Главная · Транспорт · Проблемы опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми. Опека и попечительство над несовершеннолетними: отдельные сложные правовые вопросы

Проблемы опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми. Опека и попечительство над несовершеннолетними: отдельные сложные правовые вопросы

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства граждан. Так, в 2012 г. в России 44,8 % детей, оставшихся без попечения родителей, были переданы под опеку (попечительство). В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны – обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставляет соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей. К сожалению, новые формы (например, «патронатная семья») закрепляются в большей степени на уровне регионального законодательства, которое зачастую вступает в противоречие с федеральными нормами.

Проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что длительное время данный институт детально не исследовался. Среди ученых-юристов стало традиционным отношение к нему как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права» .

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона РФ № 48-ФЗ опека, а также попечительство должна устанавливаться в случаях, которые предусмотрены ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан также в случаях, которые установлены СК РФ.

Таким образом, основанием для установления опеки, а также попечительства над детьми признается факт утраты ими по тем либо другим причинам родительского попечения. Опекой, а также попечительством над детьми преследуются такие основные цели, как:

а) воспитание детей, которые остались без попечения родителей;

б) защита прав, а также интересов детей, которые остались без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК РФ, п. 1 ст. 31 ГК РФ).

Отличия между опекой и попечительством над несовершеннолетними детьми состоит в том, что опека может устанавливаться над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для того, чтобы была установлена опека, и попечительство над несовершеннолетними считается факт утраты ими попечения родителей (например, в случае смерти либо утраты родительских прав). Возможны даже случай, когда родители сами просят, чтобы над их детьми была установлена опека либо попечительство, в таком случае говорится об установлении опеки либо попечительства по заявлению родителей либо единственного родителя. В любом случае назначение опекуна либо попечителя осуществляется органами опеки, а также попечительства за месяц с того момента, когда появилась необходимость установления опеки либо попечительства. До того, как опека либо попечительство над ребенком не установлена, обязанности опекуна, а также попечителя должны выполняться органами опеки и попечительства.

Выявлять детей, которые остались без попечения родителей с тем, чтобы проводить их учет, а также устраивать исходя из конкретных обстоятельств в соответствии со ст. 121 СК РФ может лишь орган опеки и попечительства (и никакое иное юридическое, физическое лицо). Но также предусматривается обязанность должностных лиц, а также других граждан сообщить органам опеки, а также попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

После того, как была получена информации о детях, которые остались без попечения родителей, органы опеки, а также попечительства должны за три дня провести первичное обследование. При обследовании обследования органы опеки и попечительства должны проверять достоверность полученной информации, познакомиться с условиями, в которых проживал ребенок, установить родственников, которые имеют возможность обеспечить временный уход за ребенком до решения вопроса о его устройстве. В том случае, если у ребенка нет родственников, он незамедлительно должен быть отравлен в воспитательное учреждение.

В случае невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения за один месяц со дня выяснения факта утраты родительского попечения сведения о нем направляются в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится ребенок, — в региональный банк данных. При получении данных сведений, орган исполнительной власти субъекта РФ уже на всей своей территории принимает в течение месяца меры для устройства ребенка в семью. В случае невозможности устройства ребенка сведения о нем должны быть направлены в Министерство образования РФ, на которое возлагаю функции по реализации централизованного учета детей, которые остались без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве ребенка в семью российских граждан на территории Российской Федерации.

Орган опеки, а также попечительства по месту жительства ребенка определяет опекуна либо попечителя ребенку в течение месяца с момента, когда ему стало известно о надобности установления опеки либо попечительства над ним. В случае, которые заслуживают внимания обстоятельств (например, ребенок уже находится в семье кандидата в опекуны, попечители) опекун либо попечитель может назначаться органом опеки и попечительства также и по месту жительства опекуна (попечителя). В том случае, если ребенку, который нуждается в опеке, либо попечительстве, на протяжении месяца не был назначен опекун, либо попечитель, исполнение обязанностей опекуна, либо попечителя временно должно быть возложено непосредственно на орган опеки, а также попечительства. Назначение опекуна либо попечителя может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

В случае решении органом опеки, а также попечительства вопроса о назначении лица опекуном либо попечителем ребенка должны быть учтены такие обстоятельства, как:

а) способность лица к исполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б) его личные, а также нравственные качества;

в) отношения между ним и ребенком, который нуждается в опеке либо попечительстве;

г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д) если такое возможно, желания самого ребенка (п. 3 ст. 35 ГК РФ,

п. 2 ст. 146 СК РФ).

Для того, чтобы получить наиболее полные сведения о личности предполагаемого опекуна либо попечителя, орган опеки, а также попечительства имеет право потребовать от гражданина, который подал заявление, предоставить сведения о себе, а так же запросить информацию о нем в органах внутренних дел, органы записи актов гражданского состояния, медицинские, а также другие учреждения.

Оператор в течение десяти дней со дня получения документов должен рассмотреть их по существу, а также предоставить гражданину для ознакомления анкеты ребенка, а также фотографии детей, которые остались без попечения родителей, которые бы соответствовали его пожеланиям. После этого в соответствии с пожеланием гражданина оператором выдается ему направление на посещение ребенка. Сведения о ребенке, который остался без попечения родителей, на посещение которого выдается направление одному гражданину, не могут быть также сообщены второму гражданину. Гражданин должен в определенный для посещения ребенка, который остался без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора об итогах посещения такого ребенка, а также о принятом им решении.

В случае отказа гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он должен получить направление на посещение иного избранного им ребенка.

Гражданин должен в письменном виде проинформировать соответствующего оператора о том, что:

Он подал им заявление в суд об установлении усыновлении (удочерения) ребенка либо заявление в орган опеки и попечительства о том, чтобы была установлена опека (попечительства) либо создании приемной семьи;

Было вынесено решение о передаче ребенка на воспитание семью (решение суда об установлении усыновления (удочерения), либо принятии решения органом местного самоуправления об установлении опеки (попечительства), либо заключении договора о создании приемной семьи);

Принял решения об отказе от поиска ребенка, а также о том, чтобы был прекращен учет сведений о нем в государственном банке данных.

Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т. п.). Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо располагающему необходимыми для этого качествами в силу своего жизненного опыта, образования либо специальной подготовки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опекуны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсутствие у опекуна (попечителя) специального образования. Новеллой СК РФ является введение необходимости учета отношения к ребенку членов семьи будущего опекуна (попечителя) и их желания участвовать в его воспитании (супруг опекуна, попечителя, родители, дети). Указанное требование является обоснованным и вызвано стремлением создать для опекаемого ребенка наиболее благожелательную обстановку со стороны членов семьи опекуна (попечителя), без чего сложно решать задачи воспитания и развития ребенка в новых для него условиях. По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня развития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное требование и не является обязательным. В отличие от усыновления при передаче ребенка под опеку (попечительство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (попечителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуации, когда ребенок негативно относится к кандидату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мнения ребенка.

Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются ГК РФ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также СК РФ. Соблюдение предусмотренных ГК РФ и СК РФ требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи.

В большей мере опекунами (попечителями) назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т. п.), тогда удается наиболее полно учесть требования к личности опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Но и в данном случае законом не делается каких-либо исключений, которые бы позволяли принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии установленных законодательством препятствий.

Органом опеки, а также попечительства может быть назначен ребенку опекун (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-то причинам (длительная командировка, болезнь и т. п.) не могут сами осуществлять воспитание ребенка. В таком случае родителями может быть предложена органу опеки и попечительства определенная кандидатура опекуна (попечителя).

Анализ отечественной истории правового регулирования отношений опеки, а также норм зарубежного законодательства показал, что в принципе закон может устанавливать два разных основания возникновения обязанностей опекуна (попечителя). В первом случае лицо принимает на себя обязанности по собственной воле, изъявляет на это согласие (или даже прямо заявляет, ходатайствует об этом). Во втором происходит собственно принятие опеки, когда лицо не имеет выбора, не может отказаться

от предложения соответствующего государственного органа или общины, рода и исполняет обязанности опекуна вне зависимости от своего желания. Причины такого «навязывания» подопечного могут быть различными. В тот или иной исторический период играет роль совокупность одновременно нескольких факторов: значительного числа нуждающихся в попечении лиц; влияния норм морали, порицающих оставление человека без помощи; широкого подхода к общественным повинностям гражданина и других. Однако следует отметить, что современные общества уходят от такой модели.

Принятие опеки (попечительства) в принципе не может происходить принудительно. Принуждение представляется неприемлемым в условиях демократической формы правления, основанной на признании прав человека. По нашему мнению, устройство подопечного к опекуну (попечителю) без согласия последнего нарушает одно из естественных его прав — право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ). Само существование данных отношений, в сущности, в огромной степени зависит от воли опекуна (попечителя), который вправе в любое время от их продолжения отказаться. На практике инициатива в установлении опеки и попечительства предоставляется как органу опеки и попечительства, так и будущему опекуну (попечителю), при этом сущность отношений не изменяется.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1) Выявлять детей, которые остались без попечения родителей, проводить их учет, а также устраивать, исходя из определенных обстоятельств, в соответствии с СК РФ может лишь орган опеки и попечительства. После получения информации о детях, которые остались без попечения родителей, органы опеки и попечительства должны устроить ребенка в семью, а в случае невозможности устройства в семью его должны определить в воспитательное учреждение.

2) Действующее законодательство основано на принципе добровольности осуществления обязанностей по опеке (попечительству), что установлено ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

В то же время при назначении опекуна (попечителя) по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан акт об отказе в назначении может быть принят только в случае, если такое назначение противоречит гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка. Это означает, что в данной ситуации согласие опекуна (попечителя) не имеет значения.

Такой подход законодателя нельзя признать правильным, поскольку принудительное назначение опекуна (попечителя) однозначно будет противоречить интересам подопечного ребенка. В связи с этим в ст. 11 следует предусмотреть, что в заявлении родителей либо самого несовершеннолетнего о назначении опеки (попечительства) должно быть не только указано конкретное лицо потенциального опекуна (попечителя), но и зафиксировано его согласие на такое назначение.

3) Гарантией обеспечения прав и интересов подопечных является предусмотренное законом право органа опеки и попечительства требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и других организациях.

В то же время не требуется предоставление названных выше сведений, если опекун (попечитель) назначается на основании заявления родителей ребенка, самого ребенка в возрасте старше 14 лет и в других случаях (то есть не по заявлению потенциального опекуна (попечителя)).

С целью приведения положений закона к единообразию и обеспечения прав и интересов подопечного при установлении опеки (попечительства) любого вида следует предусмотреть: во-первых, обязанность органа опеки

и попечительства запрашивать соответствующие сведения, во-вторых, распространить это правило на все виды опеки (попечительства) независимо от оснований установления опеки (попечительства).

Для полного прекращения опеки, а также попечительства над несовершеннолетними законом предусматриваются специальные основания, а также определенная процедура. По указанным двум параметрам различают прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними, а также совершеннолетними гражданами.

Если для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними требуется специальное решения компетентного органа, то для того, чтобы прекратить данного решения не требуется. В ст. 40 ГК РФ указано, что основным юридическим фактом, вкоторый влекет полное прекращение опеки либо попечительства, считается достижение ребенком конкретного возраста – 14 лет. Данный юридический факт (событие) может являться правоизменяющим — в случае с опекой, когда она изменяется на попечительство. В п. 2 ст. 40 ГК РФ указано, что гражданин-опекун, после достижения ребенком возраста 14 лет автоматически должен стать попечителем несовершеннолетнего. Переквалификация опекуна в попечители осуществляется без принятия дополнительного решения об этом. Но такого может и не произойти, если несовершеннолетний страдает психическим расстройством, которое дает основание для того, чтобы признать его 14 лет недееспособным.

Не требуется особого решения также и для прекращение попечительства при достижении подопечным 18 летнего возраста (п. 3 ст. 40 ГК РФ). Основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними, без особого решения об этом в силу прямого указания закона, осущаствляется в случае приобретении указанным подопечным полной дееспособности в случае: эмансипации (приобретение несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им восемнадцатилетнего возраста); вступления в брак несовершеннолетним. Данные основания приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) предусмотриваютя соответственно в п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК РФ.

Также, опекун (попечитель) перестает быть носителем таких прав, в случае если опека (попечительство) установливается на конкретный период времени, который обозначен в решении (постановлении) органа опеки и попечительства.

Опека либо попечительство прекращается в следующих случаях:

1) в случае смерти опекуна либо попечителя или подопечного;

2) в случае истечения срока действия акта о назначении опекуна либо попечителя;

3) в случае освобождения или отстранении опекуна либо попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случае достижения малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним должна быть прекращена, а гражданин, который осуществлял обязанности опекуна, назначается попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

5) попечительство над несовершеннолетним должно прекращаться без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также в случае вступлении его в брак и в иных случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетнего возраста.

Гражданин может назначаться опекуном либо попечителем лишь при наличии его согласия. И данное положение так же признается одним из прогрессивных новелл российского законодательства. ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает в качестве главного принципа государственного регулирования деятельности в указанной области принцип свободного принятия гражданином обязанностей по опеке, а также попечительству и свободного отказа от исполнения таких обязанностей (п.1 ст.5). С целесообразностью указанной новации невозможно не согласиться, учитывая наиболее обременительный характер обязанностей, которые возлагаются на опекунов и попечителей, надлежащее исполнение которых (тем более безвозмездное) является невозможным без осознанного желания, намерений лица принять на себя данные обязанности, а также должным образом их исполнять.

Орган опеки и попечительства может освобождать опекуна либо попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе на определенное, в случае если возникают противоречия между интересами подопечного, а также интересами опекуна либо попечителя.

Орган опеки и попечительства имеет право отстранить опекуна либо попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна либо попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей является возможным в случае если:

1) они ненадлежащим образом исполняют возложенне на них обязанности;

2) нарушают права, а также законные интересы подопечного, в том числе при реализации опеки либо попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора, а также необходимой помощи;

3) органом опеки и попечительства выявляются факты существенных нарушений опекуном либо попечителем определенных федеральным законом либо договором правил охраны имущества подопечного и (либо) распоряжения его имуществом.

Лицо, которое выполняет обязанности опекуна либо попечителя, не позднее трех дней с того момента, когда ему стало известно о прекращении опеки либо попечительства, должно представить в орган опеки и попечительства отчет о хранении, об использовании имущества подопечного, а также об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм, а также иных платежных документов).

Орган опеки и попечительства в случае обнаружения в действиях опекуна либо попечителя оснований для того, чтобы привлечь их к административной, уголовной либо другой ответственности должен принять определенные меры не позднее чем через семь дней с того момента, как им был получен отчет либо не позже чем через четырнадцать дней с того момента, как были обнаружены оснований для привлечения опекуна либо попечителя к ответственности.

Прекращение обязанностей опекунов и попечителей производится в формах освобождения и отстранения органом опеки и попечительства опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Согласно ст. 39 ГК орган опеки и попечительства освобождает опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей в случаях:

— возвращение несовершеннолетнего подопечного родителям. Например, родители (один из них) возвращаются из мест лишения свободы, восстанавливают свое здоровье, меняют к лучшему свой образ жизни и т. п. Такой возврат не может быть осуществлен автоматически. При отказе родителям (одному из них) в иске опека (попечительство) сохраняется. В случае удовлетворения иска родителей (одного из них) опека (попечительство) прекращается с момента вступления решения суда в законную силу;

— передача его на усыновление. В результате усыновления подопечного меняется его семейно-правовой статус, а опека (попечительство) прекращается. Выносить специальное постановление об освобождении опекуна (попечителя) при этом не требуется;

— помещение подопечного в соответствующее детское учреждение, в этом случае опекун (попечитель) освобождается от исполнения обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. Выполнение обязанностей опекуна (попечителя) в таких случаях возлагается на администрацию детского учреждения;

— иные уважительные причины (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т. п.), препятствующие опекуну (попечителю) исполнять свои обязанности (п. 2 ст. 39 ГК РФ). Так, бабушка отказалась от своей опекаемой 16-летней внучки по причине того, что та стала дружить с юношей, поздно возвращаться домой. Она написала заявление в администрацию района о том, что она с ней не может справиться. Если уважительные причины не дают возможности должным образом осуществлять опекунские обязанности, то просьба опекуна (попечителя) об освобождении его от ранее принятых на себя обязательств подлежит удовлетворению, а опека (попечительство) прекращается на основании специального постановления органа опеки и попечительства. Если найти в таких случаях другого опекуна (попечителя) невозможно, орган опеки и попечительства призван оказать помощь в преодолении препятствий в осуществлении действующей опеки (попечительства).

Отказ от передачи бывшего подопечного органу опеки и попечительства, после прекращения опекуном (попечителем) исполнения своих обязанностей, приводит к обращению соответствующего органа в суд с иском об отобрании ребенка. Отстранение от исполнения опекунских или попечительских обязанностей влечет за собой невозможность для отстраненных лиц в дальнейшем выступать в роли приемных родителей, усыновителей и опекунов (попечителей).

Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей по своей правовой природе служит мерой защиты. Для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличие вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.

Таким образом, опека и попечительство — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания и воспитания.

Опека и попечительство – основной способ защиты их прав и интересов.

Отметим, что оформить опеку или попечительство над несовершеннолетним ребенком достаточно сложно, при этом лишиться права исполнять обязанности попечителя (опекуна) легко, поскольку Семейный, Гражданский кодексы РФ и Закон об опеке, направлены на максимально возможную защиту прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родителей.

Таким образом, опека либо попечительство должна прекращаться: в случае смерти опекуна либо попечителя или подопечного; в случае истечения срока действия акта о назначении опекуна либо попечителя; в случае освобождения или отстранении опекуна либо попечителя от исполнения своих обязанностей; в случае достижении малолетним подопечным четырнадцати летнего возраста опека над ним прекращается, а гражданин, который осуществляет обязанности опекуна, признается попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом; попечительство над несовершеннолетним должно прекращаться без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати летнего возраста, а также в случае вступления его в брак и в иных случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетнего возраста.

В рамках действующего законодательства широкий спектр обязанностей возлагается на опекунов и попечителей несовершеннолетних лиц. В их обязанности также состоят в совместном проживании с ребенком и постоянном с ним общении, заботе о его воспитании и обучении, обеспечении не только материальных, но и духовных условий для физического, интеллектуального и нравственного развития (п. 3 ст. 36 ГК РФ) . Надлежащее исполнение названных обязанностей возможно только при условии внутреннего желания, твердой установки опекуна, осознания им своего духовно-нравственного долга перед подопечным или, например, перед его умершими родителями.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь несовершеннолетнего ребенка и его будущих родителей ждет ряд нормативно-правовых проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Действующие нормы Гражданского и Семейного кодексов Российской Федерации не позволяют разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, на данном этапе коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления.

В настоящее время в коррекции нуждаются правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Несоизмеримость бюрократической направленности процедуры опеки и возможностей большинства, желающих стать опекунами ставит ребром необходимость упрощения процедуры опеки и попечительства. Несмотря на принятие новых законов в 2013 году ситуация по-прежнему остается критической.

В рамках курсовой работы необходимо особенно выделить проблему коллизионности норм в сфере нормативно-правового регулирования опеки и попечительства. Например, в ч. 4 ст. 29 Закона «Об опеке и попечительстве» указывается: «Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя» . Совершенно иное содержание имеет ч. 2 п. 2 ст. 39 ГК РФ после внесения в нее соответствующих изменений: «Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя, в том числе временно» . Буквальное толкование данной нормы дает основание утверждать, что освобождение в силу данных обстоятельств возможно только по инициативе органа опеки и попечительства. Здесь имеет место нарушение правил юридической техники, в связи с чем целесообразно привести в соответствие нормы ГК РФ и Закона «Об опеке и попечительстве» .

Поскольку в настоящее время закон предоставляет возможность осуществления опеки и попечительства различным организациям, в которых находится подопечный в связи с лечением либо оказанием ему социальных, образовательных или иных услуг, существенно повышается вероятность злоупотреблений либо некомпетентности при осуществлении этих функций.

Требует уточнения гражданско-правовой статус органов опеки и попечительства. С одной стороны, как и любые органы публичной власти, они не могут обладать статусом юридического лица и действуют от имени и в интересах соответствующего публичного образования; в частности, органы опеки и попечительства действуют от имени соответствующего субъекта РФ. С другой стороны, они вправе и обязаны участвовать в гражданском обороте и защищать интересы подопечных в период, когда опекун или попечитель еще не назначен, а также заключать договоры о возмездном осуществлении опеки или попечительства.

Существование договорной и внедоговорной форм опеки и попечительства связано с безвозмездной и возмездной опекой (попечительством), что относится не к форме, а к сути. Другое дело, что безвозмездная опека облекается во внедоговорную форму, т.к. для ее назначения достаточно акта публичной власти - акта органа опеки и попечительства. Возмездная опека (попечительство) помимо такого акта требует облечения в частноправовую, договорную форму. Более детальная классификация форм опеки и попечительства позволила автору детально рассмотреть договор об осуществлении опеки и попечительства в обычном ее понимании («классическая») опека, договор о приемной семье и договор о патронатной семье (о патронате, о патронатном воспитании). Характеризуя современное состояние правового регулирования этих договоров, диссертант обращает внимание на «экспансию» гражданского права в регулирование семейных отношений, хотя нередко это противоречит самому существу семейных отношений. Создается впечатление, что таким «волевым» способом законодатель решил положить конец научной дискуссии о комплексном характере правового института опеки и попечительства, а заодно и об отраслевой самостоятельности семейного права. Особенно тяжело это отразилось на патронатной семье, т.к. превращение ее в разновидность опеки повлекло утрату ее внутренней сущности, а именно, возможности оказывать помощь детям, оказавшимся не обязательно без попечения родителей, а в любой трудной жизненной ситуации, при одновременном сохранении для них кровной семьи как «de facto», так и «de iure». По существу, свернутой оказалась инициатива субъектов РФ, которые широко использовали возможности, предоставленные им ч. 2 ст. 123 СК РФ и предусмотрели различные формы патронатного воспитания.

Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.

В условиях современной России возникла острая необходимость расширения перечня лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. В частности, в опеке нуждаются лица, не могущие быть признанными недееспособными в силу психического расстройства, в то же время не могущие самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности, например, находящиеся в коматозном состоянии, в состоянии амнезии и т.п. В попечительстве нуждаются лица, страдающие токсикоманией, игроманией или иной пагубной зависимостью и тем самым ставящие свою семью и /или себя самих в тяжелое материальное положение. В связи с этим необходимо дополнить ст. 31 ГК РФ и ст. 13 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» нормами, предусматривающими возможность назначения опеки или попечительства по заявлению самого лица, нуждающегося в попечительстве, либо по заявлению членов его семьи; в последнем случае опека или попечительство должны назначаться судом.

1.1. История развития опеки и попечительства в России

1.2. Современная опека и попечительство

Глава 2. Органы опеки и попечительства в рф

2.1. Понятие и цели органов опеки и попечительства

2.2. Источники правового регулирования опеки и

попечительства над несовершеннолетними

2.3. Структура органов опеки и попечительства

2.4. Организация работы органов опеки и попечительства

Глава 3. Изменение и прекращение опеки и попечительства

3.1. Освобождение и отстранение опекунов и попечителей

от исполнения ими своих обязанностей

3.2. Прекращение опеки и попечительства

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящий момент, учитывая социально-экономическое положение в нашей стране, проблема опеки и попечительства над несовершеннолетними являетсякак никогда актуальной.

По причине общего социально-экономического неблагополучия особую тревогу вызывает положение детей-сирот, выпускников школ-интернатов. Практика, используемая сегодня в социальной работе с семьей, когда процессы распада деградации в ней носят необратимый характер, не снижает уровня процесса социального сиротства. Разрушительный для судьбы ребенка развод родителей и прекращение семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, напротив создает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии и ставит их на путь асоциального поведения и даже суицида.

Семья – самое важное, что есть у ребенка. Дети, лишенные любви и заботы родителей, не способны стать полноценными членами общества. Семья традиционно представлялась как оплот всего необходимого для ребенка – воспитания, содержания, заботы, защиты его самого и его прав. Забота о семье и воспитании детей всегда являлась одной из главных задач нашей страны. Опека (попечительство) представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения.

Опека и попечительство – это, во-первых, правовой институт, т.е. совокупность норм, регулирующих соответствующие отношения, во-вторых, деятельность соответствующих органов, опекунов и попечителей по защите прав и законных интересов подопечных (т.е. лиц, над которыми установлена опека или попечительство).

Данный правовой институт охватывает широкий круг вопросов, которые связаны и с семейным, и с гражданским законодательством. Понятие опеки и попечительства тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство, излагаются в одних и тех же законодательных актах, а их решением занимаются одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Одинаковым является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права своих подопечных. Тем не менее, между опекой и попечительством существуют некоторые различия. В связи с тем, что опеку назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все юридические действия, в то время как попечитель является лишь помощником своего подопечного.

В течение многих лет законодательство об опеке и попечительстве практически не изменялось. Формирование нового отечественного гражданского законодательства в начале 90-х-годов, изменившее наши представления о многих институтах гражданского права, положений об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц, почти не коснулось. К числу произошедших перемен можно отнести: появление правил о доверительном управлении имуществом подопечных, устранение понятия "опека над имуществом" Наиболее значимым для института опеки и попечительства изменением является "перемещение" его основных положений в гражданское законодательство.

Изучив вышесказанное, мы видим, что тема данной дипломной работы является действительно актуальной.

Степень изученности проблемы. Важнейшие по своей содержательной глубине и перспективному значению разработки в области опеки и попечительства разрабатывались целым рядом известных ученых. Можно выделить работы таких ученых, как М.В. Антокольской, А.П. Сергеева, В.В. Кустова, Е.Ю. Валявиной, А.И. Милевского, И.М. Кузнецовой и многих других.

Данной проблеме были посвящены специальные издания лишь в 1966 г. (А.И. Пергамент), 1971 г. (Н.М. Ершова), 1983 г. (A.M. Белякова и другие), 1993 г. (A.M. Нечаева) .

Объектом исследований является институт опеки и попечительства в РФ.

Предметом настоящей работы является современное законодательство, регулирующее нормы опеки и попечительства.

Исходя из актуальности данной проблемы, цель проводимого в дипломной работе исследования - анализ института опеки и попечительства в России: его становление, развитие и действие в настоящее время.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи :

Изучить историю развития опеки и попечительства в РФ

Рассмотреть структуру и организацию работы органов опеки и попечительства в РФ

Раскрыть основания и порядок установления, изменения и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними;

Осветить права детей, находящихся под опекой (попечительством);

Охарактеризовать права и обязанности опекуна (попечителя).

Законодательное регулирование выбранной темы работы осуществляется Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

В процессе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими являются методы анализа и синтеза, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, используются метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, которые используются в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права. Данные методы помогают наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты опеки и попечительства в рамках цели и задач исследования.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, включающих в себя 8 параграфов, заключения и списка литературы.

Бледнова Дарья Евгеньевна

студент 4 курса, кафедра социальной работы, СКФУ, г. Ставрополь

E - mail : darsen 86@ rambler . ru

Агулина Светлана Вячеславовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СКФУ, г. Ставрополь

Человек изначально всегда стремился жить в благополучном и комфортном обществе. Из века в век мы создаем условия для хорошей жизни, обеспечивая себя всем необходимым для полноценной жизнедеятельности. В настоящее время существует множество социальных проблем, решение которых положительно влияет на развитие общества в целом. Так проблема устройства и социализации детей-сирот в современной России с каждым годом приобретает особую степень важности и решения. Изучением данной проблемы занимаются многие ученые и научные деятели. Теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в РФ заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: А.Г. Гойхбарг, Е.Г. Азаровой, А.Д. Джабраиловой, О.А. Кабышева, И.М. Кузнецовой, А.М. Нечаевой, К.И. Скловского, Л.Ю. Михеевой, О.Ю. Косовой, Р. Мурзина, Л. Шохиной. Социальный аспект исследования данной проблемы рассматривался в публикациях А.С. Воронина, И. Дементьевой, В. Озерова.

Если проанализировать статистические данные на 2011 год о семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить его структуру, которая состоит из: безвозмездной формы опеки (попечительства) (60,3 %), возмездной формы опеки (попечительства) (23,7 %), усыновлении иностранными гражданами (5 %), усыновление российскими гражданами (11 %) . Опираясь на эти статистические данные важно отметить, что в России лидирующую позицию занимает безвозмездная опека (попечительство), которая представляет собой форму опеки, когда опекун безвозмездно, то есть бесплатно выполняет принятые на себя обязанности в отношении опекаемого. Государство до совершеннолетия подопечного выплачивает денежные пособия опекуну. Самый маленький процент приходится на усыновление детей иностранными гражданами, хотя в настоящее время достаточно часто данное усыновление применяется на практике во всем мире.

Существующая актуальная потребность общества в жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана не только с тем, что определенное число родителей не выполняет свои функции по отношению к родным детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данных категорий. Поэтому необходимо проанализировать состояние опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России и выделить основные пути ее дальнейшего развития.

Согласно Федеральному Закону РФ «Об опеке и попечительстве» , опека является формой социального устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних). Назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных. Опекуны, в соответствии с законом, могут совершать от имени опекаемых и в их интересах все юридически значимые действия. В отличие от опеки, попечительство - это такая форма социального устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Попечители (граждане, назначенные органом опеки и попечительства) обязаны: оказывать подопечным, которые являются несовершеннолетними, содействие в осуществлении их прав; охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц; давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации . Опека и попечительство представляет собой систему норм, содержащихся в семейном, гражданском, административном законодательстве и законодательстве об органах местного самоуправления. Следует отметить, что основные положения об опеке и попечительстве установлены гражданским законодательством.

Кроме опеки и попечительства существует еще такая форма социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот, как усыновление. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью. В данном случае юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными матерью и отцом. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей .

Особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех случаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно по каким-либо причинам. Во-первых, ребенок может оказаться невостребованным для усыновления, во-вторых, он может проживать вместе с кем-то из родственников, желающих стать опекуном или попечителем. Может возникнуть такая ситуация, когда перемещение ребенка в другую семью будет противоречить его интересам. В этих и подобных случаях установление опеки (попечительства) предпочтительнее усыновления. Во многих регионах России установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап к усыновлению ребенка. Как правило, прoживание ребенка с опекунoм мoжет пoказать, будет ли удачным последующее усынoвление. При не нахождении взаимопонимания ребенка и опекуна, возможно освобождение опекуна от исполнения обязанностей. Это сделать значительно проще, чем отменить усыновление, специфика которого состоит в бессрочном характере правоотношений - в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка. Эти особенности подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ).

Согласно ГК РФ выделяют две формы опеки и попечительства - безвозмездную и возмездную (или опека по договору).

Безвозмездная опека (попечительство). Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в котором может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается (ст. 40 ГК РФ). Гражданин, который является опекуном, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право попечителя или опекуна на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства .

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей - граждан Российской Федерации следующими лицами: иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства. Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации, главой 29 ГПК Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами.

На сегодняшний день важно, чтобы институт опеки и попечительства активно реализовывал свои прогрaммы на прaктике. В настоящее время в РФ реализуется такая стратегия семейного устройства детей-сирот, как приемная семья, которая является одним из путей развития эффективности института опеки и попечительства. Данная стратегия должна предусматривать создание школы для приемных родителей. Такая школа для приемных родителей может быть представлена в виде обучающего курса подготовки родителей к приему детей. Целью курса является освоение необходимых знаний в области воспитания, ухода и защиты ребенка. Эти знания помогут будущим приемным родителям справиться с трудностями приема, стать компетентным опекуном (усыновителем, приемным родителем, патронатным воспитанием), воспитать ребенка, чья история жизни омрачена потерями и неблагополучием. Вся программа курса должна быть разделена на четыре блока: юридический (социально-правовой), медицинский, психолого-педагогический и социальный. Раскроем основное содержание каждого из блоков.

Юридический блок будет включать в себя ознакомление с процедурой подготовки документов на усыновление. Здесь будущие родители и опекуны могут разобраться в требованиях, которые предъявляются к усыновителям и опекунам.

Медицинский блок должен включать оценку собственных сил и возможностей для принятия ребенка в семью; изучение влияния генетики на развитие ребенка; понимание особенностей развития и состояния здоровья детей.

В психолого-педагогическом блоке будут реализовываться следующие задачи: восстановление детей от моральных травм и негативного опыта, полученного в кровной семье и учреждениях; изучение педагогических приёмов, способствующих общению с детьми; получение необходимой помощи и моральной поддержки.

Социальный блок будет включать два основных направления, способствующих решению конкретных задач социального характера: получение консультации и обсуждение c новыми слушателями и опытными принимающими родителями проблем различного характера через интернет-телефонию, открытые и закрытые в рамках сообщества онлайн конференции и чаты; принятие участия в групповых семинарах по наиболее востребованным темам, на которые будут приглашены интересные и квалифицированные специалисты. Участие приемных родителей в работе социального блока позволит им быть в курсе новостей и того, когда и почему происходят изменения в семейном устройстве, что ждет их в ближайшем и отдаленном будущем. У приемных родителей будет возможность обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству быта, тонкостям общения с окружающими. Это можно будет осуществлять не только на конференциях сообщества, но и в рамках самостоятельно созданного сообщества, и в кругу своих друзей.

В рамках этой программы обучающего курса должны обсуждаться основные проблемы, возникающие у приемных родителей:

1. В рамках проблемы, связанной с психологической неготовностью принять ребенка в семью, можно обсудить мотивы семьи, которые могут привести к психологическому кризису из-за неоправданных ожиданий. Важной темой для обсуждения должна стать психология ребенка, который остался без попечения родителей. На таких занятиях необходимо рассказывать об изменениях, неизбежно происходящих с ребенком, который потерял семью или никогда ее не имел.

2. Наиболее актуальной остается проблема знакомства будущих родителей с ребенком. Ведущие курса будут рассказывать, как избежать травмы родителей и детей, поскольку органы опеки в большинстве своем не умеют правильно представлять информацию о ребенке, а персонал сиротских учреждений не всегда грамотно проводит первую встречу.

3. Должны активно обсуждаться вопросы законодательства, касающиеся проблемы опекунства и усыновления, а именно получение пошаговой инструкции действий приемных родителей, разъяснение их прав и обязанностей.

4. В рамках обсуждения проблемы адаптации ребенка в приемной семье, специалисты должны рассказывать об особенностях поведения ребенка, которому нужно привыкнуть к новой жизни, описать возможные конфликты и способы их преодоления.

Кроме этого в школе приемных родителей будут проводиться консультации на тему - как оценить потенциал ребенка, что особенно важно для маленьких детей, которые из-за психологической травмы очень сильно отстают в развитии. В данной школе будут вести занятия практикующие психологи, врачи, юристы, работники сиротских учреждений. Общение с ними может дать довольно полное представление о процессе, который предстоит приемным родителям.

Несмотря на то, что реализация идеи школы приемных родителей для всех желающих пока несовершенна, идея эта, безусловно, актуальна. И усыновителям, и опекунам, и приемным семьям необходимы подобные занятия. Следует отметить, что люди, которые работают в органах опеки и сиротских учреждениях, не оказывают кандидатам в родители должную психологическую поддержку и, как правило, не дают необходимых им рекомендаций. В результате и приемные родители, и приемные (усыновленные) дети получают психологические травмы, совершают ошибки. Поэтому создание школы приемных родителей может помочь в решении волнующих человека вопросах в данной области.

Таким образом, одним из перспективных путей повышения эффективности опеки и попечительства в современной России является создание школы для приемных родителей. В какой-то мере, занятия в школе приемных родителей позволят получить необходимую информацию и «дозреть» будущим родителям до ответственного решения, а также сберечь им массу нервов и сил на этом нелегком, но таком необходимом жизненном пути. Данные школы помогут гражданам нашей страны стать грамотнее в правовых и практических аспектах института опеки и попечительства, что в дальнейшем может стать залогом постепенного улучшения жизни детей-сирот в целом.

Список литературы:

1.Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Семейные формы устройства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.usynovite.ru/adoption_/guardianship_/ (дата обращения 23.09.2013).

2.Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Усыновление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.usynovite.ru/adoption_/adoption_/ (дата обращения 23.09.213).

3.Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Структура семейного устройства детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2011/2/ (дата обращения 23.09.2013).

4.«Об опеке и попечительстве»: ФЗ РФ от 24.04. 2008 № 48-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148900;dst=0;ts=536F6F20460B3F418892FBC3C069B8CF;rnd=0.9849658303484814 (дата обращения 23.09.2013)

5.Рабец A.M. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2008. - 153 с.

Опека может осуществляться над особами, которые еще не доросли до 14-ти лет. После 14-лет это уже не опека, а попечительство.

Объединяет эти понятия то, что и то и другое является формой воспитания, но только в том случае, если с родителями ребенка произошло что-то очень серьезное. Ребенок может остаться без родителей по многим причинам. К основным из них можно отнести: болезнь или летальный исход, а также лишение родительских прав.

Кому государство может оказать помощь?

В первую очередь — это дети-сироты, а также дети, которые остались без присмотра. Ведь родителей-наркоманов или алкоголиков трудно назвать родителями, они не смогут дать надлежащее воспитание ребенку и не выполняют свои обязанности, поэтому государство имеет полное право законно лишить таких людей родительских прав.

Раньше опека считалась не правом, а обязанностью. Когда ребенок лишался родителей, близкие родственники должны были стать опекунами. Только в 1775 решили, что такими делами должно заниматься государство. Как известно, было четкое разделение на слои общества, и для каждого слоя была соответствующая опека. Сейчас же есть определенный порядок установления опеки и попечительства.

Кто назначает опекуна или попечителя?

Конечно же, этим занимаются соответствующие органы опеки и попечительства. В первую очередь, это полностью дееспособный человек, который заинтересован в воспитании ребенка.

Над кем может быть назначено опекунство?

Над детьми и над недееспособными лицами – инвалидами. Таким людям назначается попечитель.

Порядок установления опеки и попечительства

В первую очередь опекун должен хотеть заниматься ребенком и быть заинтересованным в его воспитании. Самое главное, чтобы опекун имел нравственные качества и был способен позаботиться о ребенке надлежащим образом.

Если ребенку больше 10-ти лет он сам способен выразить мнение на счет своего будущего опекуна. Если он не согласился, человек, желающий быть опекуном, не сможет им стать.

Опекунам дается удостоверение, а на ребенка заводят личное дело, где хранится каждый его документ.

Опекун или попечитель назначается не позже, чем через месяц, после того как ребенка остается без родителей. Если этого не происходит, то воспитанием временно занимаются органы опеки.

Кто может стать опекуном?

Как и раньше в большинстве случаев это самые близкие родственники, главное, чтобы у их с ребенком были хорошие отношения. Опекун должен понимать, что ребенку очень непросто быть без родителей, и учитывая этот факт, он должен соответственно относиться к ребенку. Также он должен быть готов выполнять все обязанности.

Кто не может стать опекуном?


Если нет опекунов, то ребенком занимается государство. Их оформляют в детские дома или другие подобные заведения. Есть и такое понятие как временные опекуны. Они имеют все обязанности, что и опекуны, но не имеют прав на имущество подопечного и не могут им распоряжаться.

У ребенка может быть несколько опекунов. Если супружеская пара взяла на себя ответственность опекунов, то после расторжения брака, они оба все равно обязаны выполнять то, что требуется по закону.

Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители)

Будущий опекун может лично подать заявление о желании быть опекуном в органы опеки и попечительства. При этом нужно обязательно иметь паспорт или другой документ, подтверждающий личность.

Кроме заявления есть еще ряд документов, которые необходимо предоставить опекуну.

  • Заявление;
  • Также необходима справка с работы , должен быть указан размер дохода за последний год, это необходимо для того, чтобы быть уверенным, что опекун сможет обеспечивать не только себя, но и ребенка;
  • Выписка из книги (домовой) ;
  • Справка органов, где указано, что у опекуна нет судимостей , он чист перед законом и может стать полноправным опекуном или попечителем;
  • Медицинская справка о том, что опекун полностью здоров;
  • Если опекун состоит в браке , он должен иметь при себе документ, подтверждающий это. Необязательно оригинал, копии будет достаточно;
  • Не менее необходимо и согласие каждого из членов семьи. Оно должно быть в письменном виде;
  • Также справка о том, что помещение вполне пригодно для проживания;
  • Автобиография будущего опекуна;
  • И документ, который подтвердит то, что опекун знает обо всех своих обязанностях.

Права и обязанности опекунов (попечителей) и подопечных

Все мы обычно знаем о своих правах, но обязанности также необходимо знать:

  • Опекуны обязаны, в первую очередь, проявлять заботу , внимание и уход.
  • Также оплачивать обеспечение подопечных и лечить их в случае заболеваний.
  • В том случае, если подопечный имеет проблемы с психикой , он может нести вред себе, опекуну и окружающим, тогда в обязанности опекуна входит – сообщить в больницу. Так будет лучше, его должны лечить. Хранить такое в секрете очень небезопасно.
  • Если кто-то незаконно держит у себя подопечного , опекун имеет полное право забрать его и самостоятельно заниматься воспитанием.

Если говорить о правах, в интересах ребенка, опекун может распоряжаться его имуществом.

Но они не имеют права дарить вещи несовершеннолетнего ребенка. Все деньги, которые может получать подопечный, он вправе тратить самостоятельно.

За опекунами наблюдают специальные органы. Они проверяют, как опекуны ведут себя с детьми и выполняют ли надлежащие им обязанности. Они приходят с проверкой, чтобы убедиться, что отдали подопечного в надежные руки. Любые сделки, которые собираются быть заключенными, в первую очередь опекуны должны обсуждать с органами опекунства и попечительства.

Опекун обязан:

  • Обязан проживать со своим подопечным , защищать интересы ребенка, обеспечивать всем, что ему необходимо для жизни и нормального развития. В основном, опекуны имеет те же обязанности и права на ребенка, как и родители.
  • Если опекун меняет место жительства , соответственно и подопечный меняет, поэтому опекун обязан обратиться в органы и сообщить новый адрес.
  • За поведение ребенка отвечает опекун.
  • Если родители есть и они не лишены прав, то ребенок имеет полное право держать с ними связь , также и с остальными членами семьи ли родственниками ребенок имеет право общаться, если сам этого пожелает. Также опекун обязан дать подопечному образование.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: выплаты

Любые выплаты, которые поступают подопечному лицу – это его выплаты. Он сам в праве ими распоряжаться. Сюда можно отнести стипендию, льготы, которые начисляет государство. У опекунов или попечителей есть право на получение ежемесячного пособия. Но если эта опека, осуществляется над пожилыми людьми, тогда опекун не получает выплат и льгот, он делает это по собственному желанию, ничего не требуя взамен.

Кто может получать пособие каждый месяц?

Люди, у которых нет работы (не трудоустроенные), также мужчины до 60-ти лет и женщины до 55-ти. Если уход нужен постоянный и врачи подтверждают это, только в таком случае оплачивается опекунство над пожилыми людьми. Деньги выплачивает государство для того чтобы опекун мог полностью обеспечивать и содержать подопечного.

Еще есть такое понятие, как вознаграждение. Вознаграждение получает опекун или попечитель, если находит для ребенка приемную семью. Временное опекунство государство не оплачивает, если оно назначено родителями ребенка.

Проблемы опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Быть опекуном или попечителем не так уж просто как кажется, на первый взгляд, ребенок должен привыкнуть. Возникает множество проблем с такими детьми, потому что у чаще всего опекунов требуют дети, лишившиеся собственных родителей. Для ребенка это огромная психологическая травма, очень важно с ним все время находиться рядом.

Детям нужно внимание и забота, это действительно так, дети требуют постоянного внимания, особенно такие дети, которым пришлось пережить потерю самых близких людей. Опекун должен это понимать и вести себя соответственно, только так можно помочь ребенку справиться с психологической травмой или проблемой.

Чаще всего такие дети — замкнутые в себе, неразговорчивые, задумчивые и одной из самых основных задач опекуна является психологическая помощь ребенку. Очень важно вернуть его к нормальной жизни, для этого придется потратить много времени сил, а главное, терпения. Только терпение и желание помочь ребенку помогут вам добиться желаемого результата.

Прекращение опеки и попечительства

Если опека прекращается по причине того, что опекун не выполнял свои обязанности или не следил за ребенком, возможно, стал жертвой наркотиков или алкоголизма, тогда он обязан возместить ущерб за то имущество подопечного, которое он повредил. Если он нанес какие-то повреждения тому, что принадлежало ребенку, также обязан за это заплатить.

Если ребенку не нравится его попечитель или опекун, ему кажется, что опекун не ведет себя как положено и не делает то, что обязан, а также нарушает права подопечного, тогда подопечный имеет полное право написать заявление и обратиться в органы. Это заявление рассматривают не больше 4 недель, а потом суд принимает решение. С опекуна снимутся обязанности только после решения суда.

Опека прекращается в случае, если:

  • В том случае, если нашлись родители ребенка или его решили усыновить, тогда ребенка передают им и с опекуна снимаются все обязанности.
  • Опекун становится попечителем сразу после того, как ребенку исполняется 14 лет. Для этого необязательно идти в органы опеки или обращаться в суд.
  • Если опекун признается недееспособным , тогда опека прекращается.
  • Опекун может и сам отказаться быть опекуном. Но на это должны быть очень уважительные причины, к таким можно отнести серьезную болезнь или нежелание ребенка общаться с опекуном.

Попечительство прекращается в случае:

  • Когда ребенок достигает своего совершеннолетия , тогда обязанности с попечителя снимаются.
  • Если несовершеннолетнее лицо решает вступить в брак , в этом случае попечительство также прекращается.
  • После того, как подопечный становится полностью дееспособным , он не нуждается в попечителе, и продолжать держать им связь или нет, они решают сами, по желанию, без органов опеки и попечительства и без суда.
  • Если дееспособности не было, а сейчас есть , она восстановилась, в этом случае также прекращается попечительство.

Вопросы-ответы

  • Сколько платят за опекунство? Ответ: В каждой стане по-разному, в зависимости от того чьим опекуном вы являетесь. Над пожилыми людьми опекунство проходит безвозмездно.
  • Опека и попечительство – Это одно и то же? Ответ: Опека до 14, попечительство с 14 до 18.
  • Может ли подопечный отказаться от опекуна? Ответ: Если на это есть очень весомые причины.