения работы при переводе, совершенном с соблюдением закона, признается нарушением трудовой дисциплины, а невыход на работу - прогулом <7>. От такого рода обязательных переводов следует отличать переводы, которые допускают альтернативу: либо гражданский служащий соглашается на перевод либо служебный контракт с ним прекращается. Например , согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе в случае восстановления на службе гражданского служащего по решению суда гражданскому служащему, замещающему данную должность в настоящий момент, с его письменного согласия может быть предложена иная должность. Если же он отказывается от такого перевода, то служебный контракт с ним прекращается. Такие переводы можно назвать "квазиобязательными", поскольку они не предполагают обязанности гражданского служащего приступить к исполнению должностных обязанностей по иной должности, но альтернативой перевода будет увольнение гражданского служащего.

<7> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (ред. от 28.12.2006) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 3.

В полном смысле обязательным для гражданского служащего является только временный перевод на иную должность, предусмотренный ст. 30 Закона, согласно которой в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе. Если гражданский служащий не выйдет на службу после такого перевода, то он может быть уволен за прогул.

Переводы, которые мы назвали "квазиобязательными", включают в себя:

  • перевод гражданского служащего на ранее замещаемую должность гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (ст. 27);
  • перевод гражданского служащего на иную должность по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 и 3 ст. 28);
  • перевод гражданского служащего на иную должность в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также в связи с изменением структуры (ст. 31);
  • перевод на иную должность в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда (ч. 1 ст. 39);
  • перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы по результатам аттестации (ч. 17 ст. 48).

В соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона о государственной гражданской службе при неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право:

  1. предоставить гражданскому служащему ранее замещаемую должность гражданской службы;
  2. до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Очевидно, что в данном случае перевод на ранее замещаемую должность не опосредуется процедурой конкурса. При отказе от такого перевода служебный контракт расторгается в связи с неудовлетворительным результатом испытания. Однако данная норма сформулирована в виде альтернативы, где решение вопроса о предоставлении прежней должности либо об увольнении гражданского служащего выносится на усмотрение представителя нанимателя. С целью обеспечения стабильности служебных правоотношений и защиты прав гражданского служащего считаем необходимым переформулировать данное положение: "Гражданскому служащему, не прошедшему испытание, предоставляется ранее замещаемая должность гражданской службы. В случае отказа гражданского служащего от перевода на ранее замещаемую должность гражданской службы служебный контракт с ним расторгается по результатам испытания".

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона о государственной гражданской службе гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы. В доктрине трудового права подобный перевод обычно относят к переводам по инициативе гражданского служащего. С этим сложно согласиться, поскольку в данном случае перевод является "квазиобязательным" как для гражданского служащего, так и для представителя нанимателя. Это подтверждается положениями ч. 3 ст. 28 Закона, согласно которым при отказе гражданского служащего от такого перевода либо при отсутствии другой должности гражданской службы, на которую его можно было бы перевести, служебный контракт с ним прекращается.

К данному виду переводов можно отнести и перевод в связи с ликвидацией государственного органа либо при сокращении замещаемой должности. Как отмечается в специальной литературе, ст. 31 Закона о государственной гражданской службе, говоря о продолжении служебных отношений, не закрепляет обязанности представителя нанимателя предоставить гражданскому служащему, замещавшему ликвидируемую должность, иную должность гражданской службы. "Исходя из буквального понимания данной нормы, представитель нанимателя может (но не обязан) предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможность замещения иной должности гражданской службы" <8>. Это серьезное и ничем не обоснованное ограничение гарантий, предоставляемых гражданскому служащему. Считаем, что следует внести соответствующие изменения в Закон о государственной гражданской службе и предусмотреть в императивной форме обязанность представителя нанимателя предложить в этом случае гражданскому служащему иную должность, которую он может замещать.

<8> Пресняков М.В. Государственные гарантии гражданскому служащему при увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями: к вопросу о реализации конституционных принципов равенства и справедливости в правовом регулировании государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2009. N 12.

Согласно ст. 39 Закона о государственной гражданской службе одним из оснований для приостановления служебного контракта является восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда. Такая ситуация может возникнуть в связи с незаконным увольнением гражданского служащего. Аналогичная норма содержится и в трудовом законодательстве. Так, согласно ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор с работником прекращается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в случае восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. При этом, согласно ч. 2 ст. 83 ТК РФ, увольнение работника в данной ситуации возможно, если нельзя перевести его на другую имеющуюся у работодателя работу. Аналогично этот вопрос решается в Законе о государственной гражданской службе. Согласно ст. 39 Закона прекращение служебного контракта по данному основанию допускается, если невозможно в течение шести месяцев предоставить гражданскому служащему для замещения иную должность гражданской службы.

Гражданский служащий может быть переведен на иную должность по результатам аттестации.

Согласно ст. 48 Закона по результатам аттестации может издаваться правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий понижается в должности гражданской службы. При отказе гражданского служащего от профессиональной переподготовки, повышения квалификации или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы.

Наконец, к рассматриваемому виду переводов можно отнести перевод в другую местность вместе с государственным органом. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе одним из оснований прекращения служебного контракта является отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом. На практике (как и в трудовом законодательстве) сложности возникают с истолкованием термина "другая местность". Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указывается, что "под другой местностью следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта". Как справедливо отмечают некоторые авторы, подобное понимание другой местности не учитывает действительного расстояния, на которое перемещается организация или государственный орган <9>. Следует согласиться, что понятие "другая местность" должно определяться с учетом административно-территориального деления и радиуса действия средств коммунального транспорта. На практике переводом в другую местность нередко считается не только перевод в другой населенный пункт, но и перевод, при котором работник, проживая на прежнем месте жительства и пользуясь средствами транспорта, не может являться ежедневно к новому месту работы <10>.

<9> Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Трудовой договор: Учебно-практическое пособие. Москва: Юристъ, 2008.
<10> Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). М., 2004.

Что касается иных изменений условий служебного контракта, которые не могут быть отнесены к переводам, то их также можно классифицировать на обязательные, "квазиобязательные" и осуществляемые по соглашению сторон.

В ст. 29 Закона прямо предусматривается возможность одностороннего изменения условий служебного контракта (без изменения должности) в случае изменения условий служебной деятельности. В целом аналогичная норма ст. 73 ТК РФ предусматривает возможность изменения трудового договора в случае изменения организационных или технологических условий труда. В отношении гражданских служащих законодатель не указал, какие конкретно изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности могут являться основанием для изменения существенных условий служебного контракта. В специальной литературе рекомендуется "исходить из аналогичных положений ТК РФ, в частности ст. 73, в соответствии с которой изменение "организационных или технологических условий труда" дает основание работодателю менять существенные условия трудового договора работника" <11>.

<11> Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР, 2006.

Так, А.Ф. Ноздрачев полагает, что при изменении в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ структуры, системы и организации государственной службы допускается существенное изменение условий государственной службы при исполнении обязанностей по той же должности государственной службы <12>.

<12> Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. С. 393.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. Таким образом, данный вид изменения условий служебного контракта предусматривает, что гражданский служащий может отказаться от продолжения службы в изменившихся условиях, что позволяет охарактеризовать его как "квазиобязательный".

На практике иногда возникают определенные проблемы в связи с отличием этого вида изменения условий служебного контракта от сокращения должностей в государственном органе. Сложность связана с истолкованием положения Закона о гражданской службе, согласно которому такое изменение условий служебного контракта допускается без изменения должностных обязанностей. Если же изменяются должностные обязанности, то это фактически означает сокращение ранее занимаемой должности либо перевод на иную должность. При этом важно установить, насколько существенно изменяются должностные обязанности.

Пример. Ленинский районный суд г. Перми отказал К-вой в удовлетворении исковых требований о восстановлении в должности государственной гражданской службы специалиста 1-й категории отдела ведения ЕГРП Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю по следующим основаниям <13>. В связи с изменением структуры ГУ ФРС по Пермскому краю и упразднением отдела ведения государственного реестра прав, К-ва была уведомлена в письменной форме об этом, ей предложена государственная должность гражданской службы специалиста 1-й категории архива с сохранением прежних должностных обязанностей, истребовано письменное согласие на замещение данной должности, разъяснены последствия отказа от замещения предложенной должности.

<13>

К-ва своего согласия не выразила, в связи с чем по истечении двух месяцев была уволена по п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта). С увольнением истица не была согласна, указывала, что должностные обязанности специалиста 1-й категории архива существенно изменены по сравнению с ранее занимаемой ею должностью специалиста 1-й категории ведения ЕГРП. Фактически приказ, утвердивший новую структуру и штатное расписание управления, предусматривал сокращение штатной единицы, где она работала.

При рассмотрении дела суд исследовал обязанности обеих должностей и пришел к выводу, что основные должностные обязанности государственного служащего после изменения существенных условий труда оставались прежними; иное наименование структурного подразделения также свидетельствует лишь об изменении существенных условий служебного контракта (п. 1 ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), а не о сокращении должности.

Судебная коллегия согласилась с выводами суда первой инстанции и указала, что организационные изменения в структуре ГУ ФРС обусловлены созданием структурных подразделений (отделов) управления с полным циклом регистрации прав на недвижимое имущество по районам, при этом изменились их наименования, но ликвидации отделов, сокращения работников и изменения их должностных обязанностей не произошло, трудовая функция сотрудников подразделений не изменилась, осталась прежней.

Обязательным для гражданского служащего и представителя нанимателя будет изменение служебного контракта по достижении гражданским служащим возраста 60 лет. Согласно ч. 5 ст. 25 Закона о государственной гражданской службе "с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет". Обратим внимание, что норма сформулирована в императивной форме, т.е. не предполагает получение письменного согласия гражданского служащего. А.Ф. Ноздрачев отмечает, что по смыслу действующего нормативно-правового регулирования перезаключение с указанными гражданскими служащими служебного контракта с неопределенным сроком на срок определенный согласия гражданского служащего не требует. "Представитель нанимателя в одностороннем порядке вносит соответствующие изменения в служебный контракт гражданского служащего. Он же по своему усмотрению определяет и срок, на который перезаключается служебный контракт" <14>. Ученый видит в этом порядке "перезаключения" служебного контракта проблему конституционности указанных правил. Эти нормы находятся, по его мнению, в явном противоречии с положениями ст. 24 Закона, предусматривающей, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон.

<14> Ноздрачев А.Ф. О совершенствовании нормативной базы гражданской службы и необходимости мониторинга правоприменительной практики в сфере гражданской службы // Законодательство и экономика. 2007. N 2.

Нужно заметить, что данная проблема уже приобрела практический характер.

Пример. И-ва обратилась в суд с требованием о возложении на руководителя территориального органа федеральной службы обязанности по перезаключению с ней служебного контракта от 17 июня 2005 г. на срок по 10 декабря 2010 г. <15>.

<15> Справка по результатам обобщения судебной практики по применению Федеральных законов "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "О муниципальной службе в Российской Федерации". Пермь, 2008 // http://www.oblsud.permregion.ru/praktika/gr/fr_spr.htm.

Заявленное требование истица мотивировала тем, что 17 июня 2005 г. с нею заключен служебный контракт на неопределенный срок. В связи с достижением ею 10 декабря 2005 г. 60-летнего возраста подлежало изменению условие указанного контракта о сроке его действия. Поскольку такое условие является существенным, представителю нанимателя следовало предупредить ее об изменении условия за 2 месяца и изменить срок контракта только по согласованию с истицей, выяснив, сколько лет она желает работать. Эта обязанность представителем нанимателя выполнена не была.

Суд, отказывая в удовлетворении данного требования, пришел к правильному выводу о том, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусматривает какого-либо определенного срока для извещения гражданского служащего, достигшего возраста 60 лет, о необходимости перезаключения служебного контракта, так же как обязанности представителя нанимателя заключать срочный служебный контракт только на тот срок, на который пожелает гражданский служащий. При этом суд установил, что И-ва письменно извещалась представителем нанимателя о необходимости заключения срочного служебного контракта, с данным письмом она ознакомилась, однако каких-либо возражений не представила, срочный служебный контракт от 12 декабря 2005 г. также был подписан И-вой без замечаний, при этом срок действия в договоре был указан по 11 декабря 2006 г., то есть срок договора составил ровно 1 год.

Достаточно неопределенным представляется и используемый законодателем термин "перезаключение" служебного контракта. Является ли это изменением условий служебного контракта либо в данном случае следует расторгнуть служебный контракт, заключенный на неопределенный срок, и заключить срочный служебный контракт?

Большинство авторов полагают, что, поскольку данное положение содержится в статье, регламентирующей срок служебного контракта, следует полагать, что речь идет только о его сроке. "Иными словами, под перезаключением служебного контракта надо понимать внесение в него изменения, касающегося только срока контракта. При этом все другие условия служебного контракта должны быть либо сохранены, либо изменены, но только по соглашению сторон и в соответствии с правилами, установленными ч. 5 ст. 24 и ч. 4 ст. 26 Закона N 79-ФЗ" <16>. Подобного мнения придерживается и Е.А. Ершова, которая, однако, отмечает, что, учитывая неоднозначное семантическое содержание термина "перезаключение", практика может пойти по пути расторжения сторонами служебного контракта, заключенного на неопределенный срок (по соглашению сторон), и заключения срочного служебного контракта <17>.

<16> Нуртдинова А.Ф., Ноздрачев А.Ф., Чиканова Л.А. Кадровику госслужбы. М.: МЦФЭР, 2006.
<17> Ершова Е.А. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. М.: Статут, 2008.

Существует и еще одна проблема, связанная с механизмом перезаключения контракта с лицом, достигшим возраста 60 лет. Как отмечает Е.А. Ершова, возникает вопрос: как нужно поступать, если гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы на основании служебного контракта, заключенного на неопределенный срок, откажется его перезаключать на срочный служебный контракт?

Кроме того, оно ставит в неравное положение указанных гражданских служащих с точки зрения возможности осуществлять государственную службу до достижения установленного Законом предельного возраста, т.е. 65 лет. Действительно, право законодателя устанавливать специальные условия прохождения государственной службы (в том числе, как это было неоднократно отмечено Конституционным Судом РФ, - предельный возраст пребывания на службе) не должно подразумевать подобного расширения дискреции представителя нанимателя. Кроме того, в данном случае нарушается принцип равенства по возрастному критерию. Следует отметить и то, что трудовое законодательство, предусматривая возможность заключения срочного трудового договора с лицами, достигшими пенсионного возраста, тем не менее запрещает перезаключать с ними трудовой договор, заключенный на неопределенный срок. Допускается заключение срочного трудового договора с пенсионером по возрасту, только если он поступает в организацию (ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Все вышесказанное приводит к выводу о необходимости отказа от такого неконституционного вида изменения служебного контракта, как его перезаключение с лицом, достигшим возраста 60 лет.

И.Н.Гарячук

Аспирант

Поволжского

кооперативного института

Российского университета

кооперации

Статья 34. Расторжение служебного контракта по соглашению сторон

Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

1. Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

3. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

4. По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.

Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

2. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

3. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

5. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

6. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

7. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

8. По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.

Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:

а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

1_1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

(Пункт дополнительно включен с 3 декабря 2011 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ)

2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;*37.1.3.д)

г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта; *37.1.7)

8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям; *37.1.8)

8_1) отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (пункт дополнительно включен с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 155-ФЗ);

9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его пребывания в отпуске, в том числе отпуске по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей (часть в редакции, введенной в действие с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 155-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3_1. В случае расторжения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8_1 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (часть дополнительно включена с 11 июля 2011 года Федеральным законом от 27 июня 2011 года N 155-ФЗ).

4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.*37.4)

Взаимосвязанные положения части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя, - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2011 года N 25-П.

___________________________________________________________

Статья 38. Информирование выборного профсоюзного органа при расторжении служебного контракта

При принятии решения о возможном расторжении служебного контракта с гражданским служащим в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя в письменной форме информирует об этом выборный профсоюзный орган данного государственного органа не позднее чем за два месяца до сокращения соответствующей должности гражданской службы.

Статья 39. Прекращение и приостановление служебного контракта по обстоятельствам, независящим от воли сторон

1. Служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, независящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв:

1) в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; *39.1.1)

2) в связи с восстановлением на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность гражданской службы, по решению суда;

3) в связи с избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность либо избранием гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (пункт в редакции, введенной в действие с 21 июля 2009 года Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 187-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

4) в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) в иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

2. Служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с:

1) осуждением гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

2) признанием гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;

3) признанием гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; *39.2.3)

4) достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе (подпункт в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 317-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

5) применением к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации (пункт дополнительно включен с 22 августа 2009 года Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 160-ФЗ).

3. Прекращение служебного контракта по основанию, указанному в пункте 2 части 1 настоящей статьи, допускается с письменного согласия гражданского служащего, если невозможно в течение шести месяцев предоставить ему для замещения иную должность гражданской службы.

4. Если в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи, гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

5. В случае смерти (гибели) гражданского служащего либо признания гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу, служебный контракт прекращается, а гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих. *39.5)

Статья 40. Прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта

1. Служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае:

1) заключения служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;

2) заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

3) отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с настоящим Федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. В случае прекращения служебного контракта в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона представитель нанимателя выплачивает гражданскому служащему месячное денежное содержание, если нарушение правил заключения служебного контракта допущено не по вине гражданского служащего.

Статья 41. Расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

1. Служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации.

2. Гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Глава 7. Персональные данные гражданского служащего. Кадровая служба государственного органа

Статья 42. Персональные данные гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего *42)

1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

1) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других законов и иных нормативных правовых актов, содействия гражданскому служащему в прохождении гражданской службы, обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, учета результатов исполнения им должностных обязанностей и обеспечения сохранности имущества государственного органа;

2) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

3) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

4) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

5) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;*42.1.5)

6) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.

4. Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела утверждается Президентом Российской Федерации. *42.4)

Статья 43. Реестры государственных гражданских служащих Российской Федерации *43)

1. Представителем нанимателя ведется реестр гражданских служащих.

2. Сведения из личного дела гражданского служащего включаются в реестр гражданских служащих в государственном органе и хранятся на электронных носителях с обеспечением защиты от несанкционированного доступа и копирования.

3. Умерший (погибший) гражданский служащий, а также гражданский служащий, признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим решением суда, вступившим в законную силу, исключается из реестра гражданских служащих в день, следующий за днем смерти (гибели) гражданского служащего или днем вступления в законную силу решения суда. *43.3)

4. Часть утратила силу с 11 января 2011 года - Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 419-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

5. Часть утратила силу с 11 января 2011 года - Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 419-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

Государственной года

Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон служебного контракта с одновременным освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы.

Статья 35. Расторжение срочного служебного контракта

1. Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Срочный служебный контракт, заключенный на время выполнения определенного задания, расторгается по завершении выполнения этого задания, и гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

3. Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с настоящим Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

4. По истечении установленного срока полномочий гражданского служащего, замещающего должность гражданской службы категории "руководители" или "помощники (советники)", гражданский служащий может быть назначен на ранее замещаемую им должность или иную должность гражданской службы, за исключением случая совершения им виновных действий, если данное условие предусмотрено срочным служебным контрактом.


Статья 36. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

2. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в образовательное учреждение профессионального образования, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.


3. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

5. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

6. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

7. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

8. По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.